Программа занятий, направленных на развитие познавательной сферы «Экспериментариум» проект «Открытый город»

Белоглазова Мария Александровна

Программа ориентирована на детей 4-7 лет. Реализуется как внебюджетная программа в ТО "Северное Измайлово" городского психолого-педагогического центра департамента образования города Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentarium.docx64.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2         Тел./факс:+7(499)172-10-19    

http://gppc.mskobr.ru/                                                                                                      gppc@edu.mos.ru

«РЕКОМЕНДОВАНО»                                «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель научно – методического совета                Директор _________________Е.В.Ушакова                        _______________Л.Е.Олтаржевская

«____»________________2017 г.                                «___»__________________2017 г.

Программа

занятий, направленных на развитие познавательной сферы

«Экспериментариум»

проект «Открытый город»

Возраст детей – 4-7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Составители:

Авдюхина Е.В.

Белоглазова М.А.

Князева А.А.

Утверждено научно-методическим

советом ГБУ ГПЦЦ ДОгМ

Протокол  № _______        от____________

Москва

2017


  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

- активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

1.2 Новизна

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

  • старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

  • обобщение полученных данных.

Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основана работа, проводимая по программе «Юные исследователи».

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.

 Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи

– это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

  1. Педагогическая целесообразность:

объясняется тем, что предполагаемый в программе комплекс занятий, включающий в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближен к реальной обстановке.

1.4 Адресность и направленность программы:

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет, с хорошим уровнем познавательной активности. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей. Допускается возможность по мере усвоения программного материала, усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому ребенку, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

1.5 Цель программы:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

1.6 Задачи:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно–  исследовательской  деятельности:  в  выдвижении  предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  1. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  2. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

1.7 Форма и режим занятий, продолжительность программы    Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 1 раз в  неделю в форме групповых занятий продолжительностью 90 минут, всего 36 занятий в год.  Срок реализации программы 1 год.

1.8 Требования к результату усвоения программы

        При условии успешной реализации данной программы обучающийся:

 - обогатит свой кругозор и словарный запас, будет иметь более отчетливые представления о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку осознанно воспринимать учебный материал;

- повысит уровень познавательной активности;

 - приобретет навыки правильного социально-нравственного поведения (осознание себя личностью, выполнение обязанностей по обслуживанию себя дома и вне дома, ответственное отношение к занятиям, к природе, соблюдение правил поведения на занятии и общественных местах, правил техники безопасности и т.д.);

- укрепит уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

 - будет владеть навыками социально-адаптивного поведения, которое позволит быть самостоятельным в общении со сверстниками и со взрослыми;        

1.9 Система оценки достижения планируемых результатов.

        Оценка успешности усвоения программы проводится методом наблюдения за трудовой деятельностью в ходе занятия, уровню активности и заинтересованности на занятиях, опросом родителей, а также анализом результатов деятельности педагога и его воспитанников.  Проводится статистика наполняемости групп, сохранение контингента детей, анализ итоговых мероприятий.

II. Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей  дошкольного возраста.

Тематический план составлен с учётом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ГППЦ ТО «Северное Измайлово»  и интеграции образовательных областей:

1. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

2. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

3. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

4. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведённых занятий, закрепление пройденного материала.

5. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.


2.1 Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

Сентябрь

1

«Почему песочные часы называются песочными?»

1.Воспитыватьаккуратность при работе.

2. Выявить свойства песка и глины.

3. Развивать мышление.

Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, ширма, песочные часы.

2

«Какими бывают камни?»

1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

2. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Формировать мыслительные процессы:

- умение классифицировать камни по разным признакам,

- анализировать и обобщать свои наблюдения,

- делать выводы.

3.Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Различные камни, ящик ощущений, миски с водой, лупы, гуашь, кисти, клеёнка.

3

«Песчаный конус»

1.Воспитывать

аккуратность при обращении с песком.

2. Помочь определить свойства песка.

3. Закрепить культурно-

гигиенические навыки после игр с песком.

Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные

стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы.

 4

Путешествие-игра

«Приключение

Буратино»

1.Воспитывать любовь к

природе, стремление

заботиться о ней, беречь ее.

2.Закрепить знания детей о

свойстве дерева  (не тонет в

воде).

3.Развиватьумение

формулировать проблему,

анализировать

ситуацию,

планировать эксперимент

Различные кусочки дерева,

 миски с водой.

Октябрь

1

«Значение воды в жизни человека»

1. Воспитывать бережное

Отношение к воде.

2. Определить с помощью опытов состояние воды.

3.Закрепить знания детей о неживой природе.

Карточки, бумага для

салфеток, льдинки, стакан

с водой, воронка, снег,

кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка

с водой.

2

«Путешествие с

капелькой»

1. Воспитывать бережное

отношение к воде.

2. Дать понять значимость

воды в жизни человека.

Обогащать и уточнять

знания детей о воде:

прозрачная, без запаха, без цвета.

3. Продолжать развивать

познавательный интерес к экспериментальной

деятельности,

наблюдательность.

4.Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь –доказательство.

Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные карандаши,

листы тонированной бумаги.

3

«Что выделяют

Растения?»

1. Воспитывать бережное

отношение к природе.

2. Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород;

понять необходимость

дыхания для растений.

3.Развивать речь,

мышление,

наблюдательность, умение

сравнивать и делать

выводы.

Комнатное растение, ёмкость с водой, тряпочка,

схема роста растений.

4

«С водой и без

воды»

1. Воспитывать бережное

отношение к воде как

основному природному

ресурсу.

2. Помочь детям выделить

факторы внешней среды,

необходимые для роста и

развития растений (вода,

свет, тепло).

Карточки, салфетка, два стаканчика, воронка,

кусочек земли, глобус,

ложка с банкой.

Ноябрь

1

«Бумажная Фея»

1. Воспитывать

любознательность,

бережливость.

2. Познакомить детей с

некоторыми свойствами

бумаги (толстая – тонкая,

прочная) в процессе

выполнения с ней

различных действий

(сминание, разрывание,

скручивание); с

использованием бумаги в

жизни человека.

3. Развивать мышление,

мелкую моторику кистей

рук.

Кукла«Бумажная Фея», листы бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы изготовленные из бумаги.

2

«Что лучше:

бумага или ткань?»

1. Воспитывать

аккуратность при работе.

2. Познакомить со

свойствами и качеством

бумаги и ткани, учить

видеть их сходства и

различия. Учить детей

делать умозаключения и

выводы.

3. Развитие логического

мышления.

Тряпичная кукла Иринка,

платочки из бумаги и ткани

по количеству детей, вещи из ткани и бумаги.

3

«Зачем кошке

Шершавый язык?»

1. Воспитывать заботливое

отношение к животным,

желание помогать

взрослым по уходу за

ними.

2. Определить строение и

значение языка кошки.

Выяснить какой корм

любит кошка.

3. Развивать мышление,

речь.

Кусочки наждачной бумаги, меха, натёртый

грифель карандаша в

тарелочке, живой объект –

кошка.

4

«Вдох – выдох»

1. Воспитывать заботливое

отношение к своему

здоровью и здоровью

окружающих.

2. Расширить

представления детей о

воздухе, способах его

обнаружения в

зависимости от его

температуры; о времени, в течение которого человек

может находиться без

воздуха.

3. Развивать мыслительные

операции, познавательные

интересы.

Воздушные шары, изображение человека с

изображениями внутренних

органов, бумага, пух.

Декабрь

1

«Твёрдый-мягкий»

1. Вызвать

доброжелательное

отношение к лесным

жителям. Учить

детей различать и называть

качества предметов

«твердый», «мягкий».

2.Дать детям

первоначальные навыки

экспериментирования;

учить детей различать и

называть качества

предметов «твердый»,

«мягкий».

3. Развитие навыков

экспериментирования.

Сказочный персонаж Гном-

Гномыч, письмо, лесная

поляна, корзина  с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный мешочек.

2

«Сладкий -

солёный»

1.Воспитывать

аккуратность при работе.

2.Продолжать

формировать знания о

свойствах некоторых

веществ: соли и сахаре,

сравнивать их между

собой, выделяя и фиксируя

сходства и различия

3.Развивать навыки

мыслительной

деятельности, умение

анализировать, выделять

причинно – следственные

связи.

Картон, лупа, соль, сахар,

вода в стаканах, чайные ложки.

3

«Земля дает

жизнь»

1. Воспитывать любовь к

природе родного края, к

его обитателям.

2. Закрепить знания детей о

почве; показать

взаимосвязь всего живого

на Земле.

3. Развивать речь, умение

делать выводы.

Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям

и почвенных обитателей.

4

«Почему вянут

цветы»

1. Воспитание бережного

отношения к природе,

желания заботиться о ней.

2. Помочь детям

установить зависимость

роста растений от

температуры и

поступающей влаги.

3. Развивать логическое

мышление путем

моделирования

проблемных ситуаций и их

решения.

Кукла домовёнок Кузя,

комнатное растение,

ёмкость с водой,

демонстрационная таблица

«Уход за комнатными

растениями»

Январь

1

«Опыт со

снегом» (проводится

на улице)

1. Воспитывать

творческую личность,

способную понимать и

любить окружающий мир.

2. Активизировать

поисковую деятельность

детей, уточнить их

представления о свойствах

снега (белый, холодный,

рассыпчатый, мягкий,

легкий).

