Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения

Вихрова Светлана Валентиновна

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и конечно родители.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков. Слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

 

·         Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут

·         Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

·         Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

·         Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

·         Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

·         Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

·         Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

 

 

 

 

Артикуляционные упражнения

(практическая часть)

 

«Окошко» - На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто).

На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лягушка» - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.

«Хоботок» - Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«Лопаточка» - Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Трубочка» - Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Толстячок» - Надувание обеих щек одновременно.

- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка

воздуха из одной щеки в другую).

«Худышка» - Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Причешем язычок» - Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

«Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Бублик» - Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти.

«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка» - Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

Советы родителям от логопеда.

·         Стараться, чтобы дома ребенок слышал правильную, грамотную речь.

·         Помнить, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков.

·         Во время совместных прогулок с детьми обращайте их внимание на значимые для человека объекты. Расскажите для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, у реки, привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых.

·         Не уходите от ответов на вопросы ребенка.

·         Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства(этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

·         Постоянно пополняйте домашнюю детскую библиотеку произведениями по возрасту. Читайте, беседуйте по прочитанному, рассматривайте иллюстрации.

·         Необходимо знакомить малышей с фольклором: рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребенка к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о  другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

·         Поддерживайте это стремление. Пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это будут первые шаги в овладении монологической речью.

И, конечно, играйте, играйте и играйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_art.gimnastiki_v_formir._pravilnogo_zvukoroizn.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и конечно родители.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков. Слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
  • Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Артикуляционные упражнения

(практическая часть)

«Окошко» - На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто).

На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лягушка» - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.

«Хоботок» - Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«Лопаточка» - Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Трубочка» - Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Толстячок» - Надувание обеих щек одновременно.

- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка

воздуха из одной щеки в другую).

«Худышка» - Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Причешем язычок» - Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

«Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Бублик» - Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти.

«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка» - Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Советы родителям от логопеда.

  • Стараться, чтобы дома ребенок слышал правильную, грамотную речь.
  • Помнить, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков.
  • Во время совместных прогулок с детьми обращайте их внимание на значимые для человека объекты. Расскажите для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, у реки, привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка.
  • Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства(этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Постоянно пополняйте домашнюю детскую библиотеку произведениями по возрасту. Читайте, беседуйте по прочитанному, рассматривайте иллюстрации.
  • Необходимо знакомить малышей с фольклором: рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребенка к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о  другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление. Пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это будут первые шаги в овладении монологической речью.
  • И, конечно, играйте, играйте и играйте!