Коррекционно-развивающая программа "Движение к жизни".

Белоглазова Мария Александровна

Данная нейропсихологическая программа предполагает групповую и индивидуальную работу.

Группа состоит из  4-6 детей  с разницей в возрасте не более 2-х лет (5-6 лет, 7-8 лет),

имеющие схожий нейропсихологический статус.

Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства,

могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и

расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также

имеющие сочетанную патологию. 

Целью данной программы является улучшение функционирования центральной

нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.

Задачи:

·        улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

·        повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;

·        развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

·        активизация в развитии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления).

·        улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchiy_tekst.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА        3

Введение        3

1.1. Актуальность  программы        3

1.2. Цель и задачи программы        3

1.3. Отличительные  особенности  программы        4

1.4. Особенности  группы детей        5

1.5. Режим занятий        6

1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки        6

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН        7

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

3.1.Структура занятия        8

3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции        10

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.        15

3.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса        15

3.2. Материально-технические условия        15

3.3. Дополнительное оборудование и материалы.        15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        17

Для специалистов:        17

Для родителей:        17

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Введение

   В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, психосоматическими расстройствами, трудностями адаптации.

 У ряда детей клинические обследования  не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, они могут демонстрировать стойкие  проблемы в обучении и поведении.

1.1. Актуальность  программы

Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития. В связи с этим особое место начинает занимать метод сенсомоторной коррекции, позволяющий преодолеть дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур.    

 В случае наличия у ребенка существенных отклонений в развитии сенсомоторная коррекция может проводиться только в индивидуальной форме. Однако для детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное, целесообразно проведение коррекции в групповой форме.

Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы сенсомоторной коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения двигательных задач, ввести игровые и соревновательные элементы.

Метод сенсомоторной коррекции успешно используется при различных нарушениях, во многих случаях он положительно влияет на общее соматическое состояние ребенка, приводит к исчезновению симптомов заболевания. Сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность в практической работе и должна являться необходимым элементом психологического сопровождения в детском возрасте. [1,5,6]

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.

Задачи: 

  • улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
  • повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;
  • развитие произвольной регуляции и самоконтроля;
  • активизация в развитии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления).
  • улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия)

1.3. Отличительные  особенности  программы

Методологически нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга А. Р. Лурия); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).

Методически — На адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, когнитивных, коммуникативных,  арт-терапии и др. психотехник применительно к детскому возрасту. [1,2,5,6]

 

Разработанная мною программа сенсомоторной коррекции «Движение к жизни» полностью отвечает современным образовательным тенденциям. Она представляет собой иерархически организованную четырехуровневую систему, включающую 3 группы методов, в нейропсихологическом контексте каждый из них имеет свою цель:

 Методы I уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга;

 II уровня — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

III уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Системный подход подразумевает одновременное включение в коррекционный процесс упражнений, воздействующих на все три уровня мозговой организации психической деятельности, однако удельный вес и время применения тех или иных методов постепенно меняются с учетом как динамики состояния ребенка, так и  логики  онтогенетического развития.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и тд. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.

Во время коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать, что моторная функция развивается в онтогенезе поэтапно. Наибольшее значение имеет развитие ребенка в первый год жизни. Программа нейропсихологической сенсомоторной коррекции состоит из четырех этапов, соответствующие основным этапам моторного развития ребенка: на первом этапе основные упражнения выполняются в положении лежа, на втором – ребенок сидит, на третьем этапе активно используются упражнения на четвереньках, и, наконец, на четвертом этапе идет отработка упражнений в положении стоя.

  • Программа проводится двумя специалистами:  нейропсихолог и педагог-психолог;
  • Помощь завершается  в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению;

Предполагается активное участие родителей в ходе занятий для закрепления упражнений, а также домашнее выполнение базового комплекса упражнений для автоматизации навыка и профилактики негативных симптомов.

1.4. Особенности  группы детей

   По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки.

    Наполняемость группы 4-6 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2-х лет (5-6 лет, 7-8 лет и т. д.), имеющие схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов.  

     Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от  возраста и состояния детей.

1.5. Режим занятий

Продолжительность

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов

в неделю

Периодичность занятий

Кол-во часов

в год

2 часа

1 раз

2 часа

Октябрь-Май

62 часа

Индивидуальные  и  групповые  занятия  с  детьми  и  родителями  проводятся  в  виде  выполнения комплекса упражнений для сенсомоторной сферы, развивающих игр, коммуникативных упражнений.

