Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина: - жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
- еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
- омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
- когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
- радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
- Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
- Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
- В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
- Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
- Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите слова, где об этом рассказывается)
2. Запишите тезис: И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение) 3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину. 4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы). 5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу. 6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина). 7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий). 8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек», «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его», «святители вы мои!», «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу». 9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?) 10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть, нужен «препорядочный толчок», чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.
| Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина: - жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
- еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
- омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
- когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
- радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
- Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
- Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
- В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
- Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
- Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите слова, где об этом рассказывается)
2. Запишите тезис: И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение) 3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину. 4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы). 5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу. 6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина). 7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий). 8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек», «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его», «святители вы мои!», «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу». 9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?) 10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть нужен «препорядочный толчок», чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.
|