Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года

Канышева Алевтина Геннадьевна

3.1. Приоритетные направления региональной информатизации

 

Образование

Информатизация образования в автономном округе должна проводиться на системной основе с учетом основных направлений приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». На региональном и муниципальном уровнях необходимо обеспечить единые правила и требования по использованию дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций, электронную запись на каникулярный отдых.

При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами власти и организациями. По возможности необходимо исключить дублирование бумажных носителей и исключить необходимость посещения заявителем органов управления образованием (там, где это юридически возможно).

В рамках реализации инициативы в сфере образования, утвержденной приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и в целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется уделять внимание развитию инструментов электронного, в том числе дистанционного образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями.

Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях с интеграцией в информационную систему «Контингент». Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно использовать типовой подход на региональном и муниципальном уровне. Все учреждения образования должны использовать типовой подход, чтобы при переходе из одного учреждения в другое жителю автономного округа не приходилось перестраивать электронное взаимодействие с учреждением.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется принимать необходимые меры в целях использования только электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.

......

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya-informatizatsii-yugry.docx76.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Концепция информатизации Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры до 2020 года

  1. Введение

Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Концепция) разработана в целях повышения качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; выравнивания уровня развития информационного общества в автономном округе; формирования эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; оптимизации затрат на внедрение и использование информационных и телекоммуникационных технологий В Концепции устанавливаются основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в автономном округе на период до 2020 года.

Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р, Основах государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 14 января 2014 года № Пр-51, государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 424-п.

В настоящее время в автономном округе сформированы органы управления информатизацией, введены в эксплуатацию информационные системы, сформированы элементы телекоммуникационной инфраструктуры автономного округа. Информационные технологии активно используются органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа при исполнении своих полномочий.

С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Важными факторами, содействующими развитию региональной информатизации, являются уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ) жителями Югры, а именно обучение жителей автономного округа, в первую очередь социально незащищенных граждан, в том числе пожилого возраста, основам компьютерной грамотности (проект «Электронный гражданин»), а также развитие сетей связи в труднодоступных районах.

  1. Цели и задачи региональной информатизации

Основными целями региональной информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования современных информационных и телекоммуникационных технологий и развития инфраструктуры широкополосного доступа в сеть Интернет;

выравнивание уровня информационного развития  в муниципальных образованиях автономного округа;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования ИКТ;

оптимизация затрат на внедрение и использование ИКТ;

формирование и поддержка сектора ИКТ, обеспечивающего разработку, внедрение, сопровождение информационных ресурсов и систем на базе инновационных научно-образовательных предприятий в автономном округе;

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:

комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне (в том числе в приоритетных проектах), реализация государственных программ автономного округа;

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа;

формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры автономного округа, необходимой для информационного взаимодействия;

обеспечение комплексного управления процессом внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления автономного округа;

формирование единой информационной системы мониторинга процесса предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам автономного округа;

формирование мер поддержки компаний автономного округа, работающих в сфере разработки, сопровождения и внедрения информационных систем;

создание условий для повышения уровня медийно-информационной грамотности населения;

создание условий по обеспечению жителей труднодоступных и отдаленных местностей автономного округа услугами по доступу к сети «Интернет».

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития автономного округа

Органы государственной власти, органы местного самоуправления автономного округа, подведомственные им учреждения и организации при внедрении информационно-коммуникационных технологий должны руководствоваться следующими принципами:

обеспечение развития инфраструктуры высокоскоростного доступа к сети Интернет, которая открывает любому гражданину автономного округа широкий спектр возможностей в сфере образования, науки, здравоохранения, трудоустройства и развития других направлений экономики;

организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи и других) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля посредством Территориальной информационной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ТИС Югры), что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений;

обеспечение применения геоинформационных систем и результатов космической деятельности для получения и использования оперативной, достоверной и актуальной геопространственной информации при принятии управленческих решений, выявления возможных нарушений законодательства Российской Федерации в области налогообложения недвижимого имущества, природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность;

обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, с отказом от дублирования документов на бумажном носителе, подписанных рукописной подписью, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов;

сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа, в том числе за счет внедрения дополнительных сервисов электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски;

сокращение издержек за счет создания региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на базе корпоративной сети органов государственной власти автономного округа (далее – КС ОГВ), централизовав затраты на подключение к сети Интернет и телефонную связь, обеспечив консолидированное использование сервисов и каналов связи;

повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем оптимизации и автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, государственных и муниципальных учреждений.

Региональные и муниципальные информационные системы, используемые в различных отраслях экономики автономного округа, целесообразно создавать с учетом необходимости автоматизации функций межуровневого взаимодействия, в том числе посредством интеграции с отраслевыми федеральными информационными системами. Для муниципальных информационных систем целесообразно использовать типовые решения, что позволит существенно сократить консолидированные издержки на сопровождение, интеграцию и адаптацию систем. При этом формат типовых решений должен содержать современные инструменты интерактивного взаимодействия с потребителем услуг, такие как мобильные приложения для сотовых телефонов и планшетных компьютеров, СМС рассылки и опросы, системы интерактивной помощи на официальных информационных порталах. При создании региональных отраслевых информационных систем (региональных сегментов федеральных государственных информационных систем) необходимо ориентироваться на трехуровневую архитектуру систем: «типовое решение для МО» – «Региональная ИС» – ТИС Югры.

При организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению необходимо обеспечить мониторинг удовлетворенности населения качеством и доступностью получения услуг. Для этого целесообразно внедрять комплексные системы оценки качества предоставления услуг как непосредственно в орган власти, предоставляющий услуги населению, так и в многофункциональные центры предоставления услуг, а также механизмы оценки качества электронных услуг.

К числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, развитие которых в автономном округе осуществляется с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, относятся образование, здравоохранение, социальная защита населения, труд и занятость, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, культура, энергосбережение, государственные и муниципальные финансы, инфраструктура электронного правительства.

Органы государственной власти автономного округа, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, при участии Департамента информационных технологий автономного округа в пределах установленной компетенции могут:

определять приоритеты региональной информатизации в отраслях экономики и по направлениям социально-экономического развития автономного округа, учитывающим общие приоритеты развития отраслей экономики;

обеспечивать разграничение сфер ответственности за внедрение информационно-коммуникационных технологий на уровне автономного округа и муниципальном уровне;

формировать систему показателей эффективности информатизации в отдельных отраслях экономики;

обеспечивать корректировку (при необходимости) правовых актов в целях перехода на электронную форму ведения информационных ресурсов и представления отчетности, а также межведомственного (межуровневого) информационного взаимодействия, исключения дублирующего ведения информационных ресурсов и осуществления обменов на бумажных носителях;

обеспечивать определение порядка информационного взаимодействия между государственными и муниципальными информационными системами, в том числе определение форматов представления отчетных и иных сведений в электронной форме, в целях ускорения и автоматизации процессов информационного обмена.

  1. Приоритетные направления региональной информатизации

Образование

Информатизация образования в автономном округе должна проводиться на системной основе с учетом основных направлений приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». На региональном и муниципальном уровнях необходимо обеспечить единые правила и требования по использованию дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций, электронную запись на каникулярный отдых.

При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами власти и организациями. По возможности необходимо исключить дублирование бумажных носителей и исключить необходимость посещения заявителем органов управления образованием (там, где это юридически возможно).

В рамках реализации инициативы в сфере образования, утвержденной приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и в целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется уделять внимание развитию инструментов электронного, в том числе дистанционного образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями.

Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях с интеграцией в информационную систему «Контингент». Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно использовать типовой подход на региональном и муниципальном уровне. Все учреждения образования должны использовать типовой подход, чтобы при переходе из одного учреждения в другое жителю автономного округа не приходилось перестраивать электронное взаимодействие с учреждением.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется принимать необходимые меры в целях использования только электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.

Здравоохранение

Информатизация здравоохранения в автономном округе должна быть направлена на повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.

Для этого необходимо создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи в соответствии с приоритетными проектами по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение», в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций (телемедицинских консультаций), информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах, информационных систем оценки качества предоставления медицинских услуг.

Необходимо обеспечить возможность через личный кабинет пациента на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) не только узнавать возможности получения медицинской помощи, записываться к врачу, вызывать врача на дом, получать доступ к собственным медицинским документам, но и оценивать уровень оказания медицинских услуг, а также информировать о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, сопоставлять в рамках действующего законодательства данные медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений.

Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

В медицинских учреждениях автономного округа целесообразно обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, в том числе возможность получения информации о квалификации медицинских работников.

Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время.

Необходимо внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, а также систем мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.

Осуществление интеграции созданных медицинских информационных систем в единое информационное пространство и обеспечение формализованного информационного обмена с системами регионального и федерального уровней. Один из ключевых принципов единой информационной системы в сфере здравоохранения – исключение дублирования вводимой в систему информации, обеспечение замещения бумажных медицинских и отчетных документов электронными в целях оптимизации времени работы медицинского работника.

Внедрение телемедицинских консультаций, обеспечивающих оперативную связь между медицинскими организациями различного уровня для удаленного консультирования врачей при оказании медицинской помощи пациентам.

