Рабочая программа по истории.
Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 7 классе
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Содержание учебного предмета, курса «История»7 класс.
История Нового времени (26 ч.). История России 34 ч.). История Татарстана (10 ч.)
История Нового времени.
Новое время: понятие и хронологические рамки.(1 ч.)
Европа в конце XV - в начале XVII в.(9 ч.)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономические и социальные развитие европейских стран в XVI - начале XVII вв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII вв.(11 ч.)
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значения революции.
Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.
Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.
Страны Востока в XVI - XVIII вв.(3 ч.)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британское завоевание. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
История России (34 ч.). История Татарстана (10 ч.).
Россия на рубеже XVI - XVII вв.(4 ч.)
Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Хронология и сущность нового этапа российской империи.
Россия в XVII в.(10 ч.)
Правление первых Романовых. Начало становление абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно - денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковные и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.(9 ч.)
Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. Россия в первой четверти XVIIIв. Преобразовании Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформа. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты( 6 ч.)
Причины, сущность и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетний войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762 - 1801 гг.(7 ч.)
Правление Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева. и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике второй половины XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединения Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательская экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
История Татарстана. (10 ч.)
В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.
Тематическое планирование.
№ | Кол. ч. | Тема, содержание. | Дата | Прим | |
План | Факт | ||||
1. | 1 ч. | Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени | 05.09. |
|
|
2. | 1 ч. | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. | 07.09. |
|
|
3. | 1 ч. | Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе | 12.09. |
|
|
4. | 1 ч. | Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. | 14.09. |
|
|
5. | 1 ч. | Великие гуманисты Европы. Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. | 19.09. |
|
|
6. | 1 ч. | Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М. Лютер. | 21.09. |
|
|
7. | 1 ч. | Развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. | 26.09. |
|
|
8. | 1 ч. | Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. | 28.09. |
|
|
9. | 1 ч. | Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. | 03.10. |
|
|
10. | 1 ч.
| Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. | 05.10. |
|
|
11. | 1 ч. | Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. | 10.10. |
|
|
12. | 1 ч. | Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: | 12.10. |
|
|
13. | 1 ч. | Век Просвещение. Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIII в. Отражение идеалов Просвещения в художественной культуре XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели". | 17.10. |
|
|
14. | 1 ч. | Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУП-ХУШ вв. Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Изменения в социальной структуре общества, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 19.10. |
|
|
15. | 1 ч. | Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. | 24.10. |
|
|
16. | 1 ч. | Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели». | 26.10. |
|
|
17. | 1 ч. | Французская революция XVIII в.: причины, участники. | 07.11. |
|
|
18. | 1 ч. | Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. | 09.11. |
|
|
19. | 1 ч. | Революционные войны. Итоги и значение французской революции. | 14.11. |
|
|
20-21. | 2 ч. | Европейская культура ХVI-ХVIIIвв. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира); выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра. Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран. | 16.11. 21.11. |
|
|
22. | 1 ч. | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. | 23.11. |
|
|
23. | 1 ч. | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии. | 28.11. |
|
|
24. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по разделу: Новая история. | 30.11. |
|
|
25. | 1 ч. | Россия на рубеже XVI - XVII вв. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Страна на переломе веков. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова | 05.12. |
|
|
26. | 1 ч. | Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова. | 07.12. |
|
|
27-28. | 2 ч. | Освободительная борьба против интервентов. Начало царствования династии Романовых. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых | 12.12. 14.12. |
|
|
29. | 1 ч. | Россия в XVII в. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в экономике: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка. | 19.12. |
