Раздел 4. ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ

Гуль  Ольга Борисовна
Участие в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

Анкеты и диагностические  материалы для педагогов

(сборник)

 

 

 

 

Составитель:

Гуль Ольга Борисовна ,  учитель английского языка,

Руководитель ШМО учителей иностранного языка

  

 

Содержание

 

Введение

Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов

Диагностическая карта профессионального мастерства педагогов

Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"

Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"

Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

Анкета         "Определение         уровня         новаторства         педагогов

В школьном коллективе"

Методика диагностики мотивационной среды

Анкета "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов

Анкета         «Определение         затруднений         педагогов при организации о процесса»

Анкета         «Выявление         затруднений         учителя

при осуществлении воспитательного процесса»

Анкета «Готовность педагога к инновационной деятельности»

Лист самооценки «Составляющие компетентности         педагога»

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).

Тест на удовлетворенность работой         (Р. Кунина)

Тетрадь успеха (готовность педагога к внедрению образовательных технологий)

Диагностическая карта затруднений педагога

Изучение удовлетворенности педагогов

жизнедеятельностью в образовательном учреждении


 

Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов

 

Диагностика         включает         в         себя         анализ         профессионального         уровня педагогов на основе:

  • собеседования с педагогами;
  • ознакомления с уровнем заполнения диагностических карт детей;
  • обследования отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;
  • анализа проведения занятий педагогами;
  • анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях;
  • анализа наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества;
  • анализа         наблюдений         за         игрой         детей,         результатов         естественного

эксперимента;

  • анализа         предметно-развивающей         среды         в         группе.

Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:

  • уровень знаний программных целей и задач работы педагогов по каждому разделу программы;
  • уровень знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе;
  • уровень умений диагностировать знания, умения и навыки детей по разделам программы;
  • уровень  владения методами и приемами работы по каждому из разделов программы.

 

Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.

 

0баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;

1балл — владеет ими в минимальной степени; 2балла — педагог владеет ими в средней степени;  3балла — педагог владеет ими в высокой степени.

 

 

 

 

 

Профессиональные знания, умения и навыки

Уровень умений (0-3 балла)

1

2

3

Психолого-педагогическая компетенция

 

 

Педагог владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов

 

 

Педагог владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик

 

 

Педагог владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития

 

 

Педагог владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности

 

 

Педагог знает особенности детей с отклонениями в развитии

 

 

Педагог владеет системой знаний о закономерностях общения

        и способах         управления         индивидом         и группой;         умениями

педагогического общения

 

 

Педагог соблюдает права и свободы детей; умеет оказывать социальную помощь и поддержку их семьям

 

 

Педагог обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных

психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания

 

 

Педагог умеет организовать деятельность детей вне занятий

 

 

        Педагог         владеет         основными         психолого-педагогическими

критериями         применения         компьютерной         техники         в образовательном процессе

 

 

Педагог умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях

 

 

Педагог         владеет         умениями         психолого-педагогической диагностики

 

 

        Педагог         владеет         умениями         проектирования,         реализации,

оценивания и коррекции образовательного процесса

 

 

Педагог         владеет          основами         разработки учебно-программной документации         и         умеет         использовать         их  для         формирования содержания обучения

 

 

Педагог знает систему образовательных учреждений и основы управления ими.

 

 

Педагог знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования

 

 

Методическая и управленческая компетенция

 

 

Педагог имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе

 

 

Педагог         владеет         системой         знаний         об         основных закономерностях психического и социального развития ребенка раннего и дошкольного возраста

 

 

Педагог знает историю дошкольной педагогики, современные тенденции и концепции дошкольного образования

 

 

Педагог владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания школьников

 

 

Педагог знает пути приобщения детей к общечеловеческим,

национальным,         духовным         ценностям,         пути         формирования активного отношения к миру

 

 

Педагог организует развивающую среду для разнообразной деятельности детей

 

 

Педагог знает нормативные показатели функционального и

психического         развития         ребенка         и         владеет         методами         их измерения

 

 

Педагог владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей

 

 

Педагог умеет провести психолого-педагогический анализ различных образовательных систем, сделать заключение о целесообразности обучения конкретного ребенка по данной программе

 

 

Педагог владеет методами диагностики и оптимизации работы коллектива образовательного учреждения

 

 

        Педагог         умеет         разрабатывать         систему         педагогических         задач,

        обеспечивающих         профессиональную         деятельность

воспитателей в различных типах дошкольных образовательных учреждений

 

 

Педагог         умеет         осуществлять         планирование,         организацию, координацию и контроль педагогического процесса в ОУ

 

 

Педагог умеет определять перспективные направления деятельности ОУ и разрабатывать программу его развития

 

 

Педагог         умеет         обеспечивать         методическое         оснащение образовательного процесса в ОУ

 

 

Педагог умеет организовывать и координировать методическую работу, повышать квалификацию педагогов,

содействовать их творчеству и оказывать квалифицированную помощь в разработке инновационных педагогических технологий

 

 

Педагог умеет формировать в ОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального

благополучия ребенка и педагогического коллектива

 

 

Педагог знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения

психолого-педагогической компетенции родителей

 

 

Педагог         умеет         консультировать         родителей         по         вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними

 

 

Педагог создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для их детей

 

 

Педагог владеет способами профессиональной и личностной

рефлексии,         самоизменения         и         организации         творческой деятельности детей и персонала ОУ

 

 

Педагог         владеет         методами         психолого-педагогических исследований,         умениями         обработки         и анализа         материалов, способами их оформления

 

 

Педагог обладает направленностью на оценку своих возможностей и на профессиональное самосовершенствование

 

 

Методика диагностики мотивационной среды

Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл).

1

2

Утверждения

Баллы

Ожидаемые         от         учителей

результаты инновационной деятельности четко определены

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эти         результаты         известны

каждому учителю

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Существуют         вознаграждения         за

достижение высоких результатов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Размеры         вознаграждения         известны каждому учителю

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вознаграждения имеют ценность

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отношение к учителю зависит от его

активности         в

инновационной деятельности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Система         контроля         и         экспертизы

обеспечивает         объективную         оценку

результатов работы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы

 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Положительные результаты работы участников инновационной

деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ

0

1

2

3

4

5

6

7 8

9

10

Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в

реализации инновационных проектов

0

 

1

2

3

4

5

6

7  8

9

10

Учителя         не         сомневаются         в справедливости распределения вознаграждения

 0

1

2

3

4

5

6

7 8

9

10

Учителя         не         сомневаются,         что

0

1

2

3

4

5

6

7 8

9

10

1

2

ожидаемые         от         них         результаты

соответствуют их возможностям

 

Достижение ожидаемых результатов не требует         постоянного         чрезмерного напряжения

0

1

2

3

4

5

6 7

8

9 10

Учителя не  сомневаются, что существуют  необходимые для

достижения         ожидаемых         результатов условия

0

1

2

3

4

5

6 7

8

9 10

В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции

чаще, чем отрицательные

0

1

2

3

4

5

6 7

8

9 10

 

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.

На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.


        Анкета         «Определение         затруднений         педагогов

при организации образовательного процесса»

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Тематическое планирование

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

 

Планирование самообразования         и повышение

педагогического мастерства

 

 

 

 

Овладение         содержанием

новых         программ         и

технологий

 

 

 

 

Умение ставить цели

 

 

 

 

Умение         отработать

содержание материала к занятию в

соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

Использование эффективных форм

         на

занятие

 

 

 

 

Использование         элементов современных педагогических технологий

 

 

 

 

Умение         провести

самоанализ занятия

 

 

 

 

Осуществление дифференцированного подхода К обучению

 

 

 

 

Описание         своего         опыта

работы

 

 

 

 

Спасибо!

Обработка результатов

 

                 Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

 

Анкета

 

«Выявление затруднений педагога при осуществлении воспитательного процесса»

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе).

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Планирование         воспитательной работы

 

 

 

 

Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе

 

 

 

 

Знание         современных

воспитательных технологий

 

 

 

 

Введение         инновационных         форм

воспитательной работы

 

 

 

 

Использование         современных

воспитательных технологий

 

 

 

 

Знание         детской         возрастной психологии

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

Проведение родительских собраний

 

 

 

 

Индивидуальная работа с детьми

 

 

 

 

Спасибо!

