Коррекционно-развивающая программа "Движение к жизни".
Данная нейропсихологическая программа предполагает групповую и индивидуальную работу.
Группа состоит из 4-6 детей с разницей в возрасте не более 2-х лет (5-6 лет, 7-8 лет),
имеющие схожий нейропсихологический статус.
Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства,
могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и
расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также
имеющие сочетанную патологию.
Целью данной программы является улучшение функционирования центральной
нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.
Задачи:
· улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
· повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;
· развитие произвольной регуляции и самоконтроля;
· активизация в развитии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления).
· улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchiy_tekst.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Цель и задачи программы 3
1.3. Отличительные особенности программы 4
1.4. Особенности группы детей 5
1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки 6
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7
3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции 10
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 15
3.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса 15
3.2. Материально-технические условия 15
3.3. Дополнительное оборудование и материалы. 15
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, психосоматическими расстройствами, трудностями адаптации.
У ряда детей клинические обследования не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, они могут демонстрировать стойкие проблемы в обучении и поведении.
1.1. Актуальность программы
Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития. В связи с этим особое место начинает занимать метод сенсомоторной коррекции, позволяющий преодолеть дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур.
В случае наличия у ребенка существенных отклонений в развитии сенсомоторная коррекция может проводиться только в индивидуальной форме. Однако для детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное, целесообразно проведение коррекции в групповой форме.
Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы сенсомоторной коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения двигательных задач, ввести игровые и соревновательные элементы.
Метод сенсомоторной коррекции успешно используется при различных нарушениях, во многих случаях он положительно влияет на общее соматическое состояние ребенка, приводит к исчезновению симптомов заболевания. Сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность в практической работе и должна являться необходимым элементом психологического сопровождения в детском возрасте. [1,5,6]
1.2. Цель и задачи программы
Целью данной программы является улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.
Задачи:
- улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
- повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;
- развитие произвольной регуляции и самоконтроля;
- активизация в развитии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления).
- улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия)
1.3. Отличительные особенности программы
Методологически нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга А. Р. Лурия); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).
Методически — На адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, когнитивных, коммуникативных, арт-терапии и др. психотехник применительно к детскому возрасту. [1,2,5,6]
Разработанная мною программа сенсомоторной коррекции «Движение к жизни» полностью отвечает современным образовательным тенденциям. Она представляет собой иерархически организованную четырехуровневую систему, включающую 3 группы методов, в нейропсихологическом контексте каждый из них имеет свою цель:
Методы I уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга;
II уровня — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;
III уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Системный подход подразумевает одновременное включение в коррекционный процесс упражнений, воздействующих на все три уровня мозговой организации психической деятельности, однако удельный вес и время применения тех или иных методов постепенно меняются с учетом как динамики состояния ребенка, так и логики онтогенетического развития.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и тд. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
Во время коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать, что моторная функция развивается в онтогенезе поэтапно. Наибольшее значение имеет развитие ребенка в первый год жизни. Программа нейропсихологической сенсомоторной коррекции состоит из четырех этапов, соответствующие основным этапам моторного развития ребенка: на первом этапе основные упражнения выполняются в положении лежа, на втором – ребенок сидит, на третьем этапе активно используются упражнения на четвереньках, и, наконец, на четвертом этапе идет отработка упражнений в положении стоя.
- Программа проводится двумя специалистами: нейропсихолог и педагог-психолог;
- Помощь завершается в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению;
Предполагается активное участие родителей в ходе занятий для закрепления упражнений, а также домашнее выполнение базового комплекса упражнений для автоматизации навыка и профилактики негативных симптомов.
1.4. Особенности группы детей
По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки.
Наполняемость группы 4-6 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2-х лет (5-6 лет, 7-8 лет и т. д.), имеющие схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов.
Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от возраста и состояния детей.
1.5. Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Периодичность занятий | Кол-во часов в год |
2 часа | 1 раз | 2 часа | Октябрь-Май | 62 часа |
Индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями проводятся в виде выполнения комплекса упражнений для сенсомоторной сферы, развивающих игр, коммуникативных упражнений.
Программа состоит из 31 занятия. Число участников группы 4-5 человек, возраст 7-9 лет.
1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Проверка результатов осуществляется за счет комплексной нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики каждого ребенка в начале и в конце программы. Помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения и с целью получения обратной связи.
При положительной динамике – ребенок заканчивает посещение группы сенсомоторной коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов, контрольная проверка, по рекомендациям итогового заключения, специалистами ЦПМСС проводится через полгода.
При отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и тд).
II. Учебно-тематический план
№ | Этапы программы | Количество учебных часов | |
Всего часов | Количество занятий | ||
1. | I этап | 20 | 10 |
2. | II этап | 14 | 7 |
3. | III этап | 16 | 8 |
4. | IV этап | 12 | 6 |
Всего: | 62 | 31 |
III. Содержание программы
3.1.Структура занятия
Содержание | Время проведения (мин) |
Приветствие | 5 |
Разминка: | |
Дыхательные упражнения | 10 |
Самомассаж | 10 |
Пальчиковая гимнастика | 10 |
Основные упражнения | |
Телесные упражнения | 15-20 |
Растяжки | 5-7 |
Упражнения для развития реципрокных координаций | 5-7 |
Глазодвигательные упражнения | 5 |
Игры и дополнительные упражнения | |
Релаксация | 5-7 |
Игры и упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы | 10-15 |
Завершение занятия, обсуждение | 2-4 |
Средняя продолжительность занятия: | 90 |
Содержание занятия | Цель | Примечание |
Дыхательные упражнения | Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способствуют улучшению работы вегетативных функций организма, успокаивают и улучшают концентрацию внимания. | Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха. Нужно следить чтобы двигалась диафрагма, а плечи оставались спокойными. Сначала можно выполнять упражнение лежа, потом сидя по-турецки или в позе ученика, спина прямая. |
Самомассаж | Комплекс массажных упражнений направлен на оптимизацию общего уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. | При возникновении трудностей на первом этапе эти упражнения можно выполнять в паре родитель-ребенок. |
Пальчиковая гимнастика | Направлена на развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания. | |
Основные упражнения | Комплекс телесно-двигательных упражнений, направленный на отработку базовых двигательных навыков ( тонических и локомоторных движений) | |
Растяжки | Эти упражнения способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса тела. | |
Реципрокные координации | Упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, повышают эффективность самоконтроля. | |
Глазодвигательные упражнения | Упражнения расширяют поля зрения, улучшают восприятие, способствуют формированию произвольного внимания. Совместные движения глаз, рук, языка развивают зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие. | |
Релаксация | Способствует расслаблению, самонаблюдению, воссозданию полимодальных сенсорных образов. Может использоваться как для регуляции тонуса, улучшения самоконтроля, так и для интеграции приобретенного опыта на занятии. | Подробнее см в [1,3,4,5] |
Коммуникативные, когнитивные упражнения, игры. | Коммуникативные упражнения направлены на развитие навыков взаимодействия в группе, поиск и закрепление оптимальных форм поведения, улучшение рефлексии и эмпатии, формирование произвольности. Когнитивные упражнения направлены на развитие ВПФ, полисенсорную стимуляцию, формирование произвольности.. | Подробнее о различных вариантах этих упражнений можно узнать из источников, приведенных в списке литературы. [1,2,5,6,7] |
3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции
1 этап : этап знакомств, улучшения детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков ( тонических и локомоторных движений.)(продолжительность 6-8 недель).
Упражнения 1 этапа
На первом занятии обязательно нужно познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, познакомить родителей. Необходимо спросить у родителей и детей, зачем они пришли на занятия к психологу.
Разминка
- «Яйцо». Выполняется в паре ребенок-мама. Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени («поза эмбриона»). Сзади садится мама, обхватывая ребенка коленями и руками, прижимая его к себе спиной. Мать слегка раскачивает ребенка до полного его расслабления.
Это упражнение способствует расслаблению ребенка, установлению эмоционального контакта между родителем и ребенком, помогает снять напряжение, тревожность. Упражнение, направлено на улучшение детско-материнских отношений, стабилизацию эмоциональной сферы ребенка.