|
|
30. | 1 ч. | Население страны: основные социальные группы, их положение. Окончательное закрепощение крестьян. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. | 21.12. |
|
|
31. | 1 ч. | Политическое устройство России в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Изменение роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уложение 1649 г. | 09.01. |
|
|
32. | 1 ч. | Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. | 11.01. |
|
|
33. | 1 ч. | Причины, участники и формы народных движений в XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение). | 16.01. |
|
|
34. | 1 ч. | Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. | 18.01 |
|
|
35. | 1 ч. | Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей | 23.01. |
|
|
36. | 1 ч. | Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры, новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. «Московское барокко». Живопись; С. Ушаков. | 25.01. |
|
|
37. | 1 ч. | Быт и обычаи различных сословий. (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы). | 30.01. |
|
|
38. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по разделу: Россия XVII вв. | 01.02. |
|
|
39. | 1 ч. | Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. | 06.02. |
|
|
40. | 1 ч. | Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. | 08.02. |
|
|
41. | 1 ч. | Причины и начало Северной войны. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей. | 13.02. |
|
|
42-43. | 2 ч. | Преобразования Петра I в государственном управлении, экономике и армии.. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Денежная и налоговая реформа. Подушная подать | 15.02. 20.02. |
|
|
44. | 1 ч. | Социальная политика Петра I и ее последствия. Указ о единонаследии. Подушная подать, паспортная система. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. | 22.02. |
|
|
45. | 1 ч. | Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту. | 27.02. |
|
|
46. | 1 ч. | Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность (современники и историки о Петре 1 и его преобразованиях). Цена преобразований и их последствия | 01.03. |
| Упл. |
47. | 1 ч. | Котрольно-обобщающий урок: Россия на рубеже XVII—XVIII вв | 01.03. |
|
|
48. | 1 ч. | Дворцовые перевороты. Причины и последствия. | 06.03 |
|
|
49. | 1 ч. | Внутренняя и внешняя политика преемников Петра 1. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев). | 13.03. |
|
|
50-51. | 2 ч. | Начало царствования Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Уложенная комиссия, проекты реформ. Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам. Областная реформа. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли | 15.03.
|
|
|
52. | 1 ч. | Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступления. Ход восстания, его значение. | 29.03. |
|
|
53. | 1 ч. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Рост промышленности и торговли. Предпринимательство. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества | 03.04. |
|
|
54-55. | 2 ч. | Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. России в последней трети XVIII в. Русско-турецкие войны, их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия российских войск в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). | 05.04. 10.04. |
|
|
56. | 1 ч. | Россия в конце XVIII в. Павел 1: личность и правитель. Основные направления внутренней и внешней политики. Заговор и убийство Павла 1. | 12.04. |
|
|
57-58. | 2 ч. | Культура и быт народов России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). | 17.04. 19.04. |
|
|
59-60. | 2 ч. | Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили, направления, деятели культуры). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи. Место XVIII в. в истории России. Преемственность и особенности внутренней и внешней политики Петра 1 и Екатерины II | 24.04. 26.04. |
|
|
61. | 1 ч. | Промежуточная аттестация. | 03.05 |
|
|
62. | 1 ч. | В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века | 08.05. |
|
|
6364. | 2 ч. | Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века | 10.05. 10.05. |
| Упл. |
6566. | 2 ч. | Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований | 15.05. 17.05. |
|
|
67. | 1 ч. | Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху | 22.05. |
|
|
68. | 1 ч. | Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости | 24.05. |
|
|
69. | 1 ч. | Культура края в XVIII веке. | 29.05. |
|
|
70. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по истории Татарстана | 31.05. |
|
|
| 70 ч. |
|
|
|
|
При изучении истории в 7 классе используются материалы
национально – регионального компонента:
Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Утверждение новой власти в Казанском крае. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_fgoss_novaya.docx | 59.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрена и обсуждена на Согласована: Утверждаю:
заседании ШМО учителей заместитель директора школы Директор школы
предметов эстетико- общест- по УВР ____ Гиматова Ф. К. _____ Гилязова Г. Ф.
воведческого цикла протокол «18» августа 2016 года приказ № 304 «19» августа
№ 1 от «15» августа 2016г. 2016 г. Рук. ШМО______
Шайхетдинова Л. Р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСТОРИЯ » ДЛЯ 7-б,в КЛ.
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ШАЙХЕТДИНОВОЙ ЛЮЦИИ РАШИДОВНЫ
Рассмотрена и принята
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«18» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Место предмета в учебном плане
Класс 7 -б, в
Учитель: Шайхетдинова Л. Р.
Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2 часа
Промежуточных аттестационных работ - 1 час, контрольных работ-4
Учебник: Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. М. «Просвещение», 2010
Учебник: Агибалов Е. В., Донской Г. М. История средних веков. 7 класс. М «Просвещение», 2012
Учебник: Гилязов И.А, Пискарёв В.И. История Татарстана. 7 класс .- Казань, издательство «Хэтер»,2012
Планируемые предметные результаты освоения курса истории в 7 классе
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Содержание учебного предмета, курса «История»7 класс.
История Нового времени (26 ч.). История России 34 ч.). История Татарстана (10 ч.)
История Нового времени.
Новое время: понятие и хронологические рамки.(1 ч.)
Европа в конце XV - в начале XVII в.(9 ч.)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономические и социальные развитие европейских стран в XVI - начале XVII вв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII вв.(11 ч.)
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: "старый порядок" и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели".
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значения революции.
Европейская культура XVI - XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра.
Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран.
Страны Востока в XVI - XVIII вв.(3 ч.)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британское завоевание. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
История России (34 ч.). История Татарстана (10 ч.).
Россия на рубеже XVI - XVII вв.(4 ч.)
Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Хронология и сущность нового этапа российской империи.
Россия в XVII в.(10 ч.)
Правление первых Романовых. Начало становление абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно - денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковные и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.(9 ч.)
Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. Россия в первой четверти XVIIIв. Преобразовании Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформа. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты( 6 ч.)
Причины, сущность и последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетний войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762 - 1801 гг.(7 ч.)
Правление Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева. и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике второй половины XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединения Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательская экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
История Татарстана. (10 ч.)
В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.
Тематическое планирование.
№ | Кол. ч. | Тема, содержание. | Дата | Прим | |
План | Факт | ||||
1. | 1 ч. | Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени | 05.09. | ||
2. | 1 ч. | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. | 07.09. | ||
3. | 1 ч. | Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе | 12.09. | ||
4. | 1 ч. | Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. | 14.09. | ||
5. | 1 ч. | Великие гуманисты Европы. Абсолютные монархии: Англия, Франция, монархия Габсбургов XVI - начале XVII вв.: внутреннее развитие, внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. | 19.09. | ||
6. | 1 ч. | Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М. Лютер. | 21.09. | ||
7. | 1 ч. | Развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. | 26.09. | ||
8. | 1 ч. | Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. | 28.09. | ||
9. | 1 ч. | Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. | 03.10. | ||
10. | 1 ч. | Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. | 05.10. | ||
11. | 1 ч. | Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. | 10.10. | ||
12. | 1 ч. | Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв.: | 12.10. | ||
13. | 1 ч. | Век Просвещение. Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIII в. Отражение идеалов Просвещения в художественной культуре XVIII в. Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; "отцы - основатели". | 17.10. | ||
14. | 1 ч. | Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУП-ХУШ вв. Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Изменения в социальной структуре общества, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 19.10. | ||
15. | 1 ч. | Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. | 24.10. | ||
16. | 1 ч. | Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели». | 26.10. | ||
17. | 1 ч. | Французская революция XVIII в.: причины, участники. | 07.11. | ||
18. | 1 ч. | Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. | 09.11. | ||
19. | 1 ч. | Революционные войны. Итоги и значение французской революции. | 14.11. | ||
20-21. | 2 ч. | Европейская культура ХVI-ХVIIIвв. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира); выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII - XVIII вв. (барокко и классицизм). Становление театра. Международные отношение середины XVII - XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделение Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских стран. | 16.11. 21.11. | ||
22. | 1 ч. | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. | 23.11. | ||
23. | 1 ч. | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии. | 28.11. | ||
24. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по разделу: Новая история. | 30.11. | ||
25. | 1 ч. | Россия на рубеже XVI - XVII вв. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Страна на переломе веков. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова | 05.12. | ||
26. | 1 ч. | Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова. | 07.12. | ||
27-28. | 2 ч. | Освободительная борьба против интервентов. Начало царствования династии Романовых. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Хронология и сущность нового этапа российской империи. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых | 12.12. 14.12. | ||
29. | 1 ч. | Россия в XVII в. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в экономике: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка. | 19.12. | ||
30. | 1 ч. | Население страны: основные социальные группы, их положение. Окончательное закрепощение крестьян. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. | 21.12. | ||
31. | 1 ч. | Политическое устройство России в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Изменение роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уложение 1649 г. | 09.01. | ||
32. | 1 ч. | Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. | 11.01. | ||
33. | 1 ч. | Причины, участники и формы народных движений в XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение). | 16.01. | ||
34. | 1 ч. | Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. | 18.01 | ||
35. | 1 ч. | Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей | 23.01. | ||
36. | 1 ч. | Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры, новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. «Московское барокко». Живопись; С. Ушаков. | 25.01. | ||
37. | 1 ч. | Быт и обычаи различных сословий. (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы). | 30.01. | ||
38. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по разделу: Россия XVII вв. | 01.02. | ||
39. | 1 ч. | Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. | 06.02. | ||
40. | 1 ч. | Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг. | 08.02. | ||
41. | 1 ч. | Причины и начало Северной войны. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей. | 13.02. | ||
42-43. | 2 ч. | Преобразования Петра I в государственном управлении, экономике и армии.. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Денежная и налоговая реформа. Подушная подать | 15.02. 20.02. | ||
44. | 1 ч. | Социальная политика Петра I и ее последствия. Указ о единонаследии. Подушная подать, паспортная система. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. | 22.02. | ||
45. | 1 ч. | Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.К.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В.В.Растрелли, И. Н. Никитин).Изменения в дворянском быту. | 27.02. | ||
46. | 1 ч. | Итоги петровских преобразований. Петр Великий как правитель и личность (современники и историки о Петре 1 и его преобразованиях). Цена преобразований и их последствия | 01.03. | Упл. | |
47. | 1 ч. | Котрольно-обобщающий урок: Россия на рубеже XVII—XVIII вв | 01.03. | ||
48. | 1 ч. | Дворцовые перевороты. Причины и последствия. | 06.03 | ||
49. | 1 ч. | Внутренняя и внешняя политика преемников Петра 1. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев). | 13.03. | ||
50-51. | 2 ч. | Начало царствования Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Уложенная комиссия, проекты реформ. Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевского восстания. Жалованные грамоты дворянству и городам. Областная реформа. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Развитие общественной мысли | 15.03. | ||
52. | 1 ч. | Восстание под предводительством Е. Пугачева: причины и участники выступления. Ход восстания, его значение. | 29.03. | ||
53. | 1 ч. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Рост промышленности и торговли. Предпринимательство. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества | 03.04. | ||
54-55. | 2 ч. | Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. России в последней трети XVIII в. Русско-турецкие войны, их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия российских войск в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). | 05.04. 10.04. | ||
56. | 1 ч. | Россия в конце XVIII в. Павел 1: личность и правитель. Основные направления внутренней и внешней политики. Заговор и убийство Павла 1. | 12.04. | ||
57-58. | 2 ч. | Культура и быт народов России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). | 17.04. 19.04. | ||
59-60. | 2 ч. | Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили, направления, деятели культуры). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи. Место XVIII в. в истории России. Преемственность и особенности внутренней и внешней политики Петра 1 и Екатерины II | 24.04. 26.04. | ||
61. | 1 ч. | Промежуточная аттестация. | 03.05 | ||
62. | 1 ч. | В пламени освободительной войны. Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века | 08.05. | ||
6364. | 2 ч. | Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века | 10.05. 10.05. | Упл. | |
6566. | 2 ч. | Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований | 15.05. 17.05. | ||
67. | 1 ч. | Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху | 22.05. | ||
68. | 1 ч. | Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости | 24.05. | ||
69. | 1 ч. | Культура края в XVIII веке. | 29.05. | ||
70. | 1 ч. | Контрольно-обобщающий урок по истории Татарстана | 31.05. | ||
70 ч. |
При изучении истории в 7 классе используются материалы
национально – регионального компонента:
Национально-региональный компонент реализуется при изучении истории Татарстана: Утверждение новой власти в Казанском крае. Край в XVII веке. Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости. Культура края в XVIII веке.
Примерная промежуточная аттестационная работа
по истории за курс 7 класса. (45 минут).
Часть А.
1) Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
А. мастерская Б. цех В. мануфактура Г. фабрика
2) В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
А. в Рязани Б. в Ярославле В. в Смоленске Г. в Нижнем Новгороде
3) Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.: А. Василий Шуйский Б.Михаил Фёдорович Романов В. польский королевич Владислав Г. Алексей Михайлович Романов
4) Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
А. приказные люди Б. ясачные люди В. посадские люди Г. приборные люди
5) Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А. Судебник Б. Закон государства Российского В. Русская правда
Г. Соборное уложение
6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I: А. учреждение Сената, Синода, коллегий Б. Крымские и Азовские походы В. Семилетняя война, учреждение Московского университета Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Разина
7) Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
А. Прутский Б. Ништадский В. Каспийский Г. Балтийский
8) Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:
А. сохранение и укрепление крепостного права Б. активная внешняя торговля
В. введение подушной подати Г. ослабление абсолютизма
9) Какое учебное заведение было открыто в 1687г.: А. Славяно-греко-латинская академия Б. Академия наук В. Московский университет Г. первая цифирная школа
10) В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:
А. отсутствие регулярной армии Б. слабое развитие мануфактурного производства
В. отсутствие флота Г. всё перечисленное
11) Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счёт личной выслуги:
А. ревизия Б. новый военный устав В. табель о рангах Г. духовный регламент
12) После смерти Елизаветы Петровны российский престол перешёл к:
А. Петру III Б. Екатерине I В. Петру II Г. Анне Иоанновне
13) Россия стала называться империей с:
А. 1709г. Б. 1714г. В. 1721г. Г. 1725г.
14) Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в России:
А. прекращение деятельности земских соборов Б. создание карательных государственных органов – фискалов прокуратуры В. ликвидация патриаршества на Руси Г. изменение традиционной системы престолонаследия
15) Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»:
А. Екатерина I Б. Екатерина II В. Анна Иоанновна Г. Анна Леопольдовна
16) Кто из русских полководцев особенно отличился в русско-турецкой войне 1787-1791гг.:
А. Д.Пожарский Б. А.В.Суворов В. М.И. Кутузов Г. А.Д.Меньшиков
17) Какое сословие в 18в. было фактически бесправным:
А. мещанство Б. крепостные крестьяне В. наёмные рабочие Г. духовенство
Часть В.
1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
ИМЯ | РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. К.Минин | А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой |
2. Никон | Б) предводитель крестьянской войны |
3. С.И.Дежнев | В) один из организаторов второго Нижегородского ополчения |
4. С.Т.Разин | Г) инициатор проведения религиозной реформы |
2) Вставьте пропущенное слово: Главную роль в дворцовых переворотах XVIIIв. играл определённый слой населения - _________________, элита русских войск.
3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________
А. Полтавская битва Б. Гангутское сражение В. сражение у деревни Лесной
Г. Нишатдский мирный договор