Публикации

Бадмаева Баирма Жигмитдоржиевна

Распространение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssylki_na_moi_publikatsii.docx11.45 КБ
Microsoft Office document icon ude.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon Свидетельства публикаций1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Мои публикации можно найти по следующим ссылкам:

http://glorify.ru/dlya-shkolnika/nachalnaya-shkola/rodstvo-buriat-po-braku-v-buriatskom-follore/

http://lombardo.ru/uchebnoe/semeinye-tcikly-buriat-v-literaturnykh-interpretatciiakh/

http://ru.cyclopaedia.net/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86

http://bagshanar.blogspot.ru/2013/03/33-h-h.html

http://www.profistart.ru/ps/blog/39127.html

http://naidal.ucoz.ru/load/?page4

http://bulag.ucoz.ru/publ/1-1-0-1

https://sites.google.com/site/sajnbajna/

https://interactive-plus.ru/author.php?institutionid=175

https://edugalaxy.intel.ru/conf/regional/user/viewprofile/18148

http://school33.bsu.ru/?page_id=59

http://www.proshkolu.ru/user/bairma40/file/717111/

http://edu03.ru/news/1684/

http://buryadxelen.com/articles/?tag=3

http://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/prezentaciya-quot-den-buryatskog-yazyka-quot-298173



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

(матричные задания)

Как известно, в Республике Бурятия сфера использования бурятского языка ограничена, поскольку почти отсутствует речевая среда, которая позволяла бы сохранять язык. В связи с этим остро ощущается необходимость поиска новых методов в преподавании бурятского языка, что напрямую связано с повышением эффективности обучения родному языку в современных условиях. На наш взгляд, применение технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) может стать перспективным в процессе обучения.  Технология УДЕ основана на преподавании дисциплины блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, на создании действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала. При дистанционном обучении это очень актуально.

Обучение с использованием технологии УДЕ строится по схеме:

Стадия усвоения недифференцированного целого в первом его приближении;

Выделение в целом элементов и их взаимоотношений;

Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени. В качестве особенностей методики выделяются:

1) природосообразность при выборе форм и методов работы;

2) подача одновременно по трем каналам восприятия; разнообразие деятельности на уроке;

3) эмоционально-образный характер подачи материала, сопровождающейся действиями;

4) системный подход к преподаванию;

5) осуществление индивидуального подхода.

В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:

а) совместное и одновременное изучение родственных разделов программы, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;

б) взаимообратные задания (прямые и обратные);

в) представление информации в образно-наглядной форме (рисунки, графики, таблицы);

г) интегрирование знаний;

д) восстановление деформированных упражнений;

е) матричные задания

Некоторые приемы УДЕ — блочная подача материала, восстановление деформированных предложений, работа по единому тексту, представление информации в образно-наглядной форме (рисунки, графики, таблицы), матричные задания успешно мною применяются .

Широкое применение методик реализации технологии УДЕ помогает развивать гибкость ума и творческие способности, значительно усиливает процесс познания детьми окружающей действительности. В данной статье рассматриваются матричные задания, так как их использование способствует закреплению и систематизации знаний, полученных на уроках бурятского языка. Под матрицей понимается таблица с двумя входами, которая служит средством фиксации учебной информации и может быть полностью или частично заполнена (в последнем случае недостающая информация может быть восстановлена самими учащимися). Матричная система позволяет лучше воспринимать новую тему, так как наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации графическим, числовым или символическим кодами.

Крупноблочная технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приёмов — например, объединение нескольких правил, дефиниций, характеристик в одном определении, характеристике, что увеличивает их информационную ёмкость.

Подача материала крупными блоками определяет двухлинейную логическую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется в течение всего урока и служит фоном, на котором изучается новый материал. Приведем пример таблиц-матриц, которые разработаны автором статьи и были апробированы на уроках бурятского языка.

I. Тип урока: обобщающий.

Тема урока: Части речи.

Класс: 6-й.

Цель: обобщение знаний о частях речи в бурятском языке.

Оборудование: таблица-матрица.

Время выполнения: 15 минут.

Заполнение таблицы-матрицы проводится вместе с учащимися самостоятельно.

Хэлэлгын хубинууд

Бэеэ дааhан

Туhалагша

Тусхай

Юумэнэй нэрэ

Холболто үгэ

Аянгалhан үгэ

Тэмдэгэй нэрэ

Зүйр үгэ

Тоогой нэрэ

Дахуул үгэ

Түлөөнэй нэрэ

Yйлэ үгэ

Дайбар үгэ

Юумэнэй нэрэ

Тэмдэгэй нэрэ

Тоогой нэрэ

Түлөөнэй нэрэ

Yйлэ үгэ

Дайбар үгэ

Юумэ тэмдэглэжэ,  хэн?юун? гэһэн асуудалнуудта харюусаһан бэеэ дааһан нэрэ хэлэлгын хуби

Юумэнэй ба үйлын шанар, шэнжэ, тэмдэг харуулжа, ямар? гэһэн асуудалда харюусадаг бэеэ дааһан нэрэ хэлэлгын хуби.

Юумэнэй олон үсөөниие ба дугаарлал тэмдэглэһэн, тоо нэрлэһэн хэдыхэдэн? хэдыдэхи? г.м. асуудалнуудта харюусадаг бэеэ дааһан нэрэ хэлэлгын хуби.

Юумэ, тэмдэг ба тоо нэрлэдэггүй, харин тэдэниие заажа, тэдэнэй орондо хэрэглэгдэдэг, тэдэнэй асуудалда харюусадаг бэеэ дааһан нэрэ хэлэлгын хуби. 

Юумэнэй үйлэ гү, али байдал тэмдэглээд, юу хэнэб? яанаб? г.м. асуудалнуудта харюусадаг бэеэ дааһан хэлэлгын хуби

Yйлын шанар болон шэнжэ тодорхойлдог, хайшан гээд? хаана? хэзээ? г.м. асуудалнуудта харюусаһан, тусгаар хубилдаггүй бэеэ дааһан хэлэлгын хуби.

Юумэнэй нэрэ

УДХААРАА

ТҮХЭЛӨӨРӨӨ

ҮҮРГЭЭРЭЭ

Хүниие болон хүнһөө бэшэ амитай болон амигүй юумые тэмдэглэһэн

 Тусхайта болон жиирэй 

Нэгэнэй болон олоной тоо

Падеждэ хамаадал

Нюурта ба өөртэ хамаадал

Шухала ба юрын гэшүүн

Результаты:

1) данная матрица создает условия для быстрого запоминания грамматических признаков частей речи;

2) учащиеся выделяют правила функционирования частей речи;

3) учащиеся сравнивают грамматические признаки разных частей речи.

Укрупнение дидактических единиц достигается особым структурированием учебного материала: увеличение объема изучаемого материала и в то же время объединение его в крупные блоки создают резерв времени.

Таким образом, применение технологии УДЕ на уроках бурятского языка во многом экономит время, увеличивает объем материала, который можно дать на уроках, развивает логическое мышление учащихся, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает вычленять главное, развивает познавательные способности и интеллект учащихся, расширяет их кругозор. Использование элементов УДЕ на уроках обеспечивает реализацию не только микроцелей, которые преследует учитель на уроках (ознакомление, закрепление, обобщение материала), но и макроцели — развития мышления учащегося.

Литература:

Использование приемов методики УДЕ на уроках русского языка (Из опыта работы Власенко Т. В., учителя русского языка средней школы № 23 Элисты). Элиста: Республик.центр развития образования, 1999. 48 с.

Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 1992. 175 с.


Предварительный просмотр: