Советы родителям

Бочарникова Татьяна Петровна

Страничка содержит советы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткие рекомендации педагогов для родителей будущих первоклассников.

          Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение в его мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

У вас Событие - первого сентября для ваших детей прозвенит первый школьный звонок, и мне, и как педагогу, и как маме понятны ваши переживания, волнения и тревоги. Как ребёнок будет успевать в школе, понравиться ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Как подготовить ребёнка к школе? Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, учился. У вас впереди ещё достаточно времени для того, чтобы подготовиться к этому ответственному моменту в жизни вашего ребёнка. Часто бывает так, что мы упускаем самое важное в этот сложный и важный период, не находим «золотой середины», пускаясь в крайности. Мы можем ограничиться покупкой формы, ранца и канцелярских товаров, даже научить ребёнка читать и писать и на этом считать свой долг по отношению к своему чаду, вернее к его готовности к школе, с честью исполненным. Или же наоборот изводить себя тревогой, терзаться сомнениями, «задёргать» и измучить  ребёнка, тем самым уже подсознательно настроить его отрицательно по отношению к школе.

        И первый, и второй случаи крайне опасны для вашего ребёнка. Первый таит в себе, мягко сказать некоторое легкомыслие, неправильное представление о готовности ребёнка к школе. Безусловно, мы считаем, что у нашего чада должна быть красивая форма, удобный портфель, весь набор канцелярских принадлежностей, - всё это так. Но мы глубоко заблуждаемся в том, что ребёнок, пришедший в школу и уже умеющий читать и писать, будет успешным учеником. Мозг ребёнка готов к чтению к 6 – 6,5 годам, и  чадо  вполне успешно может овладеть этим процессом. Но мы забываем об очень важном виде деятельности дошкольников, пожалуй, самом важном – это игровая деятельность. В школу приходят не доигравшие дети. Мы очень рано начинаем развивать у детей абстрактное мышление, а в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка конкретно-образное мышление.       Бывает так, что интерес к чтению у читающих детей может угасать. Это – норма. Но родители упорно усаживают ребёнка за чтение, тем самым, настраивая его против. В этот период нельзя заставлять ребёнка читать, но и нельзя лишать  возможности слушать. Почитайте ему сами или расскажите что-нибудь. Дети охотно будут вас слушать, особенно перед сном и чаще беседуйте с ребёнком, развивайте его речь. Готовность к школе выражается не в том, что ребёнок умеет читать и писать, а в том, что предлагает ему педагог. А уроки в начальной школе строятся на беседах педагога и учеников. Если ребёнок привык к общению, он будет активно участвовать в образовательном процессе, если же он не привык слушать и отвечать на вопросы, то ему, скорее всего, будет скучно, интерес пропадёт, внимание рассеется.

 Что необходимо знать родителям, ребёнок которых идёт в 1-ый класс? Прежде всего, ребёнок должен уметь :

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

           уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь назвать в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, заяц, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море» и др.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение);

уметь последовательно передавать содержание сказки;

 знать и уметь прочитать наизусть несколько стихотворений;

 знать автора прочитанного стихотворения;

 уметь рассказать увиденное, услышанное.

        К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

        знать цифры от 0 до 9;

          уметь считать до 10 и обратно;

        уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

        знать знаки арифметических действий;

уметь сравнивать числа первого десятка;

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать 2 группы предметов;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за»,  «между»;

уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и назвать их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, …);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);

иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели;

Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-ый класс, должен знать:

в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

        Второй случай не менее опасен, чем первый. Сейчас очень остро стоит вопрос психического здоровья детей. С хроническими заболеваниями  в 1-ый класс приходят 60-70% детей.  К окончанию школы 4-4,5% детей можно считать условно здоровыми. И здесь сказываются не только школьные нагрузки, но и психологический настрой родителей. Повышенная тревожность родителей, как правило, передаётся и детям. 13% детей приходят в школу дезадаптированными. А повышенная тревожность идёт параллельно с дезадаптацией. Я приведу один очень яркий пример. Группе молодых мам сообщили, что у их новорождённых детей поднялась небольшая температура (37.2), но также попросили не волноваться, сказав, что в следующий раз младенцам померяют температуру через 6 часов. Несколько мам отнеслись к совету доктора разумно и терпеливо ждали назначенного времени. Остальные же буквально «задёргали» врача, настоятельно требуя померить температуру раньше. Надо сказать, что информация о повышенной температуре всех младенцев была ложной.  Каковы же результаты? Верно, вы догадаетесь? Конечно, у младенцев, чьи мамы оказались более спокойными, температура оказалась нормальной, у остальных детей температура действительно поднялась. Как говорится, делаем выводы.

