Работа с детьми
Работа с детьми представлена в трех направлениях: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа и психологическое сопровождение детей группы комбинированной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающая работа с детьми | 17.9 КБ |
Психологическая диагностика | 17.36 КБ |
Психологическое сопровождение детей с ОНР | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа.
Цель:
содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Требования:
• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].
Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Обязательно:
- Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.
- Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)
- Проведение развивающих занятий с детьми старшей группы (подгрупповая работа).
Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.
Тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы, старшая группа(подгрупповая работа)
№ | Название темы | Кол-во часов всего |
1 | «Я расту, изменяюсь» | 1 |
2 | «Я – мальчик, девочка» | 1 |
3 | «Уверенность - неуверенность» | 1 |
4 | «Я – хозяин своих чувств» | 1 |
5 | «Наше настроение» | 1 |
6 | «Эмоции и чувства» | 1 |
7 | «Поссорились - помирились» | 1 |
8 | «Приходи ко мне играть» | 1 |
9 | «Вчера решил я добрым стать» | 1 |
10 | «Чаша доброты» | 1 |
11 | «Я учусь не обижаться» | 1 |
12 | «Можно ли обидеться на маму» | 1 |
13 | «Ты обиду не держи, поскорее расскажи» | 1 |
14 | «Кто-то очень страшный» | 1 |
15 | «Кто живет в темноте?» | 1 |
16 | «Что-то очень злое» | 1 |
17 | «Физическая и эмоциональная боль» | 1 |
18 | «Учимся понимать чувства других людей» | 1 |
19 | «Я люблю маму и папу – мама и папа любит меня!» | 1 |
20 | «Я люблю мою семью – моя семья любит меня» | 1 |
21 | «Животные – наши друзья» | 1 |
22 | «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» | 1 |
23 | «Страна Хорошо» | 1 |
24 | «Что значит быть счастливым?» | 1 |
25 | «Наши мечты» | 1 |
26 | «Итоговое» | 1 |
Тематическое планирование по формированию коммуникативных навыков, старшая группа(подгрупповая работа)
№ | Название темы | Кол-во часов всего |
1 | «Вводное занятие. Диагностика» | 1 |
2 | «Знакомство с Феей Здравствуйте» | 1 |
3 | «Ларец с тремя замками» | 1 |
4 | «Розовое слово «Привет» | 1 |
5 | «Всего хорошего! Пока!» | 1 |
6 | «Это слово говорят, если вас благодарят» | 1 |
7 | «Путешествие по волшебным странам» | 1 |
8 | «Сашина каша» | 1 |
9 | «Королевство с названием «Слово» | 1 |
10 | «Испорченный телефон» | 1 |
11 | «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!» | 1 |
12 | «Я и малыш» | 1 |
13 | «Волшебный доктор» | 1 |
14 | «Прощание с Феей» | 1 |
Тематическое планирование по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подготовительная группа (подгрупповая работа)
№ | Название темы | Кол-во часов всего |
1 | «Что такое дружба» | 1 |
2 | «Дружба – это помощь» | 1 |
3 | «Кто такой настоящий друг» | 1 |
4 | «С кем я хочу дружить» | 1 |
5 | «Какие чувства мешают дружить» | 1 |
6 | «Как помочь грустному человеку» | 1 |
7 | «Как помочь сердитому человеку» | 1 |
8 | «Как справиться с упрямством» | 1 |
9 | «Баба - Яга» | 1 |
10 | «Змей Горыныч» | 1 |
11 | «Серый волк» | 1 |
12 | «Медведь» | 1 |
13 | «Сила человека – это сила его воли» | 1 |
14 | «Сила воли – уметь терпеть» | 1 |
15 | «Трудности дороги к Знанию» | 1 |
16 | «Трудности дороги к Знанию можно преодолеть» | 1 |
17 | «Я преодолею трудности» | 1 |
18 | «В стане Знаний» | 3 |
19 | «Необычное путешествие по стране Знаний» | 1 |
20 | «Мне скоро в школу» | 1 |
21 | «Итоговое» | 1 |
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика
Цель:
• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• Оптимизация работы с группой детей.
Требования к условиям:
• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Проводится:
- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт развития;
- Наблюдение за адаптационным периодом детей групп раннего возраста;
- Анализ нервно-психического развития детей групп раннего возраста;
- Диагностика детей второй младшей группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.
- Диагностика детей средней группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
- Диагностика воспитанников с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Используемые диагностические методики.
Направленность | Диагностические методики | Возрастные группы | ||||
1,5-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
Восприятие | «Коробочка форм» | + | + | |||
«Вкладыши» | + | + | ||||
«Пирамидка» | + | + | ||||
«Мисочки» | + | + | ||||
«Конструирование по образцу» | + | + | + | |||
«Включение в ряд» | + | + | + | |||
«Разрезные картинки» | + | + | + | + | ||
«Разложи по контурам» | + | |||||
«Большой и маленький» | + | |||||
Наглядно-действенное мышление | «Коробочка форм» | + | + | |||
«Мисочки» | + | + | ||||
«Пирамидка» | + | + | ||||
«Матрешка» | + | + | ||||
Наглядно-образное мышление | «Разрезные картинки» | + | + | + | ||
«Недостающие детали» | + | + | + | |||
«Схематизация» | + | + | ||||
«Рисунок человека» | + | + | ||||
Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу» | + | + | |||
«Исключение лишнего» | + | + | ||||
«Найди дорожку» | + | + | ||||
Память | «10 предметов» | + | + | |||
«10 слов» | + | + | ||||
Пересказ, рассказ по картинкам | + | + | + | + | ||
«Рисование бус» | + | |||||
«Узнавание фигур» | + | + | + | + | ||
Внимание | «Корректурная проба» | + | + | + | ||
«Найди такую же» | + | + | ||||
«Найди отличия» | + | + | + | + | ||
«Чего не хватает» | + | + | ||||
«Домик» | + | |||||
Творческое воображение | «Рисунок несуществующего животного» | + | + | |||
«Дорисовывание фигур» | + | + | ||||
Личность | «Лесенка» | + | + | |||
«Дополнение фраз» | + | + | ||||
Общение | «Два дома» | + | + | + | ||
«Социометрия» | + | + | + | |||
«Рисунок семьи» | + | + | + | |||
Эмоционально-волевая сфера | «Цветовой тест Люшера» | + | + | + | + | |
Рисуночный тест «Я в детском саду» | + | + | + | |||
Графическая методика «Кактус» | + | + | + | |||
«Паровозик» | + | + | + | |||
«Какой Я» | + | + |
Предварительный просмотр:
Содержание деятельности по психологическому сопровождению детей группы комбинированной направленности
В целях реализации условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, а также для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста в детском саду создана система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: группа комбинированной направленности.
В детском саду созданы необходимые условия для реализации коррекционно-образовательного процесса:
- создана специальная развивающая предметно-пространственная среда;
- с детьми работают высококвалифицированные специалисты;
- подобран методический комплект материалов, обеспечивающий задачи диагностики и реализации основных направлений работы;
- основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ дополняется деятельностью конкретных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя и предусматривает составление индивидуальных маршрутов развития;
- проводится консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями.
В группе комбинированной направленности есть дети с ОНР (общее недоразвитие речи).несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонематически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонаций и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Пассивный словарь детей шире активного. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя всё еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающие значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушение речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- Агрессивность, драчливость, конфликтность;
- Повышенная впечатлительность, страхи;
- Неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- Энурез;
- Повышенная обидчивость, ранимость;
- Склонность к болезненному фантазированию.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере. Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу-психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:
- Создание для ребенка эмоционально-благоприятного микроклимата в группе;
- Общение с детьми и педагогическим персоналом;
- Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности, повышение психологической компетенции родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия (согласно индивидуальным программам развития)