Система мониторинга учителя

Удается успешно использовать «Мониторинги результативности», «Дневники наблюдений», направляя процесс развития школьника, помогая ему в преодолении трудностей, в его личностном самосовершенствовании. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг качества знаний о бучающихся

Слайд 2

Цель мониторинга Определение уровня сформированности у обучающихся основных знаний, умений и представлений в соответствии с образовательными стандартами

Слайд 3

Возможности мониторинга увидеть несформированные умения, знания, представления; увидеть проблемные тематические блоки; сравнить уровень сформированности умений, знаний в тестовой работе; определить общий уровень подготовки; проследить динамику обученности; определить прочность усвоения знаний, умений и навыков; проследить осознанность и обобщенность знаний;

Слайд 4

Отслеживание уровня выполнения тестовых заданий по математике 2 класс 2009-2010 г.г Ф.И. обучающегося Нумерация двузначных чисел Сложение в пределах 100 Вычитание в пределах 100 Усвоение единиц длины Усвоение структуры задачи, решение Решение задач в 2 действия Геометрический материал Нумерация трехзначных чисел Решение задач в 3 действия Быковская Р 5 4 4 4 5 4 5 4 4 Ванина Н 3 4 3 3 4 3 4 3 3 Ванина Д 4 5 5 5 5 4 5 5 3 Грудовик Н 4 5 5 5 5 5 5 4 4 Гулиев Э 4 4 3 3 3 4 4 4 3 Евлахова Я 3 3 3 3 3 3 4 4 3 Калугин И 4 5 4 3 4 4 5 4 3 Кузнецов В 3 3 3 3 3 3 4 3 3 Кузнецова Ю 4 3 3 4 4 4 4 3 3 Логин В 4 3 3 3 4 3 4 3 4 Маркович С 4 4 4 3 3 4 4 3 4 Моисеев С 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Несветов Р 5 5 4 3 5 5 5 4 5 Пешкова Н 4 5 4 4 5 5 5 4 5 Полевая Л 3 4 3 3 4 3 4 5 3

Слайд 5

Диаграмма: Выполнение тестовых заданий по математике 2 класс

Слайд 6

Отслеживание уровня выполнения тестовых заданий по математике 3 класс 2010-20111 г.г Ф.И. обучающегося Нумерация трехзначных чисел Сложение в пределах 1000 Вычитание в пределах 1000 Усвоение единиц длины Усвоение единиц площади, нахождение площади нахождение периметра Решение на увеличение в.. Решение задач на кратное сравнение Решение задач на уменьшение в.. Геометрический материал Быковская Р 5 4 4 4 5 5 4 4 4 4 Ванина Н 4 4 3 3 3 4 3 3 3 4 Ванина Д 5 5 5 5 4 5 4 3 4 5 Грудовик Н 5 5 5 5 4 5 5 4 4 5 Гулиев Э 4 4 3 3 4 4 4 3 4 3 Евлахова Я 3 3 3 4 3 4 3 3 4 4 Калугин И 4 5 4 4 4 5 4 3 3 4 Кузнецов В 3 3 3 3 3 4 3 3 3 4 Кузнецова Ю 4 4 3 4 3 4 4 3 3 3 Логин В 4 5 3 3 3 4 3 4 3 4 Маркович С 4 4 4 3 4 4 4 4 3 3 Моисеев С 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 Несветов Р 5 5 4 5 3 5 5 5 4 5 Пешкова Н 5 5 4 4 4 5 5 5 4 5 Полевая Л 4 4 3 3 3 4 3 3 4 4 Полеева Т 5 5 4 3 4 5 4 3 3 5

Слайд 7

Диаграмма: Выполнение тестовых заданий по математике 3 класс 2010-20111 г.г

Слайд 8

Уровень усвоения таблицы умножения 3 класс 2010-2011 г. Ф.И. обучающегося Таблица умножения на: 2 3 4 5 6 7 8 9 Быковская Р 5 5 4 5 4 4 4 4 Ванина Н 4 4 3 3 3 3 3 3 Ванина Д 5 5 5 5 4 5 4 5 Грудовик Н 5 5 5 5 4 5 5 4 Гулиев Э 5 4 3 3 4 3 3 3 Евлахова Я 3 3 2 3 3 2 3 3 Калугин И 5 5 4 4 4 5 4 4 Кузнецов В 3 3 2 3 3 3 3 3 Кузнецова Ю 5 4 3 4 4 4 4 5 Логин В 5 5 4 4 4 4 3 4 Маркович С 4 4 4 3 4 4 4 4 Моисеев С 5 5 5 5 5 5 5 5 Несветов Р 5 5 4 5 5 5 5 5 Пешкова Н 5 5 4 4 4 5 5 5

Слайд 9

Диаграмма: Уровень усвоения таблицы умножения 3 класс 2010-2011 г.

Слайд 10

Уровень усвоения таблицы умножения 4 класс, сентябрь 2011 Ф.И. обучающегося Таблица умножения на: 2 3 4 5 6 7 8 9 Быковская Р 5 5 5 5 5 5 5 5 Ванина Н 4 4 4 4 4 3 3 3 Ванина Д 5 5 5 5 5 5 5 5 Грудовик Н 5 5 5 5 5 5 5 5 Гулиев Э 5 4 5 4 4 5 4 4 Евлахова Я 4 4 2 3 3 4 4 4 Калугин И 5 5 5 5 5 5 4 4 Кузнецов В 3 3 3 3 3 3 3 3 Кузнецова Ю 5 4 4 4 4 4 4 5 Логин В 5 5 4 4 4 4 4 4 Маркович С 4 4 4 3 4 4 4 4 Моисеев С 5 5 5 5 5 5 5 5 Несветов Р 5 5 4 5 5 5 5 5 Пешкова Н 5 5 4 4 4 5 5 5 Полевая Л 5 4 4 3 3 4 4 3

Слайд 11

Диаграмма: Уровень усвоения таблицы умножения 4 класс, сентябрь 2011

Слайд 14

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Ф.И. обучающегося Чтение текста Умеет найти то, что знал Умеет выделить новое Умеет ставить учебную задачу Умеет планировать свою деятельность Саморегуляция Рефлексивные навыки Выполнение творческих заданий Быковская Р В В В В В В В В Ванина Н С С С Н С С Н С Ванина Д В В В В В В С В Грудовик Н В С В С С С С С Гулиев Э С С В С Н С Н Н Евлахова Я Н С С Н С С Н С Калугин И С С В С С С С Н Кузнецов В Н Н С Н Н Н С С Кузнецова Ю С С В С Н С С Н Логин В С С С С Н С Н Н Маркович С С С В С Н С С С Моисеев С В В В В В В В В Несветов Р В В В С В С В В Пешкова Н В В В В В В В В Полевая Л С С С С С С С С

Слайд 15

Диаграмма: Уровень формирования навыков критического мышления обучающихся 4 класса

Слайд 16

Тест "Самооценка уверенности в себе" Отметьте знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “ - ”. Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу. 1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах. 2. Чаще всего у меня хорошее настроение. 3. Со мной все ребята советуются, считаются. 4. Я уверенный в себе человек. 5. Считаю, что я сообразительный и находчивый. 6. Я уверен, что всегда всем нужен. 7. Я все делаю хорошо. 8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты. 9. Люди часто помогают мне. 10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми. 11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях. 12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

Слайд 18

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершено согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. 1) Я иду утром в школу с радостью. 2) В школе у меня обычно хорошее настроение. 3) В нашем классе хороший классный руководитель. 4) К нашим школьным учителям можно обратиться за…

Слайд 19

Результаты анкетирования Удовлетворенность школьной жизнью

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Отслеживание уровня выполнения тестовых заданий по математике 2 класс 2009-2010 г.г

Ф.И. обучающегося

Нумерация двузначных чисел

Сложение в пределах 100

Вычитание в пределах 100

Усвоение единиц длины

Усвоение структуры задачи, решение

Решение задач в 2 действия

Геометрический материал

Нумерация трехзначных чисел

Решение задач в 3 действия

Быковская Р

5

4

4

4

5

4

5

4

4

Ванина Н

3

4

3

3

4

3

4

3

3

Ванина Д

4

5

5

5

5

4

5

5

3

Грудовик Н

4

5

5

5

5

5

5

4

4

Гулиев Э

4

4

3

3

3

4

4

4

3

Евлахова Я

3

3

3

3

3

3

4

4

3

Калугин И

4

5

4

3

4

4

5

4

3

Кузнецов В

3

3

3

3

3

3

4

3

3

Кузнецова Ю

4

3

3

4

4

4

4

3

3

Логин В

4

3

3

3

4

3

4

3

4

Маркович С

4

4

4

3

3

4

4

3

4

Моисеев С

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Несветов Р

5

5

4

3

5

5

5

4

5

Пешкова Н

4

5

4

4

5

5

5

4

5

Полевая Л

3

4

3

3

4

3

4

5

3

Полеева Т

4

5

4

3

5

4

5

5

3

Разуваев А

3

5

4

3

5

5

5

5

4

Рамусь Т

4

5

4

3

5

5

5

5

3

Сергиенко Н

4

5

4

4

5

4

4

5

3

Смородинова А

4

5

3

5

5

4

4

5

3

Сокорев Д

5

4

4

4

5

5

5

4

4

Хамин С

3

3

3

3

4

3

4

3

3

Чутков  Д

4

5

3

4

5

5

4

5

3

Выводы: обратить внимание на западающие темы: единицы длины, решение задач в 3 действия

Отработать индивидуально: …

Диаграмма: Выполнение тестовых заданий по математике 2 класс

Отслеживание уровня выполнения тестовых заданий по математике 3 класс 2010-20111 г.г

Ф.И. обучающегося

Нумерация трехзначных чисел

Сложение в пределах 1000

Вычитание в пределах 1000

Усвоение единиц длины

Усвоение единиц площади, нахождение площади

нахождение периметра

Решение на увеличение в..

Решение задач на кратное сравнение

Решение задач на уменьшение в..

Геометрический материал

Быковская Р

5

4

4

4

5

5

4

4

4

4

Ванина Н

4

4

3

3

3

4

3

3

3

4

Ванина Д

5

5

5

5

4

5

4

3

4

5

Грудовик Н

5

5

5

5

4

5

5

4

4

5

Гулиев Э

4

4

3

3

4

4

4

3

4

3

Евлахова Я

3

3

3

4

3

4

3

3

4

4

Калугин И

4

5

4

4

4

5

4

3

3

4

Кузнецов В

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

Кузнецова Ю

4

4

3

4

3

4

4

3

3

3

Логин В

4

5

3

3

3

4

3

4

3

4

Маркович С

4

4

4

3

4

4

4

4

3

3

Моисеев С

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

Несветов Р

5

5

4

5

3

5

5

5

4

5

Пешкова Н

5

5

4

4

4

5

5

5

4

5

Полевая Л

4

4

3

3

3

4

3

3

4

4

Полеева Т

5

5

4

3

4

5

4

3

3

5

Разуваев А

5

5

4

3

3

5

5

4

4

5

Рамусь Т

5

5

4

3

4

5

5

3

3

5

Сергиенко Н

5

5

4

4

4

4

4

3

3

4

Смородинова А

5

5

3

5

4

4

4

3

3

4

Сокорев Д

5

4

4

4

5

5

5

4

4

4

Хамин С

4

3

3

3

3

4

3

3

3

4

Чутков  Д

5

5

3

4

4

4

5

3

5

4

Выводы:  западающие темы- вычитание в пределах 1000, единицы площади, нахождение площади, решение текстовых задач на уменьшение в несколько раз

Отработать индивидуально: К…узнецов, Кузнецова, Гулиев, Евлахова, Полевая, Смородинова, Хамин, Чутков

Диаграмма: Выполнение тестовых заданий по математике 3 класс 2010-20111 г.г  

Уровень усвоения таблицы умножения 3 класс 2010-2011 г.

Ф.И. обучающегося

Таблица умножения  на:

2

3

4

5

6

7

8

9

Быковская Р

5

5

4

5

4

4

4

4

Ванина Н

4

4

3

3

3

3

3

3

Ванина Д

5

5

5

5

4

5

4

5

Грудовик Н

5

5

5

5

4

5

5

4

Гулиев Э

5

4

3

3

4

3

3

3

Евлахова Я

3

3

2

3

3

2

3

3

Калугин И

5

5

4

4

4

5

4

4

Кузнецов В

3

3

2

3

3

3

3

3

Кузнецова Ю

5

4

3

4

4

4

4

5

Логин В

5

5

4

4

4

4

3

4

Маркович С

4

4

4

3

4

4

4

4

Моисеев С

5

5

5

5

5

5

5

5

Несветов Р

5

5

4

5

5

5

5

5

Пешкова Н

5

5

4

4

4

5

5

5

Полевая Л

5

4

3

3

3

4

3

3

Полеева Т

5

5

4

4

4

5

4

4

Разуваев А

5

5

4

3

3

5

5

4

Рамусь Т

5

5

4

3

4

5

5

3

Сергиенко Н

5

5

4

4

4

4

4

3

Смородинова А

5

5

3

5

4

4

4

4

Сокорев Д

5

4

4

4

4

5

4

4

Хамин С

4

3

3

3

3

4

3

3

Чутков  Д

5

5

3

4

4

4

5

4

Диаграмма: Уровень усвоения таблицы умножения 3 класс 2010-2011 г.

Уровень усвоения таблицы умножения 4 класс, сентябрь 2011

Ф.И. обучающегося

Таблица умножения  на:

2

3

4

5

6

7

8

9

Быковская Р

5

5

5

5

5

5

5

5

Ванина Н

4

4

4

4

4

3

3

3

Ванина Д

5

5

5

5

5

5

5

5

Грудовик Н

5

5

5

5

5

5

5

5

Гулиев Э

5

4

5

4

4

5

4

4

Евлахова Я

4

4

2

3

3

4

4

4

Калугин И

5

5

5

5

5

5

4

4

Кузнецов В

3

3

3

3

3

3

3

3

Кузнецова Ю

5

4

4

4

4

4

4

5

Логин В

5

5

4

4

4

4

4

4

Маркович С

4

4

4

3

4

4

4

4

Моисеев С

5

5

5

5

5

5

5

5

Несветов Р

5

5

4

5

5

5

5

5

Пешкова Н

5

5

4

4

4

5

5

5

Полевая Л

5

4

4

3

3

4

4

3

Полеева Т

5

5

5

5

4

5

5

5

Разуваев А

5

5

4

5

5

5

5

4

Рамусь Т

5

5

4

3

4

5

5

4

Сергиенко Н

5

5

5

5

4

4

5

4

Смородинова А

5

5

3

5

4

4

4

4

Сокорев Д

5

4

4

4

4

5

4

4

Хамин С

5

4

4

4

4

4

3

3

Чутков  Д

5

5

3

4

4

4

5

4

Диаграмма: Уровень усвоения таблицы умножения 4 класс, сентябрь 2011

Уровень воспитанности 3 класс

Фамилия

Любознательность

Трудолюбие

Отношение к природе

Отношение к школе

Красивое в жизни

Отношение  к себе

Средний балл

Уровень воспитанности

Ванина Д

55

55

55

55

55

55

5

В

Грудовик

44

43

44

44

44

44

3.9

С

Гулиев

33

33

44

44

44

55

3.8

С

Евлахова

34

44

55

55

55

55

4.5

В

Мельник

44

43

44

43

43

54

3.8

С

Кузнецова

44

33

55

43

43

44

3.8

С

Логин

34

44

45

44

55

55

4.3

Х

Моисеев

55

55

55

55

55

55

5

В

Маркович

55

44

55

55

55

55

4.9

В

Несветов

55

45

55

55

55

55

4.9

В

Пешкова

44

55

55

55

55

55

4.8

В

Полевая

33

43

45

43

43

54

3.8

С

Полеева

55

55

55

55

55

55

5

В

Рамусь

45

44

55

54

55

55

4.6

В

Разуваев

55

44

45

44

44

44

4.3

Х

Сергиенко

55

44

55

55

45

55

4.7

В

Сокорев

55

55

55

45

44

54

4.6

В

Смородинова

55

55

55

55

55

55

5

В

Бызов

55

44

54

44

43

54

4.3

Х

Чутков

45

44

55

55

55

54

4.6

В

Быковская

55

55

55

55

55

55

5

В

Хамин

33

33

44

44

44

44

3,6

С

Кузнецов

33

43

44

44

44

44

3,8

С

Калугин

54

44

55

55

55

55

4,8

В

Ванина Н

43

33

55

44

44

44

3.9

С

Диаграмма: Уровень воспитанности 2 класс в сравнении с 3 классом

Результаты анкетирования

Удовлетворенность школьной жизнью

Занятость во внеурочное время 4 класс

Диаграмма: Уровень выполнения математических диктантов 4 класс 2011-2012 г.

Диаграмма: Результаты областного тестирования по русскому языку 3, 4 класс

 

Диаграмма: Результаты областного тестирования по математике  3, 4 класс

Диаграмма: Уровень выполнения математических диктантов в 3 классе 2010-2011 г



Предварительный просмотр:

Тест "Самооценка уверенности в себе"

Отметьте знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “ - ”.

Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Чаще всего у меня хорошее настроение.

3. Со мной все ребята советуются, считаются.

4. Я уверенный в себе человек.

5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.

6. Я уверен, что всегда всем нужен.

7. Я все делаю хорошо.

8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.

9. Люди часто помогают мне.

10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Я стараюсь планировать свою деятельность.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

18. Я учусь лучше, чем все остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Ученье для меня не представляет труда.

Фамилия, имя ___________________________________________

Количество набранных баллов_______

Расшифровка:

17 - 20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.

11 - 16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.

1 - 10 баллов - неуверенность в своих силах, в мнении достигнутого критичны, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершено согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1) Я иду утром в школу с радостью.

2) В школе у меня обычно хорошее настроение.

3) В нашем классе хороший классный руководитель.

4) К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5) У меня есть любимый учитель.

6) В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

7) Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8) У меня есть любимые школьные предметы.

9) Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10) На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью “У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если “У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же “У” больше 2, но меньше 3 или “У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Анкета учащегося “Ты и твой класс”

1) Нравится ли тебе самому твой класс?

а) да;

б) больше да, чем нет;

в) трудно сказать;

г) больше нет, чем да;

д) нет.  

2) Что больше всего тебе нравится в классе?

3) Что тебе не нравится в твоем классе?

4) Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы в жизнь класса?

5) Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе.

а) наш класс дружный и сплоченный;

б) наш класс дружный;

в) в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;

г) в нашем классе бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя;

д) наш класс недружный, часто возникают ссоры;

е) наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе.

6) Кто умеет правильно оценивать твои поступки?

7) Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?

8) Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?

9) Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса?

10) На кого тебе хотелось быть похожим в своей жизни?

11) Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?

12) Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:

а) очень хорошие;

б) хорошие;

в) когда как;

г) плохие;

д) очень плохие.

13) Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой?

а) да;

б) нет;

в) трудно сказать.

14) Назови самые большие твои желания:

первое желание_______________

второе желание_______________

третье желание_______________

Большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).
2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

 

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ОЦЕНКА САМООТНОШЕНИЯ

Для того чтобы оценить, сформировано ли у ребенка позитивное самоотношение, можно предложить ему ответить на вопросы небольшой анкеты. При этом необходимо предупредить, что его ответы не станут известны одноклассникам (сделать это лучше в письменном виде, отметив это в инструкции).

Анкета

1. Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например: «Я — хороший спортсмен». (Да, нет)

2. Для того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза. (Да, нет)

3. Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником. (Да, нет)

4. Если я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом. (Да, нет)

5. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет)

6. Ребята из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им. (Да, нет)

7. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет)

8. Если кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным. (Да, нет)

9. Мне бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю. (Да, нет)

10. Если бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше. (Да, нет

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТИ

Было солнечное утро. Громко зазвонил будильник. Петя потянулся в кровати, повернулся на другой бок и решил еще немного поспать. В это время раздался голос старшего брата: «Вставай немедленно, ты опоздаешь в школу. Небось, опять не сделал уроки, лентяй!»
(Дети должны поставить свой знак.)
В школе учительница Анна Ивановна сказала: «Тишина в классе! Петя, ты опять не сделал задание по математике. Это уже третий раз за последнюю неделю. Останешься сегодня после уроков и не пойдешь на футбол!»
На глазах у Пети выступили слезы. Он забыл тетрадь по математике дома, так как очень спешил в школу, из-за того что проспал.

(Дети должны поставить свой знак.)
Когда Петя вернулся домой, он включил свою любимую музыку. В это время послышались шаги. В комнату вошла мама. Она сказала: «Я так устала на работе, а ты сидишь и слушаешь свою музыку. Я же просила тебя подогреть обед. Ради бога, выключи магнитофон».
(Дети должны поставить свой знак.)
«Столько неприятностей за один день, — подумал Петя. — Я чувствую себя таким несчастным, я — просто настоящий неудачник».
В это время раздался телефонный звонок. Звонил лучший друг Пети: «Привет, мы собрались смотреть видео. Присоединяйся. С тобой всегда так весело».
(Дети должны поставить свой знак.)

После подсчета плюсов и минусов следует провести обсуждение с помощью следующих вопросов.

  • Часто ли у вас бывают дни, похожие на этот? 
  • Что люди чувствуют, когда таких неудачных дней бывает слишком много? 
  • Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.) 

Как мы можем помочь людям, которым не везет и они чувствуют себя неудачниками?

МОКРАЯ СОБАКА

Память о наших неудачах и поражениях является одной из причин понижения самооценки. Следующее упражнение поможет детям избавиться от неприятных воспоминаний.

Инструкция

Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Часто мы несем в себе воспоминания о прошлых неприятностях и неудачах. Это отнимает у нас много сил, делает нас неуверенными в себе. Например, кто-то из вас может подумать: «За последний диктант я получил двойку. У меня и на этот раз ничего не получится», или «Я совсем не симпатичная, никому не понравлюсь».
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос. Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее

МОЙ УСПЕХ

Для того чтобы достичь какой-то цели, важно уметь настроиться на успех, предвосхитить его, представить его себе во всех деталях. Такое умение можно приобрести с помощью следующей игры.

Инструкция

Подумайте, чего бы вы хотели добиться в этом году, чему вы хотели бы научиться. Подумайте, как без слов показать нам то, чему вы хотели бы научиться.
Дети некоторое время готовятся, затем каждому дается две минуты, чтобы он показал свою пантомиму. Одноклассники угадывают, что показывает каждый ученик. В больших классах можно объединять детей в группы по 6–7 человек.
После выполнения упражнения стоит обсудить с детьми следующие вопросы.

Насколько трудно было выбрать цель?
Что ты чувствовал, когда изображал ее?
Веришь ли ты, что сможешь добиться этой цели за один год?
Что для этого нужно сделать?
Достижима ли эта цель?

ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ

Детям важно понять, что внешнее поведение человека может быть только маской, под которой он скрывает истинные чувства.
Прежде всего следует спросить учащихся, знают ли они кого-нибудь, кто изображает из себя клоуна или пускает пыль в глаза, для того чтобы скрыть то, что творится у него в душе. Ни в коем случае нельзя называть имен, нужно только описать поведение такого человека. Выясните у детей, что, по их мнению, такой человек пытается скрыть от других.
Предложите детям лист бумаги, разделенный пополам. На одной половине сверху напишите «внутри», на другой — «снаружи». (Можно приготовить фигурки человека, одетого в бронежилет или в представительский костюм. Спереди на этой фигурке напишите «снаружи», сзади — «внутри».)
Попросите детей написать под словом «внутри» то, что они сами стараются скрыть от других. («На самом деле меня беспокоят мои отметки, но я этого не показываю» или «Я иногда чувствую неуверенность в себе».)
На другой части листа дети должны описать свое поведение. («Я держусь невозмутимо и уверенно», «Я веду себя так, будто мне все равно, какие у меня отметки».)
Обсудите с детьми, надо или нет показывать другим свои истинные чувства. (Любят ли другие людей «в масках»? Трудно или легко жить человеку «в маске»? Что нужно делать, чтобы не бояться показать людям, какой ты есть на самом деле?)

ХОРОШИЙ ЛИ Я ДРУГ?

Для того чтобы оценить, насколько у ребенка сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в группе, можно предложить ему ответить на вопросы (обвести утверждения «да» или «нет»). При этом детей необходимо предупредить, что их ответы не станут известны одноклассникам. Сделать это лучше в письменном виде, написав на бланке соответствующее предупреждение.

Опросник

1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).
2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).
3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).
4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).
5. Я сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем смотреть, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).
6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. Я предлагаю этому человеку чем-нибудь заняться вместе (да, нет).
7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).
8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).
9. Друзья бывают разные — одни более близкие, другие менее (да, нет).
10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА

Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.
Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:

с ним весело;
он — добрый;
признает свои ошибки;
умеет хранить секреты;
хорошо ко мне относится;
надежный;
честный;
верный.

Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают, и те, которые хотели бы развить в себе.
Обсудите с детьми такое выражение — «Людей привлекает в тебе то же самое, что тебя привлекает в людях».
Обратите внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.
С подростками стоит обсудить проблему употребления алкоголя, наркотиков, курения. Есть смысл поговорить о том, как важно оставаться самим собой, о том, что настоящая дружба невозможна в условиях подавления одного человека другим.
Умение сочувствовать, сопереживать другому человеку — важное качество, необходимое для дружеского общения.

НЕИЗБЕЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволит не только помочь детям найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры.

1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь в этой ситуации?
2. У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить друга. Как поступить в этом случае?
3. Ты доверил важный семейный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?
4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?
5. Ты дал в долг другу деньги несколько недель тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как ты поступишь?

КАК ПОМОЧЬ ОБИЖЕННОМУ

Проигрывание ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным, — это один из способов развития эмпатии.
Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начните с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными — человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, — не такой уж обидной.
Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие сценарии:

1. Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.
2. Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?
3. Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Пусть дети сами придумают подобные сюжеты. Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».

Кто в нашем классе самый (самая)?

    Черта характера

Фамилия, имя.

1.

Отзывчивый

Ворчливый

Смешливый

Добрый

Забывчивый

Вежливый

Позитивный

Хитрый

Добродушный

Задиристый

Красивый

Спортивный

Трудолюбивый

Обаятельный

     Самостоятельный

Весёлый

Неприятный

Честный

Жадный

Любознательный

Уверенный

     Агрессивный

Самокритичный

Трусливый

Надёжный

Упрямый

Злой

Умный

Аккуратный

Нахальный

 Можно поиграть немного по-другому.

Мы зашли с Вами в магазин, в котором вместо обычных товаров продаются черты характера, различные качества личности. Что бы Вы могли посоветовать приобрести здесь (Ф.И. ученика или ученицы) и почему?))