ЗАСЕДАНИЕ № 5 СЕМЕЙНОГО КЛУБА "ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ"

                      Уважаемые родители мы вновь рады встрече с Вами. Вашему вниманию предложена интересная и важная информация по познавательному развитию детей. Это необходимо нашим детям, так как они будущие школьники. Что же включает в себя познавательное развитие - это различные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, пространственное), мыслительные процессы, внимание, память, речь. Успехов Вам в развитии и воспитании детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.

Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице?

Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка?

Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст. и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. Что еще круглое есть, Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.

Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Развитие математических способностей

у дошкольников

Консультация для родителей

Составитель: учитель-дефектолог

Хайдарова С.М.

Первоуральск

2012



Предварительный просмотр:

Внимание — это направленность нашего сознания на какой-либо объект, важный для нас в данный момент.

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. У дошкольника и ученика младших классов преобладает непроизвольное внимание, поэтому во всех играх, развивающих внимание, есть элемент заинтересованности.

Самая трудная задача для дошкольника – быть внимательным и усидчивым. И дело не просто в возрастных особенностях. Человек не рождается со способностью пристального внимания, это приобретается со временем. Родители же могут помочь ребенку воспитать и усилить этот навык. 

Не стоит путать внимание и внимательность. Первым наделены все без исключения, а вот второе – это приобретенное качество, которое возникает усилием воли, постепенно перерастая в привычку. Возможно, вам кажется, что ваш малыш очень активен и не способен удерживать внимание на чем-либо более 10 минут. Но скорее всего, это мнение далеко от истины. Если ребенок увлеченно рисует картинку, доводя дело до конца, или даже просто смотрит длинный мультфильм, значит, он может сосредоточиться и на вещах, которые ему не очень интересны. Просто для этого с ним надо целенаправленно заниматься. 

Начинать можно с коротких развивающих занятий по рабочим тетрадям или специальным развивающим играм. В обоих случаях для дошкольников представлены задания одинакового типа. Например, ребенок должен найти отличия на двух похожих картинках или рассмотреть предметы, а потом вспомнить, какой из них убрали. 

Но, можно подойти к вопросу и с другой стороны. Залог усидчивости – умение или хотя бы понимание того, что дело нужно доводить до конца. Поэтому старайтесь объяснять ребенку, как важно доделать то, что он уже начал. Если он собирает кубики, помогите ему достроить башню до конца, подчеркивая, что результат очень важен. 

Кроме того, отличным способом для закрепления внимания служат любимые всеми детьми творческие занятия – рисование, лепка из пластилина, аппликации. Поощряйте желание ребенка рисовать большую картину с несколькими предметами, либо давайте ему свои «масштабные» задания, если он не против такого руководства. Ребенок увлекается любимым делом, развивает мелкую моторику и одновременно учится концентрировать внимание на долгое время.

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность тренировок по развитию памяти у малышей зависит от заинтересованности и желания ребенка играть.

Наглядно-образная память характеризуется хорошим запоминанием наглядных образов, цвета, предметов, звуков, лиц и т.п.

Словесно-логическая дает возможность хорошо запоминать словесный, а нередко и абстрактный материал: понятия, цифры, формулы, знаки.

Эмоциональная память сохраняет и воспроизводит пережитые чувства.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала память различается по видам:

двигательная память, которая позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки, и образная память, позволяющая сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно-важного объекта и его местонахождение в пространстве.

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную.

Память зависит от характера деятельности и может быть кратковременной и долговременной.

Кратковременная память — это количество информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания, а долговременная, как ясно из названия, хранит информацию долгое время.

Память появляется у человека примерно в два месяца. Это еще самая простейшая память – инстинктивная. Например, когда мать берет на руки ребенка, он затихает и начинает искать губами грудь. То есть младенец, уже запомнил, что после определенного набора действий его будут кормить. Через некоторое время ребенок у ребенка формируется следующая стадия памяти – узнавание. Малыш узнает свою маму и радостно улыбается при виде ее. В это время ребенок узнает, только тех людей, которых часто видит. Малышу достаточно одного-двух дней не видеть человека и он перестанет его узнавать. Вскоре у ребенка появляется воспоминание. Дети в возрасте семи-восьми месяцев нередко, лежа в кроватке, начинают вертеть головкой, ища какой-нибудь предмет. В возрасте одного года ребенок уже запоминает информацию за последние три дня. К трем годам он помнит события двух-, трехмесячной давности. Как раз с этого времени и следует начинать способствовать развитию памяти. 

Развитие памяти ребенка зависит от многих обстоятельств: от условий жизни ребенка, от воспитания и обучения ребенка и т.д. В настоящее время нет единого мнения: какая память преобладает у ребенка в этом возрасте – механическая или логическая. Ранее считалось, что в дошкольном возрасте у ребенка преобладает память механическая. То есть процесс запоминания идет без участия мышления. Именно поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков в дошкольном возрасте. Скорее всего, логическая память начинает складываться у ребенка несколько позже механической.

Лучшим способом тренировки памяти и внимания у детей дошкольного возраста служат игры. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Играя в игры на развитие памяти, мы тренируем и кратковременную и долговременную память. Есть игры, где малыш запоминает количество слов или объектов, и мама может следить за развитием ребенка.

Поиграв в предложенные игры, родителям не придется постоянно напоминать ребенку, чтобы он был внимательным, процесс прочно и легко разовьется, раскрывая увлеченность и познавательную активность.

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома

Консультация для родителей

Составитель: учитель-дефектолог

Хайдарова С.М.

Первоурал



Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем вмести с детьми.

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Сложи квадрат.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Развитие математических способностей

у дошкольников

Консультация для родителей

Составитель: учитель-дефектолог

Хайдарова С.М.

Первоуральск

2012



Предварительный просмотр:

 , счетом

- -

А поиграть можно и по 

 



Предварительный просмотр:

Игра «Что ты видишь?»

Мама предлагает малышу посмотреть вокруг и назвать предметы, которые он видит.

Мама: Давай,  кто больше предметов назовет, которые нас окружают? Я вижу дом.
Ребенок: А я вижу еще один дом.
Мама: А я вижу машину.
Ребенок: И я тоже вижу машину.
Мама: А я вижу ещё красную машину.
Ребенок: А я черную.

И так далее, пока не перечислите все дома и машины, которые находятся в зоне видимости. Затем обращаем внимание на детали.

Мама: Я вижу балконы.
Ребенок: А я вижу окна.

Затем можно назвать деревья, кусты, дорожки, людей...

Игра «Топнем — хлопнем»

Это веселая игра, которая не займет много времени, поднимет настроение и даст возможность стать более внимательным.

Родители предлагают:

— Давай поиграем в игру. Я буду говорить фразу, если она правильная — ты хлопнешь в ладоши, а если неправильная — топнешь ногой.

— На деревьях есть листья — ХЛОП.
— По траве гуляют облака — ТОП.
— Девочки заплетают косички — ХЛОП.
— Кошка лает на прохожих — ТОП.

Это очень хорошо для развития словарного запаса.

Игра «Мячик — слово»

Взрослый играет с ребенком в мяч и каждый раз, когда он бросает мяч, произносит начало слова, например «зи-». Ребенок ловит мяч и говорит окончание слова, например «-ма».

Затем он придумывает слово, бросает мяч и говорит первый слог, а взрослый ловит и заканчивает слово.

Если ребенку трудно завершить слово, то ему нужно подсказать и продолжить игру, но уже придумывать такие слова, где по слогу легко назвать полное слово, например, кош-ка, ма-ма.

Игра «Озвучиваем мультфильм»

Наши дети очень много смотрят мультиков — давайте это занятие пустим во благо.

Включите мультфильм, который ребенок смотрит уже не первый раз, и уберите звук. Предложите малышу самому озвучить его, произнести все реплики персонажей. Можно перед просмотром побеседовать о содержании этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если ребенок затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцентируйте внимание на отдельных деталях.

Попросите малыша не пропускать реплик, а если забыл, что говорит мультяшный герой, пусть придумает фразу сам. Если сразу не получилось, посмотрите еще раз мультик и повторите игру.

Игра «Запомни картинку»

Покажите малышу любую картинку и попросите ее внимательно рассмотреть.

Через некоторое время картинку уберите и задайте вопросы:

«Что было изображено на этой картинке?»

Детям до 3 лет задавать легкие вопросы: «Что было нарисовано на картинке?»Если не может ответить, еще раз покажите.

Малышам от 4 лет вопросов желательно побольше: «Какого цвета?»«Сколько?»,«У кого?» и т. д., по сюжету.

Игра «Слушай внимательно»

Попросите ребенка внимательно вас выслушать и запомнить, что вы сказали. Затем придумайте любое предложение, например:

— По улице бежала рыжая собака и громко лаяла.
— Ты внимательно слушал? — спросите малыша.

А затем задайте вопрос, проверив его внимательность. Например:

— Какого цвета была собака? или
— Где бежала собака?

Придумывайте разные распространенные предложения, а вопросы задавайте не по всей сути предложения, а используя только один объект или предмет. Например:

— Стала мышка жить в теремке, кашу варить, песни петь и гостей привечать. Что варила мышка?
— На море-океане, на острове Буяне, сидит кот Котофей и сказки рассказывает. Как называется остров?
— Вырастила бабушка капусту, сварила щи, стала внуков угощать, сметанки в щи подкладывать. Что выросло на огороде у бабушки?

Старшим дошкольникам можно придумывать небольшие рассказы, а потом задавать частные вопросы.

Игра «Кто лишний?»

Вечером, перед ужином, когда малыш крутится возле мамы, можно поиграть в такую игру.

На стол выкладываются 3 вилки и 1 ложка.

— Что здесь лишнее?
— Почему?

Затем можно поставить 3 мелкие тарелки и 1 глубокую и опять спросить, что лишнее и почему.

Вариантов составления групп предметов много. Несколько кусков белого хлеба и 1 кусок черного хлеба. Яблоки и огурец.

Малыш определяет, по какому признаку предметы можно отнести к одной группе. Большой — маленький. Фрукты — овощи.

Можно усложнить, поставив рядом несколько емкостей пластиковых и одну железную. Молочные продукты (молоко, сметана, сыр) и любой мясной продукт.

Если эта игра понравится малышу, ее можно использовать и по дороге, и на прогулке, придумывая группы слов и задавая вопросы:

— Стол, стул, диван. Что лишнее? Почему?
— Карандаш, краски, альбом...
— Белка, заяц, лиса, воробей...
— Снег, мороз, дождь...

Игра «Если я пойду...»

Предложите ребенку поиграть в игру, где он будет придумывать, вспоминать, находить правильные ответы.

— Малыш, если я пойду в магазин, что мне нужно с собой взять?

Ребенок перечисляет все предметы, которые необходимо взять с собой, идя в магазин.

— А если я иду варить кашу?
— А если мы с тобой идем гулять?
— А если мы поедем отдыхать на море?

Поменяйтесь ролями: пусть малыш задает вам вопросы, а вы отвечайте. Это расширит его словарный запас и представления о мире.

Игра «Кто больше запомнил»

Это одна из наиболее простых, но эффективных игр по развитию памяти и внимания.

Находясь с малышом на прогулке, в магазине, возвращаясь в транспорте из детского сада, покажите ему какого-либо человека и попросите запомнить, какой он, во что одет, что делает, а через некоторое время предложите по очереди называть то, что запомнили:

Мама: «У него была красная куртка».
Ребенок: 
«И джинсы».
Мама: 
«А волосы были светлые, да? Я правильно запомнила?»

Ребенок соглашается или поправляет маму, а потом вначале, будет долго вспоминать и, возможно, ничего больше не вспомнит, и маме следует одной продолжить: «У него темные глаза, тонкие губы, а в руках он держал большой пакет».

В следующий раз малыш будет более внимательно смотреть и запоминать: и глаза, и губы, и рост, и многое другое, чему его научит мама. Таким образом, играя легко и непринужденно, занимая утомительное время пребывания в транспорте, можно развить и внимательность, и хорошую память.

 И еще игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях:
1. Домино, лото, шашки, мозаика.

2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу.

3. Выкладывание из палочек, спичек фигур, предметов, узоров по образцу.

4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Будь     внимателен», «Слушай хлопки».

5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не стало?», «Что     изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей».

Кроме развивающих игр существуют и упражнения, однако лучше всего и упражнения давать детям в виде игр.
Упражнение 1.
Первым и, пожалуй, самым легким упражнением является запоминание и воспроизведение зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите его изобразить  уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость или любой другой непредметный образ. Существует несколько модификаций данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок на тридцать секунд, после чего попросить его воспроизвести его. 

Упражнение 2. Дайте ребенку перечень слов и попросите его сгруппировать эти слова по какому-либо признаку. После этого можно предложить ему придумать историю, которая объединила бы слова каждой группы.

Упражнение 3.
 Очень похоже на предыдущее. Ребенку необходимо дать пары слов, не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил баночку с кофе» и т.д.

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Играем и развиваем память и внимание

В данные игры можно играть дома, по дороге домой, в транспорте, на отдыхе

Выпуск 1

Составитель:

учитель-дефектолог

Хайдарова С.М.

Первоуральск

2013



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр: