Внеурочная деятельность
Программы внеурочной деятельности
1. Программа внеурочной деятельности "Мастерок" (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._masterok_titulnyy_list.doc | 33.5 КБ |
3._masterok_programma_1-4_fgos.doc | 382 КБ |
4._masterok_tematicheskoe_planirovanie_1-4_fgos.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МБОУ СОШ № 1)
«Рассмотрено» на заседание ШМО протокол №____ от «___»___________2014 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ№1 _____ И.Р. Шарафутдинова «___»___________2014 г. |
.
для 1 -4 классов
(срок реализации 4 года)
Составители:
Мокеева Ирина Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Пояснительная записка | 3 |
II. Место учебного предмета «Мастерок» в учебном плане | 7 |
III. Содержание программы | 9 |
IV. Основные оценочные параметры | 14 |
V. Формы и методы проверки результатов | 17 |
VI. Рекомендации по проведению занятий | 17 |
VII. Планируемые результаты
| 18 |
VIII. Средства, необходимые для реализации программы
| 20 |
IX. Литература | 21 |
| |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности.
- Системность организации учебно-воспитательного процесса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Мастерок» 1-4 классы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная деятельность по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы: развивать творческие способности младших школьников, эстетический вкус, детское сплочение коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки; обеспечить дополнительные знания по трудовому обучению; воспитывать интерес к искусству, наблюдательности, интерес познания нового и понимания прекрасного.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Основные задачи программы:
- обучающая: формировать необходимые знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; овладеть начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала, сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса, трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе обучающихся, на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Принципы обучения:
- «От простого к сложному». Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
- “Знай, где узнать”. Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
- “От повтора через вариации к импровизации”. Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
- “ Творим вместе”. Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
- “Творим рядом”. В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
- “Проверь себя”. Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
Программа «Мастерок» рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку представить себе: место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Данная программа ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, в программе «Мастерок» предусмотрено большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.
Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и изобразительным искусством.
В данной программе предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – создание образов живой природы, ознакомление с их основными особенностями, с интересными фактами.
Математический анализ необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов необходимо использовать те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного мскусства.
Задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
В программу «Мастерок» входит ряд разделов:
- «Аппликация и моделирование» (28 ч.);
- «Работа с пластическими материалами» (24 ч.);
- «Аппликация из деталей оригами» (7 ч.);
- «Аппликация из гофрированной бумаги (5 ч.);
- «Модульное оригами» (17 ч.);
- «Работа с природным материалом» (8 ч.);
- «Объёмные и плоскостные аппликации» (42 ч.);
- «Поделки на основе нитяного кокона» (7 ч.)
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Общая характеристика учебного курса
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетической направленности.
II. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАСТЕРОК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» учебный предмет «Мастерок» на этапе начального общего образования в общем объеме составляет 138 часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю.
1 класс – 33 ч. | 2 класс – 35 ч. | 3 класс – 35 ч. | 4 класс – 35 ч. | всего – 138 ч. |
Примерный годовой учебный план внеурочной деятельности «Мастерок»
Содержание занятий | Периоды обучения | Всего | ||||
I. Теоретические занятия | 1год | 2год | 3год | 4год | 1-4 | |
Беседа о технике безопасности на уроке при работе с различными инструментами. | на каждом уроке | |||||
II. Практические занятия | ||||||
1 | Аппликация и моделирование | 16 | 12 | - | - | 28 |
Аппликация из природных материалов на картоне. | 4 | - | - | - | 4 | |
Аппликация из геометрических фигур. | 4 | - | - | - | 4 | |
Аппликация из пуговиц. | 2 | - | - | - | 2 | |
Аппликация из салфеток. | 2 | - | - | - | 2 | |
Объёмная аппликация. | 4 | - | - | - | 4 | |
Аппликация из листьев и цветов. | - | 4 | - | - | 4 | |
Аппликация из птичьих перьев. | - | 4 | - | - | 4 | |
Аппликация из соломы. | - | 4 | - | - | 4 | |
2 | Работа с пластическими материалами | 10 | 8 | 6 | - | 24 |
Рисование пластилином. | 4 | - | - | - | 4 | |
Обратная мозаика на прозрачной основе. | 4 | 2 | - | - | 6 | |
Лепка из солёного теста. | 2 | 2 | 2 | - | 6 | |
Разрезание смешанного пластилина. | - | 2 | - | - | 2 | |
Торцевание на пластилине. | - | 2 | - | - | 2 | |
Мозаичная аппликация на стекле. | - | - | 4 | - | 4 | |
3 | Аппликация из деталей оригами | 7 | - | - | - | 7 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 3 | - | - | - | 3 | |
Коллективные композиции в технике оригами. | 4 | - | - | - | 4 | |
4 | Поделки из гофрированной бумаги | - | 5 | - | - | 5 |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | - | 5 | 5 | |||
5 | Модульное оригами | - | 10 | 7 | - | 17 |
Треугольный модуль оригами. | - | 2 | - | 2 | ||
Замыкание модулей в кольцо. | - | 2 | - | 2 | ||
Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | - | 6 | - | 6 | ||
Игрушки объёмной формы. | - | - | 7 | 7 | ||
6 | Работа с природным материалом | - | - | 4 | 4 | 8 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | - | - | 4 | - | 4 | |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. | - | - | - | 4 | 4 | |
7 | Объёмные и плоскостные аппликации | - | - | 18 | 24 | 42 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | - | - | 6 | - | 6 | |
Мозаика из ватных комочков. | - | - | 4 | - | 4 | |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | - | - | 4 | - | 4 | |
Многослойная аппликация. | - | - | 4 | 2 | 6 | |
Мозаика из квадратных модулей. | - | - | - | 4 | 4 | |
Элементы квиллинга. | - | - | - | 2 | 2 | |
Аппликации в технике квиллинг. | - | - | - | 6 | 6 | |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. | - | - | - | 4 | 4 | |
Аппликации в технике изонить. | - | - | - | 6 | 6 | |
8 | Поделки на основе нитяного кокона | - | - | - | 7 | 7 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | - | - | - | 7 | 7 | |
Всего часов | 33 | 35 | 35 | 35 | 138 |
Этапы реализации программы:
1 этап (1 класс) – начальный этап познания и освоения технологии. Заключается в осознании предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия и технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
2 этап (2 - 3 классы) – базовый этап дальнейшего изучения основ технологии и распознавание способов соединения деталей и их размеров, оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями; при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
3 этап (4 класс) – этап совершенствования уже полученных знаний, умений и навыков; самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1 года обучения (33 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Учебно-тематический план 1 года обучения | ||||
№ | Раздел/час | Тема/кол-во часов | Тема занятия | Кол-во час |
I. | Аппликация и моделирование (16 ч.) | Аппликация из природных материалов на картоне (4 ч.) | Аппликация из природных материалов на картоне «Краски осени» | 1 ч. |
Аппликация из природных материалов на картоне «Осенний букет» | 1 ч. | |||
Аппликация из природных материалов на картоне «В лесу» | 1 ч. | |||
Аппликация из природных материалов на картоне «Осенняя фантазия» | 1 ч. | |||
Аппликация из геометрических фигур | Аппликация из геометрических фигур «Волшебный лес» | 1 ч. | ||
Аппликация из геометрических фигур «В зоопарке» | 1 ч. | |||
Аппликация из геометрических фигур «Волшебная корзина» | 1 ч. | |||
Аппликация из геометрических фигур «Транспорт» | 1 ч. | |||
Аппликация из пуговиц | Аппликация из пуговиц «Подводный мир» | 1 ч. | ||
Аппликация из пуговиц «Я фантазирую» | 1 ч. | |||
Аппликация из салфеток | Аппликация из салфеток «Путешествуем» | 1 ч. | ||
Аппликация из салфеток «В мире цветов» | 1 ч. | |||
Объёмная аппликация | Объёмная аппликация «В зоопарке» | 1 ч. | ||
Объёмная аппликация «Мой дворик» | 1 ч. | |||
Объёмная аппликация «Волшебный лес» | 1 ч. | |||
Объёмная аппликация «В мире цветов» | 1 ч. | |||
II. | Работа с пластическими материалами | Рисование пластилином | Рисование пластилином «С Новым годом!» | 1 ч. |
Рисование пластилином «Снеговик» | 1 ч. | |||
Рисование пластилином «Зимние забавы» | 1 ч. | |||
Рисование пластилином «В зимнем лесу» | 1 ч. | |||
Обратная мозаика на прозрачной основе | Обратная мозаика на прозрачной основе «Мой любимый мультфильм» | 1 ч. | ||
Обратная мозаика на прозрачной основе «Зоопарк» | 1 ч. | |||
Обратная мозаика на прозрачной основе «Транспорт» | 1 ч. | |||
Обратная мозаика на прозрачной основе «Волшебный цветок» | 1 ч. | |||
Лепка из солёного теста | Лепка из солёного теста «Алфавит» | 1 ч. | ||
Лепка из солёного теста «Моя игрушка» | 1 ч. | |||
III. | Аппликация из деталей оригами | Аппликация из одинаковых деталей оригами (3 ч.) | Аппликация из одинаковых деталей оригами «Цветущее дерево» | 1 ч. |
Аппликация из одинаковых деталей оригами «В мире животных» | 1 ч. | |||
Аппликация из одинаковых деталей оригами «В путь» | 1 ч. | |||
Коллективные композиции в технике оригами | Коллективные композиции в технике оригами «Мой дворик» | 2 ч. | ||
Коллективные композиции в технике оригами «Мой городок» | 2 ч. | |||
Всего – 33 ч. | Всего – 33 ч. | 33 ч. |
Содержание программы 2 года обучения (35 часов)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Учебно-тематический план 2 года обучения | ||||
№ | Раздел/часы | Тема/кол-во часов | Тема занятия | Кол-во час |
I. | Аппликация и моделирование | Аппликация из листьев и цветов | Аппликация из листьев и цветов «Осень пришла» | 1 ч. |
Аппликация из листьев и цветов «Осенний букет» | 1 ч. | |||
Аппликация из листьев и цветов «На лесной опушке» | 1 ч. | |||
Аппликация из листьев и цветов «В мире животных» | 1 ч. | |||
Аппликация из птичьих перьев | Аппликация из птичьих перьев «Павлин» | 2 ч. | ||
Аппликация из птичьих перьев «На озере» | 2 ч. | |||
Аппликация из соломы | Аппликация из соломы. Подготовка материалов | 1 ч. | ||
Аппликация из соломы «Мой домик» | 3 ч. | |||
II. | Работа с пластическими материалами | Разрезание смешанного пластилин (2 ч.) | Разрезание смешанного пластилина «Фантазия» | 2 ч. |
Обратная мозаика на прозрачной основе (2 ч.) | Обратная мозаика на прозрачной основе «Подводный мир» | 2 ч. | ||
Торцевание на пластилине (2 ч.) | Знакомство с техникой «торцевание» на пластилине. Подготовка материала. | 1 ч. | ||
Изготовление изделия в технике «торцевание» на пластилине «Цветок». | 1 ч. | |||
Лепка из солёного теста (2 ч.) | Лепка из солёного теста «Зоопарк | 2 ч. | ||
III. | Поделки из гофрированной бумаги (5 ч.) | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Подготовка материала. | 1 ч. |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Букет» | 2 ч. | |||
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Фантазируем» | 2 ч. | |||
IV. | Модульное оригами (10 ч.) | Треугольный модуль оригами (2 ч.) | Треугольный модуль оригами | 2 ч. |
Замыкание модулей в кольцо (2 ч.) | Замыкание модулей в кольцо | 2 ч. | ||
Объёмные фигуры на основе формы «чаша» (6 ч.) | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Изготовление изделия «Елка» | 3 ч. | ||
Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Изготовление изделия «Ваза» | 3 ч. | |||
Всего - 35 ч. | Всего – 35 ч. | 35 ч. |
Содержание программы 3 года обучения (35 часов)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
Учебно-тематический план 3 года обучения | ||||
№ | Раздел/часы | Тема/часы | Тема занятия | Кол-во час |
I. | Работа с природ материал. (4 ч.) | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей) (4 ч.) | Объёмные поделки. Фигурки зверей | 2 ч. |
Объёмные поделки. Фигурки сказочных персонажей | 2 ч. | |||
II. | Объёмные и плоскостные аппликации | Торцевание гофрированной бумагой на картоне (6 ч.) | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. «Бабочка» | 2 ч. |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. «Цветок» | 2 ч. | |||
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. «Кораблик» | 2 ч. | |||
Мозаика из ватных комочков | Мозаика из ватных комочков. Композиция «Зима пришла» | 2 ч. | ||
Мозаика из ватных комочков. Композиция «Зимние забавы» | 2 ч. | |||
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги (4 ч.) | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 2 ч. | ||
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 2 ч. | |||
Многослойная аппликация (4 ч.) | Многослойная аппликация «Чудо-дерево» | 2 ч. | ||
Многослойная аппликация «В мире фантазии» | 2 ч. | |||
III. | Работа с пластическими материалами | Мозаичная аппликация на стекле (4 ч.) | Мозаичная аппликация на стекле «Мой любимый питомец» | 2 ч. |
Мозаичная аппликация на стекле. «Любимый мультфильм» | 2 ч. | |||
Лепка из солёного теста | Лепка из солёного теста. Фигурки зверей. | 2 ч. | ||
IV. | Модульное оригами | Игрушки объёмной формы | Игрушки объёмной формы. Подготовка материала. | 1 ч. |
Игрушки объёмной формы. Изготовления изделия «Неваляшка» | 3 ч. | |||
Игрушки объёмной формы. Изготовление изделия «Ёлочка» | 3 ч. | |||
Всего – 35 ч. | Всего – 35 ч. | 35 ч. |
Содержание программы 4 года обучения (35 часов)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.
Учебно-тематический план 4 года обучения | ||||
№ | Раздел/часы | Тема/часы | Тема занятия | Кол-во час |
I. | Работа с природными материалами | Коллективные композиции, | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | 3 ч. |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. | 1 ч. | |||
Многослойные аппликации | Многослойная аппликация «Герой мультфильма». | 2 ч. | ||
II. | Объёмные и плоскостные аппликации | Мозаика из квадратных модулей | Мозаика из квадратных модулей. Подготовка материала | 1 ч. |
Мозаика из квадратных модулей. | 3 ч. | |||
Элементы квиллинга | Знакомство с новой техникой «квиллинг» (бумагокручение). Элементы квиллинга. | 1 ч. | ||
Коллективный проект. Изготовление панно «Дружба», «Настроение» | 1 ч. | |||
Аппликации в технике квиллинг (6 ч.) | Аппликация в технике «квиллинг». Изготовление изделия «Букет в вазе» | 2 ч. | ||
Аппликация в технике «квиллинг». Изготовление изделия «Транспорт» | 2 ч. | |||
Коллективный проект. Аппликации в технике квиллинг. Скатерть – самобранка | 2 ч. | |||
Техника изонить. Заполнение круга, угла (4 ч.) | Знакомство с новой техникой «изонить». Заполнение круга. | 2 ч. | ||
Работа в новой технике «изонить». Заполнение угла. | 2 ч. | |||
Аппликации в технике изонить (6 ч.) | Аппликация в технике «изонить» «Одуванчик» | 2 ч. | ||
Аппликация в технике «изонить» «Космос» | 2 ч. | |||
Аппликация в технике «изонить» «На море» | 2 ч. | |||
III. | Поделки на основе нитяного кокона (7 ч.) | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок | Изготовление нитяных коконов. Знакомство с изготовлением нитяных коконов. Самостоятельное оформление объёмной поделки. Золотая рыбка | 2 ч. |
Изготовление нитяных коконов. Коллективный проект. | 2 ч. | |||
Изготовление нитяных коконов. Коллективный проект. | 3 ч. | |||
Всего – 35 ч. | Всего – 35 ч. | 35 ч. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Мастерок» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерок» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией изделия;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология
продуктивной художественно-творческой деятельности);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии (средством формирования этих
действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться
памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и
их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Мастерок» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,
высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерок» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и
инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов
(средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки
учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-
творческой деятельности);
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Мастерок» в 3–м классе является формирование следующих умений:
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного
или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерок» в 3−м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации энциклопедиях, справочниках, Интернете (текст,
иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта);
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Мастерок» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного
или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерок» в 4−м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
- проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология
продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в энциклопедиях, справочниках, Интернете (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта);
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
IV. ОСНОВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
- Уровень профессиональной компетентности детей.
- Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей и личностных качеств ребенка.
- Уровень развития общей культуры ребенка.
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов курса усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Система контролирующих материалов:
- Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты, наблюдения).
- Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, защита работ.
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
- выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
- подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
- система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
- организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных
способов и методов, а также провести самооценку.
Итоги реализации программы могут быть представлены
- через презентации проектов;
- через выставки детских работ;
- через оформление зала для праздников;
- через вручение подарков родителям, учителям, дошкольникам.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- выставки детских работ;
- участие в конкурсах различных уровней;
- поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.;
- оформления школы, класса для проведения праздничных утренников.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
- «Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
- Формы подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение.
- Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях курса перед одноклассниками и родителями.
- Метод педагогических наблюдений.
VI. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе (третье, четвёртое) занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии внеурочной деятельности должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Второй уровень (2 – 3 классы) – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
Третий уровень (4 класс) – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь одноклассникам.
Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течение всей своей жизни.
1-й класс. Предметные результаты освоения программы по курсу «Мастерок» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
- использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;
- экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, бумаги) оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки; - выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
2-й класс. Предметные результаты освоения программы по курсу «Мастерок» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
- использовать инструкции, памятки, схемы при выполнении заданий;
- работать в малых группах;
- рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
- отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы);
- экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
- работать в малых группах.
3-й класс. Предметные результаты освоения программы по курсу «Мастерок» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- отбирать картон с учётом его свойств;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник);
- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
4-й класс. Предметные результаты освоения программы по курсу «Мастерок» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
VIII. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
- кабинет: столы, стулья, шкаф;
- набор рабочих инструментов: ножницы, циркуль, линейка, карандаш, кисти;
- материал: нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, гуашь, цветные карандаши, клей ПВА, гофрированная бумага, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), досточки для работы с пластилином;
- наглядные демонстрационные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- мультимедийный проектор.
IX. ЛИТЕРАТУРА
1. Стандарты второго поколения. Пособия. М., Просвещение, 2012 г.
2. Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2012 г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 2013 г.
4. Гусакова М.Л. Аппликация. М., Просвещение, 2011 г.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2012.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 2011 г.
7. Неботова З.Л. Игрушка – самоделка. М., Просвещение, 2010 г.
8. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 2009 г.
9. Проснякова Т.Н., Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013.
10. Проснякова Т.Н., Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013.
11. Хлебникова С.И., Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013.
12. Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 2010 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
- сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
- сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru
- сайт www.akademkniga.ru и academuch@maik.ru.
- сайт http://www.encyclopedia.ru/
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мастерок» - 1 класс (33 часа)
Кол-во часов | Разделы / Тема занятия | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |
Метапредметные, личностные | Предметные | |||||
16 ч. | I. Аппликация и моделирование | - рассматривание и изучение форм и образов природы; | Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | Знать: виды клея, используемого для аппликации, правила | ||
1-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | ||||
5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон | - сравнивать разные приемы действий, - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; | Знать: виды картона (бумаги) и его свойства; способы сгибания картона. | ||
9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон | ||||
11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон | ||||
13-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | ||||
10 ч. | II. Работа с пластическими материалами | - осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности. | Знать: пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; Уметь: анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; | ||
1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон | ||||
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | ||||
9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | ||||
7 ч. | III. Аппликация из деталей оригами | - знакомство с искусством оригами; | Личностные: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. | Знать: правила работы с ножницами и клеем, способ изготовления квадрата из прямоугольника. | ||
1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон | ||||
4-7 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мастерок» - 2 класс (35 часа)
Кол-во часов | Разделы / Тема занятия | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |
Метапредметные, личностные | Предметные | |||||
12 ч. | I. Аппликация и моделирование | - освоить способы подготовки и работы с новым природным материалом – соломкой (перьями); - рассматривание и изучение форм и образов природы; - сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.); | Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | Знать: виды клея, используемого для аппликации, правила | ||
1-4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья | ||||
5-8 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон | ||||
9-12 | Аппликация из соломы. | Солома, картон | ||||
8 ч. | II. Работа с пластическими материалами | - исследовать свойства пластичных материалов; анализировать изделие, - осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; - использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета; | Познавательные: формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Регулятивные: умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение обосновывать собственную позицию. Личностные: умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. | Знать: технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку; Уметь: использовать приемы работы с пластилином; создавать разные изделия на основе разных технологий, самостоятельно составляя план их выполнения. | ||
1-2 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон | ||||
3-4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | ||||
5-6 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага | ||||
7-8 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | ||||
5 ч. | III. Поделки из гофрированной бумаги | - определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, - определять особенности технологии соединения деталей в объёмной аппликации; составлять композицию; - планировать последовательность его выполнения под руководством учителя; - корректировать и оценивать выполнение изделия; | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | Знать: свойства гофрированной бумаги; идеи изделий из гофробумаги; Уметь: использовать основные конструктивные особенности изделий; подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом; соблюдать общие требования дизайна изделий; | ||
1-5 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон | ||||
10 ч. | IV. Модульное оригами | - освоить приёмы работы с различными видами деталей и способами их соединения. - конструировать изделие на основе предложенного плана, ищут и заменяют детали конструкции, выбирают способы сборки; - моделировать и собирать изделие; - использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия; - предъявлять и оценивать изделие; - проводить презентацию готового изделия; | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последов-ность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | Знать: свойства бумаги; идеи изделий из бумаги; изготовление, соединение треугольных модулей оригами; Уметь: использовать определять основные конструктивные особенности изделий; подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом; соблюдать общие требования дизайна изделий; планировать предстоящую практическую деят-сть; осуществлять самоконтроль | ||
1-2 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага | ||||
3-4 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага | ||||
5-10 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мастерок» - 3 класс (35 часа)
Кол-во часов | Разделы / Тема занятия | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |
Метапредметные, личностные | Предметные | |||||
4 ч. | I. Работа с природными материалами | - осваивать правила сбора и хранения природных материалов; - сопоставлять эти виды планов; | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | Знать: основные этапы изготовления изделия; | ||
1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. | ||||
18 ч. | II. Объёмные и плоскостные аппликации | - подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать ТБ, закреплять навыки работы с бумагой и клеем; выделять технологические операции: осваивать технику создания объёмной аппликации; | Познавательные: формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Регулятивные: умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение обосновывать собственную позицию. Личностные: умение видеть красоту труда и творчества; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | Знать: приёмы работы с различными видами деталей и способами их соединения. Уметь: конструировать изделие на основе предложенного плана, выбирать способы сборки; моделировать и собирать изделие. | ||
1-6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон | ||||
7-10 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон | ||||
11-14 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага | ||||
15-18 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон | Знать: основные этапы изготовления изделия; Уметь: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения данного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы. | |||
6 ч. | III. Работа с пластическими материалами | - исследовать свойства пластичных материалов; анализировать изделие, - осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; - использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета; планировать последовательность его выполнения под руководством учителя; - корректировать и оценивать выполнение изделия; | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | Знать: способы и правила работы с пластичными материалами; составлять композицию; | ||
1-4 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло | ||||
5-6 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | ||||
7 ч. | IV. Модульное оригами | Освоить приёмы работы с различными видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, ищут и заменяют детали конструкции, выбирают способы сборки. Моделировать и собирать изделие. Самостоятельно анализировать образец, определить недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы. Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. | Познавательные: формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Регулятивные: умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение обосновывать собственную позицию. Личностные: умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. | Знать: приёмы техники «оригами»; технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку; | ||
1-7 | Игрушки объёмной формы. | Цветная бумага |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мастерок» - 4 класс (35 часа)
Кол-во часов | Разделы / Тема занятия | Материалы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |
Метапредметные, личностные | Предметные | |||||
4 ч. | I. Работа с природными материалами | - исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.); | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | Знать: известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия; | ||
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки | ||||
24 ч. | II. Объёмные и плоскостные аппликации | - знакомство и осваивание новых техник; - вырезать полоски для квиллинга; - разметка на листе бумаги, выбор формы; контролировать и корректировать свою деятельность; - предъявлять и оценивать изделие; - проводить презентацию готового изделия; | Познавательные: формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Регулятивные: умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение обосновывать собственную позицию. Личностные: умение видеть красоту труда и творчества; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | Знать: основные правила работы; основные формы. | ||
1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон | ||||
3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага | ||||
7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага | ||||
9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага | ||||
15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки | Знать: приёмы техники «изонить»; | |||
19-24 | Аппликации в технике изонить. | |||||
7 ч. | III. Поделки на основе нитяного кокона | знакомство и осваивание новой техники; использовать основные правила работы; моделировать и собирать изделие; самостоятельно анализировать образец, определить недостающие этапы его изготовления; - исследовать различные материалы; - использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | Знать: алгоритм изготовления нитяных коконов; Уметь: использовать приёмы изготовления нитяных коконов в ходе самостоятельной работы. | ||
1-7 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |