Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Вихрова Светлана Валентиновна

 

5.05.2017

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.  
 

 

Хорошо развитая речь учащихся  является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием  и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии,  которые одновременно являются и здоровьесберегающими. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и полноценное развитие личности ребенка в целом. Шувалов А.В. в своей статье пишет: «Теория психологического здоровья возникла на стыке двух областей знаний «психология здоровья» и «психология человека». Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в результатов. 
Среди учащихся, поступающих в первые классы, фиксируется определенное количество детей с различными отклонениями в речевом развитии первичного генеза (фонетико-фонематическое, фонематическое и общее недоразвитие речи). Недостатки развития устной формы речи может проявляться в недоразвитии всех средств языка (произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй) и иметь разную степень выраженности. У этих детей ослаблено здоровье (часто болеющие дети), плохо развита координация движений, общая и мелкая моторика, память, внимание, а зачастую и логическое мышление. Эти дети нуждаются в логопедической помощи, соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя логопедический массаж, массаж языка, мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, гимнастика для глаз.

 

 

Логопедический массаж.

 В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

 

 Основные приемы

массажа: 
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
 

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений: 
1)«Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко.
2)«Хоботок» 
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а  расслаблены.
3)«Любопытная

        Варвара» 
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…
 

 Дыхательные упражнения .

 Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция . У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми. 
1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх.
 2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Дыхательная гимнастика.

Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Артикуляционная

гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».
Пальчиковая

гимнастика.
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.  Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.
Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает профессионал – психолог.
  Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной  длины», «Пары слов».
 Гимнастика для глаз.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость  применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин»
 Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!