Внеурочная деятельность «Я – юный эколог» как условие реализации интегрированного обучения
Главной целью этого курса стало освоение основных понятий и закономерностей экологии, формирование исследовательской, экологической культуры, развитие навыков самостоятельной работы. Кроме того, первоклассники, знакомясь с экологией, могли научиться смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivashchenko_t.a._statya_po_ekologii.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Иващенко Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №5», г. Усть-Илимск
Внеурочная деятельность «Я – юный эколог» как условие реализации интегрированного обучения
В начальной школе во всех системах есть курс «Окружающий мир», где дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. В ООП НОО (ФГОС) входит Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта программа способствует достижению формирования представлений о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность.
Опрос родителей моих будущих первоклассников подтвердил выбор направления внеурочной деятельности. Многие родители хотели бы, чтобы их дети занимались в кружке по экологии. Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Я – юный эколог», рассчитанная на 1 год.
Главной целью этого курса стало освоение основных понятий и закономерностей экологии, формирование исследовательской, экологической культуры, развитие навыков самостоятельной работы. Кроме того, первоклассники, знакомясь с экологией, могли научиться смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Для этого необходимо решить ряд задач:
- расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- формирование ряда основополагающих экологических понятий, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, города, области.
Курс «Окружающего мира» - это благодатное поле для того, чтобы через внеурочную деятельность полученные знания приобрели более практический и личностный характер. Ключевым методом организации занятий по данной программе для меня стал метод проектов. Это самый распространенный вид исследовательского труда, который прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения, усиливает мотивацию ребенка к познанию окружающего мира. Этот метод позволяет комплексно проводить исследование, так как экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее параметров. Также обязательно использую игровую технологию.
Рассматривая построение тем всего курса по экологии, определила выход этих тем в разные предметы, интегрируя их, как показано в таблице.
Таблица 1
Линии тематической интеграции
Блок интеграции | Название предмета | Тема урока | Деятельность учащихся |
1. | Окружающий мир | Откуда берутся снег и лёд? | Лабораторная работа |
Литературное чтение | И. Суриков «Зима», Ю. Коваль «Летели метели» | Заучивание наизусть, выразительное чтение | |
Технология | Вырезание из бумаги снежинок | Выставка «Зимние узоры» | |
Кружок «Я – юный эколог» | Как зимует природа | Проект «Зимушка-зима» | |
2. | Окружающий мир | Куда реки текут? | Работа с картой Иркутской области |
Русский язык | Большая буква в географических названиях | Составление перечня рек Иркутской области | |
Литературное чтение | Играют волны, ветер свищет | Подготовка выставки книг | |
Технология | Передвижение по воде. | Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | |
Кружок «Я – юный эколог» | Экология рек | Выпуск сборника экологических сказок |
Если рассмотреть прохождение тем разных предметов во взаимосвязи с внеурочной деятельностью, то можно выстроить их параллельное изучение.
Таблица 2
Схема параллельного прохождения тем
Период Предмет | Окружающий мир | «Я – юный эколог» | Обучение грамоте / Литературное чтение | Технология |
Сентябрь | Тема раздела «Почему и зачем?» | Тема занятия Многообразие флоры и фауны | Звуки в окружающем мире. Звуки в речи. | Тема урока Природа и творчество. Природные материалы. |
Январь | Тема раздела «Где и когда?» | Тема занятия Кто как зимует | Звуки [х], [х ,] Буквы Х, х Чтение текста Хомка | |
Апрель | Тема раздела «Почему и зачем?» | Тема занятия Роль неживой природы в жизни живого | Тема урока И. Токмакова Когда это бывает? | Тема урока Настроение весны. Что такое колорит? |
Вот один из вариантов такой параллели. На уроке– экскурсии по окружающему миру «Особенности осенней природы» дети провели по группам свои наблюдения и зафиксировали их в тетради. На уроках русского языка и литературного чтения проведена работа по развитию речи, с использованием личных наблюдений на экскурсии, подбором, иллюстрированием стихотворений и чтением их наизусть. Две ученицы представили свои первые пробные стихотворения.
Таким образом, содержание уроков наполняется личностным смыслом для каждого ученика. Во время экскурсии не остаются незамеченными и экологические проблемы в городе: зараженная листва деревьев, разжигание костров, бездомные животные, мазутные лужи, мусор и другое. Эти проблемы озвучиваются учениками сразу же и на кружке по экологии, было предложено провести исследование одной из проблем совместно с родителями. Работа продолжилась по теме «Золотая осень – рыжая подружка». По собственному желанию ребята-экологи распределились по группам и дальнейшие два занятия были отведены на работу над проектом и его защитой перед всем классом. Останавливаться на этом нам с ребятами не захотелось, и им было предложено подготовить праздник с родителями и там показать все, что у нас получилось. В нашем классе вместе с родителями прошел осенний экологический праздник «В гостях у осени».
В ходе работы над проектами ведется целенаправленное формирование исследовательской деятельности учащихся. В сфере личностных универсальных учебных действий формируются общепознавательные универсальные учебные действия: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края. Для отслеживания уровня образовательных результатов проводится мониторинг: входной - методика «В лесу», на знание правил поведения в природе, умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в интересах природы в пользу последнего; итоговый - методика «Закончи историю», на определение ценностного выбора в типичных экологических ситуациях. Наблюдается положительная динамика: из 15 человек процент детей с высоким уровнем повысился с 7% (1 человек) до 40% (6 человек), низкий уровень снизился с 26% (4 человека) до 0%.
Юные экологи всегда активно задействованы в школьных и городских экологических акциях: «Птица года», «Покорми птиц!», «Сбережем планету от мусора!», День Земли, День воды. Свои знания ученики могли впервые показать, успешно участвуя во всероссийских дистанционных конкурсах по экологии: «Планета Земля», блиц-турнир «Росток», «Открытие», «Чудеса природы», «Осенние фантазии»; в муниципальных конкурсах «Альтернативная ель», конкурс плакатов «Берегите лес от пожаров!».
Список литературы
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки.- М .: Вако, 2004 г.
- Засоркина Н., Шатилова М. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 2005 г.