Проектная деятельность педагога-психолога
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Далее я представляю проекты, реализуемые мной в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместный проект В стране красивой и грамотной речи | 37.33 КБ |
Совместный проект Волшебный мир театра | 26.24 КБ |
Краткосрочный проект Давайте жить дружно | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ
И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»
Составили:
старший воспитатель О.Н. Кочнова,
педагог-психолог О.А. Елшина.
2016 г.
Введение
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современые педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Задачи проекта:
- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
- Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов.
- Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность
Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
- В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
- Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
- Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
Практическая значимость:
- Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
- Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
- Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
- Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
- Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
- Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.
Трансляция проекта:
- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный (январь).
2. Основной (февраль-март).
3. Заключительный (март).
Содержание и этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом
2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.
7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.
Реализация основного этапа
- Работа с воспитанниками
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
-Развлечение «Весёлые ладошки» -«Пальчиковый театр» -Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки» -Песочная игротерапия «Песочный дворик» - Дидактические игры и упражнения - Заучивание стихов и потешек -Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок | Младшие группы | В течение проекта | Музыкальные руководители, воспитатели |
«По речевой дорожке» – развитие речи детей средствами мнемотехник; - Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании; – Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»; – Познавательные игры «Я и моя речь»; – Словесные подвижные игры; – Отгадывание и составление загадок; –Творческие задания - Настольно печатные и дидактические игры - Театрализация сказок - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок - физкультурное развлечение «Живые загадки» | Средние группы | В течение проекта | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю» - «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику) - Игра – драматизация: «Ожившая сказка» – Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме; – «Назови и опиши героя сказки» (коллаж); – Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…» – Рисование по сказке: «Нарисуем сказку» – Сочинение сказок «Веселые сочинялки» - Речевые игры с движением - Создание книжек-малышек - Акция «Подари книжку малышам» - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок | Старшие группы | В течение проекта | Педагог-психолог, воспитатели |
- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок; –речевые тренинги с детьми; – работа со схемами; – динамические этюды; – игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» – составление писем: своему другу; на передачу; письмо сверстникам в другой детский сад; письма – загадки; письмо – приглашение. - Сочинение сказок на новый лад - Ритмопластика - Изготовление альбома «Мы любим сказки» - Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» - Игры-драмматизации по знакомым сказкам Создание книжек-малышек - Акция «Подари книжку малышам» - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок | Подготовительные к школе группы | В течение проекта | Педагог-психолог, воспитатели |
- Работа с педагогами
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Консультация «Формирование связной речи у дошкольников» | 14.01.2016 | Старший воспитатель |
Семинар «Особенности работы по развитию связной речи дошкольников» | 24.01.2016 | Воспитатели: Белозерцева Е.Л. Терехова Т.П. Воробьева С. Н. |
Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие»» | январь 2016 | Старший воспитатель, учитель-логопед |
Консультация «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников» | 04.02.2016 | Воспитатель Голеншина Г.А. |
Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» | 29.02.2016 | Воспитатели: Новожилова О.В. Вербина Г.В. Роганова Г.В. |
Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | 10 марта 2016 | Старший воспитатель, воспитатели |
Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие» | 11.02.2016 | Воспитатель Скворцова С.М. |
Составление памятки для педагогов «Речь педагога» | февраль 2016 | Педагог-психолог Елшина О.А. |
Викторина для педагогов «Красивую речь приятно слышать» | 18.02.2016 | Педагог-психолог Елшина О.А. |
Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие» | февраль 2016 | Члены комиссии, педагоги |
«Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации | В течение проекта | Воспитатели, специалисты |
- Взаимодействие с родителями
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка» | все | январь 2016 | Педагог-психолог Елшина О.А. |
Групповые родительские собрания по теме проекта | все | В течение проекта | Воспитатели |
Акция «Подари книжку в группу» | все | В течение проекта | Воспитатели |
Размещение материала на сайте ДОУ | все | В течение проекта | Педагог-психолог |
Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта | все | В течение проекта | Воспитатели |
Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей) | все | В течение проекта | Воспитатели |
Выпуск газеты «Ладушки» | В конце проекта | Музыкальные руководители | |
Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | все | В течение проекта | Воспитатели |
Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают» | все | В течение проекта | Воспитатели |
- Заключительный этап
1.Повторный мониторинг речевого развития дошкольников,
2. анализ и оценка результатов проекта.
