Социокультурная компетенция
Бурятские народные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnaya_kompetentsiya.docx | 12.79 КБ |
pravila_igry_v_shagay_naadan.docx | 17.77 КБ |
blagopozhelaniya.docx | 77.65 КБ |
kultovye_muzykalnye_instrumenty.docx | 21.15 КБ |
poslovitsy_buryatskogo_naroda.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (англ. sociocultural competence).
Совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. С. к. входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом. Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде четырех составляющих:
a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т. ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями). Можно говорить о наличии или отсутствии у изучающего язык способностей к межкультурному общению. Наличие таких способностей предполагает формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся: открытость, терпимость, готовность к общению. Под открытостью понимается свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры; терпимость проявляется в терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах; готовность к общению выражается в желании и возможности вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности. Отсутствие или недостаточная сформированность С. к. является причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие таких ошибок, дискоммуникации, т. е. нарушения хода иноязычного общения. Формирование С. к. предполагает социокультурную адаптацию, интеграцию личности в новую культуру. Рассматривается как компонент коммуникативной компетенции (Сафонова, 1991; Сысоев, 1991).
Предварительный просмотр:
ШАГАЙ НААДАН
Среди домашних игр наиболее популярными были игры с использованием альчиков (бараньих бабок) - шагай. Варианты игр альчиками были разнообразны, в некоторых из них придавалось значение тому, какой стороной выпадет альчик при подбрасывании его вверх: сторона с бугорком, верхняя называлась бухэ (у некоторых ухэр), а противоположная ей, нижняя, с углублением - хото (или хонхо, тальти); боковая, гладкая - морин или тэмээн, другая боковая, с ямочкой - ухэр или бухэ.
Шагай няhалха. Каждый игрок берет определенное количество альчиков, и все по очереди подбрасывают свои альчики вверх и смотрят, В каком положении они упали: бугорком (бухэ) или углублением (хонхо) вверх или иначе. У кого альчиков в положении бухэ окажется больше, тот начинает игру.
Он собирает все альчики и бросает их с высоты на пол, чтобы они. Упали вразброс. Затем щелчком среднего пальца по одному из альчиков. Направляет его в следующий, лежащий в одинаковом с ним положении, стараясь при этом не задеть другие. Если он не попадает в намеченный. Шагай или заденет другие, а также если среди альчиков не останется больше одинаково лежащих, то в игру вступает второй и т.д. При каждом удачном щелчке играющий откладывает в сторону битый альчик. Самому последнему игроку приходится наименьшее количество альчиков. Случается так, что первый обыгрывает сразу же всех остальных, но такое бывает очень редко. После того, как все альчики будут выбиты, определяют, у кого самое меньшее количество альчиков, и, приняв это за норму, каждый выставляет альчики. Игра повторяется: опять устанавливают очередь по количеству бухэ, бросают альчики с высоты, начинают выбивать щелчком одинаково лежащие альчики и т.д., до тех пор, пока все альчики не окажутся в руках одного человека, и тогда игра считается оконченной.
Хонгордоохо. Один из участников игры берет полную горсть альчиков, подбрасывает их и ловит тыльной стороной правой кисти, опять подбрасывает и в этот раз ловит ладонью. Пойманные альчики складываются в сторону. Альчики, которые скатились с руки, подбирают следующим образом: подбрасывают один альчик, который называется шуурэгшэн или сохо, и, пока он летит, играющий схватывает с пола столько альчиков, сколько' было поймано в первый раз и ловит падающий шуурэгшэн. Если ему удается поймать его на лету, то он выигрывает и откладывает один шагай как выигрыш. Он продолжает игру, пока не обронит шуурэгшэн. В противном случае игра переходит к следующему по очереди. Победителем считается тот, у кого альчиков окажется больше.
Шагай шуурэхэ. Играющие усаживаются в круг, посреди которого высыпается целая куча альчиков. Каждый выбирает из кучи наиболее крупный шагай - шуурэгшэн, который он должен подбрасывать вверх. Игру начинает всегда тот, кто сидит на восточной стороне (нара гараха зугтэ). Он подбрасывает шуурэгшэн и, пока альчик летит, должен успеть отделить от кучи столько альчиков, сколько он может схватить и поднять, и при этом поймать на лету падающий шагай, затем подбрасывает шуурэгшэн вторично, схватывает отделенные ранее альчики и подставляет руку под падающий шагай. Если играющий уронит хоть один альчик или у него отскочит шуурэгшэн, - он проигрывает. Тогда вступает в игру следующий, сидящий от него слева и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного альчика из кучи. После этого каждый играющий (или каждая команда, если играющие разделились на две группы) выставляет определенное количество альчиков. Эти альчики скучиваются, и игра начинается снова.
Иногда альчики не скучиваются, а разбрасываются. При такой игре требуется умение сразу схватить сколько-нибудь альчикон, не надевая другие, и в то же время успеть подхватить падающий шуурэгшэн. Хороший игрок схватывает штук 15-20, а начинающие - едва от 2 до 4 альчиков. Шагай харбаха. Для проведения этой игры нужно иметь хабтагай. Ушмодон - дощечку, длиною около 100 см, шириною 25 см, харбуул -Брусок с пазом, длиною 33 см, шириною - 3 см и жорхо - костяную палочку, длина которой около 8 см, ширина - 1 см и толщина 0,5 см. Эта палочка вкладывается в паз бруска и сбрасывается щелчком среднего вальца, который кладется при этом под указательный.
Играющие делятся на две команды, но в одной игре могут участвовать Вколо 6 человек от каждой группы. Они размещаются в 2-3 метрах в обе стороны доски поровну. Садятся, подогнув ноги, причем левую ногу выдвигают несколько вперед и на носок кладут харбул. в паз которого вложена костяная палочка. Харбул придерживают левой рукой, а правой, средним пальцем делают щелчок по палочке - жорхо, чтобы она полетела и сбила с доски расставленные на ней альчики. Обычно на доске расставляют 12 альчиков: 10 алъчиков в одну линию вверх стороною морин, между ними помещают 11-й шагай-бухэ, а на него ставят 12-й альчик, который по цвету отличается от других.
Иногда харбул держат на ладони левой руки; когда играет девушка, то она становится на правое колено, а на левое кладет харбул.
Очередь определяется для каждой стороны обеих команд по количеству шагай-бухэ из трех брошенных альчиков. Играющие с одной стороны стреляют до тех пор, пока не собьют все альчики, стоящие на доске, но главная цель игры: сбить средний шагай.
Арбан хоёр шагай. Берут 12 альчиков и подбрасывают их, у кого больше альчиков упадет в положении бухэ, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству альчиков-бухэ. Играющий берет все альчики, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все бухэ, остальные опять подбрасывает и снова отбирает и так до 12 раз. Если в результате 12 попыток ему удается выбрать все альчики, он выигрывает, и игра должна начаться снова. Если никому не удалось выбрать все альчики, выигрыш достается тому, у кого отобранных альчиков больше.
Мори урилдаха. Играют двое. Расставляют в ряд 10 альчиков. Играющие выбирают по одному "бегунцу" из свободной кучи альчиков и ставят их по обеим сторонам первого альчика, затем берут три альчика и бросают их сверху на пол. Если среди них окажется альчик в положении морин, бросавший передвигает свой альчик и ставит рядом со вторым альчиком, если окажется два морин - ставит рядом с третьим и т. д. Выигрывает тот, чей бегунец проходит все десять альчиков ряда.
Мэлхэй. Из 78 альчиков складывают фигуру черепахи. Задача играющих разобрать все ее части, подбрасывая вверх шесть альчиков и выбирая из сложенной фигуры альчики по числу выпавших бухэ.
Из домашних игр, кроме шагай наадан с использованием альчиков, были известны игра в шахматы, шашки, игра раковинами и т. д.
Юбуу наадан. Для этой игры нужно начертить геометрическую фигуру, состоящую из квадрата, разделенного на четыре части, и равнобедренного треугольника, расположенного на одной из его сторон. Кроме того, нужно иметь 6 небольших раковин - юбуу и обыкновенную деревянную пиалу, которая ставится посередине фигуры на точку "о". Число играющих не ограничено. Прежде чем начать игру, устанавливают очередь. Для этого каждый подкидывает вверх все 6 раковин -у кого больше раковин упадет выпуклой или вогнутой стороной, смотря по тому, как было условлено, тот и начинает игру. После этого каждый выбирает себе выпуклую или вогнутую сторону раковины, и выигрышными для него будут те, которые упадут выбранной стороной вверх.
На одну из сторон треугольника кладут поровну предметы (монеты, камешки), на которые играют. Каждый по очереди берет раковину и бросает в поставленную в центре большого квадрата пиалу. Сколько раковин упадет выбранной им стороной вверх, столько единиц (например, Монет) он и берет из ставки, смотря по условленной оценке каждой раковины. Если все раковины упадут благоприятно для него, он берет Всю ставку. Если хоть одна раковина выпадает из пиалы - он проигрывает свою ставку и должен возобновить ее. Таким же образом мечут по очереди остальные участники игры.
Шатар наадан. Доска, употребляемая для игры в шахматы, - обычная, Как у европейцев, фигуры же имеют другую форму - они представляют собой картины традиционного быта бурят: уход за животными, езду, Кочевку, борьбу и пр. Правила игры сходны с европейскими, только первые ходы пешек несколько ограничены: через квадрат может ходить стоящая перед королем пешка, а ход королевы по диагонали допускается лишь на следующую клетку. Само слово татар происходит от индийского чатранг, означающего шахматы.
Дойбод сохихо. Вид игры в шашки на шахматной доске. Игра сходна с европейской, но только каждый игрок имеет не по 12, а по 8 шашек, которые занимают лишь два ряда клеток.
Предварительный просмотр:
hаруул бодолтой, |
Он жэлэй ошохо бури | |
Гаража байћан Шэнэ жэлдэ |
Үдэр бүри | |
Алдар сэнхир хадагаа барижа, | |
Сагаан hара сэлмэжэ, |
Сагаан hараар!!! Сагаалганаар!!! | |
CАГААН ҺАРААР! САГААЛГАНААР! |
Он жэлнүүд һэлгэлдэжэ, номгон тэнюун Үхэр жэлнай үнгэрөөд, Бар жэл гаража ерэбэ! Мүнөө монгол туургата арадуудай Сагаан һарын Шэнын нэгэндэ угтадаг арадай һайндэр хадаа Чингис Богдо хаан шэрээдээ заларһан 1206 оной Бар жэлhээ эхитэй байха. | |
Гаража байhан Шэнэ жэлдэ |
Сагаан hайхан сэдьхэлтэй | |
|
Всех от души поздравляю с праздником Белого месяца!!! Пусть в этом году сбудутся все наши сокровенные помыслы, пусть все плохое обойдет нас стороной!!! | |
Сагаалган-манай hайндэр, |
Сагаан hараар! САГААЛГАНААР!!! | |
Сагаалганар! Сагаан hараар!!! |
hаруул бодолтой, |
Зориhон харгытнай золтой байг |
Сагаан эдеэмнэй дэлбэржэ сагай hайниие гэршэлхэнь,саhа бороо элбэгтэй садхалан жэл амаржаг лэ! Хэhэн ажалтнай бутэсэтэй , зориhон харгытнай золтой , золгоhон нухэдтнай зугаатай байглэ ! Сага hараар Сагаалганаар ! |
Сагаан hарамнай морилжо,Сагаалгамнай ерэбэл даа.Сагаан эдеэгээр,сагаан сэдьхэлээр,энэ баяраа угтаял даа,САГААЛГАНААР!!!! | |
Ганса Сагаалганай болоходо уреэл хэлэдэг бэшэл даа. Муноо сагай уреэлнуудые оорынгоо сэдьхэлhээ гарган энэ хаяг дээрээ хэлсэжэ байел! нэгые туршаhуу |
хабарай дулаахан hалхин халуунхан хасарыетнай эльбэн таалажа, наранай элшэ баярай гэрэлээр таниие дулаасуулжа сэдьхэлтнай тэнгэриин уужам дайдаар, зурхэнтнай тэнюун тэгшэ сохилсоор, ухаантнай сэлмэг бодолнуудаар дуурэжэ ябахань болтогой! | |
Энэ хурьhэтэ газарайнгаа эзэн, хун ши ойлгыш! |
эхэ дайдадаа дуратай | |
Айдар наhанайнгаа зам |
Ажабайдал! | |
Худэр задарюун, ундэр хушануудые |
! |
Солбон, хэды hайхан ,гунзэгы удхатай уреэлнуудые бэшэhэндэтнай сэдьхэлэйнгээ баярые хургэнэб! Иигэжэ буряад хэлэнэйнгээ баялигые саашадаа улам хугжоожэ, хододоо хун зоноо баясуулан ябахыетнай хусэнэб!!! |
| |
Турэhэн удэрооршни, эгээл халуун, эгээл шуналтай хаhааршни амаршалнаб! |
Зориhон харгытнай золтой байг, | |
Углоонэй наран шэнги мандажа, |
Халуунда hууха хубуутэй болоорой, | |
Углоо бури сэржэмээ ургэжэ, |
Убэлэй хуйтэнhоо хунжэлоо hэхэжэ, хагсуу хабарай hалхинhаа нюураа тайлажа , Ягаахан тэрэнгиин хангалаар, ногоорон ургажа байhан байгааляар хусэл зоригтной дэльбэеэ тайлажа, нарандаа игаажа наартайхан ябахыетнай хусэнэб! | |
Майн 25 най hуулшын хонходо бэшэнэб. Дальбараагай уурхайhаа далияа хумин ниидэхэеэ байhан хараасгайнууд, турэл hургуулиингаа богоhо 11 жэлэй хугасаа алхажа эрдэмэй эхин орьел дабан гаража, ухибуун наhаяа эндээ орхижо гараа ганзагада хүлѳѳ дүрѳѳдэ хүргэн дошхон залуу наhандаа гаража байхадатнай Урдахи ажабайдалай ореохон замые урагшайтайгаар дабшан дабажа, жаргалай түлхюур тааруулан золоо олон зорихыетнай хүсэнэб! |
ганса сусала гал бэшэ, ганса хун айл бэшэ гэжэ урданай угые эмдэжэ, айл булэ болоhондотной амаршалнаб! Энэ мундэлhэн инаг дураяа гамнажа,хамгаалжа, аршалжа ябыт даа, гал ехэ сахюусатай, арьяа баалын уршоолтэй арад зонойнгоо дунда золтой айл боложо тумэн жэлдэ жаргахатнай ажаhуухатнай болтогой! (шадаал hаа оорынгоо сэдьхэлhээ мундэлhэн уреэлнууд дээрэ гэжэ hанагдадаг лэ даа) |
Талын сэсэг шэнги сарюун, | |
Хайрата минии дуумни ганса сусала гал бэшэ, ганса хун айл бэшэ гэжэ урданай угые эмдэжэ, айл булэ болоhондотной амаршалнаб! Энэ мундэлhэн инаг дураяа гамнажа,хамгаалжа, аршалжа ябыт даа, гал ехэ сахюусатай, арьяа баалын уршоолтэй арад зонойнгоо дунда золтой айл боложо тумэн жэлдэ жаргахатнай ажаhуухатнай болтогой! |
Улзы багахан (имя)! Шэнэ сагые аза талаантайгаар, аза жаргалтайгаар сэбэр дардам харгы гаргажа хулоо шоройдон хун боложо абар бухын солотой, золтой хухюутэй зоной дунда ябахань болтогой! |
хундэтэ эжымнай ! Жара наhанайтнай ойн баяраар, жаран жэлнуудэйтнай жаргалаар халуунаар амаршалнабди! Хурьhэтэ алтан дэлхэйдэ мундэлжэ хулоо шоройдожо газар гэшхэжэ хун болоходо саашанхи хунэй наhан соо баяршье, уйдхаршье, жаргалшье, зоболоншье булта унгэрдэг. Ажабайдалдаа дурлажа, ерээдуйн тулоо эрмэлзэн зол жаргалай тулоо дабшаhан эжыдээ, манай ажабайдалые ургэлсэжэ, харалсажа, дэмжэжэ ябаhандатнай доро дохин тандаа аша урииетнай харюулнабди. Хугшэрхын 3 зоолэниие эдлэн, согтой зугаатай, элуур энхэ байгыт даа эжымнай! |
хубуун hаань иимэ милаан! Улзы жаахан (имя) худэр хубуудээр балсангаа туршалсажа, хулэг мориной жолоо адхан зэбэтэ номые зэлэ татажа эрын гурбан нааданай солые дуудуулха баатар хубуун боложо буряад эхэ орондоо золтой ябахань болтогой! |
, Хоер зурхэнэй сохилоон доро мундэлhэн инаг дураяа, хэзээдэшье, хаанашье аршалжа, гамнажа ябыт даа нухэдни! тэбхэр сагаан табин жэлэй унгэрхэдэ алтан турэеэ наяруулхатнай болтогой! | |
Шэнэ гэрэйтнай сонхоор жаргалай наран бадаржа, уудээртнай золой баяр орожо. гуламтынтнай богоhо ури хуугэдтнай элээжэ, галайнгаа бадараатай, аяга сай дээжэтэй, мэндэ миhэрэлтэй ажана мэндэ ажаhуухыетнай хусэнэб! | |
Хундэтэ ??! |
Энэ гэртээ унтаритай болобот,гэрэйтнай сахюуса тодон абахань. бэе махабадаа унтариин зоолоор hэргээжэ, амгалан тайбан ажана мэндэ байхыетнай хусэнэб! |
, энээндэшни уреэл байдаггуй! гал сахюусатнай тумэн жэлдэ бадаржа, гэрэйтнай ульhан дулаан шанартай байхань болтогой | |
энэрхы сэдьхэл, эрдэни хэшэг абажа, . |
Хүндэтэ ... | |
Аяа хайрата... |
орбоо юртэмсын хогоосони | |
"Эрдэм бэлиг – эрхим баян" – гэһэн |
Хүрьһэтэ алтан дэлхэй дээрэ, | |
70 НАҺАНАЙ ОЙДО |
75 НАҺАНАЙ ОЙДО | |
|
| |
эжынгээ уршооhэн энхэрэлые hанажа жаргалай тулхюр тайлан ябаарай,абынгаа заяаhан найдалые дурсажа ажабайдалай залуур шэлэн ябаарай даа | |
Хайрата эжымнай тоотой 55 жэлнууд ямаршье гайтай байгааб даа, толгой танай сагаан болгоо, теэд энэ жэлнууд соо ажабайдалдаа дурлажа, арад зон соогоо арюун бодолоор сэдьхэлээ дуургэжэ ябаалта даа. ??? (хэды ухибуудбта?)Ухибуудые гарынь ганзагада, хулын дуроодэ гаргажа энэ муноо жаргалтай ажаhууналта даа. Эжымнай тандаа энээхэн ашыетнай харюулжа, хугшэрхын гурбан зоолэниие узулжэ, 80 наhаяа наартайгаар , 90 наhаяа хухюутэйгээр, 100 наhаяа зугаатайгаар угтахатыетнай хусэнэбди | |
энхэрэн haйхан эжымнай 90 наhанайнгаа удэр дабаае гаталжа маанадаараа угтажа! байhандатнай халуунаар доро дохин амаршалнабди Бурхан багшынгаа уршоолоор ундэр наhа эдлэжэ 100 наhа наhалжа зугаалжа байхыетнай хусэнэбди. |
Улзы жаахан басагамнай буряад hайхан дангина боложо аба эжыгээ баясуулжа зоригоор дуурэн сэдьхэлтэй, эрмэлзэлээр баян найдалтай ябахань болтогой | |
|
Алдар сэнхир хадагаа барижа, | |
Сагаан hараа дуулажа баясажа угтаарайт |
Жэл бури жэгдэ амгалан, |
аяа хайрата дуу хубуумни! Шиниимни наhанда боложо байhан hайхан хубилалта бултанаймнай сэдьхэл хyлгоожэ,баясуулжа байна Одхон дyy бэри хоертоо захиха,хyсэхэ юумэн олон,Гал гуламтаяа дэгжээжэ,уг гарбалаа hайханаар нэрлyyлжэ ябыт даа Гэрэй эзэн бyгэдые багтааха аргатай,бараниие ойлгохо хабатай байха зэргэтэй ,гэр бyлынгоо хусэд дyyрэн байхын тулоо оролдохо,харин дуу бэримни нухэрэйнгоо тyшэг тулгуури,гал гуламтаяа наринаар сахиhан hайхан эжы,жаргалтай бэри гуулэжэ ябаарай.зол жаргалай жолоо гартаа шангаар адхаад,айл булын тоодо орогты ииии примерно так | |
сэсэн бодолтой | |
Улзы багахан (имя)! Шэнэ сагые аза талаантайгаар, аза жаргалтайгаар сэбэр дардам харгы гаргажа хулоо шоройдон хун боложо абар бухын солотой, золтой хухюутэй зоной дунда ябахань болтогой! |
Хундэтэ эжымнайХабарай наранай элшэеэ шангадаха уедэ бумбэрсэг дэлхэйдэ мундэлhэн |
Хундэтэ эжымнайХабарай наранай элшэеэ шангадаха уедэ бумбэрсэг дэлхэйдэ мундэлhэн | |
Ундэр наhанай зулайе | |
Хундэтэ??? ! Хухын дуугаар зэдэлhэн жэргэмэлэй дуугаар жэргэhэн зулгы зунай дэмбэрэлтэ та хоерой энэ удэроортнэй халуунаар амаршалнаб! Хоер зурхэнэй хоорондо мундэлhэн инаг: дураяа нангинаар гамнан ябаарайгты, гэр булэдэтнай жаргалай уудэн сэлеэтэй байгуужан золой наран бадаржа унэр баян улзы уршоолтэй ажаhуугыт даа | |
Хундэтэ?? Шэнэ гэрэйтнай тулиhэн галтнай тумэн жэлдэ бадаржа, сонхоортнай баярай наран бадаржа уудээртнай жаргалай амин орожо, шэнэ гэрэй шэнэ ажабайдалтнай азатэнюун, унэр баян, улзы уршоолтэй ажаhуугыт даа! ( предлагаю по обычаю в шуточной форме дарить коробочку спички и 1 полену мелкую дровичку или цепку) |
Хундэтэ аба эжынэрнай гарымнай ганзагада хулымнай дуроодэ хургэжэ haнаhыемнай хусэлдуулжэ жаргал баяр угэжэ байhaндатнай доро дохинобди (поклон родителям) Аша урииетнай харюулан хугшэрхын гурбан зоолэниие тандаа уузуулэн байхабди, хундэтэ турэлхид, уетэн нухэд манай энэ дэмбэрэлтэ баярыемнай хубаалдажа байhaндатнай халуун баярые хургэнэбди |
Хундэтэ турэл гарал, айл аймаг, уетэн нухэд хубуунэймнай турэдэ ерэжэ баярымнай хубаалдажа байhaндатнай haйхан сэдьхэл тандаа хусэнэбди! детям: Пусть они сами от души поздравляют Шэнэ сагай шэнэ айл болобо гээшэт Зоной дунда золтой айл болон Эхэ эсэгын жаргал эдлэн унэр баян ажаhуугаарайт, бууралhaa угэ дуулан золой хэшэгтэй , бусалhaнhaa ама хургуулхэ олон айлшадтай байгаарайт! | |
Улзы багахан (имя)! Шэнэ сагые аза талаантайгаар, аза жаргалтайгаар сэбэр дардам харгы гаргажа хулоо шоройдон хун боложо басаган солоео дээрэ ургэн, золтой хухюутэй зоной дунда ябахань болтогой! | |
Дэлхээhэй ургэмжэтэй Бурханhаа буянтай, Огторгойhоо одотой Замбиhаа заяатай, Хэмгуй хэшэгтэй Хододоо жаргалтай Ажа hуухатнай болтогой! |
Амар сайн хундэтэ нухэд! 50 наhанай ойн баярай наада нухэр басаганайнгаа, баярынь хубаалдахаяа ерэhэн айлшадуудынь хайшан гэжэ , хухеэжэ hонирхолтойгоор унгэргэхэ гээшэб? hонин уреэл, оньhон угэнуудээр, дуунуудаар андалдан 50 жэлэй найр наада буряадай еhоор унгэргэхэеэ hананаб. |
Если дочь в старшем классе Задатай саhaнай бударха уедэ улгэн дэлхэйн зэндэмэни, эхын жаргал эдлэжэ ябаhaн эжынэр! Эжынэрэй haйндэроор, танай энэрхы удэроортнай халуунаар амаршалнабди. Наhaнайнгаа ажабайдалдаа нангинаар дурлажа эхын жаргалые эдлэн ябанат. Муноо танай заяан баяртайгаар хухын солгеон дуун шэнгеэр жэргэн байна. Тиимэ хадань хододоо Сэдьхэлээ углоонэй нараар бадараажа, зурхэеэ уреэлээр сэнгуулжэ байгыт даа! | |
Энэ дэлхэй дээоэ Эжымни надаа эгээл урихан, эжымнм гамдаа эгээл зулгыхан, эжымни намдаа эгээл сэбэрхэн, эжымнм намдаа эгээл наартайхан, эжымнм намдаа нарамни тиимэ хадань эжымни тандаа дуратвйб даа, эжымни танаа haйндэроортнай амаршалнаб! баяр жаргал элбэг ехээр асархаб даа |
Ошоhон газартаа, олон боложо |
Хундэтэ нухэд! Турэл hайхан буряад хэлэеэ хэрэглэжэ, уреэл угэнуудээр hонирхожо байдаг зон олон боложо байhандань унэн зурхэнhоон баяртайб! Иимэ зохид уреэлнуудые зоной захилаар бэшээд угэдэг Солбон, танда, халуун баяраа хургэнэб! Ерэжэ ябаhан Хонин жэлээ иимэл эбтэй зохидоор угтажа, дулаахан угэнуудээ бэе бэедээ зорюулжа, залуушуулдаа туhа хургэжэ, хэлэ бэшэгээ хугжээжэ, арадайнгаа аман зохёолоо баясуулжа, золтой жаргалтай ажаhууелдаа!!! | |
Архи тамхинда оронгуй, | |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТОВЫЕ БУДДИЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Культовые буддийские музыкальные инструменты делятся на четыре группы:
- Потрясаемые
- Ударные
- Духовые
- Струнные
Вообщем, всех отдельных инструментов насчитывается около 24. Но в настоящее время струнные инструменты при буддийских молебнах уже не употребляются и ныне дацаны в состав своих музыкальных принадлежностей имеют только 10 - 12 . Которые, «более других соответствовали религиозному канону и по своей природе являлись сигнальными».
В настоящей работе представлена уникальная коллекция культовых буддийских музыкальных инструментов действующего Иволгинского дацана в Бурятии.
- К первой группе потрясаемых инструментов относится:
1)ХОНХО - это символ высшей мудрости, это небольшой культовый колокольчик с рукояткой, увенчанной ваджрой (вачиром), иногда с изображением богини Дари - Эхэ. Необходимую принадлежность ХОНХО составляет ещё ваджра (vadjra) - это род небольшого скипетра. Он обязательный атрибут богослужения, его назначение - прогонять препятствия, демонов, злых духов, которые всегда стараются смущать дух служащих. На наружной стороне колокольчика начёртывается шесть мистических слогов - «Ом-ма-ни-пад-ме-хум». Колокольчик и ваджра используются в ритуалах всегда одновременно и символизируют женское и мужское начало. В служениях хонхо, как музыкальный инструмент составляет принадлежность первенствующего в хурале - Унзад ламы, который в установленное время (по большой части при произнесении тарни), берёт хонхо в левую руку, а в правую - ваджру и звонит, завершая этим чтение молитвы или какого - либо раздела богослужения.
2)ДАМАРУ (дамаари)- это род небольшого барабанчика, или колотушки. Дамару представляет собою пустой, двухсторонний деревянный ручной цилиндр, по форме напоминающий песочные часы. Состоит из двух одинаковых конусовидных барабанчиков, скреплённых поясом или так называемой талией, к которой привязаны на шёлковой нити кожаные шарики, при встряхивании ударяющиеся об одну и другую мембраны, и производят звук в роде барабанной дроби. Корпус изготовлен из дерева, а мембраны из кожи. Кожа, натянутая на резонаторы, может быть человеческой, животной или змеиной.
Дамару различают по величине, форме и оформлению. Некоторые дамару раскрашены, разрисованы; другие украшены орнаментом из серебра и драгоценными камнями. Дамару является одним из главных сакральных инструментов, символизирующих каноны буддизма.
В древности Дамару изготавливался из верхних половинок двух черепов мужского и женского, что символизировало единство сострадания и мудрости.
- Ко второй группе ударных инструментов относится:
1)ХЭНГЭРЭГ – турецкий плоский двухсторонний барабан, он бывает трёх видов: большой, средний и малый. Корпус деревянный, окрашенный красной краской и украшаются изображением пяти, или семи взаимно переплетающихся драконов. На эти стенки барабана без посредства обручей натягивается кожа животных: козы, телёнка, лошади. Играют на нём изогнутой деревянной палочкой в форме вопросительного знака с кожаной шишечкой «дохюур».Большой хэнгэрэг обычно подвешивают к потолку дацана, а средний и малый устанавливают на подставку.
2)ЦАН – парные большие тарелки(дэльбэ) с головками(царан) посередине; головки эти служат вместо рукоятки, в них вдеваются хадаки и держась за них, можно ударять тарелками одна о другую. Диаметр тарелок 30 см. Более часто цан делается из композиции, составляющей из меди, чугуна и серебра. В культовой музыке цан играют большую роль.
Им свойствен резкий и сильный звук, насыщенный удивительным многообоазием обертонов.
3)ДЫНЧИКИ (дэншик) – две миниатюрные вогнутые медные тарелочки, соединённые кожаным ремешком за свои рукоятки. При богослужениях лама, держащий эти тарелочки, ударяет одною тарелочкой о другую, отчего получается звук, похожий на удар колокольчика, но гораздо более мягкий и мелодичный. Пронзительный и звонкий.
4)ДУДАРМА – особого рода музыкальный прибор. Он состоит из четырёхугольной деревянной рамки с рукояткою на одной стороне. В середине эта рамка разделяется перегородками от 9 до 12 квадратиков, в каждом из которых помещается по одной медной тарелочке, различной величины и звуковысотной настройки. Удары металлической палочкою, производимые с различною силою и по различным частям тарелочек, дают возможность извлекать из этого прибора множество разнообразных звуков.
III. Из числа духовых музыкальных инструментов в дацанах первое место занимает:
1)ДУНГАР-БУРЭ – обыкновенная морская раковина, звук которой подобен рогу. Дунгар – белая раковина, а бурэ – трубка. Дунгар-бурэ различают по величине. Употребление раковины как инструмента при богослужениях буддисты относят к временам Будды Шакьямуни. Дунгар-бурэ используют во время хуралов и как сигнал для призывания к богослужению. Звукоизвлечение происходит путём вдувания воздуха сильной струёй в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью правой руки широкой части.
Обычно раковина оправляется в серебро с изображением благоприятных буддийских символов и украшается драгоценными камнями.
2)БИШХУР – музыкальный деревянно-духовой язычковый инструмент, типа гобоя. Он является единственным инструментом, способный интонировать мелодии в пределах пяти звуков. Он состоит из конического или цилиндрического деревянного корпуса, скреплённого металлическими кольцами, и медного раструба. Имеет 8 отверстий. Длина инструмента около 60 см. Нижняя часть инструмента – медный раструб. В дацанском оркестре бишхур выделяется своим сочным, резким и несколько гнусавым звуком, напоминающий английский рожок.
3)ГАНЛИН – культовый духовой инструмент, состоящий из трёх частей, причём средняя часть раньше делалась из берцовой человеческой кости, ныне изготавливается из стали, а две конечные – из серебра. Передняя часть ганлина обыкновенно бывает несколько сжатою и заканчивается изображением головы дракона или же двумя отверстиями, которые называются «лошадиными ноздрями».Звуки ганлина напоминают собою ржание мифического коня «ачжинай морин», который переносит верующих из этого мира в блаженную обитель Сукхавати.
4)БУРЭ – большая медная трубаприблизительно в саженьдлиною и
5)УХЭР-БУРЭ – большая медная коническая труба, похожая на хобот слона. Из-за большого веса (до 10кг) и длины до 3-4 метров раструб инструмента в диаметре 27 см. при игре устанавливается на специальную подставку, при исполнении в помещении или на плечо помощника-хуварака, при исполнении вне помещения. Инструмент состоит из трёх частей вставляемых одна в другую. Мундштук чашеобразной формы. Конусовидный ствол расширяется постепенно, переходя в раструб, заканчивающийся конусообразным кольцом.
Ухэр – бурэ семантически отражает культ быка, одного из древнейших тотемов центральноазиатских народов. Не случайно он имитирует рёв быка или слона. Ухэр-бурэ придаёт всей массе разнородных звуков и шумов культового оркестра земной фундамент. Звуки этого инструмента обладают такой интенсивностью, громкостью, что слышны за 5-6 км. от дацана.
В данной работе были даны не только описания культовых музыкальных инструментов, звучащих на хуралах но и, безусловно, ценные высказывания по поводу традиций исполнения.
Таким образом, музыка дацанского оркестра до сих пор занимает большое место в системе буддийской религии.
Предварительный просмотр:
Биб гэhэн гансаараа, бидэ гэhэн хамтаараа.
Ажал жаргал хоёр – аха дүү хоёр.
Нэрэ олохо – наhанай, нэрэеэ хухарха – үдэрэй.
Хүлhэ гаргажа, хүн болохо, хүбшэ татажа, баатар болохо.
Ой модон үндэртэй, набтартай, олон хүн hайнтай, муутай.
Хүнэй дайда – хүйтэн, өөрын дайда – дулаан.
Нютагай шарай – алтан.
Хүн болохо багаhаа, хүлэг болохо – унаганhаа.
Һайн мориндо эзэн олон, hайн хүндэ нүхэд олон.
Үхэрэй олониинь дээрэ, үгын үсөөниинь дээрэ.
Хүн ахатай, дэгэл захатай.
Модоной үндэhэн газар доогуур, хүнэй үндэhэн газар дээгүүр.
Наран шэнги нагаса, набша шэнги зээ.
Угаа уhанда бү хая, гарбалаа газарта бү була.
Хүниие хубсаhаарнь угтадаг, ухаагаарнь үдэшэдэг.
Эдээр бэеэ шэмэглэнхаар, эрдэмээр бэеэ шэмэглэ.
Ажал хэжэ, ама тоhодохо.
Ахань захирдаг, дүүнь шагнадаг.
Зуун түхэригтэй ябанхаар, зуун нүхэдтэй яба.
Һураhан далай, hураагүй балай.
Һураhан хүн толон соо ябаха,
Һураагүй хүн манан соо ябаха.
Эрдэм бэлиг – эрхим баян.
Алтан шэнги арюухан,
мүнгэн шэнги мүнхэ,
утаhан шэнги ута наhатай боложо ябагты.
Ном уншажа, эрдэм оложо,
Ажал хэжэ, дүршэл оложо ябагты.
Аглаг Буряад дайдадаа
Аажам тэнюун нютагтаа
Үндэр наhатай, удаан жаргалтай,
Амгалан тайбан ажаhуугты!
Ажал дээрээ хүндэтэй ,
Хүн зондоо ямбатай ябагты.
Баабайн нютагта баян боложо,
Эжынгээ нютагта үнэр баян боложо ябагты.
Сэсэн бодолтой, сэбэр байдалтай,
Үнэн нүхэдтэй, үнэр дүүнэртэй,
буян жаргалтай , баян хэшэгтэй ябагты.
Үглөө бүри наранай hайханиие хаража,
Үдэр бүри үреэлэй hайханиие дуулажа ябагты.
Эжыдээ адли бэрхэ,
Абадаа адли ажалша хүн болоорой.
Сагаан сэдьхэлтэй, сагаан харгытай ябагты.
Ута наhатай, удаан жаргалтай ябыт даа.
Арад зондоо хүндэтэй,
Аба эжыдээ туhатай,
Үетэн нүхэдөөр олон,
Үри хүүгэдөөр баян ябагты.
Бууралhаа үгэ дуулажа, бусалhанhаа ама хүрэжэ ябагты.
Үндыжэ ябаhан үри хүүгэдээ эрдэм номдо hургажа,
Үтэлжэ ябаhан үбгэд хүгшэдтөө урин налгайгаар хандажа ябагты.
Наран шэнги игаажа, набша шэнги hалбаржа ябагты.
Аба эжыдээ туhатай, арад зондоо хүндэтэй, ажал хүдэлмэридөө амжалтатай ябагты.
Аза талаантай, арюун hайхан жаргалтай,
Амар мэндэ hуугыт даа.
Буряад hайхан ороноо бузарлангүй ябагты,
Буряад hайхан хэлэеэ мартангүй ябагты.
Таабаринууд - загадки
Хаар-хаар дуутай, хара торгон дэгэлтэй. (турлааг)
Дүрбэн аханар нэгэ малгайтай. (стол)
Далан хубсаhатай, нэгэ шагтатай.(капуста)
Үбэлдөө сагаан дэгэлтэй, зундаа боро дэгэлтэй. (шандаган)
Газар доро гахай түрэбэ. (хартаабха)
Мүльhэн дээрэ мүнгэн шагта (hара)
Аяга соо алаг булаг. (нюдэн)
Домбо долоон нүхэтэй. (толгой)
Ехэ гэр соо бага гэр, бага гэр соо балшар хүбүүн.(гутал,хүл)
Хадын хажууда жалжагы гутал. (шэхэн)
Самса бэшэ аад, оёотой, хүн бэшэ аад, хөөрэдэг. (ном)
Харахада дүтэ, хазахада холо. (альган)
Хүхэ малгай хуу халааhан. (үүлэн)
Гар хүлгүй аад, хүүргэ баридаг. (жабар)
Хон-хон дуутай, хондолой дээрээ дэгээтэй. (нохой)
Арбан хүбүүд арадаа мүльhэ үргэлбэ (хурган, хюмhан)
Аяга соо алаг булаг. (нюдэн)