Программа состоит из 31 занятия. Число участников группы 4-5 человек, возраст 7-9 лет.

1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Проверка результатов осуществляется за счет комплексной нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики каждого ребенка  в начале и в конце программы. Помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения и с целью получения обратной связи.

При  положительной  динамике – ребенок заканчивает посещение группы сенсомоторной коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов, контрольная  проверка, по  рекомендациям итогового  заключения,  специалистами  ЦПМСС  проводится  через  полгода.

При  отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и тд).  

II. Учебно-тематический   план

Этапы программы

Количество учебных часов

Всего

часов

Количество

занятий

1.

I    этап

20

10

2.

II   этап

14

7

3.

III  этап

16

8

4.

IV  этап

12

6

Всего:

62

31


III. Содержание программы

3.1.Структура занятия

Содержание

Время проведения (мин)

Приветствие

5

Разминка:

Дыхательные упражнения

10

Самомассаж

10

Пальчиковая гимнастика

10

Основные упражнения

Телесные упражнения

15-20

Растяжки

5-7

Упражнения для развития реципрокных

координаций

5-7

Глазодвигательные упражнения

5

Игры и дополнительные упражнения

Релаксация

5-7

Игры и упражнения для развития

коммуникативной и когнитивной сферы

10-15

Завершение занятия, обсуждение

2-4

Средняя продолжительность занятия:

90

Содержание занятия

Цель

Примечание

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способствуют улучшению работы вегетативных функций организма, успокаивают и улучшают концентрацию внимания.

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха. Нужно следить чтобы двигалась диафрагма, а плечи оставались спокойными. Сначала можно выполнять упражнение лежа, потом сидя по-турецки или в позе ученика, спина прямая.

Самомассаж

Комплекс массажных упражнений направлен на оптимизацию общего уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

При возникновении трудностей на первом этапе эти упражнения можно выполнять в паре родитель-ребенок.

Пальчиковая гимнастика

Направлена на развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания.

Основные упражнения

Комплекс телесно-двигательных упражнений, направленный на отработку базовых двигательных навыков ( тонических и локомоторных движений)

Растяжки        

Эти упражнения способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса тела.

Реципрокные координации

Упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, повышают эффективность самоконтроля.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения расширяют поля зрения, улучшают восприятие, способствуют формированию произвольного внимания. Совместные движения глаз, рук, языка развивают зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие.

Релаксация

Способствует расслаблению, самонаблюдению, воссозданию полимодальных сенсорных образов. Может использоваться как для регуляции тонуса, улучшения самоконтроля, так и для интеграции приобретенного опыта на занятии.

Подробнее см в [1,3,4,5]

Коммуникативные, когнитивные упражнения, игры.

Коммуникативные упражнения направлены на развитие навыков взаимодействия в группе, поиск и закрепление оптимальных форм поведения, улучшение рефлексии и эмпатии, формирование произвольности.

Когнитивные упражнения направлены на развитие ВПФ, полисенсорную стимуляцию, формирование произвольности..

Подробнее о различных вариантах этих упражнений можно узнать из источников, приведенных в списке литературы. [1,2,5,6,7]

3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции

1 этап : этап знакомств, улучшения детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков ( тонических и локомоторных движений.)(продолжительность 6-8 недель).

Упражнения 1 этапа

На первом занятии обязательно нужно познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, познакомить родителей. Необходимо спросить у родителей и детей, зачем они пришли на занятия к психологу.

 Разминка

  1. «Яйцо». Выполняется в паре ребенок-мама. Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени («поза эмбриона»). Сзади садится мама, обхватывая ребенка коленями и руками, прижимая его к себе спиной. Мать слегка раскачивает ребенка до полного его расслабления.

Это упражнение способствует расслаблению ребенка, установлению эмоционального контакта между родителем и ребенком, помогает снять напряжение, тревожность. Упражнение, направлено на улучшение детско-материнских отношений, стабилизацию эмоциональной сферы ребенка.

