3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
В планировании своей работы с классом опираюсь на психолого-педагогические характеристики школьного психолога, консультации классных руководителей, собственные наблюдения. В построении форм и выборе методов урока учитываю кривую утомляемости, использую диагностики утомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_utomleniya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ[1]
1. Поведение (внешние признаки)
А). Методика определения утомления по внешним признакам
Объекты наблюдения | У Т О М Л Е Н И Е | ||
незначительное | значительное | резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Поза | Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, подергивание головы руками | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу | Живой интерес, задавание вопросов | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Б). Метод «Групповой хронометраж» (Н.М. Полетаева, 2000).
Урок разбивается на 9 интервалов по 5 минут или на 15 интервалов по 3 минуты. Фиксируются случаи отвлечений в течение каждого интервала урока. При этом поведение каждого учащегося в течение интервала оценивается только один раз. Общий итог наблюдений фиксируется в таблице. Например:
Интервал урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Отвлекались (чел.) | 5 | 7 | 10 | 12 | 15 | 17 | 15 | 15 | 20 |
2. Теппинг-тест
А). Методика Е.П.Ильина. Для учащихся средних и старших классов.
Простота, быстрота (20 секунд) проведения и обработки (ее могут проводить сами учащиеся). Кроме того, данная методика позволяет переключить внимание учащихся, сменить вид деятельности, снять эмоционально напряжение, и одновременно, позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других.
ОБОРУДОВАНИЕ: бланк (расчерченный лист А4 или тетрадный лист), карандаш, секундомер (часы с секундной стрелкой)
1 | 2 | 3 |
6 | 5 | 4 |
ИНСТРУКЦИЯ: По команде учителя «Начали» вы должны проставлять точки последовательно в каждом квадрате бланка (с 1-го по 6-й квадрат). В течение 5 сек. необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде «Перейти», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом бланка. Заканчивайте по команде «Стоп».
- Заполните бланк.
- Подсчитайте количество точек в каждом квадрате.
- Постройте график работоспособности: по оси абцисс отложите 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
- Оцените Вашу силу нервных процессов по форме кривой, соединяющей точки на графике, и расположению ее относительно прямой линии, проведенной от первой точки параллельно оси абцисс.
Варианты динамики максимального темпа (с 12 лет):
Сильная нервная система – выпуклый тип кривой (темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек, в последующем он может снизиться ниже исходного уровня).
Средняя сила нервной системы – ровный тип кривой (максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы).
Слабая нервная система - нисходящий тип кривой (максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы).
Средне-слабая нервная система – вогнутый тип кривой (первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием его до исходного уровня).
3. Тест «САН» (Самочувствие, активность, настроение)
Базовый тест "САН" (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., 1973) ограничен в применении на уроке т.к. его необходимо размножить для каждого обучающегося, и обработка достаточно трудоемка, поэтому целесообразно применение упрощенных модификаций:
А). «Градусник»
ИНСТРУКЦИЯ: «Сначала оцените свое самочувствие приближенно. Поставьте крестик над одним из интервалов: плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное. Теперь сделайте это точнее: поставьте крестик на делении. Проделайте аналогичную процедуру по другим шкалам».
- Оцените свое самочувствие (С), активность (А), настроение (Н) в соответствии с инструкцией на бланке.
Бланк к методике «Градусник»
С +----------------+----------------+----------------+----------------+
1 плохое 5 удовл. 10 хорошее 15 отличное 20
А +----------------+----------------+----------------+----------------+
1 плохое 5 удовл. 10 хорошее 15 отличное 20
Н +----------------+----------------+----------------+----------------+
1 плохое 5 удовл. 10 хорошее 15 отличное 20
- Рассчитайте интегральный коэффициент САН по формуле:
САН | = | С + А + Н |
3 |
Б). Модификация С.В. Ким
Каждому учащемуся предложено сделать выбор «маски» состояния и отметить символом в тетради до и после урока. Выполнение этого задания по самодиагностике занимает от 5 до 15 секунд. В приобретении навыка оценки САН и фиксации в специальном дневнике эффективно помогает таблица «масок».
«Маски» состояния.
Маска состояния | ☹ | • | ☺ |
Символ | – | 0 | + |
«С» самочувствие | Плохо себя чувствую | Нормально себя чувствую | Отлично! |
«А» активность | Не хочу ничего делать, устал | Готов учиться | Ура! Хочу заниматься, делать что-то интересное, узнавать новое на уроке. |
«Н» настроение | Плохое, огорчен, раздражен | Хорошее, нормальное, как обычно | Бодрое, прекрасное |
Оценка САН в баллах | 1 | 2 | 3 |
3. Метод изучения доминирующих психических состояний в образовательной деятельности (по Г.К. Зайцеву).
Учащиеся должны АНОНИМНО оценить свое состояние после урока, выбирая один из каждой пары дихотомических конструктов:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выбери из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует твоему состоянию после урока».
1. | грустно – весело |
2 | не интересно – интересно |
3. | устал – не устал |
4. | старался – не старался |
5. | доволен собой – не доволен собой |
6. | спокоен – раздражался |
Полученные результаты могут быть сведены в сводную таблицу:
ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ ____________________________ (Ф.И.О.)
Дата урока ___________________
Номер урока в учебном дне ________________
Предмет ______________
Класс ________________
Кол-во учащихся на уроке ________________
Тема урока _______________________________________________________
Кол-во учащихся, которые выбрали конструкты:
Позитивный конструкт | Кол-во уч-ся | Негативный конструкт | Кол-во уч-ся |
весело –(чувствую вдохновение) | грустно (чувствую подавленность) | ||
интересно | не интересно | ||
не волнуюсь (уверен в себе) | волнуюсь (не уверен в себе) | ||
не устал | устал | ||
старался (был активен) | не старался (был пассивен) | ||
доволен собой (был успешен) | не доволен собой (был неуспешен) | ||
не раздражался | раздражался (не хватало терпения) |
Результаты могут быть проанализированы по следующим показателям:
- По параллелям и по классам внутри параллели
- По дням недели
- По урокам в течение учебного дня
- По предметным областям и по учебным предметам внутри предметной области.
Для коррекции образовательного процесса важно проанализировать выраженность негативных состояний учащихся.
4. Экспресс-методики (по Гаврилычевой В.Ф.)
А. «Цветопись»
Детям предлагается оценить свое состояние с помощью цвета. Необходимо оговорить, что обозначает каждый цвет. Для этого можно использовать круг цветовосприятия Гете (по А.Н. Лутошкину):
Красный – активное, восторженное настроение
Оранжевый – радостное, теплое настроение
Желтый – светлое, приятное настроение
Зеленый – спокойное, ровное настроение
Синий – грустное, печальное настроение
Фиолетовый – тревожное, тоскливое настроение
Черный – крайняя степень неудовлетворения.
Для этой же цели можно применять «Салют» или «Букет». Для этого необходимо изготовить схему салюта или букета. Дети прикрепляют цветные квадратики (звездочки, цветочки и т.п.) на схему в соответствии со своим настроением. Необходимо напоминать, чтобы каждый взял только один знак!
Б. «Планеты»
Ребенку дают лист бумаги, разделенный на три сектора. В одном изображен плачущий месяц, в другом – улыбающееся солнце, в третьем – спокойная звезда. Ребенок записывает свою фамилию или ставит условную метку в том секторе, который соответствует его настроению.
В. «Это я»
Детям предлагают из трех карточек с рисунками лица («рожицы») выбрать ту, которая соответствует их настроению.
☺ • ☹
[1] Практикум по валеологии / автор-сост. к.п.н. М.Г. Колесникова. СПб., 2000. – 78с.