Разработки уроков
разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_rya_tp.docx | 41.3 КБ |
3_klass_rya_chis.docx | 36.28 КБ |
urok_okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx | 73.49 КБ |
uchus_sozdavat_proekt.docx | 132.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс: русский язык, 3 класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемая технология: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.
Ресурсы:
- компьютер;
- проектор;
- презентация PowerPoint;
- раздаточный материал для работы в группах
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Тема: | Творительный падеж имен существительных | |
Цель: | формировать понятие имени существительного творительном падеже, по признакам данной падежной форму (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Выработать умение определять и находить в тексте имена существительные в творительном падеже. | Познавательные УУД -уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; -обобщать в виде правила; -ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и знания. Регулятивные УУД -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -уметь работать по алгоритму; -проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; -давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД -сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; -учиться работать в группе и паре; -учиться учитывать позицию собеседника и формулировать собственное мнение и позицию. | Личностные УУД: -устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; -формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения |
Ход урока
№ | Этап урока, его цели | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
I этап. Стадия вызова | |||||||||||||||||
1. | Вводно-мотивационный (организационный момент) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством психологического настроя на урок. | Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Падежи имен существительных. (инструмент МЭНЭДЖ МЭТ) Поздоровайтесь с партнёром по плечу, улыбнитесь партнёру по лицу, дайте «пять». (на слайде карта путешествия) Сегодня мы отправимся к жителям ещё одного удивительного островка. Но нам понадобятся те знания, которыми мы уже владеем, чтобы добывать новые. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя, друг друга. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | ||||||||||||
2. | Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | (на сладе читают записи) Приготовиться к работе, награда по труду, отошёл от машины, стоял у школы, наблюдать за творчеством. Обобщите словосочетания, найдите «лишнее». Эти «лишнее» словосочетание– житель нового острова. Какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше? | Проводит актуализацию знаний. | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Лишнее словосочетание: наблюдать за творчеством – в другом падеже, другой вопрос; остальные употреблены в родительном и дательном падеже. Предлагают вопросы: На какие вопросы отвечают эти слова? Как изменяются? Чем являются в предложении? | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||
3. | Формулирование темы урока. Постановка задачи урока. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. | Послушайте небольшое стихотворение о новом жителе. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже творительном. Вы поняли, какой будет тема урока? Запишем в тетрадь: Творительный падеж. Запишем и лишнее словосочетание: наблюдать за творчеством. Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (Что я знаю об именах существительных в творительном падеже?) Для этого нужно настроиться на серьезную работу, и будем помогать друг другу. | Ведёт подводящий диалог, опираясь на логическое мышление учеников. Стимулирование деятельности. | Высказывают предположения. Формулируют учебную задачу урока через вопрос. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь формулировать мысли в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. | ||||||||||||
Составление кластера. Чтобы все наши ответы привести в порядок составим кластер. В центре напишем Творительный падеж, от него проведем стрелочки и укажем, что нам нужно узнать: слово-помощник, вопросы, предлоги, роль в предложении. Вот как много нам нужно узнать, а где мы это узнаем? (в учебнике, в справочнике, в Интернете) | На каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять, чертить будут дети | Систематизируют информацию в виде смысловых блоков | |||||||||||||||
II стадия. Стадия осмысления содержания. | |||||||||||||||||
4 | Восприятие и переработка информации. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие. | У вас на столах лежат карточки с текстом из справочника по русскому языку. Я предлагаю вам прочитать текст. Чтение текста с маркировкой. Прием «Инсерт» «˅»-уже знал, «+»-новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Творительный падеж. Его название связано с глаголом творить, то есть «делать, созидать». Творительный падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Т.п. - падеж-работяга. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, имеет слово-помощник доволен или творить. Существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, со, перед, под, над, между, за. В предложении являются второстепенными членами предложения.
Составление таблицы. Что вы узнали из этой статьи о творительном падеже? Мы достаточно узнали, чтобы чувствовать себя уверенно, что надо сделать? (выполнить упражнения, потренироваться) Запишите предложения, объясняя орфограммы (списывают с доски). За гор.дом начинается лес. На полянке пахнет з.мляникой. Мы увидели кустики с ч.рникой Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу падеж. С какими предлогами употребляется творительный падеж? Может ли употребляться без предлога? | Предлагает познакомиться с учебным и дополнительным материалом, который раздается каждому ученику | Читают материал, ставят пометки по мере понимания, заполняют таблицу. Обмениваются мнениями в парах. | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Регулятивные нацеливание на успешную деятельность. Познавательные поиск и выделение необходимой информации, структурирование своих знаний, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные уметь с достаточной полнотой и точностью формулировать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||
Вы теперь хорошо умеете определять у существительных творительный падеж и отличать его от других падежей? Сейчас проверим. Проблемное задание. Прием «Лови ошибку». Каждая группа (5 групп по 4 человека) выполнит задание №2 на карточке. Не забудьте о правилах работы в группе. В задании даны словосочетания, у них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки. Исправьте их.
Проверим результаты. (ответы по группам, возможно обсуждение ошибок в ответах) Почему возникли ошибки, вы догадались? (неправильно поставили вопрос, не обратили внимание на предлоги). Оцените свою работу в группе(закрашивают на выбор фигурку) Ошибок нет, работали вместе, дружно. Допустили 1 ошибку, с заданием все справились. Допустили 2-3 ошибки, не все работали дружно. | Организует практическую работу, обеспечивает контроль за работой в группах Слушание ответов | Делятся на группы. В группах распределяют работу, находят ошибки. Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы Делают выводы о затруднениях в работе Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки | |||||||||||||||
Динамическая пауза. | Ребята, а сейчас попробуем показать, как работают падежи в русском языке. Именительный подпрыгнул, А родительный летал. Дательный полез на гору, А винительный устал. Наш творительный поплавал, А предложный убежал. Падежи нам всем нужны, И при этом все важны! | Организует отдых детей | Показ движений с помощью пантомимы | ||||||||||||||
Резервный материал. Закрепление. Цель: обеспечить качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. | Самостоятельная работа. Развитие умений. Выполним упражнение 95. - развивается умение составлять предложения с существительными в Т.п. без предлогов. Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы. Запишите предложения. Укажите падеж имен существительных. Объясните, по каким признакам вы определи падеж. | Работают с учебником | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | ||||||||||||||
III. Стадия рефлексии. | |||||||||||||||||
5 | Проверка полученных знаний. Коррекция Цель: выведение знаний на уровень понимания и применения. Проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности учащихся | На все вопросы получили ответы? А теперь давайте проверим, насколько вы умеете использовать знания о существительных в творительном падеже. Игра «Верите ли вы, что…»
Обменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку по эталону. (на экране образец выполнения и критерии оценивания) Оцените работу вашего напарника. Были у вас ошибки? Нам достаточно знаний? Что еще необходимо узнать? Узнать роль в предложении существительных в творительном падеже. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Стране падежей. | Организует игру, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. | Отмечают знаками «+» или «-» Взаимопроверка, взаимооценка | Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | ||||||||||||
Вернемся к нашему кластеру и впишем все сведения о творительном падеже. О чем вы узнали? (называют и вписывают недостающие слово-помощник, вопросы, предлоги, роль в предложении) Достигли цели урока? Возьмите лист самооценки и оцените свою работу на уроке.
Вы довольны результатом? Ребята, а теперь в завершении нашей с вами работы, я предлагаю вам написать синквейн. Домашнее задание. Чтобы чувствовать себя уверенно надо выполнить домашнее задание. 1.Базовый уровень - с.53, Упр.96. 2. Повышенный уровень. Составить и записать текст о зиме, используя существительные в творительном падеже. | Дополняет кластер | Выполняют рефлексирующие действия Самооценивание | Регулятивные осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные определять границы знания и незнания, определять уровень усвоения материала. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Общее представление»
Учебно – методический комплект | «Школа России» |
Класс | 3 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Развитие критического мышления через чтение и письмо. |
Тема урока | Имя числительное. Общее представление |
Основные термины и понятия | Имя числительное, порядковые и количественные числительные, |
Приемы | «Эй АрГайд», «денотатный граф», синквейн |
Цели урока: Образовательные: - формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте. Развивающие: - умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, - развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, речь, пополнять словарный запас. - Развивать навыки самоконтроля. Воспитательные: Повышать интерес к изучаемому предмету. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи. | Планируемые результаты: Познавательные УУД -уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; -обобщать в виде правила; -ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и знания. Регулятивные УУД -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -уметь работать по алгоритму; -проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; -давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД -сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; -учиться работать в группе и паре; -учиться учитывать позицию собеседника и формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: -устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; -формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
индивидуальная; групповая | Компьютер; проектор; презентация PowerPoint; раздаточный материал для работы в группах; |
Ход урока
№ | Этап урока, его цели | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Iэтап. Стадия вызова | |||||
1. 2. | Вводно-мотивационный (организационный момент) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством психологического настроя на урок. Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Вот опять звенит звонок. Он позвал нас на урок. Всех прошу вас сесть, друзья, Ведь без знаний жить нельзя. Мы начнём сейчас урок. Он пойдёт ребятам впрок. Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. (инструмент МЭНЭДЖ МЭТ) Поздоровайтесь с партнёром по плечу, улыбнитесь партнёру по лицу, дайте «пять» Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь! На(слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк. - Обобщите слова каждого ряда, найдите «лишние». - Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. - Какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше. Все слова в русском языке относятся к какой-то части речи. - К какой из известных вам частей речи мы отнесем эти слова? - Выделенные нами слова не попали ни в одну из известных нам частей речи. - Какой вывод мы можем сделать? (эти слова относятся к новой части речи). | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Проводит актуализацию знаний. | Приветствуют учителя, друг друга. Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий. Предлагают вопросы: - На какие вопросы отвечают эти слова? - Что обозначают? - Как изменяются? - Чем являются в предложении? | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. | Формулирование темы урока. Постановка задачи урока. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. | _ Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. - Как называется тема урока? Запись темы в тетрадь: «Имя числительное». - Запишите слова оставшейся группы. – Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске: Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый. – Докажите, что они являются именами числительными. – Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени) – Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата) – Допишите его в наш список. Какие задачи мы поставим перед собой на урок? | Ведёт подводящий диалог, опираясь на логическое мышление учеников. | Высказывают предположения. Формулируют учебную задачу урока через вопрос: Что я знаю об именах числительных | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь формулировать мысли в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. |
Прием «Эй Ар Гайд (руководство предположения / реакции) У вас на столах лежат таблички. Я предлагаю вам несколько утверждений. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждение. Поработайте над этим заданием самостоятельно. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. (Приложение № 1) - Давайте посмотрим видеофильм. - Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видеофильма. | Слушание ответов обучающихся, корректировка выводов. Стимулирование деятельности. Вызывает у учащихся уже имеющие знания об имени числительном. | Систематизируют информацию об имени числительном в виде смысловых блоков. | Познавательные: - постановка проблемы Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | ||
- Теперь, по завершению просмотра видеофильма , еще раз прочитайте все утверждения. - В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением. - Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему. - Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас? Почему? Давайте посмотрим, что у нас получилось: - Вы назвали много утверждений, связанных со словом «числительное». - Сделайте вывод, используя утверждения. | Слушание ответов. Подводит учащихся к формулированию проблемы недостатка в знаниях по теме урока с помощью вопросов. | Составление определения понятия части речи – имя числительное, озвучивание понятия. | |||
II этап. Стадия осмысление содержания. | |||||
4. | Восприятие и переработка информации. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие. | - Можно на этом остановиться? (Необходимо, чтобы наши знания были организованы и структурированы в систему). - Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить денотатный граф - У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. - Какое? (Имя числительное) - Посоветуйтесь друг с другом и подберите глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными (Приложение № 2) ( Работа в парах) - Нашим помощником станет учебник. - Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. - Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении? Работа с текстом статьи. (Учащиеся читают с карандашом, делая пометки в тексте) - Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. - Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатный граф, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. (Работа