ЗОЖ
Материалы по ЗОЖ, консультации, презентации и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Я здоровым быть хочу | 448.47 КБ |
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ | 2.17 МБ |
Рекомендации "Здоровьесберегающие технологии | 256.72 КБ |
Консультация для педагогов | 256.72 КБ |
Консультация для педагогов | 217 КБ |
Консультация для родителей | 359.1 КБ |
Консультация для родителей | 256.72 КБ |
Консультация по здоровьесбережению | 256.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об инновационном проекте деятельности дошкольного образовательного учреждения
Наименование проекта | «Я здоровым быть хочу!» | |
Основание для разработки проекта | ∙ Закон об образовании от 29.12.2012г.№273-ФЗ ∙ Устав МАДОУ ДС № 52"Самолётик" | |
Участники проекта | Руководитель: Оцелюк Людмила Васильевна. Родители (законные представители) воспитанников. Воспитанники старшей группы №12. | |
Образовательная область проекта | Физкультурно - Оздоровительный | |
Воспитательно-Познавательный. | ||
Срок реализации проекта | Краткосрочный | |
Цель проекта | Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества воспитателя с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности. ∙ Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей; ∙ Обучить родителей приёмом эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно- психологического климата; ∙ Повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях; ∙ Оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка; ∙ Расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между воспитателем и родителем. | |
Задачи проекта | ||
Результат проекта | Родители: ∙Обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности; ∙повышение интереса к жизни детского сада; ∙повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей. Дети: ∙Снижение уровня заболевания; ∙повышение уровня физической подготовленности;осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни; |
«Здоровые дети, в здоровой семье.
Здоровые семьи, в здоровой стране.
Здоровые страны, планета здорова.
Здоровье-какое прекрасное слово.
Так пусть на здоровой планете,
Растут здоровые дети! »
Актуальность:
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.
Наше дошкольное учреждение - не исключение. Анализ структуры заболеваемости показывает, что процент заболевания детей ОРВИ остается высоким. Несмотря на хорошее процент выполнение плана детодней, заболеваемость остается достаточно высокой. Анализ состояния заболеваний по детскому саду позволяет сделать вывод о том, что в целом инфекционная заболеваемость находится на среднем уровне. Но респираторная заболеваемость имеет тенденцию к росту (особенно в зимний и весенний период).
Родители играют огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома.
Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена:
- необходимостью повышения результативности педагогического процесса;
- усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности;
- доминированием традиционных подходов над нетрадиционными.
Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества воспитателя с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
Задачи:
1.Изучение новых здоровьесберегающих технологий в ретроспективе и на современном этапе.
- Выявление интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.
3.Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказание адресной квалифицированной помощи родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ
4.Повышение педагогической культуры родителей по здоровьесбережению детей, путем использования интерактивных форм.
5.Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
Объект: Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесбережения детей.
Предмет: Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе сотрудничества педагогов и родителей
Гипотеза: Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:
- обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области ЗОЖ;
- процесс сотрудничества педагогов ДОУ, родителей организован как технология коллективного дела по охране и укреплению здоровья дошкольников;
-использованы традиционные и интерактивные формы и методы роботы с родителями по оздоровления детей;
- спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей и системность ее реализации;
- создано здоровьесберегающее пространства в ДОУ и семье с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Теоретическая и практическая значимость:
- в разработке плана сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
- в разработке критериев, показателей и методик диагностики здоровья дошкольников, доступных в педагогической практике ДОУ;
- в разработке критериев диагностики родителей (опросы, анкетирование, тестирование) для повышения эффективности взаимодействия с родителями;
- в разработке методических рекомендаций по содержанию и методике проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
Основные определения:
Здоровье - гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной и социальной средой обитания.
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений.
Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.
Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности. основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Зоровьесберегающие технологии - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечению здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Интерактивные формы - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Методы исследования:
1.Изучение и анализ методической литературы.
2.Изучение и анализ опыта работы по оздоровлению детей.
3.Обследование детей дошкольного возраста.
4.Диагностика детей.
5.Анкетирование педагогов, родителей.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости воспитанников;
- Повышение уровня физической подготовленности;
- Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса;
- Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала;
6.Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Контроль за реализацией проекта:
Критерии оценки реализации проекта:
— состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.
— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
— диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
Этапы реализации проекта и ожидаемые результаты
Задачи | Мероприятия | Срок | Ответств | Ожидаемые | |||||
енные | результаты | ||||||||
1этап. Предварительный: | |||||||||
1.Изучение состояния | 1 Подбор и анализ литературы. | Октябрь - | воспитате | Понимание | |||||
проблемы в | 2.Сбор информации | Ноябрь | ль | отдельных | |||||
психолого- | аспектов | ||||||||
(собеседование, анкетирование, | 2018 | ||||||||
педагогической и | теоретических | ||||||||
наблюдение, обследование, | |||||||||
медицинской | и | ||||||||
тестирование) | |||||||||
литературе | практических | ||||||||
вопросов по | |||||||||
выбранной | |||||||||
теме. | |||||||||
Состояние | |||||||||
информацион | |||||||||
ного банка по | |||||||||
данной теме. | |||||||||
2.Создание условий | 1.Групповая консультация: «Роль | Ноябрь | воспитате | Создание | |||||
для психологической | семьи в оздоровительной работе | 2018 | ль, | атмосферы | |||||
готовности семьи к | с детьми». | врач - | сотрудничеств | ||||||
сотрудничеству | а по вопросам | ||||||||
2.Консультация врача-педиатра: | педиатр | ||||||||
воспитания и | |||||||||
«Позаботьтесь о своем здоровье». | |||||||||
педагог- | оздоровления. | ||||||||
3.Индивидуальные беседы с | психолог | ||||||||
родителями по сохранению и | Ноябрь | воспитате | |||||||
укреплению здоровья детей. | Составление | ||||||||
2018 | |||||||||
ль, | |||||||||
картотеки: | |||||||||
4.Открытие клуба «Здоровый | |||||||||
медсестра | «Портрет | ||||||||
ребёнок»: «Возможные трудности | |||||||||
семьи», | |||||||||
, | |||||||||
привыкания и адаптации вновь | |||||||||
«Паспорта | |||||||||
прибывших детей к условиям | |||||||||
педагог- | здоровья». | ||||||||
детского сада». | |||||||||
психолог | |||||||||
Создание | |||||||||
системы | |||||||||
психолого- | |||||||||
медико- | |||||||||
педагогическо | |||||||||
го | |||||
сопровождени | |||||
я родителей | |||||
воспитаннико | |||||
в младших | |||||
групп для | |||||
реализации | |||||
установки на | |||||
здоровьесбере | |||||
жение в | |||||
домашних | |||||
условиях. | |||||
Поддержка | |||||
каждой семьи | |||||
в период | |||||
адаптации. | |||||
3.Формирование | 1.Работа с группой риска, | Постоянн | Заведующ | Получение | |
адекватного | выявление проблемы (беседы, | о | ий, | обратной | |
отношения членов | наблюдение, тесты, опросы). | воспитате | связи с данной | ||
семьи к личности | 2. Родительское собрание: «Роль | ль, | группой | ||
ребенка | Декабрь | родителей | |||
семьи и детского сада в | Инструкт | ||||
2018 | |||||
формировании здоровья детей» | ор по | Знакомство | |||
ФИЗО | родителей со | ||||
средствами | |||||
физического | |||||
воспитания | |||||
3.Встреча клуба: «Здоровый | детей. Рассказ | ||||
ребенок». | Декабрь | родителей: | |||
Тематика заседаний отражена в | 2018 | «Мой | |||
ребенок». | |||||
плане работы клуба. | |||||
Создание | |||||
системы | |||||
психолого- | |||||
медико- | |||||
педагогическо | |||||
го | |||||
сопровождени | |||||
я всех | |||||
категорий | |||||
родителей | |||||
воспитаннико | |||||
в для | ||||||||||
реализации | ||||||||||
установки на | ||||||||||
здоровьесбере | ||||||||||
жение в | ||||||||||
домашних | ||||||||||
условиях. | ||||||||||
4.Информирование | 1.Беседы с родителями, | Ноябрь | Воспитате | Обработка | ||||||
родителей о | консультирование: «Здоровье- | 2018 | ль, | данных | ||||||
результатах | главное богатство» | медсестра | диагностики | |||||||
обследования детей | заполнение, | |||||||||
, | ||||||||||
(медицинский осмотр | индивидуальн | |||||||||
и диагностика) | инструкто | ых карт | ||||||||
развития и | ||||||||||
р по | ||||||||||
«Паспорта | ||||||||||
физкульт | ||||||||||
здоровья». | ||||||||||
уре | ||||||||||
Совместное | ||||||||||
обсуждение | ||||||||||
полученных | ||||||||||
сведений о | ||||||||||
здоровье | ||||||||||
детей. | ||||||||||
5.Обучение родителей | Устный журнал для родителей: | Октябрь | Инструкт | Самоотчеты | ||||||
наблюдению за | 1.«Организация игротеки для | 2018 | ор по | родителей | ||||||
ребенком в домашних | детей и взрослых. | ФИЗО, | Повышение | |||||||
условиях | ||||||||||
3. «Тренируем пальчики - | Учитель- | компетентност | ||||||||
Октябрь | ||||||||||
развиваем речь». | логопед | и родителей | ||||||||
2018 | ||||||||||
по вопросам | ||||||||||
Тематика консультаций отражена | Воспитате | |||||||||
здоровьесбере | ||||||||||
в плане специалистов. | ль | жения. | ||||||||
2 этап. Практический: | ||||||||||
1.Познакомить | 1.Групповые родительские | Октябрь | Воспитате | Создание | ||||||
родителей со | собрания: «Задачи | 2018 года | ли | атмосферы | ||||||
здоровьесберегающими | обучения, воспитания и | группы. | сотрудничест | |||||||
методиками и | оздоровления детей в | ва по | |||
технологиями | детском саду и семье» | вопросам | |||
2. Встреча с врачом- | воспитания и | ||||
оздоровления. | |||||
стоматологом «Гигиена | |||||
Оформление | |||||
полости рта» | |||||
наглядной | |||||
информации | |||||
для родителей | |||||
в группе. | |||||
2.Расширить знания | 1.Показ мультимедийной | Октябрь | Заведующ | Повышение | |
родителей по проблемам | презентации « Здоровье | 2018 год | ий, | компетентнос | |
воспитательно- | наших детей». | педагог- | ти родителей | ||
образовательного и | по вопросам | ||||
психолог | |||||
оздоровительного | здоровьесбере | ||||
развития детей | воспитате | жения. | |||
ль | Преобразован | ||||
ие среды дома | |||||
в | |||||
соответствии | |||||
с | |||||
2.Почта для родителей. | Ноябрь 2018 | рекомендация | |||
ми | |||||
3.Выпуск газеты для | год | ||||
специалистов | |||||
родителей:«Здоровье» | воспитате | ||||
ДОУ. | |||||
ль | |||||
Информацион | |||||
ные стенды в | |||||
4. Размещение информации | Ноябрь | группах ДОУ. | |||
о здоровом образе жизни на | |||||
сайте ДОУ. | 2018 год | ||||
Повышение | |||||
компетентнос | |||||
ти родителей | |||||
по вопросам | |||||
здоровьесбере | |||||
жения. | |||||
Отзывы | |||||
родителей на | |||||
сайте ДОУ по | |||||
вопросам | |||||
оздоровления | |||||
детей. | |||||
3.Обучить родителей | 1.Дни открытых дверей: |
традиционным и | «Добро пожаловать в |
инновационным методам | детский сад» |
и приемам | |
оздоровительной | |
работы с детьми. |
2. Участие во
Всероссийском социальном
проекте « Здоровье нации».
3.Мастер-класс «
Нестандартное
оборудование,
используемое в работе с
детьми».
4.Групповые
физкультурно-музыкальные
развлечения.
5. День здоровья «Всей
семьёй на старт!»
Декабрь
2018 год
Сентябрь 2018 год
Декабрь
2018 год
Октябрь-Декабрь
2018год
Ноябрь 2018 год
Заведующ | Повышение | |
ий, | компетентнос | |
воспитате | ти родителей | |
по вопросам | ||
ль | ||
здоровьесбере | ||
жения. |
Сплочение
родительског Воспитате о коллектива.
ль Фотовыставка
- «Наш
Родители
здоровый
детский сад».
Участие в
социальном
проекте
«Страна
талантов»
Всероссийско
го конкурса
«Здоровье
Воспитате нации»
ль Подготовка
родителей к
совместным
мероприятиям
- детьми. Организация и помощь в
проведении
Инструкто мероприятий.
- по
физкульту ре, Муз.работ
ник, Обогащение Воспитате предметно-
ль развивающей
среды на
территории
Инструкто детского сада.
7. | р по | ||||
физкульту | |||||
ре, | |||||
Муз.работ | |||||
ник, | |||||
Воспитате | |||||
ль | |||||
3 этап. Обобщающий: | |||||
1.Определение наиболее | 1.Анкетирование, | Январь | воспитате | Обработка | |
эффективных форм в | наблюдение. | 2019год | ль, | результатов | |
работе с семьей | анкетировани | ||||
педагог- | |||||
я. | |||||
психолог | |||||
2. Тренинг: «Что я знаю о | |||||
Январь | Выявление и | ||||
сохранение здоровья своего | |||||
трансляция | |||||
ребенка?» | |||||
2019 год | положительно | ||||
го опыта | |||||
семейного | |||||
воспитания | |||||
по | |||||
оздоровлению | |||||
детей. | |||||
Выпуск | |||||
газеты: | |||||
«Дружная | |||||
семья». | |||||
2.Закрепление умений | 1.Создание детско- | Октябрь- | воспитате | Конкурс на | |
родителей использовать | родительских проектов. | Ноябрь 2018 | ль, | лучший | |
полученные знания в | год | проект по | |||
условиях семейного | здоровьесбере | ||||
воспитания | жению. | ||||
Выявление и | |||||
трансляция | |||||
положительно | |||||
го опыта | |||||
семейного | |||||
воспитания | |||||
по | |||||
оздоровлению | |||||||||||||||
детей. | |||||||||||||||
3.Стимулирование | 1. Семинар: «Игры, которые | Октябрь - | Воспитате | Обогащение | |||||||||||
творческой деятельности | лечат» | Декабрь | ль | предметно- | |||||||||||
родителей в | 2018 | развивающей | |||||||||||||
формировании здорового | среды. | ||||||||||||||
образа жизни детей. | |||||||||||||||
Оформление | |||||||||||||||
2.Творческий отчет | воспитате | галереи | |||||||||||||
детского | |||||||||||||||
семейного клуба: | ль, | ||||||||||||||
творчества, | |||||||||||||||
«Здоровый ребенок»; | инструкто | ||||||||||||||
выставки | |||||||||||||||
Январь 2019 | р по | ||||||||||||||
совместных | |||||||||||||||
физкульту | |||||||||||||||
работ. | |||||||||||||||
ре | |||||||||||||||
Инструкто | Обобщение и | ||||||||||||||
распростране | |||||||||||||||
р по | |||||||||||||||
ние | |||||||||||||||
физкульту | |||||||||||||||
положительно | |||||||||||||||
ре, | |||||||||||||||
го семейного | |||||||||||||||
воспитате | воспитания. | ||||||||||||||
ли | Сплочение | ||||||||||||||
детско- | |||||||||||||||
родительског | |||||||||||||||
о коллектива. | |||||||||||||||
Выпуск | |||||||||||||||
стенгазеты: | |||||||||||||||
«Веселое | |||||||||||||||
путешествие» | |||||||||||||||
. | |||||||||||||||
4.Теоретическая и | Обследование детей | Ноябрь | Воспитате | Сравнение | |||||||||||
практическая | (медицинский осмотр, | 2018 год | ль | состояния | |||||||||||
обоснованность | диагностика | здоровья на | |||||||||||||
результатов | образовательного процесса | Январь 2019 | начальном и | ||||||||||||
и детского развития). | заключительн | ||||||||||||||
год | |||||||||||||||
Анализ результатов. | ом этапе. | ||||||||||||||
Ярмарка | |||||||||||||||
Соотнесение результатов с | |||||||||||||||
педагогическ | |||||||||||||||
целями. | |||||||||||||||
воспитате | их идей. | ||||||||||||||
Корректировка гипотезы в | ль | Распростране | |||||||||
соответствии с | Январь 2019 | ние опыта | |||||||||
результатами | работы на | ||||||||||
год | |||||||||||
Разработка выводов и | муниципальн | ||||||||||
ом, | |||||||||||
рекомендаций по теме, | |||||||||||
региональном | |||||||||||
выбор наиболее | Январь 2019 | ||||||||||
и российском | |||||||||||
эффективных форм работы | |||||||||||
год | уровне. | ||||||||||
специалистов ДОУ с | |||||||||||
родителями. | |||||||||||
Приложение:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни .
Принципы здоровьесберегающих технологий: «Не навреди!»; Сознательность и активность; Оптимальный двигательный режим; Рациональное питание; Закаливание и личная гигиена; Положительные эмоции; Социальное благополучие.