  1. Дыхание с задержкой на вдохе/выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном ритме. Выполняется лежа, затем – сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд.(5 раз)
  2. Сидя на полу, ребенок делает вдох, поднимая руки вверх; при выдохе слегка наклоняется вперед, медленно опуская руки на пол, говоря вслух: «Вни-и-и-з». Надо стремиться к  глубокому вдоху и длительному выдоху. После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.(5 раз)
  3. Глубокий медленный вдох и быстрый, резкий (можно со звуком ХА) выдох.(5 раз)
  4. Быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть.
  5. Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка - на шею.
  6. Самомассаж  головы и шеи совершается мягкими поглаживающими движениями.
  7. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать его по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  8. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  9. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от локтя до запястья и обратно, затем -  от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
  10. Пальчиковая гимнастика.

Основные упражнения

  1. «Колобок»: 1 этап – ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад – вперед, вправо – влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям.  2 этап – взрослый (мать) обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. 3 этап – ребенок сидит в той же позе, взрослый (мать) садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
  2. «Бревнышко»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
  3. «Солдатик»: ребенок ложится на спину, прижимая руки к бокам, и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
  4. Перекатывание «бревнышком» друг через друга.
  5. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх, Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрываются от пола.
  6. Ребенок ползает по-пластунски, затем - только с помощью рук или ног.
  7. Ребенок ползает на спине при помощи плеч и торса. Ноги при этом не двигаются.
  8. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
  9. Ребенок лежит на спине и поочередно соединяет локоть с коленом сначала одноименные, а затем разноименные. При этом противоположные рука и нога должны быть вытянуты.
  10. «Велосипед»: два ребенка ложатся на спину, ногами друг к другу. Соприкасаясь, друг с другом стопами, поочередно «крутят педали».
  11. «Труба». Мамы образуют «трубу», становясь на четвереньки, плотно соприкасаясь боками друг с другом, затем по одному пролезают сквозь эту «трубу». Ведущий в самом начале слегка подталкивает ребенка под стопы.
  12. «Посудомоечная машина». Родители в два ряда становятся попарно на четвереньки, прижавшись лбом друг к другу. Ребенок-«тарелка» проползает на четвереньках между двумя рядами родителей и те его «моют» (руками нежно трут и поглаживают, затем слегка поколачивают). Дети проползают все по очереди и становятся в конце.
  13. Ребенка заворачивают в ковер, и он должен из него вылезти.
  14. Лежа свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу.
  15. Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. На расстоянии вытянутой руки  взрослый двигает какой-либо яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой. После освоения упражнения ребенок перемещает предмет самостоятельно.
  16. Совместные движения глаз и языка. Ребенок высовывает язык и двигает им сначала в сторону движения глаз, а затем - в противоположную сторону.
  17. Совместные движения глаз и головы. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, а затем - разнонаправленные.

Дополнительные игры и упражнения

Релаксация

На данном этапе необходимо уделить внимание обучению детей навыкам релаксации и визуализации. Для психолога важно выработать стандартный текст, позволяющий ребенку расслабиться, обратить внимание на свое дыхание, сердцебиение, ощущения в теле. Стандартная вводная часть позволит создать ритуал, облегчающий выполнение упражнений, направленных на релаксацию и визуализацию.  Начинать лучше с простых, непродолжительных упражнений («Отдых», «Пляж», «Ковер-самолет», «Послушаем тишину», «Цветок» и тд). Желательно использовать музыкальное сопровождение, так как это позволяет выполнять данные упражнения гораздо легче и гармоничнее.  

Коммуникативные упражнения

Здесь подойдут короткие упражнения, направленные на знакомство участников, их самопрезентацию. В начале 1-2 занятия можно предложить упражнение «Имя и движение», которое позволит участникам снять напряжение, познакомиться и быстро запомнить имена. В качестве коммуникативных упражнений также можно использовать различные двигательные упражнения и игры («Лиса и ежик», «Слепой скульптор», «Зеркало», «Твистер» и др.). Могут использоваться как групповые методики, так и упражнения в парах. После выполнения упражнения нужно его обсудить в кругу, что понравилось, какие были сложности, важно получить обратную связь, обогатить его выполнение личностным смыслом.

Когнитивные упражнения

На первом этапе хорошо подойдут короткие упражнения, направленные на развитие восприятия отдельных модальностей – зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной. Это могут быть задания различения, описания, поиска образца, повторения последовательностей и тд. Вначале даются простые задания с небольшим количеством элементов, постепенно идет усложнение, наращивание объема. Выбор материала и упражнений во многом зависит от оснащенности места проведения занятий и опыта ведущего.

Также на этом этапе хорошо использовать двигательные игры, в которых по команде чередуются периоды активности и покоя.

