Любимый город-Когалым
Здесь собран материал о родном городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в музей Мок-Мокэн | 111.49 КБ |
История города при помощи игр В.В.Воскобовича | 1.99 МБ |
НОД "Флаг Когалыма" | 17.84 КБ |
НОД "Символика Когалыма" | 19.04 КБ |
Целевая прогулка к памятнику "Капля жизни" | 13.78 КБ |
Целевая прогулка к высадке первого десанта | 14.07 КБ |
Целевая прогулка к Вечному огню | 14.14 КБ |
Целевая прогулка в парк Победы | 15.49 КБ |
Памятники Когалыма | 584.16 КБ |
КВИЗ "Когалым-жемчужина Западной Сибири" | 956.14 КБ |
Проект "Город в Западной Сибири" | 36.31 КБ |
Викторина о Когалыме | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Берёзка»
Конспект экскурсии
в пришкольный краеведческий музей « Мок-мокэн»
в старшей группе
Воспитатель: Дмитренко
Елена Борисовна
Когалым
2021 год
Цель: расширять знания детей о коренных жителях родного края, их традициях и обычаях посредством экскурсии в пришкольный краеведческий музей под открытым небом «Мок-Мокэн».
Программное содержание:
Обучающие:
- Расширять и обогащать знания детей о родном крае.
- Познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью коренного населения нашего края ханты и манси.
- Закрепить знания детей о растительном и животном мире Югры.
- Формировать познавательные интересы и познавательные действиядетей в различных видах деятельности.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
- Формировать первичные представления о малой родине, о социокультурных ценностях коренного народа, об их традициях и праздниках, культуре быта.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитать у детей интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
- Воспитывать аккуратность детей при выполнении работы с бисером.
Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации «Как надо вести себя в музее», беседы с просмотром презентаций о растительном и животном мире Югры, отгадывание загадок, чтение художественной и познавательной литературы о родном крае.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова –стойбище, музей, экспонаты, экскурсовод. Закрепить в словаре детей названия животных, растений, рыб. Ввести в словарь детей новые слова – муксун, стерлядь, лабаз.
Методы и приемы:
Игровой: п/игра «Олени и пастух»
Словесный: отгадывание загадок, ответы на вопросы, рассказ бабушки Аннэ.
Практический: выполнение работы из бисера.
Наглядный: рассматривание экспонатов в музее, рассматривание изделий из бисера.
Ход экскурсии:
I часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам, ребятам старшей группы. Давайте прочитаем его:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам бабушка Аннэ. Я живу в тайге, на стойбище. Приезжайте ко мне в гости, я хочу рассказать вам много интересного и познавательного о жизни коренного населения нашего края. Жду вас».
Воспитатель: Ребята, примем приглашение бабушки Аннэ?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в гостях.
Дети перечисляют знакомые им правила поведения в гостях
II часть.
Бабушка Аннэ: Здравствуйте, ребята! Я- хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения нашего края и предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу. Оно называется «Мок-Мокэн» и переводится с хантыйского «будущее- детям».
Бабушка Аннэ: Но сначала я хочу проверить ваши знания о нашем крае и предлагаю ответить на мои вопросы: какие деревья растут в тайге?
Дети: В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины, рябины.
Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие животные водятся в северных лесах?
Дети:В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.
Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие у вас хорошие знания! Какие рыбы плавают в реках и озерах нашего края?
Дети: В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши.
Бабушка Аннэ: А ещё есть рыбы с очень интересными названиями – муксун и стерлядь. Какие птицы летают над тайгой?
Дети:Над лесами тайги летают сороки, глухари, совы, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты, куропатки, тетерева.
Бабушка Аннэ: Огромное количество птиц летает в тайге. Посмотрите на их оперение и разнообразную окраску.
Бабушка Аннэ показывает чучела птиц.
Бабушка Аннэ: Какие ягоды растут в наших лесах?
Дети:В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.• Бабушка Аннэ: Какие животные обитают в тайге?
Дети перечисляют.
Бабушка Аннэ: А вы умеете отгадывать загадки?
Ответы детей.
Бабушка Аннэ: Сейчас посмотрим, моя первая загадка:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Заяц.
Бабушка Аннэ: Лежала под ёлками
Подушка с иголками,
Лежала, лежала
Да и побежала.
Дети: Ёж.
Бабушка Аннэ: Хвост пушистый,
Мех золотистый
в лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса.
Бабушка Аннэ: А что это за северное животное:
Бьет копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень,
Это — северный …
Дети: Олень.
Бабушка Аннэ: А где живут олени?
Ответы детей.
Бабушка Аннэ: Чем питаются олени?
Дети: Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.
Бабушка Аннэ: Это загон для оленей.
Показ загона.
Бабушка Аннэ: Давайте поиграем в подвижную игру «Олени и пастухи».
Цель: продолжать развивать реакцию детей на сигнал воспитателя, упражнять детей в беге, соблюдая дистанцию.
Правила игры: при беге не наталкиваться друг на друга, не наступать на ноги друг другу, не кричать.
Ход игры:
Бабушка Аннэ: Давайте сначала девочки будут оленями, а мальчики пастухами, потом наоборот мальчики будут оленями, а девочки пастухами.
Воспитатель одевает девочкам оленьи рога и упряжки, а мальчики держат упряжки.
Бабушка Аннэ: Пастухи пасите оленей!
Пастухи пасут оленей, говорят «Поть – поть – поть! » и бегут по кругу. Дети: Пастухи остановите оленей, они есть хотят!
Пастухи дергают за упряжку, говорят «Э – э – э!», при этом олени топают ногой, разгребают снег копытом, ищут ягель, мох, лишайники. Затем дети меняются.
Бабушка Аннэ: Как вы думаете, что это за избушка на «курьих ножках»? Это лабаз. Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет.
Ответы детей.
Бабушка Аннэ: Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях для того, чтобы не забрались дикие звери, где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок
Бабушка Аннэ: Как называется жилище у хантов?
Ответы детей.
Бабушка Аннэ: Каким промыслом занимаются мужчины-ханты?
Ответы детей.
Бабушка Аннэ: Чем в свободное время занимаются женщины?
Ответы детей.
III часть.
Бабушка Аннэ: Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера.
Дети рассматривают изделия из бисера.
Бабушка Аннэ: А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера .
Работа с бисером.
Бабушка Аннэ: Пришло время расставаться. Что нового вы узнали о жизни хантов?
Ответы детей.
Бабушка Аннэ благодарит детей, дает угощение в туеске.
Бабушка Аннэ: Вот вам ягоды брусники, варите компот из ягод и будьте здоровы.
Дети прощаются.
Воспитатель: Вот вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЫРЯЮ ВЫНЫРИВАЮ ОГИБАЮ ХМАО-ЮГРА
ГЕРБ ГОРОДА КОГАЛЫМА
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ В ПАРКЕ ПОБЕДЫ
ПАМЯТНИК ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМ НЕФТИ
НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ
ПАРОВОЗ
МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ
ПАМЯТНИК ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
образовательной области
«Художественное творчество »
« Флаг Когалыма»
в подготовительной группе
Подготовила и провела:
воспитатель Дмитренко Е.Б.
г. Когалым
2015 год
Цель: расширить и закрепить знания детей о символике нашего города Когалыма
Программные задачи:
Расширить знания детей о главной песне нашего города- гимне.
Формировать знания детей о гербе нашего города.
Закрепить знания детей о флаге города Когалыма, его основных цветах и изображении на нём.
Развивать мышление, мелкую моторику рук.
Воспитывать навыки аккуратности при выполнении аппликации флага нашего города.
Воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа: рассматривание альбома « Наш Когалым», беседа о родном городе, картинки с изображением видов города.
Материал и оборудование:
Картинка Буровичка, материал к аппликации- клеёнка, клей, салфетка, картинки с изображением видов города.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова- символы, гимн, герб, флаг.
Методы и приёмы:
Беседа о родном городе, чтение стихотворения « Мой Когалым», прослушивание гимна, беседа и рассматривание герба, рассматривание флага, физминутка, пальчиковая гимнастика, показ и объяснение выполненной работы, работа детей.
Содержание НОД:
Организационный момент:
Добрый день!- тебе сказали.
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Сегодня к нам в гости пришёл Буровичок. Он хочет узнать и посмотреть, как вы знаете свой город. Послушайте внимательно стихотворение.
Мы живём в краю сибирском,
В Когалыме мы живём.
Мы по улицам красивым
С удовольствием идём.
Когалым, Когалым
Стал для нас давно родным.
Округ наш Ханты-Мансийский
Для кого-то не знаком?
Приезжайте, Вас прокатим
На оленях с ветерком
Нефть и газ, нефть и газ,
Добывают здесь для нас.
- О каком городе эта песня;
-Где расположен этот город?
- Какие праздники проходят в городе?
Показ презентации о Когалыме
У каждого города есть своя символика. Назовите эту символику?
Что такое гимн?
Давайте прослушаем гимн нашего города.
Звучит гимн города.
О каких особенностях и достопримечательностях нашего города вы услышали в главной песне нашего города?
Что такое герб?
Кто знает, что изображено на гербе нашего города?
Давайте его рассмотрим.
Рассматривание герба и беседа по изображению на нём.
Физминутка.
Посмотрите внимательно на флаги различных городов и попробуйте найти флаг родного города.
Игра « Угадай флаг»
Что напоминает флаг города?
Какой цвет преобладает на флаге?
Что обозначает голубой цвет?
Что обозначает зелёный цвет?
Что обозначают две голубые полоски?
Какая река протекает в нашем городе?
Для работы вам потребуется цветная бумага, клей и ножницы. Давайте вспомним технику безопасности с ножницами и клеем.
Как мы можем сэкономить бумагу для следующей работы?
Пальчиковая гимнастика
В школу осенью пойду
Там друзей себе найду,
Научусь читать, писать,
Быстро, правильно считать
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.
А сейчас давайте выполним аппликацию флага родного города.
Самостоятельная работа детей под песню « Гимн Когалыма»
У Вас получились отличные маленькие флаги родного города. Буровичок вами остался доволен и на память дарит открытки с видами родного города.
Итог и анализ деятельности:
Назовите символы нашего города.
Напойте гимн города.
Что изображено на гербе нашего города?
Какую работы мы выполнили?
Какие цвета присутствуют на флаге нашего города?
Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад « Улыбка»
Конспект НОД
« Познавательное развитие»
« Символика Когалыма»
в подготовительной группе
Воспитатель: Дмитренко Е.Б.
Когалым
2015 год
Цель: познакомить детей с символикой города Когалыма – герб, гимн, флаг.
Программные задачи:
- Познакомить с символикой города Когалыма.
- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретенных знаний, умений и навыков в практическом действии.
- Продолжать работу по развитию диалогической и монологической речи.
- Формировать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности
- Воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа: чтение книг о городе, чтение стихотворений о Когалыме, рассматривание фотоальбомов с видами города, разучивание гимна Когалыма, беседа с детьми о достопримечательностях родного города.
Материал и оборудование: изображение флага и герба Когалыма, игра «Герб Когалыма» (на каждого ребёнка), раскраска « Флаг Когалыма» (на каждого ребёнка), запись « Гимн Когалыма», кукла Буровичок.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – Когалым, Россия, флаг, герб, гимн.
Методы и приёмы: чтение стихотворения о Когалыме и его символиках, рассматривание герба, игра « Собери герб», физминутка «Ягоды леса», рассматривание и беседа о флаге, игра « Раскрась флаг», прослушивание гимна.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
– Сегодня к нам в гости пришёл Буровичок. Он хочет узнать и посмотреть, как вы знаете свой город. Послушайте внимательно стихотворение:
На краю земли суровой,
Там, где вьюг и ветра вой,
Возведён красивый город –
Город Когалым.
Город нефти, город газа,
Город сказочных красот.
Не объять привычным глазом
Всех построек и высот.
– Вы догадались, о каком городе это стихотворение?
– Какие символы имеет каждый город?
Дети: Флаг, герб, гимн.
– Посмотрите внимательно на герб города. Верхняя часть щита рассечена на две части голубого и зеленого цвета, обозначающие принадлежность к Ханты-Мансийскому автономному округу. Что обозначают эти цвета?
Дети: Эти цвета – символы обилия рек, озер и лесов.
– Изображение какого зверя вы видите на гербе?
Дети: Медведь.
– Почему именно этот зверь изображён на гербе нашего города?
Дети: Медведь – это символ мудрости.
– Правильно, медведь олицетворяет символ предусмотрительности, мудрости, силы.
– В нижней части герба на серебряном поле – символе чистоты и невинности никем ранее не тронутых земель мы видим синие полосы, обозначающие две реки: Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун. Между этими реками расположен наш родной город.
– Что изображено под двумя полосками?
Дети: Изображение капли
– Что обозначает капля на гербе нашего города?
Дети: Это капля нефти – символ, являющийся одним из ключевых моментов для основания города.– Ребята! Буровичок приготовил для вас задание. У вас на столах лежат листочки. Подул сильный северный ветер и разбросал листочки. Давайте поможем Буровичку сложить герб города.
Игра «Собери герб»
Цель: упражнять и учить детей из отдельных частей собирать целое изображение герба Когалыма.
– А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Ягоды в лесу»,
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседание на название каждой ягоды.)
Нагулялся я в лесу
Корзину с ягодой несу.
(Ходьба на месте.)
– Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге России изображены 3 полосы разного цвета. Каждая полоса имеет своё значение.
У каждого города есть свой флаг. Когда выносят флаг?
Дети: Флаг выносится на торжественном мероприятии.
– Что напоминает флаг города?
Дети: Герб города.
– Опишите флаг города.
Дети описывают флаг города.
– Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие части – синюю и зеленую. Одна пятая часть полотнища у древка выделена в виде чередующихся вертикальных полос – трех белых и двух синих, при этом синие полосы вдвое шире белых.
Символика флага города воспроизводит символику герба города в сокращенном виде.
– Буровичок просит Вас внимательно посмотреть на флаг и запомнить цвета.
Дети запоминают цвета флага.
– А сейчас я флаг убираю, а вы раскрасьте маленькие флажки, которые принёс Вам Буровичок.
Игра «Раскрась флаг»
Цель: развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность при выполнении работы.
– А закончить нашу с вами встречу я хочу прослушиванием гимна нашего любимого города. Что такое гимн?
Дети: Торжественная песня.
– Когда исполняется торжественная песня?
Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках, соревнованиях.
– Как слушается гимн?
Дети: Все должны стоять.
Прослушивание гимна.
Подведение итога и анализа деятельности.
– Чем мы с вами сегодня занимались?
– Что новое узнали?
– Назовите символику любого города.
– Спасибо за вашу работу . Буровичок остался Вами довольный и на память дарит капельки нефти , на котором просит изобразить ваше настроение от сегодняшней вашей деятельности.
Предварительный просмотр:
Тема: Целевая прогулка к памятнику «Капля жизни»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: познакомить детей с памятником «Капля жизни»
Программные задачи:
Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о профессии нефтянник.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Словарная работа: памятник, бульвар, бронза, вышка, качалка, нефтепровод, молодожены.
Предварительная работа: беседа о родном городе, о его достопримечательностях, рассматривание иллюстраций на тему «Мой город Когалым»
Ход прогулки:
Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку по городу к главному символу Когалыма «Капля жизни», проговаривая слова пальчиковой гимнастики:
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Речка- это раз,
Ледовый дворец- это два.
Кинотеатр «Янтарь»- это три.
«Нефтяная капля- четыре,
Пять- стоит на горе.
К центру подхожу я шесть.
Семь- на танк могу залезть.
Восемь- из-за поворота
Видна железная дорога.
Девять- рядом с ней вокзал.
Десять славно погулял
И нисколько не устал.
Мы ребята с вами уже знакомились с достопримечательностями нашего города, но сегодня я вам расскажу и покажу наш главный символ Когалыма «капля жизни».
Этот удивительный памятник, который находится в центре города, на широком бульваре с поэтическим названием «Рябиновый», как нельзя лучше отражающий суть возникновения города, ведь именно нефть «вдохновила» жизнь в бывший поселок на болотах. Автора памятника зовут Андрей Ковальчук. Как вы думаете, ребята, кому посвящен этот памятник? (нефтяникам)
Правильно ребята. Памятник сделан из бронзы и посвящается жителям нашего города-нефтяникам. А давайте ребята мы поближе подойдем и заглянем внутрь многослойной композиции. На переднем плане мы видим буровую вышку, нефтяную качалку, нефтепровод. Не было бы нефти- не было бы нашего города. С другой стороны «Капли жизни» расположены фигурки жизнерадостного мальчика и счастливых молодоженов. Автор памятника хотел показать, что наш город цветущий, современный, молодой и проживают здесь счастливые дети. С третьей стороны- фигура ханта- это означает, что город находится на земле хантов и манси, коренных жителей Севера. В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную подвижную игру хантов и манси «Хейро».
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Берёзка»
Целевая прогулка
к памятному знаку высадки первого десанта
Воспитатель
Дмитренко Е. Б.
г. Когалым
2015 год
Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.
Программные задачи:
• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.
• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.
• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.
Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание прогулки:
На краю земли суровой,
Там где вьюг и ветра вой,
Возведён красивый город-
Город Когалым.
- Где расположился наш город?
- Какие достопримечательности города вы знаете?
- Где расположен памятник «Капля нефти»?
- Какие коренные народности проживают в нашем городе;
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.
Есть город в Западной Сибири
Он аккуратный, маленький, красивый
Люблю я Когалым свой молодой
И каждый житель в этом городе счастливый.
Мой Когалым - город красивый,
И пусть вокруг него болотный мир,
Но стоит только раз сюда приехать –
Не захотите вы расстаться с ним.
Когалым - наш совсем не столица,
Но Сибири жемчужина он,
И тобою мы можем гордиться,
Прославляя тебя с каждым днём.
В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.
Предварительный просмотр:
Тема: Целевая прогулка к Вечному огню
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: познакомить детей с историей памятника и его значением для жителей нашего города
Программные задачи:
Обобщить знания детей о войне,
Развивать внимательность, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к памятнику павших солдат.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова-вечный огонь, постамент, гранит.
Предварительная работа: чтение книг о войне, знакомство с биографией земляков, просмотри презентаций о войне 1941-1945 года.
Оборудование: цветы гвоздики.
Ход прогулки:
Расстаял утренний туман,
Красуется весна.
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идём
Встречать,
Солдат, седых, как он.
О каком празднике это стихотворение?
Сейчас мы с Вами находимся в парке Победы, который был открыт в честь 70—годовщины победы над фашистской Германией. Его площадь порядка 10 тысяч квадратных метров. Половину площади занимает Мемориал Памяти, где запечатлены имена когалымчан-участников боевых действий. Это- сержант Бузюк Владимир Евгеньевич, младший сержант Каримов Андрей Идрисович, рядовой Патешкин Сергей Васильевич. На гранитном пьедестале надпись «Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины». Центральная композиция мемориального комплекса-бронзовый обелиск коленопреклоненного воина. В руках он держит то самое Знамя Победы 150-й стрелковой дивизии. У обелиска был зажжен Вечный огонь-напоминание о том, что мы должны помнить, как было завоёвано мирное небо. О войне сложено много песен и стихов. Послушайте:
«День Победы»
Почему, дедуля, у тебя слеза?
Почему, дедуля, прячешь ты глаза?
Кто тебя обидел, можешь рассказать?
За тебя я буду драться, воевать.
Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,
Просто вспоминаю о былых боях,
Когда был я молод, родину любил
И врагов проклятых под Москвою бил!
Там друзей военных много полегло,
Вспоминать об этом сердцу тяжело!
И Победу в мое встретили не все,
Там лежать остались в утренней росе!
Ты живи, мой внучек, и войны не знай,
Каждый год с Победой пусть приходит Май!
Улыбайся солнцу, весело играй,
Но что было с нами, ты не забывай.
И всегда в этот праздник- день победы, люди возлагают цветы к монументу памяти павших солдат. Давайте и мы с вами сейчас возложим цветы к монументу и на память сфотографируемся. Дома расскажите близким и друзьям о нашей прогулке.
Предварительный просмотр:
Тема: Целевая прогулка в парк военной техники
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: познакомить детей с историей памятника и его значением для жителей нашего города
Программные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об Армии, военной технике, профессиях военных и их представителях о родах войск.
Учить детей образовывать от существительных однокоренные слова, обозначающие военные специальности.
Развивать внимание, коммуникабельность.
Воспитывать любовь к родному городу, патриотизм, дружеские отношения.
Словарная работа: военно-воздушные войска, сухопутные, наземные войска, военно-морские войска, военный, защитник, конструктор, изобретатель.
Предварительная работа: беседа о Российской Армии, рассматривание различных иллюстраций (военная техника), чтение стихотворения Александровой «Дозор», баллады Симонова «Сын артеллериста», рассказов Баруздина «За Родину!», «Слава», Кассиля «твои защитники» и Алексеева «Дом», заучивание четверостишия «Армия наша крепка и сильна…»
Оборудование: аудиозапись марша, эмблемы с различными родами войск, шапочки с символикой
Ход прогулки:
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в парк военной техники.
Армия наша крепка и сильна
Мирный наш труд охраняет она,
Армию любит российский народ,
Землю родную она бережёт
Скажите, кто такие защитники Отечества? (это военные, мужчины, которые служат в Армии, носят военную форму)
А какие военные профессии вы знаете?
Игра «Продолжи предложение» (с поочередным выставлением картинок на доске)
Танком управляет … танкист.
За штурвалом самолёта… летчик
В разведку ходит … разведчик.
С парашютом прыгает .. десантник
Из пушки стреляет .. артиллерист
Из пулемета строчит.. пулеметчик
Границу охраняет .. пограничник
На подводное лодке несет службу … подводник
На кораблях служит .. моряк
Обратите внимание, какую военную технику вы видите в парке?
Ребята, вся эта техник защищает нашу Родину со всех сторон, и поэтому в Армии есть несколько родов войск: сухопутные войска- они действуют на суше, военно-воздушные войска_ защищают Родину в воздухе, военно-морские войска- несут вахту в морях и океанах
К каким родам войск относится танк?
Каждый род войск обозначается каким-то символом. (воспитатель показывает детям символы). Сухопутные обозначаются символом, на котором изображены огонь и скрещенные шпаги, у военно-воздушных войск на символе есть крылья, символ военно-морских войск имеет якорь.
Я предлагаю Вам поиграть в игру «Найди свой род войск»
А теперь мы с Вами поиграем, разделимся на 3 команды. В каждой команде- свой командир. (Воспитатель назначает троих детей по своему усмотрению «главнокомандующими» родами войск, надевает им шапочки с символикой, остальным детям предлагает выбрать род войск и каждому надевает эмблему с символикой. Далее задание: как только зазвучит марш, вы свободно маршируете. Музыка прекращается-быстро находите эмблему своего рода войск и выстраиваетесь за командиром. Во второй раз задание усложняется. Сухопутные войска строятся (руки на пояс), военно-воздушные (руки вверх), а военно-морские войска (руки в стороны).
Молодцы, все команды справились с заданием. А сейчас давайте узнаем, к каким родам войск принадлежит, какая военная техника.
Игра «Найди свою технику»
(Воспитатель предлагает каждой команде по очереди подойти и взять себе картинку с нужной его роду войск техникой. Каждый ребёнок берёт картинку и говорит, например: «Сухопутным войскам нужен танк» и т.д. , дети беру картинки и бегут к военной технике.
Сколько военной техники нужно нашей Российской Армии! В современное время наши российские ученые постоянно думают над совершенствованием боевых машин, а военные конструкторы разрабатывают такую технику, какой нет ни у каких других стран мира!
Ребята, я предлагаю побыть сейчас учеными-конструкторами и изобрести свою модель военной техники. А помогут нам в этом шишки. Но не забывайте, у кого символ сухопутных войск, тот изобретает соответствующую технику. Дети выкладывают на асфальте выбранную военную технику.
Посмотрите внимательно, что еще находится в парке.
Для чего здесь турники, перекладины, гимнастический брус, стена, беговая дорожка?
На этой площадке занимаются ребята, которые пойдут служить в армию. На площадке они тренируются, испытывают силу воли, выносливость, мужество, терпение.
А сейчас я вам предлагаю потренироваться на этой площадке.
Ребята, где мы с вами находимся? Но пока мы только играли и мечтали, а когда вы вырастите большими, некоторые из вас станут военными, защитниками, для этого нужно расти не только умными, но и сильными и здоровыми.
Чтоб защитниками стать,
Долг солдата выполнять,
Нужно крепким, сильным быть,
С физкультурою дружить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятники Когалыма
Памятник « Слава труду»
Памятник воинам-интернационалистам
Парк военной техники
« Летопись России»
«Добрый рок-н-ролл »
« Капля нефти»
« Капля нефти»
Цветочные часы
Парк детской скульптуры « У Лукоморья»
Аллея звёзд Екатерина Симагина Фламинго
Екатерина Михайлова Кристина Бурч ВПК « Возрождение» Милана Аванесян АЭТ « Антрэ » Юлия Захарова
Бюст В.Г.Шмидта
Бюст С.А.Повха
Композиция « После вахты»
Композиция « Мальчик с собакой»
« Три медведя»
Памятный знак в честь высадки первого десанта
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения
«Когалым-жемчужина Западной Сибири» (дети 4-5 лет)
Дмитренко Елена Борисовна,
Воспитатель
МАДОУ «Берёзка», Когалым
ХМАО-Югра
Российская Федерация
Форма проведения: игровая
Цель: создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивая детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления
Задачи:
Познавательные:
- формировать потребность заниматься интересным и содержательным делом в процессе организации и проведении развлечения.
- формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в семье, детском саду, стране
- создавать у детей радостное и праздничное настроение.
Развивающие:
- развивать желание детей участвовать в творческих развивающих играх Воскобовича.
- расширять представления детей о достопримечательностях и истории города.
- развивать творческие способности и активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.
- воспитывать у детей стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях.
Предварительная работа: знакомство с историей города и его памятниками, заучивание стихов о родном городе.
Оборудование и материалы: игры В.В. «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты 1», «Мини-ларчик», разноцветные веревочки, малыш Гео, раскраски о Когалыме, смайлик «Нефтяная капля», цифры 1,2,3, фотографии достопримечательностей «Парк Победы», «Капля жизни», «Навстречу Солнцу».
Ход встречи:
- Организационный момент:
Воспитатель: Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Дети, здравствуйте!
Улыбнитесь я прошу веселей,
Ведь на волю просятся фантазии!
Воспитатель: Сегодня мы с Вами проведем КВИЗ- игру, посвящённую 40-летию нашего города и 50-летию высадки первого десанта. После выполнения каждого задания Вы будете получать нефтяную каплю, потому что мы живем в нефтяном крае. В нашей игре будет 4 раунда:
«История города»
«Герб города»
«Описательный»
«Коренное население»
2.Основная часть:
Воспитатель:
Когалым-любимый город,
Ты стоишь в краю суровом.
Город детства дорогой,
Все гордимся мы тобой!
1 раунд: «История города»
Он состоит из 10 вопросов и 3 вариантов ответов. Вам надо выбрать правильный и поднять нужную цифру.
- В каком году высадился первый десант? (1975,1985, 1998)
- В каком году станция Когалымская получила статус города? (1975,1985,1999)
- Сколько палаток было в палаточном городке? (100, 5,20)
- На чем добирались первые строители? (вертолёт, самолёт, поезд)
- Где жили первопроходцы? ( дома, на улице, в палатке)
- Что изображено на гербе города? (лиса, медведь, стерх)
- Кто является главой города? ( Путин, Пальчиков, Собянин)
- На какой улице располагается наш детский сад? (Прибалтийская, Бакинская, Ленинградская)
- Какая профессия почетная в нашем городе (нефтянник, тракторист, пилот)
- Как называется ледовый дворец (Юность, Айсберг, Юбилейный)
Молодцы! Все справились с заданием и получаете по нефтяной капле.
2 раунд: «Символика города»
Какие символы города Вы знаете?
У нашего города тоже есть свой герб и флаг. Герб города- щит. Верхний щит поделен на 2 части голубого и зеленого цвета, что обозначает изобилие рек, болот и лесов. В нижней части две синие полски, обозначающие две реки, между которыми располагается наш город. Под реками нефтяная капля, а в середине герба- медведь-символ мудрости и силы. Используя разноцветные верёвочки и «Чудо-соты 1» давайте сконструируем герб нашего города.
Дети с родителями выполняют задание.
Молодцы! Справились с заданием и получите нефтяную каплю.
3 раунд «Описательный»
У Вас на столах некоторые достопримечательности нашего города: Парк Победы, «Капля жизни» и «Навстречу Солнцу». Я буду описывать объект, а Вы должны поднять фотографию с данной скульптурной композицией.
- Эта скульптурная композиция была открыта в 2001 году. Она представляет собой нефтяную каплю и расположена на Рябиновом бульваре. На нефтяной капле предсталена жизнь северного города: нефтяная вышка, молодожены, коренное население.
- Этот объект был открыт в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне. На данном объекте находится парк военной техники и коленопреклоненный солдат у подножия которого зажжен Внчный огонь.
- Эта скульптурная композиция посвящена символу Югры и коренных народов. Она выстроена в следующем порядке: олень-самец с крупными рогами, оленёнок крупный, самка с рогами, оленёнок маленький. Она расположена недалеко от музейно-выставочного центра.
Молодцы! Снова справились с заданием и снова у Вас нефтяная капля.
4 раунд: «Коренное население»
Коренным населением являются ханты. Они живут на родовых угодьях и занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Женщины сами бисером вышивают себе наряды. Олени для хантов и одежда, и еда, и жилище. Олени питаются ягелем. Давайте с Вами при помощи «Чудо-сот 1» сконструируем оленя- символа коренного населения.
Дети выполняют задание.
Молодцы! С этим заданием тоже справились.
Посчитайте, сколько у Вас нефтяных капель.
Молодцы! У нас победила….
3.Заключительная часть:
Воспитатель: В память о нашей встрече я дарю раскраску, где вы можете узнать и раскрасить достопримечательности нашего города.
Дети получают раскраску.
Воспитатель: Большое спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- смайлик
1 раунд:
1 2 3
2 раунд:
3 раунд
4 раунд:
Раскраска:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Берёзка»
ПРОЕКТ
«Город в Западной Сибири »
Автор:
Дмитренко Елена Борисовна
воспитатель
г. Когалым ,
2019 г.
Содержание:
Актуальность
Паспорт проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Тип проекта
По времени реализации
Участники проекта
Сроки реализации
Форма представления
Принципы реализации проекта
Формы и методы организации
Этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты
Перечень используемой литературы и
нормативно-правовых актов
Приложение
Буклет « Город в Западной Сибири »
НОД « Красавиц леса- олень »
« Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта»
НОД « Музей под открытым небом»
Квест « Город в Западной Сибири»
Актуальность:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Паспорт проекта:
Цель проекта:
Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта :поисково-исследовательский, детско-взрослый, творческий.
По времени реализации:долгосрочный.
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Воспитатели.
- Родители детей
Сроки реализации: 1 учебный год.
Форма представления: слайдовая презентация.
Формы и методы организации:
- беседы с детьми;
- целевые прогулки;
- дидактические игры;
- изготовление фотоальбомов, буклетов;
- посещение музейно-выставочного центра;
- организация выставок детских работ;
- посещение детской библиотеки
- викторина «Когалым – город, который я знаю»;
- работа с родителями
- посещение музея под открытым небом
- проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Деятельность по проекту | Сроки проекта |
| Беседа «Город в западной Сибири ». Сбор материала. Разработка цели и задач проекта. Планирование этапов работы. | Сентябрь - октябрь |
| Лепка «Красавиц леса – олень ». Викторина «Когалым – город, который я знаю». Изготовление буклета « Город в Западной Сибири » Составление синквейна о Когалыме Посещение музейно-выставочного центра Посещение детской библиотеки. Посещение музея под открытым небом. Проведение мастер- класса по бисероплетению с первопроходцем Когалыма Г.А.Демедюк | Ноябрь - апрель |
| Презентация « Город в Западной Сибири »». | Май |
Ожидаемые результаты:
- Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
- Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности ( конкурсах, выставках, мероприятиях).
Перечень используемой литературы:
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и др. «Родной край».
- Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
- Конвенция о правах ребенка.
- Декларация прав ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
Немного истории нашего города:
Озера, сосны, ягель и болота,
Неласковых туманов ворожба,
Но для кого-то этот край – работа,
А для кого – то этот край – судьба…
Разбуженный могучими моторами
Встает из зимней спячки Когалым
Стальными буровыми над озерами,
Качалками над ягелем седым.
Строительными кранами над соснами,
Людскими голосами на заре,
Улыбками детишек светоносными
И думами о мире и добре…
(Татьяна Вакуленко)
У каждого населённого пункта есть своя визитная карточка. Своя история есть и у Когалыма.
В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на югорской земле. Всего в палаточном городке было 20 палаток.
За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа деревянная. Потом построили столовую НГДУ, пекарню.
В детском саду работала воспитателем Л.Сорокина. К концу 1976 году в детском саду « Ёлочка» было 15 человек и располагался он в деревянном здании на территории НГДУ. Первыми учителями были Гаврилова Г.М . и Кудрявцева В.И. В первую смену учились младшие классы, а после обеда- старшеклассники. Часто в посёлке не было света, тепла. Одну из палаток выделили под красный уголок, где показывали кинофильмы. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, которых в здешних местах видимо-невидимо. Белки не боялись людей и прыгала по веткам с дерева на дерево. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит город. Почту получали вертолётом.Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их. Стали появляться улицы, названия которых происходило от их месторасположения – Пионерская (первая в посёлке), Таёжная ( в тайге), Студенческая ( строили студенты из строительных отрядов , которые работали летом по комсомольским путёвкам), Береговая ( по берегам реки Ингу-Ягун), Олимпийская была построена в 1980 году в год московской Олимпиады и тем самым получила своё название. В 1980 году на территории посёлка проживало 4,5 тысяч человек. В этом же году прибыли строители из прибалтийских республик_ Литвы, Латвии и Эстонии. На них была возложена почётная миссия по строительству городу на берегу реки Ингу-Ягун. В 1981 году был сдан первый пятиэтажный дом по улице Повха 2. 1 мая 1985 года вышел в свет первый номер ежедневной газеты « Когалымский рабочий», который рассказывал о жизни нефтяников и города, а 15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку рабочего подчинения был присвоен статус города. Наш город называют столицей « ЛУКойла», жемчужиной Западной Сибири. ЛУКойл- это объединение трёх сибирских городов: Когалыма, Урая, Лангепаса, которое образовалось в 1991 году. Сегодня Когалым – современный , благоустроенный, с удобными для жилья кварталами, с широкими улицами: Дружбы Народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская , Югорская, Молодёжная, Бакинская. История нашего города полна важных и значительных событий. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений всегда царит в городе.
Приложение 1.
НОД по лепке «Красавиц леса – олень»
Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить с дикими животными.
- Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.
- Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.
Развивающие задачи:
- Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
- Продолжать учить детей отгадывать загадки.
- Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к природе родного края.
- Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.
Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.
Материал:
Демонстрационный:готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.
Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова - панты, бурелом.
Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях, проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.
Содержание организованной образовательной деятельности:
I часть.
Дети проходят становятся в круг.
Круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!
А потом пойдём налево 1-2-3!
В центре круга соберёмся 1-2-3!
И обратно мы вернёмся 1-2-3!
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём!
- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?
Ответы детей.
- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:
От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … (олень).
II часть.
Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?
Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель: Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами.
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?
Ответы детей.
Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»
Физминутка:
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай лапу мне давай.
Лепка оленя.
- Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
- Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
- Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
- Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
- Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
- На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
- Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.
Самостоятельная работа детей.
III часть.
Итог занятия:
Воспитатель: О чём мы сегодня с вами беседовали?
Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.
Приложение 2.
Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта
Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.
Программные задачи:
• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.
• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.
• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.
Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание прогулки:
На краю земли суровой,
Там где вьюг и ветра вой,
Возведён красивый город-
Город Когалым.
- Где расположился наш город?
- Какие достопримечательности города вы знаете?
- Где расположен памятник «Капля нефти»?
- Какие коренные народности проживают в нашем городе;
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.
Есть город в Западной Сибири
Он аккуратный, маленький, красивый
Люблю я Когалым свой молодой
И каждый житель в этом городе счастливый.
Мой Когалым - город красивый,
И пусть вокруг него болотный мир,
Но стоит только раз сюда приехать –
Не захотите вы расстаться с ним.
Когалым - наш совсем не столица,
Но Сибири жемчужина он,
И тобою мы можем гордиться,
Прославляя тебя с каждым днём.
В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.
Приложение 3
Конспект квеста «Город в Западной Сибири »
Цель: обобщить знания о родном городе
Программные задачи:
Воспитывать любовь к городу .
Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свой город .
Учить детей узнавать символику и главу города
Предварительная работа:
чтение книг о городе, составление пазла « Мой город», экскурсия в музейно-выставочный центр, экскурсия в библиотеку, встреча с первопроходцами города.
Словарная работа:
активизировать в словаре слова- символика, герб, палаточный городок
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Тогда я рада вас поприветствовать на нашей игре «Путешествие по родному городу ! Вы готовы?
Дети: Да!
Ведущий: Ой, что это за звуки? Кажется к нам кто-то едет !
(звучит музыка. Под музыку заходит Акань- девочка в хантыйской одежде )
Акань : Подождите, куда это вы собрались? И без меня?
Ведущий: Здравствуй Акань , мы с ребятами отправляемся в путешествие по родному городу .
Акань : Какому такому родному городу ? Я не знаю, что это?
Ведущий : Садись с нами в паровоз! Мы отправляемся в путь!
(дети берутся друг за друга и под музыку двигаются к первой остановке)
Голос: «Остановка Флажковая»
Акань : А что это тут в коробочке? (высыпает из коробки прямоугольные части картона из трех цветов: черный, красный, синий ) Ой! Что же я наделала ?!
Ведущий: Не беда, сейчас ребята помогут тебе все собрать! Но нужно не просто собрать, а каждый цвет положить в свою ячейку.
Ведущий: Ребята, вы узнали флаг нашего города ?
Дети: Да!
Акань : А что означают эти цвета?
(Ответы детей)
Ведущий: Скорей садимся в паровоз! Нас ждет следующая остановка!
Голос: «Остановка Разукрашкина»
Карлсон: Ничего себе! Какой шар огромный!
Ведущий: Это не просто шар! Это наша планета Земля.
Акань : Нет, я видела нашу планету! На ней много зеленых лесов и голубых океанов! А у вас не такая!
Ведущий: А мы ее сейчас разукрасим!
(Дети мелками разукрашивают планету)
Ведущий: Паровоз отправляется!
(Дети двигаются к третьей остановке)
Голос: «Остановка Любимый город»
Ведущий: Сейчас мы проверим , как Вы знаете родной город?
(Викторина о родном городе ).
Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Акань , теперь ты поняла , что такое родной город ?
Акань:: Да, теперь я поняла, что нет ничего дороже родного города ! До свидания!
Ведущий: Счастливого пути!
Приложение 5
Конспект экскурсии
в музей « Мок-мокэн» в старшей группе
Цель: совершить экскурсию в музей под открытым небом « Мок-Мокэн».
Программное содержание:
расширять и обогащать знания детей о родном крае.
познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью ханты и манси
развивать познавательную активность у детей, навыки общения со сверстниками
воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации « Как надо вести себя в музее».
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - музей, экспонаты, экскурсовод.
Ход экскурсии:
Хантыйка: Здравствуйте, ребята, я хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения - ханты и предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу, которое называется «Мок-Мокэн». Означает - «Природный дом для будущих поколений». (Дословно переводится с хантыйского – детям и внукам).
Как вы думаете, как называется этот треугольный домик? Правильно… Это чум. Такой чум может любая женщина – ханты поставить за сорок минут. А разобрать еще быстрее. Ханты – оленеводы. Им приходится кочевать, передвигаться с одного места на другое, чтобы олени могли питаться ягелем.
А что это за избушка на «курьих ножках». Это лабаз. В нем народ ханты хранил продукты. Чтобы грызуны не могли к этим продуктам добраться, ножки у лабаза делали вот такой формы… Мышка, или колонок поднимались, головкой ударялись о выступ и падали на землю. Добраться до продуктов у них не получалось… В лабазах хранили также одежду. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок.
На священных местах строили священные Лабазы. Их строили на одной ножке. И хранили там все священное (голову медведя, богов, бубен и другое), там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек.
Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет. Зимой было проще, а на лето делали ледники: выкапывали яму, туда клали лед и закрывали. Все хранилось как в холодильниках.
А что это за северное животное.
Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)
А где живут олени?
А чем питаются они?
( показать загон для оленей)
Как называется жилище у хантов?
Чем в свободное время занимаются женщины?
Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера. А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера. (работа с бисером)
Ну вот и пришло время расставаться.
Что нового вы узнали о жизни хантов?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Как называется наш детский сад? (детский сад « Улыбка»)
2. На какой улице он расположен? ( улица Ленинградская)
3. В каком году высадился первый десант строителей на когалымскую землю? ( в 1977 году )
4. Где жили первопроходцы? ( в палаточном городке )
5. Сколько палаток было в палаточном городке? ( 20 палаток )
6. Где находится первый дом в Когалыме ? ( на улице Повха , 2 )
7. Когда празднуется День города в Когалыме? (Первое воскресенье сентября)
8. С какой ягодой связано название места, изображенного на фото? ( Рябина, Рябиновый бульвар )
9. Почему город называют правобережной частью города? (расположен на правом берегу реки)
10.Что изображено на гербе города Когалым ? (Медведь и капля нефти)
11. Кто является мэром города Когалым ? ( Николай Пальчиков)
12. В каком музее собрана история города? ( музейно-выставочный центр)
М ОЛОДЦЫ!