Обработка результатов

 

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки «Составляющие компетентности педагога»  

Профессиональная компетентность

Число балов

1-2

3-4

5

1

эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием

жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей

 

 

 

2

владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого- педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

 

 

 

3

использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик

преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии

 

 

 

4

наличие творческих, проектировочных, исследовательских умений

 

 

 

Коммуникативная компетентность

Число балов

1-2 

3-4 

5 

1

эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

 

 

 

2

установление         контакта         с         обучающимися         разного         возраста, родителями, коллегами по работе

 

 

 

3

умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их  совместную

деятельность для достижения определенных социально значимых целей

 

 

 

4

умение убеждать, аргументировать свою позицию

 

 

 

5

владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

 

 

 

Информационная компетентность

Число балов

1-2 

3-4 

5 

1

эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям

 

 

 

2

формулировку учебной проблемыразличными информационными  ресурсами, профессиональными

инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

 

 

 

3

использование         автоматизированных         рабочих         мест         учителя         в образовательном процессе

 

 

 

4

регулярную         самостоятельную познавательную         деятельность,

 

 

 

готовность         к         ведению         дистанционной         образовательной деятельности

5

использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых

 образовательных ресурсов в образовательном процессе

 

 

 

6

ведение школьной документации на электронных носителях

 

 

 

Правовая компетентность

Число балов

1-2 

3-4 

5 

1

эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной

документации для решения соответствующих профессиональных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь успеха (готовность педагога к внедрению образовательных технологий)

 

Аспект инновационной деятельности

Степень овладения

 

Знания

 

 

 

 

1.

Знания возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения

 

 

 

 

2.

Знание         и         понимание         проблем         современного образования

 

 

 

 

 

3.

Знания         и         умения         использовать исследования:

методы

 

 

 

 

3.1

Изучение литературы

 

 

 

 

3.2

Метод наблюдения

 

 

 

 

3.3

Социологические методы

 

 

 

 

3.4

Метод устных опросов

 

 

 

 

3.5

Метод хронометрирования

 

 

 

 

 

Умения

 

 

 

 

1.

Анализ полученной информации

 

 

 

 

2.

Управление деятельностью группы

 

 

 

 

3.

Отбор и структурирование учебного материала

 

 

 

 

4.

Обобщение и описание опыта своей работы

 

 

 

 

5.

Создание авторской программы

 

 

 

 

6.

Владение методиками:

 

 

 

 

6.1.

Организация         самостоятельной         и индивидуальной работы обучающихся

 

 

 

 

6.2.

Отслеживание         результатов         деятельности         у обучающихся

 

 

 

 

6.3.

Составление         тестовых         заданий,         контрольно- измерительных материалов

 

 

 

 

6.4.

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

 

 

 

 

6.5.

Составление и использование алгоритмов

 

 

 

 

6.6.

Организация проблемного обучения

 

 

 

 

6.7.

Организация         коррекционной         работы         для

ликвидации пробелов в знаниях обучающихся

 

 

 

 

 

Диагностическая карта затруднений педагога Цель:

  • Создать технологию диагностики труда педагога.
  • Определить уровень его теоретических и профессиональных знаний и умений.

 

  • Составить         карту         образовательных         запросов         педагога,         всего педагогического коллектива.

Содержание объектов наблюдений

Показатель

 

Знания:

 

1.

Содержание предмета

 

2.

Методика преподавания предмета

 

3.

Основные вопросы педагогики и психологии

 

 

Умения:

 

1.

Определять цели занятия

 

2.

Отобрать         содержание         материала         к занятию

соответствии с поставленной целью

в

 

3.

Планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся

 

4.

Использовать разнообразные формы работы на занятии

 

5.

Осуществлять         дифференцированный         подход обучению

к

 

6.

Оценивать         результат         занятия         согласно поставленной цели

 

7.