Социальная защита населения

Необходимо обеспечить возможность получения ряда государственных услуг в сфере социальной защиты населения полностью в электронном виде без необходимости личного посещения органов власти заявителем. Сведения для назначения мер социальной поддержки получать посредством межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде с органами записи актов гражданского состояния, Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Необходимо обеспечить возможность осуществления расчета предварительного размера некоторых мер социальной поддержки гражданами самостоятельно, посредством электронных сервисов дистанционного расчета.

Необходимо обеспечить интеграцию информационных систем по предоставлению мер социальной поддержки и учета поставщиков и потребителей социальных услуг с федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов», с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства и с единой государственной информационной системой социального обеспечения.

Труд и занятость населения

Необходимо на региональном уровне обеспечить информирование граждан о доступных рабочих местах (вакантных должностях), условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, принимаемых правовых актах в сфере труда и занятости, об удаленных рабочих местах для граждан с ограниченной мобильностью, в том числе с использованием информационного портала «Работа в России».

В целях создания условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, необходимо формирование и развитие региональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства в другой местности, создание сервисов сбора, консолидации и анализа сведений, направленных на повышение трудовой мобильности граждан.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Информатизация жилищно-коммунального хозяйства в автономном округе должна быть направлена на обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, управляющих организаций и ресурсоснабжающих организаций автономного округа необходимой информацией о деятельности отрасли и способствовать повышению ее эффективности.

В случае создания региональной либо муниципальных информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо обеспечить их интеграцию с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства. Всем поставщикам информации в систему необходимо обеспечить размещение в ней необходимой актуальной информации. После завершения разработки системы необходимо обеспечить информирование граждан о возможностях системы, включая предусматриваемый ею платежный сервис, а также инструменты, позволяющие проводить мониторинг качества оказываемых услуг.

Безопасность жизнедеятельности

Информатизация безопасности жизнедеятельности направлена на минимизацию социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.

Для этого необходимо обеспечить внедрение, развитие и поддержание в постоянной готовности информационных систем, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения автономного округа, включая системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, а также комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, территориальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения автономного округа, комплексные системы видеонаблюдения, системы контроля доступа на опасные объекты, использование технических средств обеспечения безопасности, в том числе в области экологического, сейсмического и иного контроля, системы жизнеобеспечения, автоматизации мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций, иные информационные системы в сфере безопасности жизнедеятельности, с интеграцией указанных систем в аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

Необходимо организовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Транспорт

Информатизация управления транспортом направлена на ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности транспортных услуг для населения, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Необходимо обеспечить автоматизацию управления транспортной системой в муниципальных образованиях автономного округа и на межмуниципальных перевозках, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением и управления движением общественного транспорта с использованием информационно-навигационных систем, а также формирования актуальной картографической информации о состоянии автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры региона.

В целях повышения безопасности дорожного движения необходимо создать информационные системы, обеспечивающие информирование участников дорожного движения в режиме реального времени о чрезвычайных ситуациях, авариях, заторах, метеорологической обстановке, в том числе с использованием мобильной связи. Для улучшения соблюдения правил дорожного движения его участниками, повышения собираемости штрафов, снижения коррупционных рисков необходимо продолжить внедрение систем автоматизированной фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и инструментов дистанционной оплаты штрафов.

Для повышения доступности транспортных услуг для населения необходимо предоставлять гражданам данные о расписании движения общественного транспорта, об изменениях в указанном расписании, карт загруженности дорог и о фактическом движении общественного транспорта, а также возможность дистанционного приобретения проездных билетов и оплаты проезда с использованием технических средств и электронных проездных билетов.

Культура

Информатизация культуры направлена на создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации работы учреждений культуры, обеспечения возможности реализации культурного и духовного потенциала личности.

Для этого необходимо обеспечить доступ граждан к информационным ресурсам учреждений культуры и сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети Интернет сайтов и информационных порталов культуры, создания и размещения виртуальных музеев, формирования электронных баз фондов библиотек и музеев.

Целесообразно предусмотреть оснащение образовательных учреждений в сфере культуры, детских школ искусств современным информационно-коммуникационным оборудованием и создать условия для внедрения электронных билетов в музеи, театры и на зрелищные мероприятия.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Информатизация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе должна охватывать весь бюджетный сектор и органы исполнительной власти, обеспечивать формирование всей необходимой отчетности. В случае предоставления отчетности на федеральный уровень должна быть обеспечена интеграция систем федерального и регионального уровня.

Необходимо обеспечить предоставление государственным и муниципальным учреждениям информации, которая может способствовать повышению энергетической эффективности, в частности, касающейся развития энергосервисной деятельности в автономном округе.

Государственные и муниципальные финансы

Информатизация управления финансами осуществляется с учетом положений Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и направлена на обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.

Для этого на региональном уровне необходимо обеспечить интеграцию информационных систем управления государственными и муниципальными финансами органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Электронное правительство

Предоставление государственных и муниципальных услуг

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определено, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90 процентов.

В соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р, повышение качества предоставления указанных услуг обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, обязательных для представления заявителем, использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сокращения сроков предоставления указанных услуг и повышения удобства их получения заявителем.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа необходимо обеспечить заявителям возможность: обращаться за получением государственных и муниципальных услуг, получать результат указанных услуг и уведомления о ходе их предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством Единого портала и региональных порталов, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональные центры); совершения платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; досудебного (внесудебного) обжалования в электронной форме решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг; оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в многофункциональных центрах.

Целесообразно реализовать обмен информацией о качестве предоставляемых в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг между автоматизированными информационными системами многофункциональных центров и информационно-аналитической системой мониторинга качества государственных услуг, а также передачу информации об услугах органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа из их автоматизированных информационных систем в информационную систему мониторинга качества предоставляемых услуг автономного округа.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям автономного округа, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, а также осуществляющим контрольно-надзорные функции, целесообразно обеспечить: создание и доработку информационных систем в целях обеспечения автоматизации предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, в том числе автоматизации внутренних процессов и автоматизации процессов взаимодействия с заявителем; оптимизацию порядка предоставления приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интеграцию ведомственных систем в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Необходимо обеспечить интеграцию информационных систем, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, с автоматизированной информационной системой многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг автономного округа в целях обеспечения принципа экстерриториальности и возможности обмена информацией (документов) в электронной форме при организации предоставления государственных услуг, внедрения единой Комплексной системы оценки качества предоставления услуг населению, учитывающей оценку получения услуг в многофункциональных центрах, непосредственно в органах власти, а также посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг (оценка качества услуг в электронной форме), сформировать систему управления очередью на получение государственных и муниципальных услуг, позволяющую гражданам записаться на прием, провести мониторинг непосредственной загруженности места оказания услуг, записаться в «живую очередь», а органам государственной и муниципальной власти автономного округа осуществить мониторинг времени ожидания в очереди заявителя и скорректировать штатное расписание для повышения удовлетворенности населения.

Обеспечение доступа граждан к информации

В соответствии с законодательством органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления автономного округа размещают на своих официальных сайтах общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность с помощью механизмов использования электронной подписи (далее – ЭП).

На официальных сайтах региональных органов исполнительной власти, иных государственных органов, уполномоченных лиц автономного округа, муниципалитетов должны быть созданы личные кабинеты для обращений граждан с выполнением требований методических рекомендаций и технических требований по реализации взаимодействия официального сайта Президента Российской Федерации в сети Интернет и сайтов федеральных и региональных органов исполнительной власти, иных государственных органов.

В целях реализации права граждан на доступ к официальной информации обеспечивается доступ к сведениям о нормативных правовых актах, включенных в федеральный регистр нормативных правовых актов органов государственной власти и государственный реестр уставов муниципальных образований, а также к дополнительным сведениям о них, в том числе о результатах антикоррупционной экспертизы указанных нормативных правовых актов.

Для повышения удобства доступа граждан к официальным сведениям органов государственной власти необходимо обеспечить объединенную индексацию информации и сформировать единый навигационно-поисковый сервис для всех официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных органов и организаций автономного округа с использованием стандарта взаимодействия официальных сайтов. Размещение официальных сайтов необходимо осуществлять на базе единой технологической платформы в целях минимизации совокупной стоимости владения такими ресурсами.

Необходимо дальнейшее развитие Портала отрытых данных автономного округа. Размещение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа в форме открытых данных необходимо осуществлять на созданном Портале открытых данных. Необходимо обеспечить интеграцию регионального Портала открытых данных с аналогичным федеральным порталом. При определении приоритетов публикации той или иной информации в форме открытых данных целесообразно ориентироваться на потребности потенциальных разработчиков и пользователей мобильных приложений и веб-сервисов, созданных на основе открытых данных.

Официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа в электронной форме необходимо осуществлять на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)и на Информационно-аналитическом интернет-портале www.ugra-news.ru («Новости Югры»).

