Программа воспитательной работы 5-9 класс

Анастасия Владимировна Рогонова

Программа воспитательной работы с 5 по 9 класс "В поисках себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskakh_sebya_._vp_5-9_klass.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА
воспитательной работы в классе
на 2013-2018 гг.
для обучающихся 5-9 класса.

Паспорт программы.

Название программы: «В поисках себя»

Срок реализации программы: 2013 г. – 2015 г.

Автор программы: Ядыкина Татьяна Александровна, учитель английского языка, классный руководитель 6а класса. Государственное бюджетное образование учреждение города Москвы центр образования №1457.

Подготовила: РОГОНОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 1924, классный руководитель 5 «А» класса.

Цель программы : создание образовательной среды, способствующей  формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Перечень основных направлений:

 -Гражданско-патриотическое  - «Я и моя Родина»

-Духовно -нравственное  - «Я и окружающие люди»

-Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

 -Экологическое и трудовое  - «Я и моя планета»
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
- Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Направленность :

Данная программа  может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования; гимназии; лицее).

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная  ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор   осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,  сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем  опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.  

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.

Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации.  Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт  привлечения родителей к организации и активному участию в  классных мероприятиях,  организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей  формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

 - Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

 - Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
-  Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

-  Создание психологически комфортной обстановки в классе;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

  1. Принципы реализации программы.

Принцип общественной направленности:  Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога  должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  

Принцип субъектности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей;  развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход  - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.

 

Основные направления воспитательной деятельности

                             Гражданско-патриотическое  - «Я и моя Родина».

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

 В первом - любовь к своей стране,

во втором - ненависть ко всем другим.

Д.С. Лихачёв

- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;

- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,

- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;

- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;

- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.  

Прогнозируемые результаты : 

-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;

-знает свои права и обязанности;

-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию,  и  готов изменить ее;

-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести  ответственность за полученный результат;

-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

- определяет свои профессиональные интересы.

                        Духовно -нравственное  - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?

 Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

 А добро— это прежде всего счастье всех людей.

Д.С. Лихачёв

- формирование  качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности,  доброте, сострадании, милосердии;

- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями; 

- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

Прогнозируемые результаты :

-понимает значение таких общечеловеческих ценностей,  как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение»,  «доверие»,  «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;

-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому

-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;

 - ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

-участвует в акциях милосердия;

-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

                      Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,

но войти в них мы должны сами.

Д.С. Лихачёв

- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;

- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;

-создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;

- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в  жизни;

-  формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Прогнозируемые результаты :

-умеет развивать свои интеллектуальные способности;

-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;

-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;

- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;

-наблюдателен,умеет логически мыслить;

-владеет богатым словарным запасом;

- испытывает  интерес к познавательной деятельности;

пособен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;

-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.

                              Экологическое и трудовое  - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека—

это отношение двух культур,

и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,

 внимательным и очень осторожным собственником»

Д.С. Лихачёв

- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;

- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;

- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

-  подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;

-  формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Прогнозируемые результаты :

-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;

-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;  

-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;

- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;  -предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;

-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива  дела;

-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;

-имеет знания о производстве, трудовых умениях;

-готов к выбору профессии.

                Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

«Чтобы сохранить свое здоровье,

 думай о здоровье других»

Д.С. Лихачёв

- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;

-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;

- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;

- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты :

 -работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;

-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;

-соблюдает нормы личной гигиены;

-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.

                                 Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме

 искусство наилучшим способом

 приобщает человека к человечеству:

 заставляет с большим вниманием и пониманием

 относиться к чужой боли, к чужой радости.

Оно делает эту чужую боль и радость

 в значительной степени своими.

Д.С. Лихачёв

-  знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;

-формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты :

-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;

-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;

-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.

 Этапы реализации программы.

Сроки реализации

Этап

Содержание деятельности

Май 2013- сентябрь 2013

Подготовительный

- изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;

-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;  

-составление  плана деятельности;

-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно - программных документов

Сентябрь 2013- октябрь 2013

Организационный

- знакомство с классным коллективом;

- диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации со школьной психолого-педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;

-разработка индивидуальных программ развития учащихся

Октябрь 2013-апрель 2018

Деятельностный

- работа по основным направлениям воспитательной программы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;

-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

Апрель 2018-июнь 2018

Рефлексия

-соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.

5 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час «Великие победы Россиян».

Минута памяти. «Дети Беслана».

Выбор актива класса  «Мы выбираем, нас выбирают».

октябрь

Посвящение в Гимназисты. «Кодекс Гимназиста»

ноябрь

Классный час «Государственные символы России»

декабрь

Классный час «Москва, история появления города. Герб, гимн города».

январь

Классный час совместно с родителями «Дело человеком славится» Профессии моих родителей.

февраль

Дискуссия «Что значит любить свою Родину и быть  её патриотом?»

День защитника Отечества.

март

Экскурсия «Великие дети москвичи»

апрель

Мероприятия к 50-летию первого полёта человека в космос. Классный час  «Покорители космоса». Участие в общешкольном проекте.

май

Литературно-музыкальная композиция к годовщине победы в ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Самопрезентация  «Знакомьтесь. Это Я!»

Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия.

октябрь

Обсуждение писем Д. С. Лихачёв  «Воспитанный человек – тот, кто считается с другими»

Диагностика уровня воспитанности.

ноябрь

Международный день толерантности. Классный час «Толерантность – мост во взаимоотношениях людей»

декабрь

Участие в рождественской акции милосердия для детей из детских домов.

январь

Культура общения при разговоре.

Диагностика способностей ребёнка.

февраль

Занятие-тренинг «Если ты обидел…»

март

Беседа-обсуждение «Настоящий друг. Какой он?»

апрель

Классный час «Культура внешняя и культура внутренняя»

май

 Классный час Д.С. Лихачёв «Делайте людям добро»

«Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Диагностика способностей учащихся. Анкетирование родителей.

«Что читать? Как читать, чтобы очень умным стать? ». Посещение районной библиотеки.

октябрь

Тренинг «Как развивать своё внимание»

ноябрь

Клубный час  к 300 летию со дня рождения М.В. Ломоносова «Дерзайте отчизну мужеством прославить!»

декабрь

Информационный час «Что такое нано технологии?»

январь

«Писатели и их произведения». Экскурсия в Дом Книги.

февраль

Научно-познавательная игра «Юный Эрудит»

март

Клубный час «500 лет со дня рождения И. Фёдорова. История книгопечатания на Руси»

апрель

«Они покорили космос!» Экскурсия в Музей Космонавтики.

май

Викторина ко Дню Славянской Письменности «Откуда пришли Буквы?»

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Участие в озеленение школьной территории.

октябрь

Беседа «Береги книгу».  Рейд «Мои учебники»

ноябрь

Беседа «Значение природы для здоровья и отдыха человека»

декабрь

 Классный час «Эта живая вода!»

январь

 Информационный час «Что такое экология?»

февраль

Обсуждение заповедей Д.С. Лихачёва «Чти природу как матерь свою и помощницу»

март

Участие в акции «Помоги птицам»

 Информационный час  «Птицы из Красной книги.»

апрель

Участие в уборке школьной территории.

май

Прохождение школьной трудовой практики.


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ.

Беседа  «О режиме дня пятиклассника».

октябрь

Беседы: «Правила, цена которым жизнь».

Викторина о знании ПДД.

ноябрь

Беседа о личной гигиене.

декабрь

Проведение инструктажа по ТБ в зимнее время, профилактика травматизма.

январь

Беседа «Осторожно ГРИПП!»

февраль

Беседа «Зимние виды спорта»

март

Классный час «В гостях у господина Витамина»

апрель

День Здоровья.

Классный час «В здоровом теле здоровый дух».

май

Беседа «Если с другом вышел в путь. Как вести себя в походе»

Туристический поход совместно с родителями.

Беседы о правилах поведения вблизи водоёмов.

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.

 «Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

День знаний.

Клубный час совместно с родителями «Первый раз в 5 класс» (адаптация к старшей школе).

Классный час «О нашем досуге» (выбор кружков)

Классный огонек «Именинники лета!»

октябрь

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Участие в фотоконкурсе «Учитель-ученик».

ноябрь

Правила поведения в театре и кинотеатре.

Посещение театра.

декабрь

Праздничное оформление класса и школы к новому году. Изготовление новогодних наноигрушек.

январь

Конкурс снежных фигур  «Через тернии к звёздам»

февраль

Клубный час  «650 лет со дня рождения А.Рублёва» Русская иконописная живопись.

март

Театральный словарь. Посещение театра.

апрель

Фотоконкурс «Звёздное небо»

май

Танцевальный конкурс «Ритмы планеты»

6 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

День знаний «От цифирной школы к цифровой».  

Героические страницы истории: Куликовская битва.

октябрь

Акция  «Скажем терроризму нет».

ноябрь

Информационный час «День народного единства. История празднования».

декабрь

Героические страницы истории. 70- летие битвы под Москвой.

январь

Экскурсия в Московский Кремль. Оружейная палата.

февраль

Возвращение к истокам. Традиции моей страны. Традиционные масленичные гуляния.

март

Экскурсия в Государственный Исторический музей.

апрель

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Космонавтики. «А знаешь, каким он парнем был?»

май

Информационный час к Дню Защиты детей «Декларация прав ребёнка»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Беседа «Мир моих увлечений»

Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева.

октябрь

Семейный этикет. Уважение к родителям.

ноябрь

Международный день толерантности. Классный час «Сила слова».

декабрь

Участие в акции доброй воли. Посещение жителей района, участников битвы под Москвой.

январь

Обсуждение писем Д.С.  Лихачёва  «Что объединяет людей?»

февраль

Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?»

март

Беседа «По велению совести» Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самое ценное в человеке – безотчётная душевная потребность поступать хорошо»

апрель

Классный час «Как правильно говорить? Экология слова»

май

Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…»

Диагностика уровня сформированности классного коллектива.

 «Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час. «Виды памяти. Тренировка памяти»

октябрь

Экскурсия. «Великие дети москвичи»

ноябрь

Информационный час «В мире энциклопедий».

декабрь

Анкетирование «Мотивы учебной деятельности»

январь

Диспут «Люди перестают мыслить, когда  перестают читать»

февраль

День Российской науки. Клубный час. «Великие открытия Российских учёных».

март

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Учитесь учиться!»

апрель

Международный день памятников и исторических мест.

Классные час «Памятники Москвы»

май

Экскурсия на родину Л.Н. Толстого в Ясную Поляну.

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Участие в экологической акции «Посади дерево»

октябрь

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

«Родная природа – выражение  души народа».

ноябрь

Беседа «Я и спорт»

декабрь

Беседа  «Гигиена внешней среды»

январь

Конкурс рисунков «Мой дом – Земля»

февраль

Мини проект «Сделай свой район чистым и красивым».

март

Клубный час.  «День Земли. Как уберечь планету от разрушений»

апрель

Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба»

май

Прохождение школьной трудовой практики.


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ. Беседа о режиме дня. «Правила Здорового образа жизни на  каждый день».

октябрь

Подготовка видеоролика «Утренняя зарядка»

ноябрь

Классный час: «Привычки – хорошие и плохие».

декабрь

Анкетирование «Спорт и я»

январь

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

февраль

Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?»

март

Участие в конкурсе «Дорожное колесо»

апрель

День здоровья.

Классный час «Здоровое питание. Что рекомендуют специалисты детям?»

май

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.


«Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

октябрь

Музыкальный вечер. «Не смейте забывать учителей!»

ноябрь

Конкурс поэтических эскизов «Проба Пера»

декабрь

Конкурс новогодних видеоклипов №Новый год шагает по стране»

январь

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Понимать искусство»

февраль

Встреча с зимним лесом.

март

Посещение театра. Отзыв о просмотренной пьесе.

апрель

Экскурсия в Московский планетарий.

май

Музыкальный вечер «Вот и стали мы на год взрослей»

7 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Поле русской славы. 200 лет со Дня Бородинской битвы. Участие в общешкольном проекте.

октябрь

Закон государства «Об Образовании.» Что нужно знать школьнику?

ноябрь

Классный час «Героические личности истории. Минин и Пожарский»

декабрь

Беседа «Конституция — главный документ РФ»

январь

Классный час «День Российской печати. Роль прессы в нащей жизни»

февраль

Клубный час «Героические страницы истории. 60 лет окончания Сталинградской битвы»

март

«Что такое производство?» Экскурсия на завод/промышленное предприятие.

апрель

Информационный час «Покорители космоса»

май

Концерт «Этих дней не смолкнет слава!»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей.

октябрь

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Берегите друзей»

ноябрь

Международный день толерантности.

День матери. Семейный праздник «Самый дорогой человек»

декабрь

Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится»

январь

Беседа «Береги честь смолоду»

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Честь истинная и честь ложная»

февраль

Классный час «Сквернословие – привычка или болезнь?»

март

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Интеллигентность – нравственное здоровье»

апрель

Беседа «Люди, которым трудно общаться.  Дети инвалиды»

май

Классный час «Как заслужить доверие?»

 «Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Викторина «Памятники героям 1812 года»

октябрь

Классный час «55 лет запуска первого спутника. Начало космической эры»

ноябрь

Классный час «Образование дорого, а невежество ещё дороже»

декабрь

Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе.

январь

Экскурсия а Политехнический музей.

февраль

«Стресс . Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг.

март

Игра «Что? Где? Когда?»

апрель

Семинар «Как работать с научным текстом. План. Тезисы. Конспект.

май

Экскурсия в Исторический музей.

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Виды ЧС. Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС.

октябрь

Беседа «Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней»

ноябрь

Беседа «Опасности большого города»

декабрь

Классный час «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок»

январь

Беседа «Землетрясения. Как себя вести»

февраль

Диспут «Безграничны ли природные ресурсы?»

март

Акция «Помоги лесу» «Без бумажек бутылок жестянок было бы больше красивых полянок»

апрель

Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба»

май

Прохождение школьной трудовой практики.


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ.

октябрь

Классный час «Здоровье и вредные привычки».

ноябрь

Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом»

декабрь

Акция «Откажись от курения»

январь

Беседа «Способы закаливания организма»

февраль

Классный час «Опасен ли компьютер для здоровья?»

март

Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?»

апрель

День здоровья.

Клубный час «Спорт в цифрах и фактах»

май

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.


«Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час «Можно ли жить без искусства?»

октябрь

 Конкурс художественного рисунка «Все краски осени в одном букете»

ноябрь

Информационный час «История появления кинематографа»

декабрь

Фестиваль новогодних песен.

январь

Экскурсия в Третьяковскую галерею.

февраль

Конкурс «Джентльмен-шоу»

март

Всемирный день поэзии «Поговорим о прекрасном»  

апрель

Классный час «Семь чудес света»

май

Посещение театра.

8 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час «Россия в борьбе за мир»

октябрь

Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека»

ноябрь

Викторина «О чём говорят улицы моего города?»

декабрь

Экскурсия в Государственный музей обороны Москвы.

январь

Интерактивная игра «Выборы»

февраль

Клубный час «Ты тоже родился в России»

март

Информационный час «Что такое Холокост?»

апрель

Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?»

май

Клубный час «И помнит мир спасённый»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Беседа «В чём цель жизни?»

Диагностика определения ценностных ориентаций.

октябрь

Классный час «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами»

ноябрь

Диагностика уровня толерантности В. Бойко.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

«Нравственные качества человека»

декабрь

Беседа «Слагаемые профессионального успеха»

январь

Беседа «Хорошее и дурное влияние»

Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?»

февраль

Клубный час «Исторические корни этикета» Своя Игра.

март

Семейные ценности. Классный час совместно с родителями.

апрель

Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).

май

Д.С. Лихачёв «10 заповедей человечности».

 «Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Международный день грамотности.

октябрь

Читательская конференция «Герои нашего времени»

ноябрь

Турнир Эрудитов.

декабрь

Классный час «Лучшие университеты мира. История их появления»

январь

Клубный час «Открытия, которые потрясли мир»

февраль

Классный час «Библиотеки мира»

март

Интеллектуальная игра «Физические явления вокруг нас»

апрель

Диспут «Учёный. Кто он? Какой он?»

май

Викторина «Занимательная информатика»

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Беседа «Наши природные лекари»

октябрь

Диспут «Имеют ли бездомные животные право на жизнь?»

ноябрь

Практическое занятие «Профилактика травм и способы оказания первой помощи»

декабрь

 Информационный час «Как уберечься от радиации?»

январь

«Мы в ответе за тех, кого приручили» Акция помощи братьям нашим меньшим.

февраль

Проект «Что делать с мусором?»

март

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

«Родная природа – выражение  души народа».

апрель

Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба»

май

Прохождение школьной трудовой практики.


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ. Всемирный день туризма. Семейный поход.

октябрь

Беседа. «Гигиена полости рта. Уход за зубами»

ноябрь

Практическое занятие «Гигиена зрения»

декабрь

Беседа «История Олимпийского движения»

январь

Классный час «Сочи 2014»

февраль

Участие в школьной зимней олимпиаде.

март

Беседа «Сотовый телефон и здоровье»

апрель

День здоровья.

Беседа «Опасности ультрафиолета»

май

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.


«Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Экскурсия в ГМИИ им. Пушкина

октябрь

Международный день музыки. Беседа «Мелодия – это мысль и душа произведения»

ноябрь

Конкурс презентаций «Изменим мир к лучшему»

декабрь

Театральный фестиваль «Рождественская сказка»

январь

Фотоконкурс «Удивительное рядом»

февраль

Конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина?»

март

Художественная выставка «Мамина улыбка»

апрель

Посещение театра.

май

Экскурсия в музей-усадьбу Царицино.

9 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Диспут. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

«В чём самая большая цель жизни».

октябрь

Беседа «Ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» Встреча с инспектором ПДН.

ноябрь

 Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. Пути  получения профессии.

декабрь

Экскурсия в Центральный музей Вооружённых сил.

январь

Информационный час «Закон о защите прав потребителей.

февраль

Классный час «Чем опасен карьеризм?»

март

Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить»

апрель

Информационный час «Современный рынок труда»

май

Мюзикл к 70летию победы ВОВ «Слава Победе!»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

«Коллективный автопортрет 9а».  Самопрезентация классного коллектива.

октябрь

Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

ноябрь

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

«Понимание культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

декабрь

Классный час «Человек идеальный. Человек реальный»

январь

Клубный час «Горькая правда или сладкая ложь?»

февраль

Диспут «Что такое счастье?»

март

 Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самая большая ценность – жизнь»

апрель

Диспут «В чём смысл жизни?»

май

Беседа «В гармонии с собой и окружающими»

 «Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Интеллектуальная игра «Путешествие по карте мира»

октябрь

Анкетирование. Методика выявления профессиональных интересов и склонностей.

ноябрь

Информационный час «Что такое IQ?» Методики определения IQ.  

декабрь

Диспут «Книги печатные. Книги электронные. За чем будущее?»

январь

Диагностика уровня социальной адаптации выпускников.

февраль

Практическое занятие «Химия и я»

март

Читательская конференция «Судьба человека»

апрель

Тренинг «Учимся сдавать экзамены»

май

Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить»

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Участие в акции «Чистый парк»

октябрь

Классный час «Экология моего дома»

ноябрь

Проект «Как улучшить экологию Москвы?»

декабрь

Классный час «Природные катаклизмы и деятельность человека»

январь

Экологическая игра ««Мир заповедной природы»

февраль

 Экологический концерт «Спасём Земную красоту»

март

День Гражданской Обороны. «Как защитить себя и своих близких»

апрель

Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба»

май

Информационный час «Что такое ландшафтный дизайн?»


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ.

октябрь

Информационный час «Бодибилдинг. Что это?»

ноябрь

Диспут «Пирсинг: за и против»

декабрь

Информационный час «Энергетические напитки»

январь

Беседа «Влияние курения на организм человека»

февраль

Классный час «Активный отдых моей семьи»

март

 «Смерть в белом порошке». Встреча с врачом-наркологом.

апрель

День здоровья.

Клубный час «Профессия и здоровье»

май

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.


«Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час «Музыка для души»

октябрь

Беседа «О русской пейзажной живописи»

ноябрь

Классный час «Виды драматических произведений» Посещение театра.

декабрь

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Память культуры»

январь

Конкурс авторской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

февраль

Литературно-музыкальная композиция «Я помню чудное мгновение»

март

Экскурсия в Московский музей современного искусства.

апрель

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Памятники прошлого»

май

Подготовка к последнему звонку.

 

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического

Процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

6. Педагогика. Учебное пособие для  студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.

  1. 8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.

http://mon.gov.ru/

http://pedagogik.mgou.ru/

http://standart.edu.ru/

http://www.ug.ru