Дополнительное образование
На странице представлена презентация программы кружковой работы педагога-психолога "Гармония" и программы дополнительного образования по подготовке детей к школе "Хочу всё знать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация программы Гармония | 22.9 КБ |
Презентация программы Хочу всё знать | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация программы «Гармония»
Деятельность педагога-психолога осуществляется в реализации дополнительного образования по программе «Гармония» для детей 4 – 6 лет (социально-коммуникативная направленность) и дополнительных платных услуг по программе «Хочу всё знать» для детей 5 – 7 лет , раздел «Математические ступеньки».
Программа «Гармония» нацелена на становление личности ребенка дошкольного возраста, развитие его самосознания, умение дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния, развитие его индивидуальности, повышение самооценки.
Данная программа основана на программах:
- Н.В. Плотникова «Хочу и могу»
- С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
- Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна внутри нас»
Программа «Гармония» основана на принципах:
- Позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- Безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- Индивидуального подхода (максимальный учет психического и индивидуального опыта каждого ребенка);
- Развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самопознанию);
- Поощрения достижений ребенка.
Занятия по программе строятся с опорой на ведущую деятельность ребенка – игру и внеситуативно - познавательное общение. Смена видов деятельности – игровые упражнения, беседы, применение элементов сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии, упражнений на релаксацию – придают каждому занятию эмоционально-развивающий контекст.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, завершающей. Во вводной части занятия используются упражнения-приветствия, игры-разминки.
В основной части используются:
- Игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, жестов;
- Игры и упражнения на ориентировку в схематических изображениях эмоций;
- Коммуникативные игры;
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- Элементы сказкотерапии, арттерапии;
- Игры на разрядку отрицательных эмоций.
Итоговая часть занятия направлена на укрепление сплоченности группы, на закрепление положительных эмоций от работы на занятии, ритуал прощания.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника:
- Знакомство с основными эмоциями;
- Выработка способности управлять чувствами и распознавать эмоциональные состояния других людей.
На это ориентирована программа первого года обучения для детей 4-5 лет.
Программа второго года обучения направлена на более углубленное, устойчивое изучение эмоций. Одновременно создаются предпосылки для саморегуляции эмоциональных состояний.
Программа «Гармония» предполагает занятия с педагогом-психологом один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:
- Средний возраст – 20 минут;
- Старший возраст – 25 минут.
Общее количество занятий в год – 30.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: повышение уровня социальной компетентности ребенка, уровня понимания эмоциональных состояний других людей и собственного.
Задачи:
- Познакомить детей с основными эмоциями – радость, грусть, злость, страх;
- Учить распознавать эмоциональные состояния других людей по мимике, жестам;
- Развивать эмпатию: понимание, сочувствие и содействие другим людям;
- Развивать способность делиться своими переживаниями, выражать эмоции и чувства социально-приемлемыми способами;
- Развивать познавательную активность, творческое воображение, фантазию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ГАРМОНИЯ»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Психолого-педагогический анализ | 2 | 0,4 | 1,6 |
2 | «Давайте познакомимся» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | «Паровозик из Степашково» | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | «Наше настроение» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | «Мои чувства, мое настроение» | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | «Живут на свете человечки» | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | «Я – хозяин своих чувств» | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | «Вчера решил я добрым быть…» | 1 | 0,2 | 0,8 |
9 | «Чаша доброты» | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | «Добрый и злой» | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | «Хорошо ли быть злым» | 1 | 0,2 | 0,8 |
12 | «Учимся справляться с гневом» | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | «Что делать, если ты злишься» | 1 | 0,2 | 0,8 |
14 | «Ссора» | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | «Поссорились - помирились» | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | «Я учусь не обижаться» | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | «Ты обиду не держи, поскорее расскажи» | 1 | 0,2 | 0,8 |
18 | «Как справится с упрямством» | 1 | 0,2 | 0,8 |
19 | «Кто-то очень страшный» | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | «Что значит быть счастливым» | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | «Учимся доброжелательности» | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | «Дружба - неприязнь» | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | «Чувства одинокого человека» | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | «Сказочная страна» | 1 | 0,2 | 0,8 |
25 | «Путешествие по сказкам» | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | «В поисках клада» | 1 | 0,2 | 0,8 |
27 | Итоговое занятие «Я не волшебник, я только учусь» | 1 | 0,2 | 0,8 |
28 | Психолого-педагогический анализ | 2 | 0,4 | 1,6 |
Всего часов в год | 30 | 6 | 24 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: исследование, развитие и формирование адекватного психоэмоционального состояния посредством развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- Создавать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций (знакомство со слугами-чувствами);
- Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний;
- Учить установлению связей между событием и эмоцией;
- Обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных эмоциональных средств;
- Развитие коммуникативных навыков, новых форм общения;
- Повышение уровня самооценки и оценки своих лучших сторон.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ГАРМОНИЯ»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Психолого-педагогический анализ «Волшебная страна чувств» | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | «Знакомство со сказочной страной и ее королем» | 2 | 0,4 | 1,6 |
4 | «Знакомство со слугой по имени Радость» | 2 | 0,4 | 1,6 |
5 | «Знакомство со слугой по имени Грусть» | 2 | 0,4 | 1,6 |
6 | «Знакомство со слугой по имени Интерес» | 2 | 0,4 | 1,6 |
7 | «Знакомство со слугой по имени Злость» | 2 | 0,4 | 1,6 |
8 | «Знакомство со слугой по имени Страх» | 2 | 0,4 | 1,6 |
9 | «Знакомство со слугой по имени Обида» | 2 | 0,4 | 1,6 |
10 | «Знакомство со слугой по имени Вина» | 2 | 0,4 | 1,6 |
11 | «Знакомство со слугой по имени Удовольствие» | 2 | 0,4 | 1,6 |
12 | «Знакомство со слугой по имени Удивление» | 2 | 0,4 | 1,6 |
13 | «Знакомство со слугой по имени Робость» | 2 | 0,4 | 1,6 |
14 | «Знакомство со слугой по имени Гордость» | 2 | 0,4 | 1,6 |
15 | «Заговор Обиды» | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | «В поисках доброты» | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | «Возвращение короля» | 1 | 0,2 | 0,8 |
18 | Психолого-педагогический анализ «Изменилась ли наша страна?» | 1 | 0,2 | 0,8 |
Всего часов в год | 30 | 6 | 24 |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога-психолога осуществляется в реализации дополнительного образования по программе «Гармония» для детей 4 – 6 лет (социально-коммуникативная направленность) и дополнительных платных услуг по программе «Хочу всё знать» для детей 5 – 7 лет , раздел «Математические ступеньки».
Основная цель программы «Хочу всё знать» - развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, приобретение таких знаний, которые в дальнейшем позволяют успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи раздела «Математические ступеньки»
Задачи ООП | Дополнительные задачи |
Старший возраст | |
- Закреплять умение создавать группы предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, формы); - Закреплять умение считать до 10; - Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, использовать знаки >,<,=; - Познакомить с составом чисел до 5; закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины (высоты, ширины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем и убывающем порядке по величине; - Формировать умение сравнивать предметы по форме; - Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди – сзади, слева-справа, между, рядом, около); - Дать представление о сутках (утро, день, вечер, ночь); - Закреплять умение устанавливать последовательность: раньше, позже, вчера, сегодня, завтра. | - Формировать представление о единицах и десятках, умение считать десятками; - Формировать умение определять пропущенное число, познакомить с понятиями предыдущее и последующее число; - Закреплять счет цепочкой через 1; - Формировать умение правильно (по технике) записывать цифры; - Формировать понятие о геометрических телах: шар, куб, конус; - Дать начальное представление об измерении длины предметов с помощью линейки; - Развивать умение решать логические задачи и ребусы; - Укреплять мускульную силу кисти руки и пальцев (раскрашивание, штриховка, практическое выполнение простейших узоров в тетради в клетку); - Развивать внимание, память, воображение с помощью развивающих технологий (логические блоки Дьенеша, игры Никитина). |
Подготовительный возраст | |
- Формировать умение составлять множества по заданным основаниям, закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и его частями; - Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20; - Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке; определять последующее и предыдущее число названному; - Познакомить с составом чисел до 10; - Формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на прибавление и вычитание 1; - Формировать первоначальные измерительные умения: длины, объема, массы; - Уточнять знание известных геометрических фигур и их элементов (вершина, угол, сторона); - Закреплять умение моделировать геометрические фигуры из нескольких фигур; конструировать фигуры по словесному описанию; - Формировать умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради); - Закреплять понимание пространственных отношений: выше, ниже, левее, правее, в левом (правом) верхнем (нижнем) углу; - Дать элементарные представления о времени, последовательности (дней недели, месяцев, времен года); учить различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). | - Закреплять