Математика

Лутфиева  Ильмира Талиповна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» Из опыта работы И. Т. Лутфиевой воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк Бижбуляк 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Слайд 2

. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий Актуальность темы: Всем известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Слайд 3

Известно , что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни . В игре – ребенок творец и субъект. Цель : создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей. Задачи: проанализировать литературу по данной теме; создать подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений в дошкольном возрасте; активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Слайд 4

Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей. Решению данных задач способствовали следующие методы:

Слайд 5

Предполагаемый результат: Использование развивающих игр в процессе обучения должно способствовать постепенному появлению у детей собственному познавательному интересу, который приходит на смену игровому и повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Я не стремилась к тому, чтобы научить детей считать, измерять и решать арифметические задачи, а пыталась развивать их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами. Известно , что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, нужно помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику.

Слайд 6

Дидактические игры

Слайд 9

Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности. В своей работе я старалась использовать комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Так например знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

Слайд 10

Дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами: «Выложи цифру из палочек » «Слепи из пластилина» «На что похожа цифра ?»

Слайд 11

: Стихи, Задачи, Загадки, Сказки, Скороговорки, Считалки, Физкультминутки. Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел: А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки .

Слайд 12

Стихи о цифре 3: 1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри». 2. «Тройка – не двойка, Она положительна, Но это не «хорошо», А «удовлетворительно». Физминутка : 1.Малыши, малыши – дружные ребятки Малыши, малыши – вышли на зарядку. Раз. Два, три! Раз, два, три! Ноги поднимайте! Раз, два, три! Раз, два, три! Весело шагайте. Загадывание загадок: 1.Треугольная доска А на ней три волоска, Волос тонкий, голос звонкий (балалайка). 2. Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке, Там три стула и три кружки, Угадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? (три медведя). Решение задач: Вот зашла Маринка, А за ней - Аринка , А потом пришел Игнат, Сколько стало всех ребят? На плетень взлетел петух, Повстречал там еще двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов? Скороговорки: 1.По утрам мой брат Кирилл, Трех крольчат травой кормил. 2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Сказки, где есть число 3: «Три поросенка», «три медведя», «Три орешка для Золушки». Пословицы и поговорки: Обещанного 3 года ждут. От горшка, три вершка При знакомстве с цифрой 3 можно использовать

Слайд 13

Знакомя с геометрическими фигурами, использовала словесную игру «Пара слов». Говоря детям «Круг» они называют предмет, похожий на руль или колесо. Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур Дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур: «Назови лишнюю фигуру» «Подбери заплатку» «Найди крышку каждой коробочке» «Геометрическое лото» «Назови фигуры».

Слайд 14

Игры со счетными палочками Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются .

Слайд 15

«Измерение величины» Работая по разделу «Измерение величины» (11 слайд) можно включить игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины И конечно же игра «Чудесный мешочек» - она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров можно превратить в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаются карточки с написанными примерами которые нужно раскрасить в соответствующий цвет.

Слайд 16

Игры на формирование циклических представлений « Раскрась, продолжая закономерность» «Что сначала, что потом?» «Какая фигура будет последней?» При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры « Раскрась, продолжая закономерность », « Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?» Музыка , физминутки , игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук – это все неотъемлемая часть игровых комплексов. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме организованной образовательной деятельности обязательно должна производиться смена видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме. Так же следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Слайд 17

Продолжить работу по данной теме согласно возрастной группе ; Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме ; Изучить новинки методической литературы ; 4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников. Мои перспективы Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!

Слайд 18

Список используемой литературы : 1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г. 2 . Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г. 3. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г. 4. О. Узорова , Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель », 2002г. 5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г. 6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. 7. О.М.Дьяченко , Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г. 8. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г. 9. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993 10. Аргинская И.И.Математика , математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с. 11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39 12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с 13. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис . канд. психолог. наук МГУ., 1978. 14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989 15. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974



Предварительный просмотр:

Лутфиева И. Т.

МБДОУ детский сад «Улыбка» с. Бижбуляк, Республика Башкортостан

Задания от Красной Шапочки

(итоговое занятие в средней группе)

Программное содержание:

Обучающее:

1. Упражнять детей в умении отсчитывать предметы с заданным числом в пределах пяти. Закрепить цифры от одного до пяти.

2. Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

3. Закрепить умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по группам.

4. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, употреблять в речи сложносочиненные и подчиненные предложения.

5. Упражнять в умении отгадывать сказки.

Развивающие:

6. Развивать познавательную активность и кругозор детей.

7. Развивать эмоциональное восприятие.

Воспитательные:

8. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность суждений, любознательность, любовь к своей стране.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, сколько гостей собралось у нас в группе. Они хотят посмотреть, чему вы научились за этот год, пока ходили в среднюю группу. Ведь за год вы подросли и многому научились, скоро наступит лето и вы перейдете в старшую группу. Хотите (ответ детей). Что бы показать наши знания полученные в течение года я предлагаю вам выполнить задания приготовленные, а кем вы узнаете - отгадав загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её… (Красная Шапочка).

Воспитатель: Молодцы. Конечно же это Красная Шапочка.

1 ЗАДАНИЕ:  Разминка. Отвечать нужно быстро и правильно.

1) Сколько полос у флага РФ, назови цвета? Сколько полос у флага РБ, назови цвета?

2) Как зовут президента РФ, РБ?

3) Как зовут президента РФ, РБ?

4) Как называется республика в которой мы живем?

Воспитатель: Молодцы!

2 ЗАДАНИЕ: Наша республика славится своими лесами. Представьте, что мы с вами пришли на лесную полянку. Давайте рассмотрим ее получше (перед детьми плакат с нарисованной поляной, на которой изображены (грибы, ягоды, цветы, ели). Что на ней растет? (ответы детей) Давайте их посчитаем и подберем нужные цифры. (Дети считают и подбирают необходимые цифры.) Что ещё вы видите на поляне? (ответы) Чей это хвост, как называют лису в сказках?

Итоговое занятие в средней группе «Задания от Красной Шапочки»

Воспитатель; Молодцы! И с этим заданием вы справились. А как нужно вести себя в лесу? Ребята у Красной Шапочки в корзинке не только задания она приготовила для вас и игры. Хотите поиграть? (ответы детей)

Физкультминутка «Ветер ёлочки качает»

Ветер ёлочки качает,

Вправо, влево наклоняет.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.


3 ЗАДАНИЕ: Игра называется «Назови, одним словом»

(воспитатель показывает рисунки на которых изображены (овощи, животные, птицы, день)

Воспитатель: Красной Шапочке понравилось с вами играть, она предлагает поиграть

4 ЗАДАНИЕ: игру «Наоборот»

Толстый – худой / Далеко – близко / Вверху – внизу / Слева – справа / Вперед – назад / Один – много / Легкий – тяжелый / Черный - белый

5 ЗАДАНИЕ: Упражнение на релаксацию.

Воспитатель проводит с детьми упражнения на релаксацию под звуки природы. Включается запись.

-Ребята, закройте глаза и представьте себя, как будто вы в лесу, шумит ветер, светит яркое солнце, давайте прижмуримся, чтобы оно нас не слепило, а теперь покатаем его на наших бровках, поднимем одну бровь, затем другую, а теперь на губках вытянем губы вперед, а затем улыбнемся.

В это время воспитатель выкладывает цветы на полянке и накидывает платок бабушки.

Игра «Найди нужную фигуру»   Ребята у Красной Шапочки в саду не распустились цветы, но они засияют только тогда, когда вы подберете к нему серединку из (воспитатель показывает геометрические фигуры дети говорят (ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР) А какие геометрические фигуры вы знаете? (воспитатель раздает детям геометрические фигуры дети подходят к цветам и находят цветок со своей фигурой в середине)

http://www.maam.ru/upload/blogs/d007979254c481b5d81146dd10956aa6.jpg.jpg

Воспитатель: Какие красивые цветы. Посмотрите на распустившиеся цветы прилетели (воспитатель вывешивает изображения насекомых дети называют их). Красная Шапочка говорит вам спасибо. Но на этом у Красной Шапочки задания не закончились. Она очень любит слушать сказки которые ей рассказывает бабушка. Вот и следующее её задание связано со сказками.

6 ЗАДАНИЕ: «Назови сказку и героя или героев»

Воспитатель: будьте внимательны

1) Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: — Сяду на пенек,

Съем пирожок! (Маша и медведь)

2) На сметане меше, на окошке стужён, круглый бок, румяный бок, я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл… (Колобок)

3) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку

Воспитатель: Молодцы ребятки вы, как и Красная Шапочка не только любите, но и знаете сказки.