3. Формировать умение

рассуждать: Почему на

ладошке растаяла

снежинка, а на рукавичке

нет? Почему снег в

комнате тает? Почему на

морозе вода превращается

в лед?

Вода, снег, стаканчики

2

«Освобождение

бусинок из

ледяного плена»

1. Воспитывать

аккуратность в работе.

2. Стимулировать

самостоятельное

формулирование выводов

детьми. Создать условия

для расширения

представлений детей о

свойствах льда – тает в

тепле.

3. Развивать желание

помочь другим; мышление

при выборе способа

действия.

Замороженные во льду

бусинки, баночки с  тёплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребёнка.

3

«Испытание

магнита»

1. Воспитывать навыки

сотрудничества,

взаимопомощи.

2. Познакомить детей с

понятием «магнетизм», с

особенностями магнита;

помочь выявить

материалы, которые могут

снять магнетичность;

показать способ

изготовление самодельных

компасов.

3. Развивать

мыслительные операции,

умение выдвигать

гипотезы, делать выводы,

активизировать словарь

детей.

Магнитики, металлические

предметы, стакан с водой,

дощечка.

4

«Зачем растения

вертятся?»

1. Воспитывать любовь к

растениям, желание

ухаживать за ними.

2. Показать, что для роста

растениям необходим свет.

3. Развивать

наблюдательность –

умение замечать изменения

в росте растений,

связывать эти изменения с

условиями в которых они

находятся.

Два горшка с растениями (лучше всего герань), набор картинок с дикорастущим и комнатными растениями, гербарий.

Февраль

1

«Сильная газета»

1. Воспитывать умение

прислушиваться к мнению

сверстников.

2. Познакомить детей с

новыми свойствами

бумаги: на большую

площадь действует сильное

давление.

3. Развивать мышление,

мелкую моторику кистей

рук.

Газеты разных размеров,

предметы разной тяжести, ёмкость с водой.

2

«Почему на небе

разные звёзды?»

1. Воспитывать уважение

к труду космонавтов.

2. Понять зависимость

освещённости предмета от

силы источника и

удалённости от него.

3. Вызвать познавательный

интерес к Вселенной.

Настольная лампа,  фонарик, панно с изображением звёзд крупных и мелких, зонт для дидактической игры.

3

«Необыкновенный

мир магнитов»

1. Воспитывать навыки

сотрудничества,

взаимопомощи.

2.Познакомить с

понятиями «магнит»,

«магнитная сила».

Сформировать

представление о свойствах

магнита. Формирование

умений

приобретать знания

посредствам проведения

практических опытов,

делать выводы,

обобщения.

3. Развивать у детей

интерес и конкретные

представления о магните и

его свойствах:

Притягивать предметы, а

так же через какие

материалы и вещества

воздействует магнитная

сила, через опытно –

экспериментальную

деятельность детей.

Рукавичка с магнитом

внутри, металлические

предметы, стакан с водой.

4

«Волшебное

стекло»

1. Воспитывать бережное

отношение к вещам.

2. Учить соблюдать

правила безопасности при

обращении с предметами

из стекла.

3. Развивать

наблюдательность,

любознательность,

смекалку; Помочь детям

выявить свойства стекла

(прочное, прозрачное,

гладкое).

Две стеклянные бутылочки,

стакан, пробка, ванночка с

водой, флаконы от духов,

палочки.

Март

1

«Царство трёх

ветров»

1.Воспитывать интерес к

экспериментальной

деятельности любовь к

природе.

2. Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер, его

свойствами и ролью в

жизни человека.

3.Развитие умений детей

наблюдать, проводить

опыты и самостоятельно

делать выводы.

Вентилятор,  веер, вода в

посуде, сухие листья, рисунки ветров.

2

«Невидимка-

воздух»

1. Вызвать желание

экспериментировать и

получать удовольствие от

совместного эксперимента.

2. Познакомить со

свойствами воздуха,

возможностью воздуха

двигать предметы.

3. Продолжать развивать

умение анализировать и

сравнивать, обобщать

полученные знания.

Посылка с воздушным

шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, прозрачные стаканы, ванночки с ровным дном.

3

«Где появляются

первые

проталинки?»

1. Воспитывать чувство

любви, доброты по

отношению к

окружающему миру.

2. Установить зависимость

изменений в неживой

природе от сезонных

изменений.

3. Развивать логическое

мышление. Формирование

причинно- следственных

связей и закономерностей в

природных явлениях.

Ёмкости, окрашенные в

тёмный и светлый тон,

настольная лампа, листы

бумаги чёрного и белого цвета.

4

«Путешествие в мир стеклянных

вещей»

1. Воспитывать бережное

отношение к вещам.

2. Познакомить с

производством фарфора;

научить сравнивать

свойства стекла и фарфора,

узнавать стеклянные и

фарфоровые предметы.