Отслеживать         результаты         деятельности         у обучающихся в объединении

 

8.

Организовать         работу         пробелов         по         ликвидации пробелов в знаниях

 

9.

Развивать и поддерживать интерес к занятию

 

10.

Ясно и четко излагать материал

 

 

Наличие перечисленных параметров отмечается знаком «+», использование на высоком уровне «+ +», отсутствует или неудачное применение - знаком «-« или «--«.

КАК ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Отметьте всё, что считаете нужным.

 

  • 1. Активно использую
  • 2. Использую только там, где без них не обойтись
  • 3. Считаю их не очень полезными, использую по минимуму
  • 4. Не использую
  • 5. У нас их недостаточно
  • 6. Они не адаптированы к моей работе
  • 7. ИНОЕ (что именно?)            

 

 

 

НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ?

В каждой строке отметьте один вариант ответа.

 

 

Вполне

Скорее да

Трудно сказать

Скорее нет

Нет

15.1. Учет индивидуальных особенностей ребенка

 

 

 

 

 

15.2. Преемственность образовательных и развивающих программ ДОУ и школы

 

 

 

 

 

15.3. Организация физкультурно- оздоровительных мероприятий

 

 

 

 

 

15.4. Организация досуговых, экскурсионных мероприятий

 

 

 

 

 

15.5. Воспитательная работа по нравственному развитию школьника

 

 

 

 

 

15.6. Воспитательная работа по эмоциональному развитию обучющихся

 

 

 

 

 

 

КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАИБОЛЕЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ? Отметьте все, что считаете нужным.

 

  • 1. Подготовка к занятиям
  • 2. Организация самостоятельной деятельности детей
  • 3. Работа с родителями
  • 4. Воспитательная деятельность
  • 5. Организация праздников
  • 6. Взаимодействие с коллегами
  • 7. ИНОЕ (что именно?)

 

  • 8.Нет затруднений

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

учителя английского языка

Самулыжко Н.А.

ФИО: Самулыжко Н.А.

Занимаемая должность: учитель английского  языка

Образование: высшее, Таганрогский государственный педагогический институт , 1994 год

Дата прохождения аттестации: март 2019 год

Квалификационная категория: первая

Курсы ПК: 

2018г., ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО по программе дополнительного профессионального образования «Иностранный язык» по проблеме: «ФГОС: контроль и оценка образовательных достижений обучающихся иностранному языку в контексте государственной итоговой аттестации(ОГЭ, ЕГЭ)», 108часов;___

Педагогический стаж:  11 лет

Пояснительная записка

Тема работы  МО: «Повышение качества обучения иностранному языку за счет модернизации  образовательной среды с учетом обновленных   ФГОС»

Индивидуальная тема по самообразованию: «Применение технологии проблемно-диалогового обучения  на уроках английского языка как условие формирования УУД обучающихся»

Цель профессионального развития: развитие навыков  самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных  компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов  и  собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи:

определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров;

приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС;

воспитание патриотических чувств  обущающихся , приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

использование технологии проблемно- диалогового обучения с целью формирования коммуникативных умений и навыков;

внедрение интерактивных форм организации   воспитательно-образовательного процесса с целью формирования ключевых компетенций  и  повышения мотивации  обучающихся ;

повышение качества проведения занятий на основе внедрения новых технологий  обучения ;

разработка авторских, дидактических материалов;

чтение  и изучение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической литературы;

обзор в интернете информации по воспитанию, педагогике, психологии, педагогических технологий;

 посещение семинаров, конференций, участие в профессиональных конкурсах;

 дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

общение с коллегами из других школ, обмен опытом.

Формы самообразования:

методический практикум в школе;

обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

подготовка к аттестации;

обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;

освоение информационных технологий образования и воспитания;

теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития учителя;

обсуждение проблем самообразования и повышения  качества образования на заседаниях МС,  МО учителей, в проблемных группах;

проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

Предполагаемый результат:

                     разработка рабочих программ в соответствии с  ФГОС;

создание картотеки научно-методической литературы;

общение с единомышленниками  на  сайтах в интернете ,регулярное общение на своем сайте;

повышение качества проводимых занятий;

участие в  педсоветах, семинарах,   вебинарах ,как в очных,  так и дистанционных ,участие  в работе МО учителей иностранного языка гимназии и города ;

умение оказать практическую помощь коллегам, будучи педагогом-наставником ;

повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства;

 

Общие сроки реализации дорожной карты: 2024-2025 г.г.

Форма отчета о проделанной работе:  выступление на заседаниях МО, МС школы и города ,педсоветах,совещаниях,проведение открытых уроков; дальнейшее накопление материала в учительское портфолио,  подготовка  творческих отчетов  и  презентаций  опыта  работы по выявленной проблеме.

Дорожная карта ИОМ

Этапы работы

Направления работы

Планируемые действия и мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Формы и способы представления результата

Диагностико-аналитический

Профессиональные дефициты

Самооценка на основе прохождения опросов на профессиональных сайтах ДПО

Февраль 2024

Определение и классификация собственных профессиональных дефицитов

Пояснительная записка к ИОМ(Колесо профессионального баланса)

Оценка качества образования

Анализ результатов текущего контроля

Март 2024

Определение «западающих» предметных тем и УУД

Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии

Анализ результатов промежуточной аттестации

Март 2024

Определение «западающих» предметных тем и УУД

Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии

Анализ результатов итоговой аттестации

Июль-август 2024

Разработка плана профессионального саморазвития с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе ГИА

Выступление на заседании МО учителей ИЯ гимназии

Мониторинговые исследования

Анкетирование обучающихся, родителей по вопросам организации учебной работы

Декабрь 2024

Определение зон ответственности, подходы к мотивированию, изучение удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг

Выступление на совещании при директоре

Содержательно-технологический

Совершенствование предметных компетенций

Познакомиться с теоретическими новинками по теме « Английский язык 5-11 классы»

В течение года

Актуализация теоретических знаний по предмету

Рабочие программы

Совершенствование методических компетенций

Изучить сущность и сферы применения системно-деятельностного подхода ; Разработка методических  рекомендаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованими ФГОС

В течение года

Подготовить кейсы на тему применения системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в 5-11 классах

Применение  разработанных рекомендаций на практике

Выступление на заседаниях МО учителей ИЯ гимназии

Организация работы с одаренными детьми

В течение года

Активное и результативное участие обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах всех уровней

Грамоты и дипломы, сертификаты участия

Посещение уроков коллег

В течение года

Изучение опыта работы учителей

Обмен опытом

Совершенствование психологических компетенций

Изучение современной профессиональной литературы по вопросам возрастных и психологических особенностей подростков

В течение года

Овладение достаточной базой знаний о психологических и возрастных особенностях обучающихся

Консультативная работа

Взаимодействие школьного педагога-психолога с учителем-предметником

В течение года

Содействовать изменению учеников и их родителей, педагогов

Просветительская беседа

Совершенствование коммуникативных  компетенций

Проработка различных кейсов проблемных ситуаций трехстороннего характера: учитель-ученик-родитель

В течение года

Развитие и совершенствование умения устанавливать педагогически целесообразные контакты с обучающимися и их родителями

Практическая помощь

Совершенствование профессионально-личностныех компетенций

Сконструировать  учебные задания на  формирование  функциональной грамотности  на уроках в 9-10 классах;

Представление  индивидуального мини-проэкта

 Март 2024

апрель 2024

Успешное внедрение учебных заданий  на формирование ФГ в практику уроков ;

 Представление              индивидуального мини-проэкта учебных заданий на формирование ФГ на занятиях КПК и на заседании МО  учителей ИЯ гимназии

Оценочно-рефлексивный

Анализ достигнутых результатов

Изучение материалов педагогических, психологических, социологических исследований, данных диагностики и мониторинга, результатов контроля, статистических материалов, различной документации

Август 2024

Установления основных причин недостатков, положительных сторон в организации и проведении учебно‐воспитательного процесса, Выработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, контролю и оформление полученных данных в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Выступление на педсовете, портфолио

Постановка новых целей и задач

Построение блока целей и задач

Август 2024

Формулировка новых целей и задач

Выступление на педсовете, портфолио



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута

(индивидуального плана)  профессионального развития педагога

 

Одним из важнейших постулатов в работе педагога является соответствие его знаний и навыков современным методам преподавания.  

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы   профессионального развития при осуществлении методического сопровождения (Е.А. Лебедева).  

Индивидуальный образовательный маршрут  (далее - ИОМ) – это комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый им самим индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.

Индивидуальный образовательный маршрут/индивидуальный план профессионального развития педагога (ИППР) – рассматривается как структурированная программа действий на некотором фиксированном этапе профессиональной карьеры педагога и включает в себя самостоятельное определение целей, тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности педагога, обусловленных позитивными социальными мотивами и личностными смыслами профессионального развития педагога, а также выявленными профессиональными дефицитами.  

Индивидуальный план профессионального развития - один из оптимальных способов реализации модели персонифицированного (индивидуальноличностного) подхода в непрерывном образовании взрослых, позволяющий педагогу свободно конструировать свой профиль обучения и развития посредством индивидуального выбора за счет возможностей  и ресурсов образовательной среды, в том числе модульной структуры учебного плана дополнительных профессиональных программ в учреждении повышения квалификации, дополнительных образовательных услуг[1], а также ресурсов личностного продвижения в развитии профессиональных компетенций.  

Индивидуальный образовательный маршрут/индивидуальный план профессионального развития педагога содержит перечень способов самообучения, самообразования и самореализации педагога, основывается на рефлексивных умениях по преодолению профессиональных дефицитов, выявленных в ходе оценочных процедур и самодиагностики компетенций.

Формирование индивидуального плана профессионального развития включает определение целей и задач педагога, уточнение образовательного запроса на курсовые мероприятия для повышения квалификации; составление ресурсной карты образовательных событий, стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров и других методических активностей в посткурсовой период.  

По сути, автор ИОМ/ИППР разрабатывает личностно-ценностную модель профессионального роста, соответствующую стратегиям государственной образовательной политики по обеспечению качества образования. Занимаясь разработкой индивидуального образовательного маршрута педагога, учителя руководствуются правами и свободами, декларированными им статьей 47 закона об образовании, а также требованиями ФГОС и профессионального стандарта. Согласно вышеупомянутой статье закона, у учителя есть право выбора методов обучения и воспитания, в том числе право на внедрение собственных методик образования.

План реализации ИОМ/ИППР представляет собой дорожную карту на определенный временной период, в которой педагогический работник описывает последовательность методических и других процедур с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в ходе их исполнения.

Алгоритм действий педагога по проектированию индивидуального образовательного маршрута/индивидуального плана профессионального развития 1. Диагностика (в т.ч. и самодиагностика) профессиональных дефицитов. Педагог делает выводы о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности. Результаты диагностики лежат в основе составления ИОМ/ИППР.

  1. Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога/индивидуального плана профессионального развития. Автор ИОМ/ИППР составляет план работы на определенный период, называемый дорожной картой. Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога для удобства может быть оформлена в табличной форме.
  2. Поэтапная реализация маршрута.
  3. Рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Структура  индивидуального маршрута  профессионального развития  педагога 

Титульный лист

Название  ОУ

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ФИО педагога:  

Город,  год  создания

ФИО

Занимаемая должность

Образование

Дата прохождения аттестации

Квалификационная категория

Информация о курсах повышения квалификации (учреждение, тема, длительность, даты прохождения КПК)

Педагогический стаж                                  

       

 Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

  • Методическая тема школы
  • Тема работы МО
  • Индивидуальная тема по самообразованию
  • Цель                  
  • Задачи
  • Формы самообразования  
  • Предполагаемый  результат (для учителя)
  • Общие сроки реализации дорожной карты
  • Форма  отчета о проделанной работе

Макет дорожной карты ИОМ

Таблица 1

 

Этапы работы 

Направления

работы (примеры) 

Планируемые действия и мероприятия (примеры) 

Сроки 

Ожидаемый результат (примеры) 

Формы и способы представления результата (примеры)  