  1. Организационное и инфраструктурное обеспечение региональной информатизации

Управление региональной информатизацией предполагает осуществление следующих основных функций:

стратегическое планирование региональной информатизации, связанное с задачами социально-экономического развития автономного округа, и оптимизация исполнения органами государственной власти автономного округа своих полномочий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

нормативно-правовое регулирование деятельности по региональной информатизации;

координация расходов на региональную информатизацию, консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, согласование товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

управление проектами в сфере региональной информатизации и контроль эксплуатации информационных систем.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа рекомендуется использовать механизмы проектного управления с учетом рекомендаций Департамента проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации.

  1. Механизм управления региональной информатизацией

Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет осуществлять:

Систематизацию и оптимизацию типовых расходов и выявление лучшего опыта органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа в сфере информатизации, создание типовых информационных систем, правовых и методических актов, предназначенных для использования на региональном уровне;

определение ключевых показателей эффективности информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления автономного округа;

проведение конкурсного отбора на право получения средств государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы» на реализацию проектов информатизации в муниципальных образованиях автономного округа на основе софинансирования;

методическое обеспечение деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа.

Организационно-методическую поддержку взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными образованиями автономного округа, а также с федеральными органами исполнительной власти по вопросам внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий будет осуществлять рабочая группа при Департаменте информационных технологий автономного округа по реализации концепции региональной информатизации.

Рекомендуется дополнительно на уровне автономного округа сформировать координирующие органы управления региональной информатизацией (в дополнение к имеющимся):

рабочую группу при Департаменте информационных технологий автономного округа по реализации концепции региональной информатизации;

Межведомственный Проектный офис по повышению качества и доступности услуг населению, включающий представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа;

центры компьютерных компетенций по апробации, внедрению и поддержке передовых информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и органах местного самоуправления автономного округа, в том числе реализуемых по направлению «импортозамещения».

Рекомендуется формировать в муниципальных образованиях автономного округа полноценную самостоятельную систему управления муниципальной информатизацией, в которую целесообразно включать следующие органы и должностных лиц:

координационный орган управления муниципальной информатизацией, ответственный за определение основных направлений информатизации в муниципальном образовании (например, Совет по информатизации при Администрации города/района);

заместитель главы городского округа или муниципального района, обеспечивающий общее руководство муниципальной информатизацией, ответственный за ее результативность;

структурное подразделение органа местного самоуправления автономного округа, ответственное за реализацию муниципальной информатизации и взаимодействие с Департаментом информационных технологий автономного округа.

  1. Координация расходов на информатизацию.

Для оптимизации расходов на информатизацию и повышения их эффективности необходимо использовать механизмы координации таких расходов, в том числе:

долгосрочное межотраслевое планирование расходов на информационно-коммуникационные технологии и региональную телекоммуникационную инфраструктуру и ее совместное использование региональными и муниципальными потребителями;

консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях,исключение дублирования каналов связи и информационных систем с аналогичным функционалом в различных ведомствах;

преимущественное осуществление централизованных закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

контроль наличия в программах, планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей, имеющих конкретный и измеримый характер;

контроль соответствия создаваемых информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования, а также требованиям по совместимости информационных систем и интеграции их в ТИС Югры.

Учет приобретаемых за счет средств бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа информационных систем и компонентов региональной телекоммуникационной инфраструктуры целесообразно осуществлять с учетом методических рекомендаций, утверждаемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Для сокращения бюджетных расходов должны быть утверждены на региональном уровне типовые технические решения по автоматизации сфер деятельности муниципалитетов.

  1. Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры

Органам государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий рекомендуется определять состав и функции компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, организовать ее взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, исходя из следующих принципов:

формирование интегрированной вычислительной и сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа;

построение региональных информационных систем по типовой сервисной архитектуре, стандартизация и обеспечение совместимости используемых в автономном округе информационно-коммуникационных систем.

  1. Инженерная инфраструктура

Инженерную инфраструктуру необходимо создавать исходя из целесообразности ее использования для обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа основными средствами автоматизации деятельности.

К региональной инженерной инфраструктуре относятся:

региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры, включая внутреннюю телекоммуникационную инфраструктуру органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления автономного округа;

региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных;

подсистема обеспечения информационной безопасности.

Региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры

Основу регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры составляет КС ОГВ, строящаяся с использованием собственных и арендуемых высокоскоростных каналов связи и функционирующая по единым стандартам на основе протоколов IP/MPLS с установленным уровнем качества обслуживания, обеспечивающая абонентов услугами передачи данных любого типа. Развитие ведомственных распределенных сетей должно осуществляться на базе КС ОГВ. В совокупности данные мероприятия позволят консолидировать расходы на каналы связи, необходимые для работы региональных информационных систем, позволят сформировать интегрированную вычислительную и сетевую среду, совместно используемую органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа.

Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных

Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных предполагается формировать на базе регионального территориально распределенного центра обработки данных автономного округа. В его состав целесообразно включить существующие ведомственные центры, а также новые на территориях крупных муниципальных образований автономного округа. Каждый узел должен обеспечивать исполнение требований безопасности информации при размещении государственных и муниципальных информационных систем, а также систем, обрабатывающих персональных данных граждан.

Департаменту информационных технологий автономного округа необходимо установить порядок формирования регионального территориально распределенного центра обработки данных автономного округа, исходя из критериев совокупного сокращения бюджетных расходов органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, органов и организаций, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа, многофункциональных центров и иных организаций на закупки и аренду аппаратных мощностей и средств защиты информации.

При этом необходимо учитывать особенности территориального расположения органов и организаций и уровень проникновения каналов связи, пригодных для использования удаленных центров обработки данных. Доступ к ресурсам центра обработки данных необходимо обеспечивать с использованием КС ОГВ.

Подсистема обеспечения информационной безопасности

При решении задач региональной информатизации необходимо осознавать, что комплексные системы обеспечения информационной безопасности являются неотъемлемой частью региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а подсистемы информационной безопасности и технической защиты информации – полноценной частью любых государственных и муниципальных информационных систем.

Принципы информационной безопасности, которыми необходимо руководствоваться при внедрении информационно-коммуникационных технологий:

принцип своевременности и непрерывности, предусматривающий обязательное выполнение требований действующего законодательства в области информационной безопасности для государственных и муниципальных информационных систем до момента ввода их в эксплуатацию и соблюдения контроля за выполнением данных требований во время эксплуатации информационных систем;

принцип ответственности, предусматривающий не только неотвратимость наказания за нарушения в области информационной безопасности в рамках административного и уголовного права Российской Федерации, но и наличие правил и процедур привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения установленных политики и правил информационной безопасности.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа необходимо принимать дополнительные меры по повышению уровня защиты информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, обратив особое внимание:

на недопущение принятия и реализации региональных и муниципальных программ информатизации, в которых не предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;

на обеспечение контроля выполнения требований по защите информации при подключении к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена информационно-телекоммуникационных сетей и информационных сетей, а также средств вычислительный техники, применяемых для обработки информации ограниченного доступа;

на усиление внутреннего контроля за аттестованными по требованиям безопасности информации объектами информатизации;

на необходимость повышения квалификации специалистов по защите информации.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа при построении комплексной системы информационной безопасности региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо обратить внимание на следующие основные проблемы и ошибки:

слабый внутренний контроль за аттестованными по требованиям безопасности информации объектами информатизации, не позволяющий сохранять конфигурацию объекта информатизации, установленные условия его эксплуатации и работоспособность средств защиты информации и передача функций по контролю на аутсорсинг;

низкая техническая оснащённость органов местного самоуправления автономного округа средствами вычислительной техники, не позволяющая обеспечить неизменность состава объекта информатизации в период действия аттестата соответствия требованиям по безопасности информации и работоспособность входящих в состав объекта информатизации средств вычислительной техники;

шаблонный подход при реализации требований по информационной безопасности различных объектов информатизации и разработке политики информационной безопасности как общесистемного, так и объектового уровня;

ошибки в определении состава защищаемого объекта информатизации и состава объектов защиты, а именно: исключение из их числа общесистемного, прикладного, специального программного обеспечения, средств защиты информации, в том числе ключевой информации, средств управления системным программным обеспечением, средствами и элементами защиты информации объекта информатизации, средств создания и хранения ключевой информации, средств криптографической информации, носителей ключевой, парольной и аутентифицирующей информации средств криптографической защиты информации.

В целях оптимизации расходов, необходимости постоянного повышения квалификации сотрудников и обеспечения непрерывного поддержания процесса сопровождения систем защиты информации, а также в целях реализации единой политики информационной безопасности в органах государственной власти автономного округа целесообразно проводить данные мероприятия через единый центр защиты информации автономного округа.

  1. Региональная информационно-телекоммуникационная инфраструктура электронного взаимодействия

В состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия входят информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие между государственными и муниципальными информационными системами, а также их информационное взаимодействие с информационными системами организаций и граждан, эксплуатируемыми организациями и гражданами в целях информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа.

Органам государственной власти автономного округа необходимо определить перечень и функции информационных систем, входящих в состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия, установить порядок их разработки и эксплуатации. Обеспечение безопасности информации региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия необходимо осуществлять с использованием элементов защищенного сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа.

Система межведомственного электронного взаимодействия

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа целесообразно использовать типовые ведомственные информационные системы при оказании государственных и муниципальных услуг, интегрированных в региональную систему межведомственного электронного взаимодействия.

Единая система идентификации и аутентификации

Для обеспечения использования Единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) при организации доступа с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа необходимо разработать и принять планы перевода соответствующих информационных систем на использование ЕСИА.

Официальные сайты и порталы органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа также необходимо перевести на использование ЕСИА, в том числе реализовать проведение голосований и опросов путем идентификации и аутентификации пользователей через ЕСИА.

В личных кабинетах официальных сайтов региональных органов исполнительной власти, иных государственных органов, уполномоченных лиц автономного округа, муниципалитетов реализовать через ЕСИА идентификацию и аутентификацию пользователей.

Средства использования электронной подписи

Органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа необходимо обеспечить использование ЭП в создаваемых и эксплуатируемых ими информационных системах, а также получение и обслуживание сертификатов ключей проверки ЭП государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников подведомственных учреждений – лечебных учреждений автономного округа, образовательных и дошкольных учреждений. Для этого в создаваемых и эксплуатируемых ими информационных системах необходимо провести:

организационные мероприятия по признанию ЭП в качестве замены собственноручной подписи, определения требований к поддерживаемым ЭП и обеспечения юридической значимости ЭП;

технические мероприятия по реализации механизмов подписания и проверки подлинности ЭП в вышеуказанных Системах.

В обязательном порядке реализовать поддержку ЭП в следующих информационных системах:

ТИС Югры;

программный комплекс для учета земельных и имущественных отношений;

информационная система обеспечения градостроительной деятельности;

Единый портал органов власти автономного округа (www.admhmao.ru), включая портал открытых данных автономного округа.

Для быстрого получения и качественного обслуживания сертификатов ключей проверки ЭП необходимо создать разветвленную филиальную сеть Удостоверяющего центра автономного округа на территории региона. Данное мероприятие сократит временные и денежные затраты для прибытия государственных и муниципальных служащих, сотрудников подведомственных учреждений в место оказания услуг, так как в некоторых населенных пунктах автономного округа полностью отсутствуют представительства Удостоверяющего центра. Создавать филиалы Удостоверяющего центра автономного округа целесообразно на базе многофункциональных центров округа как единого места оказания государственных и муниципальных услуг.

Региональный реестр государственных и муниципальных услуг

Сведения, содержащиеся в региональном реестре государственных и муниципальных услуг, необходимо в автоматическом режиме передавать в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» путем заполнения электронных форм в ней или ее интеграции с региональными реестрами государственных и муниципальных услуг.

Сведения о государственных и муниципальных услугах, размещенные на Едином портале и на региональных порталах, должны соответствовать сведениям об этих услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Портал государственных и муниципальных услуг

Портал государственных и муниципальных услуг автономного округа должен обеспечивать:

актуальность и удобство описаний порядка получения государственных и муниципальных услуг, типовых сценариев получения связанных услуг;

унифицированное описание порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;

возможность для заявителя записаться на прием в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию автономного округа, в том числе к конкретному специалисту, с выбором даты и времени приема;

возможность обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги и получением ее юридически значимых результатов в электронной форме, возможность оплаты государственных пошлин и иных обязательных платежей;

предоставление заявителям уведомлений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг;

возможность оценить качество предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме в целом и выполнения отдельных административных процедур непосредственно после их выполнения;

возможность подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа;

возможность предварительной записи на прием, в том числе в многофункциональные центры, для подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;

возможность обращения за дополнительными услугами, оказываемыми в том числе негосударственными организациями (курьерская доставка результатов услуг, геоинформационные сервисы и другие).

  1. Управленческая инфраструктура

Информационные системы обеспечения

управленческой и типовой деятельности

К информационным системам обеспечения управленческой и типовой деятельности, предназначенным для автоматизации типовых обеспечивающих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, относятся:

системы электронного документооборота;

информационно-аналитические системы;

системы кадрового и бухгалтерского учета;

системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности;

информационные системы, обеспечивающие систематизацию и анализ информации об уровне социально-экономического развития исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа;

информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие: системы электронной почты, видеоконференцсвязи, телефонии;

иные системы, в том числе системы управления материальными и нематериальными активами, справочной правовой информации, ведения официальных сайтов, центров обработки вызовов, автоматизации приема и обработки запросов и обращений граждан и другие.

Информационные системы автоматизации управленческой и типовой деятельности рекомендуется создавать с учетом необходимости регламентированного обмена сведениями между ними, а также с иными информационными системами.

Информационные системы документооборота целесообразно развивать исходя из необходимости юридически значимого взаимодействия в электронной форме органов государственной власти, их структурных подразделений, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа между собой и с подведомственными и иными государственными и муниципальными учреждениями.

ТИС Югры – региональная информационно-аналитическая система, предназначенная для централизованного сбора, обобщения, анализа и обмена информацией, необходимой для информационного обеспечения руководителей и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, принятия управленческих решений и подготовки отчетности.

При создании ведомственных информационно-аналитических систем целесообразно обеспечивать методологическое, семантическое и технологическое единство процессов сбора, актуализации, обработки и передаче сведений в ТИС Югры, исключая или сводя к минимуму предоставление сведений в ручном режиме.

Общедоступные сведения ТИС Югры необходимо предоставлять без авторизации любым пользователям в сети Интернет, в том числе в формате открытых данных.

Государственная автоматизированная информационная система «Управление» – единый централизованный информационный портал, обеспечивающий формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования, созданный на федеральном уровне. Участниками системы являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляются работы по наполнению государственной автоматизированной информационной системы «Управление» по следующим направлениям:

мониторинг контрольно-надзорных органов;

мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности;

мониторинг государственных и муниципальных услуг;

мониторинг, анализ и контроль исполнения принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией документов стратегического планирования и выполнения приоритетных национальных проектов;

мониторинг и анализ процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

мониторинг оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

мониторинг, анализ и контроль достижения целевых значений показателей, предусмотренных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606.

Целесообразно разработать механизмы интеграции информационных систем исполнительных органов государственной власти автономного округа с государственной автоматизированной системой «Управление».

Информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, следует развивать на базе уже существующих систем с целью получения максимального «сетевого» эффекта и исключения дублирования функционала.

Информационные системы ведения

региональных и муниципальных информационных ресурсов

Совершенствование порядка формирования, актуализации и использования информационных ресурсов, которые ведутся органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа, подведомственными им организациями (далее – региональные ресурсы), рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

переход на формирование, актуализацию и использование региональных ресурсов и обеспечение доступа к сведениям региональных ресурсов в электронной форме, в том числе посредством системы межведомственного взаимодействия;

перевод в электронную форму наиболее востребованных сведений региональных ресурсов, ранее сформированных на бумажных носителях;

обеспечение достоверности, актуальности и полноты сведений региональных ресурсов, в том числе формирование правовых, технических и организационных механизмов исправления ошибочных сведений региональных ресурсов;

обеспечение идентификации сведений о субъектах и об объектах, размещаемых в региональном ресурсе, в том числе для целей межведомственного взаимодействия;

размещение сведений на региональных ресурсах в формате открытых данных (создание регионального портала открытых данных с предоставлением доступа муниципальным образованиям).

Совместимость государственных информационных систем

Для обеспечения совместной работы государственных и муниципальных информационных систем необходимо создать подсистему нормативно-справочной информации в ТИС Югры.

В состав подсистемы нормативно-справочной информации предполагается включить:

реестр нормативно-справочной информации, в котором содержится систематизированная совокупность сведений о справочниках и классификаторах, используемых в региональных и муниципальных информационных системах;

справочники и классификаторы, ведущиеся или размещаемые в подсистеме нормативно-справочной информации;

реестр региональных систем и ресурсов;

реестр защищаемых объектов информатизации.

В подсистеме нормативно-справочной информации необходимо организовать автоматизированный обмен данными с федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации» и региональными и муниципальными информационными системами, формирующими и использующими справочную информацию.

  1. Реализация Концепции

Реализация Концепции рассчитана на период до 2020 года.

Порядок и сроки реализации Концепции определяет Департамент информационных технологий автономного округа, в соответствии с планом-графиком реализации Концепции региональной информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (утверждённым распоряжением Правительства от 27 мая 2016 года №257-рп).

Эффективность реализации Концепции в муниципальных образованиях автономного округа будет определяться исходя из показателей, разработанных Департаментом информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на основе которых будет составляться ежегодный рейтинг эффективности информатизации муниципальных образований автономного округа.

Реализация Концепции предполагает достижение следующих основных результатов:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа;

выравнивание уровня развития информационного общества в муниципальных образованиях автономного округа и увеличение доступности для граждан информационно-коммуникационных технологий и основанных на них возможностей;

повышение эффективности государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

оптимизация затрат на внедрение и использование ИКТ;

формирование и поддержка сектора ИКТ, обеспечивающего разработку, внедрение, сопровождение информационных ресурсов и систем на базе инновационных научно-образовательных предприятий автономного округа.