Рабочая программа по истории. (6 класс)
Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 6 классе
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Содержание учебного предмета, курса «История» 6 класс.
История средних веков (28 ч.). История России(32ч.). История Татарстана (10ч.).
История Средних веков.
Средние века: понятие и хронологические рамки. (1ч.)
Раннее Средневековье.(9 ч.)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье.(14 ч.)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок и османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века.(2 ч.)
Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки.(2 ч.)
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История России (32 ч.)
Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.
Что изучает история Отечества.(1 ч.)
История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России.(1 ч.)
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.(6 ч.)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти: князь, дружина, полюдье. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописания. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII в.(7 ч.)
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV-XV вв.(8 ч.)
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Культура и быт в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Московское государство в XVI в.(9 ч.)
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х г. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»
История Татарстана (10 ч.)
Тюркские племена; древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.
Тематическое планирование
№ | Кол. ч. | Тема, содержание | Дата | Прим. | |
План | Факт | ||||
1. | 1 ч. | Средние века: понятие и хронологические рамки. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков. | 06.09. |
|
|
2. | 1 ч. | Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи Образования варварских королевств. | 07.09. |
|
|
3. | 1 ч. | Христианизация Европы. Светские правители и папы. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". | 13.04. |
|
|
4. | 1 ч. | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. | 14.09. |
|
|
5. | 1 ч. | Складывание феодальных отношений в странах Европы. | 20.09. |
|
|
6. | 1 ч. | Англия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. | 21.09. |
|
|
7. | 1 ч. | Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. | 27.09. |
|
|
8. | 1 ч. | Образование славянских государств. Культура Византии. | 28.09. |
|
|
9. | 1 ч. | Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. | 04.10. |
|
|
10. | 1 ч. | Культура стран халифата. Арабская культура | 05.10. |
|
|
11. |
1 ч. | Зрелое Средневековье. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. | 11.10. |
|
|
12. | 1 ч. | Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. | 12.10. |
|
|
13. | 1 1ч. | Города - центры ремесла, торговли и культуры. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. | 18.10. |
|
|
14. | 1 ч. | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. | 19.10. |
|
|
15. | 1 ч. | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | 25.10. |
|
|
16. | 1 ч. | Усиление королевской власти в странах Западной Европы: Объединение Франции и Англии. Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. | 26.10. |
|
|
17. | 1 ч. | Столетняя война. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. | 08.11. |
|
|
18. | 1 ч. | Образование централизованных государств в Англии и Франции. | 09.11. |
|
|
19. | 1 ч. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 15.11. |
|
|
20. | 1 ч. | Итальянские и Германские государства в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). | 16.11. |
|
|
21. | 1 ч. | Гуситское движение в Чехии. | 22.11. |
|
|
22. | 1 ч. | Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв.Экспансия турок и османов и падение Византии. | 23.11. |
|
|
23. | 1 ч. | Культура средневековой Европы. | 29.11. |
|
|
24. | 1 1ч. | Возрождение: художники и их творения. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 30.11. |
|
|
25. |
1 ч.
| Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. | 06.12. |
|
|
26 | 1 ч. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. | 07.12. |
|
|
27. | 1 ч. | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья. | 13.12. |
|
|
28. | 1 ч. | Итоговое обобщение и повторение по курсу История Средних веков. | 14.12. |
|
|
|
| История России и история Татарстана (42 часов)
|
|
|
|
29. | 1 ч. | Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории. | 20.12. |
|
|
30. | 1 ч. | Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. | 21.12. |
|
|
31. | 1 ч. | Восточные славяне. Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения славян с соседними народами и государствами. | 10.01. |
|
|
32. | 1 ч. | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности -Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. | 11.01. |
|
|
33. | 1 ч. | Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. | 17.01. |
|
|
34. | 1 ч. | Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество | 18.01. |
|
|
35. | 1 ч. | Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. | 24.01. |
|
|
36. | 1 ч. | Древнерусская культура Быт и нравы населения городов и деревень. Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники деревянного и каменного зодчества. Монументальная живопись (фрески, мозаики). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и образ жизни земледельческого населения Историческое и культурное наследие Древней Руси | 25.01. |
|
|
37-38. | 2 ч.
| Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. | 31.01. 01.02. |
|
|
39. | 1 ч. | Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. | 07.02. |
|
|
40. | 1 ч. | Борьба Руси с западными завоевателями Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | 08.02. |
|
|
41. | 1 ч. | Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси | 14.02. |
|
|
42. | 1 ч. | Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублев. Быт различных слоев населения. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. | 15.02. |
|
|
43. | 1 ч. | Московская Русь в XIV-XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель | 21.02. |
|
|
44. | 1 ч. | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством Куликовская битва и ее значение. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. | 22.02. |
|
|
45. | 1 ч. | Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения земель вокруг Москвы. | 28.02. |
|
|
46. | 1 ч.
| Образование единого Русского государства. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы. | 01.03. |
|
|
47. | 1 ч. | Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | 07.03. |
|
|
48. | 1 ч. | Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. | 07.03. |
| Упл. |
49. | 1 ч.
| Культура и быт в XIV – XVI вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). | 14.03. |
|
|
50. | 1 ч. | Русское зодчество. Живопись в XIV- XVI вв. Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. | 15.03. |
|
|
51. | 1 ч. | Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI. | 29.03. |
|
|
5253. | 2 ч.
| Иван IV. Избранная рада. Цели и значение реформ 1550-х г. Стоглавый собор. | 04.04. 05.04. |
|
|
54. | 1 ч. | Опричнина: причины, сущность, последствия. | 11.05. |
|
|
55-56. | 2 ч.
| Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. | 12.04. 18.04. |
|
|
57-58. | 2 ч. | Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой» | 19.04. 25.04. |
|
|
59. | 1 ч. | Повторение по разделу "Московская Русь в XIV-XV вв." | 26.04. |
|
|
60. | 1 ч.
| Древние тюрки и древнетюркские государства. Тюркские племена; древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; | 02.05. |
|
|
61 62. | 2 ч. | Булгарское государство в Приволжье. Волжская Булгария. Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. | 03.05. 03.05. |
|
|
63. | 1 ч. | Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Монгольское нашествие, Улус Джучи. | 10.05. |
| Упл. |
64. | 1 ч. | Промежуточная аттестационная работа. | 10.05. |
|
|
65. | 1 ч. | Расцвет Золотой Орды | 16.05. |
|
|
66. | 1 ч. | Булгарский улус. Распад Золотой Орды | 17.05. |
|
|
67. | 1 ч. | Рождение нового государства на Средней Волге. | 23.05. |
|
|
68. | 1 ч. | Хозяйство и культура Казанского ханства | 24.05. |
|
|
69 | 1 ч. | Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости. | 30.05. |
|
|
70. | 1 ч. | Итоговое повторение по курсу "История". | 31.05. |
|
|
| 70 ч. |
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_fgoss_novaya.docx | 63.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрена и обсуждена на Согласована: Утверждаю:
заседании ШМО учителей заместитель директора школы Директор школы
предметов эстетико- общест- по УВР ____ Гиматова Ф. К. _____ Гилязова Г. Ф.
воведческого цикла протокол «18» августа 2016 года приказ № 304 «19» августа
№ 1 от «15» августа 2016г. 2016 г. Рук. ШМО______
Шайхетдинова Л. Р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСТОРИЯ » ДЛЯ 6-в КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ
Рассмотрена и принята
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«18» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Место предмета в учебном плане
Класс 6 -в
Учитель: Шайхетдинова Л. Р.
Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2 часа
Промежуточных аттестационных работ - 1 час, контрольных работ-3
Учебник: Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 век.6 класс. М. «Просвещение», 2010
Учебник: Агибалов Е. В., Донской Г. М. История средних веков. 6 класс. М «Просвещение», 2012
Учебник: Гилязов И.А, Пискарёв В.И. История Татарстана .- Казань, издательство «Хэтер»,2012
Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 6 классе
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Содержание учебного предмета, курса «История» 6 класс.
История средних веков (28 ч.). История России(32ч.). История Татарстана (10ч.).
История Средних веков.
Средние века: понятие и хронологические рамки. (1ч.)
Раннее Средневековье.(9 ч.)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье.(14 ч.)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок и османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века.(2 ч.)
Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки.(2 ч.)
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История России (32 ч.)
Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.
Что изучает история Отечества.(1 ч.)
История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России.(1 ч.)
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.(6 ч.)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти: князь, дружина, полюдье. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописания. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII в.(7 ч.)
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV-XV вв.(8 ч.)
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Культура и быт в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Московское государство в XVI в.(9 ч.)
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х г. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»
История Татарстана (10 ч.)
Тюркские племена; древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.
Тематическое планирование
№ | Кол. ч. | Тема, содержание | Дата | Прим. | |
План | Факт | ||||
1. | 1 ч. | Средние века: понятие и хронологические рамки. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков. | 06.09. | ||
2. | 1 ч. | Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи Образования варварских королевств. | 07.09. | ||
3. | 1 ч. | Христианизация Европы. Светские правители и папы. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". | 13.04. | ||
4. | 1 ч. | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. | 14.09. | ||
5. | 1 ч. | Складывание феодальных отношений в странах Европы. | 20.09. | ||
6. | 1 ч. | Англия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. | 21.09. | ||
7. | 1 ч. | Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. | 27.09. | ||
8. | 1 ч. | Образование славянских государств. Культура Византии. | 28.09. | ||
9. | 1 ч. | Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. | 04.10. | ||
10. | 1 ч. | Культура стран халифата. Арабская культура | 05.10. | ||
11. | 1 ч. | Зрелое Средневековье. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. | 11.10. | ||
12. | 1 ч. | Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. | 12.10. | ||
13. | 1 1ч. | Города - центры ремесла, торговли и культуры. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. | 18.10. | ||
14. | 1 ч. | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. | 19.10. | ||
15. | 1 ч. | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | 25.10. | ||
16. | 1 ч. | Усиление королевской власти в странах Западной Европы: Объединение Франции и Англии. Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. | 26.10. | ||
17. | 1 ч. | Столетняя война. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. | 08.11. | ||
18. | 1 ч. | Образование централизованных государств в Англии и Франции. | 09.11. | ||
19. | 1 ч. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 15.11. | ||
20. | 1 ч. | Итальянские и Германские государства в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). | 16.11. | ||
21. | 1 ч. | Гуситское движение в Чехии. | 22.11. | ||
22. | 1 ч. | Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв.Экспансия турок и османов и падение Византии. | 23.11. | ||
23. | 1 ч. | Культура средневековой Европы. | 29.11. | ||
24. | 1 1ч. | Возрождение: художники и их творения. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 30.11. | ||
25. | 1 ч. | Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. | 06.12. | ||
26 | 1 ч. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. | 07.12. | ||
27. | 1 ч. | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья. | 13.12. | ||
28. | 1 ч. | Итоговое обобщение и повторение по курсу История Средних веков. | 14.12. | ||
История России и история Татарстана (42 часов) | |||||
29. | 1 ч. | Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории. | 20.12. | ||
30. | 1 ч. | Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. | 21.12. | ||
31. | 1 ч. | Восточные славяне. Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения славян с соседними народами и государствами. | 10.01. | ||
32. | 1 ч. | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности -Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. | 11.01. | ||
33. | 1 ч. | Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. | 17.01. | ||
34. | 1 ч. | Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество | 18.01. | ||
35. | 1 ч. | Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. | 24.01. | ||
36. | 1 ч. | Древнерусская культура Быт и нравы населения городов и деревень. Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники деревянного и каменного зодчества. Монументальная живопись (фрески, мозаики). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и образ жизни земледельческого населения Историческое и культурное наследие Древней Руси | 25.01. | ||
37-38. | 2 ч. | Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. | 31.01. 01.02. | ||
39. | 1 ч. | Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. | 07.02. | ||
40. | 1 ч. | Борьба Руси с западными завоевателями Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | 08.02. | ||
41. | 1 ч. | Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси | 14.02. | ||
42. | 1 ч. | Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублев. Быт различных слоев населения. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. | 15.02. | ||
43. | 1 ч. | Московская Русь в XIV-XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель | 21.02. | ||
44. | 1 ч. | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством Куликовская битва и ее значение. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. | 22.02. | ||
45. | 1 ч. | Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения земель вокруг Москвы. | 28.02. | ||
46. | 1 ч. | Образование единого Русского государства. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы. | 01.03. | ||
47. | 1 ч. | Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | 07.03. | ||
48. | 1 ч. | Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. | 07.03. | Упл. | |
49. | 1 ч. | Культура и быт в XIV – XVI вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). | 14.03. | ||
50. | 1 ч. | Русское зодчество. Живопись в XIV- XVI вв. Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. | 15.03. | ||
51. | 1 ч. | Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI. | 29.03. | ||
5253. | 2 ч. | Иван IV. Избранная рада. Цели и значение реформ 1550-х г. Стоглавый собор. | 04.04. 05.04. | ||
54. | 1 ч. | Опричнина: причины, сущность, последствия. | 11.05. | ||
55-56. | 2 ч. | Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. | 12.04. 18.04. | ||
57-58. | 2 ч. | Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой» | 19.04. 25.04. | ||
59. | 1 ч. | Повторение по разделу "Московская Русь в XIV-XV вв." | 26.04. | ||
60. | 1 ч. | Древние тюрки и древнетюркские государства. Тюркские племена; древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; | 02.05. | ||
61 62. | 2 ч. | Булгарское государство в Приволжье. Волжская Булгария. Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. | 03.05. 03.05. | ||
63. | 1 ч. | Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Монгольское нашествие, Улус Джучи. | 10.05. | Упл. | |
64. | 1 ч. | Промежуточная аттестационная работа. | 10.05. | ||
65. | 1 ч. | Расцвет Золотой Орды | 16.05. | ||
66. | 1 ч. | Булгарский улус. Распад Золотой Орды | 17.05. | ||
67. | 1 ч. | Рождение нового государства на Средней Волге. | 23.05. | ||
68. | 1 ч. | Хозяйство и культура Казанского ханства | 24.05. | ||
69 | 1 ч. | Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости. | 30.05. | ||
70. | 1 ч. | Итоговое повторение по курсу "История". | 31.05. | ||
70 ч. |
При изучении истории в 6 классе используются материалы
национально – регионального компонента:
Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Тюркские племена; древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.
Примерная промежуточная аттестационная работа
по истории за курс 6 класса. (45 минут).
I.Выберите правильный ответ:
1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?
А) в Киеве Б) в Новгороде В) в Любече Г) в Ростове
2.Что такое Боярская дума?
А) судебный орган при князе Б) правительственный орган в Новгороде В) совещательный орган при князе
3. Андрей Боголюбский княжил : А) в Галицко-Волынском княжестве Б) в Киевском княжестве В) в Черниговском княжестве Г) во Владимиро-Суздальском княжестве
4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в :
А) Киеве Б) Смоленске В) Суздале Г) Новгороде
5. 1223 год-это год …
А) Невской битвы Б) Куликовской битвы В) Ледового побоища Г) битвы на Калке
6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:
А) Владимир Б) Рязань В) Козельск Г) Киев
II.Соотнесите князей и годы правления:
А) князь Олег 1.980-1015 гг
Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг
В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг
Г) князь Владимир 4. 882-912 гг
Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг
III. Объясните понятия :
А) древнерусское государство- Б) полюдье - В) баскак-
IV. Кто лишний и почему?
А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор
V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.
VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
ВОПРОСЫ:
Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с
Владимиром Мономахом и Александром Невским?