Развитие речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лутфиева Ильмира Талиповна воспитатель МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Знакомство с рассказом Виктора Драгунского «Заколдованная буква»
(Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе)
Цель: развитие речи детей.
Задачи:
- Познакомить детей с рассказом юмористического содержания Виктора Драгунского №Заколдованная буква».
- Развитие фонематического слуха, связной речи, автоматизировать звук [ш] в словах и обогащение словарного запаса.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, чувство юмора.
Оборудование: иллюстрации к рассказу; портрет автора; игрушки в названиях которых есть звук [ш]; картинки с заданиями для поощрения правильного ответа.
Ход занятия
Организационный момент
Дети сидят на своих местах.
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к ним и поздороваемся… (дети здороваются, педагог продолжает). А теперь я предлагаю представиться, но немного необычно - нужно назвать своё имя и первый звук в своем имени, тот кто назвал имя может сесть на стул. Чтобы не перебивать друг друга будем передавать шишку, у кого она оказалась тот и говорит (дети называют свои имена и первый звук своего имени передают шишку воспитателю, который в свою очередь называет своё имя и первый звук).
Чтение рассказа
Педагог: Сегодня я познакомлю вас с рассказом писателя Виктора Драгунского (портрет) «Заколдованная буква». (Чтение рассказа)
«Заколдованная буква»
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению остановилась, шофер с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга: - Легче! Давай заноси! Правея! Левея! И когда выгрузили, шофер сказал:
-Теперь надо эту ёлку заактировать, - и ушел.
А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взяла одну веточку и сказала:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.
- Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
- Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
- Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
- Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:
- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Мишка сказал:
- Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая,
Боюся уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» - «Хыхки!» - «Сыски!».
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
- Никакие не сыски! Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и всё!
(пауза)
Физминутка:
Руки вверх, в кулачок.
Разжимай и на бочок.
Ножкой топ – на носок.
Ножкой топ – каблучок.
Ноги вместе, сели встали.
Все попрыгали, устали.
Вместе тихо поклонились.
И на стульчик опустились.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- Вам понравился рассказ?
- Как звали ребят?
- На чем привезли елку?
- Какая была елка?
- Что удивительное увидела Аленка?
- Сколько лет было Аленке?
- Кто из ребят сказал правильно?
- Что мешает ребятам сказать правильно слово «шишки»?
- В какое время года происходит событие описанное автором?
- Какой жанр произведения (стих, рассказ, сказка)?
Педагог: Ребята мы с вами познакомились с героями рассказа «Заколдованная буква» Виктора Драгунского. Нашим новым знакомым трудно произносить звук [ш]. Давайте мы научим героев рассказа правильному произношению звука [ш], а учить мы будем их на своем личном опыте, выполняя задания которые я для вас приготовила.
Педагог: Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
При произношении звука [ш] язычок у нас широкий, поднимается вверх за зубы, губы округлые. Попробуем вместе произнести [ш]. Молодцы. Теперь только девочки, а теперь мальчики. Молодцы (индивидуальное произношение).
Произношение чистоговорок.
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
Ребята попробуем определить звук [ш] – это какой звук. Дайте характеристику (определение по схеме, закрыв уши ладонями).
Дети: Звук [ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначим синим цветом.
Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас я буду произносить звук, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]. Будьте внимательны.
Развитие фонематического слуха.
В звуках: С, М, Ш, З, Ч, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
В слогах: Са, на, ша, шу, ту, му, шу.
В словах: Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Педагог: Молодцы, вы справились у вас действительно есть чему поучиться. Ой, что же я сделала (педагог роняет несколько листочков из рук, продолжая говорить), я такая неловкая. Я приготовила для вас стихотворение и перепутала листочки с текстом. Я буду читать строчки из стихотворения, а вы если заметите ошибку, то обязательно поправьте меня, повторив предложение, полностью исправив ошибку.
«Перепутанные» стихи.
С другом мы играли в чашки…. (шашки)
Пили чай из белой шашки…. (чашки)
Вылезла из норки шишки…. (мышка)
На неё упала мышка… (шишка).
Профилактика зрительных заболеваний «Пальминг»
Педагог: Молодцы, ребята вы немного устали, потрите ладошки , а теперь закройте ими глаза.
Педагог: Отдохнули, продолжим?!
Игра на определение звука [ш] в словах.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди игрушку», но не любую игрушку, а ту в названии которой есть звук [ш] (матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик, мышка и др.) –(игрушки размещены по группе, ребенок должен найти и назвать).
Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием.
Звук [ш] живет в букве Ша.
Связь звука и буквы.
Посмотри на букву Ша –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает. Вспомним какой это звук? (согласный, твердый, глухой). Ребята сколько элементов в букве Ша – 4.
Итог занятия:
Молодцы ребята!
- С каким произведением Виктора Драгунского мы сегодня познакомились?
- Кто автор рассказа «Заколдованная буква»?
- Какой звук не могли правильно произнести герои рассказа?
- Встает тот кто назовет слово со звуком [ш], за правильно названное слово и на память о сегодняшнем занятии я приготовила вам карточки, но не простые, а с заданиями: нужно будет раскрасить рисунки и соединить рисунок с нужной буквой (дети называют слова).
Педагог: Молодцы ребята, спасибо вам за активное участие. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Литература:
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты занятий – М. Издательство «ГНОМ» и «Д», 2010
- Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей – СПб. 2009
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения, 2008
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ сост. М.М.Алексеева, В.И.Яншина – М.: Издательский центр «Академия», 1999