Формирование познавательного интереса и познавательных действий при ознакомлении дошкольников с характерными признаками времён года.

Меркушева Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

https://pp.userapi.com/c638621/v638621381/69059/xjkboVZOqLU.jpghttps://pp.userapi.com/c638621/v638621381/69044/AVZuUHhlg_4.jpghttps://pp.userapi.com/c638621/v638621381/6904b/TPHWQTLiUl4.jpghttps://pp.userapi.com/c638621/v638621381/6903d/hOMxhzjgh8Y.jpghttps://pp.userapi.com/c638621/v638621381/69036/N1FxPfyUBNc.jpghttps://pp.userapi.com/c638621/v638621381/69052/HBjgQ7Vecu4.jpg



Предварительный просмотр:

https://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpghttps://sun9-11.userapi.com/c840730/v840730227/d50a/AcScYkc5ovs.jpg



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская работа

в средней группе

 Листья

Сегодня ребята, мы поиграем с вами в игру, которая называется «Лобараториум». Теперь мы будем часто играть в это игру и сейчас, мы озвучим правила:

  1. Выбор ученого и лаборанта;
  2. Соблюдение тишины и порядка;
  3. Постановка проблемы;
  4. Определение методов;
  5. Собираем материал и фиксируем результат;
  6. Рассказать, что же получилось.

Так вот ребята, назначаем учёного и лаборанта (Рома и Илья). Затем ребята давайте определимся с темой. Как мы говорили ранее, у нас наступила осень и говорят, что осень раскрашивает природу разными красками. Почему так говорят?

Дети отвечают……..

Правильно ребята, у нас наступила осень и стали желтеть и краснеть листья на деревьях, появилось такое природное явление как листопад. Так давайте же с вами разберёмся, что такое листопад? почему желтеют и опадают листья на деревьях?

Рассмотрим карточки со способами исследования, как мы можем понять, почему это происходит?

  1. Подумать;
  2. Прочитать в книге;
  3. Спросить у взрослого;
  4. Посмотреть в интернете;
  5. Провести эксперимент;
  6. Понаблюдать.

Выбор детей…… (Прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у взрослого и провести эксперимент)

Наводящие вопросы: что мы должны узнать в начале? С чего начинает исследование ученый? Где мы ещё можем узнать об этом?

Для начала давайте попробуем подумать и ответить, что такое листопад?

Ответы детей……..

  1. Беседа с детьми о листопаде:

Ребята! Как прекрасен осенний лес! Взрослые и дети любят гулять в нем ранней осенью. Ведь именно в этот период в лесу или в парке можно увидеть прекрасное явление природы. 
Отгадайте загадку.

Кленовый, дубовый, осиновый лист Дружно за руки взялись. 
Закружились, понеслись, 
Пожелтел и лес и сад. 
Вы узнали ... (листопад).

  1. Ребята, ответьте, какие бывают листья? Давайте рассмотрим и попробуем нарисовать и узнать с какого они дерева.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/c3/9d/b0/c39db08a18427fe35ae9b2cfe29fc9f1.jpg

Исследование строения листа с помощью лупы

   Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые  идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Рассмотреть лист под лупой

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8f6a1552317a4f01460e1b9737f8ead3&n=13

 Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

  А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

  Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Эксперимент «Как листья опадают»

  На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

  Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d79bbb352b2ef30f479a011584f6a7d3&n=13 

 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dcfaa0f936d6fb5e2732752150aa2ec8&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e64ca9215cbc81a11317cb6e52f55ae9&n=13 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=12d4605ccdfff0a3404b029fcae2448e&n=13

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

  Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.
От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Игра «С какого дерева листок»

Собрать гербарий из листьев



Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1195/0007c63c-33621ee9/hello_html_m717fb213.jpg



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34d90/UdtAhLDMnCU.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34d97/yppCZSriyl0.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34d9e/3GeF1yNhtE4.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34da5/EzNXCGE7nM8.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34dac/drtqqzXuRUE.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34db3/Xe4SwNYVmss.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34dba/qGAdNMmPt98.jpghttps://pp.userapi.com/c543106/v543106909/34dc1/C-BrNh7mH00.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МАСЛЕНИЦА Самый любимый в Народе праздник. Весёлый и разгульный, Длился он целую неделю. Люди радовались завершению зимы и скорому приходу долгожданной весны. Всю неделю устраивались весёлые гуляния, забавы, катания на санях, пекли и ели блины. Каждый день масленицы имел своё название.

Слайд 3

Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. С добные дрожжевые блины с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем ; пироги, яйца, сметану, масло.

Слайд 4

ПОНЕДЕЛЬНИК – «ВСТРЕЧА» В этот день достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины.

Слайд 5

В понедельник из соломы и старой одежды сооружали чучело Масленицы, насаживали его на кол и на санях возили по улицам.

Слайд 6

ВТОРНИК – «ЗАИГРЫШ» В этот день катались с гор, ели блины. Звали родных и знакомых. Зазывали Масленицу такими словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим пожаловать!»

Слайд 7

СРЕДА – «ЛАКОМКА» В этот день зять приходил «К ТЁЩЕ НА БЛИНЫ». Кроме зятя тёща приглашала И других гостей.

Слайд 8

ЧЕТВЕРГ – «РАЗГУЛ» Самый весёлый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы, катались на санях по улицам.

Слайд 9

Проводились кулачные бои и разные обряды, разводили костры и прыгали через огонь.

Слайд 10

ПЯТНИЦА – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ» В этот день зять приглашал тёщу к себе на блины. И чем сильнее её зазывал, тем большее уважение ей оказывал.

Слайд 11

СУББОТА – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» В этот день невестка приходит и дарит сёстрам мужа подарки.

Слайд 12

ВОСКРЕСЕНЬЕ – «ПРОВОДЫ» или «ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» Последний день празднования Масленицы. Все просили друг у друга прощения за приченёные обиды. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".

Слайд 13

В наше время масленицу отмечают один день. В парках и садах устраивают народные гуляния с весёлыми конкурсами и представлениями. Люди угощаются блинами и пирогами. Веселятся и радуются приближению весны.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тематическая беседа на тему: «Масленица»

 для детей среднего возраста

С использованием презентации

Меркушева Татьяна Викторовна

Цель: Приобщение детей к русским народным праздникам.

Задачи:

  1. Прививать любовь к народному творчеству;
  2.  способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;
  3. расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;
  4. воспитывать любовь и уважение к народным традициям, культуру поведения на массовых мероприятиях, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

Конец зимы. Дни становятся длиннее и светлее. Небо голубое, а солнце яркое.  

СЛАЙД 2.

Масленица самый любимый в народе праздник. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю. Люди радовались завершению  зимы и скорому приходу долгожданной весны. Всю неделю устраивались весёлые гуляния, забавы, катания на санях, пекли и ели блины. Каждый день масленицы имел своё название.

СЛАЙД 3.

Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. Сдобные дрожжевые блины с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем; пироги, яйца, сметану, масло.

СЛАЙД 4.

ПОНЕДЕЛЬНИК – «ВСТРЕЧА»

В этот день достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины.

СЛАЙД 5.

В понедельник из соломы и старой одежды сооружали чучело Масленицы, насаживали  его на кол  и на санях  возили по улицам.

СЛАЙД 6.

ВТОРНИК – «ЗАИГРЫШ»

В этот день катались с гор, ели блины. Звали родных  и знакомых. Зазывали Масленицу такими словами:

«У нас горы снежные готовы

и блины напечены –

просим  пожаловать!»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Масленица»

Игра « Масленица»

Слова к игре: А я — масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

СЛАЙД 7.

СРЕДА – «ЛАКОМКА»

В этот день зять приходил

«К ТЁЩЕ НА  БЛИНЫ».

Кроме зятя тёща приглашала

И других гостей.

СЛАЙД 8.

ЧЕТВЕРГ – «РАЗГУЛ»

Самый весёлый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы, катались на санях по улицам.

СЛАЙД 9.

Проводились кулачные бои и разные обряды, разводили костры и прыгали через огонь.

СЛАЙД 10.

ПЯТНИЦА – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ»

В этот день зять приглашал тёщу к себе на блины. И чем сильнее её зазывал, тем большее уважение ей оказывал.

СЛАЙД 11.

СУББОТА – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

В этот день невестка приходит и дарит сёстрам мужа подарки.

СЛАЙД 12.

ВОСКРЕСЕНЬЕ – «ПРОВОДЫ» или «ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Последний день празднования Масленицы.   Все просили друг у друга прощения за приченёные обиды.   В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".

СЛАЙД 13.

В наше время масленицу отмечают один день. В парках и садах устраивают народные  гуляния  с весёлыми конкурсами и представлениями. Люди угощаются  блинами и пирогами.

Веселятся и радуются приближению весны.