Что дает нам труд? Не «Технологии» как предмет, а труд вообще как явление человеческой жизни? Деньги, занятость, возможность не быть одиноким, созидание. Ответов может быть бесконечно много. Но всегда необходимо помнить слова Максима Горького о том, что «нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».
Вот об этом мне и хотелось бы поговорить.
Каждый раз, когда я впервые встречаюсь с новым классом, всегда слышу вопрос, зачем нужен предмет, который я преподаю. Зачем учиться лепить, когда можно купить готовую фигурку в любой сувенирной лавке; зачем учиться делать ремонт, когда можно вызвать бригаду специалистов; зачем готовить еду, если в магазине продаются полуфабрикаты?
Слыша эти наивные утверждения, я в душе тревожусь, понимая, что на мне лежит огромная ответственность за этих детей, за их неокрепшие души. Именно я должна объяснить им, для чего нужен труд, должна сделать так, чтобы мои уроки вызывали у них радость, чтобы все сказанное мною не «уходило в пустоту», а откладывалось в их памяти и находило в их сердцах живой отклик. Очень многое зависит от первого впечатления, от первых слов.
Ученики никогда не заметят этого волнения, никогда о нем не узнают. А я, улыбнувшись, начинаю урок.
В первую очередь мне предстоит объяснить ученикам, зачем нужен предмет «Технология».
Труд формирует Человека с большой буквы. И это не просто слова. Работа способствует развитию индивида, раскрывает в нем качества, присущие высокоразвитой личности. Труд – это искусство, а всякое искусство при этом есть труд.
Мы с детьми учимся шить одежду, готовить еду, делать аппликации и многое другое. Мы вместе учимся созидать, познавая при этом культуру. Ведь человек может считать себя культурным только тогда, когда научиться понимать и чувствовать духовное наследие человечества, а сделать это можно только через творчество.
И ни в коем случае нельзя утверждать, что в наш век информационных технологий потребность в ремесле отпадает. Еще Лев Николаевич Толстой говорил, что «телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее».
Не только творчество познаем мы с помощью предмета «Технология». Одной из основных задач его я считаю воспитание. Через труд ребенок учится терпению, внимательности, умению двигаться к намеченной цели.
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» (К. Д. Ушинский).
Так можно сформулировать и мое педагогическое кредо:
Воспитывать нравственного, культурного человека необходимо через труд!