5 Компоненты здоровьесберегающих программ: 1.Рациональное питание. 4.Полезные привычки. 5.Повышение психоэмоциональной устойчивости. 2.Оптимальная для организма двигательная деятельность. 3.Соблюдение режима дня.
Технологии: 1.Ритмопластика; 2.Динамические паузы; 3.Подвижные и спортивные игры; 4.Релаксация; 5.Пальчиковая гимнастика; 6.Гимнастика для глаз; 7.Дыхательная гимнастика;
8.Бодрящая гимнастика; 9.Физкультурные занятия; 10.Самомассаж; 11.Закаливающие процедуры; 12.Активный отдых.
Коррекционные технологии: 1.Артикуляционная гимнастика; 2.Логоритмические упражнения; 3.Сказкотерапия; 4.Цветотерапия
Д есять золотых правил здоровьесбережения : 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте внимание на питание! 3. Больше двигайтесь! 4.Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу ! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
! 7.Гоните прочь уныние и хандру! 8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!!! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составила: Оцелюк Л.В.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»
- мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne»
- искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов,
процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- Сознательность и активность;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и
- личная гигиена;
- Положительные эмоции;
- Социальное благополучие.
Компоненты здоровьесберегающих программ:
1.Рациональное питание.
2.Оптимальная для организма двигательная деятельность.
3.Соблюдение режима дня (с учётом индивидуальных биоритмов:
«жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;
«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером; «голуби»- занимают промежуточное положение).
4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Какие же технологии используют педагоги с детьми?
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.
Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует
речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.
Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии
«Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.
Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)
Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения,
проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние
детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»-индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
- Обращайте внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составила: Оцелюк Л.В.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»
- мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne»
- искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов,
процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- Сознательность и активность;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и
- личная гигиена;
- Положительные эмоции;
- Социальное благополучие.
Компоненты здоровьесберегающих программ:
1.Рациональное питание.
2.Оптимальная для организма двигательная деятельность.
3.Соблюдение режима дня (с учётом индивидуальных биоритмов:
«жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;
«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером; «голуби»- занимают промежуточное положение).
4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Какие же технологии используют педагоги с детьми?
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.
Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует
речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.
Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии
«Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.
Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)
Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения,
проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние
детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»-индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
- Обращайте внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составила: Оцелюк Л.В.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»
В мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов, процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-
гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- Сознательность и активность;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и
- личная гигиена;
- Положительные эмоции;
- Социальное благополучие.
Компоненты здоровьесберегающих программ:
1.Рациональное питание.