Диагностикоаналитический

Профессиональные дефициты

Самооценка на основе прохождения

опросов на профессиональных сайтах ДПО

 

Определение и классификация собственных профессиональных дефицитов

Пояснительная записка к  индивидуальному

образовательному маршруту

Оценка качества образования

Анализ результатов текущего контроля

Март 2021

Определение «западающих» предметных тем и УУД

 

Анализ результатов промежуточной аттестации

Март 2021

Определение «западающих» предметных тем и УУД

 

Анализ результатов итоговой аттестации

Июль-

август 2021

 

 

Анализ результатов независимых оценочных процедур (при наличии)

 

 

 

Анализ результатов обучения на курсах «Учитель будущего»

Изучение необходимого теоретического материала

Февраль – март 2021

Анализ содержания вопросов «красной зоны»  

 

Мониторинговые исследования

Анкетирование обучающихся, родителей по вопросам организации учебной работы

Февраль 2021

Определение зон ответственности, подходы к мотивированию и др.

 

Содержательнотехнологический

Совершенствование предметных компетенций

Ответить на вопросы предметного модуля итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной зоны

Февральмарт 2021

Подготовка к повторному итоговому тестированию на курсах «Учитель будущего»

 

Познакомиться с теоретическими новинками по теме _____ (рабочая программа по (предмет) в (класс)

В течение года

Актуализация теоретических знаний по предмету

 

Совершенствование методических компетенций

Ответить на вопросы методического модуля итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной

 

Подготовка к повторному итоговому тестированию на курсах «Учитель будущего»

 

4

 

зоны

Изучить сущность и сферы применения системнодеятельностного подхода  

Март 2021

Подготовить кейсы на тему применения системнодеятельностного подхода на уроках по (предмет) в (класс)

Выступление на заседании

ШМО/РМО

Совершенствование психологопедагогических компетенций

Изучение современной профессиональной литературы по вопросам возрастных и психологических особенностей детей

12-13 летнего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствованиек оммуникативных компетенций

Проработка различных кейсов проблемных ситуаций трехстороннего характера: учитель-ученик-родитель

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональноличностные компетенции

Актуализировать знание ФГОС ООО в последней редакции

 

 

 

Ответить на вопросы модуля функциональной грамотности итогового тестирования курсов ДПО (декабрь 2020), особое внимание уделить вопросам красной зоны 

 

 

 

Оценочнорефлексивный

Анализ достигнутых результатов

 

 

 

 

Постановка новых целей и задач

 

 

 

 

 

5

 

В  индивидуальном образовательном маршруте отражаются направления самообразования по совершенствованию следующих компетенций педагога:  

  1. Предметные компетенции
  2. Методические компетенции
  3. Психолого-педагогические компетенции
  4. Коммуникативные компетенции
  5. Профессионально-личностные компетенции

 

1. Направления совершенствования предметных компетенций

 

  1. Регулярно восполнять теоретические знания в сфере «своего» предмета, а также в смежных областях и в тех областях знаний, которые кажутся далекими от преподаваемого предмета.  
  2. Работать над профессиональными компетенциями, предусматривающими планирование и конструирование учебного материала.
  3. Работать над профессиональными компетенциями, предусматривающими выбор наиболее подходящей технологии и применение соответствующей методики для конкретного образовательного процесса, конкретного учебного раздела и конкретной изучаемой темы.
  4. Овладение информацией относительно использования различных форм занятий, способов организации учебных занятий.
  5. Построение алгоритмов принятия эффективных решений возникающих на уроке проблемных ситуаций, связанных с предметной компетенцией, и способы их применения.

 

2. Направления совершенствования методических компетенций

 

  1. Актуализировать навыки традиционной педагогической деятельности.
  2. Овладение основами современных педагогических технологий.
  3. Овладение         умением проектировать и         конструировать педагогические инновации через применение современных педагогических технологий.
  4. Умение применять на практике инновационные технологии обучения.
  5. Умение внедрять в учебный процесс задания, формирующие функциональную грамотность.  

 

3. Направления совершенствования психолого-педагогических компетенций

 

  1. Овладение достаточной базой знаний о психологических и возрастных особенностях обучающихся.
  2. Овладение умением учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся при конструировании учебного материала.
  3. Овладение умением дифференцировать специфику усвоения конкретными обучающимися учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей.
  4. Умение учитывать в образовательном процессе учебно-познавательные и коммуникативные способности класса в целом.  
  5. Овладение способами выстраивания взаимоотношений с классом.

 

4. Направления совершенствования коммуникативных компетенций

 

  1. Определение и освоение реалий, которые окружают обучающихся и представляют для них ценность.
  2. Овладение умением входить в полномасштабный доверительный контакт с обучающимися.
  3. Освоение алгоритма выбора оптимального педагогического решения при возникновении конфликтных ситуаций.
  4. Развитие и совершенствование умения устанавливать педагогически целесообразные контакты с обучающимися и их родителями.

 

5.         Направления совершенствования профессионально-личностных компетенций

 

  1. Актуализация информации по основам государственной политики в сфере образования.
  2. Постоянное обновление знаний основных нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в сфере образования и касающихся непосредственной деятельности педагога.
  3. Развивать умение строить свои выступления, участвуя в профессиональных дискуссиях.
  1. Развивать навыки обобщения и презентации своего педагогического опыта.
  2. Повышение уровня юридической грамотности и ориентации в производственных ситуациях, регулируемых трудовым законодательством.

 

Разделы ИОМ:

  • Изучение литературы, связанной с темой самообразования  
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
  • Участие в системе школьной методической работы
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации
  • Руководство повышением квалификации других учителей  

 Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по  месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.    

 

Формы самообразовательной деятельности учителя:

-методические практикумы в школах;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;  

-подготовка к аттестации;

  • научно-практические конференции;

-обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;

  • освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития учителя;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;

  • работа творческих мастерских учителей-исследователей;
  • проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

 

 

Формы представления результатов  педагогической деятельности учителя

Серия учебных занятий

Методическая продукция

Портфолио

Творческий отчет  

Мастер-класс

Творческая мастерская

Педагогический проект

Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности

Профессиональные конкурсы

Презентация  опыта работы по выявленной проблеме

 

  На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.

 

 

 

Литература:

 

  1. Эпова Н.П. Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы /Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. – Текст: непосредственный. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБО ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. – 21с. 
  2. Эпова Н.П. Ресурсы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку в инклюзивной школе, в условиях реализации Национального проекта «Образование» [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – с. 99 – Текст: непосредственный.
  3. Эпова Н.П. Тьюториал в пространстве Федеральной целевой программы «Русский язык»: концепция, психолого-педагогические основы, методики [Текст]: учебно-методическое пособие.  Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 120 с.

 

  1. Эпова Н.П. Индивидуальный план участника повышения квалификации – актуальный механизм самоидентификации и профессионального развития педагога [Текст]: методическое пособие. /Эпова Н.П., Королева Л.Н. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 30 с.
  2. Эпова Н.П. Модель организации среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в современной системе инклюзивного образования [Текст]: методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 108 с.
  3. Эпова Н.П. Система методической поддержки образовательных организаций в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» [Текст]: методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 100 с.
  4. Эпова Н.П. Индивидуальный проект ученика: новые форматы тьюторского сопровождения [Текст]: методические рекомендации. http://www.region.rus.study/result 
  5. Эпова Н.П., Потатуева В.О. Модель внутрилицейской системы профессионального роста и развития кадрового потенциала педагогов или успешность и эффективность многовариативности педагогического развития (на примере Лицея №11 г. Ростов-на-Дону) [Текст]: научная статья// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования №3, 2020 г. https://uko.effektiko.ru/uko/2020-3#page-content 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Содержательная модель ИППР  

 

п/п

Содержание деятельности

«Дорожная карта» профессионального развития

Планируемый результат

реализации

ИППР

Оценка достигнутого результата

Курсы повышени

я

квалифика ции

Методические  активности

в послекурсовой  период

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

1.1.

 

 

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

 

1.3.

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 


[1] Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы /Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. – Текст: непосредственный. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБО ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. – 21с. 

 


Предварительный просмотр: