Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 11 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Движение Чичикова в поэме завершается движением не к  будущему, а к прошлому, к детству его, к началу. Начав с конца, он движется к своим истокам, как бы подбирая по дороге то, что растерял в юности. Уезжая из города N, убаюканный покачиванием брички, вспоминает Чичиков своё детство. Сострадание звучит в словах автора, рассказывающего историю Чичикова, сочувствие к нему пробуждается и в нас, читателях, когда мы узнаём, что с самого детства окружали его равнодушные, бесчувственные люди:

  • отец всегда был суров (приведите два подтверждения из текста);
  • суровый учитель в классе, ценящий только смирное поведение учеников (приведите подтверждение из текста);
  • первый начальник на службе был «каменно-бесчувствен» и «непотрясаем» (приведите подтверждение из текста);

2. Запишите тезис: Глубоко заронилось в душу Чичикова наставление отца: «береги и копи копейку… Всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой». И, поставив ценность копейки превыше всех других богатств в жизни, Чичиков совершает один некрасивый поступок за другим:

  • «практическим умом» зарабатывает на непрактичности товарищей (приведите случай из текста)
  • не проявляет участия в судьбе учителя, так любящего его в школе (напишите, в чём  состояло это равнодушие к учителю);
  • некрасиво обошёлся с начальником и его дочкой (напишите, в чём именно состояла эта история);
  • обманывал государство и брал взятки, с приятной любезностью морочил голову посетителям (приведите пример, опираясь на текст);
  • умилостивил нового требовательного и справедливого начальника, сочинив историю своего несуществующего семейства (запишите, как именно об этом сказано в тексте поэмы);

3. Запишите тезис: В 11 главе в облике Чичикова то видится надежда на спасение его души: новую финансовую махинацию он начинает, «перекрестясь по русскому обычаю»; то мелькает что-то дьявольское: с тех пор, как Чичиков материально окреп, он в одежде держится «более коричневых и красноватых цветов с искрою».

4. Запишите тезис: В сознании Чичикова настолько исказились понятия о ценностях, что считает себя благопристойным человеком, в душе сохраняя чистоту. Но что подразумевает он под «чистотой»? (приведите объяснение из текста).

5. Запишите тезис: В России всё происходит как-то не так, как в других странах. Логика и расчёт здесь отказывают, а несообразность может спасти. Не получается у Чичикова плутовать в согласии с логикой и расчётом, разбиваются о реальность все его продуманные до мелочей планы обогащения. Но Чичиков не падает духом, не сдаётся, он в который раз начинает с нуля, собрав свою волю в комок. Эти героические усилия Чичикова выдают в нём в некотором роде героя, хотя героизм Чичикова комичен – он преследует ничтожные цели.

6. Запишите тезис: В рассказе о крахе афёры Чичикова на таможне прочитываются между строк иные смыслы о всей человеческой жизни: «…Всё это разрешилось вдруг как гром над головами их. Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали» (напишите, какие смыслы можно здесь увидеть).

7. Запишите тезис: И как грозное напоминание о конечности земной жизни перерезает дорогу Чичикову на выезде из города траурная процессия.

8. Запишите тезис: В 11 главе автор окидывает взором всю Русь, показывая нам версты, колодцы, деревни с самоварами… (продолжите ряд картин русской жизни) 

9. Запишите тезис: Среди неказистых героев повести автор показывает нам, что нужно внимательно присмотреться и увидеть, какие силы заключены в русском духе, в простых русских людях. Сам простор земли русской, часто бедной и неприютной, воспитывает в людях ощущение присутствия чего-то необыкновенного, чудного, необъяснимого и страшного, манящего куда-то вдаль и ввысь. Это чувство слышится в песне ямщика,  в высоком небе над головою (выпишите из последних двух абзацев 11 главы строки о просторе, раздолье, свободе и чудном движении к чему-то прекрасному и неведомому).

10. Запишите тезис: А тема Вечности всё звучит фоном в речевых оборотах героев и автора: «не приведи бог», «страшный суд», «при смерти на одре привёл бог заплакать», «на лице… чёрт приходил по ночам молотить горох», «чёртов сын!», «чёрт бы побрал»,

«бог ведает», «был чёрт, а не человек», «не устоял против соблазна», «роптал на весь свет», «громада бедствий обрушилась ему на голову», «быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», «бесконечный рай своей души», «божьим чудом».

11. Запишите идею 1-го тома поэмы: Автор предостерегает людей: страшные мучения ожидают после смерти души, наполненные «неподвижным холодом … и бесплодной пустыней сердца». Главное в жизни человека – спасение души, которое возможно при ощущении человеком высокого Замысла, при душевной доброте и искреннем восхищении этим миром. Неизведанные и огромные силы такого понимания жизни таятся в исконном миропонимании русского народа.

Вопросы и задания к 11 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Движение Чичикова в поэме завершается движением не к  будущему, а к прошлому, к детству его, к началу. Начав с конца, он движется к своим истокам, как бы подбирая по дороге то, что растерял в юности. Уезжая из города N, убаюканный покачиванием брички, вспоминает Чичиков своё детство. Сострадание звучит в словах автора, рассказывающего историю Чичикова, сочувствие к нему пробуждается и в нас, читателях, когда мы узнаём, что с самого детства окружали его равнодушные, бесчувственные люди:

  • отец всегда был суров (приведите два подтверждения из текста);
  • суровый учитель в классе, ценящий только смирное поведение учеников (приведите подтверждение из текста);
  • первый начальник на службе был «каменно-бесчувствен» и «непотрясаем» (приведите подтверждение из текста);

2. Запишите тезис: Глубоко заронилось в душу Чичикова наставление отца: «береги и копи копейку… Всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой». И, поставив ценность копейки превыше всех других богатств в жизни, Чичиков совершает один некрасивый поступок за другим:

  • «практическим умом» зарабатывает на непрактичности товарищей (приведите случай из текста)
  • не проявляет участия в судьбе учителя, так любящего его в школе (напишите, в чём  состояло это равнодушие к учителю);
  • некрасиво обошёлся с начальником и его дочкой (напишите, в чём именно состояла эта история);
  • обманывал государство и брал взятки, с приятной любезностью морочил голову посетителям (приведите пример, опираясь на текст);
  • умилостивил нового требовательного и справедливого начальника, сочинив историю своего несуществующего семейства (запишите, как именно об этом сказано в тексте поэмы);

3. Запишите тезис: В 11 главе в облике Чичикова то видится надежда на спасение его души: новую финансовую махинацию он начинает, «перекрестясь по русскому обычаю»; то мелькает что-то дьявольское: с тех пор, как Чичиков материально окреп, он в одежде держится «более коричневых и красноватых цветов с искрою».

4. Запишите тезис: В сознании Чичикова настолько исказились понятия о ценностях, что считает себя благопристойным человеком, в душе сохраняя чистоту. Но что подразумевает он под «чистотой»? (приведите объяснение из текста).

5. Запишите тезис: В России всё происходит как-то не так, как в других странах. Логика и расчёт здесь отказывают, а несообразность может спасти. Не получается у Чичикова плутовать в согласии с логикой и расчётом, разбиваются о реальность все его продуманные до мелочей планы обогащения. Но Чичиков не падает духом, не сдаётся, он в который раз начинает с нуля, собрав свою волю в комок. Эти героические усилия Чичикова выдают в нём в некотором роде героя, хотя героизм Чичикова комичен – он преследует ничтожные цели.

6. Запишите тезис: В рассказе о крахе афёры Чичикова на таможне прочитываются между строк иные смыслы о всей человеческой жизни: «…Всё это разрешилось вдруг как гром над головами их. Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали» (напишите, какие смыслы можно здесь увидеть).

7. Запишите тезис: И как грозное напоминание о конечности земной жизни перерезает дорогу Чичикову на выезде из города траурная процессия.

8. Запишите тезис: В 11 главе автор окидывает взором всю Русь, показывая нам версты, колодцы, деревни с самоварами… (продолжите ряд картин русской жизни) 

9. Запишите тезис: Среди неказистых героев повести автор показывает нам, что нужно внимательно присмотреться и увидеть, какие силы заключены в русском духе, в простых русских людях. Сам простор земли русской, часто бедной и неприютной,  воспитывает в людях ощущение присутствия чего-то необыкновенного, чудного, необъяснимого и страшного, манящего куда-то вдаль и ввысь. Это чувство слышится в песне ямщика,  в высоком небе над головою (выпишите из последних двух абзацев 11 главы строки о просторе, раздолье, свободе и чудном движении к чему-то прекрасному и неведомому).

10. Запишите тезис: А тема Вечности всё звучит фоном в речевых оборотах героев и автора: «не приведи бог», «страшный суд», «при смерти на одре привёл бог заплакать», «на лице… чёрт приходил по ночам молотить горох», «чёртов сын!», «чёрт бы побрал»,

«бог ведает», «был чёрт, а не человек», «не устоял против соблазна», «роптал на весь свет», «громада бедствий обрушилась ему на голову», «быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», «бесконечный рай своей души», «божьим чудом».

11. Запишите идею 1-го тома поэмы: Автор предостерегает людей: страшные мучения ожидают после смерти души, наполненные «неподвижным холодом … и бесплодной пустыней сердца». Главное в жизни человека – спасение души, которое возможно при ощущении человеком высокого Замысла, при душевной доброте и искреннем восхищении этим миром. Неизведанные и огромные силы такого понимания жизни таятся в исконном миропонимании русского народа.