7 ЗАДАНИЕ:  Мы поиграем в игру «Что без чего не бывает» (с мячом).

- Не бывает белки без (хвоста);

- Не бывает супа без (картошки);

- Не бывает машины без (колес);

- Не бывает дерева без (веток);

- Не бывает компота без (фруктов);

- Не бывает мамы без (детей);

- Не бывает стола без (ножек);

- Не бывает моря без (воды).

Воспитатель: Красная шапочка за ваши знания ставит вам оценку, ну прям как в школе, а какую получил каждый из вас вы узнаете выложив числовой ряд от меньшего к большему. Последняя цифра в вашем числовом ряду это ваша оценка за сегодняшнее занятие.   (Дети на столах выкладывают числовой ряд от 1 до 5)

Воспитатель: Молодцы! Какая цифра стоит последняя (5)

Ребята наше занятие подошло к концу. Скажем до свиданье нашей гостье и спасибо.

Что вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас трудным?

Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!

Лутфиева И. Т.

МБДОУ детский сад «Улыбка» с. Бижбуляк, Республика Башкортостан

Речевая пятиминутка в режимных моментах для второй младшей группы

Цель: Развитие речи детей;

Задачи: Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать общую и мелкую моторику, развитие ритмичности, плавности движений;

развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми

помочь запомнить фонематическую потешку, читать её, отчетливо произнося звуки;

воспитывать желание беседовать по картине;

 воспитывать активность, самостоятельность.

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

1,2,3,4,5,                                        (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.               (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,                              (Загибают пальчики начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.     («Шагают» по коленкам (столу)

                                                     средним  и указательным пальчиками)                                                                                                                  

  1. Беседа по иллюстрации:

Ребята, давайте рассмотрим  картину, какое время года здесь изображено. (Осень)  Кого вы видите на картине? (Девочку и мальчика). Что они делают? (Дети гуляют). Где  гуляют дети  (Дети гуляют в парке). Почему вы думаете,  что в парке, а не в лесу? (В парке есть фонари и скамейка, аллея…). Как одеты дети? (Дети одеты тепло) Что у девочки (мальчика)  на ногах? (У девочки (мальчика) на ногах (ботинки) сапоги).  Какого цвета сапоги? (Сапоги красного цвета (ботинки синего цвета)). Что у  девочки в руке? ( У девочки в руке зонт).  Какого цвета зонт? (Зонт синего цвета) Почему девочка взяла с собой на прогулку зонт? ( Потому что на улице идет дождь). Какого цвета листья на деревьях?  (Листья на деревьях желтые, красные). В какое время года часто идут дожди и листья окрашиваются в желтый, красный… цвета (осенью). Ребята, а у нас сейчас какое время года (осень). Вы любите гулять в осеннем лесу и собирать опавшие листья? (ответы детей).

  1. Упражнение «Осенние листочки». (на развитие длительного плавного выдоха)

К зонту подвешены на ниточках разноцветные листья. Детям предлагается встать вокруг зонта напротив листочков  ( так чтобы листья оказались на уровне рта) медленно набираем воздух через нос.  Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листики, не раздувая щек (повторяем 3-5 раз).

  1. Повторение фонематических потешек и разучивание новой):

Ребята вспомним потешку

ПАЛКА – ГАЛКА

На полу лежала палка,

А на палку села галка.

Палку бросил кто – ни будь.

Галка села отдохнуть.

КОТ – РОТ

Спит по лавкой рыжий кот.

У Алены грязный рот.

Кот проспал все воскресенье.

А Алена ест варенье.

Разучивание фонематической  потешки СОВА - СОФА.

Объяснение и показ новых слов. (краткое описание совы и софы с показом рисунка)

Рассказывание потешки воспитателем.  Небольшой разбор:  (Что делает сова? (Сидит, не спит). Что говорится о софе?  (софа стоит на полу, на ней спит Андрюша).

Послушайте потешку  ещё раз. Я буду читать и показывать вам иллюстрации, чтобы легче было запомнить. (Опорные картинки)

Заучивание – повторение за воспитателем  по строчкам, по две, всю потешку  целиком.

  1. Координация речи с движением «Листья»:

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся).