ЗАСЕДАНИЕ № 1 СЕМЕЙНОГО КЛУБА "ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
Уважаемые родители! Начинает работу виртуальный семейный клуб "Школа заботливых родителей". Если Вы хотите узнать что-то новое о своих детях, об их воспитании и обучении, если Вы хотите поделиться с другими своим родительским опытом и обсудить возникающие проблемы, Вы попали по нужному адресу. Присоединяйтесь к клубу "ШЗР" - становитесь активным участникам нашего сетевого проекта. Вашему вниманию будут предложены анкеты, тесты, памятки, буклеты, интернет - консультации, онлайн - консультации, интернет - мастерские, презентации семейных проектов. Спасибо за сотрудничество!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к познавательно -исследовательской деятельности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если
да, то в чём именно:
проведение опытов –
собирание коллекций –
моделирование предметов, знаков, рисование схем –
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок:
с водой - , с мылом - , с бумагой - , с зеркалом - ,с магнитом - , с природным материалом - и т.п.
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
___________________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?
Почему?_________________________________________________________________
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию,
связанному с экспериментированием, наблюдением:
очень эмоционально -
когда как -
эмоции ярко не выражены -
другое -
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?___________________________________________________________________ 7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?_______________________________
8. Присутствуют ли в речи вопросы - цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)____________________________
9.В чем Вам потребуется помощь педагогов по данному вопросу?____________________
____________________________________________________________________________
10.Интересует ли Вас лично данная проблема?____________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»
Организация детского экспериментирования
в домашних условиях
Консультация для родителей
Составитель:
учитель-дефектолог
Хайдарова С.М
Первоуральск
2013
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Постарайтесь, пожалуйста, чтобы ваш малыш заинтересовался загадочным и необычным.
Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой брошюре нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного возраста.
Невидимые чернила
Лимон запускает ракету в космос
| ||||||||
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
|
Рекордный вес
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружающий мир - бездонный кладезь загадок, тайн, интересных открытий. И в любой своей деятельности- игре, обучении- ребёнок стремится познать новое. Важно не пропустить момент заинтересованности ребёнка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности. Поэтому, чем раньше начать развивать у детей интерес к познавательной деятельности, тем лучше. Одним из элементов познавательной деятельности, как известно, является проведение экспериментальных действий (игры-экспериментирования).
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
I. Цель : Понять, что вода принимает форму того сосуда, в который её налили. Вода свободно растекается по ровной поверхности (т.е. не имеет формы), при наклоне - течёт вниз по наклонной плоскости. Опыт № 1. Вода течет, меняет форму Материал : вода, емкости, доска. Дети наливают воду в ёмкости разной формы. Наливают воду на доску, наклоняют её. Вместе с детьми мы делаем вывод, что вода меняет форму, для того, чтобы вода текла, нужен перепад высот.
II. Цель : Показать детям, что вода меняет форму, но сохраняет объем. Материал: мерная кружка, сосуды разной формы. Дети наливают в сосуды разной формы одинаковое количество воды. По очереди выливают воду в мерный стакан. Вывод : вода меняет форму, но сохраняет объём.
Опыт №2. Откуда берётся вода? I. Цель : Познакомить детей с процессом конденсации. Материал : ёмкость с горячей водой, зеркало. Я подержала охлажденное зеркало над паром. Мы рассмотрели капельки воды, которые появились на нём. Откуда взялась эта вода? Это пар осел на зеркале и охладился, превратившись в воду. Тоже повторили, но с тёплым зеркалом – капель воды очень мало. Вывод : процесс превраще-ния пара в воду происходит при охлаждении пара.
Почему на стенках банки появились капельки воды? Капельки воды образовались, потому что воздух рядом с ней охладился.Пар,находящий-ся в воздухе, при охлаждении превратился в воду Вывод: тот же. II. Цель: та же. Материал: банка с плотной крышкой, наполненная льдом.
Цель : Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра). Материал : три одинаковые ёмкости с одинаковым количеством воды. Дети наливают одинаковое количество воды в ёмкости, делают отметку уровня и помещают в разные условия: на батарею, около окна и в прохладное место (тумба). Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. Вывод : вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе ( там прохладно, нет сквозняка). Опыт №3. Куда исчезает вода?
Цель : Выявить изменение объёма воды при замерзании. Материал : бутылка с пробкой. Дети налили полную бутылку воды, закрыли её пробкой и вынесли на мороз. После полного замерзания воды, мы увидели, что стекло лопнуло, потому что изменился объем воды при замерзании. Опыт №4. Изменение объема воды при замерзании.
Цель: Показать, что вода, находящаяся на большой глубине, испытывает большее давление, чем вода на поверхности. Материал: наполненная водой пластмассовая бутылка с 3 отверстиями (одно под другим), скотч. Опыт №5. Напор воды . Я сняла с бутылки скотч, который закрывал отверстия. После этого мы открутили пробку. Дети наблюдали, как из отверстий вырываются струи воды. - Какая струя самая мощная? Мы вместе сделали вывод, что самая сильная нижняя струя, так как на неё давит большее количество воды.
I. Цель: Показать детям, что изменив форму предмета, можно сделать так, что он будет вытеснять больше воды (т.е. плавать). Материал: Два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды, два одинаковых кусочка пластилина. Дети отмечают уровень воды в стаканах, бросают в первый стакан шарик из пластилина, отмечают новый уровень воды. Из такого же количества пластилина лепят лодочку с высокими бортами, опускают в воду, отмечают новый уровень воды. Почему уровень воды поднялся ещё выше? Опыт №9. Игры с лодками. Лодка занимает больше места, чем шарик, поэтому она вытесняет больше воды. Вывод: чем больше воды вытесняется, тем с большей силой она давит обратно на предмет. Вода так сильно давит на лодку, что удерживает её на воде.
Цель: Показать, что лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них можно перевозить тяжести. Количество груза зависит от формы и размера лодки. Материал: таз с водой, лодочки из разного материала, разной формы и размера. Дети высказывали свои предположения: какая лодка будет лучше плавать. Затем спускали их на воду, проводили загрузку лодок, постепенно увеличивая количество груза. В конце эксперимента подводили итог: верны ли их предположения.
Эти игры-эксперименты можно проделать с детьми дома. Они вызовут у детей большой интерес. Впереди лето, и я предлагаю вам провести некоторые занимательные опыты с вашими детьми.
Вы можете вместе с детьми вырастить кристаллы. Это совсем не сложно и займет всего несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите тута проволоку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на ней появятся кристаллы. Предложите ребенку написать секретное письмо невидимыми чернилами. Это можно сделать двумя способами. Обмокнуть кисть в молоко и написать письмо на белой бумаге, дать высохнуть. Прочесть такое письмо можно прогладив утюгом или подержав над паром. А второй способ – написать письмо лимонным соком. Чтобы прочесть его надо растворить в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочить текст этим раствором.
3. Я уверена, что ваш ребенок с удовольствием сделает вместе с вами кораблики из кусочков льда. Для этого в пластиковом стаканчике закрепите соломинку-мачту и налейте немного воды. Затем поставьте стаканчик в морозильную камеру. Когда вода превратиться в лед, достаньте его из стаканчика. Из бумаги сделайте парус. 4. Вашему ребенку будет интересно искать сокровища в куске льда. Для клада вам понадобятся различные мелкие предметы: камушки, бусинки, ракушки и т. д. Чтобы предметы были равномерно распределены в куске льда, замораживать их надо слоями, используя для каждого слоя
воду разного цвета. Извлекать сокровища ваш ребенок может при помощи теплой воды, молоточка, соли. Я надеюсь, что предложенные опыты помогут развить познавательный интерес вашего ребенка и доставят радость всей вашей семье. Желаю успеха и жду ваших отзывов по данной теме!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие познавательной активности, любознательности, мыслительной деятельности. Задачи: формировать знания о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить предметы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; стимулировать активность ребенка Вопросы к ребенку: Как мы можем отличить железные предметы от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит). Зачем нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как проверить это свойство? (Взять магнит и провести эксперимент).
Сейчас будет очень интересно! На столе лежат разные предметы. Нужно выбрать только железные.
Ой! А предметы приклеиваются!
Вывод: магнит притягивает только железные предметы, чтобы отделить их от остальных, нужно использовать магнит. Эксперимент завершен успешно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: уточнение свойств ткани и бумаги на прочность. Задачи проекта: выявить свойства ткани и бумаги при намокании; научиться моделировать из бумаги платье и раскрашивать его. Гипотеза: предположим, что платье из ткани при стирке останется целым, а бумажное порвется.
У меня есть две куклы Маша и Наташа. У Маши нет платья.
Сделаю платье для Маши из бумаги.
Рады Маша с Наташей!
Пришло время обедать
После обеда надо платья постирать: и из ткани, и из бумаги.
После стирки платье из бумаги намокло, порвалось и полиняло, а из ткани осталось целым. Вывод: из ткани платье лучше, оно прочное И не меняет свой внешний вид.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности. Задачи: формировать знания о весе предметов и их свойстве в зависимости от веса: тонет или не тонет; сформировать умение определять вес предмета: поместить его в воду; стимулировать речевую активность на основе вербализации собственной деятельности. Оборудование: предметы из разных материалов – деревянные, пластмассовые, железные.
Все готово. Начинаю опыт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Продолжаем дальше.
Было очень интересно узнать, какие предметы легкие, а какие тяжелые. Вывод: легкие предметы – это деревянные и пластмассовые, они не тонут, а плавают. Тяжелые предметы – это железные, они сразу утонули.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ожидании чуда
Наливаем воду в стакан
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размешиваем его
А сахар пропал Вывод: сахар в воде растворился и вода стала сладкая