 Мы должны настроиться на то, что ребёнок должен учиться в меру своих возможностей. Не надо требовать от ребёнка быть отличником. Детям бывает очень трудно дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!» Гораздо сложнее помогать ребёнку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривая в случае неудачи и хвалить его за успехи.  

         Когда  у А.С. Пушкина спрашивали о том, какой предмет в лицее был самым любимым, он отвечал, что математика. Доподлинно известно, что у величайшего русского классика были, скажем, мягко, определённые трудности именно с математикой. На удивлённый взгляд собеседника Пушкин отвечал, что учитель математики никогда не мешал ему на этом уроке заниматься любимым делом – писать стихи. Наша с вами задача выяснить, в чём талантлив ребёнок. Необходимо понять, что он не такой как все, что он уникален. Его можно сравнивать только с ним самим, а не с другими.

        Критериями готовности ребёнка к школьному обучению являются:

Личностная готовность – ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его на внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможность получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояния здоровья.

        Теперь несколько организационных советов.

        Первое, что вы должны сделать – это оборудовать будущее рабочее место ребёнка. Надо заметить, что организация рабочего места для праворуких детей отличается от рабочего места леворуких детей.

        Второе. С первого дня необходимо приучать ребёнка к режиму. После обеда необходимо дать ребёнку отдохнуть не менее 2-х часов. В это время идёт усвоение пищи и вся энергия затрачивается на её переваривание. Что больше всего нам хочется после обеда? Правильно, поспать. Дайте и ребёнку возможность отдохнуть. Это может быть и сон, и прогулка. Самое продуктивное время после обеда – это с 16 до 17 часов. В это время и старайтесь приготовить домашнее задание. В начальной школе на домашнее задание у детей должно уходить не более 1,5 часов с перерывами!!! Просмотр телевизионных программ не должен стать перерывом в приготовлении домашних заданий.

 Учёба –  страшное психическое напряжение, которое вырабатывает гормоны стресса. Они «уходят», разрушаются во время двигательной активности. Поэтому старайтесь, чтобы ваш ребёнок как можно больше двигался.

        Поэтому третье, на чём бы хотелось заострить ваше внимание, это на утренней зарядке. Не удивляйтесь. Сама по себе зарядка не даёт здоровья, но выполняет две очень важные функции. Она, во-первых, снимает сонное утреннее торможение, и, во-вторых, дисциплинирует. Замечено, если папа выполняет утреннюю зарядку, то 60% детей         выполняют утреннюю зарядку, если мама -78%, если оба родителя, то уже 98% детей выполняют зарядку. Берегите здоровье ваших детей. Если ребёнок имеет низкий процент здоровья, то и учёба даётся им очень тяжело.

        Четвёртое. Обратите внимание на культуру общения детей. Научите его правильно общаться, научите уходить от конфликтов. Не обсуждайте педагога и его действия в присутствии детей. Все интересующие вас спорные ситуации и вопросы выясняйте у учителя.

         В заключении хочется пожелать вам терпения, мудрости, понимания, последовательности в ваших требованиях. Чаще анализируйте свои поступки, вспоминайте своё детство и будьте друзьями своим детям. Надеюсь на наше сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей, у которых ребёнок стал первоклассником.

  • Ваш ребёнок пошёл в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Не старайтесь увидеть в ребёнке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради ещё не делают из него ученика.
  • Уважайте новую жизнь ребёнка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Всё это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше – за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребёнка гораздо большее значение, чем раньше.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребёнка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  • Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
  • Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребёнком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребёнка.
  • На первых порах просите ребёнка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а  что, если мы пройдём по другой улице? Ребёнку важно, проведя несколько часов  в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  • Дойдите с ребёнком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа – не единственная.
  • Помогайте ребёнку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребёнок дружил до школы.
  • И ещё! Человек, который пошёл в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определённое время.
  • И ещё очень важно – уважение к миру ребёнка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать его вещи, принадлежащие ему.
  • Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.