представление о единицах, десятках, сотня, умение считать десятками; - Формировать представление о четности – нечетности, определять эти виды чисел; - Формировать представление о том, что такое 0; - Закреплять умение находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов) их разность (на основе состава числа); - Закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание (прибавление и вычитание 2, 3), уметь различать части задачи: условие, вопрос, решение, ответ; - Формировать умение правильно (по технике) записывать цифры (0 - 10); - Закреплять понятие о геометрических телах: шар, куб, конус, цилиндр, параллелепипед; - Закреплять умение практически измерять длину предмета с помощью линейки, формировать представление о точке, прямой, отрезке; - Развивать психические познавательные процессы: логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность с помощью различных развивающих технологий (логические блоки Дьенеша, игры Никитина). |
Тематический план раздела «Математические ступеньки»
Первый год обучения
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | «Психолого-педагогический анализ» (начало года) сентябрь | |||
2 | «Счет до 5» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | «Геометрические фигуры» | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | «Разделение по признакам» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | «Исключение лишнего» | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | «Число и цифра 1» | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | «Число и цифра 2» | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | «Геометрические фигуры» | 1 | 0,2 | 0,8 |
9 | «Лишние фигуры» | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | «Состав числа 2» | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | «Закрепление состава числа 2» | 1 | 0,2 | 0,8 |
12 | «Число и цифра 3» | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | «Состав числа 3» | 1 | 0,2 | 0,8 |
14 | «Закрепление состава числа 3» | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | «Неделя» | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | «Веселый счет» | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | «Число и цифра 4» | 1 | 0,2 | 0,8 |
18 | «Знакомство со знаками >, <, =» | 1 | 0,2 | 0,8 |
19 | «Состав числа 4» | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | «Геометрический узор» | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | «Измерение массы» | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | «Закрепление состава числа 4» | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | «Ориентировка в пространстве» | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | «Число и цифра 5» | 1 | 0,2 | |
25 | «Состав числа 5. Цифры 6, 7» | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | «Закрепление состава числа 5. Цифры 8, 9» | 1 | 0,2 | 0,8 |
27 | «Число 10» | 1 | 0,2 | 0,8 |
28 | «Единицы и десятки» | 1 | 0,2 | 0,8 |
29 | «Повторение» | 1 | 0,2 | 0,8 |
30 | «Чему мы научились» | 1 | 0,2 | 0,8 |
31 | «Психолого-педагогический анализ» (конец года) | 1 | 0,2 | 0,8 |
Итого: | 30 | 6 | 24 |
Тематический план раздела «Математические ступеньки»
Второй год обучения
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | «Психолого-педагогический анализ» (начало года) | |||
2 | «Числа 1 – 3. Повторение.» | 2 | 0.4 | 1,6 |
3 | «Числа 4 – 5. Повторение.» | 2 | 0,4 | 1,6 |
4 | «Число и цифра 6. Состав числа 6. Четные и нечетные числа.» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | «Закрепление состава числа 6. Знаки >, <, =» | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | «Длиннее, короче. Единицы, десятки, сотни» | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | «Измерение длины» | 2 | 0,4 | 1,6 |
8 | «Число и цифра 7. Состав числа 7» | 1 | 0,2 | 0,8 |
9 | «Закрепление состава числа 7. Порядковый счет» | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | «Состав числа 7. Ориентировка на листе бумаги» | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | «Прибавление и вычитание на числовом отрезке. Геометрические фигуры» | 1 | 0,2 | 0,8 |
12 | «Число и цифра 8. Состав числа 8» | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | «Измерение массы. Закрепление состава числа 8» | 1 | 0,2 | 0,8 |
14 | «Закрепление состава числа 8. Ориентировка на листе бумаги в клетку» | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | «Прямой и обратный счет. Прибавление и вычитание на числовом отрезке» | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | «Число и цифра 9. Состав числа 9» | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | «Закрепление состава числа 9. Шар, куб, параллелепипед» | 1 | 0,2 | 0,8 |
18 | «Объем. Сравнение по объему. Работа с часами» | 1 | 0,2 | 0,8 |
19 | «Число и цифра 0. Счет до 20» | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | «Число 10. Состав числа 10» | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | «Закрепление состава числа 10. Пирамида, конус, цилиндр» | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | «Геометрические фигуры. Знаки равенства и неравенства» | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | «Математические ребусы» | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | «Математический КВН» | 1 | 0,2 | 0,8 |
25 | «Повторение» | 2 | 0,4 | 1,6 |
26 | «Чему мы научились» | 1 | 0,2 | 0,8 |
27 | «Психолого-педагогический анализ» (конец года) | 1 | 0,2 | 0,8 |
Итого: | 30 | 6 | 24 |