Эссе

Ольга Александровна Бабич

«Теорема Бабич»

             Я - учитель! Я учитель математики... Я не работаю учителем, я – учитель…Я так живу, и мне нравится моя жизнь. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

            «Почему именно учитель математики?» - спросите вы. Все очень просто! Вся моя жизнь - сплошная математика, все мои увлечения находятся в подчинении «царицы наук»:

- читаю схемы - считаю петли, когда вяжу;

- рассчитываю пропорции, когда готовлю новое блюдо;

- измеряю и выкраиваю, чтобы сшить очередную елочную игрушку...

            Вся моя «педагогическая жизнь» состоит из задач, уравнений, аксиом и теорем, которые я ежедневно решаю и доказываю, выбирая наиболее рациональный путь, приводящий к единственно верному ответу. Одной из таких теорем хочу поделиться с вами.

            Теорема: Если жизнь учителя состоит из соответствующих элементов: любознательность, творчество, увлеченность, терпение, память, мудрость, страх, стресс, то уровень его педагогического мастерства стремиться к совершенству.    

            Дано: «учительская жизнь» Бабич Ольги Александровны, учителя математики высшей категории МАОУ лицей «Надежда», классного руководителя 6а класса.

            Требуется доказать: что уровень педагогического мастерства Бабич Ольги Александровны стремится к совершенству.

            Доказательство:

            Пункт1.

            Рассмотрим «любознательность», как неотъемлемый элемент моей «учительской жизни»…

            «... Мои ученики с удовольствием придумывают задачи, подбирают материал для творческих уроков, таких как урок-проект «Уголки родной природы», посвященный экологическому памятнику Холмского района - мысу Слепиковского. Вместе с учениками я путешествую во времени, изучая интереснейшие исторические факты, напрямую связанные с математикой. Изучаю «иностранные языки», ведь только так можно узнать о происхождении многих математических терминов, и их перевод с латинского, греческого и других языков. Кроме того, в процессе изучения предмета, я рассматриваю элементы совершенно иной - «красивой» - математики «не для математиков», и здесь идет речь о моде, танце, музыке, живописи… Мне дети читают стихи. Да, да стихи. Стихи о математике, стихи на языке математики, составленные из чисел в соответствии со стихотворными размерами».

            Из вышесказанного делаем вывод, что «любознательность», действительно, является элементом моей «учительской жизни» и как следствие, распространяется на моих учеников, что в свою очередь приводит к тому, что рождаются интересные уроки, проекты, исследовательские работы, интегрирование математики с предметами разных областей, на первый взгляд не имеющими ничего общего.

            Пункт2.

            АКСИОМА 1. Только творческие натуры от природы любопытны и любознательны.

            «...«Золотое сечение», «Загадка бермудского треугольника», «Десятичные дроби в профессии моих родителей», «Вариации на тему Эшера»- это  прекрасный материал для вовлечения учащихся в интересную, содержательную и поучительную деятельность. Глаза учеников горят, а я понимаю, что в этом случае занимательность имеет не внешний, формальный характер, а побуждает учеников к выяснению сути изучаемого материала.  Так рождались учебно-исследовательские работы учеников, которые отмечены на конференциях разного уровня: «Два полюса человеческой культуры: математика и музыка», «Мода - игра с геометрией», «Математика танца»,  «Скидки как основной инструмент стимулирования покупателя на современном рынке». К новому конкурсу ребята подготовили еще две работы: «По стопам Копперфильда» - здесь раскрываются секреты некоторых математических фокусов, в том числе фокус Д. Копперфильда и М.Ю. Лермонтова.  «Математика школьного портфеля» - это групповой проект учеников 5 класса, в котором дети изучают проблему веса школьного портфеля и рассматривают пути ее решения».         

            Таким образом, можно утверждать, что в процессе преподавания математики я, как учитель, вкладываю в материал, кроме «сухих» математических расчетов, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, что позволяет расцвести таланту ученика. Отсюда следует, что «творчество», является обязательным элементом моей «учительской жизни»и жизни моих учеников.

            Пункт 3.

            «...Мои юные математики с удовольствием принимают участие в разработке занимательных, творческих заданий, в подготовке устного счета и проведении мастер-классов. Это и увлекательные эксперименты с листом Мёбиуса, и оригами, и  танграм, и созвездия на координатной плоскости... Не остаются в стороне и родители учеников. Они активно участвуют в математических мероприятиях, где проявляют свои знания при решении занимательных задач, работе с головоломками и математическим конструктором...»

            Отсюда следует, что я формирую любовь и почтение к своей дисциплине не только у своих учеников, но и у их родителей, учу видеть взаимосвязь между наукой и человеческим развитием, а значит по определению, являюсь человеком, увлеченным своим учительским делом, что положительно влияет на моих учеников, в следствие чего возрастает интерес к предмету.

            Таким образом, увлеченность «царицей наук» является важным элементом моей «педагогической жизни».

            Пункт 4.

            Высокие достижения (наличие рассмотрено в п.2,6)требуют большой работы и больших усилий и, конечно, терпения. Докажу, что терпение и упорство мне также присущи.

            «...Будни порой захлестывают – планы, журналы, тетради, родители, директор, инспектор… Такая усталость наваливается от бессонных ночей, кропотливой подготовки к урокам, постоянного чтения «чего-нибудь по программе», от нескончаемого количества бумажных дел… Хочется выспаться по-человечески, почитать любимую книгу, прогуляться ... Со своими детьми пообщаться вдоволь! Да мало ли, что еще хочется!?

            Но снова я у дверей ставшего родным для меня лицея. Переступаю порог, вхожу в свой кабинет, вижу вновь пытливые глаза учеников, доверчиво смотрящие на меня... И уходят куда-то все мои вчерашние сомнения. И открывается истина - ты этим живешь, это – навсегда...»

            Изучение математики предполагает решение трудных задач, в том числе жизненных, а значит и учитель, и ученик должны проявлять не только терпение, но и упорство, чтобы чего-то достичь. Ибо без терпения и упорства, будут только начинания без завершения.

            Следовательно, «терпение и упорство» - необходимые составляющие моей «учительской жизни».

            Пункт 5.

            Так как школа уроками не заканчивается (я классный руководитель по условию, веду активную проектную и исследовательскую деятельность, что доказано в п.1,2,3), то моя «педагогическая жизнь» является «множеством»драгоценных моментов.

            «...Таких моментов в жизни учителя не счесть: начиная с первого робкого взгляда пятиклассника... Посвящение в лицеисты, новый год, смотр строя и песни бурная школьная жизнь кружит и несет стремительным потоком, не давая остановиться..., последний звонок, выпускной... И снова робкий взгляд пятиклассника...   Победы и поражения, встречи и расставания ими полна учительская жизнь...»

            Отсюда следует, что «память» - обязательный элемент рассматриваемой «учительской жизни», так как лишь она позволяет сохранять самые волнующие, самые трогательные, самые дорогие моменты.

            Пункт 6.

            Пусть в мастерской учителя нет готовых рецептов, есть свобода, выбор, деятельность, свободное самовыражение ученика. Тогда из всего богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.  Из них и складывается система работы мудрого учителя…

            «...Важным аспектом своей работы считаю индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. На уроках использую все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.

            Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. И чтобы идти в ногу со временем и быть на одном уровне со своими учениками, на уроках использую интерактивные учебные пособия и комплексы, а для подготовки выпускников и олимпиадников - «портал дистанционного обучения«Надежда». Большой опыт в подготовке детей к олимпиадам я получила, работая в предметной лаборатории школы для одаренных детей. Следствием такой работы являются ежегодные победы учеников в муниципальных и дистанционных олимпиадах по математике. Мои одаренные математики«грызут гранит науки» и вне школы, обучаясь дистанционно в математической школе и в областной очно-заочной школе для одаренных детей «Эврика» ...

            Следовательно, пройдя немалый путь от молодого специалиста до учителя высшей категории(дано по условию),с учетом вышеприведенных фактов, считаю, что имею право включить «мудрость» в список элементов, составляющих мою «учительскую жизнь».

            Пункт 7.

            «Страх»…Он заставляет бояться чего-то нового, но пережив перемену, понимаешь, что бояться было нечего.

            «...Традиционную систему обучения меняют новые педагогические технологии. После тщательных и долгих «поисков себя» в них мы пришли к главной идее в педагогике сегодняшнего времени, которая сформулирована в ФГОС второго поколения. Меняются роли и задачи учителя и ученика. И, конечно, не попробовав работать по-новому, мы сопротивляемся, не принимаем, тяжело перестраиваемся. Нужна, действительно, какая-то сила, которая перевернет наше сознание.  

            Но… всё меняется. И мы уже учимся работать не в одиночку, а сообща, ставить для себя общие цели и решать общие задачи, понимая, каким должно быть преподавание сегодня. А овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

            Несмотря на то, что ФГОС прочно вошел в нынешнюю систему обучения, остается ряд вопросов, ответы на которые не предложены документально и в первую очередь это отсутствие инструментария по отслеживанию достижения метапредметных УУД.»

            Я одна из первых испытала страх перед ФГОС, так как явилась участником Инновационной муниципальной экспериментальной площадки «Опережающее введение ФГОС ООО по математике в учреждении повышенного уровня в условиях углубленного изучения математики, информатики и ИКТ», 2014-2015гг. Следовательно, в моей учительской жизни и для «страха» найдется место.

             Пункт8.

            Следствиемп.7.является стресс. Стресс - неотъемлемая частью творческого процесса(наличие творчества доказано в п.2.)Как бы на первый взгляд не было парадоксально, именно он движущая сила в решении сложных задач. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу(увлеченность доказана в п.3), значительное эмоциональное «выкладывание» в общении с учениками   обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.

           Конструктивный (педагогический) стресс - благодаря ему  мы испытываем разнообразные эмоции. Именно он заставляет учителя и его учеников двигаться дальше, добиваться новых побед, вершин личностного роста.

            Таким образом, стресс – неотъемлемый элемент «учительской жизни».

            Пункт 9.

            Из п.1-8 следует, что моя «учительская жизнь» не делится на четверти и каникулы, это сплошная череда познания, движения вперёд, получения новых знаний и впечатлений. Наличие каждого элемента является актуальным и обязательным.

            Таким образом, так как в состав моей «педагогической жизни» входят соответствующие элементы: любознательность, творчество, увлеченность, терпение, память, мудрость, страх, стресс, то уровень моего педагогического мастерства стремиться к совершенству.          

            Ч.Т.Д. то и требовалось доказать.)

            Так заканчивал каждый математический вывод греческий математик, «отец геометрии»- Евклид.

            Ч.Т.Д.  ( Чувствую, Творю Добро.)

            Так хочу закончить доказательство своей теоремы я, Бабич Ольга Александровна, учитель математики высшей категории с пятнадцатилетним педагогическим стажем.