Рабочие программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 7 - б КЛАССА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ
Учебно – тематическое планирование по обществознанию
Класс: 7-б
Учитель: Шайхетдинова Л.Р.
Количество часов:
Всего 35 часов: в неделю 1 час.
Итоговая контрольная работа – 1.
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.
Пояснительная записка
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи:
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Данная рабочая программа по обществознанию 7 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 15 августа 2013 года);
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Содержание курса
Раздел 1. Человек и общество (12 ч).
Общество как форма жизнедеятельности людей. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Ближайшее окружение человека. Родственники. Человек в малой группе. Роли человека в
малой группе. Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия, антипатия. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения. Большие и малые социальные группы. Классификация социальных групп. Большие и малые группы. Динамические процессы в группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути. Формальные и неформальные группы. Общение: понятие, виды, функции. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Причины межличностных конфликтов. Способы их разрешения. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
Раздел 2. Человек и закон (14 ч).
Правила этикета и хорошие манеры. Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка и их защита. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Конституционные обязанности гражданина. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Юридические границы подросткового возраста; подросток как гражданин; подросток и его права; опасный путь преступной жизни. Система законодательства. Государство в период великих потрясений. Законы и обычаи. Система российского законодательства. Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества. Вооружённые силы страны. Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей. Свобода и ответственность. Долг и обязанность. Глобальные и региональные угрозы современного мира. Военная служба. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная, воинская, внешняя, внутренняя. Правомерное поведение. Понятие правоотношений. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правонарушение. Преступление. Виды ответственности. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушения. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Дисциплина общеобязательная и специальная. Дисциплинарные взыскания. Правоохранительные органы РФ. . Судебная система России. Конституционный суд РФ. Суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Адвокатура. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Прокуратура, таможня, противоправный, адвокат, нотариус, завещание, лицензия, судопроизводство, правосудие.
Раздел 3.Человек и экономика (9 ч).
Экономика и её роль в жизни общества. Экономика и её основные участки. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная и смешанная. Собственность. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Труд. Разделение труда, специализация. Производительность труда. Квалифицированный труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама: понятие, функции. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательство виды и формы. Малое предпринимательство. Виды и формы бизнеса. Основное организационно-правовые формы предпринимательства, прибыль, налоги, капитал. Ресурсы семьи: понятие, виды. Семейный бюджет. Оптимизация домашнего хозяйства. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
При изучении обществознании в 7 классе используются материалы
национально – регионального компонента:
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: Взаимодействие общества и природы. Воздействие человека на природу. Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Экономика семьи.
Планирование основных разделов учебного материала.
№ п/п | Тема | Всего часов |
1. | Раздел 1. Человек и общество. | 12 |
2. | Раздел 2. Человек и закон. | 14 |
3. | Раздел 3.Человек и экономика. | 9 |
| ИТОГО: | 35 |
Промежуточная аттестация по обществознанию проводится в виде итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока
| Прим.
| Дата пров. | |
план | факт | |||
1. | Раздел 1. Человек и общество (12 ч). 1) Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. |
|
|
|
2. | 2) Взаимодействие общества и природы. Воздействие человека на природу. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. |
|
|
|
3. | 3) Общественные отношения. Общественные отношения и их виды. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. |
|
|
|
4. | 4) Человек и его ближайшее окружение. Ближайшее окружение человека. Родственники. Человек в малой группе. Роли человека в малой группе. |
|
|
|
5. | 5) Межличностные отношения. Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия, антипатия. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения. |
|
|
|
6. | 6) Большие и малые социальные группы. Классификация социальных групп. Большие и малые группы. Динамические процессы в группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути. |
|
|
|
7. | 7) Формальные и неформальные группы. |
|
|
|
8. | 8) Общение. Общение: понятие, виды, функции. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении. |
|
|
|
9. | 9) Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Причины межличностных конфликтов. Способы их разрешения. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта. Феминизм и эмансипация. |
|
|
|
10. | 10) Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. |
|
|
|
11. | 11) Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Половозрастные роли в современном обществе. |
|
|
|
12. | Контрольно-обобщающий урок по разделу: «Человек». |
|
|
|
13. | Раздел 2. Человек и закон (14 ч). 1) Правила этикета и хорошие манеры. Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. |
|
|
|
14. | 2) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. |
|
|
|
15. | 3) Права ребенка и их защита. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. |
|
|
|
16. | 4) Конституционные обязанности гражданина. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. |
|
|
|
17. | 5) Особенности правового статуса несовершеннолетних. Юридические границы подросткового возраста; подросток как гражданин; подросток и его права; опасный путь преступной жизни. Система законодательства. Государство в период великих потрясений. Законы и обычаи. |
|
|
|
18. | 6) Система законодательства. Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. |
|
|
|
19. | 7) Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества. Вооружённые силы страны. Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей. |
|
|
|
20. | 8) Свобода и ответственность. Что такое дисциплина. Долг и обязанность. Глобальные и региональные угрозы современного мира. Военная служба. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная, воинская, внешняя, внутренняя. Правомерное поведение. |
|
|
|
21. | 9) Понятие правоотношений. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. |
|
|
|
22. | 10) Признаки и виды правонарушений. Правонарушение. Преступление. Виды ответственности. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушения. |
|
|
|
23. | 11) Понятие и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Дисциплина общеобязательная и специальная. Дисциплинарные взыскания. |
|
|
|
24. | 12) Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. |
|
|
|
25. | 13) Судебная система. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Конституционный суд РФ. Суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Адвокатура. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Прокуратура, таможня, противоправный, адвокат, нотариус, завещание, лицензия, судопроизводство, правосудие. |
|
|
|
26. | Контрольно-обобщающий по разделу: «Человек и закон». |
|
|
|
27. | Раздел 3.Человек и экономика (9 ч). 1) Экономика и её роль в жизни общества. Экономика и её основные участки. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная и смешанная. |
|
|
|
28. | 2) Экономические системы и собственность. Собственность. |
|
|
|
29. | 3) Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Труд. |
|
|
|
30. | 4) Разделение труда и специализация. Производительность труда. Квалифицированный труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Товары и услуги. |
|
|
|
31. | 5) Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама: понятие, функции. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. |
|
|
|
32. | Промежуточная аттестация по курсу «Обществознание». |
|
|
|
33. | 6) Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательство виды и формы. Малое предпринимательство. Виды и формы бизнеса. Основное организационно-правовые формы предпринимательства, прибыль, налоги, капитал. |
|
|
|
34. | 7) Экономика семьи. Ресурсы семьи: понятие, виды. Семейный бюджет. Оптимизация домашнего хозяйства. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. |
|
|
|
35. | Обобщающий урок по курсу «Обществознание в 7 классе». |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы. М.: АСТ. Астрель, 2006
2. А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина Обществознание в схемах и таблицах.
3. Бабленкова И. И. , Акимов В. В., Е. А. Сурова «Обществознание» М., Эксмо, 2010 г.
СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. «История гражданского права России» (http://www.dvil-law.narod.ru/).
2. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
3. Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
5. Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
6. Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
7. Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
8. Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
9. Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
10. Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
11. Права человека в России http://www.hro.org
12. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
13. Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
14. Соционет: информационное пространство по общественным наукам
15. СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
16. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт