Любимый город-Когалым

Дмитренко Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад « Берёзка»

Конспект экскурсии

 в пришкольный краеведческий музей « Мок-мокэн»

в старшей группе

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Экология\дворр\SAM_0051.JPG

Воспитатель: Дмитренко

Елена Борисовна

Когалым

2021 год

Цель: расширять знания детей о коренных жителях родного края, их традициях и обычаях посредством экскурсии в пришкольный краеведческий музей под открытым небом «Мок-Мокэн».

Программное содержание:

Обучающие:

  • Расширять и обогащать знания детей о родном крае.
  • Познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью коренного населения нашего края ханты и манси.
  • Закрепить знания детей о растительном и животном мире Югры.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действиядетей в различных видах деятельности.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
  • Формировать первичные представления о малой родине, о социокультурных ценностях коренного народа, об их традициях и праздниках, культуре быта.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  • Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
  • Воспитывать аккуратность детей при выполнении работы с бисером.

Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации «Как надо вести себя в музее», беседы с просмотром презентаций о растительном и животном мире Югры, отгадывание загадок, чтение художественной и познавательной литературы о родном крае.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова –стойбище, музей, экспонаты, экскурсовод. Закрепить в словаре детей названия животных, растений, рыб. Ввести в словарь детей новые слова – муксун, стерлядь, лабаз.

Методы и приемы:

Игровой: п/игра «Олени и пастух»

Словесный: отгадывание загадок, ответы на вопросы, рассказ бабушки Аннэ.

Практический: выполнение работы из бисера.

Наглядный: рассматривание экспонатов в музее, рассматривание изделий из бисера.

Ход экскурсии:

I часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам, ребятам старшей группы. Давайте прочитаем его:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам бабушка Аннэ. Я живу в тайге, на стойбище. Приезжайте ко мне в гости, я хочу рассказать вам много интересного и познавательного о жизни коренного населения нашего края. Жду вас».

Воспитатель: Ребята, примем приглашение бабушки Аннэ?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в гостях.

  Дети перечисляют знакомые им правила поведения в гостях

II часть.

Бабушка Аннэ: Здравствуйте, ребята! Я- хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения нашего края и предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу. Оно называется «Мок-Мокэн» и переводится с хантыйского «будущее- детям».

Бабушка Аннэ: Но сначала я хочу проверить ваши знания о нашем крае и предлагаю ответить на мои вопросы: какие деревья растут в тайге?

Дети: В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины, рябины.

Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие животные водятся в северных лесах?

Дети:В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.

Бабушка Аннэ: Молодцы! Какие у вас хорошие знания! Какие рыбы плавают в реках и озерах нашего края?

Дети: В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши.

Бабушка Аннэ: А ещё есть рыбы с очень интересными названиями – муксун и стерлядь. Какие птицы летают над тайгой?

Дети:Над лесами тайги летают сороки, глухари, совы, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты, куропатки, тетерева.

Бабушка Аннэ: Огромное количество птиц летает в тайге. Посмотрите на их оперение и разнообразную окраску.

Бабушка Аннэ показывает чучела птиц.

Бабушка Аннэ: Какие ягоды растут в наших лесах?

Дети:В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.• Бабушка Аннэ: Какие животные обитают в тайге?

  Дети перечисляют.

Бабушка Аннэ: А вы умеете отгадывать загадки?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Сейчас посмотрим, моя первая загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Дети: Заяц.

Бабушка Аннэ: Лежала под ёлками

Подушка с иголками,

Лежала, лежала

Да и побежала.

Дети: Ёж.

Бабушка Аннэ: Хвост пушистый,

Мех золотистый

в лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети: Лиса.

Бабушка Аннэ: А что это за северное животное:

Бьет копытами «цок-цок»,

Снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень,

Это — северный …

Дети: Олень.

Бабушка Аннэ: А где живут олени?

  Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Чем питаются олени?

Дети: Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.

Бабушка Аннэ: Это загон для оленей.

Показ загона.

Бабушка Аннэ: Давайте поиграем в подвижную игру «Олени и пастухи».

Цель: продолжать развивать реакцию детей на сигнал воспитателя, упражнять детей в беге, соблюдая дистанцию.

Правила игры: при беге не наталкиваться друг на друга, не наступать на ноги друг другу, не кричать.

Ход игры:

Бабушка Аннэ: Давайте сначала девочки будут оленями, а мальчики пастухами, потом наоборот мальчики будут оленями, а девочки пастухами.

Воспитатель одевает девочкам оленьи рога и упряжки, а мальчики держат упряжки.

Бабушка Аннэ: Пастухи пасите оленей!

Пастухи пасут оленей, говорят «Поть – поть – поть! » и бегут по кругу.  Дети: Пастухи остановите оленей, они есть хотят!

Пастухи дергают за упряжку, говорят «Э – э – э!», при этом олени топают ногой, разгребают снег копытом, ищут ягель, мох, лишайники. Затем дети меняются.

Бабушка Аннэ: Как вы думаете, что это за избушка на «курьих ножках»? Это лабаз. Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет.

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях для того,  чтобы не забрались дикие звери, где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок

Бабушка Аннэ: Как называется жилище у хантов?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Каким промыслом занимаются мужчины-ханты?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ: Чем в свободное время занимаются женщины?

Ответы детей.

III часть.

Бабушка Аннэ: Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера.

Дети рассматривают изделия из бисера.

Бабушка Аннэ: А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера .

Работа с бисером.

Бабушка Аннэ: Пришло время расставаться. Что нового вы узнали о жизни хантов?

Ответы детей.

Бабушка Аннэ благодарит детей, дает угощение в туеске.

Бабушка Аннэ: Вот вам ягоды брусники, варите компот из ягод и будьте здоровы.

Дети прощаются.

Воспитатель: Вот вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС С ИГРОЙ «ШНУР-МАЛЫШ» ВОСПИТАТЕЛЬ: ДМИТРЕНКО Е.Б.

Слайд 2

НЫРЯЮ ВЫНЫРИВАЮ ОГИБАЮ ХМАО-ЮГРА

Слайд 5

ГЕРБ ГОРОДА КОГАЛЫМА

Слайд 6

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ В ПАРКЕ ПОБЕДЫ

Слайд 7

ПАМЯТНИК ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМ НЕФТИ

Слайд 8

НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

Слайд 10

ПАРОВОЗ

Слайд 11

МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ

Слайд 12

ПАМЯТНИК ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ



Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Улыбка»

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности

образовательной области

«Художественное творчество »

« Флаг Когалыма»

в подготовительной группе

Подготовила и провела:

воспитатель Дмитренко Е.Б.

г. Когалым

2015 год

Цель:  расширить и закрепить знания  детей о символике нашего города Когалыма

Программные задачи:

Расширить знания детей о главной песне нашего города- гимне.

Формировать знания детей о гербе нашего города.

Закрепить знания детей о флаге города Когалыма, его основных цветах и изображении на нём.

Развивать мышление, мелкую моторику рук.

Воспитывать навыки аккуратности при выполнении аппликации флага нашего города.

Воспитывать любовь к родному городу.

Предварительная работа: рассматривание альбома « Наш Когалым», беседа о родном городе, картинки с изображением видов города.

Материал и оборудование:

Картинка Буровичка, материал к аппликации- клеёнка, клей, салфетка, картинки с изображением видов города.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова- символы, гимн, герб, флаг.

Методы и приёмы:

Беседа о родном городе, чтение стихотворения « Мой Когалым», прослушивание гимна, беседа и рассматривание герба, рассматривание флага, физминутка, пальчиковая гимнастика, показ и объяснение выполненной работы, работа детей.

Содержание НОД:

Организационный момент:

Добрый день!- тебе сказали.

Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Сегодня к нам в гости пришёл Буровичок. Он хочет узнать и посмотреть, как вы знаете свой город. Послушайте внимательно стихотворение.

            Мы живём в краю сибирском,

            В Когалыме мы живём.

            Мы по улицам  красивым

            С удовольствием идём.

            Когалым, Когалым

            Стал для нас давно родным.

            Округ наш Ханты-Мансийский

            Для кого-то не знаком?

            Приезжайте, Вас прокатим

            На оленях с ветерком

             Нефть и газ, нефть и газ,

            Добывают здесь для нас.

- О каком городе эта песня;

-Где расположен этот город?

- Какие праздники проходят в городе?

Показ презентации о Когалыме

У каждого города есть своя символика. Назовите эту символику?

Что такое гимн?

Давайте прослушаем гимн нашего города.

Звучит гимн города.

О каких особенностях и достопримечательностях нашего города вы услышали в главной песне нашего города?

Что такое герб?

Кто знает, что изображено на гербе нашего города?

Давайте его рассмотрим.

Рассматривание герба и беседа по изображению на нём.

Физминутка.

Посмотрите внимательно на флаги различных городов и попробуйте найти флаг родного города.

Игра « Угадай флаг»

Что напоминает флаг города?

Какой цвет преобладает на флаге?

Что обозначает голубой цвет?

Что обозначает зелёный цвет?

Что обозначают две голубые полоски?

Какая река протекает в нашем городе?

Для работы вам потребуется цветная бумага, клей и ножницы. Давайте вспомним технику безопасности с ножницами и клеем.

Как мы можем сэкономить бумагу для следующей работы?

Пальчиковая гимнастика

           В школу осенью пойду

           Там друзей себе найду,

          Научусь читать, писать,

          Быстро, правильно считать

          Я таким учёным буду!

          Но свой садик не забуду.

А сейчас давайте выполним аппликацию флага родного города.

Самостоятельная работа детей под песню « Гимн Когалыма»

У Вас получились отличные маленькие флаги родного города. Буровичок вами остался  доволен и на память дарит открытки с видами родного города.

Итог и анализ деятельности:

Назовите символы нашего города.

Напойте гимн города.

Что изображено на гербе нашего города?

Какую работы мы выполнили?

Какие цвета присутствуют на флаге нашего города?

Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад « Улыбка»

Конспект  НОД

« Познавательное развитие»

« Символика Когалыма»

в подготовительной группе

Воспитатель: Дмитренко Е.Б.

Когалым

2015 год

Цель: познакомить детей с символикой города Когалыма – герб, гимн, флаг.

Программные задачи:

  • Познакомить с символикой города Когалыма.
  • Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретенных знаний, умений и навыков в практическом действии.
  • Продолжать работу по развитию диалогической и монологической речи.
  • Формировать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
  • Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Предварительная работа: чтение книг о городе, чтение стихотворений о Когалыме, рассматривание фотоальбомов с видами города, разучивание гимна Когалыма, беседа с детьми о достопримечательностях родного города.

Материал и оборудование: изображение флага и герба Когалыма, игра «Герб Когалыма» (на каждого ребёнка), раскраска « Флаг Когалыма» (на каждого ребёнка), запись « Гимн Когалыма», кукла Буровичок.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – Когалым, Россия, флаг, герб, гимн.

Методы и приёмы: чтение стихотворения о Когалыме и его символиках, рассматривание герба, игра « Собери герб», физминутка «Ягоды леса», рассматривание и беседа о флаге, игра « Раскрась флаг», прослушивание гимна.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

– Сегодня к нам в гости пришёл Буровичок. Он хочет узнать и посмотреть, как вы знаете свой город. Послушайте внимательно стихотворение:

На краю земли суровой,
Там, где вьюг и ветра вой,
Возведён красивый город –
Город Когалым.
Город нефти, город газа,
Город сказочных красот.
Не объять привычным глазом
Всех построек и высот.

– Вы догадались, о каком городе это стихотворение? 
– Какие символы имеет каждый город? 
Дети: Флаг, герб, гимн. 
– Посмотрите внимательно на герб города. Верхняя часть щита рассечена на две части голубого и зеленого цвета, обозначающие принадлежность к Ханты-Мансийскому автономному округу. Что обозначают эти цвета?
Дети: Эти цвета – символы обилия рек, озер и лесов.
– Изображение какого зверя вы видите на гербе? 
Дети: Медведь. 
– Почему именно этот зверь изображён на гербе нашего города? 
Дети: Медведь – это символ мудрости.
– Правильно, медведь олицетворяет символ предусмотрительности, мудрости, силы.
– В нижней части герба на серебряном поле – символе чистоты и невинности никем ранее не тронутых земель мы видим синие полосы, обозначающие две реки: Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун. Между этими реками расположен наш родной город. 
– Что изображено под двумя полосками?
Дети: Изображение капли
– Что обозначает капля на гербе нашего города?
Дети: Это капля нефти – символ, являющийся одним из ключевых моментов для основания города.– Ребята! Буровичок приготовил для вас задание. У вас на столах лежат листочки. Подул сильный северный ветер и разбросал листочки. Давайте поможем Буровичку сложить герб города.

Игра «Собери герб»

Цель: упражнять и учить детей из отдельных частей собирать целое изображение герба Когалыма.

– А сейчас немного отдохнём.

Физминутка «Ягоды в лесу»,

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседание на название каждой ягоды.)
Нагулялся я в лесу
Корзину с ягодой несу. 
(Ходьба на месте.)

– Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге России изображены 3 полосы разного цвета. Каждая полоса имеет своё значение. 
У каждого города есть свой флаг. Когда выносят флаг?
Дети: Флаг выносится на торжественном мероприятии. 
– Что напоминает флаг города? 
Дети: Герб города.
– Опишите флаг города.
Дети описывают флаг города.
– Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие части – синюю и зеленую. Одна пятая часть полотнища у древка выделена в виде чередующихся вертикальных полос – трех белых и двух синих, при этом синие полосы вдвое шире белых.
Символика флага города воспроизводит символику герба города в сокращенном виде.
– Буровичок просит Вас внимательно посмотреть на флаг и запомнить цвета.
Дети запоминают цвета флага.
– А сейчас я флаг убираю, а вы раскрасьте маленькие флажки, которые принёс Вам Буровичок.

Игра «Раскрась флаг»

Цель: развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность при выполнении работы.

– А закончить нашу с вами встречу я хочу прослушиванием гимна нашего любимого города. Что такое гимн? 
Дети: Торжественная песня.
– Когда исполняется торжественная песня? 
Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках, соревнованиях. 
– Как слушается гимн? 
Дети: Все должны стоять.

Прослушивание гимна.

Подведение итога и анализа деятельности.

– Чем мы с вами сегодня занимались?
– Что новое узнали?
– Назовите символику любого города.
– Спасибо за вашу работу . Буровичок остался Вами довольный и на память дарит капельки нефти , на котором просит изобразить ваше настроение от сегодняшней вашей деятельности.



Предварительный просмотр:

Тема: Целевая прогулка к памятнику «Капля жизни»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: познакомить детей с памятником «Капля жизни»

Программные задачи:

Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о профессии нефтянник.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Словарная работа: памятник, бульвар, бронза, вышка, качалка, нефтепровод, молодожены.

Предварительная работа: беседа о родном городе, о его достопримечательностях, рассматривание иллюстраций на тему «Мой город Когалым»

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку по городу к главному символу Когалыма «Капля жизни», проговаривая слова пальчиковой гимнастики:

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Речка- это раз,

Ледовый дворец- это два.

Кинотеатр  «Янтарь»- это три.

«Нефтяная капля- четыре,

Пять- стоит на горе.

К центру подхожу я шесть.

Семь- на танк могу залезть.

Восемь- из-за поворота

Видна железная дорога.

Девять- рядом с ней вокзал.

Десять славно погулял

И нисколько не устал.

Мы ребята с вами уже знакомились с достопримечательностями нашего города, но сегодня я вам расскажу и покажу наш главный символ Когалыма «капля жизни».

Этот удивительный памятник, который находится в центре города, на широком бульваре с поэтическим названием «Рябиновый», как нельзя лучше отражающий суть возникновения города, ведь именно нефть «вдохновила» жизнь в бывший поселок на болотах. Автора памятника зовут Андрей Ковальчук. Как вы думаете, ребята, кому посвящен этот памятник? (нефтяникам)

Правильно ребята. Памятник сделан из бронзы и посвящается жителям нашего города-нефтяникам. А давайте ребята мы поближе подойдем и заглянем внутрь многослойной композиции. На переднем плане мы видим буровую вышку, нефтяную качалку, нефтепровод. Не было бы нефти- не было бы нашего города. С другой стороны «Капли жизни» расположены фигурки жизнерадостного мальчика и счастливых молодоженов. Автор памятника хотел показать, что наш город цветущий, современный, молодой и проживают здесь счастливые дети. С третьей стороны- фигура ханта- это означает, что город находится на земле хантов и манси, коренных жителей Севера. В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную подвижную игру хантов и манси «Хейро».



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Берёзка»

Целевая прогулка

к памятному знаку высадки первого десанта

Воспитатель

Дмитренко Е. Б.

г. Когалым

2015 год

Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.

Программные задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.

• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.

• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.

Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание прогулки:

На краю земли суровой,

Там где вьюг и ветра вой,

Возведён красивый город-

Город Когалым.

- Где расположился наш город?

- Какие достопримечательности города вы знаете?

- Где расположен памятник «Капля нефти»?

- Какие коренные народности проживают в нашем городе;

- Сколько лет исполняется нашему городу?

- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.

Есть город в Западной Сибири

Он аккуратный, маленький, красивый

Люблю я Когалым свой молодой

И каждый житель в этом городе счастливый.

Мой Когалым - город красивый,

И пусть вокруг него болотный мир,

Но стоит только раз сюда приехать –

Не захотите вы расстаться с ним.

Когалым - наш совсем не столица,

Но Сибири жемчужина он,

И тобою мы можем гордиться,

Прославляя тебя с каждым днём.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.



Предварительный просмотр:

Тема: Целевая прогулка к Вечному огню

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: познакомить детей с историей памятника и его значением для жителей нашего города

Программные задачи:

Обобщить знания детей о войне,

Развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к памятнику павших солдат.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова-вечный огонь, постамент, гранит.

Предварительная работа: чтение книг о войне, знакомство с биографией земляков, просмотри презентаций о войне 1941-1945 года.

Оборудование: цветы гвоздики.

Ход прогулки:

Расстаял утренний туман,

Красуется весна.

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать,

Солдат, седых, как он.

О каком празднике это стихотворение?

Сейчас мы с Вами находимся в парке Победы, который был открыт в честь 70—годовщины победы над фашистской Германией. Его площадь порядка 10 тысяч квадратных метров. Половину площади занимает Мемориал Памяти, где запечатлены имена когалымчан-участников боевых действий. Это- сержант Бузюк Владимир Евгеньевич, младший сержант Каримов Андрей Идрисович, рядовой Патешкин Сергей Васильевич. На гранитном пьедестале надпись «Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины». Центральная композиция мемориального комплекса-бронзовый обелиск коленопреклоненного воина. В руках он держит то самое Знамя Победы 150-й стрелковой дивизии. У обелиска был зажжен Вечный огонь-напоминание о том, что мы должны помнить, как было завоёвано мирное небо. О войне сложено много песен и стихов. Послушайте:

«День Победы»

Почему, дедуля, у тебя слеза?

Почему, дедуля, прячешь ты глаза?

Кто тебя обидел, можешь рассказать?

За тебя я буду драться, воевать.

Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,

Просто вспоминаю о былых боях,

Когда был я молод, родину любил

И врагов проклятых под Москвою бил!

Там друзей военных много полегло,

Вспоминать об этом сердцу тяжело!

И Победу в мое встретили не все,

Там лежать остались в утренней росе!

Ты живи, мой внучек, и войны не знай,

Каждый год с Победой пусть приходит Май!

Улыбайся  солнцу, весело играй,

Но что было с нами, ты не забывай.

И всегда в этот праздник- день победы, люди возлагают цветы к монументу памяти павших солдат. Давайте и мы с вами сейчас возложим цветы к монументу и на память сфотографируемся. Дома расскажите близким и друзьям о нашей прогулке.



Предварительный просмотр:

Тема: Целевая прогулка в парк военной техники

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: познакомить детей с историей памятника и его значением для жителей нашего города

Программные задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей об Армии, военной технике, профессиях военных и их представителях о родах войск.

Учить детей образовывать от существительных однокоренные слова, обозначающие военные специальности.

Развивать внимание, коммуникабельность.

Воспитывать любовь к родному городу, патриотизм, дружеские отношения.

Словарная работа: военно-воздушные войска, сухопутные, наземные войска, военно-морские войска, военный, защитник, конструктор, изобретатель.

Предварительная работа: беседа о Российской Армии, рассматривание различных иллюстраций (военная техника), чтение стихотворения Александровой «Дозор», баллады Симонова «Сын артеллериста», рассказов Баруздина «За Родину!», «Слава», Кассиля «твои защитники» и Алексеева «Дом», заучивание четверостишия «Армия наша крепка и сильна…»

Оборудование: аудиозапись марша, эмблемы с различными родами войск, шапочки с символикой

Ход прогулки:

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в парк военной техники.

Армия наша крепка и сильна

Мирный наш труд охраняет она,

Армию любит российский народ,

Землю родную она бережёт

Скажите, кто такие защитники Отечества? (это военные, мужчины, которые служат в Армии, носят военную форму)

А какие военные профессии вы знаете?

Игра «Продолжи предложение» (с поочередным выставлением картинок на доске)

Танком управляет … танкист.

За штурвалом самолёта… летчик

В разведку ходит … разведчик.

С парашютом прыгает .. десантник

Из пушки стреляет ..  артиллерист

Из пулемета строчит..  пулеметчик

Границу охраняет ..  пограничник

На подводное лодке несет службу … подводник

На кораблях служит ..  моряк

Обратите внимание, какую военную технику вы видите в парке?

Ребята, вся эта техник защищает нашу Родину со всех сторон, и поэтому в Армии есть несколько родов войск: сухопутные войска- они действуют на суше, военно-воздушные войска_ защищают Родину в воздухе, военно-морские войска- несут вахту в морях и океанах

К каким родам войск относится танк?

Каждый род войск обозначается каким-то символом. (воспитатель показывает детям символы). Сухопутные обозначаются символом, на котором изображены огонь и скрещенные шпаги, у военно-воздушных войск на символе есть крылья, символ военно-морских войск имеет якорь.

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Найди свой род войск»

А теперь мы с Вами поиграем, разделимся на 3 команды. В каждой команде- свой командир. (Воспитатель назначает троих детей по своему усмотрению «главнокомандующими» родами войск, надевает им шапочки с символикой, остальным детям предлагает выбрать род войск и каждому надевает эмблему с символикой. Далее задание: как только зазвучит марш, вы свободно маршируете. Музыка прекращается-быстро находите эмблему своего рода войск и выстраиваетесь за командиром. Во второй раз задание усложняется. Сухопутные войска строятся (руки на пояс), военно-воздушные (руки вверх), а военно-морские войска (руки в стороны).

Молодцы, все команды справились с заданием. А сейчас давайте узнаем, к каким родам войск принадлежит, какая военная техника.

Игра «Найди свою технику»

(Воспитатель предлагает каждой команде по очереди подойти и взять себе картинку с нужной его роду войск техникой. Каждый ребёнок берёт картинку и говорит, например: «Сухопутным войскам нужен танк» и т.д. , дети беру картинки и бегут к военной технике.

Сколько военной техники нужно нашей Российской Армии! В современное время наши российские ученые постоянно думают над совершенствованием боевых машин, а военные конструкторы разрабатывают такую технику, какой нет ни у каких других стран мира!

Ребята, я предлагаю побыть сейчас учеными-конструкторами и изобрести свою модель военной техники. А помогут нам в этом шишки. Но не забывайте, у кого символ сухопутных войск, тот изобретает соответствующую технику. Дети выкладывают на асфальте выбранную военную технику.

Посмотрите внимательно, что еще находится в парке.

Для чего здесь турники, перекладины, гимнастический брус, стена, беговая дорожка?

На этой площадке занимаются ребята, которые пойдут служить в армию. На площадке они тренируются, испытывают силу воли, выносливость, мужество, терпение.

А сейчас я вам предлагаю потренироваться на этой площадке.

Ребята, где мы с вами находимся? Но пока мы только играли и мечтали, а когда вы вырастите большими, некоторые из вас станут военными, защитниками, для этого нужно расти не только умными, но и сильными и здоровыми.

Чтоб защитниками стать,

Долг солдата выполнять,

Нужно крепким, сильным быть,

С физкультурою дружить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я гуляю по городу Собирая листву. Я не чувствую холода, Я люблю красоту. Расскажу я осинкам Про наш город родной Л. Пименова

Слайд 2

Памятники Когалыма

Слайд 3

Памятник « Слава труду»

Слайд 4

Памятник воинам-интернационалистам

Слайд 5

Парк военной техники

Слайд 6

« Летопись России»

Слайд 7

«Добрый рок-н-ролл »

Слайд 8

« Капля нефти»

Слайд 9

« Капля нефти»

Слайд 10

Цветочные часы

Слайд 11

Парк детской скульптуры « У Лукоморья»

Слайд 13

Аллея звёзд Екатерина Симагина Фламинго

Слайд 14

Екатерина Михайлова Кристина Бурч ВПК « Возрождение» Милана Аванесян АЭТ « Антрэ » Юлия Захарова

Слайд 15

Бюст В.Г.Шмидта

Слайд 16

Бюст С.А.Повха

Слайд 17

Композиция « После вахты»

Слайд 18

Композиция « Мальчик с собакой»

Слайд 19

« Три медведя»

Слайд 20

Памятный знак в честь высадки первого десанта

Слайд 21

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Когалым-жемчужина Западной Сибири» (дети 4-5 лет)

Дмитренко Елена Борисовна,

Воспитатель

МАДОУ «Берёзка», Когалым

ХМАО-Югра

Российская Федерация

Форма проведения: игровая

Цель: создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивая детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления

Задачи:

Познавательные:

  • формировать потребность заниматься интересным и содержательным делом в процессе организации и проведении развлечения.
  • формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в семье, детском саду, стране
  • создавать у детей радостное и праздничное настроение.

Развивающие:

  • развивать желание детей участвовать в творческих развивающих играх Воскобовича.
  • расширять представления детей о достопримечательностях и истории города.
  • развивать творческие способности и активность детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.
  • воспитывать у детей стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях.

Предварительная работа: знакомство с историей города и его памятниками, заучивание стихов о родном городе.

Оборудование и материалы: игры В.В.  «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты 1», «Мини-ларчик», разноцветные веревочки, малыш Гео, раскраски о Когалыме, смайлик «Нефтяная капля», цифры 1,2,3, фотографии достопримечательностей «Парк Победы», «Капля жизни», «Навстречу Солнцу».

Ход встречи:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Пробудилось утро!

Здравствуй, день!

Здравствуй, класс уютный!

Дети, здравствуйте!

Улыбнитесь я прошу веселей,

Ведь на волю просятся фантазии!

Воспитатель: Сегодня мы с Вами проведем КВИЗ- игру, посвящённую 40-летию нашего города и 50-летию высадки первого десанта. После выполнения каждого задания Вы будете получать нефтяную каплю, потому что мы живем в нефтяном крае. В нашей игре будет 4 раунда:

«История города»

«Герб города»

«Описательный»

«Коренное население»

2.Основная часть:

Воспитатель: 

Когалым-любимый город,

Ты стоишь в краю суровом.

Город детства дорогой,

Все гордимся мы тобой!

1 раунд: «История города»

Он состоит из 10 вопросов и 3 вариантов ответов. Вам надо выбрать правильный и поднять нужную цифру.

  1. В каком году высадился первый десант? (1975,1985, 1998)
  2. В каком году станция Когалымская получила статус города? (1975,1985,1999)
  3. Сколько палаток было в палаточном городке? (100, 5,20)
  4. На чем добирались первые строители? (вертолёт, самолёт, поезд)
  5. Где жили первопроходцы? ( дома, на улице, в палатке)
  6. Что изображено на гербе города? (лиса, медведь, стерх)
  7. Кто является главой города? ( Путин, Пальчиков, Собянин)
  8. На какой улице располагается наш детский сад? (Прибалтийская, Бакинская, Ленинградская)
  9. Какая профессия почетная в нашем городе (нефтянник, тракторист, пилот)
  10. Как называется ледовый дворец (Юность, Айсберг, Юбилейный)

Молодцы! Все справились с заданием и получаете по нефтяной капле.

2 раунд: «Символика города»

Какие символы города Вы знаете?

У нашего города тоже есть свой герб и флаг. Герб города- щит. Верхний щит поделен на 2 части голубого и зеленого цвета, что обозначает изобилие рек, болот и лесов. В нижней части две синие полски, обозначающие две реки, между которыми располагается наш город. Под реками нефтяная капля, а в середине герба- медведь-символ мудрости и силы. Используя разноцветные верёвочки и  «Чудо-соты 1» давайте сконструируем герб нашего города.

Дети с родителями выполняют задание.

https://taximaxim.ru/u/post/1278/cover/25eaf93fa6ed48576d609960da40770f.pngC:\Users\XxX\Pictures\герб Когалыма.pngC:\Users\XxX\Pictures\герб.jpg

Молодцы! Справились с заданием и получите нефтяную каплю.

3 раунд «Описательный»

У Вас на столах некоторые достопримечательности нашего города: Парк Победы, «Капля жизни» и «Навстречу Солнцу». Я буду описывать объект, а Вы должны поднять фотографию с данной скульптурной композицией.

C:\Users\XxX\Pictures\капля.jpgC:\Users\XxX\Pictures\олени.jpegC:\Users\XxX\Pictures\парк.jpg

  1. Эта скульптурная композиция была открыта в 2001 году. Она представляет собой нефтяную каплю и расположена на Рябиновом бульваре. На нефтяной капле предсталена жизнь северного города: нефтяная вышка, молодожены, коренное население.
  2. Этот объект был открыт в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне. На данном объекте находится парк военной техники и коленопреклоненный солдат у подножия которого зажжен Внчный огонь.
  3. Эта скульптурная композиция посвящена символу Югры и коренных народов. Она выстроена в следующем порядке: олень-самец с крупными рогами, оленёнок крупный, самка с рогами, оленёнок маленький. Она расположена недалеко от музейно-выставочного центра.

Молодцы! Снова справились с заданием и снова у Вас нефтяная капля.

4 раунд: «Коренное население»

Коренным населением являются ханты. Они живут на родовых угодьях и занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Женщины сами бисером вышивают себе наряды. Олени для хантов и одежда, и еда, и жилище. Олени питаются ягелем. Давайте с Вами при помощи «Чудо-сот 1» сконструируем оленя- символа коренного населения.

C:\Users\XxX\Pictures\олень.jpg

Дети выполняют задание.

Молодцы! С этим заданием тоже справились.

Посчитайте, сколько у Вас нефтяных капель.

Молодцы! У нас победила….

3.Заключительная часть:

Воспитатель: В память о нашей встрече я дарю раскраску, где вы можете узнать и раскрасить достопримечательности нашего города.

   Дети получают раскраску.

Воспитатель: Большое спасибо за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\XxX\Pictures\капля-смайлик.jpg - смайлик

1 раунд:

1       2         3

2 раунд:

C:\Users\XxX\Pictures\герб.jpg

3 раунд

  C:\Users\XxX\Pictures\олени.jpg   C:\Users\XxX\Pictures\капля.jpg     http://s3.fotokto.ru/concurs/photo/full/9/95680.jpg

4 раунд:

C:\Users\XxX\Pictures\олень.jpg

Раскраска:

  C:\Users\XxX\Pictures\раскраска.jpg                         



Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

« Берёзка»

        

ПРОЕКТ

«Город в Западной Сибири  »

Автор:

                                                               Дмитренко Елена Борисовна

                                                               воспитатель

г. Когалым ,

2019  г.

Содержание:

          Актуальность                                                                        

Паспорт проекта                                                        

Цель проекта

Задачи проекта

Тип проекта

По времени реализации

Участники проекта

Сроки реализации

Форма представления

Принципы реализации проекта

Формы и методы организации

      Этапы реализации проекта                                                                                        

       Ожидаемые результаты                                            

Перечень используемой литературы и                    

нормативно-правовых актов

Приложение    

Буклет « Город в Западной Сибири »

НОД « Красавиц леса- олень »

« Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта»

НОД « Музей под открытым небом»

Квест « Город в Западной Сибири»

Актуальность:

   Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление  детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Паспорт проекта:

Цель проекта:

Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта :поисково-исследовательский, детско-взрослый, творческий.

По времени реализации:долгосрочный.

Участники  проекта:

  • Дети старшей  группы
  • Воспитатели.
  • Родители детей

Сроки реализации: 1 учебный год.

Форма представления: слайдовая презентация.

Формы и методы организации:

  • беседы с детьми;
  • целевые прогулки;
  • дидактические игры;
  • изготовление фотоальбомов, буклетов;  
  • посещение музейно-выставочного центра;
  • организация выставок детских работ;
  • посещение детской библиотеки
  • викторина «Когалым – город, который я знаю»;
  • работа с родителями
  • посещение музея под открытым небом
  • проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность по проекту

Сроки проекта

  1. Вводно-организационный

Беседа «Город в западной Сибири ».

Сбор материала.

 Разработка цели и задач проекта.

Планирование этапов работы.

Сентябрь -

октябрь

  1. Основной

Лепка  «Красавиц леса – олень ».

Викторина  «Когалым – город, который я знаю».

Изготовление буклета « Город в Западной Сибири »

Составление синквейна о Когалыме

Посещение музейно-выставочного центра

Посещение детской библиотеки.

Посещение музея под открытым небом.

Проведение мастер- класса  по бисероплетению с первопроходцем Когалыма Г.А.Демедюк

Ноябрь - апрель

  1. Заключительный

Презентация «  Город в Западной Сибири »».

Май

Ожидаемые  результаты:

  • Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
  • Активное участие детей и родителей в  различных видах деятельности ( конкурсах, выставках,  мероприятиях).

Перечень используемой литературы:

  • Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и др. «Родной край».
  • Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  • Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».  
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конституция РФ.
  •  Закон РФ «Об образовании».

Немного истории нашего города:

Озера, сосны, ягель и болота,

Неласковых туманов ворожба,

Но для кого-то этот край – работа,

А для кого – то этот край – судьба…

Разбуженный могучими моторами

Встает из зимней спячки Когалым

Стальными буровыми над озерами,

Качалками над ягелем седым.

Строительными кранами над соснами,

Людскими голосами на заре,

Улыбками детишек светоносными

И думами о мире и добре…

(Татьяна Вакуленко)

У каждого населённого пункта есть своя визитная карточка.   Своя история есть и у Когалыма.

 В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на югорской земле. Всего в палаточном городке было 20 палаток.

  За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа деревянная. Потом построили столовую НГДУ, пекарню.

В детском саду  работала воспитателем Л.Сорокина. К концу 1976 году в детском саду « Ёлочка» было 15 человек и располагался он в деревянном здании на территории НГДУ. Первыми учителями были Гаврилова Г.М . и Кудрявцева В.И. В первую смену учились младшие классы, а после обеда- старшеклассники. Часто в посёлке не было света, тепла. Одну из палаток выделили под красный уголок, где показывали кинофильмы. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, которых в здешних местах видимо-невидимо. Белки не боялись людей и прыгала по веткам с дерева на дерево. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит город. Почту получали вертолётом.Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их. Стали появляться улицы, названия которых происходило от их месторасположения – Пионерская (первая в посёлке), Таёжная  ( в тайге), Студенческая ( строили  студенты  из строительных отрядов , которые работали летом по комсомольским путёвкам), Береговая ( по берегам реки Ингу-Ягун), Олимпийская  была построена в 1980 году в год  московской Олимпиады и тем самым получила своё название. В 1980 году на территории посёлка проживало 4,5 тысяч человек. В этом же году прибыли строители из прибалтийских республик_ Литвы, Латвии и Эстонии. На них была возложена почётная миссия по строительству городу на берегу реки Ингу-Ягун. В 1981 году был сдан первый пятиэтажный дом по улице Повха 2.  1 мая 1985 года вышел в свет первый номер  ежедневной газеты « Когалымский рабочий», который рассказывал о жизни нефтяников и города, а 15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку рабочего подчинения был присвоен статус города. Наш город называют столицей « ЛУКойла», жемчужиной Западной  Сибири. ЛУКойл- это объединение трёх сибирских городов: Когалыма, Урая, Лангепаса, которое образовалось в 1991 году. Сегодня Когалым – современный , благоустроенный, с удобными для жилья кварталами, с широкими улицами: Дружбы Народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская , Югорская, Молодёжная, Бакинская.  История нашего города полна важных и значительных событий. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений всегда царит в городе.

Приложение 1.

 НОД по лепке «Красавиц леса – олень»

Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить с дикими животными.
  • Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.

Развивающие задачи:

  •  Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к природе родного края.
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.

Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.

Материал:

Демонстрационный:готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.

Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова -  панты, бурелом.

Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях,  проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I часть.

Дети проходят становятся в круг.

               Круг весёлый вижу я

               Входят все мои друзья.

               Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!

               А потом пойдём налево 1-2-3!

               В центре круга соберёмся 1-2-3!

               И обратно мы вернёмся 1-2-3!

               Улыбнёмся, подмигнём

                И занятие начнём!

- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?

  Ответы детей.

- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:

От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … 
(олень).

II часть.

 Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?

Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя? 

    Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель:  Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами. 
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?

Ответы детей.

Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Физминутка:

                 У оленя дом большой,

                 Он глядит в своё окошко.

                 Зайка по полю бежит,

                 В дверь ему стучится!

                 Тук,  тук дверь открой,

                 Там в лесу охотник злой,

                 Зайка,  зайка забегай лапу мне давай.

Лепка оленя.

  1. Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
  2. Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
  3. Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
  4. Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
  5. Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
  6. На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
  7. Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.

Самостоятельная  работа  детей.

III часть.

Итог занятия:

Воспитатель:  О чём мы сегодня с вами беседовали?

Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? 

Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.

Приложение 2.

Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта

Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.

Программные задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.

• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.

• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.

Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание прогулки:

На краю земли суровой,

Там где вьюг и ветра вой,

Возведён красивый город-

Город Когалым.

- Где расположился наш город?

- Какие достопримечательности города вы знаете?

- Где расположен памятник «Капля нефти»?

- Какие коренные народности проживают в нашем городе;

- Сколько лет исполняется нашему городу?

- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.

Есть город в Западной Сибири

Он аккуратный, маленький, красивый

Люблю я Когалым свой молодой

И каждый житель в этом городе счастливый.

Мой Когалым - город красивый,

И пусть вокруг него болотный мир,

Но стоит только раз сюда приехать –

Не захотите вы расстаться с ним.

Когалым - наш совсем не столица,

Но Сибири жемчужина он,

И тобою мы можем гордиться,

Прославляя тебя с каждым днём.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.

Приложение 3

Конспект квеста «Город в Западной Сибири »

Цель:  обобщить знания о родном городе

Программные задачи:

Воспитывать любовь к городу .

 Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свой город .

Учить детей узнавать символику и главу города

Предварительная работа:

чтение книг о городе, составление пазла « Мой город»,  экскурсия в музейно-выставочный центр, экскурсия в библиотеку, встреча с первопроходцами города.

Словарная работа:

активизировать  в словаре слова- символика, герб, палаточный городок

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

 Тогда я рада вас поприветствовать на нашей игре «Путешествие по родному городу ! Вы готовы?

Дети: Да!

Ведущий: Ой, что это за звуки? Кажется к нам кто-то едет !

(звучит музыка. Под музыку заходит Акань-  девочка в хантыйской одежде )

Акань : Подождите, куда это вы собрались? И без меня?

Ведущий: Здравствуй Акань , мы с ребятами отправляемся в путешествие по родному городу .

Акань : Какому такому родному городу ? Я не знаю, что это?

Ведущий : Садись с нами в паровоз! Мы отправляемся в путь!

(дети берутся друг за друга и под музыку двигаются к первой остановке)

Голос: «Остановка Флажковая»

Акань : А что это тут в коробочке? (высыпает из коробки прямоугольные части картона из трех цветов: черный, красный, синий )  Ой! Что же я наделала ?!

Ведущий: Не беда, сейчас ребята помогут тебе все собрать! Но нужно не просто собрать, а каждый цвет положить в свою ячейку.

Ведущий: Ребята, вы узнали флаг нашего города ?

Дети: Да!

Акань : А что означают эти цвета?

(Ответы детей)

Ведущий: Скорей садимся в паровоз! Нас ждет следующая остановка!

Голос: «Остановка Разукрашкина»

Карлсон: Ничего себе! Какой шар огромный!

Ведущий: Это не просто шар! Это наша планета Земля.

Акань : Нет, я видела  нашу планету! На ней много зеленых лесов и голубых океанов! А у вас не такая!

Ведущий: А мы ее сейчас разукрасим!

(Дети мелками разукрашивают планету)

Ведущий: Паровоз отправляется!

(Дети двигаются к третьей  остановке)

Голос: «Остановка Любимый город»

Ведущий: Сейчас мы проверим , как Вы знаете родной город?

(Викторина о родном городе  ).

Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Акань , теперь ты поняла , что такое родной город ?

Акань:: Да, теперь я поняла,  что нет ничего дороже родного города ! До свидания!

Ведущий: Счастливого пути!

Приложение 5

Конспект экскурсии

 в музей « Мок-мокэн» в старшей группе

Цель: совершить экскурсию в музей под открытым небом « Мок-Мокэн».

Программное содержание:

расширять и обогащать знания детей о родном крае.

познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью ханты и манси

развивать познавательную активность у детей, навыки общения со сверстниками

воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации « Как надо вести себя в музее».

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - музей, экспонаты, экскурсовод.

Ход экскурсии:

Хантыйка: Здравствуйте, ребята, я хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения - ханты и  предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу,   которое называется «Мок-Мокэн».  Означает - «Природный дом для будущих поколений». (Дословно переводится с хантыйского – детям и внукам).

Как вы думаете,  как называется этот  треугольный домик? Правильно… Это чум. Такой чум может любая женщина – ханты поставить за сорок минут. А разобрать еще быстрее. Ханты – оленеводы. Им приходится кочевать, передвигаться с одного места на другое, чтобы олени могли питаться ягелем.

А что это за избушка на «курьих ножках». Это лабаз. В нем народ ханты хранил продукты. Чтобы грызуны не могли к этим продуктам добраться, ножки у лабаза делали вот такой формы… Мышка, или колонок поднимались, головкой ударялись о выступ и падали на землю. Добраться до продуктов у них не получалось… В лабазах  хранили также  одежду. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок.

На священных местах строили священные Лабазы. Их строили на одной ножке. И хранили там все  священное (голову медведя, богов, бубен и другое), там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек.

Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет. Зимой было проще, а на лето делали ледники: выкапывали яму, туда  клали лед и закрывали. Все хранилось как в холодильниках.

А что это за северное животное.

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

А где живут олени?

А чем питаются они?

( показать загон для оленей)

Как называется жилище у хантов?

Чем в свободное время занимаются женщины?

Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера. А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера.  (работа с бисером)

Ну вот и пришло время расставаться.

Что нового вы узнали о жизни хантов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «Когалым – город, который я знаю »

Слайд 2

1. Как называется наш детский сад? (детский сад « Улыбка»)

Слайд 3

2. На какой улице он расположен? ( улица Ленинградская)

Слайд 4

3. В каком году высадился первый десант строителей на когалымскую землю? ( в 1977 году )

Слайд 5

4. Где жили первопроходцы? ( в палаточном городке )

Слайд 6

5. Сколько палаток было в палаточном городке? ( 20 палаток )

Слайд 7

6. Где находится первый дом в Когалыме ? ( на улице Повха , 2 )

Слайд 8

7. Когда празднуется День города в Когалыме? (Первое воскресенье сентября)

Слайд 9

8. С какой ягодой связано название места, изображенного на фото? ( Рябина, Рябиновый бульвар )

Слайд 10

9. Почему город называют правобережной частью города? (расположен на правом берегу реки)

Слайд 11

10.Что изображено на гербе города Когалым ? (Медведь и капля нефти)

Слайд 12

11. Кто является мэром города Когалым ? ( Николай Пальчиков)

Слайд 13

12. В каком музее собрана история города? ( музейно-выставочный центр)

Слайд 14

М ОЛОДЦЫ!