2.Оптимальная для организма двигательная деятельность.
3.Соблюдение режима дня (с учётом индивидуальных биоритмов: «жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;
«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером; «голуби»- занимают промежуточное положение).
4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Какие же технологии используют педагоги с детьми?
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.
Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-
10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.
Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии
«Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.
Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на
прогулке до 11 ч. утра.)
Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения, проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте внимание на питание!
3.Больше двигайтесь!
4.Спите в прохладной комнате!
5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 "Самолетик"
Консультация
«Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме
сохранения и укрепления здоровья детей»
Подготовила: Оцелюк Л.В.
Воспитатель высшей категории
2019 год
Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых, он раньше не знал, которые, составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, поэтому организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать родителей проблемой формирования культуры здоровья в сознании подрастающего поколения.
Дошкольные образовательные учреждения является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательные учреждения имеют возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Главной задачей сотрудничества МАДОУ и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.
Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, нужно особое внимание уделить поиску новых форм, и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
Совместная работа с семьей в МАДОУ строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
- соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
1.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2.Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
3.Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
4.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления ( дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
6.Ознакомление с мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении по укреплению здоровья. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках.
7.Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания; Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно
решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
являются:
1.Родительские собрания (групповые и общие)- являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. На них можно обсудить вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее
собрание можно пригласить медика. Предусматриваются выступления родителей.
2.Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
3.Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, закаливающие процедуры и другие режимные моменты в ДОУ.
- Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.
- Совместный просмотр видеофильмов, фильмов - заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка
- Передача опыта семейного воспитания - можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут
обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.
7.Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические материалы и рекомендации для родителей.
Рекомендуются следующие методы сотрудничества с семьей:
1.Беседа с родителями - являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь.
2.Консультации родителей - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
3.Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить несколько раз в аналогичных ситуациях.
- Анкетирование- помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит
сотрудничество. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составила: Оцелюк Л.В.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»
- мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne»
- искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов,
процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- Сознательность и активность;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и
- личная гигиена;
- Положительные эмоции;
- Социальное благополучие.
Компоненты здоровьесберегающих программ:
1.Рациональное питание.
2.Оптимальная для организма двигательная деятельность.
3.Соблюдение режима дня (с учётом индивидуальных биоритмов:
«жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;
«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером; «голуби»- занимают промежуточное положение).
4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Какие же технологии используют педагоги с детьми?
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.
Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует
речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.
Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии
«Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.
Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)
Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения,
проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние
детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»-индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
- Обращайте внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Составила: Оцелюк Л.В.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС»
- мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек – успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитании здорового поколения. В дошкольном образовании сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Этот комплекс мер называется «здоровьесберегающие технологии». Технология (от греческих слов «techne»
- искусство, умение и «logos»-учение, наука)-совокупность методов,
процессов ,знаний и способов деятельности. Всё это направленно на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, необходимых знаний о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- Сознательность и активность;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание и
- личная гигиена;
- Положительные эмоции;
- Социальное благополучие.
Компоненты здоровьесберегающих программ:
1.Рациональное питание.
2.Оптимальная для организма двигательная деятельность.
3.Соблюдение режима дня (с учётом индивидуальных биоритмов:
«жаворонки»- рано просыпаются, рано ложатся спать, высокоактивны днём;
«совы»- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны вечером; «голуби»- занимают промежуточное положение).
4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Какие же технологии используют педагоги с детьми?
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка. Стоит обратить внимание на величину нагрузки её соразмереность с возрастом ребёнка.
Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует
речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.
Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии
«Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.
Самомассаж-это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия-хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)
Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
Логоритмические упражнения- это коррекция речи и движения,
проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия так же регулирует психо-эмоциональное состояние
детей, используют для формирования стоп ноги,внимания, сосредоточенности, релаксации. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» -атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки»-индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических процессов, так и адаптация к различным факторам внешней среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
- Обращайте внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим ТОЛЬКО ДОБРА!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой, которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.