в группах) - Если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один. - Оценим проекты по листу взаимооценки - Отмечаем только самое положительное: - Чьи графы оказались наиболее содержательными? - Наиболее логично построенными? - Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении? - Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы. (Приложение № 4) - Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. - Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи. (Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения) - Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? (обозначают порядок при счёте). | Консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, не вмешиваясь в творчество детей. Предлагает познакомиться с учебным и дополнительным материалом, который раздаётся каждому ученику Все глаголы фиксирует на доске Организует обсуждение Предлагает внести коррективы в денотатные графы. | На каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять , чертить будут дети Учащиеся предлагают глаголы Работа в парах На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи. Читают материал, ставят пометки. Обмениваются информацией в парах. Работают группами, завершая работу с денотатным графом Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки: (3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме») | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование своих знаний, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью формулировать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5. | Резервный материал Цель: обеспечить качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. | Самостоятельная работа учащихся - Спишите текст упр.345 , подчеркнув все числительные, обращая внимание на их правописание. - Назовите числительные из упражнения. - Как можно убедиться, что вы не ошиблись и написали числительные правильно? (Обратиться к словарю) | Работают с учебником Работа со словарём | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | |
Динамическая пауза, закрепление | «Хлопните в ладошки»(Подготовленный ученик читает стихотворение «Арифметика еды») - Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки: | Организует отдых детей | |||
III этап. Стадия рефлексия. | |||||
6. | Проверка полученных знаний, коррекция. Цель: Выведение знаний на уровень понимания и применения. Проверка сформированностиобщеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности учащихся | Какую роль играет в речи имя числительное? - Зачем нужно изучать имя числительное? - Получилось ли у нас выполнить те задания, которые мы наметили выполнить в начале урока? Вспоминали и считали, Много нового узнали. Что узнали, подскажи, Всем ребятам расскажи! - Продолжим знакомство счислительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. (Приложение № 6). Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок. . - Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки. - Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь? - Научиться правильно произносить числительные. - Узнать, как правильно изменять числительные по падежам. - Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Лингвинии. Самооценивание - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Покажите на карточке, как вы оцениваете свою работу, свой уровень. Вы довольны результатом? - Ребята, а теперь в завершении нашей с вами работы, я предлагаю вам написать синквейн (Приложение № 5) Домашнее задание. 1.Базовый уровень. с.60 Упр.106. 2. Повышенный уровень. Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются числительные. 3. Составьте синквейн | Организация рефлексии. Организует конкурс дикторов | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Ученики читают текст «про себя» Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Самооценивание | Личностные: способность ксамооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием,формировать адекватную самооценку. Познавательные: определять границы знания и незнания, определять уровень усвоения материала. |
Приложение № 1
Приём «Эй Ар Гайд(руководство предположения / реакции)
«До» | Утверждения | «После» |
1. Имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?» 2. Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте 3. Числительные делятся – на 2 разряда: количественные и порядковые 4. Имена числительные изменяются по падежам 5. Все числительные можно записать цифрами; 6. Является – любым членом предложения 7. Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами 8. Можно прожить день, не встретив ни одного числительного |
Приложение № 2
Глаголы, которые помогут познакомиться с числительными:
Обозначает…
Состоит…
Делится…
Изменяется…
Является…
Сочетается…
Включает …
Приложение № 3
Лист взаимооценки
Группа | Содержание | Логика | Речевое оформление |
(3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме»)
Приложение № 4
Пример денотатного графа
Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глаголы-связки и признаки.
Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.
Отвечает – на вопросы «сколько?»,
« который?»
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.
Употребляется – в устной и письменной речи (документы).
Приложение № 5
Синквейн
Имя числительное.
Порядковое, количественное.
Считает, определяет, измеряет.
Нас окружают всегда.
Слова-числа.
Приложение № 6
Конкурс дикторов
Текст
В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.
Предварительный просмотр:
Предмет, класс: Окружающий мир, 4 класс.
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемая технология: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.
Ресурсы:
- учебник;
- образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные обозначения;
- словари, справочники;
- компас, спиртовка для опытов;
- компьютер, проектор
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Тема: | Наши подземные богатства | |
Цель: | Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.) Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знания: - знать свойства важнейших природных ископаемых Умения: - проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению свойств полезных ископаемых; - характеризовать свойства полезных ископаемых на основе результатов наблюдений; -приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; - применять знания о свойствах полезных ископаемых для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. | Познавательные (в т.ч. логические) УУД: - использовать учебник и демонстрируемые опыты в качестве источников информации, - с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать. -устанавливать аналогии и причинно-следственные связей, строить рассуждения, относить к известным понятиям. - овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу - осваивать способ решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | - становление мотивационной основы учебной деятельности; - чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - бережное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину. |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Вызов | Беседа-размышление Русь-матушка, -Подумайте, о каких богатствах Земли пойдёт речь сегодня на уроке окружающего мира? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (предполагаемые ответы: «Богатства земли», «Полезные ископаемые», «Недра земли»). - Найдите в словаре значение слова «недра» (Толковый словарь С.И.Ожегова: «недра»-то, что находится под земной поверхностью) Самостоятельная работа в паре - Возьмите карточку и заполните её. Один ученик работает на скрытой доске (карточка- заготовка для самостоятельной работы может быть написана на плакате или начерчена на доске учителем заранее). - Вспомните, что называют полезными ископаемыми? - Какие полезные ископаемые вы уже знаете? Запишите в первый столбик таблицы. Как их используют в нашей стране? - А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме. - Третью графу таблицы пока не заполняйте, к ней мы обратимся позже. Работа с таблицей «Знаем- Хотим узнать - Узнали»
Проверка. (Комментарий. Примерное содержание таблицы– что могут написать дети)
Контрольно – оценочная деятельность (проводится на каждом этапе урока, формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки – необходимы для умения учиться, опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки) Учитель: Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? (Трудности могут возникнуть в заполнении второй строчки таблицы, так как для детей бывает трудно сформулировать цель деятельности, если она (строка) останется незаполненной, это решается на этапе проверки, сообща) - Как эти трудности можно преодолеть? (Быть внимательными, учиться ставить цели урока, пользоваться памятками) Итак, тема нашего урока: «Наши подземные богатства». Попробуем систематизировать полученную информацию. Приём «Составление кластера» -Сформулируйте цели урока: Узнать:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Осмысление (реализация) | - Отложите таблицы в сторону, переверните их. Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) Работа в группах. -Начинаем приобретать знания. Предлагаю поработать в группах. Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Каждый работает на общий результат. Своё несогласие выражай вежливо. Критикуешь- предлагай!) Распределите роли. Физминутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем все на привале. Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь, Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, вы ребятишки! Замедляем тихо шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно: Нам ещё работать нужно! Каждая группа получает материал для работы инструкцию: 1.Изучите соответствующий материал учебника с. 111-119, 2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу. Приём «Концептуальная таблица » Задание группам: 1 группа изучает свойства и применение горючих полезных ископаемых нефти и торфа.
2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа.
3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого каменного угля.
В помощь каждой группе (1-3): Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых: 1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный 2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды 3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное 4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды 5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха 4 группа знакомится со свойствами и применением железной руды.
5 группа знакомится со свойствами и применением цветной руды.
6 группа знакомится со свойствами и применением апатитов и калийной соли (учебник с. 117)
В помощь группе: Апатит – минерал обычно зелёного или сине-зелёного цвета. Это твёрдый камень, состоящий из продолговатых кристаллов. Является источником фосфора, необходимого для роста растений. Поэтому его называют «камнем плодородия». Калийная соль по внешнему виду и свойствам похожа на поваренную; состоит из прозрачных кристаллов, которые хорошо растворяются в воде, но имеют горький вкус. Ценное удобрение для выращивания сельскохозяйственных культур (содержит калий и азот) (Дети работают в группах, на партах - словари, справочники, учебник, раздаточный материал - образцы полезных ископаемых. Рассматривая образцы, учащиеся знакомятся со свойствами полезных ископаемых, сравнивают их между собой. Они обращают внимание на цвет, хрупкость, блеск полезного ископаемого, растворяемости или нерастворяемости в воде, сравнивают, тяжелее или легче воды это ископаемое. Можно продемонстрировать учащимся горение торфа: кусочек торфа помещают в металлическую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Торф возгорается, горит, выделяя дым, и оставляя золу. Учитель объясняет, что уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф. Рассматривая нефть, дети наливают ее в сосуд. Дети убеждаются, что нефть легче воды. Учитель беседует об этом свойстве нефти, которое приводит к большим бедствиям. Дополняя рассказ учеников, учитель поясняет, что все горючие полезные ископаемые используются не только как топливо. Но и как сырье для получения разнообразных продуктов, духов, лекарств и многих др. веществ. Знакомясь с рудами черных и цветных металлов, учитель напоминает, что рудами называют полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. Уместно задать вопрос: «Какие металлы вам известны?» и попросить вам привести примеры из металлов. Группе, работающей с магнитным железняком, учитель помогает определить, что это полезное ископаемое обладает сильными магнитными свойствами. С помощью компаса дети определяют северную сторону класса. Затем к компасу подносят образец магнитного железняка- стрелка компаса отклоняется в его сторону. Учитель спрашивает: «Что вызвало отклонение стрелки?» Кто-то из учеников догадывается, что это магнит. Учитель подтверждает правильность ответа и объясняет, что в местностях, где имеются залежи магнитного железняка, таким компасом пользоваться нельзя, так как он будет показывать неверное направление.) Защита проектов. (Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы.) Заполнение кластера после выступления каждой группы. - На какие группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте. Дополняем кластер. Приём «Составление кластера»
Информация для обобщения: На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный газ.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексия | Работа с таблицей: - Заполните, третий столбик («У») в таблице «ЗХУ». Приём «Таблица Знаем- Хотим узнать - Узнали» (окончательный вид заполненной таблицы)
(Заслушиваются ответы 1-2 учащихся, вносятся дополнения) - Достигли мы поставленных в начале урока целей? Какое открытие сделали сегодня на уроке? - Что было трудным? Удалось ли соблюдать правила работа в группе? Кого и за что вы хотели бы похвалить на уроке? - Поставьте цель на следующий урок окружающего мира. Что интересно было бы ещё узнать? (Узнать, какими полезными ископаемыми богата Иркутская область? Какие природоохранные мероприятия проводятся в нашей области?) Домашнее задание Учебник стр 111-120 ответить на вопросы 1-3 1) Поиск информации: узнать есть ли в нашей местности месторождения полезных ископаемых и каких. 2) Творческое задание: Практическая работа с поваренной солью с. 65 в тетради |
Приложение к уроку
Дидактический материал
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Ископаемые - извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер. Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко - сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен, но и опасен.
Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы
- строительные – гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел
- горючие (топливо)— нефть, природный газ, торф, каменный уголь
- руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)
- удобрения -- калийная соль, апатиты.
Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета. При разрушении гранита из кварца образуется песок, а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.
Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы. Скопления руды в земле называются месторождением. Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог - очень нужная и интересная профессия.
Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла, каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.
Нефть Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.
Нефть - жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство - она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами - качалками. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.
Известняк встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».
Тема занятия: “Создание мини-постера «Музейный экспонат»”
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты:
- Предметные: научиться создавать мини-постер по проекту.
- Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; формировать умение осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
- Метапредметные:
- Познавательные: анализировать представленные материалы из источников, находить и фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное, решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности.
Дидактические средства: плакат-постер, ватманы (3 шт), фломастеры, цветная бумага, ножницы, краски, кисти, материалы для проекта (3 шт), клей.
Место проведения урока: школьный музей.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы. | ||||||||||
1. Организационный момент | Создание доброжелательной атмосферы. | ||||||||||
2. Актуализация знаний участников | Учитель: - Назовите, какие источники можно использовать для поиска материала к проекту или исследования? | ||||||||||
Целеполагание. Подведение к теме занятия | Тема урока формулируется в виде вопроса. «Что такое постер?» (запись на доске или слайде)
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос (совместно с учителем определяют примерный план действий и записывают на доске или в рабочей тетради) План действий:
| ||||||||||
3. Самоопределение к деятельности | Найдите правильную формулировку, по вашему мнению, на карточках. | ||||||||||
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | - У вас на партах есть листочки и фломастеры, оформите, пожалуйста, постер. Сможете ли вы сейчас сделать это задание? Почему? Рис. 1 (Фрагмент из книги «Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 3 класса. В 2-х частях. Часть1.» ФГОС. Автор: Сизова, Селимова) | ||||||||||
5. Реализация построенного проекта | Учитель: В музеях хранятся музейные предметы. Когда они включаются в экспозицию, они становятся экспонатами. Что такое экспонат?
Учитель:
Ученики читают в тетради (с. 25). Учитель: Как вы думаете, как должен располагаться материал на постере? (выбрать вариант ответа)
Есть определённый порядок расположения информации Рис. 2 Работа со страницей 26. (Рис. 2 Фрагмент из книги. «Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 3 класса. В 2-х частях. Часть1.» ФГОС. Автор: Сизова, Селимова)) и чтение текста на карточке. Карточка для чтения. - Учащимся дается шаблон оформления постера без подписи разделов. Учитель: - Рассмотрите шаблон постера и предположите, какие разделы по своей теме вы могли бы разместить. (Обсуждение примерных разделов постера). Примерные разделы:
(Работа с текстом, обсуждение, запись заголовков). | ||||||||||
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Задание: Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает основу изделия - лист формата А3 с намеченной схемой для создания мини-постера. Так же дается дополнительный материал с небольшой информацией о музейных экспонатах. (Приложение № 1) | ||||||||||
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
|