Разработки уроков по литературе
Презентации и разработки к урокам литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Мурзицкой СШ – Кочетовская ОШ
Урок литературы в 8 классе по теме:
«Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
Саляева Ирина Васильевна
учитель русского языка и литературы
с. Кочетовка
2020 г.
Цель: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, мультимедийная презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.
Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Слайды | Время урока |
| (Горят свечи. Выключен свет. Играет песня «Землянка») 75 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку на ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. | Слайд 1. «75 лет Победе» | 3 мин. | |
| Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (после ответов учащихся объявляется тема урока) Тема нашего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» | Сегодня мы поговорим о том, как в годы войны развивалась поэзия, как мелодичные и задушевные стихотворения становились песнями. | Слайд 2. «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» | |
| Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. (прослушивание 1 куплета) Какие стихи и песни о войне вам известны? Каково их настроение? Почему многие из них поют и сейчас? | «Жди меня» К.Симонова, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» «Землянка» А.Суркова | Слайд 3. Слова «Священная война» и портрет Василия Лебедева-кумача | |
| Давайте вспомним стихотворение Константина Симонова «Жди меня». О чём стихотворение? Каков, на ваш взгляд, жанр стихотворения? Какие средства выразительности использует автор в этом стихотворении? Какое слово является ключевым?
| Стихотворение посвящено любви женщины – такой сильной, что она становится сильнее смерти. Ее терпеливое ожидание бережет бойца в бою, это апофеоз светлого и прекрасного чувства. Это интимное стихотворение, любовное послание от лирического героя к своей возлюбленной. Такой жанр был использован именно потому, что поначалу это было стихотворение только для одного человека. Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”. Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”. При этом они просто подчеркивают основную мысль, а главную роль в создании тона и настроения играет анафора – слово “жди”, которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придает произведению сходство с молитвой. Слово «Жди». | Слайд 4. Стихотворение «Жди меня» | |
| Прослушивание 1 куплета «Москвичи» | Обучающиеся по очереди читают статью учебника.
(Просмотр видео с исполнением Марка Бернеса песни «Враги сожгли родную хату»)
(Прослушивание песни «Соловьи, соловьи…!») Продолжение чтения статьи про Е.Винокурова.
| Слайд 5. Портрет М.В. Исаковского. Слайд 6. Песня «Враги сожгли родную хату» Слайд 7. Боевая машина БМ- 13 «Катюша» Слайд. 8. Портрет А.Фатьянова Слайд. 9. Стихотворение «Москвичи» Слайд 10. Портрет Булата Окуджавы. Слайд. 11 . Фрагмент фильма «Белорусский вокзал» и с исполнением песни «Здесь птицы не поют» | 3,45 мин |
| - Почему в нашей стране до сих пор популярны военные песни? - На какую тему написано большинство песен военных лет? Почему? - Какую песню маршал Георгий Жуков назвал одной из лучших песен военной эпох? - Какую песню Евгений Винокур посвятил друзьям, не вернувшимся с войны? | Потому что война побывала в каждом доме. И по сей день мир на земле не везде. Больше всего песен было написано на тему любви. «Соловьи» Алексея Фатьянова. Песня «Москвичи». | ||
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним поэтом Львом Ошанином, чьи песни вы, наверняка, слышали не раз. Откройте учебник на странице со стихотворением «Дороги». Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги? Какие слова и почему повторяются в песне? | (прослушивание 1 куплета песни) Сообщение учащегося по биографии поэта | Слайд. 12 Портрет Лев Ошанин. | ||
Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народы в Великой Отечественной войне. - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек? | Слайд 13. Эмблема победы. | |||
Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире | ||||
не имела такой силы, как наше искусство». (Зажигается свеча. Звучит песня Р.Гамзатова «Журавли») 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла. Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13. На этом наш урок подошёл к концу. Запишите домашнее задание. | Ответы учащихся | Слайд. 13. Видеоряд на песню «Журавли» Слайд. 15. Домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предмет, класс Литература, 5 класс
Тема урока: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.
Программа: программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Мурзицкой СОШ –
Кочетовская ООШ
Саляева Ирина Васильевна
16 декабря 2014 года
Тема: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Цель урока: Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова
Задачи урока:
Ι. Образовательные:
- создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли;
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выражать свои мысли, делать выводы.
ΙI. Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать навыки анализа образа литературного героя;
- развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:
воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Оборудование урока: портрет писателя Н.А Некрасов, компьютер, интерактивная доска
Методические приемы:
- Объяснение учителя
- Анализ текста
- Выразительное чтение
Автор УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2009.
План урока с хронометражем
№ | Этапы урока | Время | Общее | |
1 | Организационный момент | 1 | 1 | 09.01 |
2 | Повторение (разминка) | 5 | 6 | 09.06 |
3 | Проверка домашнего задания | 7 | 13 | 09.13 |
4 | Изучение нового материала | 15 | 28 | 09.28 |
5 | Работа с учебником | 7 | 35 | 09.35 |
6 | Физкультминутка | 1 | 36 | 09.36 |
7 | Итог урока | 5 | 41 | 09.41 |
8 | Рефлексия | 3 | 44 | 09.44 |
9 | Задание на дом | 1 | 45 | 09.45 |
Ход урока