Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

Описываются современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 1 с.Бураево»

муниципального района Бураевский район РБ

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Подготовила: Нурмухаметова Л.Р.

Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с № 1 с. Бураево»

2016г.

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. 

Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой.  Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

Познакомлю с основными моментами своей работы, в ходе которой используется данные технологии.

Диагностика

  1. Обследование фонематических процессов, различение речевых и неречевых звуков.  Интерактивные игры типа «Кто сказал МУ», «Загадки звуков» помогли выявить, насколько развит у ребёнка фонематический слух, сможет ли он различить неречевые звуки. Эффективность данных игр была доказана в ходе коррекционной работы. Даже ребёнок с ЗРР, с какими то  проблемами вербального контакта непроизвольно включается в игру с персонажами , пытается им подражать.
  2. Определение места звука в слове, наличия звука в слове.
  3. Обследование звукопроизношения. «Конструктор картинок»
  4. Обследование лексико-грамматической  стороны речи

Коррекционная работа

  1. Коррекционная работа начинается с подготовки артикуляционного аппарата. Какие же технологии здесь используются?

- артикуляционная гимнастика. Привычная зарядка для язычка проводится под музыку и в сопровождении стишков, которые озвучивает персонаж. Эффективность такой зарядки видна сразу.

- логопедический массаж (используются как обычные массажные зонды, так и нетрадиционные предметы - продемонстрировать).

- самомассаж

Широко используются данные технологии и в работе с детьми РАС, ЗПР. Учитывая особенности их восприятия можно использовать ИКТ, чтобы развить сенсорику, мышление, логику. Для данной категории детей созданы специальные приложения для  планшетов. Такие как «Аутизм: общение», «Говори молча», «Я учусь читать слова», «Веселая читайка». Созданы специальные сайты. (sensory Baby Game, sensory fish и т.д.)

2. Тренировка речевого дыхания, интонационной стороны речи, коррекция темпо-ритмической организации устной речи.  Используется микрофон к  программе «Игры для Тигры».

3.  Работа над звуком: автоматизация, дифференциация

4. Развитие лексико-грамматических компонентов  речи

5. Работа над звуковым анализом и синтезом

5. Здоровьесберегающие технологии

- зрительная гимнастика (электронная гимнастика)

- физкультминутки

- логоритмика

6. Развитие ВПФ.

7. Создание презентаций  для каждого этапа коррекционной работы, для работы с родителями, педагогами.

8. Создание памяток, буклетов и пр. документов.

9. Самообразование. Участие на профессиональных вебинарах, международных он-лайн конференциях. Общение с коллегами в профессиональных сообществах, чатах и т.д.

        Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 1 с.Бураево»

муниципального района Бураевский район РБ

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Подготовила: Нурмухаметова Л.Р.

Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с № 1 с. Бураево»

2016г.



Предварительный просмотр:

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

        Учитель-логопед  МБДОУ «Центр развития ребенка –F:\Нурмухаметова Лариса.jpg

 детский сад  № 1 с. Бураево»  Бураевского района Республики Башкортостан.

       Общий педагогический стаж – 31 год, в том числе

логопедический – 21. Закончила  курсы переподготовки

по специальности «Логопедия» в институте развития образования  РБ в 2003г.

Дипломный руководитель Абуталипова Эльза Насибулловна.

       Курсы переподготовки дали необходимые знания в области логопедии, помогли грамотно  реализовать  профессиональные планы, добиться успехов в области коррекционной педагогики.  Годы учёбы вспоминаются только с теплотой и благодарностью к преподавателям кафедры коррекционной педагогики ИРО РБ.

 

                                                                                                                                                                                                                            

Коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

       Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня  аутизм  привлекает все больше внимания специалистов различного профиля.

      Аутизм  -  пожизненное  нарушение  развития,  которое  влияет  на коммуникацию  и  отношения  с  другими  людьми,  а  также  на  восприятие  и понимание окружающего мира.  

В коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра используются следующие технологии.

- альтернативная коммуникация. Сюда входит жестовая коммуникация (идёт обучение жестам), графическая коммуникация (карточки, пиктограммы, система PECS), глобальное чтение,  визуальное расписание, планшетные коммуникаторы.

     Остановимся на более распространенной системе PECS.  Это система общения для детей и взрослых с нарушением речи.  Разработана для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения  детей-аутистов и детей с другими социально-коммуникативными отклонениями.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

        Люди с аутизмом часто лучше всего воспринимают зрительную информацию.  Технология применения визуального расписания   даёт:

- развитие независимости;

 - избежать конфликтов с ребенком;

- расписания уменьшают тревожность, то есть ребёнка не пугает неизвестность;

-расписание становится постоянным зрительным напоминанием.

   Следующий вид альтернативной коммуникации – это планшетные коммуникаторы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. Наиболее известное приложение для айпадов – это  «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами.

      Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.

     Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется.

     Технология     продуктивной деятельности  развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, и конечно, сферу восприятия ребенка за счет взаимодействия с различным материалом (крупа, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Ребенок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира.

       Ещё одна из обязательных технологий в работе с ребёнком с РАС – это кинезотерапия.

      Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления и развития восприятия детей.

      Практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра имеются следующие нарушения восприятия.

     Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма, вследствие чего уменьшается количество страхов, появляются живые детские эмоции, улучшается зрительный контакт, ребёнок начинает тянуться к общению, начинает реагировать на окружающее.

      Для детей с коммуникативными нарушениями очень важно обучение вступать в эмоциональный контакт с окружающими людьми. Актуальным в решении данной проблемы стало использование хороводных игр, где основная функция текста – организация и сопровождение игрового действия. Иногда музыка позволяет быстрее установить контакт с ребёнком, чем другие формы общения. Выполнение упражнений под музыку позитивно воздействует на многие высшие психические функции: развивается внимание, улучшается сенсорная интеграция и моторика.

    Использование хороводных игр помогает развивать навыки социализации и подражания.     Процесс проигрывания хороводной игры ставит ребёнка в такие ситуации, которые провоцируют на сочувствие или выражение несогласия. После систематического использования хороводных игр с детьми с расстройствами аутистического спектра повышается мимическая активность детей, появляется положительная реакция на проведение игр, меняется в лучшую сторону эмоциональная сторона игрового общения, появляется интерес к игре. Дети с РАС меньше проявляют негатив, тревогу, агрессивность, выполняют игровые действия без помощи взрослых.

     Все эти технологии используются как дополнительные. Самой эффективной технологией, коррекционным методом является Прикладной Анализ Поведения (АВА). 

С помощью прикладного анализа можно развить: учебные, игровые, социальные навыки, моторику, коммуникацию, самообслуживание, устранить нежелательное поведение.

     АВА-терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

     При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

  Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

    В комплексе с данными технологиями в работе с детьми с РАС используются ещё и такие методики, как методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»), методика глобального чтения  Б.Д.Корсунской, методические рекомендации Потачинской Ю.Н. («Обучение аутичного ребёнка с тяжёлыми нарушениями интеллектуального развития»), методика Н.Б. Лаврентьевой   «Обучение детей с расстройством аутистического спектра  чтению и письму с помощью создания «Личного букваря».  

    Использование вышеперечисленных коррекционно-образовательных технологий и методик командой специалистов образовательного учреждения помогут детям с РАС социализироваться в обществе, развить коммуникативные навыки и навыки самоконтроля, привить социально-бытовые навыки, адаптироваться в обществе.