ЗАСЕДАНИЕ № 3 СЕМЕЙНОГО КЛУБА "ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
Уважаемые родители! Продолжаем работу нашего виртуального семейного клуба. Вам уже представилась возможность, в ходе предыдущих заседаний, получить важную и интересную информацию об организации познавательного и речевого развития в домашних условиях. Сегодня мы поговорим о коллекционировании и моделировании. Это не оставит Вас равнодушными, потому что это важно для Вашего ребенка! Спасибо за участие и успехов Вам!
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»
Коллекционирование
как форма организации
познавательной деятельности
Консультация для родителей
Составитель:
учитель-дефектолог
Хайдарова С.М.
Первоуральск
2013
Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как "систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес". Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, который датируется X-XII вв., археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию.
Малыши - дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. И если ваши крохи жить не могут без машинок или любят мастерить бумажные модели, попробуйте сделать их увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся предметы. И вот тому пример.
Осенью можно собрать коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Собирая эту коллекцию, вы закрепите с детьми названия овощей и фруктов. В это же время года собрать коллекцию листьев с разных растений. А потом изготовить с детьми дидактическое лото из сухих листьев. После летних отпусков может появиться коллекция из ракушек.
Можно использовать экспонаты коллекции для закрепления количественного и порядкового счета, развития внимания, мышления, памяти (игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием поиграют в игру “Узнай по описанию”, расскажут из чего сделана поделка.
Во время прогулок, играя в песочнице, представить с детьми, что вы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми найти несколько камешков и начать собирать коллекцию камней. Коллекция будет пополняться и после выходных, и после отдыха детей на море.
Интересно детям ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу; провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.
Коллекционирование ракушек, камешков и т. д. - примеры того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.
После начала коллекционирования дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. У детей появляется желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Они приносят коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов, коллекцию солдатиков и самолетов, коллекцию машин и военной техники и т. д.
Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить.
Для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки.
Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме.
Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки.
Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте "комод" из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать.
Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное "одеяло", которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.
А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов.
Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Предварительный просмотр:
Моделирование как способ развития познавательной активности
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
- Для создания моделей можно использовать картинки, обозначающие реальные предметы, получаются красочные и доступные детям панно – коллажи, а на их основе у детей формируется представления о природе.
Темы панно-коллажей могут быть самые разнообразные: «Вода (земля) в природе и в жизни человека», «Где в природе есть вода (земля)»;«Вода в природных явлениях»;«Как человек использует воду (землю)»;«Как вода (земля) «работает» на человека».
- Можно моделировать буквы и цифры, а материалом для этого могут служить: крупа, геометрические фигуры, счетные палочки, спички, пуговицы, бусины, веревочки. А можно смоделировать вкусные буквы и цифры из конфет и мелкого печенья.
- Из этих же материалов можно выполнить модели геометрических фигур и разных предметов в соответствии с лексической темой.
- Интересным занятием будет совместно с детьми выполнять предметные модели реальных предметов из природного и бросового материала: шишек, веточек, мха, пластиковой посуды, воздушных шаров и т.п. Это может быть модель дерева в разное время года.
- Для развития речи детей можно использовать модели – схемы для составления рассказов о проделанной практической деятельности, например, выполнив модель цифры, геометрической фигуры, предложите ребенку схему для рассказа, в которой будет отражена следующая последовательность:?- (что это); - (из чего сделано); - (что делал сначала, что потом).
- Увлекательным будет и создание графических моделей. Примером этого может быть план комнаты ребенка, схема маршрута из дома в детский сад, графическая модель недели, суток, времен года.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»
Памятка для родителей
по организации коллекционирования
в домашних условиях
Составитель:
учитель – дефектолог Хайдарова С.М.
Первоуральск
2012
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по организации моделирования в домашних условиях
Моделирование как способ развития познавательной активности
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
- Для создания моделей можно использовать картинки, обозначающие реальные предметы, получаются
красочные и доступные детям панно – коллажи, а на их основе у детей формируется представления о природе.
Темы панно-коллажей могут быть самые разнообразные: «Вода (земля) в природе и в жизни человека»,«Где в природе есть вода (земля)»;«Вода в природных явлениях»;«Как человек использует воду (землю)»;«Как вода (земля) «работает» на человека».
- Можно моделировать буквы и цифры, а материалом для этого могут служить: крупа, геометрические фигуры, счетные палочки, спички, пуговицы, бусины, веревочки. А можно смоделировать вкусные буквы и цифры из конфет и мелкого печенья.
- Из этих же материалов можно выполнить модели геометрических фигур и разных предметов в соответствии с лексической темой.
- Интересным занятием будет совместно с детьми выполнять предметные модели реальных предметов из природного и бросового материала: шишек, веточек, мха, пластиковой посуды, воздушных шаров и т.п. Это может быть модель дерева в разное время года.
- Для развития речи детей можно использовать модели – схемы для составления рассказов о проделанной практической деятельности, например, выполнив модель цифры, геометрической фигуры, предложите ребенку схему для рассказа, в которой будет отражена следующая последовательность:
?- (что это);
- (из чего сделано);
- (что делал сначала, что потом).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: закрепление зрительного образа цифр на основе моделирования. Задачи: подобрать материал для моделирования цифр (крупа, геометрические фигуры, спички и т.д.); смоделировать цифры от 0 до 9; активизировать речь на основе вербализации своей деятельности. Планируемый результат: создание коллекции цифр; фотоматериалы практической деятельности
Все приготовили и я начинаю творить
Я очень старался!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мне очень понравилось делать цифры!
Терпенье и труд все перетрут. А это моя коллекция!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие познавательной активности и интереса к коммуникативной деятельности. Задачи: формировать умение сочинять сказку: строить сюжетную линию; развивать, обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи и связную речь; подобрать иллюстрации в интернете по содержанию сказки; изготовить поделку из осенних листьев.
О Осенью Эрик с мамой гуляли в лесу и собрали букет из разноцветных листьев. Букет получился нарядный и они принесли его домой. А потом придумали сказку про осенний листочек.
Сказка «Приключения осеннего листочка» Жил был листочек на большом красивом дереве. Жил не тужил. Но вот пришла осень и он пожелтел. Однажды подул сильный ветер, и листочек оторвался от веточки. Закружился он в воздухе и упал под дерево.
А под деревом сидел зайчик. Лежит листочек и грустит. Зайчик его спрашивает: «Ты, что грустишь, листочек?» «Как же мне не грустить» – отвечает листочек. «Я был зеленый и красивый, а потом вдруг стал желтый и сухой». А зайчик ему говорит: «Это потому что стало холодно, солнце светит редко и света меньше. Вот поэтому ты из зеленого стал желтым. Я скоро тоже поменяю свою серую шубку на белую». Хотел листочек поблагодарить зайчика, но не успел, его подхватил ветер и понес дальше.
Кружился листочек в воздухе и упал прямо на нос рыжей лисе. Лиса чихнула и заворчала: «Что ты тут разлетался?» А листочек ей в ответ: «Я рос на дереве и очень радовался. Потом из зеленого стал желтым. Подул ветер и оторвал меня от веточки. Вот теперь я летаю». «Ты глупый и ничего не понимаешь. Дерево осенью сбрасывает листья, потому что для них нужно много влаги. Зимой столько влаги нет и дерево может погибнуть», – ответила ему лиса. Хотел листочек поблагодарить лису за рассказ, но вновь поднялся ветер, и листочек полетел.
Покружился он в воздухе и упал на лесную поляну. На поляне мальчик собирал букет из осенних листьев. Мальчику понравился желтый листочек, и он взял его в свой букет. Когда он вернулся домой, то сделал замечательную поделку и отнес в детский сад.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие познавательной активности и интереса к коммуникативной деятельности. Задачи: формировать умение сочинять сказку: строить сюжетную линию; развивать, обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи и связную речь; формировать умение иллюстрировать свое произведение.
Весной Максимка с мамой гуляли в парке и увидели воробья на ветке с сосульками. Когда они вернулись домой, то Максим придумал сказку. А так же содержание сказки дополнили красочные рисунки, которые выполнили вместе с мамой и старшим братом.
Вот такая получилась сказка «Воробей и сосульки» На поляне стояло На поляне стояло высокое дерево. На его ветках висели большие прозрачные сосульки. Вдруг солнышко скрылось, и подул сильный ветер. На одной из веток сидел воробей. Воробью было холодно, и он хотел согреться на солнышке.
Прошло время, и ветер разогнал тучи. Солнышко заиграло лучами, засветило. Воробей согрелся, зачирикал. Радостно запрыгал, подставляя солнцу свою спинку. И вдруг воробей заметил, что все сосульки на ветках плачут, с них капает вода. Сосульки стали совсем маленькими. Воробью стало интересно, и он с удивлением наблюдал, как сосульки становятся маленькими. Хотел подпрыгнуть к сосулькам, чтобы спросить, что случилось, да не успел – сосульки пропали. Воробей с удовольствием грелся на солнышке и радовался, что пришла весна.