Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 8 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: На страницах 8 главы мы знакомимся ближе с жителями города N

  • многие «не без образования» (укажите, в чём проявляется образование, например, председателя палаты или почтмейстера)
  • «вообще они народ добрый, полный гостеприимства» (как автор объясняет причину – почему задержался Чичиков в этом городе? – запишите)
  • Дамы в нравах строги, особенно в создании видимости строгой нравственности (запишите, как об этом говорит автор)
  • В словах и выражениях дам на русском языке соблюдается приличие, но бывает иначе, когда они говорят по-французски (запишите, что об этом говорит автор)
  • Дамы большое внимание уделяют нарядам (приведите примеры из текста)

2. Запишите тезис: Покупки Чичикова сделались предметом разговоров в городе, Чичиков стал известен, и жители города N так полюбили Чичикова, что никак не хотели отпускать из города. И вот Чичиков приглашён на бал, и перед этим даже получает любовное признание от таинственной незнакомки. В этом письме много красивых фраз, но нет чувства –  лишь попытка его изображения

  • много витиевато-красивых фраз (приведите примеры);
  • искусственность слов, взятых из других источников, выдаёт смешение стилей в письме: сентиментальных фраз и официально-делового заявления в последнем предложении (приведите примеры);

3. Запишите тезис: Собственная успешность так увлекла Чичикова, что он забыл даже, что дело по покупке мёртвых душ выполнено и надо бы поскорее уезжать - а Чичиков тщательно готовится к балу. Автор показывает эту подготовку во всех подробностях, подчёркивая, как важны для героя вопросы незначительные и суетные:

  • внешний вид, туалет Чичикова (запишите, как об этом говорит автор);
  • изображение различных выражений лица в зеркале (запишите, как об этом говорит автор);
  • Чичиков настолько доволен собой, чувствует такую лёгкость, что во время одевания «сделал антраша» (прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу). Комичность этой ситуации автор подчёркивает и «маленьким невинным следствием» (укажите, каким именно «следствием»)

4. Запишите тезис: В тексте 8 главы почти отсутствуют речевые обороты, напоминающие о звучании темы Вечности – это изображение того, как люди в повседневной суете земной жизни забывают о жизни вечной для души – так закружили Чичикова с первых минут его появления на балу, ни одной спокойной минутки у него не было, чтобы осмотреться или подумать (запишите, как рассказывается в поэме о первых минутах появления Чичикова на балу).

5. Запишите тезис: 8 глава построена на противопоставлении, контрасте: если перед балом Чичиков чувствует необыкновенную лёгкость, то после бала на душе его неспокойно, неприятно, смутно, «какая-то тягостная пустыня», «как будто прекрасно вычищенным сапогом ступил в грязную, вонючую лужу» - автор показывает нам: как грязная, вонючая лужа излучает неприятный запах, так и душа человека, выбравшего ложные ориентиры на жизненном пути, исходит неприятным запахом (только этого многие не видят)

6. Запишите тезис: Как какое-то наваждение, накрывает Чичикова увлечение губернаторской дочкой, и совершает он на балу ошибку за ошибкой, показывается он «бог знает в каком виде» (как «бог знает в каком виде» покажется душа человеческая, оставившая тело после смерти). Что происходит на балу?

  • Чичиков забыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке;
  • Был неучтив с дамами, никого не замечая, кроме губернаторской дочки;
  • Ошибки в висте (запишите, какие ошибки вышли у Чичикова)
  • Конфуз во время котильона (запишите, что произошло)

7. Запишите тезис: И нет уже любви к Чичикову (ведь любовь эта была только внешняя, показная), все обсуждают его покупки мёртвых душ, на грани срыва находится его финансовая афёра, но, может быть, это потрясение поможет ему по-иному посмотреть на жизнь свою и сможет ещё спастись его душа – эта мысль зашифорована в образах едва теплящейся свечки рядом с Чичиковым и в образе тёмной ночи, как символах двух пределов, между которыми окажется душа после смерти (выпишите соответствующую часть первого предложения последнего абзаца 8 главы).

Вопросы и задания к 8 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: На страницах 8 главы мы знакомимся ближе с жителями города N

  • многие «не без образования» (укажите, в чём проявляется образование, например, председателя палаты или почтмейстера)
  • «вообще они народ добрый, полный гостеприимства» (как автор объясняет причину – почему задержался Чичиков в этом городе? – запишите)
  • Дамы в нравах строги, особенно в создании видимости строгой нравственности (запишите, как об этом говорит автор)
  • В словах и выражениях дам на русском языке соблюдается приличие, но бывает иначе, когда они говорят по-французски (запишите, что об этом говорит автор)
  • Дамы большое внимание уделяют нарядам (приведите примеры из текста)

2. Запишите тезис: Покупки Чичикова сделались предметом разговоров в городе, Чичиков стал известен, и жители города N так полюбили Чичикова, что никак не хотели отпускать из города. И вот Чичиков приглашён на бал, и перед этим даже получает любовное признание от таинственной незнакомки. В этом письме много красивых фраз, но нет чувства –  лишь попытка его изображения

  • много витиевато-красивых фраз (приведите примеры);
  • искусственность слов, взятых из других источников, выдаёт смешение стилей в письме: сентиментальных фраз и официально-делового заявления в последнем предложении (приведите примеры);

3. Запишите тезис: Собственная успешность так увлекла Чичикова, что он забыл даже, что дело по покупке мёртвых душ выполнено и надо бы поскорее уезжать - а Чичиков тщательно готовится к балу. Автор показывает эту подготовку во всех подробностях, подчёркивая, как важны для героя вопросы незначительные и суетные:

  • внешний вид, туалет Чичикова (запишите, как об этом говорит автор);
  • изображение различных выражений лица в зеркале (запишите, как об этом говорит автор);
  • Чичиков настолько доволен собой, чувствует такую лёгкость, что во время одевания «сделал антраша» (прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу). Комичность этой ситуации автор подчёркивает и «маленьким невинным следствием» (укажите, каким именно «следствием»)

4. Запишите тезис: В тексте 8 главы почти отсутствуют речевые обороты, напоминающие о звучании темы Вечности – это изображение того, как люди в повседневной суете земной жизни забывают о жизни вечной для души – так закружили Чичикова с первых минут его появления на балу, ни одной спокойной минутки у него не было, чтобы осмотреться или подумать (запишите, как рассказывается в поэме о первых минутах появления Чичикова на балу).

5. Запишите тезис: 8 глава построена на противопоставлении, контрасте: если перед балом Чичиков чувствует необыкновенную лёгкость, то после бала на душе его неспокойно, неприятно, смутно, «какая-то тягостная пустыня», «как будто прекрасно вычищенным сапогом ступил в грязную, вонючую лужу» - автор показывает нам: как грязная, вонючая лужа излучает неприятный запах, так и душа человека, выбравшего ложные ориентиры на жизненном пути, исходит неприятным запахом (только этого многие не видят)

6. Запишите тезис: Как какое-то наваждение, накрывает Чичикова увлечение губернаторской дочкой, и совершает он на балу ошибку за ошибкой, показывается он «бог знает в каком виде» (как «бог знает в каком виде» покажется душа человеческая, оставившая тело после смерти). Что происходит на балу?

  • Чичиков забыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке;
  • Был неучтив с дамами, никого не замечая, кроме губернаторской дочки;
  • Ошибки в висте (запишите, какие ошибки вышли у Чичикова)
  • Конфуз во время котильона (запишите, что произошло)

7. Запишите тезис: И нет уже любви к Чичикову (ведь любовь эта была только внешняя, показная), все обсуждают его покупки мёртвых душ, на грани срыва находится его финансовая афёра, но, может быть, это потрясение поможет ему по-иному посмотреть на жизнь свою и сможет ещё спастись его душа – эта мысль зашифорована в образах едва теплящейся свечки рядом с Чичиковым и в образе тёмной ночи, как символах двух пределов, между которыми окажется душа после смерти (выпишите соответствующую часть первого предложения последнего абзаца 8 главы).