3. Развивать

наблюдательность,

любознательность,

смекалку; Помочь детям

выявить свойства стекла

(прочное, прозрачное,

гладкое).

Стеклянные и фарфоровые

посуды, стакан, ванночка с

водой, палочки.

Апрель

1

«Разные

отражения»

1. Воспитывать чувство

доброты и уважения по

отношению к людям,

которые создают красоту.

2. Помочь понять, что

отражение возникает на

гладких блестящих

поверхностях.

3. Вызвать желание

экспериментировать и

получать удовольствие от

полученного эксперимента.

Зеркала, стёкла, фольга.

2

«Почему птицы

летают?»

1. Воспитывать бережное

отношение к птицам.

2. Формировать

реалистические

представления о птицах,

расширять знания детей об

особенностях внешнего

вида, повадках птиц.

3. Развивать речь,

логическое мышление.

Перья, чучело птицы,

карточки с изображениям

и птиц, бумажные птицы с разной величиной крыльев,

картины русских художников.

3

«Секрет сосновой

шишки»

1. Воспитывать желание

интересоваться объектами

живой и неживой

природы.

2. Познакомить с

изменением формы

предметов под

воздействием воды.

3. Развивать

наблюдательность,

смекалку.

Две сосновые шишки,

ванночка с тёплой водой,

салфетка из ткани.

4

«Почва-живая

земля»

1. Воспитание

экологической культуры.

2. Уточнение знаний детей

о свойствах почвы: мягкая,

сыпучая, черная, рыхлая.

3.Формировать у детей

действия обследования

(восприятия) дающие

возможность выявить

свойства почвы: назвать

предмет в целом (почва);

при помощи зрительного

восприятия выявить цвет,

состав почвы; при помощи

растирания почвы между

пальцами выявить, какая

она на ощупь (мягкая,

вязкая, рыхлая) и т.д.

Образцы почвы, две банки с

чистой и грязной водой,

картинки с изображениями

почвенных обитателей.

Май

1

«Живые тени»

1.Воспитывать желание

интересоваться объектами

неживой природы.

2. Познакомить с

понятиями «света» и

«тени».

3.Вызвать желание

экспериментировать и

получать удовольствие от

полученного

эксперимента.

Макет цветочной поляны,

муляжи бабочек, индивидуальные наборы для опытов.

2

«Секреты бабочки»

1. Формировать у детей

бережное отношение к

бабочкам, учить

правильному поведению в

природе.

2. Расширять

представления детей о

разнообразии бабочек, их

строении и

приспособленностях в

природе.

3. Продолжать развивать у

детей навыки

исследовательской

деятельности,

почувствовать себя

учёными.

Макет цветочной

поляны, муляжи

бабочек, индивидуальны

е наборы для опытов.

3

«Легкая

пластмасса»

1. Воспитывать заботливое

отношение к вещам,

созданным руками

человека.

2. Помочь определить

свойства пластмассы

(гладкая, шероховатая).

3. Развивать речь,

логическое мышление.

Пластмассовые ёмкости,

предметы из других

материалов.

4

«Зачем бабочке

цветная окраска?»

1. Воспитывать любовь к

живой неживой природе.

2. Определить особенности

приспособления бабочек к

жизни в окружающем

мире.

3. Развивать связную речь,

логическое мышление.

Муляжи бабочек, карточки с изображениями бабочек и одной птички, карточки с изображениями ярких цветов.

III.Комплекс организационно-педагогических условий

3.1  Методическое обеспечение программы

         Основными принципами работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;

 - предполагает повторяемость тем в разных возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

3.2 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

  1. Метод наблюдения

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

  1. Игровой метод
  2. Опыт
  3. Из словесных методов использовали следующие:

- Рассказы педагога

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей

Этот        метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

  1. Художественное слово
  2. Загадки

Напоминание о последовательности работы

  1. Совет
  2. Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

      9. Информационно-коммуникативные технологии: компьютер,  мультимедийный проектор, принтер,  фотоаппарат.

Формы реализации образовательной программы:

-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

-чтение художественной и энциклопедической литературы;

-конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

3.3 Условия реализации программы

        Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Педагогу необходимо иметь представление о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста.

Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением и вентиляцией и отвечающем всем требованиям по технике безопасности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды предполагает:

  • зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;
  • уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.
  • библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;
  • коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
  • коллекция детских дидактических игр.

Основное необходимое оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

3.4 Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов по каждому разделу программы проходит в форме игровой деятельности, открытого урока, фестиваля или конкурса.

Список литературы:

  1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
  2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир  Детское экспериментирование, 2003.

  1. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  2. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
  3. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  4. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.

12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

  1. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1
  2. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
  4. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -М - 2011. - С.224
  5. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.

20.         Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.