Раздел 4. ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anal_spravka_po_voprosam_preodeleniya_defitsitov.pdf | 936.05 КБ |
analit_spravka_po_rezult_proved_diagnostiki.pdf | 1.2 МБ |
perspekt_plan_prohozhd_kpk.pdf | 229.39 КБ |
_diagnostich_sbornik_1.docx | 48.55 КБ |
iom_pedagoga.pdf | 157.23 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_uchitelya_angliyskogo_yazyka.docx | 21.55 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 38.45 КБ |
spravka_na_rukovoditelya_shmo.pdf | 393.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкеты и диагностические материалы для педагогов
(сборник)
Составитель:
Гуль Ольга Борисовна , учитель английского языка,
Руководитель ШМО учителей иностранного языка
Содержание
Введение |
Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов |
Диагностическая карта профессионального мастерства педагогов |
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам" |
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" |
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций" |
Анкета "Определение уровня новаторства педагогов В школьном коллективе" |
Методика диагностики мотивационной среды |
Анкета "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов |
Анкета «Определение затруднений педагогов при организации о процесса» |
Анкета «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса» |
Анкета «Готовность педагога к инновационной деятельности» |
Лист самооценки «Составляющие компетентности педагога» |
Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина). |
Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунина) |
Тетрадь успеха (готовность педагога к внедрению образовательных технологий) |
Диагностическая карта затруднений педагога |
Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении |
Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов
Диагностика включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:
- собеседования с педагогами;
- ознакомления с уровнем заполнения диагностических карт детей;
- обследования отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;
- анализа проведения занятий педагогами;
- анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях;
- анализа наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества;
- анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного
эксперимента;
- анализа предметно-развивающей среды в группе.
Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:
- уровень знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы;
- уровень знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе;
- уровень умений диагностировать знания, умения и навыки детей по разделам программы;
- уровень владения методами и приемами работы по каждому из разделов программы.
Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.
0баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;
1балл — владеет ими в минимальной степени; 2балла — педагог владеет ими в средней степени; 3балла — педагог владеет ими в высокой степени.
Профессиональные знания, умения и навыки | Уровень умений (0-3 балла) | |
1 | 2 | 3 |
Психолого-педагогическая компетенция |
|
|
Педагог владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов |
|
|
Педагог владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик |
|
|
Педагог владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития |
|
|
Педагог владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности |
|
|
Педагог знает особенности детей с отклонениями в развитии |
|
|
Педагог владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения |
|
|
Педагог соблюдает права и свободы детей; умеет оказывать социальную помощь и поддержку их семьям |
|
|
Педагог обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания |
|
|
Педагог умеет организовать деятельность детей вне занятий |
|
|
Педагог владеет основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе |
|
|
Педагог умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях |
|
|
Педагог владеет умениями психолого-педагогической диагностики |
|
|
Педагог владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса |
|
|
Педагог владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения |
|
|
Педагог знает систему образовательных учреждений и основы управления ими. |
|
|
Педагог знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования |
|
|
Методическая и управленческая компетенция |
|
|
Педагог имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе |
|
|
Педагог владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка раннего и дошкольного возраста |
|
|
Педагог знает историю дошкольной педагогики, современные тенденции и концепции дошкольного образования |
|
|
Педагог владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания школьников |
|
|
Педагог знает пути приобщения детей к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, пути формирования активного отношения к миру |
|
|
Педагог организует развивающую среду для разнообразной деятельности детей |
|
|
Педагог знает нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеет методами их измерения |
|
|
Педагог владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей |
|
|
Педагог умеет провести психолого-педагогический анализ различных образовательных систем, сделать заключение о целесообразности обучения конкретного ребенка по данной программе |
|
|
Педагог владеет методами диагностики и оптимизации работы коллектива образовательного учреждения |
|
|
Педагог умеет разрабатывать систему педагогических задач, обеспечивающих профессиональную деятельность воспитателей в различных типах дошкольных образовательных учреждений |
|
|
Педагог умеет осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса в ОУ |
|
|
Педагог умеет определять перспективные направления деятельности ОУ и разрабатывать программу его развития |
|
|
Педагог умеет обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса в ОУ |
|
|
Педагог умеет организовывать и координировать методическую работу, повышать квалификацию педагогов, содействовать их творчеству и оказывать квалифицированную помощь в разработке инновационных педагогических технологий |
|
|
Педагог умеет формировать в ОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива |
|
|
Педагог знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей |
|
|
Педагог умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними |
|
|
Педагог создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для их детей |
|
|
Педагог владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности детей и персонала ОУ |
|
|
Педагог владеет методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления |
|
|
Педагог обладает направленностью на оценку своих возможностей и на профессиональное самосовершенствование |
|
|
Методика диагностики мотивационной среды
Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл).
1 | 2 | |||||||||||
Утверждения | Баллы | |||||||||||
Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Эти результаты известны каждому учителю | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Размеры вознаграждения известны каждому учителю | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Вознаграждения имеют ценность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | ||
Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов | 0
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | ||
Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | ||
Учителя не сомневаются, что | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | ||
1 | 2 | |||||||||||
ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям |
| |||||||||||
Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 7 | 8 | 9 10 | |||
Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатов условия | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 7 | 8 | 9 10 | |||
В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 7 | 8 | 9 10 |
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.
На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.
Анкета «Определение затруднений педагогов
при организации образовательного процесса»
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
Очень сильная | Сильная | Средняя | Слабая или отсутствует | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тематическое планирование |
|
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
|
Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства |
|
|
|
|
Овладение содержанием новых программ и технологий |
|
|
|
|
Умение ставить цели |
|
|
|
|
Умение отработать содержание материала к занятию в соответствии с поставленной задачей |
|
|
|
|
Использование эффективных форм на занятие |
|
|
|
|
Использование элементов современных педагогических технологий |
|
|
|
|
Умение провести самоанализ занятия |
|
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода К обучению |
|
|
|
|
Описание своего опыта работы |
|
|
|
|
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
Анкета
«Выявление затруднений педагога при осуществлении воспитательного процесса»
Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
Очень сильная | Сильная | Средняя | Слабая или отсутствует | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Планирование воспитательной работы |
|
|
|
|
Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе |
|
|
|
|
Знание современных воспитательных технологий |
|
|
|
|
Введение инновационных форм воспитательной работы |
|
|
|
|
Использование современных воспитательных технологий |
|
|
|
|
Знание детской возрастной психологии |
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
Проведение родительских собраний |
|
|
|
|
Индивидуальная работа с детьми |
|
|
|
|
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.
Лист самооценки «Составляющие компетентности педагога»
Профессиональная компетентность | Число балов | |||
1-2 | 3-4 | 5 | ||
1 | эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей |
|
|
|
2 | владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого- педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование |
|
|
|
3 | использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии |
|
|
|
4 | наличие творческих, проектировочных, исследовательских умений |
|
|
|
Коммуникативная компетентность | Число балов | |||
1-2 | 3-4 | 5 | ||
1 | эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком |
|
|
|
2 | установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе |
|
|
|
3 | умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей |
|
|
|
4 | умение убеждать, аргументировать свою позицию |
|
|
|
5 | владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации |
|
|
|
Информационная компетентность | Число балов | |||
1-2 | 3-4 | 5 | ||
1 | эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям |
|
|
|
2 | формулировку учебной проблемыразличными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач |
|
|
|
3 | использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе |
|
|
|
4 | регулярную самостоятельную познавательную деятельность, |
|
|
|
готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности | ||||
5 | использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе |
|
|
|
6 | ведение школьной документации на электронных носителях |
|
|
|
Правовая компетентность | Число балов | |||
1-2 | 3-4 | 5 | ||
1 | эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач |
|
|
|
Тетрадь успеха (готовность педагога к внедрению образовательных технологий)
№ | Аспект инновационной деятельности | Степень овладения | ||||
| Знания |
|
|
|
| |
1. | Знания возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения |
|
|
|
| |
2. | Знание и понимание проблем современного образования |
|
|
|
|
|
3. | Знания и умения использовать исследования: | методы |
|
|
|
|
3.1 | Изучение литературы |
|
|
|
| |
3.2 | Метод наблюдения |
|
|
|
| |
3.3 | Социологические методы |
|
|
|
| |
3.4 | Метод устных опросов |
|
|
|
| |
3.5 | Метод хронометрирования |
|
|
|
| |
| Умения |
|
|
|
| |
1. | Анализ полученной информации |
|
|
|
| |
2. | Управление деятельностью группы |
|
|
|
| |
3. | Отбор и структурирование учебного материала |
|
|
|
| |
4. | Обобщение и описание опыта своей работы |
|
|
|
| |
5. | Создание авторской программы |
|
|
|
| |
6. | Владение методиками: |
|
|
|
| |
6.1. | Организация самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся |
|
|
|
| |
6.2. | Отслеживание результатов деятельности у обучающихся |
|
|
|
| |
6.3. | Составление тестовых заданий, контрольно- измерительных материалов |
|
|
|
| |
6.4. | Рейтинговая система оценки знаний обучающихся |
|
|
|
| |
6.5. | Составление и использование алгоритмов |
|
|
|
| |
6.6. | Организация проблемного обучения |
|
|
|
| |
6.7. | Организация коррекционной работы для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся |
|
|
|
|
Диагностическая карта затруднений педагога Цель:
- Создать технологию диагностики труда педагога.
- Определить уровень его теоретических и профессиональных знаний и умений.
- Составить карту образовательных запросов педагога, всего педагогического коллектива.
№ | Содержание объектов наблюдений | Показатель | |
| Знания: |
| |
1. | Содержание предмета |
| |
2. | Методика преподавания предмета |
| |
3. | Основные вопросы педагогики и психологии |
| |
| Умения: |
| |
1. | Определять цели занятия |
| |
2. | Отобрать содержание материала к занятию соответствии с поставленной целью | в |
|
3. | Планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся |
| |
4. | Использовать разнообразные формы работы на занятии |
| |
5. | Осуществлять дифференцированный подход обучению | к |
|
6. | Оценивать результат занятия согласно поставленной цели |
| |
7. | Отслеживать результаты деятельности у обучающихся в объединении |
| |
8. | Организовать работу пробелов по ликвидации пробелов в знаниях |
| |
9. | Развивать и поддерживать интерес к занятию |
| |
10. | Ясно и четко излагать материал |
|
Наличие перечисленных параметров отмечается знаком «+», использование на высоком уровне «+ +», отсутствует или неудачное применение - знаком «-« или «--«.
КАК ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Отметьте всё, что считаете нужным.
- 1. Активно использую
- 2. Использую только там, где без них не обойтись
- 3. Считаю их не очень полезными, использую по минимуму
- 4. Не использую
- 5. У нас их недостаточно
- 6. Они не адаптированы к моей работе
- 7. ИНОЕ (что именно?)
НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ?
В каждой строке отметьте один вариант ответа.
| Вполне | Скорее да | Трудно сказать | Скорее нет | Нет |
15.1. Учет индивидуальных особенностей ребенка |
|
|
|
|
|
15.2. Преемственность образовательных и развивающих программ ДОУ и школы |
|
|
|
|
|
15.3. Организация физкультурно- оздоровительных мероприятий |
|
|
|
|
|
15.4. Организация досуговых, экскурсионных мероприятий |
|
|
|
|
|
15.5. Воспитательная работа по нравственному развитию школьника |
|
|
|
|
|
15.6. Воспитательная работа по эмоциональному развитию обучющихся |
|
|
|
|
|
КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАИБОЛЕЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ? Отметьте все, что считаете нужным.
- 1. Подготовка к занятиям
- 2. Организация самостоятельной деятельности детей
- 3. Работа с родителями
- 4. Воспитательная деятельность
- 5. Организация праздников
- 6. Взаимодействие с коллегами
- 7. ИНОЕ (что именно?)
- 8.Нет затруднений
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
учителя английского языка
Самулыжко Н.А.
ФИО: Самулыжко Н.А.
Занимаемая должность: учитель английского языка
Образование: высшее, Таганрогский государственный педагогический институт , 1994 год
Дата прохождения аттестации: март 2019 год
Квалификационная категория: первая
Курсы ПК:
2018г., ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО по программе дополнительного профессионального образования «Иностранный язык» по проблеме: «ФГОС: контроль и оценка образовательных достижений обучающихся иностранному языку в контексте государственной итоговой аттестации(ОГЭ, ЕГЭ)», 108часов;___
Педагогический стаж: 11 лет
Пояснительная записка
Тема работы МО: «Повышение качества обучения иностранному языку за счет модернизации образовательной среды с учетом обновленных ФГОС»
Индивидуальная тема по самообразованию: «Применение технологии проблемно-диалогового обучения на уроках английского языка как условие формирования УУД обучающихся»
Цель профессионального развития: развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов и собственного потенциала для успешной самореализации.
Задачи:
определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров;
приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС;
воспитание патриотических чувств обущающихся , приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
использование технологии проблемно- диалогового обучения с целью формирования коммуникативных умений и навыков;
внедрение интерактивных форм организации воспитательно-образовательного процесса с целью формирования ключевых компетенций и повышения мотивации обучающихся ;
повышение качества проведения занятий на основе внедрения новых технологий обучения ;
разработка авторских, дидактических материалов;
чтение и изучение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической литературы;
обзор в интернете информации по воспитанию, педагогике, психологии, педагогических технологий;
посещение семинаров, конференций, участие в профессиональных конкурсах;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
общение с коллегами из других школ, обмен опытом.
Формы самообразования:
методический практикум в школе;
обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
подготовка к аттестации;
обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
освоение информационных технологий образования и воспитания;
теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях МС, МО учителей, в проблемных группах;
проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС;
создание картотеки научно-методической литературы;
общение с единомышленниками на сайтах в интернете ,регулярное общение на своем сайте;
повышение качества проводимых занятий;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах ,как в очных, так и дистанционных ,участие в работе МО учителей иностранного языка гимназии и города ;
умение оказать практическую помощь коллегам, будучи педагогом-наставником ;
повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства;
Общие сроки реализации дорожной карты: 2024-2025 г.г.
Форма отчета о проделанной работе: выступление на заседаниях МО, МС школы и города ,педсоветах,совещаниях,проведение открытых уроков; дальнейшее накопление материала в учительское портфолио, подготовка творческих отчетов и презентаций опыта работы по выявленной проблеме.
Дорожная карта ИОМ
Этапы работы | Направления работы | Планируемые действия и мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Формы и способы представления результата |
Диагностико-аналитический | Профессиональные дефициты | Самооценка на основе прохождения опросов на профессиональных сайтах ДПО | Февраль 2024 | Определение и классификация собственных профессиональных дефицитов | Пояснительная записка к ИОМ(Колесо профессионального баланса) |
Оценка качества образования | Анализ результатов текущего контроля | Март 2024 | Определение «западающих» предметных тем и УУД | Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии | |
Анализ результатов промежуточной аттестации | Март 2024 | Определение «западающих» предметных тем и УУД | Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии | ||
Анализ результатов итоговой аттестации | Июль-август 2024 | Разработка плана профессионального саморазвития с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе ГИА | Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии | ||
Мониторинговые исследования | Анкетирование обучающихся, родителей по вопросам организации учебной работы | Декабрь 2024 | Определение зон ответственности, подходы к мотивированию, изучение удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг | Выступление на совещании при директоре | |
Содержательно-технологический | Совершенствование предметных компетенций | Познакомиться с теоретическими новинками по теме « Английский язык 5-11 классы» | В течение года | Актуализация теоретических знаний по предмету | Рабочие программы |
Совершенствование методических компетенций | Изучить сущность и сферы применения системно-деятельностного подхода ; Разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованими ФГОС | В течение года | Подготовить кейсы на тему применения системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в 5-11 классах Применение разработанных рекомендаций на практике | Выступление на заседаниях МО учителей ИЯ гимназии | |
Организация работы с одаренными детьми | В течение года | Активное и результативное участие обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах всех уровней | Грамоты и дипломы, сертификаты участия | ||
Посещение уроков коллег | В течение года | Изучение опыта работы учителей | Обмен опытом | ||
Совершенствование психологических компетенций | Изучение современной профессиональной литературы по вопросам возрастных и психологических особенностей подростков | В течение года | Овладение достаточной базой знаний о психологических и возрастных особенностях обучающихся | Консультативная работа | |
Взаимодействие школьного педагога-психолога с учителем-предметником | В течение года | Содействовать изменению учеников и их родителей, педагогов | Просветительская беседа | ||
Совершенствование коммуникативных компетенций | Проработка различных кейсов проблемных ситуаций трехстороннего характера: учитель-ученик-родитель | В течение года | Развитие и совершенствование умения устанавливать педагогически целесообразные контакты с обучающимися и их родителями | Практическая помощь | |
Совершенствование профессионально-личностныех компетенций | Сконструировать учебные задания на формирование функциональной грамотности на уроках в 9-10 классах; Представление индивидуального мини-проэкта | Март 2024 апрель 2024 | Успешное внедрение учебных заданий на формирование ФГ в практику уроков ; | Представление индивидуального мини-проэкта учебных заданий на формирование ФГ на занятиях КПК и на заседании МО учителей ИЯ гимназии | |
Оценочно-рефлексивный | Анализ достигнутых результатов | Изучение материалов педагогических, психологических, социологических исследований, данных диагностики и мониторинга, результатов контроля, статистических материалов, различной документации | Август 2024 | Установления основных причин недостатков, положительных сторон в организации и проведении учебно‐воспитательного процесса, Выработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, контролю и оформление полученных данных в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. | Выступление на педсовете, портфолио |
Постановка новых целей и задач | Построение блока целей и задач | Август 2024 | Формулировка новых целей и задач | Выступление на педсовете, портфолио |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута
(индивидуального плана) профессионального развития педагога
Одним из важнейших постулатов в работе педагога является соответствие его знаний и навыков современным методам преподавания.
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения (Е.А. Лебедева).
Индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) – это комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый им самим индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.
Индивидуальный образовательный маршрут/индивидуальный план профессионального развития педагога (ИППР) – рассматривается как структурированная программа действий на некотором фиксированном этапе профессиональной карьеры педагога и включает в себя самостоятельное определение целей, тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности педагога, обусловленных позитивными социальными мотивами и личностными смыслами профессионального развития педагога, а также выявленными профессиональными дефицитами.
Индивидуальный план профессионального развития - один из оптимальных способов реализации модели персонифицированного (индивидуальноличностного) подхода в непрерывном образовании взрослых, позволяющий педагогу свободно конструировать свой профиль обучения и развития посредством индивидуального выбора за счет возможностей и ресурсов образовательной среды, в том числе модульной структуры учебного плана дополнительных профессиональных программ в учреждении повышения квалификации, дополнительных образовательных услуг[1], а также ресурсов личностного продвижения в развитии профессиональных компетенций.
Индивидуальный образовательный маршрут/индивидуальный план профессионального развития педагога содержит перечень способов самообучения, самообразования и самореализации педагога, основывается на рефлексивных умениях по преодолению профессиональных дефицитов, выявленных в ходе оценочных процедур и самодиагностики компетенций.
Формирование индивидуального плана профессионального развития включает определение целей и задач педагога, уточнение образовательного запроса на курсовые мероприятия для повышения квалификации; составление ресурсной карты образовательных событий, стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров и других методических активностей в посткурсовой период.
По сути, автор ИОМ/ИППР разрабатывает личностно-ценностную модель профессионального роста, соответствующую стратегиям государственной образовательной политики по обеспечению качества образования. Занимаясь разработкой индивидуального образовательного маршрута педагога, учителя руководствуются правами и свободами, декларированными им статьей 47 закона об образовании, а также требованиями ФГОС и профессионального стандарта. Согласно вышеупомянутой статье закона, у учителя есть право выбора методов обучения и воспитания, в том числе право на внедрение собственных методик образования.
План реализации ИОМ/ИППР представляет собой дорожную карту на определенный временной период, в которой педагогический работник описывает последовательность методических и других процедур с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в ходе их исполнения.
Алгоритм действий педагога по проектированию индивидуального образовательного маршрута/индивидуального плана профессионального развития 1. Диагностика (в т.ч. и самодиагностика) профессиональных дефицитов. Педагог делает выводы о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности. Результаты диагностики лежат в основе составления ИОМ/ИППР.
- Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога/индивидуального плана профессионального развития. Автор ИОМ/ИППР составляет план работы на определенный период, называемый дорожной картой. Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога для удобства может быть оформлена в табличной форме.
- Поэтапная реализация маршрута.
- Рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Структура индивидуального маршрута профессионального развития педагога
Титульный лист
Название ОУ
Индивидуальный образовательный маршрут педагога ФИО педагога:
Город, год создания
ФИО
Занимаемая должность
Образование
Дата прохождения аттестации
Квалификационная категория
Информация о курсах повышения квалификации (учреждение, тема, длительность, даты прохождения КПК)
Педагогический стаж
Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)
- Методическая тема школы
- Тема работы МО
- Индивидуальная тема по самообразованию
- Цель
- Задачи
- Формы самообразования
- Предполагаемый результат (для учителя)
- Общие сроки реализации дорожной карты
- Форма отчета о проделанной работе
Макет дорожной карты ИОМ
Таблица 1
Этапы работы | Направления работы (примеры) | Планируемые действия и мероприятия (примеры) | Сроки | Ожидаемый результат (примеры) | Формы и способы представления результата (примеры) |
Диагностикоаналитический | Профессиональные дефициты | Самооценка на основе прохождения опросов на профессиональных сайтах ДПО |
| Определение и классификация собственных профессиональных дефицитов | Пояснительная записка к индивидуальному образовательному маршруту |
Оценка качества образования | Анализ результатов текущего контроля | Март 2021 | Определение «западающих» предметных тем и УУД |
| |
Анализ результатов промежуточной аттестации | Март 2021 | Определение «западающих» предметных тем и УУД |
| ||
Анализ результатов итоговой аттестации | Июль- август 2021 |
|
| ||
Анализ результатов независимых оценочных процедур (при наличии) |
|
|
| ||
Анализ результатов обучения на курсах «Учитель будущего» | Изучение необходимого теоретического материала | Февраль – март 2021 | Анализ содержания вопросов «красной зоны» |
| |
Мониторинговые исследования | Анкетирование обучающихся, родителей по вопросам организации учебной работы | Февраль 2021 | Определение зон ответственности, подходы к мотивированию и др. |
| |
Содержательнотехнологический | Совершенствование предметных компетенций | Ответить на вопросы предметного модуля итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной зоны | Февральмарт 2021 | Подготовка к повторному итоговому тестированию на курсах «Учитель будущего» |
|
Познакомиться с теоретическими новинками по теме _____ (рабочая программа по (предмет) в (класс) | В течение года | Актуализация теоретических знаний по предмету |
| ||
Совершенствование методических компетенций | Ответить на вопросы методического модуля итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной |
| Подготовка к повторному итоговому тестированию на курсах «Учитель будущего» |
|
4
зоны | |||||
Изучить сущность и сферы применения системнодеятельностного подхода | Март 2021 | Подготовить кейсы на тему применения системнодеятельностного подхода на уроках по (предмет) в (класс) | Выступление на заседании ШМО/РМО | ||
Совершенствование психологопедагогических компетенций | Изучение современной профессиональной литературы по вопросам возрастных и психологических особенностей детей 12-13 летнего возраста |
|
|
| |
|
|
|
| ||
Совершенствованиек оммуникативных компетенций | Проработка различных кейсов проблемных ситуаций трехстороннего характера: учитель-ученик-родитель |
|
|
| |
|
|
|
| ||
Профессиональноличностные компетенции | Актуализировать знание ФГОС ООО в последней редакции |
|
|
| |
Ответить на вопросы модуля функциональной грамотности итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной зоны |
|
|
| ||
Оценочнорефлексивный | Анализ достигнутых результатов |
|
|
|
|
Постановка новых целей и задач |
|
|
|
|
5
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются направления самообразования по совершенствованию следующих компетенций педагога:
- Предметные компетенции
- Методические компетенции
- Психолого-педагогические компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Профессионально-личностные компетенции
1. Направления совершенствования предметных компетенций
- Регулярно восполнять теоретические знания в сфере «своего» предмета, а также в смежных областях и в тех областях знаний, которые кажутся далекими от преподаваемого предмета.
- Работать над профессиональными компетенциями, предусматривающими планирование и конструирование учебного материала.
- Работать над профессиональными компетенциями, предусматривающими выбор наиболее подходящей технологии и применение соответствующей методики для конкретного образовательного процесса, конкретного учебного раздела и конкретной изучаемой темы.
- Овладение информацией относительно использования различных форм занятий, способов организации учебных занятий.
- Построение алгоритмов принятия эффективных решений возникающих на уроке проблемных ситуаций, связанных с предметной компетенцией, и способы их применения.
2. Направления совершенствования методических компетенций
- Актуализировать навыки традиционной педагогической деятельности.
- Овладение основами современных педагогических технологий.
- Овладение умением проектировать и конструировать педагогические инновации через применение современных педагогических технологий.
- Умение применять на практике инновационные технологии обучения.
- Умение внедрять в учебный процесс задания, формирующие функциональную грамотность.
3. Направления совершенствования психолого-педагогических компетенций
- Овладение достаточной базой знаний о психологических и возрастных особенностях обучающихся.
- Овладение умением учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся при конструировании учебного материала.
- Овладение умением дифференцировать специфику усвоения конкретными обучающимися учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей.
- Умение учитывать в образовательном процессе учебно-познавательные и коммуникативные способности класса в целом.
- Овладение способами выстраивания взаимоотношений с классом.
4. Направления совершенствования коммуникативных компетенций
- Определение и освоение реалий, которые окружают обучающихся и представляют для них ценность.
- Овладение умением входить в полномасштабный доверительный контакт с обучающимися.
- Освоение алгоритма выбора оптимального педагогического решения при возникновении конфликтных ситуаций.
- Развитие и совершенствование умения устанавливать педагогически целесообразные контакты с обучающимися и их родителями.
5. Направления совершенствования профессионально-личностных компетенций
- Актуализация информации по основам государственной политики в сфере образования.
- Постоянное обновление знаний основных нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в сфере образования и касающихся непосредственной деятельности педагога.
- Развивать умение строить свои выступления, участвуя в профессиональных дискуссиях.
- Развивать навыки обобщения и презентации своего педагогического опыта.
- Повышение уровня юридической грамотности и ориентации в производственных ситуациях, регулируемых трудовым законодательством.
Разделы ИОМ:
- Изучение литературы, связанной с темой самообразования
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
- Участие в системе школьной методической работы
- Обучение на курсах в системе повышения квалификации
- Руководство повышением квалификации других учителей
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Формы самообразовательной деятельности учителя:
-методические практикумы в школах;
-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
-подготовка к аттестации;
- научно-практические конференции;
-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;
- работа творческих мастерских учителей-исследователей;
- проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Творческий отчет
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Презентация опыта работы по выявленной проблеме
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.
Литература:
- Эпова Н.П. Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы /Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. – Текст: непосредственный. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБО ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. – 21с.
- Эпова Н.П. Ресурсы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку в инклюзивной школе, в условиях реализации Национального проекта «Образование» [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – с. 99 – Текст: непосредственный.
- Эпова Н.П. Тьюториал в пространстве Федеральной целевой программы «Русский язык»: концепция, психолого-педагогические основы, методики [Текст]: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 120 с.
- Эпова Н.П. Индивидуальный план участника повышения квалификации – актуальный механизм самоидентификации и профессионального развития педагога [Текст]: методическое пособие. /Эпова Н.П., Королева Л.Н. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 30 с.
- Эпова Н.П. Модель организации среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в современной системе инклюзивного образования [Текст]: методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 108 с.
- Эпова Н.П. Система методической поддержки образовательных организаций в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» [Текст]: методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 100 с.
- Эпова Н.П. Индивидуальный проект ученика: новые форматы тьюторского сопровождения [Текст]: методические рекомендации. http://www.region.rus.study/result
- Эпова Н.П., Потатуева В.О. Модель внутрилицейской системы профессионального роста и развития кадрового потенциала педагогов или успешность и эффективность многовариативности педагогического развития (на примере Лицея №11 г. Ростов-на-Дону) [Текст]: научная статья// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования №3, 2020 г. https://uko.effektiko.ru/uko/2020-3#page-content
Таблица 2
Содержательная модель ИППР
№ п/п | Содержание деятельности | «Дорожная карта» профессионального развития | Планируемый результат реализации ИППР | Оценка достигнутого результата | |
Курсы повышени я квалифика ции | Методические активности в послекурсовой период | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
|
|
|
|
|
1.1. |
|
|
|
|
|
1.2. |
|
|
|
|
|
1.3. |
|
|
|
|
|
13
[1] Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы /Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. – Текст: непосредственный. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБО ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. – 21с.