Разработки уроков по русскому языку
Разработки уроков и презентаций по русскому языку и по родному русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет, класс Русский язык . 6 класс
Тема урока: «Буквы О-А в корне –КОС- - КАС-»
Тип урока: дистанционный урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Мурзицкой СШ –
Кочетовская ОШ
Саляева Ирина Васильевна
2020 г.
Тема: «Буквы О и А в корне - КАС- - - КОС-».
Тип урока: дистанционный урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели урока: познакомить с условиями выбор букв А и О в корне – кас - - -кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты:
- Знание условий выбора букв Аи О в корне – КАС - - КОС - ;
- Умения распознавать слова с чередующимися корнями - КАС- - КОС- и применять правило их написания;
- Владение навыками морфемного разбора слов;
- Умение объяснять языковые явления.
Оборудование урока: компьютер, приложение Skype, учебник «Русский язык. 6 класс» (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон и колонки.
Методические приемы: организационные, логические.
Продолжительность урока – 30 минут.
План урока с хронометражем
№ | Этапы урока | Время | Общее |
1 | Организационный момент. | 2 | 2 |
2 | Мотивация учебной деятельности | 3 | 5 |
3 | Актуализация опорных знаний | 5 | 10 |
4 | Выявление затруднения | 7 | 17 |
5 | Физкультминутка | 1 | 18 |
6 | Первичное закрепление нового знания | 5 | 23 |
7 | Повторение и обобщение изученного материала | 5 | 28 |
8 | Итог урока | 1 | 29 |
9 | Задание на дом | 1 | 30 |
В скайпе учителем создана группа «Русский язык. 6 класс», в которую приглашены все обучающиеся. За минуту до начала урока учитель звонит, ученики подключаются к звонку. Данная платформа позволяет работать в группе, выводить информацию на экран «Демонстрация экрана», функция "Поднять руку" в Скайпе для групповых звонков и собраний, переписываться в чате, отправлять и принимать файлы.
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | 2 | Здравствуйте, ребята. Кто присутствует сегодня на уроке? | Пользуются функцией «Поднять руку», или просто перекличка. |
Мотивация учебной деятельности | 3 | На экран выводятся слова «Демонстрация экрана»: Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение. (приложение 1.) - Прочитайте слова. - Что вы заметили? - Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? | В этих- словах происходит чередование гласных в корне слов. Научиться распознавать слова с корнем – кас- - -кос-, познакомиться с правилом написания этих слов. |
Актуализация опорных знаний | 5 | Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока «Буквы О и А в корне - КАС- - - КОС-». (приложение 2.) Объяснительный диктант. Ребята, я диктую слова, вы записываете. По очереди комментируем, какое правило мы применяем при написании этих слов. Зарасти, вырастать, прилагательное, выложить, растение, положение, полагаться, росток, положить, уложить, предполагать, водоросли, выращивание, слагаемое, предположение, подросли, изложение. | Ученики делают записи в тетрадях. Пишут и объясняют правило. |
Выявление затруднения | 7 | Работа с учебником.
Какая безударная гласная пишется в корне слов касаться – коснуться? Если после корня стоит суффикс –а-? Если после корня нет суффикс –а-? Чтение правила и образца рассуждений (стр. 104-105).
| Работают с учебником. Выполняют упражнение в тетрадях. |
Физкультминутка | 1 | Закройте глаза. Откиньтесь на стуле. Расправьте плечи. Откройте глаза. Поверните голову влево и посмотрите вдаль, поверните голову вправо и посмотрите вдаль. Верните голову в исходное положение. Закройте глаза. Откройте глаза и внимательно рассмотрите свой потолок. | Выполняют упражнения за компьютером. |
Первичное закрепление нового знания | 5 | Демонстрируется задание на экран через функцию «Демонстрация экрана». (приложение 3) Перепишите, вставляя пропущенную гласную в корне. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (наличие или отсутствие после корня суффикса –а-. Прик..саться, к..снуться, прик..сновение, к..сательная, соприк..саться, соприк..сновение, к..сание, неук..снительно, прик..снуться, к..сательно. | Выполнение в тетрадях задания. |
Повторение и обобщение изученного материала | 5 | Выполнение упражнения в чате. Каждому учащемуся из упражнений № 186, выданы слова. | Пишут в чате. Комментируют по просьбе учителя. |
Итог урока | 1 | - Проверяются ли ударением слова с корнем – кас- - -кос-? - Почему при написании необходимо учитывать значение корня? | Учащиеся отвечают на вопросы, используя функцию «Поднять руку». |
Задание на дом | 1 | Задание по теме в интерактивной тетради Skysmart. В чате прикрепляется ссылка на задание. |
Приложение 1.
Картинки для вывода на экран
Приложение 2.
Приложение 3.
Список литературы.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 2003 г.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.:ВАКО, 2017 г.
- Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. Организаций. – М.:Просвещение, 2017 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцатое ноября. Классная работа. Тема урока: «Буквы О и А в корне -КАС- - - КОС-».
Перепишите, вставляя пропущенную гласную в корне. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (наличие или отсутствие после корня суффикса –а- . Прик .. саться , к.. снуться , прик .. сновение , к.. сательная , соприк .. саться , соприк .. сновение , к.. сание , неук.. снительно , прик .. снуться , к.. сательно .
Предварительный просмотр:
Предмет, класс Русский родной язык . 9 класс
Тема урока: «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»
Тип урока: урок –исследование
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Мурзицкой СШ –
Кочетовская ОШ
Саляева Ирина Васильевна
2020 г.
Тема: «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости».
Тип урока: урок- исследование
Цель урока: познакомить учащихся с типичными ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости.
Задачи урока:
- Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
- Развивать языковое чутье, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
- На примере говора кочетовских жителей, показать и выявить нарушения лексической сочетаемости.
Оборудование урока: презентация, компьютер, интерактивная доска.
Методические приемы: организационные, логические.
План урока с хронометражем
№ | Этапы урока | Время | Общее |
1 | Организационный момент. | 1 | 1 |
2 | Мотивация учебной деятельности | 1 | 2 |
3 | Постановка цели и задач урока | 1 | 3 |
4 | Актуализация опорных знаний | 13 | 16 |
5 | Повторение и обобщение изученного материала | 10 | 26 |
6 | Физкультминутка | 2 | 28 |
7 | Подготовка к итоговому собеседованию | 8 | 36 |
8 | Итог урока | 5 | 41 |
9 | Рефлексия (продолжения подготовки к итоговому собеседованию) | 3 | 44 |
10 | Задание на дом | 1 | 45 |
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | 1 | Здравствуйте, ребята. | |
Мотивация учебной деятельности | 1 | В русском языке немало таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Например, говорят: «стадо коров», «табун лошадей», «отара овец». Поэтому и смешит неудачное сочетание слов: «Вдали показалась стая уток и зайцев». В данном случае слова соединены неправильно, т.е. нарушена лексическая сочетаемость. - Что такое языковая норма? - - Что вы понимаете под лексическими нормами? Тема нашего урока: Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Открывайте тетради, спишите с доски тему урока. | - Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные. - Правильность выбора слова и уместность его применения. |
Постановка цели и задач урока | 1 | Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке | Обучающиеся делают записи в тетрадях |
Актуализация опорных знаний | 13 | Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частая – не различение паронимов. - Что такое паронимы? Не различение паронимов, т.е. частично совпадающих по звучанию слов, также ведет к ошибкам в употреблении; большая часть паронимов – это однокоренные слова, отличающиеся суффиксами или префиксами и, как следствие, оттенками значения, а также стилистической окраской. Например, проступок (провинность) – поступок (действие, совершенное кем-либо); виновен (совершивший преступление) – виноват (провинившийся в чём-либо, нарушивший правила морали, вежливости и т.п.); уплатить (за что-либо) – оплатить (что-либо). Паронимы могут быть связаны с разными вариантами общего корня. Например, короткий (небольшой по размеру, противоположное длинный) – краткий (изложенный коротко, в немногих словах). Поэтому говорят короткий текст, но краткий пересказ текста. В паронимических отношениях могут оказаться и заимствованные слова: паритет (равенство) – приоритет (первенство, преимущество), деквалификация (потеря квалификации) – дисквалификация (лишение квалификации) и др. Для различения паронимов иностранного происхождения необходимо обращаться к словарям иностранных слов. Приведите примеры паронимов? Также существуют частотные паронимы. - выполнить – исполнить имеют общее значение «осуществить, претворить в жизнь», например, выполнить (исполнить) заказ, но у второго глагола книжный характер; - длинный – длительный совпадают в значении «продолжающийся, продолжительный», например, длинный (длительный) разговор, длинная (длительная) пауза, но «длинный» указывает на протяженность во времени, а «длительный» подчеркивает процессуальность значения существительного; «длинный» обычно сочетается с названиями периодов времени (длинная ночь, длинная зима), а «длительный» – с названиями действий и состояний, рассчитанных на долгий срок (длительный