1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (нали-чие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Тыва
ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»
Справка
о работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации проводится в соответствии Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ-278 «О государственной социальной помощи», ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законы, безусловно, являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, социальное сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, суицидальное поведение), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с обучающимися, находящимися в трудных жизненных ситуациях имеет огромную роль. Система социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и других государственных организаций.
Цель работы с обучающимися, находящимися в ТЖС состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками, обучение здоровому жизненному стилю.
Совместно с социальным педагогом оказывается социальная поддержка, оказание материальной помощи, помощь в назначении социальной стипендии обучающимся, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, организация бесплатного горячего питания, решение вопросов по жилью и др.
Постановка на учет в группу «Обучающиеся, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации» осуществляется по сигнальной карточке от мастеров производственного обучения, кураторов, по запросу родителей, социального педагога или администрации техникума. Также принимаются запросы с самих студентов, а также работников социальной сферы.
Планируемая работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации: создание банка данных, сверка списка, сбор информации о занятости во внеурочное и каникулярное время, разработка индивидуальной программы сопровождения, организация и проведение воспитательных мероприятий, организация бесед на родительских собраниях, организация встреч со специалистами, привлечение родительской общественности, оказание социально-педагогической и психологической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
За межаттестационный период (с 2018-2019 по 2022-2023 уч.гг.) осуществлялась работа по сопровождению обучающихся, и их семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Всего 57 обучающихся и их семей.
Период | Количество обучающихся, и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2018-2019 уч.год | 7 |
2019-2020 уч.год | 10 |
2020-2021 уч.год | 18 |
2021-2022 уч.год | 13 |
2022-2023 уч.год | 9 |
Всего | 57 |
Индивидуальная и групповая деятельность с сопровождаемыми детьми проводится по индивидуальной программе сопровождения (ИПС), реабилитации (ИПР).
Организуется комплексная психодиагностическая деятельность на изучение личностных особенностей детей. Пакет психодиагностических методик: опросники Айзенка, Шмишека, Юсупова, Бойко, Зимбардо, шкала Бека, «Незаконченные предложения», «Дом. Дерево.Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Карта интересов», «Какие мы, родители?», «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях», ДДО, «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Образы на память», «Корректурная проба», шкала ситуационной тревожности, тест М. Люшера, «Свободный рисунок» и другие. По полученным данным педагог-психолог составляет индивидуальный план сопровождения группы «риска», заносятся в карту развития студента, что позволяет проводить мониторинг развития.
Используются программы Монаховой А.Ю.: «Психолог и семья: активные методы взаимодействия», Овчаровой Р.В. «Профилактика школьной дезадаптации: психокоррекция аддиктивного поведения» и «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», в которой используются развивающие методики и технологии. Также используются методические рекомендации для детей, находящихся в ТЖС.
В программах представлен цикл занятий, который способствует расширению представлений о духовном и психологическом компонентах здоровья и побуждает к ценностно – ориентационной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья.
В итоге психологической коррекционно-развивающей деятельности по образовательным программам нужно отметить положительный результат в развитии индивидуального, группового сопровождения обучающихся, а также родителей и педагогов, выход из трудной жизненной ситуации. Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации проводится системно.
«__» _______________2023г.
Зам.директора по ВР: Сат Б.А.