Внеурочная деятельность

Агеева Татьяна Александровна

Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации города Когалыма

ПРИКАЗ

От

«

15

»

03

2016г

г.

179

Об итогах городского конкурса

выразительного чтения «Живое слово»

        В соответствии с приказом Управления образования от 20.02.2016 №111 «Об организации и проведении в 2016 году городского конкурса чтецов «Живое слово» среди обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма» 11 марта 2016 года на базе МАОУ «Средняя школа №5» состоялся городской конкурс выразительного чтения, в котором приняли участие 67 обучающихся 5-11 классов общеобразовательных школ города.

Конкурс проходил по 4 номинациям: среди учащихся 5 классов «Путешествие в ЧУдетство» (посвящено Году детства), среди учащихся 6-7 классов по творчеству С.Есенина, Н.Рубцова «…кто видел хоть однажды этот край и эту гладь», среди учащихся 8-9 классов чтение сатирических произведений М.Булгакова, А.Аверченко, Д.Хармса «Смотрю открытыми глазами…» и выразительное чтение произведений И. Бродского, Н.Рубцова, С.Есенина «Взбегу на холм…» (10-11 классы).

Участники конкурса отметили высокий уровень организации и проведения мероприятия педагогами и учащимися общеобразовательной школы №5. Членами жюри - высокий уровень подготовки участников, владение навыками выразительного чтения, актерского мастерства, выразительности исполнения.

          На основании выше изложенного и результатов работы жюри

 ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить список победителей, призеров и номинантов конкурса (приложение). Наградить грамотами победителей и призёров городского конкурса чтецов, согласно сводному протоколу.

      2. Руководителям школьных методических объединений учителей русского языка и литературы подготовить бланки грамот для награждения участников конкурса в срок до 01.04.2016г.

      3. Отметить высокий организационный уровень и создание оптимальных условий для проведения городского мероприятия, благодаря слаженной работы администрации и учителей русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №5».

      4. Объявить благодарность руководителю городского педагогического сообщества учителей русского языка и литературы Обуховой Н.Н., всем членам жюри конкурса, педагогическим работникам, подготовившим участников конкурса.

      5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника отдела организационно-педагогической деятельности Управления образования Е.А.Бутюгину.

Начальник Управления образования                        С.Г. Гришина

Бутюгина Е.А., 93640


Приложение 1 к приказу Управления

образования от 15.03.2016 №179

Результаты городского конкурса чтецов в номинации «Путешествие в ЧУдетство…» (посвящено Году детства)

5 классы

МАОУ СОШ №1

АтангуловРадмир Айнурович

5 Б

Агния Барто  «Я расту»

Морозова М.В.

За артистичность

Ахвердиева Шафаг Рамиз кызы

А. Барто  «Как Вовка стал старшим братом»

Шамукаева В. К.

участник

МАОУ «Средняя школа №3»

Кривошеева Валерия Евгеньевна

5 А

А. Барто «В театре»

Карпенко О.Н.

участник

МАОУ «Школа №5»

Агафонова Софья Игоревна

А.Барто «В театре»

Гоголева Н.Ф.

III

Вилисова Дарья Сергеевна

А.Барто «Мама-болельщица»

Воронина В.А.

Авт.интерпретац.

Смирнова Мария Юрьевна

А.Барто «Первая любовь»

Воронина В.А.

участник

МАОУ «Средняя школа №6»

Короленко Юлия Владимировна

5 А

М.Яснов «Горести-печалести»

Минкашева Н.Н.

II

Сорокин  Ярослав Сергеевич

5 А

А.Барто «Уехали»

Минкашева Н.Н.

III

МАОУ «СОШ №7»

Cемененко Алексей Михайлович  

М. Яснов «Кисуня и Крысуня»

Щеколдина Л .А.

I

Лаптева Юлия Николаевна

А. Барто «Первая любовь»

Бахматова О .Г.

II

Мамедова Валида Эльбрус кызы

5 д

А. Барто «Дом переехал»

Амелькина Л.В.

участник

МАОУ «Средняя школа № 8»

Протасенко Анастасия        Александровна

5 А

А.Барто «В театре»

Севостьянова Т.В.

I

Жабунин Семён Сергеевич

5 В

А.Барто «Однажды я разбил окно»

Степанова Г.И.

II

Фаррахов Тимур Азатович

5 М

А.Барто «Однажды я разбил стекло»

Обухова Н.Н.

III

Шипелев Максим Александрович

5 М

А.Барто «Сила воли»

Обухова Н.Н.

Авт.интерпретац.

МАОУ «СОШ №10»

Саламова Карина Муратовна

А. Барто. Болтунья

Ахмедова М.Я.

Авт.интерпретац.

Огиренко Анастасия Владимировна

А. Яснов. А если я ему не нравлюсь?

Ахмедова М.Я.

участник

Кириленко Елисей Евгеньевич

Э. Мошковская. Я маму мою обидел

Ахмедова М.Я.

II

Результаты городского конкурса чтецов в номинации «…кто видел хоть однажды этот край и эту гладь…» (С.Есенин, Н.Рубцов)

6-7 классы

МАОУ СОШ №1

Осипов Роман Евгеньевич

Н. Рубцов «Во время грозы»

Шамукаева В. К.

I

Балабин Николай Александрович

Николай Рубцов "Первый снег" 

Смоленская С.А.

участник

Еременко Алина  Николаевна

Николай Рубцов  "Чудный месяц плывет над рекою».

Смоленская С.А.

участник

МАОУ «Средняя школа №3»

Мусина Александра Максимовна

6 А

Н. Рубцов «Привет, Россия»

Карпенко О.Н.

II

Санникова Дарья Гавриловна

6 Б

Н. Рубцов «В сибирской деревне»

Сагитова О.З.

участник

Урсакий Юлия Александровна

 7 А

С. Есенин «Звёзды»

Шакирова Е.В.

участник

Бедрик Артур Александрович

7 Б

Н. Рубцов «Видение на холме»

Соколова Г.И.

II

МАОУ «Школа №5»

Селина Эвелина Витальевна

7 А

С.Есенин «Русь»

Гарейшина Э.В.

I

Суворова Юлия Павловна

7 А

Н.Рубцов «Русский огонек»

Гарейшина Э.В.

III

Рамазанова Ирина Фейрудиновна

Н.Рубцов  «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»

Гоголева Н.Ф.

III

МАОУ «Средняя школа №6»

Блонская Диана Сергеевна

С.Есенин «Пушкину»

Ширшова Н.С.

участник

Лобачева Кристина Викторовна

Н.Рубцов «Философские стихи»

Агеева Т.А.

II

Черкасова Елена Витальевна

С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах»

Бабич С.П.

III

МАОУ «СОШ №7»

Ольшевская Вероника Александровна

С. Есенин « Лебедушка»

Амелькина Л.В.

участник

Куницына Валерия Андреевна

С. Есенин «Песнь о собаке"

Акбулдина З .А.

III

Каданцева Алена Дмитриевна

6 г

С. Есенин «Снежная замять дробится и колется...»

Акбулдина З .А.

I

Мирошниченко Валерия Дмитриевна

С. Есенин ««Топи да болота…»

Бахматова О.Г.

II

Юртов Павел Вадимович

7 и

Н. Рубцов «Береза»

Бахматова О.Г.

III

Макарова Серафима Андреевна

Н. Рубцов  «Листья осенние»

Бухарова Л. С.

участник

МАОУ «Средняя школа № 8»

Михайлова Ольга Станиславовна

6 А

Н.Рубцов «Зелёные цветы»

Каримова З.Ш.

I

Меркуленков Михаил Олегович

6 В

Н.Рубцов «Ночь коротка…»

Степанова Г.И.

II

Петрова Александра Денисовна

7 А

Н.Рубцов «Расплата»

Брусинская Л.В.

II

Магомедова Хадижат        Шейхмагомедовна

7 А

Н.Рубцов «Доволен я»

Брусинская Л.В.

I

Мустафин Ислам Расульевич

7 В

Н.Рубцов «Видения на холме»

Степанова Г.И.

I

МАОУ «СОШ №10»

Агафонова Надежда Валерьевна

6 Б

С. Есенин  Эх вы, сани...

Кушнаренко Л.А.

II

Результаты городского конкурса чтецов в номинации «Смотрю открытыми глазами…» (М.Булгаков, А.Аверченко, Д.Хармс)

8-9 классы

Результат

МАОУ «Средняя школа №3»

Винокурова Алёна Дмитриевна

9 Б

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Басова И.Н.

участник

Коновалова Ирина Яковлевна

9 Б

А. Аверченко «Труха»

Басова И.Н.

III

МАОУ «Школа №5»

Вагнер Стелла Сергеевна

А.Аверченко «Душистая гвоздика»

Рычкова Н.С

III

Завьялова Екатерина Сергеевна

Д.Хармс «Письмо»

Рябикова В.Р.

III

МАОУ «Средняя школа №6»

Гарифуллин Руслан Ильфатович

Аркадий Аверченко «Слабая голова»

Парасотка О.В.

II

МАОУ «СОШ №7»

Подзывалова Анастасия Александровна

8 в

М. Булгаков «Собачье сердце»

Елизарова Т. В.

II

Ферзиллаева  Карина Ильясовна

М. Булгаков «Собачье сердце»

Акбулдина З .А.

I

Алиев Мухаммад Абдулмуминович

А. Аверченко «Нервы»

Бондаренко А. В

II

Ляпустин Семен Вадимович

Д.  Хармс «Обращение учителей к своему ученику графу Дэкону»

Амелькина Л.В.

III

МАОУ «Средняя школа № 8»

Гайнулина Луиза Роуфовна

А.Аверченко «Ложь»

Шарыгина Н.И.

I

Рахимова Ксения Сергеевна

Д.Хармс « Утро наступающего дня»      

Шарыгина Н.И.

II

МАОУ

 «СОШ № 10»

Ходыкина  Анастасия Андреевна

9 А

А. Аверченко. Золотой век

Кушнаренко Л.А.

II

Петленко Полина Валентиновна

9 Б

М.Булгаков. Паршивый тип

Денисова И.Н.

участник

Результаты городского конкурса чтецов в номинации «Взбегу на холм…» (И.Бродский, Н.Рубцов, С.Есенин)

10-11 классы

Результат

МБОУ «Средняя школа №3»

Драгоман Сильвия Григорьевна

11 А

С. Есенин «Ну, целуй меня, целуй»

Соколова Г.И.

III

МБОУ «Школа №5»

Ильясова Альфия Маратовна

11В

С.Есенин «Вы помните…»

Рябикова В.Р.

II

Слюсарь Никита Олегович

11А

С.А.Есенин «Сукин сын»

Воронина В.А.

I

МБОУ «Средняя школа №6»

Чофу Антоний Григорьевич

10А

С.Есенин «Мне осталась одна забава»

Парасотка О.В.

I

Гацкан Роман Юрьевич

10 Б

С.Есенин «Ты меня не любишь, не жалеешь»

Бабич С.П.

I

Пелепей Анна Егоровна

11 А

С.Есенин «Несказанное, синее, нежное»

Капитонова Л.У.

II

МБОУ «СОШ №7»

Черняков Константин Сергеевич

10а

Н. Рубцов «Русский огонек»

Харитонова Н.В.

III

МАОУ «Средняя школа № 8»

Дробин Вячеслав Васильевич

11 Б

И.Бродский «Бабочка»

Обухова Н.Н.

I

Сидорук Анастасия Юрьевна

11 М

Б.Пастернак «Одиночество»

Козынцева С.Л.

II

МБОУ

 «СОШ № 10»

Олейник Кристина  Николаевна

10 А

Н. Рубцов. Русский огонек

Кушнаренко Л.А.

II

Маниева Алина Руслановна

11 Б

Б. Пастернак. Лето в городе

Бабанина Н.В.

III



Предварительный просмотр:

Результаты участия в муниципальном этапе конкурса «Живое слово» 2020

МАОУ «Средняя школа № 6»

Направление

Возрастная категория

1.

«Живое слово» (произведения писателей и поэтов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) 5 – 11 классы

Муратова Арина Радионовна (участник)

7 «В»

А. Тарханов

«Плач неба»

Зенина О.М.

Шепило Максим Евгеньевич

(3 место)

6 «Г»

Юван Шесталов

«Моя Мисне»

Юричка М.Ю.

Гавриш Виктория Ивановна

 (1 место)

5 «А»

Андрей Тарханов

«В кедровом бору»

Парасотка О.В.

Бабаева Земфира Акберовна

 ( 3 место)

8 «Г»

Владимир Квашнин

«Избушка»

Агеева Т.А.

2

«Писатель только начинает книгу. Читатель заканчивает ее» (чтение прозы русских и зарубежных авторов)

5-11 классы

(учащиеся, занявшие 2-3 места на школьном уровне)

1. Сваткова Ирина Владимировна 6 «А», Астрид Линдгрен «Как Пеппи идет в цирк» (Капитонова Л.У) (2 место)

3.

«Мы все родом из детства» (А.Барто, С.Михалков, И.Токманова, М.Яснов,

Ю.Мориц) 5 класс

Набиуллина Аделина Ильшатовна

(2 место)

5 «А»

Ю. Мориц

«Идет весна по городу»

Парасотка О.В.

Орлов Констанитин Романович

(3 место)

5 «Д»

Агния Барто

«Зовите бабку»

Зенина О.М.

Общие темы для все возрастных категорий (поэты-юбиляры)  

4.

«Строки, опаленные войной»

Ивлева Анна Сергеевна

(1 место)

6 «А»

В.С. Гроссман

«Последнее слово еврейской матери»

Капинова Л.У.

Эргешова Кайринса Дастарбековна

( 2 место)

7 «Б»

А. Твардовский

«Отец и сын»

Бабич С.П.

Магомедова Маликат Руслановна

(1 место)

7 «Г»

Роберт

Рождественский

«Баллада о зенитчицах»

Шарафиева Р.И.

Чихарев Артем Александрович

(3 место)

5 «Г»

К. Симонов

«Горят города по пути этих полчищ»

Зенина О.М.

Кондрияненко Ярослав Владимирович

(1 место)

8 «А»

М. Джалиль

«Варварство»

Шевич О.М.

Пушкин Кирилл Денисович

(3 место)

8 «Д»

Исаковский

«Русские женщины»

Бабич С.П.

Низамова Сания Нафисовна

(1 место)

Терентьева Владислава Игоревна

(1 место)

10 «Б»

11 «А»

Твардовский

Н.Баимова

«Дом бойца»

«Памяти деда»

Парасотка О.В.

Бабич С.П.

5.

«Русь…Россия…Родина моя». Стихи о Родине, природе (Я.П. Полонский, Е. Баратынский, Л.Н. Мартынов, Д.Самойлов, М.Ю. Лермонтов)

1. Педан Виктория Олеговна 8 «Г», Д. Самойлов «Подставь ладонь…» (Агеева Т.А.) (1 место)

2. Бронникова Анна Романовна 7 «Б», М. Лермонтов «Настанет год» (Бабич С.П.) (3 место)

3. Низамова Регина Рустамовна 8 «Б», Л. Мартынов «Имена мастеров»

( Капитонова Л.У.) (3 место)

6.

«Этот мир очарований, этот мир из серебра». Поэты серебряного века

Ахматова Марьям Хусейновна

(3 место)

7 «В»

Б. Пастернак

«Снег идет»

Зенина О.М.

Казаку Макси Вячеславович

(1 место)

7 «Б»

Мережковский

«Под небом золоченым»

Бабич С.П.

Лапичева Мария Сергеевна

(3 место)

8 «Б»

Зинаида Гиппиус

«Счастье»

Капитонова Л.У.

Ястремская Ангелина Игоревна

(2 место)

8 «Б»

Зинаида Гиппиус

«Апельсиновые цветы»

Капитонова Л.У.

Шапран Владислава Евгеньевна

( 3 место)

8 «Д»

М. Лохвицкая

«Сказка и жизнь»

Агеева Т.А.

Наумова Юлия Дмитриевна

(3 место)

10 «А»

Мережковский

«Веселые думы»

Агеева Т.А.

Челялетдинов Закир Эдуардович

(участник)

10 «А»

Зинаида Гиппиус

«Чертенок»

Агеева Т.А.

Полякова Мария Сергеевна

(1 место)

Сенатова Анастасия Александровна (3 место)

11 «А»

7 «Б»

И. Бродский

И. Бродский

«Романс принца Гамлета»

«Прощай»

Парасотка О.В.

Бабич С.П.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                   

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 6»)

Пункт 3. Дополнительной образовательной программы

на 2021 - 2022 учебный год, утверждённой приказом директора        

от 31.08.2021 № 422

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

 «АКТЕРСКАЯ ГРАМОТА»

Уровень: базовый

Возрастной состав обучающихся: 9-17 лет

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы:

3 года

Автор-составитель: Агеева Татьяна Александровна

г. Когалым,

 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона обучающихся и педагогов, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).

Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Актерская грамота» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

на основе авторских программ:

  • программа и методические рекомендации для работы театральной студии «Игровой театр» А.В. Гребенкина М. Просвещение, 2006г;
  • программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства) М. Просвещение, 2009г., рекомендованных Министерством образования РФ;

с учетом рекомендаций К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М.Чехова, П.М.Якобсона, А.Мессерера, М.Мейерхольда;

Направленность: художественная

Обоснование программы

Данная программа дополнительного образования «Актерская грамота» для обучающихся 9-17 лет разработана

 Актуальность программы «Актерская грамота» определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна программы

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности и неэффективности:

  • смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
  • изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
  • усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь.

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.

Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить подростков к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение детей отличается практической и гуманитарной направленностью.

Цель программы:

Развитие творчески активной личности подростков средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

Способствовать формированию:

  • необходимых представлений о театральном искусстве;
  • актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
  • речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации.

Способствовать развитию:

  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • исполнительской культуры;
  • коммуникативных и организаторских способностей воспитанников;
  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения.

Создать условия воспитания:

  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
  • социально активной личности воспитанника.

Адресат программы

Данная программа будет интересна обучающимся в возрасте  9-17 лет.               

   Она  базируется на традициях реалистического театра. В студии создаются условия для наиболее полного и свободного раскрытия способностей каждого ребенка, исходя из его творческой природы.

Уровень программы: базовый

Объем программы

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения - 408 часов, содержит теоретический и практический материал, 136 часов в год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа,  продолжительность  1 академического часа: для детей в возрасте 9-17 лет – 45 минут с перерывом и строится следующим образом:

  • речевая разминка – разминка артикуляционного аппарата, работа над дыханием, дикцией, речевым диапазоном;
  • актёрский тренинг – игры и упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию, артистическую смелость, координацию;
  • упражнения на снятие мышечных «зажимов», развитие навыков взаимодействия, общения.

Сроки реализации программы 3 года

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции, театральные выступления, актерские тренинги, мастерские образа, костюма и декорации.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения подростков практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)

Основные формы проведения занятий с обучающимися:

- игра;

- диалог;

- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)

- слушание;

- созерцание;

- импровизация;

- репетиции;

- индивидуальные занятия;

- занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа строится вокруг целостного художественного произведения:

- спектакля;

- шоу;

- творческого вечера;

- праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для подростков. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, они принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает подростку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства.

На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Большую роль в формировании творческих способностей обучающихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.

Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.

Учебно – тематический план

1 год обучения

Содержание и виды работ

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

общее

теория

практика

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

2

1

1

Беседа о театре. История театра. Театр как вид искусства

6

6

Театральная игра

18

5

13

Актерское мастерство: Система К.С.

Станиславского

18

4

14

Сценическое движение

18

4

14

Сценическая речь. Техника речи

16

4

12

Основы драматургии

9

4

5

Работа над театрализованной постановкой по басням И. А. Крылова.

12

4

8

Практические занятия

8

8

Работа над итоговым спектаклем

20

2

18

Грим

8

4

4

Итоговый урок

1

1

Всего

136

38

98

Учебно – тематический план

2 год обучения

Содержание и виды работ

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

общее

теория

практика

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

2

1

1

Беседа о театре. История театра. Театр как вид искусства

6

6

Театральная игра

18

5

13

Актерское мастерство: Система К.С.

Станиславского

18

4

14

Сценическое движение

18

4

14

Сценическая речь. Техника речи

16

4

12

Основы драматургии

9

4

5

Работа над театрализованной постановкой по басням И. А. Крылова.

12

4

8

Практические занятия

8

8

Работа над итоговым спектаклем

20

2

18

Грим

8

4

4

Итоговый урок

1

1

Всего

136

38

98

Учебно – тематический план

3 год обучения

Содержание и виды работ

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

общее

теория

практика

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

2

1

1

Беседа о театре. История театра. Театр как вид искусства

6

6

Театральная игра

18

5

13

Актерское мастерство: Система К.С.

Станиславского

18

4

14

Сценическое движение

18

4

14

Сценическая речь. Техника речи

16

4

12

Основы драматургии

9

4

5

Темпо-ритм действия

«Я в предлагаемых обстоятельствах роли» развитие и изменение образа

роли в ходе пьесы.

12

4

8

Практические занятия

8

8

Выпуск спектакля:

Прогонные репетиции эпизодов спектакля

20

2

18

Грим

8

4

4

Итоговый урок

1

1

Всего

136

38

98

Содержание программы

1 год обучения

Введение в образовательную программу.

Теория

Введение   в   образовательную   программу.   Цель   и   задачи   курса.

Практика

Инструктажи по ТБ и ПБ. Игры на знакомство, беседы.

История театра

Теория

Первоначальные представления о театре как о виде искусства. История   возникновения     театра   в   Древней   Греции.   Театр   В.Шекспира «Глобус»

История возникновения театра на Руси. Народные истоки театрального искусства. Скоморохи - первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Театральное здание, интерьер. Известные театры России. Общее  представление    о    видах    и    жанрах    театрального    искусства. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол; радио- и теле - театр. Многообразие выразительных средств театра (драматургия декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление) Вспомогательная роль этих средств. Театр - искусство коллективное.

Практика

Игры - занятия на тему «Театр в твоей жизни» (Что такое театр? Театр в твоем доме. Театр на улице. Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?)

Использование имеющегося художественного опыта учащихся. Самостоятельные импровизации, творческие игры. Просмотр спектакля, стилистика которого опирается на творческое использование элементов площадного народного театра скоморохов. «Игры в скоморохов» - игры - импровизации на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Чтение отрывков из книги В.Привалова «Петрушка - душа скоморошья»

Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением театров России. Рассматривание портретов великих драматургов.

Основы актерского мастерства.

Теория

Теоретические основы актерского мастерства. Театр   как   вид   искусства.   Театральное   искусство   как   одна   из   форм художественного отражения действительности.  Особенности, действенная природа театрального искусства. Синтетическая природа театра. Раскрытие  замысла  спектакля  через   создаваемые   актерами  сценические образы.   Роль  индивидуальности  актера  в  процессе  создания  спектакля. Творчество    великих    русских    актеров.     Отношение    к    актеру    К. С.Станиславского. Основные    положения    системы    Станиславского.

Практика

Беседа о значении различных компонентов и выразительных средств создания спектакля. Театральные игры на развитие творческих способностей, воображения, Просмотр спектакля.

Проработка    линии    действия    отдельных    персонажей    на    материале конкретного произведения.

Сценическая речь

Теория

Становление речевого искусства русского театра. Роль сценической речи в художественной системе театра. Слово на сцене в эпоху классицизма. М.С. Щепкин - основатель реалистического направления в искусстве сценической речи. Открытие    К.С.   Станиславским    и    В.И.    Немировичем    -    Данченко органических    законов     живой    речи     на    сцене.     Речевое     общение. Коммуникативность -   главная   функция   речи.   Основные  закономерности общения как речевого действия. Правильность    русской    речи.     Орфоэпические     нормы.     Литературное произношение. Сценическое произношение. Нормы сценического произношения. Навыки правильного    дыхания,    сознательное    управление    речевым    аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью)

Голос актера. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата. Три системы дыхания. Основы практической работы над голосом. Типы и виды дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса, смешанно-диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса. Дыхание и звук. Постановка речевого голоса. Значение резонирования и артикуляции над постановкой  голоса.  Резонаторы.  «Атака»  звука.  Регистры.  Центральное звучание голоса. Специфика речевого и певческого голоса. Роль слуха в воспитании речевого голоса. Произношение   гласных.   Произношение   гласных   в   сильной   и   слабой позициях. Звук и буква. Фонетическая транскрипция.

Произношение согласных.  Фонетические    законы    оглушения    звонких согласных в конце слова, ассимиляция, смягчение твердых согласных перед мягкими. Сочетание согласных.

Практика

Прослушивание       аудиокассет   с   записью   литературно-художественных произведений в исполнении известных актеров. Обсуждение. Просмотр спектакля с последующим обсуждением. Упражнения на развитие и постановку дыхания. Упражнения для тренировки смешанно-диафрагматического типа дыхания. Упражнения на беззвучном и звучащем вдохе Тренировка фонационного дыхания на слогах, словах, пословицах, стихотворных текстах. Приемы самомассажа. Приемы тренировки речевого голоса: напевный и речевой.   Упражнение   на   повышение   каждой   строчки  текста   речевым способом. Упражнение на чередование распевной и речевой строки. Дикция. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на тренировку гласных звуков в различных   сочетаниях      на   материале   пословиц,   стихов.   Артикуляция фрикативных сонорных. Упражнения  на    тренировку    произношения согласных в сочетаниях. Упражнения со скороговорками.

Упражнения на правильное звукотечение. Упражнения на мягкую «атаку» звука при фонации. Упражнения на собранность звука.    Упражнения на свободу нижней челюсти.

Упражнения    на    сонорных    согласных.    Упражнения    на    правильное звукообразование   согласных.   Упражнения   на   взрывные   и   свистящие согласные. Использование небольших стихотворных текстов

Сценическое движение

Теория

Введение. Предмет «Сценическое движение». Задачи предмета. Действие   -   основа   сценического   движения.    Элементы    сценического действия. Движение. Осанка, походка. Физический тренинг. Настройка   к   действию.   Преодоление   мышечных   зажимов.   Физический тренинг. Настройка к действию. Преодоление мышечных зажимов Действия и движения в условиях вымысла. Действия с воображаемыми предметами. Пантомимика как вид театрального искусства.

Практика

Физический тренинг. Упражнения на полу: стоя, сидя на коленях, лежа, на стуле и со стулом. Упражнения в равновесии, на баланс, координацию.

Постановка миниатюр.

 Теория

Подбор материала, распределение ролей.

 Практика

 Чтение по ролям, работа над ролью. Изготовление необходимого реквизита. Показ небольших сценок, этюдная работа.

 Художественное чтение

Теория

Особенности   работы   над   литературно-художественным   произведением. Особенности стихотворной речи Произведение и воля актера. Формальное содержание: звуковая организация речи. Приемы исполнения. Конец и начало стихотворения .

Практика

Закрепление   навыка  правильного   дыхания   при   чтении   и   сознательном управлением рече - голосовым аппаратом. Упражнения. Исполнение текстов. Самостоятельная подготовка чтецкого репертуара.

2 год обучения

История театра

Теория.

Развитие представлений о видах театрального искусства. Театр кукол. Театр и литература. Пьеса - основа спектакля. Театр в жизни современного человека. Развитие представлений о видах театрального искусства:  драматический театр. Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное. Театр и литература. Драма как род литературы, предназначенный для сцены. Театральный жанр - комедия.

Страницы истории театра: средневековой площадной театр. Драматургия  -  вид  искусства.   Драматурги  мира  и  их  творения.     К.С. Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов.

Классический русский театр и его представители. Театр им. А.Островского. Работа МХАТа. Театр им Е.Вахтангова. Площадной   театр.   Балаганный   театр   на  Руси.   Раешное   представление. Формы, виды и жанры. Массовые праздники. История возникновения. Формы, виды и жанры. Агиттеатр.     История     зарождения.     «Синеблузники».     Агиттеатры     и агитбригады.

Практика

Просмотр кукольного спектакля.

Просмотр   спектакля-сказки.   Беседа   по   спектаклю,   устные   отзывы   о спектакле.

Творческие задания, развивающие чуткость  к выразительному значению отдельных компонентов спектакля. Прослушивание отрывков из музыкальных спектаклей в записи.

Практическая    работа    по    сопоставлению    различных    видов    искусств (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Разыгрывание    микро этюдов    (практических    действий    в    предлагаемых обстоятельствах с выявлением     логики     действий     персонажей)     на  драматургическом материале. Сообщения студийцев о творчестве актеров и режиссеров МХАТа. Просмотр видеофильма с записью спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Е. Вахтангова.

Актерское мастерство

Теория

Драматургия как основа театрального искусства. Драматургический материал как    канва   для    выбора    логики    поведения    действий.    Знакомство    с драматургией.  Пьеса,  отрывок,  как канва для  выбора логики поведения, действий.  Значение и способы превращения своей логики действий в логику действий    персонажа.    Разные   логики    поведения   одного    и    того    же действующего лица в избранном отрывке.  Расширение представлений о специфичности замысла в театрально-исполнительском искусстве. Внимание и мышечная свобода. Органическое внимание - путь к мышечному освобождению.

Сценическое   отношение   и   сценическое   общение.   Оценка  намерения   и действия  партнера.  Пристройка к партнеру.  Воздействие  на партнера в желаемом направлении.

Сверхзадача  и  сквозное  действие  роли.   Самодействие.  Приспособление. Виды событий и событийный ряд роли. Сквозное действие и его задача. Воображение   и   предлагаемые   обстоятельства.   Активное   и   пассивное воображение. Предлагаемые обстоятельства роли. Физическое самочувствие действующего лица и его внутреннее состояние.

Оценка и сценическая задача. Определение основных задач действующего лица. Процесс и результат выполнения задачи. Проявление в оценке жанра пьесы природы чувств, характера персонажа. Динамика в исполнении отрывка. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения.  Проявление   характера персонажа   в   общении. Актер  и  его роли.  Импровизация в работе  актера.  Роль импровизации, взаимосвязь   импровизации   с  техническими   навыками   в  репетиционной работе. Исполнительская техника и ее роль в работе артиста. Работа над ролью в спектакле. Мизансцены    в    спектакле.        Импровизация    и    точность    выполнения установленных мизансцен. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом. Специфика работы актера перед зрителем. Анализ учащимися своей работы и работы товарищей в учебном спектакле.

Практика

Тренировка мышечного аппарата. Упражнения на распределение мышечной энергии, нагрузка и расслабление мышц. Парные    этюды    на    общение.    Этюды    на    пристройку    к    партнеру. Психофизические игры. Этюды на разные виды общения. Этюды   с   обострением   предлагаемых   обстоятельств,   направленных   на выявление   и   решение   сценических   задач.   Определение   сверхзадачи   и сквозного действия конкретной роли в постановочном спектакле. Раскрытие подтекста выбранных литературных произведений.  Этюды на обострение «второго плана» роли. Упражнения и этюды, в которых необходим внутренний монолог. Проработка внутренних монологов роли.

Сценическая речь

Теория

Законы логики в речевом действии. Два уровня явлений логики речи, тесно связанные между собой. Законы логики в речевом общении: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового понятия,   сравнения   и   противопоставления   подтекста   создания   линий видения. Правила логики речи. Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Построение фразы.

Практика.

Самостоятельный анализ литературных текстов с учетом законов логики.

Разбор и чтение небольших текстов художественной прозы. Самостоятельный   выбор   учащимся   художественного   материала.   Анализ произведения. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Выявление конфликта. Упражнения   для   выработки   правильного    полного    вдоха.    Косвенные упражнения    для    снятия    мышечных    зажимов

Сценическое движение

Теория

Сценическое действие и его роль в сценическом искусстве. Сценическое действие как главное условие пребывания актера на сцене, одна из основных предпосылок создания сценического образа. Виды действия, их органическая связь. Различие между действием и чувством, действием и свершившимся фактом. Метод определения действия. Отличие сценического действия от жизненного.    Внутреннее    и    внешнее    действия,    их  взаимосвязь    и противодействие. Предлагаемые обстоятельства. «Если бы...» - рычаг, переводящий актера из повседневной   жизни   в   плоскость   воображения.   Изменение   характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств.

Практика

Этюды на предлагаемые обстоятельства в условиях вымысла. Упражнения с воображаемыми предметами. Просмотр видеосюжета «Клоун»

  Художественное чтение

Теория

Различные виды исполнения на реально присутствующий объект. Установка на себя и на отсутствующий объект. Учет реакции зрителя – слушателя.

Практика

Упражнения на исполнение одного и того же произведения по-разному. Исполнение художественной прозы. Главные и второстепенные события произведения. Задача произведения. Внутренний монолог.

Постановка спектакля.

Теория: Чтение пьес, разбор пьесы по сценам, чтение по ролям.

Практика: Выбор ролей, репетиционная работа, работа по созданию образа. Изготовление реквизита к спектаклю, подбор костюмов, музыки. Разыгрывание этюдов по эпизодам пьесы спектакля.

3 год обучения

История театра

Теория

Театр в ряду других искусств. Общее и особенное. Театр и литература. Драма как род литературы, предназначенный для сцены. Театральный жанр - комедия. Страницы истории театра: средневековой площадной театр.

Практика

Творческие задания по составлению литературного прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета и т.д. Инсценировка прозы, с включением основных элементов драмы. Знакомство  с  формами  комического  на литературном  и  драматическом материале. Опыт инсценировок  юмористических стихов и рассказов С. Маршака,    С.    Михалкова,    В.    Драгунского.    Просмотр    кинокомедий, мультфильмов.

Актерское мастерство

Теория

Создание сценического образа. Действенная партитура роли. О маленьких ролях и массовках. Работа статиста. Работа над ролью в спектакле Импровизация в работе актера. Мизансцены в спектакле. Исполнительская техника и ее роль в работе артиста.

Как играть отрицательных персонажей? Карикатурное изображение, гротеск глубокое понимание образа. Возникновение замысла спектакля. События и событийный ряд в пьесе.

Практика

Комплекс упражнений, направленный на оттачивание актерского мастерства. Действенный разбор роли. Работа над образом. Проработка действенной партитуры собственной роли. Работа над образом своего персонажа. Этюды с использованием массовых сцен, где учащиеся могут побывать в роли статиста. Этюды с исполнение ролей отрицательных персонажей. Подбор музыки: изготовление бутафорских изделий, декораций.

Сценическая речь

Теория  

Работа     над     литературно-художественными     произведениями.     Процесс подготовки  литературно-художественного   произведения  для  исполнения. Этапы работы. Критерии выбора художественного материала. Общение, его аспекты,   элементы   общения.   Анализ   произведения.   Первое   восприятие произведения исполнителем. Стиль произведения как отражения авторского мироощущения. Пересказ текста своими словами как прием проникновения в авторский замысел. События и действия. Инверсия. Стихотворное   произведение   и   особенности   работы   с   ним.   Природа стихотворной речи, ее специфика, отличие от речи прозаической. Краткая история   возникновения   стиха.   Ритм   как   важнейший   компонент   стиха. Стихотворная строка как ритмическая единица стихотворной речи. Система стихотворения. Стихотворная пауза. Рифма как из динамических и организационных средств стиха. Работа над басней. Басня как вид произведения, при исполнении которого допускаются  элементы  театрализации.   Особенности  работы  над  басней. Мораль  басни - призыв.  Основа ее  содержания.  Раскрытие  конфликта. Непосредственность основы исполнения.

Практика

 Комплексная    система упражнений для тренировки развития голоса и речи. Голосо-речевой   тренинг   при   всевозможных   движениях.   Приобретение навыка   звучания   голоса   при   любом   положении   тела,   головы   и   т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Подбор материала для исполнения. Действенный анализ басни, раскрытие конфликта.

Сценическое движение

Теория  

Расширение   сферы   знаний   о   закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба как условие сценической выразительности. Проявление характера персонажа в особенностях движения. Исполнительская техника и ее роль в работе актера. Логика   действий   и   предлагаемые   обстоятельства.   Роль   предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными    воздействиями.    Этюдное    оправдание    заданной    цепочки словесных действий. Зарождение представлений о действенном характере замысла этюда. Работа над ролью в отрывке.

Практика

Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Упражнения  и  этюды  на различные  виды  действия.  Разбор  этюдов  по действенным фактам. Упражнения и этюды на заданные предлагаемые обстоятельства. Этюдные импровизации.

Художественное чтение

Теория

Отличительные особенности прозы и стихов. Исполнение прозы. Монологи. Драматургический материал автора - основа создания речевого образа. Знакомство со сказками и мифами народов Югры.

Практика

Образ рассказчика и   его отношение к происходящим в произведении событиям.   Словесное действие. Русские   народные   сказки.   Сказки и мифы народов Югры. Местный колорит. Диалект. Культура речи.

Грим

Теория

Общие   правила   гримирования.   Основные   приемы   грима.   Плоскостной, объемный, живописный. Грим и косметика. Анатомические основы грима. Коррективный грим. Определение типа лица. Технология грима. Технические приемы и средства грима.

Подготовка лица к гриму. Грим лицевой части. Грим молодого женского лица. Грим молодого мужского лица. Грим полного лица. Грим худого лица. Грим старческого лица.

Практика

Просмотр    иллюстраций    с    изображением    различных    видов    грима. Смешивание красок на пластинке. Подготовка общего тона для нанесения его на лицо с помощью губки. Затенение и высветление впадин лица. Гримирование лба и щек. Гримирование носа. Гримирование бровей. Гримирование губ, щек, шеи. Гримирование подбородка.

Постановка спектакля

Теория

Подбор сценария.

Практика

Распределение ролей. Чтение по ролям. Изготовление реквизита и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиционная работа. Показ спектакля.

Планируемые результаты первого года обучения

По разделу « История театра»

Знать: Историю возникновения театра, виды театрального искусства, драматургов мира и их творения, ведущие  театры России.

Уметь: Отличать виды театрального искусства, визуально отличать здания ведущих театров России.

По разделу  «Основы актерского мастерства»

Знать: Специфику актерских задач, значение поведения в актерском мастерстве,   бессловесные элементы действия

 Уметь: Владеть элементами внутренней техники актера, правильно выполнять упражнения актерского тренинга и проводить тренинг в группе, самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

По разделу  «Сценическая речь»

Знать: Орфоэпические нормы русского языка, нормы произношения на сцене, анатомические особенности голосового аппарата.

Уметь: Работать над исправлением дикционных недостатков, укреплять путем тренировки мышцы дыхания, сознательно бережно относиться к голосу и речи.

По разделу  «Сценическое движение»

Знать: Элементы сценического действия, способы преодоления мышечных зажимов;

Уметь: Действовать в условиях вымысла, действовать с воображаемыми предметами, снимать физическое напряжение.

По разделу «Художественное чтение»

Знать:

Особенности   работы   над   литературно-художественным   произведением, особенности стихотворной речи.

Уметь:

Правильно   дышать   при   чтении, управлять голосовым аппаратом. Выполнять артикуляционные упражнения. Исполнять прозаические и стихотворные тексты. Самостоятельно подготавливать репертуар.

Планируемые результаты второго года обучения

По разделу « История театра»

Знать: Жанры театрального искусства, театральные профессии, искусство быть зрителем;

Уметь: Практиковаться в некоторых театральных профессиях.

По разделу «Основы актерского мастерства»

Знать: Теоретические основы актерского мастерства, законы сценического действия;

Уметь: Находить    верное    органическое    поведение    в    предлагаемых обстоятельствах;

Раскрывать действенную природу слова в действии, работать над ролью, создавать точные актерские образы.

По разделу  «Сценическая речь»

Знать: Теоретические основы сценической речи, основные особенности сценической речи,

законы устной речи и ее выразительные средства;

Уметь: Владеть речевым общением, работать над текстом, добиваясь органичности чтения,

владеть речевой выразительностью.

По разделу «Сценическое движение»

Знать: Характерные особенности движения в пантомимике, эстетические нормы в пластике и пластическую характерность, классификацию движений.

Уметь: Владеть внутренней и внешней свободой, владеть актерской пластикой и пантомимикой, четко и правильно выполнять тренировочные упражнения;

По разделу «Художественное чтение»

Знать:

Различные виды исполнения на реально присутствующий объект.

Уметь:

Учитывать реакцию зрителя – слушателя. Читать произведение с установкой на себя и на отсутствующий объект.

Планируемые результаты третьего года обучения

По разделу « История театра»

Знать:  Ведущие театры Москвы, Санкт-Петербурга, имена популярных актёров.

Уметь: Подбирать материал о театре и его истории, анализировать исполнение ролей популярных актёров;

По разделу «Основы актерского мастерства»

Знать: Теоретические основы актерского мастерства, этапы работы над спектаклем;

Уметь: Создавать ряд этюдов по обстоятельствам пьесы, находить    верное    органическое    поведение    в    предлагаемых обстоятельствах, создавать яркие и точные актерские образы.

По разделу  «Сценическая речь»

Знать: основные особенности сценической речи. Способы работы     над     литературно-художественными     произведениями.     Процесс подготовки  литературно-художественного   произведения  для  исполнения. Этапы работы. Критерии выбора художественного материала. Общение, его аспекты,   элементы   общения.  

Уметь: владеть речевым общением, работать над текстом. Анализировать   произведения.

По разделу «Сценическое движение»

Знать: Сценическое действие и его роль в сценическом искусстве. Сценическое действие как главное условие пребывания актера на сцене, одна из основных предпосылок создания сценического образа. Виды действия, их органическая связь. Различие между действием и чувством, действием и свершившимся фактом. Метод определения действия. Отличие сценического действия от жизненного.    Внутреннее    и    внешнее    действия,    их  взаимосвязь    и противодействие.

Уметь: Выполнять упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов,  на различные  виды  действия, на заданные предлагаемые обстоятельства, этюдные импровизации.

По разделу «Художественное чтение»

Знать: Отличительные особенности прозы и стихов, особенности стихотворной речи, особенности работы над литературно-художественным произведением, сказки и мифы народов Югры.

Уметь: Делать установку на себя и на отсутствующий объект, учитывать реакцию зрителя – слушателя. исполнять прозу, монологи; выполнять этюды по сказкам народов Югры.

По разделу «Грим»

Знать: Историю и виды грима, основные принципы гримирования. Анатомические основы и технологию грима.

Уметь: Самостоятельно накладывать грим, пользоваться скульптурно-объемными формами гримирования, применять парики и полупарики. Накладывать характерный грим, декоративный грим, ухаживать за кожей лица и рук.

Подведение итогов усвоения программы «Актерская грамота» осуществляется в форме участия студийцев в спектаклях, миниатюрах, мероприятиях, концентрах, конкурсах и этюдной работе.

Планируемые результаты освоения программы «Актерская грамота»

В результате реализации программы каждый обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы актёрского мастерства;
  • этапы работы над спектаклем;
  • законы сценического действия;
  • основы сценической речи;
  • принципы построения литературной композиции.

Уметь:

  • воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
  • представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
  • самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
  • создавать точные и убедительные образы.

Владеть:

  • элементами внутренней и внешней техники актёра;
  • словесным действием в спектакле;
  • речевым общением.
  • Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
  • пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
  • использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
  • владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих. А главное, стремятся к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

Методическое обеспечение программы

Изучение эффективности индивидуального подхода к развитию актерских способностей у учащихся

        Для проверки знаний и умений в работе использую такую форму работы как тестирование. Учащимся предлагается ряд тестовых заданий по каждому разделу учебной программы. Тестовые задания, где представлены различные варианты ответов, где учащиеся могут быстро ориентироваться в ответе, а также задания, которые требуют в проверке знаний самостоятельно. Таким образом, тесты не только проверяют, но и одновременно развивают детей. Тестирование позволяет получить наиболее полную картину усвоения материала, что помогает индивидуально подобрать задания для каждого студийца. Тестирование можно продолжать фронтально, что позволяет отследить индивидуальные особенности каждого ученика.

        В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выступлений на площадках школы города, внутри коллектива. Они активизируют, стимулируют работу обучающихся, позволяют все белее полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту, формированию личностных качеств, являясь важной формой воспитательного воздействия.      

        Формы и виды контроля 

        Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием актерских способностей обучаемых. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

        Входной контроль – диагностика развития творческих компонентов у детей: темпо-ритм (движение под музыку), исполнение стихотворных текстов и монологов, построенного на смене ритма, жанр (сочинение, рифма, буриме), воображение, фантазия. Форма оценки: анкетирование, устный вопрос, собеседования.

        Текущий контроль – диагностические занятия в конце каждого полугодия (студийцы выполняют задания, в которых определяется уровень их творческих способностей). Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки: упражнения, этюды, чтецкие работы.

        В практической деятельности результативность оценивается качеством и количеством выступлений для сверстников, родителей, педагогов школы и шефских организаций, а также по уровню положительной динамике. Это активирует и стимулирует работу в студии, способствует творческому росту коллектива.

        Итоговый контроль – может принимать различные формы: сезонные показы спектаклей, участие в городском конкурсе «Театральная весна», участие в мероприятиях, посвященных искусству слова, ежегодные театральные встречи.

Формы подведения итогов и контроля

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • традиционные формы контроля:
  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, конкурсы;
  • итоговый – открытые спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся театра – студии конкурсах чтецов, театральных конкурсах, смотрах, постановках, фестивалях муниципального, регионального, российского уровней.

           Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению обучающихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

Основные принципы оценивания

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

        На «отлично» оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу (свобода поведения, естественность, выразительность, действие сценического существования, организаторские, актерские и режиссерские способности).

        На «хорошо» оценивается работа обучающегося, который не справился с поставленной задачей по какому-то из вышеперечисленных разделов.

        На «посредственно» оценивается работа обучающегося, слабо реализовавший поставленные задачи в процессе обучения.

        Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Организационно – педагогические условия реализации

ДОП «Актерская грамота»

Календарный учебный график 2 года обучения

Продолжительность обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Срок промежуточной (итоговой аттестации)

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

9 месяцев

01.09.2020

02.06.2021

20.04.2021 - 25.05.2021

34

136

2 раза в неделю /

2 час

Организационно – педагогические условия реализации

ДОП «Актерская грамота»

Календарный учебный график 3 года обучения

Продолжительность обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Срок промежуточной (итоговой аттестации)

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

9 месяцев

01.09.2021

31.05.2022

20.04.2022 - 25.05.2022

34

136

2 раза в неделю /

2 час

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Кабинет для теоретических и практических занятий
  2. Музыкальный центр, аудиокассеты, компактные диски.
  3. Доска (по необходимости)
  4. Видеокассеты с материалами спектаклей  мастеров профессиональной сцены.
  5. Сценические костюмы, реквизит, декорации, театральный грим.
  6. Афиши и программки к спектаклям.
  7. Творческие портреты писателей, актеров, художников, композиторов.

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Список литературы для учащихся:

  1. Алянский Ю. «Азбука театра» М., «Современник» 1998
  2. Акимов Н.П. О театре. - М.; Л.: Искусство, 1978
  3. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981
  4. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве . - Саратов, 1986.
  5. Голубовский Б.Г. Наблюдения, этюд, образМ.: ГИТИС, 1990
  6. Ершова А.П. Букатов В.М. Актерская грамота - подросткам. - М., 1994
  1. Коган Г.У. У врат мастерства. - М.: Музыка, 1969.
  2. Крымова Н.А. Любите ли вы театр? - М., 1987
  3. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - 3-е изд. - М., 1970
  4. Ю.Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. - М., 1981

11.  МатвееваТ.В. «Работа над речью» Пермь, 2004

12.Ренгарт Т.И. «Сказка на подмостках» Минск, «Четыре четверти» 2000

13. И.Станиславский К. «Работа актера над собой» М., «Искусство», 1954

14.Савкова ЗВ. Как сделать голос сценичным. 2-е изд. - М., 1975

15.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены В 2 т. - 2-е изд. = Л.: Искусство 1984

Список литературы для педагога:

  1. Агапова И. Давыдова М. «Пьесы для школьного театра», М., «Вако», 2006
  2. Алянский Ю. «Азбука театра» М., «Современник» 1998
  3. Владимирова   Е.В.,   Женило   М.Ю.   «Театрализованные   праздники» Ростов-на-Дону «Феникс»2004
  4. Гиппиус С.В. «Актёрский тренинг. Гимнастка чувств» Снкт-Петербург  «Прайм-Еврознак», 2009
  5. ГорлановаН.М. Оленева М.А. «Программа областной заочной школы культуры» Пермь
  6. Дюпре В.  «Как стать актёром» Ростов «Фникс», 2007
  7. Иванова И.В. «Театрализованные праздники» Ростов-на-Дону
  8. Кидин С.Ю. «Театр-студия в современной школе» Волгоград, 2008
  9. Кох И. «Основы сценического движения»
  10. «Лабиринты игры» методический сборник. Тюмень 2003
  11. МатвееваТ.В. «Работа над речью» Пермь, 2004

9.        Никитина А.Б. «Театр, где играют дети» М., «Владос» 2001
10. Ю.Промтова И.Ю. «Речевая культура русского театра» М., «Советская

Россия», 1989

11. Ренгарт Т.И. «Сказка на подмостках» Минск, «Четыре четверти» 2000

12. Станиславский К. «Работа актера над собой» М., «Искусство», 1954

13.Сыромятникова И.С. «Технология грима» М., «Высшая школа», 1991

14.Съянова  Е   «Сценарии  праздников  в  детском  саду  и  школе»  М.,

«Славянский дом книги» 2002

15.Сгибнева Е.П. «Театрализованные праздники КВНы» Ростов-на-Дону

16.Тарабарина Т.И. Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки,

17.Чечетин    А.    «Драматургия    театрализованных    представлением.,

«Советская Россия» 1979

18.Чурилова     Э.Г.     «Методика     и     организация     театрализованной

деятельности» М., «Владос», 2001

19.Шервинский СВ. «Художественное чтение» М., 1988 20.Федорова Г.П.  «На   злотом   крыльце   сидели»  СП., «Детство - пресс»2000.