полет, длительное лечение); - договор – договоренность различаются тем, что «договор» обозначает письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах (договор о дружбе и сотрудничестве), а «договоренность» – соглашение, достигнутое путем переговоров (договоренность о включении вопроса в повестку дня); - истина (правда, действительное положение дел) – истинность (соответствие истине). Например, стремление к истине – истинность выдвинутых предположений; - обыкновенный – обычный различаются тем, что в первом слове подчеркивается невыделяемость, непримечательность, а во втором – типичность. Например, обыкновенный человек – обычный день. Логические ошибки связаны с не различением близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко люди не различают сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления. Так, в предложении «Жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления» обнаруживается ошибка в словосочетании «свидетелями представления». Слово «свидетель» имеет значение «очевидец» – так называют человека, оказавшегося на месте какого-либо происшествия. Это слово связано со сферой судебно-правовой деятельности. В сфере театрально-концертной деятельности, о которой идет речь в предложении, используется слово «зритель». Данная ошибка связана с не различением сфер деятельности. Ошибочное сочетание «подорожали цены» связано с не различением смежных понятий «цены» и «товары»: товары дорожают, а цены растут. Можно привести примеры аналогичных ошибок в предложениях: «Вызывает опасение своевременный пуск комбината»; «В парке заложено 52 дерева»; «В результате эпидемии чумы люди покинули город». Все эти ошибки объясняются не различением смежных явлений: опасаются не того, что комбинат будет пущен, а того, что в намеченный срок он не будет пущен; закладывают не деревья, а парк; люди покидают город не в результате, а по причине чумы. Возможные исправления в этих случаях: «Вызывает опасение, что в намеченный срок комбинат не будет пущен»; «В парке посажено 52 дерева»; «В результате чумы город опустел». Стилистические ошибки Стилистические ошибки – это нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств. Стилистические ошибки связаны с игнорированием тех ограничений, которые накладывает на употребление слова его стилистическая окраска. К наиболее распространенным стилистическим ошибкам относятся: 1. Употребление канцеляризмов – слов и словосочетаний, характерных для официально-делового стиля. Например, «По мере увеличения доходной части своего бюджета, я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль» – «Я стал получать много денег, поэтому решил купить новую машину». 2. Употребление слов (выражений) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных и экспрессивно окрашенных слов. Например, «Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору» –«Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором». 3. Смешение стилей – неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей. 4. Смешение лексики разных исторических эпох. Например, «На богатырях кольчуги, брюки, варежки» – «На богатырях кольчуги, латы, рукавицы». 5. Неправильное построение предложения. Например, «Не смотря на свою молодость, он хороший человек». Существует несколько способов исправления данных ошибок. Во-первых, изменить порядок слов в предложении: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе» – «В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора». 6. Во-вторых, переделать предложение: «Из других спортивных событий поговорим о штанге» – «Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге». 7. Плеоназм – речевое излишество, употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать плеоназма необходимо сделать следующее: - слово заменить однокоренным, например, монументальный памятник – монумент; - убрать слово из словосочетания, например, главная суть – суть, ценные сокровища – сокровища; - убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения действия»; «Построение модели в соответствии с известными правилами» – «Построение модели по правилам». 8. Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются: - заменить одного из слов синонимом. Например, «Проливной ливень не прекращался целый день» – «Проливной дождь не прекращался целый день»; -убрать одно из слов. Например, «Наряду с этими признаками имеется и ряд других» – «Наряду с этими признаками имеются и другие» | Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением. Например, адресант (отправитель)— адресат (получатель) Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу. Учащиеся конспектируют лекцию. |
Повторение и обобщение изученного материала | 10 | Ребята, а теперь работаем с предложениями, в которых допущены речевые или грамматические ошибки. Вам нужно записать в тетрадь исправленный вариант, и классифицировать ошибку, поставив Р (речевая) или Г (грамматическая).
