Рабочие программы

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 7 - б КЛАССА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ

Учебно – тематическое планирование по обществознанию    

Класс: 7-б

Учитель: Шайхетдинова Л.Р.

Количество часов:

Всего 35 часов: в неделю 1 час.

Итоговая  контрольная работа – 1.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,  2006 г.

 

Пояснительная записка

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

          Задачи:

·        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·         освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

·         овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

·         формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 

 

Данная рабочая программа по обществознанию 7 класс составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:         

 

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

 

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента  государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

 

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию;

 

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

 

- Учебного плана МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»  Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  1  от 15    августа 2013 года);

 

- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»  Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

 

Содержание курса

Раздел 1. Человек и общество (12 ч).

Общество как форма жизнедеятельности людей. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Ближайшее окружение человека. Родственники. Человек в малой группе. Роли человека в

малой группе. Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия, антипатия.  Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения. Большие и малые социальные группы. Классификация социальных групп. Большие  и малые группы. Динамические процессы в группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути. Формальные и неформальные группы. Общение: понятие, виды, функции. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Причины межличностных конфликтов. Способы их разрешения. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

Раздел 2. Человек и закон (14 ч).

Правила этикета и хорошие манеры. Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека.  Права ребёнка и их защита. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Конституционные обязанности гражданина.  Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Юридические границы подросткового возраста; подросток как гражданин; подросток и его права; опасный путь преступной жизни. Система законодательства. Государство в период великих потрясений. Законы и обычаи. Система российского законодательства.  Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества. Вооружённые силы страны. Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей. Свобода и ответственность. Долг и обязанность. Глобальные и региональные угрозы современного мира. Военная служба. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Что такое дисциплина.  Дисциплина  общеобязательная и специальная, воинская, внешняя, внутренняя.  Правомерное поведение.  Понятие правоотношений.  Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правонарушение. Преступление.  Виды ответственности. Виды нормативно-правовых актов. Система  законодательства. Признаки и виды  правонарушения. Юридическая ответственность. Особенности правого  статуса  несовершеннолетних. Презумпция  невиновности. Дисциплина общеобязательная и специальная. Дисциплинарные взыскания. Правоохранительные органы РФ. . Судебная система России. Конституционный суд РФ.  Суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Адвокатура. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Взаимодействие  правоохранительных органов и граждан. Прокуратура, таможня, противоправный, адвокат,  нотариус, завещание, лицензия,  судопроизводство, правосудие.

Раздел 3.Человек и экономика (9 ч).

Экономика и её роль в жизни общества. Экономика и её основные участки. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная и смешанная.  Собственность. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Труд. Разделение труда, специализация. Производительность труда. Квалифицированный труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.  Товары и услуги.  Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама: понятие, функции. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательство виды и формы.   Малое предпринимательство. Виды и формы бизнеса.  Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства, прибыль, налоги, капитал. Ресурсы семьи: понятие, виды. Семейный бюджет. Оптимизация домашнего хозяйства. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

 

 

При изучении обществознании в 7 классе используются материалы

национально – регионального компонента:

 

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: Взаимодействие общества и природы. Воздействие человека на природу. Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Экономика семьи.

 

 

 

Планирование основных разделов учебного материала.

 

№ п/п

Тема

Всего часов

1.

Раздел 1. Человек и общество.

12

2.

Раздел 2. Человек и закон.

14

3.

Раздел 3.Человек и экономика.

9

 

ИТОГО:

35

 

Промежуточная аттестация по обществознанию проводится  в виде итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

 

Прим.

 

Дата пров.

план

факт

 

1.

Раздел 1. Человек и общество (12 ч).

1) Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

 

 

 

2.

2) Взаимодействие общества и природы. Воздействие человека на природу. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

 

 

 

3.

3) Общественные отношения. Общественные отношения и их виды. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

 

 

 

4.

4) Человек и его ближайшее окружение. Ближайшее окружение человека. Родственники. Человек в малой группе. Роли человека в малой группе.

 

 

 

5.

5) Межличностные отношения. Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия, антипатия.  Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

 

 

 

6.

6) Большие и малые социальные группы.  Классификация социальных групп. Большие  и малые группы. Динамические процессы в группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

 

 

 

7.

7) Формальные и неформальные группы.

 

 

 

8.

8) Общение. Общение: понятие, виды, функции. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

 

 

 

9.

9) Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Причины межличностных конфликтов. Способы их разрешения. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта. Феминизм и эмансипация.

 

 

 

10.

10) Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста.

 

 

 

11.

11) Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Половозрастные роли в современном обществе.

 

 

 

12.

Контрольно-обобщающий урок по  разделу: «Человек».

 

 

 

 

13.

Раздел 2. Человек и закон (14 ч).

1) Правила этикета и хорошие манеры. Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил.

 

 

 

14.

2) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. 

 

 

 

15.

3) Права ребенка и их защита. Гражданские, политические, экономические, культурные права человека.

 

 

 

16.

4) Конституционные обязанности гражданина.  Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

17.

5) Особенности правового статуса несовершеннолетних.  Юридические границы подросткового возраста; подросток как гражданин; подросток и его права; опасный путь преступной жизни. Система законодательства. Государство в период великих потрясений. Законы и обычаи.

 

 

 

18.

6) Система законодательства.  Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность.

 

 

 

19.

7) Патриотизм и гражданственность. Защита Отечества.  Вооружённые силы страны. Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей.

 

 

 

20.

8) Свобода и ответственность.  Что такое дисциплина. Долг и обязанность. Глобальные и региональные угрозы современного мира. Военная служба. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Что такое дисциплина.  Дисциплина  общеобязательная и специальная, воинская, внешняя, внутренняя.  Правомерное поведение. 

 

 

 

21.

9) Понятие правоотношений.  Законопослушный человек. Противозаконное поведение.

 

 

 

22.

10) Признаки и виды правонарушений. Правонарушение. Преступление.  Виды ответственности. Виды нормативно-правовых актов. Система  законодательства. Признаки и виды  правонарушения.

 

 

 

23.

11) Понятие и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность. Особенности правого  статуса  несовершеннолетних. Презумпция  невиновности. Дисциплина общеобязательная и специальная. Дисциплинарные взыскания.

 

 

 

24.

12) Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. 

 

 

 

25.

13) Судебная система. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Конституционный суд РФ.  Суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Адвокатура. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Взаимодействие  правоохранительных органов и граждан. Прокуратура, таможня, противоправный, адвокат,  нотариус, завещание, лицензия,  судопроизводство, правосудие.

 

 

 

26.

Контрольно-обобщающий по разделу: «Человек и закон».

 

 

 

 

27.

Раздел 3.Человек и экономика (9 ч).

1) Экономика и её роль в жизни общества.  Экономика и её основные участки. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная и смешанная. 

 

 

 

28.

2) Экономические системы и собственность. Собственность.

 

 

 

29.

3) Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.  Труд.

 

 

 

30.

4) Разделение труда и специализация.  Производительность труда. Квалифицированный труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.  Товары и услуги. 

 

 

 

31.

5) Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.  Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама: понятие, функции. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

 

 

 

32.

Промежуточная аттестация  по курсу «Обществознание».

 

 

 

33.

6) Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательство виды и формы.   Малое предпринимательство. Виды и формы бизнеса.  Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства, прибыль, налоги, капитал.

 

 

 

34.

7) Экономика семьи. Ресурсы семьи: понятие, виды. Семейный бюджет. Оптимизация домашнего хозяйства. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

 

 

 

35.

Обобщающий урок по курсу «Обществознание в 7 классе».

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

      социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

·         сущность общества как формы совместной деятельности людей;

·         характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

·         содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

·         описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

·         сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

·         объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

·         приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

·         оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·         решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

·         осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

·         самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·         общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·         нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·         реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

·         первичного анализа и использования социальной информации;

·         сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

 

1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы. М.: АСТ. Астрель, 2006

2. А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина Обществознание в схемах и таблицах.

3. Бабленкова И. И. , Акимов В. В., Е. А. Сурова «Обществознание» М., Эксмо, 2010 г.

 

 

 

 

СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

1.         «История гражданского права России» (http://www.dvil-law.narod.ru/).

2.         Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru 

3.         Президент России — гражданам школьного возраста  http://www.uznay-prezidenta.ru

4.         Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru

5.         Виртуальная экономическая библиотека   http://econom.nsc.ru/jep/

6.         Галерея экономистов  http://gallery.economicus.ru

7.         Инфотека «Основы экономики»  http://infoteka.economicus.ru

8.         Макроэкономика   http://hsemacro.narod.ru

9.         Организация Объединенных Наций  http://www.un.org/russian/

10.       Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru

11.       Права человека в России http://www.hro.org

12.       Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru

13.       Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

14.       Соционет: информационное пространство по общественным наукам

http://socionet.ru

15.       СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ

http://www.smi.ru

16.       Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http://ombudsman.gov.ru