Рабочая программа по истории. (6 класс)

Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 6 классе

К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

 

 

Содержание учебного предмета, курса «История» 6 класс.

История средних веков (28 ч.). История России(32ч.). История Татарстана (10ч.).

История Средних веков.

Средние века: понятие и хронологические рамки. (1ч.)

Раннее Средневековье.(9 ч.)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье.(14 ч.)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная  иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок и османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века.(2 ч.)

Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями.  Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки.(2 ч.)

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и  культурное наследие Средневековья.

 

История России (32 ч.)

 Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.

Что изучает история Отечества.(1 ч.)

История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

Древнейшие народы на территории России.(1 ч.)

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.(6 ч.)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

    Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти: князь, дружина, полюдье. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

     Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.  Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда.  Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи

      Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописания. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Быт и образ жизни земледельческого населения.

      Русь Удельная в 30-е гг.  XIIXIII в.(7 ч.)  

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического и культурного  развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

    Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания Азии и на европейских рубежах.  Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и  страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

     Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель  против ордынского владычества.

    Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

    Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

    Московская Русь в XIV-XV вв.(8 ч.)

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.

    Русь при преемниках Дмитрия Донского. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497.

    Экономическое и социальное развитие Руси в   XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.

    Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».  Культура и быт в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.

    Московское государство в XVI в.(9 ч.)

Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х г. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.

    Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

    Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

    Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

        История Татарстана (10 ч.)

Тюркские племена;  древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Кол. ч.

Тема, содержание

Дата

Прим.

План

Факт

1.

1 ч.

Средние века: понятие и хронологические рамки. Понятие «Средние века». Хронологи­ческие рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков.

06.09.

 

 

2.

1 ч.

Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи Образования варварских королевств.

07.09.

 

 

3.

1 ч.

Христианизация Европы. Светские правители и папы. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда".

13.04.

 

 

4.

1 ч.

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье.

14.09.

 

 

5.

1 ч.

Складывание феодальных отношений в странах Европы.

20.09.

 

 

6.

1 ч.

Англия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

21.09.

 

 

7.

1 ч.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов.

27.09.

 

 

8.

1 ч.

Образование славянских государств. Культура Византии.

28.09.

 

 

9.

1 ч.

Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад.

04.10.

 

 

10.

1 ч.

Культура стран халифата. Арабская культура

05.10.

 

 

 

11.

 

1 ч.

Зрелое Средневековье.

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение.

11.10.

 

 

12.

1 ч.

Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Феодальная  иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

12.10.

 

 

13.

1 1ч.

Города - центры ремесла, торговли и культуры.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

18.10.

 

 

14.

1 ч.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви.

19.10.

 

 

15.

1 ч.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

25.10.

 

 

16.

1 ч.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы: Объединение Франции и Англии.

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.

26.10.

 

 

17.

1 ч.

Столетняя война. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв.

08.11.

 

 

18.

1 ч.

Образование централизованных государств в Англии и Франции.

09.11.

 

 

19.

1 ч.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

15.11.

 

 

20.

1 ч.

Итальянские и Германские государства в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).

16.11.

 

 

21.

1 ч.

Гуситское движение в Чехии.

22.11.

 

 

22.

1 ч.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв.Экспансия турок и османов и падение Византии.

23.11.

 

 

23.

1 ч.

Культура средневековой Европы.

29.11.

 

 

24.

1 1ч.

Возрождение: художники и их творения.

Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

30.11.

 

 

25.

 

1 ч.

 

Страны Востока в Средние века.

Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов.

 Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. 

06.12.

 

 

26

1 ч.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

07.12.

 

 

27.

1 ч.

Государства доколумбовой Америки.

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и  культурное наследие Средневековья.

13.12.

 

 

28.

1 ч.

Итоговое обобщение и повторение по курсу История Средних веков.

14.12.

 

 

 

 

История России и история Татарстана (42 часов)

 

 

 

 

29.

1 ч.

Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.Что изучает история Отечества.

История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

20.12.

 

 

30.

1 ч.

Древнейшие народы на территории России.

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

21.12.

 

 

31.

1 ч.

Восточные славяне.

Восточные славяне. Расселение, заня­тия, быт,  верования, общественное устрой­ство. Взаимоотношения славян с соседними на­родами и государствами.

10.01.

 

 

32.

1 ч.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности -Новгород и Киев. Формирование княжес­кой власти.

11.01.

 

 

33.

1 ч.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.

17.01.

 

 

34.

1 ч.

Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христиан­ства на Руси. Христианство и язычество

18.01.

 

 

35.

1 ч.

Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.  Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда.  Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

24.01.

 

 

36.

1 ч.

Древнерусская культура

Быт и нра­вы населения городов и деревень.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской пись­менности, грамотность на Руси. Летописа­ние. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники деревянного и каменного зодчества. Монументальная живопись (фрески, мозаики). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Города - центры куль­турной и религиозной жизни. Быт и образ жизни земледельческого населения

Историческое и культурное наследие Древней Руси

25.01.

 

 

37-38.

2 ч.

 

Русь Удельная в 30-е гг.  XIIXIII в.  Политическая раздробленность: причины и последствия. Круп­нейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положе­ния, социально-политического и культур­ного развития. Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Круп­нейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положе­ния, экономического, социально-политического и культур­ного развития. Идея единства русских зе­мель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.

31.01.

01.02.

 

 

39.

1 ч.

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах.

Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и  страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

07.02.

 

 

40.

1 ч.

Борьба Руси с западными завоевателями

Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

08.02.

 

 

41.

1 ч.

Зависи­мость Руси от Золотой Орды. Борьба на­селения русских земель против ордын­ского владычества. Русь и Литва.     Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель  против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздроб­ленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монголь­скому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси

14.02.

 

 

42.

1 ч.

Культура и быт Руси в XIV—XV вв. На­чало формирования великорусской куль­туры. Летописание. Повести, сказания, жи­тия. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Рас­цвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Руб­лев. Быт различных слоев населения. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

15.02.

 

 

43.

1 ч. 

Московская Русь в XIV-XV вв. Причины и основные этапы объедине­ния русских земель

21.02.

 

 

44.

1 ч.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством Куликов­ская битва и ее значение.

Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвыше­ние Москвы. Московские князья и их по­литика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.  

22.02.

 

 

45.

1 ч.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княже­ства. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения земель вок­руг Москвы.

28.02.

 

 

46.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Обра­зование единого Русского государства.

Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Обра­зование единого Русского государства. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.

01.03.

 

 

47.

1 ч.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

07.03.

 

 

48.

1 ч.

Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики.

07.03.

 

Упл.

49.

1 ч.

 

 

 

Культура и быт в XIV – XVI вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения).

14.03.

 

 

50.

1 ч.

Русское зодчество. Живопись в  XIV- XVI вв.

Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.

15.03.

 

 

51.

1 ч.

Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI.

29.03.

 

 

5253.

2 ч.

 

Иван IV. Избранная рада. Цели и значение реформ 1550-х г. Стоглавый собор.

04.04.

05.04.

 

 

54.

1 ч.

Опричнина: причины, сущность, последствия.

11.05.

 

 

55-56.

2 ч.

 

 

 

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

 Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. 

12.04.

18.04.

 

 

57-58.

2 ч.

 Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

19.04.

25.04.

 

 

59.

1 ч.

Повторение по разделу "Московская Русь в XIV-XV вв."

26.04.

 

 

60.

1 ч.

 

Древние тюрки и древнетюркские государства.

 Тюркские племена;  древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат;

02.05.

 

 

61 62.

2 ч.

Булгарское государство в Приволжье. Волжская Булгария. Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар.

03.05.

03.05.

 

 

63.

1 ч.

Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию.  Монгольское нашествие, Улус Джучи.

10.05.

 

Упл.

64.

1 ч.

Промежуточная аттестационная работа.

10.05.

 

 

65.

1 ч.

Расцвет Золотой Орды

16.05.

 

 

66.

1 ч.

Булгарский улус. Распад Золотой Орды

17.05.

 

 

67.

1 ч.

Рождение нового государства на Средней Волге.

23.05.

 

 

68.

1 ч.

Хозяйство и культура Казанского ханства

24.05.

 

 

69

1 ч.

Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости.

30.05.

 

 

70.

1 ч.

Итоговое повторение по курсу "История".

31.05.

 

 

 

70 ч.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgoss_novaya.docx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрена и обсуждена  на          Согласована:                                   Утверждаю:

заседании ШМО учителей               заместитель директора школы      Директор школы

предметов эстетико- общест-          по УВР ____ Гиматова Ф. К.         _____ Гилязова Г. Ф.

воведческого цикла протокол         «18» августа 2016 года                   приказ № 304 «19» августа            

№ 1 от «15» августа  2016г.                                                                      2016 г.                                                                 Рук. ШМО______

Шайхетдинова Л. Р

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ » ДЛЯ 6-в КЛАССА

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ

                                                             Рассмотрена и принята

                                            на заседании

                                                              педагогического совета

                                                   протокол № 1 от

                                                           «18» августа  2016 г.

2016-2017 учебный год

Место предмета в учебном плане

Класс 6 -в

Учитель: Шайхетдинова Л. Р.

Количество часов:

всего 70 часов; в неделю 2 часа

Промежуточных аттестационных работ - 1 час, контрольных работ-3

Учебник: Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 век.6 класс. М. «Просвещение», 2010

Учебник: Агибалов Е. В., Донской Г. М. История средних веков. 6 класс.  М «Просвещение», 2012

Учебник:  Гилязов И.А, Пискарёв В.И. История Татарстана .- Казань, издательство «Хэтер»,2012

Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 6 классе

К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: 

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Содержание учебного предмета, курса «История» 6 класс.

История средних веков (28 ч.). История России(32ч.). История Татарстана (10ч.).

История Средних веков.

Средние века: понятие и хронологические рамки. (1ч.)

Раннее Средневековье.(9 ч.)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда". Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье.(14 ч.)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная  иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок и османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века.(2 ч.)

Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями.  Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки.(2 ч.)

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и  культурное наследие Средневековья.

История России (32 ч.)

 Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.

Что изучает история Отечества.(1 ч.)

История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

Древнейшие народы на территории России.(1 ч.)

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.(6 ч.)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

    Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти: князь, дружина, полюдье. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

     Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.  Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда.  Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи

      Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописания. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Быт и образ жизни земледельческого населения.

      Русь Удельная в 30-е гг.  XII – XIII в.(7 ч.)  

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического и культурного  развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

    Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания Азии и на европейских рубежах.  Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и  страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

     Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель  против ордынского владычества.

    Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

    Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

    Московская Русь в XIV-XV вв.(8 ч.)

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.

    Русь при преемниках Дмитрия Донского. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497.

    Экономическое и социальное развитие Руси в   XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.

    Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».  Культура и быт в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.

    Московское государство в XVI в.(9 ч.)

Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х г. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.

    Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

    Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

    Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

        История Татарстана (10 ч.)

Тюркские племена;  древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.

Тематическое планирование

Кол. ч.

Тема, содержание

Дата

Прим.

План

Факт

1.

1 ч.

Средние века: понятие и хронологические рамки. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков.

06.09.

2.

1 ч.

Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи Образования варварских королевств.

07.09.

3.

1 ч.

Христианизация Европы. Светские правители и папы. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образования варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное, устройство. Законы франков; "Салическая правда".

13.04.

4.

1 ч.

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее средневековье.

14.09.

5.

1 ч.

Складывание феодальных отношений в странах Европы.

20.09.

6.

1 ч.

Англия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

21.09.

7.

1 ч.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов.

27.09.

8.

1 ч.

Образование славянских государств. Культура Византии.

28.09.

9.

1 ч.

Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, Его рассвет и распад.

04.10.

10.

1 ч.

Культура стран халифата. Арабская культура

05.10.

11.

1 ч.

Зрелое Средневековье.

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение.

11.10.

12.

1 ч.

Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Феодальная  иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

12.10.

13.

1 1ч.

Города - центры ремесла, торговли и культуры.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

18.10.

14.

1 ч.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти к церкви.

19.10.

15.

1 ч.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

25.10.

16.

1 ч.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы: Объединение Франции и Англии.

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия.

26.10.

17.

1 ч.

Столетняя война. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв.

08.11.

18.

1 ч.

Образование централизованных государств в Англии и Франции.

09.11.

19.

1 ч.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

15.11.

20.

1 ч.

Итальянские и Германские государства в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).

16.11.

21.

1 ч.

Гуситское движение в Чехии.

22.11.

22.

1 ч.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв.Экспансия турок и османов и падение Византии.

23.11.

23.

1 ч.

Культура средневековой Европы.

29.11.

24.

1 1ч.

Возрождение: художники и их творения.

Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

30.11.

25.

1 ч.

Страны Востока в Средние века. 

Османская империя: завоевание турок и османов, управление империей, положение покорённых народов.

 Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями.  

06.12.

26

1 ч.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султан. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

07.12.

27.

1 ч.

Государства доколумбовой Америки.

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и  культурное наследие Средневековья.

13.12.

28.

1 ч.

Итоговое обобщение и повторение по курсу История Средних веков.

14.12.

История России и история Татарстана (42 часов)

29.

1 ч.

Древняя Русь в VIII -  первой половине XIIв.Что изучает история Отечества.

История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

20.12.

30.

1 ч.

Древнейшие народы на территории России.

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

21.12.

31.

1 ч.

Восточные славяне.

Восточные славяне. Расселение, занятия, быт,  верования, общественное устройство. Взаимоотношения славян с соседними народами и государствами.

10.01.

32.

1 ч.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности -Новгород и Киев. Формирование княжеской власти.

11.01.

33.

1 ч.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.

17.01.

34.

1 ч.

Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество

18.01.

35.

1 ч.

Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.  Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. Развитие ремесла и торговли. Русская Правда.  Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

24.01.

36.

1 ч.

Древнерусская культура

Быт и нравы населения городов и деревень.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники деревянного и каменного зодчества. Монументальная живопись (фрески, мозаики). Иконы. Декоративно - прикладное искусство. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и образ жизни земледельческого населения

Историческое и культурное наследие Древней Руси

25.01.

37-38.

2 ч.

Русь Удельная в 30-е гг.  XII – XIII в.  Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.

31.01.

01.02.

39.

1 ч.

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах.

Сражение на реке Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и  страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

07.02.

40.

1 ч.

Борьба Руси с западными завоевателями

Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

08.02.

41.

1 ч.

Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва.     Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель  против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси

14.02.

42.

1 ч.

Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублев. Быт различных слоев населения. Каменное строительство (храмы, города - крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

15.02.

43.

1 ч. 

Московская Русь в XIV-XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель

21.02.

44.

1 ч.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством Куликовская битва и ее значение.

Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение.  

22.02.

45.

1 ч.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Василий I. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения земель вокруг Москвы.

28.02.

46.

1 ч.

Образование единого Русского государства.

Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. XIV- XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально - крепостнической системы.

01.03.

47.

1 ч.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

07.03.

48.

1 ч.

Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики.

07.03.

Упл.

49.

1 ч.

Культура и быт в XIV – XVI вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения).

14.03.

50.

1 ч.

Русское зодчество. Живопись в  XIV- XVI вв.

Развитие зодчества ( главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.

15.03.

51.

1 ч.

Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI.

29.03.

5253.

2 ч.

Иван IV. Избранная рада. Цели и значение реформ 1550-х г. Стоглавый собор.

04.04.

05.04.

54.

1 ч.

Опричнина: причины, сущность, последствия.

11.05.

55-56.

2 ч.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

 Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.  

12.04.

18.04.

57-58.

2 ч.

 Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатания Книгопечатания (Иван Федоров) Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

19.04.

25.04.

59.

1 ч.

Повторение по разделу "Московская Русь в XIV-XV вв."

26.04.

60.

1 ч.

Древние тюрки и древнетюркские государства.

 Тюркские племена;  древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат;

02.05.

61 62.

2 ч.

Булгарское государство в Приволжье. Волжская Булгария. Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар.

03.05.

03.05.

63.

1 ч.

Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию.  Монгольское нашествие, Улус Джучи.

10.05.

Упл.

64.

1 ч.

Промежуточная аттестационная работа.

10.05.

65.

1 ч.

Расцвет Золотой Орды

16.05.

66.

1 ч.

Булгарский улус. Распад Золотой Орды

17.05.

67.

1 ч.

Рождение нового государства на Средней Волге.

23.05.

68.

1 ч.

Хозяйство и культура Казанского ханства

24.05.

69

1 ч.

Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости.

30.05.

70.

1 ч.

Итоговое повторение по курсу "История".

31.05.

70 ч.

При изучении истории в 6 классе используются материалы

национально – регионального компонента:

Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Тюркские племена;  древнетюркские государства. Скифское царство; Тюркский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария: города, Биляр, Болгар. Монгольское нашествие, Улус Джучи. Золотая Орда. Хан Узбек. Булгарский улус. Междоусобица. Казанское ханство, государственный строй, хозяйственная жизнь. Культура Казанского ханства. Шах-Али. Сююмбике. Завоевание Казани.

Примерная промежуточная аттестационная работа

по истории за курс 6 класса. (45 минут).

I.Выберите правильный ответ:

1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

А) в Киеве      Б) в Новгороде   В) в Любече   Г)  в Ростове

2.Что такое Боярская дума?

А) судебный орган при князе    Б) правительственный орган в Новгороде    В) совещательный орган при князе

3. Андрей Боголюбский княжил :    А) в Галицко-Волынском княжестве    Б) в Киевском княжестве    В) в Черниговском княжестве     Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в :

А) Киеве     Б) Смоленске      В) Суздале     Г) Новгороде

5. 1223 год-это год …

А) Невской битвы     Б) Куликовской битвы     В) Ледового побоища    Г) битвы на Калке

6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

А) Владимир     Б) Рязань     В) Козельск     Г) Киев

II.Соотнесите князей и годы правления:

А) князь Олег                                         1.980-1015 гг

Б)  князь Святослав                                      2. 1019-1054 гг

В) князь Ярослав Мудрый                          3. 945-964 гг

Г) князь Владимир                                      4. 882-912 гг

Д) княгиня Ольга                                      5. 964-972 гг

III. Объясните понятия :        

А)  древнерусское государство-      Б)  полюдье -   В)  баскак-

IV. Кто лишний и почему?

А) Дмитрий Иванович      Б) Владимир Андреевич       В) Дмитрий Боброк         Г) Нестор

 

V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

ВОПРОСЫ:

Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с

 Владимиром Мономахом и  Александром Невским?