В Кочетовке распространено такое словосочетание: «Копать картошка». Какая здесь ошибка? Грамматическая или речевая? Приведите свои примеры нарушений лексической нормы, распространенных в Кочетовке ? |
Грамматическая, в употреблении падежа. Правильно: Копать картошку. |
Физкультминутка | 2 | Комплекс упражнений (по 3 раза):
| Учащиеся выполняют упражнения. |
Подготовка к итоговому собеседованию | 8 | Подготовить сообщение на тему (10 предложений): «Распространённые нарушения лексических норм русского языка». На подготовку 2 минуты. Опрос 2-3 учеников. | |
Итог урока | 5 | Тестирование 1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно? а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования; б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему; в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить; г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным. 2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»? а) Образцовый; б) абсолютный; в) идеальный; г) безупречный. 3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ? а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта. б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо. в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади. г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы. 4.В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)? а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу. б) Хронометраж времени был просчитан до секунды. в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов. г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. | выполняют тест |
Рефлексия (продолжения подготовки к итоговому собеседованию) | 4 | Ответить на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке? (10 предложений). | |
Задание на дом | 1 | Допишите к словам адресант, мелодия, человечный паронимы. Составьте с каждым предложения. | Записывают в дневник. |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс Русский язык. 9 класс
Тема урока: «Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Мурзицкой СШ –
Кочетовская ОШ
Саляева Ирина Васильевна
2020 г.
Тема: «Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- показать роль сочинительных союзов: разделительных, соединительных, противительных – в ССП;
- формировать умение определять разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами;
- развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- понимать роль сочинительных союзов в ССП;
- уметь разбираться в смысловых отношениях между частями ССП;
- уметь объяснять языковые явления и процессы.
Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Русский язык. 9класс» (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г.Бархударов и др.)
План урока с хронометражем
№ | Этапы урока | Время | Общее |
1 | Организационный момент. | 1 | 1 |
2 | Актуализация опорных знаний | 7 | 8 |
3 | Работа по теме урока | 12 | 20 |
4 | Физкультминутка | 1 | 21 |
5 | Первичное закрепление нового знания | 10 | 31 |
6 | Повторение и обобщение изученного материала | 10 | 41 |
7 | Итог урока | 3 | 44 |
8 | Задание на дом | 1 | 45 |
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | 1 | Здравствуйте, ребята! Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.
| |
Актуализация опорных знаний | 7 | - Назовите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. - На слайде даны несколько предложений. Определите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Слайд 1. 1. Сверкнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. (Ильф и Петров) 2. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности. (Л. Толстой). 3. То по всему дереву ляжет черная рукав несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два чёрных столба. (И.Бунин) 4. Или я не понимаю ваши стихи, или в них самих что-то непонятно. (А.Толстой) 5. Говори, или я сегодня же расскажу про тебя начальнику. (А.Гайдар) 6. Работа шла внутри острога, снаружи же, у ворот, стоял, как обыкновенно, часовой с ружьем. (Л.Толстой). 7. Пышные декорации не способствовали успеху спектакля, а, напротив, они его губили. | Одновременность, последовательность, причина, чередование, взаимоисключение, сопоставление, противопоставление.
|
Работа по теме урока | 12 | Работа с учебником
|
4. [=], а [-=]. 11. [-=, зато =] |
Физкультминутка | 1 | Разминка кистей. Вращение плечами, повороты шеей. | Выполнение упражнений |
Первичное закрепление нового знания | 10 | Работа в парах. Выполнение упражнения № 80, 83 (II) Самостоятельная работа. Выполнение упражнения № 82. | Работают над выполнением упр. 80, 83 (II) в парах. Выполняют упр. 82. |
Повторение и обобщение изученного материала | 10 | Определите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, в том числе входящего в состав предложения с другими видами связи. Слайд 2
|
|
Итог урока | 4 | - Назовите соединительные союзы. Что выражают ССП с соединительными союзами? - Назовите разделительные союзы. Что выражают ССП с разделительными союзами? - Назовите противительные союзы. Что выражают ССП с противительными союзами? | Ответы учащихся. |
Задание на дом | 1 | Упр. 84. Стр. 45-46 |
Список литературы
- Востоков В.В. Современный русский литературный язык. Сложное предложение: семантико-структурный аспект: Учебное пособие/АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2006.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.ВАКО, 2016.
- Сайтанова Н.И. Русский язык. Тестовые упражнения. 8-9 классы: пособие для учителей общеобрзоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, в том числе входящего в состав предложения с другими видами связи. Уже ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях. Хороша кашка, да мала чашка. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же. Лицо её было бледно, слегка раскрытые губы тоже бледнели. Я тогда выступил против этого жестокого решения, но люди были приговорены к смерти. Ни сам никуда не ездил, ни у себя никого никогда не принимал. 10. В полярных странах в летние месяцы луна никогда не бывает в зените: или её совсем не видно, или она стоит очень низко.