Разработки уроков по литературе

Саляева Ирина Васильевна

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Мурзицкой СШ – Кочетовская ОШ

Урок литературы в 8 классе по теме:

«Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Саляева Ирина Васильевна

учитель русского языка и литературы

с. Кочетовка

2020 г.

Цель: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, мультимедийная презентация.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайды

Время урока

  1. Организационный момент

(Горят свечи. Выключен свет. Играет песня «Землянка»)

75 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку на ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Слайд 1. «75 лет Победе»

3 мин.

  1. Определение темы урока

Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

(после ответов учащихся объявляется тема урока)

Тема нашего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Сегодня мы поговорим о том, как в годы войны развивалась поэзия, как мелодичные и задушевные стихотворения становились песнями.

Слайд 2. «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

  1. Прослушивание песни

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

(прослушивание 1 куплета)

Какие стихи и песни о войне вам известны?

Каково их настроение?

Почему многие из них поют и сейчас?

«Жди меня» К.Симонова, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

«Землянка» А.Суркова

Слайд 3. Слова «Священная война» и портрет Василия Лебедева-кумача

  1. Анализ стихотворения

            Давайте вспомним стихотворение Константина Симонова «Жди меня».      

О чём стихотворение?

Каков, на ваш взгляд, жанр стихотворения?

Какие средства выразительности использует автор в этом стихотворении?

Какое слово является ключевым?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Стихотворение посвящено любви женщины – такой сильной, что она становится сильнее смерти. Ее терпеливое ожидание бережет бойца в бою, это апофеоз светлого и прекрасного чувства.

Это интимное стихотворение, любовное послание от лирического героя к своей возлюбленной. Такой жанр был использован именно потому, что поначалу это было стихотворение только для одного человека.

Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”.

Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”.

При этом они просто подчеркивают основную мысль, а главную роль в создании тона и настроения играет анафора – слово “жди”, которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придает произведению сходство с молитвой.

Слово «Жди».

Слайд 4. Стихотворение «Жди меня»

  1. Чтение статьи учебника

Прослушивание 1 куплета «Москвичи»

Обучающиеся по очереди читают статью учебника.

  1. Сообщение ученика о М.В. Исаковском

(Просмотр видео с исполнением Марка Бернеса песни «Враги сожгли родную хату»)

  1. Сообщение ученика об А. И. Фатьянове

(Прослушивание песни «Соловьи, соловьи…!»)

Продолжение чтения статьи про Е.Винокурова.

  1. Сообщение ученика о Булате Окуджава

Слайд 5. Портрет М.В. Исаковского.

Слайд  6. Песня «Враги сожгли родную хату»

Слайд 7. Боевая машина БМ- 13 «Катюша»

Слайд. 8. Портрет А.Фатьянова

Слайд. 9. Стихотворение «Москвичи»

Слайд 10. Портрет Булата Окуджавы.

Слайд. 11 . Фрагмент фильма «Белорусский вокзал» и с исполнением песни «Здесь птицы не поют»

3,45 мин

  1. Обсуждение статьи учебника.

 - Почему в нашей стране до сих пор популярны военные песни?

 - На какую тему написано большинство песен военных лет? Почему?

 - Какую песню маршал Георгий Жуков назвал одной из лучших песен военной эпох?

 - Какую песню Евгений Винокур посвятил друзьям, не вернувшимся с войны?

Потому что война побывала в каждом доме. И по сей день мир на земле не везде.

Больше всего песен было написано на тему любви.

«Соловьи» Алексея Фатьянова.

Песня «Москвичи».

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним поэтом Львом Ошанином, чьи песни вы, наверняка, слышали не раз. Откройте учебник на странице со стихотворением «Дороги».

Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги?

Какие слова и почему повторяются в песне?

(прослушивание 1 куплета песни)

 Сообщение учащегося по биографии поэта

Слайд. 12 Портрет Лев Ошанин.

Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народы в Великой Отечественной войне.

 - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

Слайд 13. Эмблема победы.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире

не имела такой силы, как наше искусство».

(Зажигается свеча. Звучит песня Р.Гамзатова «Журавли»)

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.

На этом наш урок подошёл к концу. Запишите домашнее задание.

Ответы учащихся

Слайд. 13. Видеоряд на песню «Журавли»

Слайд. 15. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс Литература, 5 класс

Тема урока: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

Программа: программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ –

Кочетовская ООШ

Саляева Ирина Васильевна

16 декабря 2014 года

Тема: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

Тип урока:  урок чтения и изучения произведения

Цель урока: Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова

Задачи урока:

Ι. Образовательные: 

  • создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли;
  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы.

ΙI. Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать навыки анализа образа литературного героя;
  • развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: 

воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Оборудование урока: портрет писателя Н.А Некрасов, компьютер, интерактивная доска

Методические приемы:

  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2009.

План урока с хронометражем

Этапы урока

Время

Общее

1

Организационный момент

1

1

09.01

2

Повторение (разминка)

5

6

09.06

3

Проверка домашнего задания

7

13

09.13

4

Изучение нового материала

15

28

09.28

5

Работа с учебником

7

35

09.35

6

Физкультминутка

1

36

09.36

7

Итог урока

5

41

09.41

8

Рефлексия

3

44

09.44

9

Задание на дом

1

45

09.45

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

1

Здравствуйте.  Садитесь удобнее, расслабьтесь. У всех прекрасное самочувствие, весёлое, творческое настроение. (слайд 1)

Цель нашего урока, ребята, чтобы вы лучше познакомились с творчеством  Николая Алексеевича Некрасова (слайд 2)

Повторение (разминка).

5

Давайте войдём сначала в рабочий ритм и проведём  небольшую разминку по пройденному материалу.

А) Игра «Угадай словечко».(слайд 3)

  • Созвучие окончаний стихотворных строк
  • Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд?
  • Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки?
  • Яркое красочное определение

Б) «Викторина» - назови автора и произведение:

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло.. (слайд 4)

На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На 16-м году

Повстречаешь ты беду… (слайд 5)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…(слайд 6)

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски! (слайд 7)

  • Рифма
  • Парная
  • Перекрестная
  • Эпитет

Крылов, «Ворона и Лисица»

В.А. Жуковский, «Спящая царевна»

А.С. Пушкин, «У Лукоморья»

А.С. Пушкин, «У Лукоморья»

Н.А.Некрасов, «На Волге»

Проверка домашнего задания

5-7

Какие строчки из стихотворения «На Волге» вам хотелось бы прочитать? (слайд 8)

Что печалит поэта, что возмущает его?

Выразительное чтение отрывков

Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих  крепостное право ради  своего куска хлеба

Изучение нового

15

Мы продолжаем знакомство со стихами Н.А. Некрасова.

В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос». Автор посвятил её русской крестьянке.

- Сейчас мы послушаем отрывок из поэмы.

Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

Какое чувство хочет передать нам автор?

Чем восхищается русский поэт, описывая русскую женщину?

Чем занимается крестьянка?

В стихотворении крестьянка только трудится?

Просмотреть иллюстрации в презентации и обсудить. Отключить презентацию.

Слушание отрывка

Ответы детей

Ответы детей

Нет. Поэт описывает с восхищением и о том как она смеется, поёт, танцует и все в восхищении за ней наблюдают.

Работа с учебником

7

Ребята, на странице 196 давайте с вами выполним задания 2 и 3.

Задание 2. Какие сравнения, эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Я вам заранее сделала карточки, давайте запишем все сравнения, эпитеты.

Сравнения, с чем, кем сравнивает русскую женщину, её черты

 слова, которыми автор называет русскую женщину

Эпитеты

Н.А. Некрасов сравнивает её

с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.

Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка», в простонародном смысле –

« нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли». Таким образом, русская женщина  настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.

Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…»,

« сердечный смех»,

« румяные губы», нарядная матка».

Таким образом,

русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая,

уверенная в себе, спокойная, терпеливая.

Задание 3.в учебнике.

Какая рифмовка используется поэтом?

Перекрёстная

Физкультминутка

1

Молодцы! Хорошо потрудились. Засиделись. Потянемся. Откинем голову назад. Закроем глаза. Вернемся в исходное положение. повернулись посмотрели на гостей через правое плечо, теперь через левое плечо. Встанем.  Покажем себя во всей красе. Молодцы!

Ребята выполняют движение.

Итог урока

5

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Женщина
  • Русская, трудолюбивая, семейная, хозяйственная, терпеливая
  • любить, ценить, восхищаться
  • достойна уважения
  • гордость

Рефлексия

3

Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?

Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?

С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало, было лишним?

Оценки за урок

Ответы детей

Задание на дом

1

Выучить отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» наизусть сначала и до слов «…смущеньем и гневом горит…:

И по двум пройденным произведениям Н.А. Некрасова вам на дом разгадать кроссворд