 

2 этап: задачами второго этапа являются отработка локомоторных движений и растяжек (продолжительность 4-6 недель).

        Упражнения 2 этапа  

        Разминка ( такая же как и на  1 этапе).

        Основные упражнения

  1. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги и передвигается, поочередно выдвигая ноги, не сгибая их в коленях. Движения производятся по направлению вперед и назад.
  2. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги перед собой, совершает движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их одновременно и поочередно.
  3. В той же позе ребенок вытягивает руки вперед и одновременно выполняет движения кистями рук и стопами сначала синхронно, затем в противоположных направлениях.
  4. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам. Движения ног подобно взмахам крыльев бабочки.
  5. «Яблочко». Исходное положение, как и в п.4. Вращаться, перекатываясь со спины на бок, затем вперед и через другой бок назад. Упражнение делается в разные стороны.
  6. «Вертолет». Сидя с вытянутыми вперед ногами ребенок вращает корпусом вправо и влево, Руки находятся за головой.
  7. «Мельница». Сидя с вытянутыми и раздвинутыми ногами, ребенок достает прямой правой рукой мысок левой ноги, а потом левой рукой мысок правой ноги.
  8. Сидя с вытянутыми ногами, ребенок поочередно сгибая колено касается противоположного локтя. Свободной рукой опираются на пол.
  9. Сидя с ногами согнутыми  в коленях, ребенок опускает их попеременно направо и налево.
  10.   Глазодвигательные упражнения из 1 этапа делаются сидя.

 Дополнительные игры и упражнения

Релаксация

Также как и на 1 этапе. Можно добавлять более сложные упражнения, направленные на осознание и изменение ощущений в теле, визуализацию меняющихся образов, перенос внимания на различные объекты («Мое тело», «Водопад», «Дерево», «Прогулка в лесу», «Птица», «Звуки внутри и снаружи» и др)

Коммуникативные упражнения

Также как на 1 этапе. Здесь дети уже лучше познакомились друг с другом и можно добавить игры «Угадай кто», предполагающие узнавание по голосу, описанию, на ощупь.

Также можно использовать игры «Передай по кругу» - ритм, выражение лица, слово шепотом и тд. 

Когнитивные упражнения

         Также как на 1 этапе. Объекты сенсорной стимуляции усложняются качественно и количественно. Если есть возможность, можно предложить «сенсорные ванночки» - емкости, заполненные песком, разными крупами и тд. В играх с командами можно использовать различные речевые и неречевые звуки.

   

3 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями (продолжительность 8-10 недель)

        Упражнения 3 этапа:

Разминка( такая же как и на  1 этапе), некоторые упражнения можно заменить на следующие:

  1. «Рожицы». Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.д.
  2. Движения нижней челюстью в разных направлениях.
  3. Произношение букв и слов одними губами и языком без звука.
  4. Сначала отрабатываются щелканье языком, цоканье и посвистывание, затем ребенок выполняет последовательность: два раза щелкает, два раза цокает и два раза свистит.
  5. Облизывание губ, зубов и тарелки; плевание крупой; перекатывание орехов во рту.
  6. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т.д.

        При выполнении этих упражнений можно использовать зеркало.

 Основные упражнения

  1. Стоя на четвереньках, ребенок ползет, передвигая одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
  2. Стоя на четвереньках. Ребенок двигается боком 1) приставным шагом; 2) приставным шагом, ставя руки в перекрест; 3) двигаясь руки вместе, ноги врозь.
  3. Ребенок ползет на четвереньках. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону. Затем, упражнение совмещается с движениями головой в туже,  и в противоположную сторону. В дальнейшем присоединяются движения глазами.
  4. Ребенок ползет на четвереньках, ставя руки крест-накрест. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону.
  5. Ребенок,  стоя на четвереньках, вытягивает правую и левую ногу, удерживая равновесие 10-15 сек. После чего меняет руку и ногу.
  6. Ребенок,  стоя на четвереньках поочередно каждой ногой выполняет полукруговые движения. Ноги при этом скользят по ковру.
  7. «Гусеница». Дети становятся на четвереньки, беря впередистоящего за щиколотки. По команде ведущего «гусеница» двигается по периметру ковра. Движение осуществляется одноименными ногами и руками. Ведущий командует: «право, лево, право, лево…»

Дополнительные игры и упражнения

Релаксация

Также как и на 2 этапе.

Коммуникативные упражнения

Также как на 2 этапе. Если группа достаточно сплочена можно использовать упражнения, предполагающие взаимную поддержку («Альпинист», «Проводник» и тд) и доброжелательность («Комплимент», «Мне нравится когда ты…» и тд).

Когнитивные упражнения

         Также как на 2 этапе. Дополнительно можно использовать лепку, аппликацию, конструирование, рисование пальцами и тд. Также на этом этапе используются различные упражнения, направленные на формирование пространственных представлений и отношений.

4 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий. (продолжительность 4-6 недель)

        Упражнения 4 этапа:

Разминка ( такая же как и на  1 этапе).

Основные упражнения

  1.  В положении стоя, вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами.
  2. Ребенок, шагая,  касается ладонью одноименного колена, затем разноименного.
  3. «Гусиный шаг». Ребенок шагает на корточках, переваливаясь с пятки на мысок.
  4. «Лягушка». Ребенок прыгает на корточках.
  5. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены вправо, затем – влево, Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога: 1) руки и ноги параллельны; 2) руки перекрещены, ноги параллельно;  3)ноги перекрещены, руки параллельно; 4) руки и ноги перекрещены.
  6. «Регулировщик». Стоя, ребенок производит руками разнонаправленные движения.
  7. Упражнения с теннисными мячами. Ребенок подбрасывает и ловит мяч сначала одной рукой, затем другой, затем обеими попеременно. Затем ударяя об пол, затем о стену. Для старших детей вводится дриблинг мячом сначала одной рукой, затем обеими попеременно.
  8. Стоя свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу (другие глазодвигательные упражнения из программы 1 этапа).

Дополнительные игры и упражнения

Релаксация

Если на предыдущих этапах дети научились расслабляться и визуализировать сложные образы, в заключительных занятиях можно использовать упражнения, включающие создание внутреннего ресурса («Волшебное место», «Маленький цветок», «Чудесная птица»,  «Чаша доброты» и тд).

Коммуникативные упражнения

Также как на 3 этапе. Также можно использовать понравившиеся упражнения из любого этапа. На последнем занятии лучше устроить чаепитие, подготовить подарки и теплые слова для каждого, провести заключительное объединяющее упражнение в кругу, поблагодарить друг друга.

Когнитивные упражнения

На этом этапе можно давать всевозможные игры с правилами и развивающие игры.

III. Методическое обеспечение программы.

3.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса

  1. Форма занятий – групповая;
  2. Занятия проходят по повторяющейся схеме, включающей методы III уровней;
  3. Использование домашних заданий в качестве обязательного элемента коррекционно-развивающего процесса;
  4. Один из главных методов занятия - предоставление каждому участнику роли ведущего;
  5. В качестве критерия оценки результата по каждому этапу программы используется включенное наблюдение;
  6. Эффективность программы определяется с помощью повторной (нейро)психологической диагностики и консультаций с родителями.

3.2. Материально-технические условия

 Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30 – 35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для занятий с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6 или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стул для специалиста, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.

   

3.3. Дополнительное оборудование и материалы.

  Для проведения различных игр и упражнений можно использовать очень широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором проводятся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.

  В общем виде программа предусматривает использование:

Крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др), далекие и близкие по звучанию. Наборы разных запахов (пробники с эфирными маслами, ароматические фломастеры и тд.). Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы объемных букв и цифр разного размера, вида и текстуры. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин, цветной песок и т.д. Призовой фонд (разнообразные маленькие игрушки, полезные вещи небольшого размера, например - канцелярские принадлежности, наклейки, закладки, шарики, магниты и т.п.) для поощрения роли ведущего, старательного выполнения упражнений, примеров удачного поведения и тд.  

 

Список литературы

Для специалистов:

  1. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // Психолог в детском саду – 2006 - №3

  1. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. (Неотложка для родителей)

  1. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.(Справочник практического психолога)

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.(Библиотека психологии и психотерапии вып.20)

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособ. – М.: Изд.центр «Академия», 2002.

  1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  1. Широкова Г.А.., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) – Ростов н/Д: Феникс, 2005. (серия «Психологический практикум»)

Для родителей:

 

  1. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // Психолог в детском саду – 2006 - №3

  1. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. (Неотложка для родителей)

  1. Грэй Джон. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. – М.: Изд. дом «София», 2005.

  1. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребнка: пер. с англ. – М.: МПСИ, 2000.