Программа занятий, направленных на развитие познавательной сферы «Экспериментариум» проект «Открытый город»
Программа ориентирована на детей 4-7 лет. Реализуется как внебюджетная программа в ТО "Северное Измайлово" городского психолого-педагогического центра департамента образования города Москвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentarium.docx | 64.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.mskobr.ru/ gppc@edu.mos.ru
«РЕКОМЕНДОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель научно – методического совета Директор _________________Е.В.Ушакова _______________Л.Е.Олтаржевская
«____»________________2017 г. «___»__________________2017 г.
Программа
занятий, направленных на развитие познавательной сферы
«Экспериментариум»
проект «Открытый город»
Возраст детей – 4-7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составители:
Авдюхина Е.В.
Белоглазова М.А.
Князева А.А.
Утверждено научно-методическим
советом ГБУ ГПЦЦ ДОгМ
Протокол № _______ от____________
Москва
2017
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
1.2 Новизна
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
- старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотезы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
- обобщение полученных данных.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основана работа, проводимая по программе «Юные исследователи».
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.
Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи
– это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
- Педагогическая целесообразность:
объясняется тем, что предполагаемый в программе комплекс занятий, включающий в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближен к реальной обстановке.
1.4 Адресность и направленность программы:
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет, с хорошим уровнем познавательной активности. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей. Допускается возможность по мере усвоения программного материала, усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому ребенку, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
1.5 Цель программы:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1.6 Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
1.7 Форма и режим занятий, продолжительность программы Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 1 раз в неделю в форме групповых занятий продолжительностью 90 минут, всего 36 занятий в год. Срок реализации программы 1 год.
1.8 Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы обучающийся:
- обогатит свой кругозор и словарный запас, будет иметь более отчетливые представления о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
- повысит уровень познавательной активности;
- приобретет навыки правильного социально-нравственного поведения (осознание себя личностью, выполнение обязанностей по обслуживанию себя дома и вне дома, ответственное отношение к занятиям, к природе, соблюдение правил поведения на занятии и общественных местах, правил техники безопасности и т.д.);
- укрепит уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- будет владеть навыками социально-адаптивного поведения, которое позволит быть самостоятельным в общении со сверстниками и со взрослыми;
1.9 Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка успешности усвоения программы проводится методом наблюдения за трудовой деятельностью в ходе занятия, уровню активности и заинтересованности на занятиях, опросом родителей, а также анализом результатов деятельности педагога и его воспитанников. Проводится статистика наполняемости групп, сохранение контингента детей, анализ итоговых мероприятий.
II. Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Тематический план составлен с учётом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ГППЦ ТО «Северное Измайлово» и интеграции образовательных областей:
1. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
2. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
3. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
4. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведённых занятий, закрепление пройденного материала.
5. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
2.1 Календарно-тематический план
Месяц | № | Тема | Программные задачи | Материалы |
Сентябрь | 1 | «Почему песочные часы называются песочными?» | 1.Воспитыватьаккуратность при работе. 2. Выявить свойства песка и глины. 3. Развивать мышление. | Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, ширма, песочные часы. |
2 | «Какими бывают камни?» | 1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. 2. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать мыслительные процессы: - умение классифицировать камни по разным признакам, - анализировать и обобщать свои наблюдения, - делать выводы. 3.Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. | Различные камни, ящик ощущений, миски с водой, лупы, гуашь, кисти, клеёнка. | |
3 | «Песчаный конус» | 1.Воспитывать аккуратность при обращении с песком. 2. Помочь определить свойства песка. 3. Закрепить культурно- гигиенические навыки после игр с песком. | Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы. | |
4 | Путешествие-игра «Приключение Буратино» | 1.Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее. 2.Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде). 3.Развиватьумение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент | Различные кусочки дерева, миски с водой. | |
Октябрь | 1 | «Значение воды в жизни человека» | 1. Воспитывать бережное Отношение к воде. 2. Определить с помощью опытов состояние воды. 3.Закрепить знания детей о неживой природе. | Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой. |
2 | «Путешествие с капелькой» | 1. Воспитывать бережное отношение к воде. 2. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. 3. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. 4.Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь –доказательство. | Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные карандаши, листы тонированной бумаги. | |
3 | «Что выделяют Растения?» | 1. Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. 3.Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. | Комнатное растение, ёмкость с водой, тряпочка, схема роста растений. | |
4 | «С водой и без воды» | 1. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. 2. Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Карточки, салфетка, два стаканчика, воронка, кусочек земли, глобус, ложка с банкой. | |
Ноябрь | 1 | «Бумажная Фея» | 1. Воспитывать любознательность, бережливость. 2. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. 3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. | Кукла«Бумажная Фея», листы бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы изготовленные из бумаги. |
2 | «Что лучше: бумага или ткань?» | 1. Воспитывать аккуратность при работе. 2. Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы. 3. Развитие логического мышления. | Тряпичная кукла Иринка, платочки из бумаги и ткани по количеству детей, вещи из ткани и бумаги. | |
3 | «Зачем кошке Шершавый язык?» | 1. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними. 2. Определить строение и значение языка кошки. Выяснить какой корм любит кошка. 3. Развивать мышление, речь. | Кусочки наждачной бумаги, меха, натёртый грифель карандаша в тарелочке, живой объект – кошка. | |
4 | «Вдох – выдох» | 1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 2. Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения в зависимости от его температуры; о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. 3. Развивать мыслительные операции, познавательные интересы. | Воздушные шары, изображение человека с изображениями внутренних органов, бумага, пух. | |
Декабрь | 1 | «Твёрдый-мягкий» | 1. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям. Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». 2.Дать детям первоначальные навыки экспериментирования; учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». 3. Развитие навыков экспериментирования. | Сказочный персонаж Гном- Гномыч, письмо, лесная поляна, корзина с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный мешочек. |
2 | «Сладкий - солёный» | 1.Воспитывать аккуратность при работе. 2.Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия 3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи. | Картон, лупа, соль, сахар, вода в стаканах, чайные ложки. | |
3 | «Земля дает жизнь» | 1. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям. 2. Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. 3. Развивать речь, умение делать выводы. | Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям и почвенных обитателей. | |
4 | «Почему вянут цветы» | 1. Воспитание бережного отношения к природе, желания заботиться о ней. 2. Помочь детям установить зависимость роста растений от температуры и поступающей влаги. 3. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения. | Кукла домовёнок Кузя, комнатное растение, ёмкость с водой, демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями» | |
Январь | 1 | «Опыт со снегом» (проводится на улице) | 1. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир. 2. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, легкий). 3. Формировать умение рассуждать: Почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на морозе вода превращается в лед? | Вода, снег, стаканчики |
2 | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | 1. Воспитывать аккуратность в работе. 2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле. 3. Развивать желание помочь другим; мышление при выборе способа действия. | Замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребёнка. | |
3 | «Испытание магнита» | 1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2. Познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут снять магнетичность; показать способ изготовление самодельных компасов. 3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. | Магнитики, металлические предметы, стакан с водой, дощечка. | |
4 | «Зачем растения вертятся?» | 1. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними. 2. Показать, что для роста растениям необходим свет. 3. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся. | Два горшка с растениями (лучше всего герань), набор картинок с дикорастущим и комнатными растениями, гербарий. | |
Февраль | 1 | «Сильная газета» | 1. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников. 2. Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. 3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. | Газеты разных размеров, предметы разной тяжести, ёмкость с водой. |
2 | «Почему на небе разные звёзды?» | 1. Воспитывать уважение к труду космонавтов. 2. Понять зависимость освещённости предмета от силы источника и удалённости от него. 3. Вызвать познавательный интерес к Вселенной. | Настольная лампа, фонарик, панно с изображением звёзд крупных и мелких, зонт для дидактической игры. | |
3 | «Необыкновенный мир магнитов» | 1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2.Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. 3. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную деятельность детей. | Рукавичка с магнитом внутри, металлические предметы, стакан с водой. | |
4 | «Волшебное стекло» | 1. Воспитывать бережное отношение к вещам. 2. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. 3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). | Две стеклянные бутылочки, стакан, пробка, ванночка с водой, флаконы от духов, палочки. | |
Март | 1 | «Царство трёх ветров» | 1.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе. 2. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. 3.Развитие умений детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, рисунки ветров. |
2 | «Невидимка- воздух» | 1. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. 2. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы. 3. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания. | Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, прозрачные стаканы, ванночки с ровным дном. | |
3 | «Где появляются первые проталинки?» | 1. Воспитывать чувство любви, доброты по отношению к окружающему миру. 2. Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений. 3. Развивать логическое мышление. Формирование причинно- следственных связей и закономерностей в природных явлениях. | Ёмкости, окрашенные в тёмный и светлый тон, настольная лампа, листы бумаги чёрного и белого цвета. | |
4 | «Путешествие в мир стеклянных вещей» | 1. Воспитывать бережное отношение к вещам. 2. Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать стеклянные и фарфоровые предметы. 3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). | Стеклянные и фарфоровые посуды, стакан, ванночка с водой, палочки. | |
Апрель | 1 | «Разные отражения» | 1. Воспитывать чувство доброты и уважения по отношению к людям, которые создают красоту. 2. Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. 3. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента. | Зеркала, стёкла, фольга. |
2 | «Почему птицы летают?» | 1. Воспитывать бережное отношение к птицам. 2. Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц. 3. Развивать речь, логическое мышление. | Перья, чучело птицы, карточки с изображениям и птиц, бумажные птицы с разной величиной крыльев, картины русских художников. | |
3 | «Секрет сосновой шишки» | 1. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой природы. 2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. 3. Развивать наблюдательность, смекалку. | Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани. | |
4 | «Почва-живая земля» | 1. Воспитание экологической культуры. 2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. 3.Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы: назвать предмет в целом (почва); при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д. | Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениями почвенных обитателей. | |
Май | 1 | «Живые тени» | 1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. 2. Познакомить с понятиями «света» и «тени». 3.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента. | Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные наборы для опытов. |
2 | «Секреты бабочки» | 1. Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе. 2. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и приспособленностях в природе. 3. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя учёными. | Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальны е наборы для опытов. | |
3 | «Легкая пластмасса» | 1. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека. 2. Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). 3. Развивать речь, логическое мышление. | Пластмассовые ёмкости, предметы из других материалов. | |
4 | «Зачем бабочке цветная окраска?» | 1. Воспитывать любовь к живой неживой природе. 2. Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире. 3. Развивать связную речь, логическое мышление. | Муляжи бабочек, карточки с изображениями бабочек и одной птички, карточки с изображениями ярких цветов. |
III.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Методическое обеспечение программы
Основными принципами работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем в разных возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
3.2 Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
- Метод наблюдения
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие:
- Игровой метод
- Опыт
- Из словесных методов использовали следующие:
- Рассказы педагога
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
9. Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, фотоаппарат.
Формы реализации образовательной программы:
-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
-чтение художественной и энциклопедической литературы;
-конкурсы и викторины;
-сбор материала для занятий вместе с родителями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
3.3 Условия реализации программы
Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Педагогу необходимо иметь представление о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста.
Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением и вентиляцией и отвечающем всем требованиям по технике безопасности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды предполагает:
- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;
- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.
- библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;
- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное необходимое оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т.д.
Дополнительное оборудование:
Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
3.4 Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по каждому разделу программы проходит в форме игровой деятельности, открытого урока, фестиваля или конкурса.
Список литературы:
- А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
- Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.
12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208
- Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1
- О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
- С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -М - 2011. - С.224
- Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.
20. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.