3. публикация отчетов по работе на сайте ДОУ
4.Определение новых перспектив.
Предварительный просмотр:
Проект "Волшебный мир театра"
Проект "Волшебный мир театра"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №47»
Проект
«Волшебный мир театра»
| Составили: А.Н. Жукова, О.Н. Кочнова, А.А. Спирина, М.В. Сизова, В.А. Гришина, О.А. Елшина, О.А. Богомолова, Ю.А. Степанова, Ю.Н. Крюкова |
2015г.
Актуальность.
В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.
Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Задачи:
- расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;
- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;
- способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».
Принципы:
- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;
- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;
- принцип координации деятельности педагогов;
- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители, социальное окружение.
Тип проекта- творческий
Срок реализации – февраль-март 2015г.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап.
План реализации проекта
- Подготовительный этап:
- анкетирование родителей, педагогов;
- проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;
- планирование основных мероприятий.
2. Основной этап.
Работа с воспитанниками
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
«Театральная азбука» | |||
Цикл обучающих видеофильмов | средние старшие подготовительные |
2-15.02.2015
| музыкальные руководители |
Беседа с презентацией «Театральный этикет» | все | воспитатели | |
Беседа о театре, о профессиях работников театра Чтение сказок, художественных произведений Рассматривание иллюстраций о театре | все | Воспитатели | |
Викторина «Театральные профессии» | старшие подготовительные | 13.02. | Учитель-логопед |
Викторина «Герои сказок» | II младшие средние | 12.02. | Социальный педагог |
Экскурсия в ЦДТ и клуб «Моторостроитель» | старшие подготовительные | в течение проекта | Социальный педагог |
Посещение выставки книг в детской библиотеке | старшие подготовительные | в течение проекта | Учитель-логопед |
Фестиваль «Театральный калейдоскоп» | |||
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций
Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.
Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.
Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам | все | с 13.02.- 16.03.2015 | Воспитатели, педагог по доп. образованию |
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»; Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»; Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»; Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…» | II младшие | В течение проекта | Воспитатели
Учитель-логопед |
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»; Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»; Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»; Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка» Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…» | средняя | в течение проекта | Воспитатели
Учитель-логопед |
Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»; Театр с «живой рукой»; Упражнение в управлении куклами; Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»; Упражнение на развитие памяти «Художник»; Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?» Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна» | старшая | в течение проекта | Воспитатели
Учитель-логопед |
Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»; Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»; Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»; Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша» Комплекс игр «Развиваем речь, играя» | подготовительная к школе группа | в течение проекта | Воспитатели
Учитель-логопед |
Театрализованное представление «Масленица» |
| 20.02.15 | музыкальные руководители, воспитатели |
Конкурс детских рисунков «Театральная палитра» | все | в течение проекта | Воспитатели, ст.вос-ль |
Цикл занятий с элементами сказкотерапии «Погружение в сказку» | подготовительные | в течение проекта | педагог-психолог |
Цикл занятий «Ролевое поведение» | старшие | в течение проекта | педагог-психолог |
Цикл занятий «Волшебная страна эмоций» | средние | в течение проекта | педагог-психолог |
Цикл занятий «В стране Кукляндии» | II младшие | в течение проекта | педагог-психолог |
«Театральная гостиная» | |||
Игровая программа с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие) | все | 18.03.2015 | Музыкальные руководители, воспитатели |
Работа с педагогами
Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование | январь 2015 | Соц.педагог |
Семинар «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» | 19.02.2015 | Педагог-психолог |
Консультация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» | 29.01.15 | Учитель-логопед |
Смотр-конкурс театральных мини-центров | март | Зам.зав. по ВМР |
Консультация «Методика театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» | 22.01.2015 | Музыкальные руководители |
Практическая консультация «Театр скороговорок» | 12.02.2015 | Учитель-логопед |
Посещение театра | в течение проекта | Педагоги |
Постройка снежных фигур по сказкам | в течение проекта | Педагоги |
Тематический контроль по организации театрализованной деятельности с детьми в ДОУ | 03.02-13.03.2015 | Зам.зав. по ВМР, ст.вос-ль |
Работа с родителями
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование «Театр и дети» |
| январь 2015 | Соц.педагог |
Выпуск газеты «Ладушки» | все | февраль 2015 | Музыкальные руководители |
Групповые родительские собрания | все | в течение проекта | Воспитатели |
Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» | группы раннего возраста | в течение проекта | Педагог-психолог |
Конкурс «Театральная кукла» | все | 24.02-27.02.2015 | Воспитатели |
Размещение материала на сайте ДОУ | все | в течение проекта | Зам.зав.по ВМР |
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» | все | в течение проекта | Воспитатели |
Участие родителей в «Театральной гостиной» | со 2 мл.группы | март 2015 | Музыкальные руководители |
3.Заключительный этап.
- подведение итогов
- публикация отчетов о работе на сайте ДОУ
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №47»
ПРОЕКТ
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»
Выполнила:
педагог-психолог
Елшина О.А.
г. Завожье
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, существует множество индикаторов неблагополучного развития ребенка. В первую очередь – это нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, эмоциональный стресс, поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований.
Но детям самостоятельно сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить установленные нормы. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, герои мультфильмов не всегда отличаются душевностью или нравственной чистотой. Именно мы, взрослые, можем исправить сложившуюся ситуацию, дать детям уроки нравственности, развить в них духовные ценности, научить в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми, уметь дружить.
Детей нужно учить дружить, а понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению окружающих, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5 лет по формированию социально-одобряемых форм поведения и общения является реализация проекта «Давайте жить дружно». О дружбе написано огромное количество детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей. Но наша задача – не навязывать свое понимание дружбы. Нам необходимо сделать так, чтобы ребенок сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.
Цель проекта: формировать представления об элементарных нормах общения взрослых и сверстников в процессе игровой деятельности, о дружбе, положительных и отрицательных поступках.
Задачи проекта:
- Формировать ценностные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, о нравственно-этических эталонах;
- Формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения со сверстниками;
- Формировать чувство принадлежности к группе, представление о себе как члене группы детского сада;
- Снятие эмоционального и физического напряжения.
Продолжительность проекта: проект краткосрочный – продолжительность 1 неделя.
Участники проекта: дети, воспитатели, педагог-психолог, родители.
Предполагаемый продукт проекта: книга «Правила поведения», альбом «Я рисую своего лучшего друга», презентация «Советы Кота Леопольда».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I этап подготовительный: постановка целей; определение актуальности; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.
II этап основной: реализация проекта.
III этап заключительный: подведение итогов, анализ результатов проекта.
Перспективный план работы над проектом «Давайте жить дружно»
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Работа с социумом |
11.04.11 | СДВД на тему «Дружбу уважай, друзей своих не обижай» Ц: формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения | Подбор художественной литературы по данной теме: «Подруги», «Хорошо, когда с тобою…» Фомина «Лев и собачка», «На льдине», «Сказка про дружбу» Л.Толстой «Вовка – добрая душа», «Вежливое слово» Ц: способствовать повышению эффективности педагогического процесса | Анкетирование «Знаете ли Вы достоинства и недостатки своего ребенка» | Взаимодействие с социумом (школа) Совместные игры с бывшими выпускниками детского сада |
12.04.11 | Творческая игра «Угадай, кто это?» Ц: формировать представление о собственной половой принадлежности, представление о себе, как члене группы детского сада | Слушанье и исполнение песен «Если с другом вышел в путь», «Вместе весело шагать», «Шире круг», «Улыбка» Ц: способствовать повышению эффективности педагогического процесса | Папка передвижка «Зачем человеку друг» | |
13.04.11 | Рисование на тему «Мой лучший друг» (домашнее задание) | Совместное создание альбома «Я рисую своего лучшего друга» | Привлечение родителей к рисованию на тему «Мой лучший друг» | |
15.04.11 | «Дружные игры» (Д/и «Мы разные», «Не забывай о друзьях», «Добрые слова», «Комплимент»; П/и «Вспомни имена своих друзей»; С/р игра «Путешествие с друзьями») Ц: формировать ценностные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, побуждать совершать положительный нравственный выбор как в игре, так и в реальной жизни | Консультация «Что такое вежливость» Ц: повышение педагогической компетенции | Информационная консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье» | |
18.04.11 | Беседа «Правила поведения в группе, на улице, в общественных местах» (создание книги «Правила поведения») Просмотр презентации «Советы кота Леопольда» Ц: поддерживать положительную самооценку, чувство гордости за себя и своих друзей | Изготовление игры «Короб сюрпризов» Ц: использование различных методов работы с детьми при обучении | Буклеты «Родителям на заметку» |