Дополнительное образование

Елшина Ольга Алексеевна

На странице представлена презентация программы кружковой работы педагога-психолога "Гармония" и программы дополнительного образования по подготовке детей к школе "Хочу всё знать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация программы «Гармония»

Деятельность педагога-психолога осуществляется в реализации дополнительного образования по программе «Гармония» для детей 4 – 6 лет (социально-коммуникативная направленность) и дополнительных платных услуг по программе «Хочу всё знать» для детей 5 – 7 лет , раздел «Математические ступеньки».

Программа «Гармония» нацелена на становление личности ребенка дошкольного возраста, развитие его самосознания, умение дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния, развитие его индивидуальности, повышение самооценки.

Данная программа основана на программах:

  • Н.В. Плотникова «Хочу и могу»
  • С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
  • Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна внутри нас»

Программа «Гармония» основана на принципах:

  • Позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  • Безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
  • Индивидуального подхода (максимальный учет психического и индивидуального опыта каждого ребенка);
  • Развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самопознанию);
  • Поощрения достижений ребенка.

Занятия по программе строятся с опорой на ведущую деятельность ребенка – игру и внеситуативно - познавательное общение. Смена видов деятельности – игровые упражнения, беседы, применение элементов сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии, упражнений на релаксацию – придают каждому занятию эмоционально-развивающий контекст.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, завершающей. Во вводной части занятия используются упражнения-приветствия, игры-разминки.

В основной части используются:

  • Игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, жестов;
  • Игры и упражнения на ориентировку в схематических изображениях эмоций;
  • Коммуникативные игры;
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • Элементы сказкотерапии, арттерапии;
  • Игры на разрядку отрицательных эмоций.

Итоговая часть занятия направлена на укрепление сплоченности группы, на закрепление положительных  эмоций от работы на занятии, ритуал прощания.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника:

  1. Знакомство с основными эмоциями;
  2. Выработка способности управлять чувствами и распознавать эмоциональные состояния других людей.

На это ориентирована программа первого года обучения для детей 4-5 лет.

Программа второго года обучения направлена на более углубленное, устойчивое изучение эмоций. Одновременно создаются предпосылки для саморегуляции эмоциональных состояний.

Программа «Гармония» предполагает занятия с педагогом-психологом один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:

  • Средний возраст – 20 минут;
  • Старший возраст – 25 минут.

Общее количество занятий в год – 30.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Цель: повышение уровня социальной компетентности ребенка, уровня понимания эмоциональных состояний других людей и собственного.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями – радость, грусть, злость, страх;
  2. Учить распознавать эмоциональные состояния других людей по мимике, жестам;
  3. Развивать эмпатию: понимание, сочувствие и содействие другим людям;
  4. Развивать способность делиться своими переживаниями, выражать эмоции и чувства социально-приемлемыми способами;
  5. Развивать познавательную активность, творческое воображение, фантазию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ГАРМОНИЯ»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Кол-во часов всего

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

Психолого-педагогический анализ

2

0,4

1,6

2

«Давайте познакомимся»

1

0,2

0,8

3

«Паровозик из Степашково»

1

0,2

0,8

4

«Наше настроение»

1

0,2

0,8

5

«Мои чувства, мое настроение»

1

0,2

0,8

6

«Живут на свете человечки»

1

0,2

0,8

7

«Я – хозяин своих чувств»

1

0,2

0,8

8

«Вчера решил я добрым быть…»

1

0,2

0,8

9

«Чаша доброты»

1

0,2

0,8

10

«Добрый и злой»

1

0,2

0,8

11

«Хорошо ли быть злым»

1

0,2

0,8

12

«Учимся справляться с гневом»

1

0,2

0,8

13

«Что делать, если ты злишься»

1

0,2

0,8

14

«Ссора»

1

0,2

0,8

15

«Поссорились - помирились»

1

0,2

0,8

16

«Я учусь не обижаться»

1

0,2

0,8

17

«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

1

0,2

0,8

18

«Как справится с упрямством»

1

0,2

0,8

19

«Кто-то очень страшный»

1

0,2

0,8

20

«Что значит быть счастливым»

1

0,2

0,8

21

«Учимся доброжелательности»

1

0,2

0,8

22

«Дружба - неприязнь»

1

0,2

0,8

23

«Чувства одинокого человека»

1

0,2

0,8

24

«Сказочная страна»

1

0,2

0,8

25

«Путешествие по сказкам»

1

0,2

0,8

26

«В поисках клада»

1

0,2

0,8

27

Итоговое  занятие

«Я не волшебник, я только учусь»

1

0,2

0,8

28

Психолого-педагогический анализ

2

0,4

1,6

Всего часов в год

30

6

24

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Цель: исследование, развитие и формирование адекватного психоэмоционального состояния посредством развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  1. Создавать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций (знакомство со слугами-чувствами);
  2. Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний;
  3. Учить установлению связей между событием и эмоцией;
  4. Обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных эмоциональных средств;
  5. Развитие коммуникативных навыков, новых форм общения;
  6. Повышение уровня самооценки и оценки своих лучших сторон.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ГАРМОНИЯ»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Кол-во часов всего

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

Психолого-педагогический анализ «Волшебная страна чувств»

1

0,2

0,8

2

Вводное занятие

1

0,2

0,8

3

«Знакомство со сказочной страной и ее королем»

2

0,4

1,6

4

«Знакомство со слугой по имени Радость»

2

0,4

1,6

5

«Знакомство со слугой по имени Грусть»

2

0,4

1,6

6

«Знакомство со слугой по имени Интерес»

2

0,4

1,6

7

«Знакомство со слугой по имени Злость»

2

0,4

1,6

8

«Знакомство со слугой по имени Страх»

2

0,4

1,6

9

«Знакомство со слугой по имени Обида»

2

0,4

1,6

10

«Знакомство со слугой по имени Вина»

2

0,4

1,6

11

«Знакомство со слугой по имени Удовольствие»

2

0,4

1,6

12

«Знакомство со слугой по имени Удивление»

2

0,4

1,6

13

«Знакомство со слугой по имени Робость»

2

0,4

1,6

14

«Знакомство со слугой по имени Гордость»

2

0,4

1,6

15

«Заговор Обиды»

1

0,2

0,8

16

«В поисках доброты»

1

0,2

0,8

17

«Возвращение короля»

1

0,2

0,8

18

Психолого-педагогический анализ «Изменилась ли наша страна?»

1

0,2

0,8

Всего часов в год

30

6

24



Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-психолога осуществляется в реализации дополнительного образования по программе «Гармония» для детей 4 – 6 лет (социально-коммуникативная направленность) и дополнительных платных услуг по программе «Хочу всё знать» для детей 5 – 7 лет , раздел «Математические ступеньки».

Основная цель программы «Хочу всё знать» - развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, приобретение таких знаний, которые в дальнейшем позволяют успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи раздела «Математические ступеньки»

Задачи ООП

Дополнительные задачи

Старший возраст

- Закреплять умение создавать группы предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, формы);

- Закреплять умение считать до 10;

- Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, использовать знаки >,<,=;

- Познакомить с составом чисел до 5; закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины (высоты, ширины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем и убывающем порядке по величине;

- Формировать умение сравнивать предметы по форме;

- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди – сзади, слева-справа, между, рядом, около);

- Дать представление о сутках (утро, день, вечер, ночь);

- Закреплять умение устанавливать последовательность: раньше, позже, вчера, сегодня, завтра.

- Формировать представление о единицах и десятках, умение считать десятками;

- Формировать умение определять пропущенное число, познакомить с понятиями предыдущее и последующее число;

- Закреплять счет цепочкой  через 1;

- Формировать умение  правильно (по технике) записывать цифры;

- Формировать понятие о геометрических телах: шар, куб, конус;

- Дать начальное представление об измерении длины предметов с помощью линейки;

- Развивать умение решать логические задачи и ребусы;

- Укреплять мускульную силу кисти руки и пальцев (раскрашивание, штриховка, практическое выполнение простейших узоров в тетради в клетку);

- Развивать внимание, память, воображение с помощью развивающих технологий (логические блоки Дьенеша, игры Никитина).

Подготовительный возраст

- Формировать умение составлять множества по заданным основаниям, закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и его частями;

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20;

- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке; определять последующее и предыдущее число названному;

- Познакомить с составом чисел до 10;

- Формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на прибавление и вычитание 1;

- Формировать первоначальные измерительные умения: длины, объема, массы;

- Уточнять знание известных геометрических фигур и их элементов (вершина, угол, сторона);

- Закреплять умение моделировать  геометрические фигуры из нескольких фигур; конструировать фигуры по словесному описанию;

- Формировать умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради);

- Закреплять понимание пространственных отношений: выше, ниже, левее, правее, в левом (правом) верхнем (нижнем) углу;

- Дать элементарные представления о времени, последовательности (дней недели, месяцев, времен года); учить различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

- Закреплять представление о единицах, десятках, сотня, умение считать десятками;

- Формировать представление о четности – нечетности, определять эти виды чисел;

- Формировать представление о том, что такое 0;

- Закреплять умение находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов) их разность (на основе состава числа);

- Закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание (прибавление и вычитание 2, 3), уметь различать части задачи: условие, вопрос, решение, ответ;

- Формировать умение правильно (по технике) записывать цифры (0 - 10);

- Закреплять понятие о геометрических телах: шар, куб, конус, цилиндр, параллелепипед;

- Закреплять умение практически измерять длину предмета с помощью линейки, формировать представление о точке, прямой, отрезке;

- Развивать психические познавательные процессы: логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность с помощью различных развивающих технологий (логические блоки Дьенеша, игры Никитина).

Тематический план раздела «Математические ступеньки»

Первый год обучения

Название темы

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

«Психолого-педагогический анализ» (начало года) сентябрь

2

«Счет до 5»

1

0,2

0,8

3

«Геометрические фигуры»

1

0,2

0,8

4

«Разделение по признакам»

1

0,2

0,8

5

«Исключение лишнего»

1

0,2

0,8

6

«Число и цифра 1»

1

0,2

0,8

7

«Число и цифра 2»

1

0,2

0,8

8

«Геометрические фигуры»

1

0,2

0,8

9

«Лишние фигуры»

1

0,2

0,8

10

«Состав числа 2»

1

0,2

0,8

11

«Закрепление состава числа 2»

1

0,2

0,8

12

«Число и цифра 3»

1

0,2

0,8

13

«Состав числа 3»

1

0,2

0,8

14

«Закрепление состава числа 3»

1

0,2

0,8

15

«Неделя»

1

0,2

0,8

16

«Веселый счет»

1

0,2

0,8

17

«Число и цифра 4»

1

0,2

0,8

18

«Знакомство со знаками >, <, =»

1

0,2

0,8

19

«Состав числа 4»

1

0,2

0,8

20

«Геометрический узор»

1

0,2

0,8

21

«Измерение массы»

1

0,2

0,8

22

«Закрепление состава числа 4»

1

0,2

0,8

23

«Ориентировка в пространстве»

1

0,2

0,8

24

«Число и цифра 5»

1

0,2

25

«Состав числа 5. Цифры 6, 7»

1

0,2

0,8

26

«Закрепление состава числа 5. Цифры 8, 9»

1

0,2

0,8

27

«Число 10»

1

0,2

0,8

28

«Единицы и десятки»

1

0,2

0,8

29

«Повторение»

1

0,2

0,8

30

«Чему мы научились»

1

0,2

0,8

31

«Психолого-педагогический анализ» (конец года)

1

0,2

0,8

Итого:

30

6

24

Тематический план раздела «Математические ступеньки»

Второй  год обучения

Название темы

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

«Психолого-педагогический анализ» (начало года)

2

«Числа 1 – 3. Повторение.»

2

0.4

1,6

3

«Числа 4 – 5. Повторение.»

2

0,4

1,6

4

«Число и цифра 6. Состав числа 6. Четные и нечетные числа.»

1

0,2

0,8

5

«Закрепление состава числа 6. Знаки >, <, =»

1

0,2

0,8

6

«Длиннее, короче. Единицы, десятки, сотни»

1

0,2

0,8

7

«Измерение длины»

2

0,4

1,6

8

«Число и цифра 7. Состав числа 7»

1

0,2

0,8

9

«Закрепление состава числа 7. Порядковый счет»

1

0,2

0,8

10

«Состав числа 7. Ориентировка на листе бумаги»

1

0,2

0,8

11

«Прибавление и вычитание на числовом отрезке. Геометрические фигуры»

1

0,2

0,8

12

«Число и цифра 8. Состав числа 8»

1

0,2

0,8

13

«Измерение массы. Закрепление состава числа 8»

1

0,2

0,8

14

«Закрепление состава числа 8. Ориентировка на листе бумаги в клетку»

1

0,2

0,8

15

«Прямой и обратный счет. Прибавление и вычитание на числовом отрезке»

1

0,2

0,8

16

«Число и цифра 9. Состав числа 9»

1

0,2

0,8

17

«Закрепление состава числа 9. Шар, куб, параллелепипед»

1

0,2

0,8

18

«Объем. Сравнение по объему. Работа с часами»

1

0,2

0,8

19

«Число и цифра 0. Счет до 20»

1

0,2

0,8

20

«Число 10. Состав числа 10»

1

0,2

0,8

21

«Закрепление состава числа 10. Пирамида, конус, цилиндр»

1

0,2

0,8

22

«Геометрические фигуры. Знаки равенства и неравенства»

1

0,2

0,8

23

«Математические ребусы»

1

0,2

0,8

24

«Математический КВН»

1

0,2

0,8

25

«Повторение»

2

0,4

1,6

26

«Чему мы научились»

1

0,2

0,8

27

«Психолого-педагогический анализ» (конец года)

1

0,2

0,8

Итого:

30

6

24