Экология и дети
Эта страница по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по экологическому воспитанию | 15.05 КБ |
Посвящение в эколята-акция | 1001.76 КБ |
НОД "Путешествие в весенний лес" | 45.5 КБ |
Отчет экологического марафона в группе 20 | 281.54 КБ |
Экологическая тропа | 2.98 МБ |
Экологическая тропа | 94.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
экологического образования детей
в МАДОУ «Березка» на 2022-2023 учебный год
Мероприятие | Дата | |
Экологические беседы с детьми: «Человек -природе друг», «Берегите лес», «Чистый воздух и вода-наши лучшие друзья» и др. | ежемесячно | |
Выставка поделок из природного материала «Краски осени» с участием родителей | 1 октября | |
Целевые прогулки и экскурсии «Город, в котором я живу» | в течении года | |
Консультации для родителей: «Любите беречь природу», «Как изготовить кормушку для птиц», «Экологическое воспитание детей» | Ноябрь | |
Акции «Синичкин день» (изготовление кормушек для птиц) 2.Берегите воду. 3.Сохраним чистоту леса. | В течении года | |
Экологический марафон | Апрель | |
День экологических знаний: НОД, викторины, развлечения, экспериментирования. | 15 апреля | |
Фотовыставка «Весенняя прогулка» | май | |
Акция «Спасти и сохранить» 1.Выставка рисунков 2.Беседы. игры, НОД. 3.Викторины, развлечения. | Май-июнь | |
Буклет «Дети и природа» | Октябрь | |
Дидактическая игра «В саду и в огороде» | Ноябрь | |
НОД «Путешествие в весенний лес» | Апрель |
Предварительный просмотр:
«Посвящение в эколята»
24 мая 2023 года в МАДОУ «Берёзка» прошло развлечение «Посвящение в эколят», где дошкольникам приняли в ряды эколят и повязали зелёные галстуки, а потом состоялся трудовой десант, где дети убирали мусор на своих участках.
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Образовательная область: ОО «Познавательное развитие»
Цель: дать детям знания о весне, сформировать у них первые представления о приметах весны .
Программное содержание:
Обучающие:
- Углублять знания о весне.
Развивающие:
- Дать детям знания о весне, сформировать у них первые представления о приметах весны.
- Уточнить их представления о весне.
- Развивать диалогическую форму речи детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: беседа с детьми о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение произведений о весне, работа с игровым квадратом Воскобовича.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова – весна, приметы, скворечник.
Методы и приёмы: беседа о весне, рассматривание иллюстраций с изображением примет весны, физминутка, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: медвежонок, ПРС «Фиолетовый лес», картинки диких животных (разрезные картинки), картинки перелетных птиц (ласточка, скворец, соловей).
Содержание НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Повертелись, покружились
И в лесу мы очутились,
Вот мы с Вами и в лесу.
Хотите узнать, кто нас сегодня встретит?
Тогда отгадайте загадку:
Зимой спит,
А летом ульи ворошит.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. Сегодня к нам в гости пришел медвежонок.
Воспитатель заносит игрушечного медвежонка.
Медвежонок: (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, медвежонок!
Медвежонок: Картину «Фиолетовый лес» я спрятал у Вас в группе. Ой, вот она!
(ПРС «Фиолетовый лес» закрыта тканью)
Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались что весна?
Дети: Ярко светит солнышко, тают сосульки, тает снег, появляются проталины, на ветках деревьев набухают почки, прилетают птицы.
Дети работают с предметно-развивающей средой «Фиолетовый лес» и называют признаки весны.
Медвежонок: Весной в лесу просыпаются животные. Вот и я проснулся.
Воспитатель: А кто еще просыпается?
Дети: Ёжики, мышки.
Воспитатель вкратце рассказывает, как от зимней спячки из-под кучи хвороста просыпается ежик, потягивается, зевает, чистит лапками с колючек прошлогоднюю листву, затем язычком лижет брюшко и выходит на пригорок искать себе корм: держитесь жучки, червячки, лягушки.
Воспитатель: Вспомните, какие звери меняют свои зимние шубки на летние?
Дети: Зайчик, белочка.
Хоровые и индивидуальные ответы.
Воспитатель: Какая шубка у белочки зимой?
А весной какая?
У зайки какая шубка зимой?
А весной?
Правильно, у зайчика шубка зимой белая, как снег, а весной серая.
Воспитатель: А сейчас мыс Вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я Вам буду называть признаки зимы, а Вы мне весны.
Зима холодная, а весна … теплая.
Зимой идет снег, а весной… дождь.
Зимой птицы улетают, а весной … прилетают.
Зимой снег падает, а весной … тает.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали признаки весны.
Воспитатель: А сейчас пройдем за столы и поиграем в новую игру «Сложи картинку»
Д/ игра «Сложи картинку».
У каждого ребенка разрезная картинка с изображением дикого животного.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Кого ты собрал, Миша?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Какое животное получилось у тебя, Азиза?
Ответ ребёнка.
Ещё несколько ответов детей.
Воспитатель: Это животное - дикое или домашнее?
Воспитатель: Где живет?
Ответы детей.
Медвежонок: Ой, это мои друзья. Они тоже живут в лесу, как я.
Воспитатель: Давайте сложим наших зверей обратно в волшебную коробочку.
(Дети убирают животных в коробочки)
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (прыгают)
Крошки птички собирают (клюют)
Перышки почистили (изображают)
Клювики почистили
Птички летают, поют (машут руками)
Зернышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (садятся)
Воспитатель: Посмотрите, к нам и птицы вернулись из теплых стран. Давайте отгадаем загадки и увидим, какие птицы к нам прилетели.
Грудь-белая,
Хвост-как ножницы.
Дети: Ласточка
Любит тёплые края.
Прилетает к нам весной.
Поселяется в деревянный дворец
Птица певчая …
Дети: Скворец
Он весной поёт красиво
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птица?
Дети: Соловей.
(Закрепляем птиц на ПРС «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: Откуда прилетели птицы?
Воспитатель: как называются домики у птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Из чего можно смастерить скворечники?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята, какие Вы молодцы! Вы много умеете, знаете и я Вам хочу дать домашнее задание: смастерите скворечники из игрового квадрата Воскобовича , после сна, когда Вы отдохнёте.
Заключительная часть:
Воспитатель: Какое время года наступило?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы догадались, что наступила весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите мне, какие животные просыпаются весной?
Дети: Ёжики, мышки.
Воспитатель: Какие звери меняют шубки?
Дети: Белка, зайчик.
Воспитатель: Назовите птиц, которые прилетают их теплых краев?
Дети: Ласточки, скворцы, соловьи.
Воспитатель: Медвежонок оставайся с нами и посмотришь, какие скворечники смастерят наши дети
Предварительный просмотр:
Форма отчета
о проведении экологического марафона «Моя Югра – моя планета!»
с 14 по 18 марта 2022г.
№ | Проведённые мероприятия (форма, тема) | Количество участников |
Информационно-просветительская деятельность | ||
Беседа «Животные нашего края», «Край, в котором мы живем», «Птицы-наши друзья» | 15 чел. | |
Буклет «Мы и природа» | 10чел. | |
Художественно-эстетическая деятельность | ||
Плакат «Берегите лес от пожара» | 1 чел. | |
Конструирование «Скворечник» | 10 чел. | |
Эколого-практическая деятельность | ||
Дидактическая игра «Чей хвост» | 4 чел. | |
Изготовление календаря природы при помощи мини-ларчика | 5 чел. |
* Придумайте эмблему и слоган в рамках марафона
Человек, не трогай птицу: ни ворону, ни синицу. Будь для них не враг, а друг, пусть живут они вокруг!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическая тропинка познавательному речевому социально-коммуникативному физическому художественно-эстетическому
Типы экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения в природных или приближенных к ним условия в здании детского сада
Цель экологического образования : формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. Основные задачи экологического образования: Приобщение детей к природе родного края. Формирование эмоционального и бережного отношения к ней. Формирование у детей экологически грамотного поведения в природе. Формирование нравственных качеств, расширение кругозора и знаний об особенностях живой и неживой природы родного края. Обогащение и систематизирование знаний детей средствами экологической тропы. Умение образно воспринимать и любить окружающим мир. Способствование сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитание любви к природе родных мест малой Родины через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия.
Экологическая тропа позволяет детям: наглядно познакомить с разнообразными процессами, происходящими в природе; изучить живые объекты в их естественном природном окружении; получить навыки простейших экологических исследований; понять общую связь живого организма с внешней средой .
Различные виды совместной деятельности родителей с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок; сбор материала для коллекций, (гербарий, камни, ракушки, грунт, злаковые, насекомые, фигурки животных); создание тематических альбомов по темам: «Насекомые», «Птицы», «Деревья», Цветы» и др. совместные праздники, развлечения; семейные конкурсы стенгазет и рисунков; участие в акциях «Скворечник» - изготовление скворечников, «Цветник» - оказание помощи в создании цветников, «Очистим территорию» - субботник по благоустройству; создание листовок «Береги природу», «Береги лес от пожара!», «Поможем птицам!»
Правила поведения на экологической тропе 1. Поздоровайтесь с хозяином тропы! 2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. 3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. 4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. 5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. 6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п. 7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Консультация
«Экологическая тропа как средство ознакомления детей
с природой»
Подготовила воспитатель
Дмитренко Елена Борисовна
г. Когалым
2022 года
1 слайд: Тема консультации «Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой».
2 слайд: «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский
«Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.
3 слайд: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.
4 слайд: Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников.
5 слайд: Экологическая тропа – специально оборудованный учебный маршрут
на природе, где открываются возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного
общения ребенка с ближайшим природным окружением.
Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка».
6 слайд: Экологическая тропинка обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям:
- познавательному,
- речевому,
- социально-коммуникативному,
- физическому,
- художественно-эстетическому.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.
7 слайд: Выделяют три основных типа экологических тропинок:
- на территории дошкольного учреждения;
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
- в здании детского сада (уголок природы, экологическая комната, зимний сад, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах).
8 слайд: Цель экологического образования: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Основные задачи экологического образования:
- Приобщение детей к природе родного края.
- Формирование эмоционального и бережного отношения к ней.
- Формирование у детей экологически грамотного поведения в природе.
- Формирование нравственных качеств, расширение кругозора и знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
- Обогащение и систематизирование знаний детей средствами экологической тропы.
- Умение образно воспринимать и любить окружающим мир.
- Способствование сохранению и укреплению здоровья детей.
- Воспитание любви к природе родных мест малой Родины через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия.
9 слайд: Экологическая тропа позволяет детям:
- наглядно познакомить с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучить живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой.
10 слайд: Создать экологическую тропу можно на территории практически любого ДОУ, причём без особых дополнительных затрат. В состав видовых точек тропы можно включать те объекты, которые уже есть на территории. В качестве этих точек прежде всего необходимо выбрать деревья, кустарники (желательно разных пород, форм, возраста). При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект с познавательной и с эстетической точек зрения.
11 слайд: Цветник – украшение на территории детского сада. В нём высажены растения, цветущие до поздней осени. В цветнике используются декоративные однолетние и многолетние растения. Их компонуют по окраске, высоте, сортам, составляя на цветнике композиции.
Также большое внимание уделяют посадке и наблюдению за огородом.
12 слайд: На тропе должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и послужат убежищем для насекомых, улиток. На тропе необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности.
13 слайд: Для создания тропинки можно использовать старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые будут служить точками для интереснейших наблюдений. Старые пни, покрытые мхами, лишайниками, на которых время от времени растут грибы и по которым можно определить стороны света. А также через лупу рассмотреть насекомых и посчитать кольца на дереве.
14 слайд: На территории - фитогрядка с лекарственными растениями: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух, ромашка аптечная, мята, валерьяна, душица, зверобой и др. На этой видовой точке у воспитателя имеется возможность показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.
15 слайд: Последовательность действий при создании экологической тропы:
1.Выделение наиболее интересных объектов на территории ДОУ.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.
16 слайд: 2.Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами). Они должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки, наиболее привлекательных для них объектов.
17 слайд: 3.Выбор с детьми «хозяина» Тропы - сказочный персонаж, который будет давать задания и приглашать в гости.
Сказочный герой помогает проводить занятия, игры и наблюдения. Периодически персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует вместе с другими сказочными героями в театрализованных развлечениях. Дети с удовольствием выполняют просьбы хозяина тропинки, сочиняют экологические сказки, разгадывают загадки о природе, слушают стихи и рассказы о красоте природы родного края и далеких стран. За оказанную ему помощь сказочные персонажи оставляют на тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.
18 слайд: 4.Оформление паспорта (описание всех точек по схеме).
19 слайд: Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
20 слайд: На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
21 слайд: Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
22 слайд: Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Различные виды совместной деятельности с детьми:
- изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок;
- сбор материала для коллекций, (гербарий, камни, ракушки, грунт, злаковые, насекомые, фигурки животных);
- создание тематических альбомов по темам: «Насекомые», «Птицы», «Деревья», Цветы» и др.
- совместные праздники, развлечения;
- семейные конкурсы стенгазет и рисунков;
- участие в акциях «Скворечник» - изготовление скворечников, «Цветник» - оказание помощи в создании цветников, «Очистим территорию» - субботник по благоустройству;
- создание листовок «Береги природу», «Береги лес от пожара!», «Поможем птицам!»
23 слайд: Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
24 слайд: Правила поведения на экологической тропе
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
25 слайд: Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно, заботливо и гуманно относиться к природе. И что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Экологическая тропа достаточна эффективна в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!