- Дыхание с задержкой на вдохе/выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном ритме. Выполняется лежа, затем – сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд.(5 раз)
- Сидя на полу, ребенок делает вдох, поднимая руки вверх; при выдохе слегка наклоняется вперед, медленно опуская руки на пол, говоря вслух: «Вни-и-и-з». Надо стремиться к глубокому вдоху и длительному выдоху. После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.(5 раз)
- Глубокий медленный вдох и быстрый, резкий (можно со звуком ХА) выдох.(5 раз)
- Быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть.
- Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка - на шею.
- Самомассаж головы и шеи совершается мягкими поглаживающими движениями.
- Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать его по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
- Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от локтя до запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
- Пальчиковая гимнастика.
Основные упражнения
- «Колобок»: 1 этап – ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад – вперед, вправо – влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. 2 этап – взрослый (мать) обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. 3 этап – ребенок сидит в той же позе, взрослый (мать) садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
- «Бревнышко»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
- «Солдатик»: ребенок ложится на спину, прижимая руки к бокам, и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
- Перекатывание «бревнышком» друг через друга.
- «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх, Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрываются от пола.
- Ребенок ползает по-пластунски, затем - только с помощью рук или ног.
- Ребенок ползает на спине при помощи плеч и торса. Ноги при этом не двигаются.
- «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
- Ребенок лежит на спине и поочередно соединяет локоть с коленом сначала одноименные, а затем разноименные. При этом противоположные рука и нога должны быть вытянуты.
- «Велосипед»: два ребенка ложатся на спину, ногами друг к другу. Соприкасаясь, друг с другом стопами, поочередно «крутят педали».
- «Труба». Мамы образуют «трубу», становясь на четвереньки, плотно соприкасаясь боками друг с другом, затем по одному пролезают сквозь эту «трубу». Ведущий в самом начале слегка подталкивает ребенка под стопы.
- «Посудомоечная машина». Родители в два ряда становятся попарно на четвереньки, прижавшись лбом друг к другу. Ребенок-«тарелка» проползает на четвереньках между двумя рядами родителей и те его «моют» (руками нежно трут и поглаживают, затем слегка поколачивают). Дети проползают все по очереди и становятся в конце.
- Ребенка заворачивают в ковер, и он должен из него вылезти.
- Лежа свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу.
- Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. На расстоянии вытянутой руки взрослый двигает какой-либо яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой. После освоения упражнения ребенок перемещает предмет самостоятельно.
- Совместные движения глаз и языка. Ребенок высовывает язык и двигает им сначала в сторону движения глаз, а затем - в противоположную сторону.
- Совместные движения глаз и головы. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, а затем - разнонаправленные.
Дополнительные игры и упражнения
Релаксация
На данном этапе необходимо уделить внимание обучению детей навыкам релаксации и визуализации. Для психолога важно выработать стандартный текст, позволяющий ребенку расслабиться, обратить внимание на свое дыхание, сердцебиение, ощущения в теле. Стандартная вводная часть позволит создать ритуал, облегчающий выполнение упражнений, направленных на релаксацию и визуализацию. Начинать лучше с простых, непродолжительных упражнений («Отдых», «Пляж», «Ковер-самолет», «Послушаем тишину», «Цветок» и тд). Желательно использовать музыкальное сопровождение, так как это позволяет выполнять данные упражнения гораздо легче и гармоничнее.
Коммуникативные упражнения
Здесь подойдут короткие упражнения, направленные на знакомство участников, их самопрезентацию. В начале 1-2 занятия можно предложить упражнение «Имя и движение», которое позволит участникам снять напряжение, познакомиться и быстро запомнить имена. В качестве коммуникативных упражнений также можно использовать различные двигательные упражнения и игры («Лиса и ежик», «Слепой скульптор», «Зеркало», «Твистер» и др.). Могут использоваться как групповые методики, так и упражнения в парах. После выполнения упражнения нужно его обсудить в кругу, что понравилось, какие были сложности, важно получить обратную связь, обогатить его выполнение личностным смыслом.
Когнитивные упражнения
На первом этапе хорошо подойдут короткие упражнения, направленные на развитие восприятия отдельных модальностей – зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной. Это могут быть задания различения, описания, поиска образца, повторения последовательностей и тд. Вначале даются простые задания с небольшим количеством элементов, постепенно идет усложнение, наращивание объема. Выбор материала и упражнений во многом зависит от оснащенности места проведения занятий и опыта ведущего.
Также на этом этапе хорошо использовать двигательные игры, в которых по команде чередуются периоды активности и покоя.
2 этап: задачами второго этапа являются отработка локомоторных движений и растяжек (продолжительность 4-6 недель).
Упражнения 2 этапа
Разминка ( такая же как и на 1 этапе).
Основные упражнения
- Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги и передвигается, поочередно выдвигая ноги, не сгибая их в коленях. Движения производятся по направлению вперед и назад.
- Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги перед собой, совершает движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их одновременно и поочередно.
- В той же позе ребенок вытягивает руки вперед и одновременно выполняет движения кистями рук и стопами сначала синхронно, затем в противоположных направлениях.
- «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам. Движения ног подобно взмахам крыльев бабочки.
- «Яблочко». Исходное положение, как и в п.4. Вращаться, перекатываясь со спины на бок, затем вперед и через другой бок назад. Упражнение делается в разные стороны.
- «Вертолет». Сидя с вытянутыми вперед ногами ребенок вращает корпусом вправо и влево, Руки находятся за головой.
- «Мельница». Сидя с вытянутыми и раздвинутыми ногами, ребенок достает прямой правой рукой мысок левой ноги, а потом левой рукой мысок правой ноги.
- Сидя с вытянутыми ногами, ребенок поочередно сгибая колено касается противоположного локтя. Свободной рукой опираются на пол.
- Сидя с ногами согнутыми в коленях, ребенок опускает их попеременно направо и налево.
- Глазодвигательные упражнения из 1 этапа делаются сидя.
Дополнительные игры и упражнения
Релаксация
Также как и на 1 этапе. Можно добавлять более сложные упражнения, направленные на осознание и изменение ощущений в теле, визуализацию меняющихся образов, перенос внимания на различные объекты («Мое тело», «Водопад», «Дерево», «Прогулка в лесу», «Птица», «Звуки внутри и снаружи» и др)
Коммуникативные упражнения
Также как на 1 этапе. Здесь дети уже лучше познакомились друг с другом и можно добавить игры «Угадай кто», предполагающие узнавание по голосу, описанию, на ощупь.
Также можно использовать игры «Передай по кругу» - ритм, выражение лица, слово шепотом и тд.
Когнитивные упражнения
Также как на 1 этапе. Объекты сенсорной стимуляции усложняются качественно и количественно. Если есть возможность, можно предложить «сенсорные ванночки» - емкости, заполненные песком, разными крупами и тд. В играх с командами можно использовать различные речевые и неречевые звуки.
3 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями (продолжительность 8-10 недель)
Упражнения 3 этапа:
Разминка( такая же как и на 1 этапе), некоторые упражнения можно заменить на следующие:
- «Рожицы». Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.д.
- Движения нижней челюстью в разных направлениях.
- Произношение букв и слов одними губами и языком без звука.
- Сначала отрабатываются щелканье языком, цоканье и посвистывание, затем ребенок выполняет последовательность: два раза щелкает, два раза цокает и два раза свистит.
- Облизывание губ, зубов и тарелки; плевание крупой; перекатывание орехов во рту.
- Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т.д.
При выполнении этих упражнений можно использовать зеркало.
Основные упражнения
- Стоя на четвереньках, ребенок ползет, передвигая одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
- Стоя на четвереньках. Ребенок двигается боком 1) приставным шагом; 2) приставным шагом, ставя руки в перекрест; 3) двигаясь руки вместе, ноги врозь.
- Ребенок ползет на четвереньках. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону. Затем, упражнение совмещается с движениями головой в туже, и в противоположную сторону. В дальнейшем присоединяются движения глазами.
- Ребенок ползет на четвереньках, ставя руки крест-накрест. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону.
- Ребенок, стоя на четвереньках, вытягивает правую и левую ногу, удерживая равновесие 10-15 сек. После чего меняет руку и ногу.
- Ребенок, стоя на четвереньках поочередно каждой ногой выполняет полукруговые движения. Ноги при этом скользят по ковру.
- «Гусеница». Дети становятся на четвереньки, беря впередистоящего за щиколотки. По команде ведущего «гусеница» двигается по периметру ковра. Движение осуществляется одноименными ногами и руками. Ведущий командует: «право, лево, право, лево…»
Дополнительные игры и упражнения
Релаксация
Также как и на 2 этапе.
Коммуникативные упражнения
Также как на 2 этапе. Если группа достаточно сплочена можно использовать упражнения, предполагающие взаимную поддержку («Альпинист», «Проводник» и тд) и доброжелательность («Комплимент», «Мне нравится когда ты…» и тд).
Когнитивные упражнения
Также как на 2 этапе. Дополнительно можно использовать лепку, аппликацию, конструирование, рисование пальцами и тд. Также на этом этапе используются различные упражнения, направленные на формирование пространственных представлений и отношений.
4 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий. (продолжительность 4-6 недель)
Упражнения 4 этапа:
Разминка ( такая же как и на 1 этапе).
Основные упражнения
- В положении стоя, вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами.
- Ребенок, шагая, касается ладонью одноименного колена, затем разноименного.
- «Гусиный шаг». Ребенок шагает на корточках, переваливаясь с пятки на мысок.
- «Лягушка». Ребенок прыгает на корточках.
- Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены вправо, затем – влево, Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога: 1) руки и ноги параллельны; 2) руки перекрещены, ноги параллельно; 3)ноги перекрещены, руки параллельно; 4) руки и ноги перекрещены.
- «Регулировщик». Стоя, ребенок производит руками разнонаправленные движения.
- Упражнения с теннисными мячами. Ребенок подбрасывает и ловит мяч сначала одной рукой, затем другой, затем обеими попеременно. Затем ударяя об пол, затем о стену. Для старших детей вводится дриблинг мячом сначала одной рукой, затем обеими попеременно.
- Стоя свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу (другие глазодвигательные упражнения из программы 1 этапа).
Дополнительные игры и упражнения
Релаксация
Если на предыдущих этапах дети научились расслабляться и визуализировать сложные образы, в заключительных занятиях можно использовать упражнения, включающие создание внутреннего ресурса («Волшебное место», «Маленький цветок», «Чудесная птица», «Чаша доброты» и тд).
Коммуникативные упражнения
Также как на 3 этапе. Также можно использовать понравившиеся упражнения из любого этапа. На последнем занятии лучше устроить чаепитие, подготовить подарки и теплые слова для каждого, провести заключительное объединяющее упражнение в кругу, поблагодарить друг друга.
Когнитивные упражнения
На этом этапе можно давать всевозможные игры с правилами и развивающие игры.
III. Методическое обеспечение программы.
3.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса
- Форма занятий – групповая;
- Занятия проходят по повторяющейся схеме, включающей методы III уровней;
- Использование домашних заданий в качестве обязательного элемента коррекционно-развивающего процесса;
- Один из главных методов занятия - предоставление каждому участнику роли ведущего;
- В качестве критерия оценки результата по каждому этапу программы используется включенное наблюдение;
- Эффективность программы определяется с помощью повторной (нейро)психологической диагностики и консультаций с родителями.
3.2. Материально-технические условия
Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30 – 35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для занятий с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6 или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стул для специалиста, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.
3.3. Дополнительное оборудование и материалы.
Для проведения различных игр и упражнений можно использовать очень широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором проводятся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.
В общем виде программа предусматривает использование:
Крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др), далекие и близкие по звучанию. Наборы разных запахов (пробники с эфирными маслами, ароматические фломастеры и тд.). Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы объемных букв и цифр разного размера, вида и текстуры. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин, цветной песок и т.д. Призовой фонд (разнообразные маленькие игрушки, полезные вещи небольшого размера, например - канцелярские принадлежности, наклейки, закладки, шарики, магниты и т.п.) для поощрения роли ведущего, старательного выполнения упражнений, примеров удачного поведения и тд.
Список литературы
Для специалистов:
- Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // Психолог в детском саду – 2006 - №3
- Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. (Неотложка для родителей)
- Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.(Справочник практического психолога)
- Оклендер В. Окна в мир ребенка – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.(Библиотека психологии и психотерапии вып.20)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособ. – М.: Изд.центр «Академия», 2002.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Широкова Г.А.., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) – Ростов н/Д: Феникс, 2005. (серия «Психологический практикум»)
Для родителей:
- Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // Психолог в детском саду – 2006 - №3
- Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. (Неотложка для родителей)
- Грэй Джон. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. – М.: Изд. дом «София», 2005.
- Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребнка: пер. с англ. – М.: МПСИ, 2000.