Проекты

Мышев Юрий Владимирович

Проекты, разработанные учащимися под руководством учителя истории Мышева Ю.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

туристско-краеведческого маршрута

«Тайны древней и средневековой  истории Тетюшского края»

Разработана краеведческим объединением «Родной край»

МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 им. Ханжина П.С.»

 (Руководитель учитель истории Мышев Ю.В.)

                                                                                             

Учитель:

 Сегодня мы представляем презентацию туристско-краеведческого проекта на тему: «Тайны древней истории Тетюшского края». Она разработана на основе исследовательской, поисковой работы учащихся средней школы №1. Предстояло проделать большую работу: изучение источников, архивных материалов, встречи со старожилами, учеными. Проводились походы, экскурсии, экспедиции. Нашими учениками проложены маршруты по древнему Тетюшскому району от села Бессоново на юге до села Никифорово на севере.

(Карта района, фото – фрагменты походов, экспедиций, встреч с ветеранами, старожилами района)

Слово экскурсоводам.

Ученик 1.

- Когда возникло первое поселение на месте Тетюш? Кто были предками тетюшан? Когда возник наш город? Где первоначально он находился? Какие народы жили на месте Тетюш в разное время?

Ученик 2.

- Бывали ли в Тетюшском крае древний полководец Александр Македонский, древнерусский князь Святослав, великий завоеватель хан Бату, царь Иван Грозный, предводитель восстания XVII  века Степан Разин?

Ученик 1.

-Юным исследователям средней школы № 1 под руководством учителя истории Мышева Ю.В. удалось разгадать немало исторических тайн далекого прошлого Тетюшского края. Мы познакомим вас с некоторыми из них.

Наша экскурсия начинается с древнейшей стоянки на территории края.

(Археологическая карта карта Тетюшского района)

Ученик 2.

- По мнению ученых древнейшая стоянка первобытных охотников находилась на берегу Волги, в урочище «Красная Глинка» недалеко от села Бессоново. На поиски этого загадочного древнего места отправились наши ученики. Предварительно изучили старинные карты, описания, рассказы местных жителей. Проделав трудный и опасный путь по незнакомому лесу, они вышли на берег Волги. Вскоре был обнаружен овраг, врезавшийся в крутой берег. На его срезах были обнаружены закопченная кость, камни, похожие на древние рубила. Можно предположить, что именно в этом месте и находилась стоянка неандертальцев – древних охотников.

(Фото, копия статьи)

Ученик 1.

- Далее наш путь идёт к селу Богдашкино.

(Вид села, городища)

В Никоновской летописи 17 века рассказывается о походе князя Святослава, брате великого князя Юрия Всеволодовича на Волжскую Булгарию в 1219 году.

«Пристальным взглядом наблюдал князь Святослав за медленно плывущим вдоль крутобокого борта ладьи обрывистым берегом Волги, выискивая удобное место для высадки. С ним опытный воевода Еремей Глебович, с горящими глазами, вздернутой вверх черной бородой, готовый ринуться тотчас в бой. А позади, на других ладьях и насадах ростовцы, устюжане, муромцы, переяславцы, полк брата Ярослава…»

 (Рисунки оружия, ладьи, берега Волги)

Ученик 2.

- «Князь решительно поправил на поясе рукоять меча. Из-за поворота показался остров Исады и напротив него – пологий берег. Где-то там, за бугром богатый торговый город Ошель, который наказал ему взять брат – великий князь Юрий Всеволодович.

Высадившись на берег, изрядил Святослав полки. И бысть брань межи ими крепка зело. Подрубили воины тын дубовый, разрушили оплоты и зажгли их..

Опоздала помощь Ошелю из Великого города Булгар. Сожжен был город булгарский, а женщины и дети были угнаны в плен…»

Ученик 1.

  - Ученые спорят: где находился этот летописный булгарский город Ошель? Мы считаем, что он находился на месте Богдашкинского городища. Наши ученики принимали участие в археологических раскопках и написали потом исследования на эту тему. Прошло несколько встреч с ученым археологом Альбертом Ахметжановичем Бурхановым. Материалы раскопок показывают, что на месте Богдашкинского городища находился крупный торгово-ремесленный город булгарского времени. У жителей было развито гончарное, металлургическое ремесло. Велась торговля с другими городами. Обнаружены следы большого пожара. Совпадает и географическое положение города с Ошелем. Историческое исследование наших краеведов было отмечено и на районном и на республиканском уровне. (Фото, копия статьи)

(Вид Волги, виды  Богдашкинского городища)

Ученик 2.

- Есть легенда, что первоначально Тетюши находились на месте, называемом Старыми Тетюшами. Раньше его называли Богородицыным рынком, там, на месте старинного Никольского монастыря была обнаружена рыбаками икона Казанской Божьей матери. В районе Старых Тетюш масштабных раскопок не проводилось. Да они и затруднены, поскольку после разлива Волги в 1957 году, большая часть берега была затоплена водой, подмывалась волнами, и в настоящее время берег постоянно осыпается, что мы могли наблюдать во время экспедиции к Старым Тетюшам. В районе деревни Кашка на берегу Волги  находили части горшковидной керамики, относящейся к периоду ранних булгар. Местонахождение здесь булгарского поселения подтверждает и легенда, которую пересказывали старожили. В конце 1850-х годов казанский краевед Степан Мельников записал и опубликовал её.

(Демонстрация копий документов, фото, материалов археологических раскопок)

Ученик 1.

- «В цветущие времена булгарского владычества в здешних местах какой-то болгарский царь ходил воевать на русскую землю и вместе с огромной и богатой добычей, доставшейся ему после кровавой битвы с русскими, привез в плен русскую княжну неписанной красоты.

Царь сделал пленную княжну своей женой; уговаривал ее переменить веру. Но после многих напрасных убеждений позволил ей остаться христианкой и даже исполнять христианские обряды.

Когда наступал пост, княжна удалялась в другую сторону Волги, именно на то самое место, где поныне находится часовня, и тут, живя в небольшой келье, постилась и молилась Богу, а когда оканчивался пост, княжна возвращалась в Булгар».

Именно поэтому, по мнению местных жителей, позже здесь и был основан монастырь.

Часовня стояла ещё в 19 веке, о ней пересказывают со слов своих родителей старожили здешних мест.

Ученик 2

- Мы решили отыскать то место, изучить его окрестности. И вот в один из сентябрьских теплых дней мы отправились на поиски Старых Тетюш. Искали сведения в книгах, расспрашивали старожилов Тетюш.  Путь был долгий и сложный. Пройдя около восьми километров, увидели ручей, стекающий с крутого берега. Поднялись наверх и скоро обнаружили ровную площадку, заполненную водой. Место было глухое, казалось, что старинный монастырь утонул в этом болоте. Мы обследовали окрестности. Нам попадались черепки старинной посуды, странные камни. Куски шлака, железный крюк, даже обломок деревянной ложки. Судя по всему это было жилое место. Природные условия удобные. Можно предположить, что первоначально там находились Тетюши, а потом жители переселились на более удобное место к современным Тетюшам. (Фото и копия статей)

Ученик 1.

- Исследовательская работа на эту тему была отмечена на районом конкурсе исследовательских работ.

Существует легенда, что город Ошель основал сам Александр Македонский. К сожалению, изучение истории его походов, показывает, что в наших краях он не мог оказаться. Но он прошел по берегу Каспийского моря и его разведчики могли обследовать устье Волги и подниматься наверх по ней. Во время раскопок на горе Вшихе нам попадались находки, относящиеся к тому времени.

Ученик 2

- Мы участвовали в раскопках на горе Вшихе (Тетюшскоео городище II) в 2007 и 2008 годах. Особенно удачными были раскопки в августе 2007 года. Мне запомнился день 8 августа. Раскопками руководил доктор исторических наук А.К.Руденко. Нам попадались интересные вещи: именьковская керамика, куски шлака, пряслица, кости диких и домашних животных, рыб, каменные сооружения. И вот под моей лопатой что-то скрипнуло. Мы начали осторожно раскапывать и обнаружили топорик. Рядом мой друг Рома Сурков нашел ещё один топорик. Это редкая находка.

(Фото)

Ученик 1.

- Мне запомнились женские украшения – бусы глиняные, стеклянные, бронзовые, перламутровые. Не совсем ясно, как они оказались на этом месте, ведь такие украшения привозились издалека. Был найден интересный фрагмент стеклянной вазы, возможно, привезенной из Византии. Интересны находки пряслиц. Каждая хозяйка отмечала свое пряслице особым знаком: крестиком, насечками. Они также служили именьковцам деньгами.

Ученик 2.

- Наши раскопки показали, что первое постоянное поселение на горе Вшихе появилось ещё в период раннего железного века – около 3 тысяч лет назад.  Ученые называют людей этого времени ананьинцами. Древнегреческий ученый Геродот называл их тиссагетами…

(Вид горы, раскопок)

       Ученик 1.

          «Люди из племени тиссагетов замерли на склонах Тау-теш - Зуб-горы и  заворожено всматривались в обволакиваемый темно-сизым дымом высокий обрывистый Берег Реки.

             В этот важный день они должны быть вместе.

            На вершине горы совершался ведомый только Главному шаману обряд. В длинном просторном балахоне, подпоясанном мочальной веревкой, с прикрытым  наполовину тканью лицом тот обходил приземленные серые срубы – «дома мертвых». Вскидывая  руки в сторону медленно двигающейся внизу Реки, шаман выкрикивал заклинания.

            Река – это путь для душ умерших соплеменников в иной мир. Потому и дома устроены в виде лодок. Наполненная тайнами Река течёт в Вечность. Далеко-далеко, за горизонтом – обитель для душ предков, которые, достигнув её и обретя там вечный покой, затем возвращаются иногда незримо к месту земной жизни, ограниченной линией берега Реки.

            Шаман застучал кремнями, высекая спасительный для душ живой Огонь. Настал срок в это туманное раннее утро отправляться душам в долгое и неведомое для оставшихся на Берегу людей путешествие...»

(Копия статьи «Тау –Теш»)

Ученик 2.

Так проходил обряд на горе Вшихе в то далекое время

(Демонстрация видеофильма «Раскопки на горе Вшиха)

 А примерно 1500 лет назад здесь возник город. Его жителями были люди из племени именьковцев. Нами были обнаружены хозяйственные ямы – погреба, ремесленные мастерские. Раскопки 2008 года вскрыли прочные укрепления. Мы находили костяные наконечники стрел, камни для метания во врагов, следы крупного пожара, кости людей. Всё это говорит, что жизнь у людей в то время была беспокойной. Можно предположить, что племена были вытеснены пришедшими в 8 веке булгарами, которые поселились ближе к современному городу. Это подтвердили и прошлогодние раскопки на Вшихе.

(Фото, археологические материалы)

Ученик 1.

- На этом наше путешествие в далекое прошлое нашего края заканчивается. Но исследование древней истории Тетюш будет продолжаться.

---------------

Учитель.

- Материалы исследований используются на уроках по истории. Они связаны с изучаемыми темами, дополняют материал уроков, способствуют активизации познавательной деятельности, повышают интерес, мотивацию учащихся к изучению истории родного края, способствуют воспитанию патриотизма. Учащиеся овладевают навыками научной исследовательской работы, проектной деятельностью. Участвуют в ученических научных конференциях, конкурсах исследовательских работ.

Разработана программа элективного курса «Древняя и средневековая история Тетюшского края». Разработаны внеклассные мероприятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», викторина: «Как ты знаешь историю края?», брейн-ринг «Знаменитые люди края», цикл экскурсий в краеведческом музее по теме «Древняя и средневековая история Тетюш и Тетюшского района.

Данный проект предложен для осуществления руководству Тетюшского района, города тетю и был одобрен.

Проводится работа по установке памятных знаков на местах, связанных с древней историей, установлен памятный знак на Тетюшском городище II, материалы раскопок используются в экспозициях Тетюшского краеведческого музея.



Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

«Сохранение исторического центра города Тетюши Республики Татарстан»

Разработан объединением юных краеведов «Родной край» МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 итм. Ханжина П.С.»  

Руководитель учитель истории Мышев Юрий Владимирович

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

                                   «Нам с вами выпала историческая миссия –

                                               сохранить то, что у нас есть, возродить и передать

        это будущим поколениям».

                                                     (Первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев)

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ.

- В связи с разработкой в Республике Татарстан под руководством первого Президента республики М.Ш.Шаймиева проекта по возрождению Булгар и Свияжска возрос интерес в республике к духовному прошлому, интерес к прошлому родного края, что делает настоящую работу актуальной и важной в плане духовно-нравственного воспитания молодежи.

- В настоящее время остро встала проблема сохранения исторического наследия, сохранения исторических и культурных памятников. Эта проблема коснулась и нашего края. Имеются примеры небрежного отношения к архитектурным, историческим сооружениям в городе в его старинной части, что не может оставить равнодушным учащихся школы.

-Разнообразие проводимой работы, информации позволяет учесть индивидуальные склонности учащихся, что вызывает большой интерес у каждого участника проекта.

- Получение новых знаний позволит расширить кругозор подростков, воспитывать в них социально значимые качества.

- Большое число рубрик позволит прилечь к проекту значительно количество исполнителей.

- Углубление знаний по истории родного края будет способствовать воспитанию у подростков любви, уважения к родному краю, к малой родине, будет способствовать воспитанию у них гражданственности и патриотизма.

АДРЕСАТ:

Учителя и учащиеся школы (материалы могут быть использованы на уроках истории, обществознания, географии при изучении тем, связанных с данной проблемой, на внеклассных мероприятиях, на классных часах).

Руководство и общественность города.

ЦЕЛИ:

-Воспитывать толерантность, уважение молодого поколения к прошлому нашей Родины, к истории и культуре малой родины.

- Повысить мотивацию учащихся к обучению.

- Вызывать у учащихся чувство гордости за культурные достижения, уважения к прошлому, содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию.

-Формировать умения школьников самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать наиболее значимый материал, анализировать имеющуюся информацию, использовать информационные технологии, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

- Формировать у учащихся умения публичного выступления, делового общения, написания публицистических статей.

ТИП ПРОЕКТА:

Прикладной, с элементами информационного; межпредметный, внутришкольный и региональный; коллективный, среднесрочный.

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

Инициативная группа учащихся – краеведов объединения «Тайны родной земли» МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.» (руководитель учитель истории Мышев Ю.В., рабочие группы, редакторская группа).

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:

Учащиеся 8-11 классов

ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

2010 – 2011 гг.

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Разработка проекта сохранения исторической части города Тетюши.

Обращение к руководству города Тетюши, публикации в местной и региональной прессе, публичные выступления перед коллективом школы, общественностью города. Разработка экскурсии по памятным местам города. Разработка программ внеклассных мероприятий.

Презентация проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1.Установочное занятие

Информационное сообщение о цели и задачах проектной деятельности. Сообщение примерной тематики и жанров будущих проектов. Начало работы по формированию мотивации учащихся к занятию проектной деятельностью

2.Консультирование по выбору тематики проекта

3.Определение темы и типа проекта, его цели и задачи, структуры и формы финального продукта.

4.Формирование проектных групп учащихся, каждая из которых получает отдельные задания, сопряженные по тематике, но автономные по используемому материалу. Создается инициативная группа из активных, наиболее подготовленных учащихся, которая с помощью учителя определяет характер заданий, направления работы, определяет состав (по желанию и способностям учащихся) пяти основных рабочих групп по направлениям:

I. «История формирования исторического центра Тетюш».

Темы:

- Древние Тетюши».

-Тетюшское городище II. История исследования.

-Древние поселения на территории Тетюш. История расселения племён.

-Средневековый город на территории Тетюш. Булгарский период

- Тетюши в XIV- XVII веках

- Тетюши в  XVIII-XIX  веках

II. «Архитектурные особенности исторические центра»

Темы:

- История средневековой архитектуры.

- Тетюши купеческие.

- Деревянные здания в старом районе города.

-Здание бывшей Тетюшской татарской гимназии.

-Каменные сооружения на территории города.

-Первое каменное здание – Троицкий собор. История возведения.

-История построения зданий бывших мужской и женской гимназий.

III. «Известные люди, жившие в старом районе города».

Темы:

- Археолог и этнограф Гайнетдин Ахмеров.

- Археолог Николай Филиппович Калинин.

-Химик профессор Гильм Хайревич Камай.

-Врачи Боголюбовы, Соколовы.

IV. «Исчезнувшие здания».

Направления работы:

- Работа в городском архиве с целью поиска сведений о бывших старых зданиях.

- История Колсановский мельницы.

-Тетюши деревянные.

-Беседы со старожилами Тетюш. Запись воспоминаний.

V. «Наш городок старинный…»

Темы:

- Каким увидел Тетюши путешественник Адам Олеарий?

-  История старой тетюшской пристани.

- Исчезнувшие острова.

-Гремячий ключ.

- Старая Волга до разлива.

Проводятся консультации со специалистами: архитектором города, краеведами, работниками краеведческого музея. Проходит рецензирование рабочих программ, их защита.

Определяются здания в историческом центре Тетюш, которые необходимо сохранить, реставрировать.

Рецензирование внешними экспертами проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

Каждая группа готовит выступления презентации по своей теме, представляет презентацию с приглашением представителей общественности и руководства города.

Публикация лучшего проекта в местной и региональной печати.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны древней истории Тетюшского края