Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Вихрова Светлана Валентиновна

11.03.2019 г.

   Обучение детей правильному  произношению включает выработку закрепление правильных речевых динамических стереотипов. Степень результативности работы над правильным произношением повышается  при условии развития фонематического восприятия  и обучению звуковому анализу слова, так как  готовность к обучению грамоте комплексным умением -  умением слышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определённой последовательности.

   Фонематическое восприятие  формируется в период от 1 года до 4 лет. По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н. Х. Швачкина  формирование фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков    (например, гласных – согласных), затем переходит к различению звонких – глухих, мягких – твёрдых согласных. Итак, ребёнок  со слуховой  дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается  акустическим различением. Навыки звукового анализа, которые являются высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки (фонемы), могут быть сформированы  в более позднем возрасте.

 Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование фонематического слуха и восприятия.  Несформированость  фонематического слуха и восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.                                                                                        Р. Е. Левина считала, что «без достаточной  сформированости фонематического восприятия невозможно достичь полноценных фонематических представлений, восприятия, слуха и фонематического анализа и синтеза» [23, с. 31]  При планомерной, комплексной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.  При отсутствии длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

упражнения в различении неречевых звуков;

упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

упражнения на различения слогов;

упражнения на различения звуков;

упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

    На первом этапе важно научить детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. Для этого можно использовать аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки.                                       На этом этапе детей тренируют в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?»«Где пищит цыплёнок?»«Где гремит погремушка?». Дети показывают, откуда раздаётся звук.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, взрослый показывает и называет картинку с изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно или неправильно, а они должны будут поднять «сигнал», если слово будет произнесено неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т. п. Взрослый произносит: натама, манапа, панама, памана. Дети поднимают «сигналы», когда слово произнесено неправильно.

В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта, так как большой процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков.

На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно брать для игр на различение слогов звукоподражания. Взрослый показывает детям картинки и говорит «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау», Малыш плачет: «Уа» и т. п. Другой вариант игры взрослый произносит слоги, а дети показывают картинки. Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по - пу –пи, ка – та – ма, но – по – то и т. п.

На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. В любом языке существует определённое количество звуков, которые создают свой звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук называется фонемой, отсюда и фонематический слух. Начинать нужно с различения гласных звуков. Взрослый показывает картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. затем он произносит каждый звук длительно, а дети показывают соответствующую картинку. Аналогично проводится работа по различению согласных звуков.

 

   Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных звуков до трёхсложных слов).

   Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза делится на несколько этапов:

1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков, определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение последовательности звуков в ряду).

2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ прямых слогов).

3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение (узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука, определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).

В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется современный метод моделирования (различные обозначения гласных и согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков – колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове - звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

    Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и своевременной.

   

    Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми.

    Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционных далёких и близких звуков.

Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

- на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

- отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;

- придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

- нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

- раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

- рисование предметов, в которых есть определённый звук;

- отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;

- выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;

- выделение из предложения слова с заданным звуком;

- игры «Следопыты», «Сыщики» - нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышится заданный звук.

- Игра «Фантазёры» - придумывание слов со звуком;

- Игра «Кто внимательней» - угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);

- Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);

- Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);

- Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово).

Итак, необходимыми предпосылками для обучения дошкольников с ОНР грамоте являются: сформированное фонематическое восприятие,правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа и синтеза.