Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 5 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по  дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Кучер Селифан, человек из народа,  представляет на страницах поэмы правильную жизненную философию, верное чувствование жизни. Правильное понимание правды жизни (правда в добром движении души) звучит в решении кучера Селифана, что Ноздрёв – скверный барин (запишите, как определяет Селифан, что Ноздрёв – скверный барин)

2. Запишите тезис: Живая сила заключена в глубине народа на Руси. Именно в народе с большей силой выражено правильное понимание жизни, способное привести душу человеческую к жизни, а не к смерти (выпишите авторское размышление о народе из последнего абзаца 5 главы)

3. Запишите тезис: Сила, заключённая в народе передана, например, в такой художественной детали: Чичиков, уезжая от Собакевича, подзывает к себе первого попавшегося мужика, чтобы узнать о деревне Плюшкина, и мужик этот несёт ПРЕТОЛСТОЕ БРЕВНО  на плече (выпишите это предложение)

4. Запишите тезис: В миропонимании русского человека что-то устроено как-то особенно: здесь логика и расчёт почему-то отказывают, а спасти может, напротив, несообразность, русский авось (а в этом заключено чувство присутствия Высшего Предопределения, с которым «а вдруг совпадёт» твоё действие – а если не совпадёт, значит не надо – такова Воля Божья) . Так расцепляются вдруг сами по себе, неизвестно отчего сцепившиеся на дороге тройка Чичикова и шестерня губернаторской дочки, и не могут им помочь в этом бестолковые усилия дяди Митяя и дяди Миняя (выпишите часть предложений, где рассказывается, как неожиданно сцепились тройки и часть предложений, где говорится, как кучер Селифан прогнал дядю Митяя и дядю Миняя, и повозки сами собой расцепились - вмешательство Селифана ли сказалось каким-то образом?).

5. Запишите тезис: Жизнь  в душе Чичикова могла пробудиться неожиданно зародившимся в ней тёплым чувством, которое вызвала в нём молоденькая незнакомка из сцепившейся шестёрки с бричкой Чичикова (выпишите предложения, где говорится об обыденных днях (как (!) об этом говорится!) и  чувстве зарождающейся любви в авторском рассуждении)

6. Запишите тезис: Но «осмотрительно-охлаждённый характер» Чичикова приводит его чувство к уродливо-меркантильным рассуждениям, где «молоденькая незнакомка», «видение» превращается в «блондинку», «бабёшку», «дрянь», «чёрт знает что», «очень лакомый кусочек» (приведите часть размышления Чичикова о молоденькой незнакомке, где просматривается переход чувства в чисто меркантильный интерес)

7. Запишите тезис: В образе помещика Собакевича чувствуется мощь, сила. Вся исполинская сила, данная Собакевичу, ушла в тело, в заботу о нём, о комфорте. Растрачена сила «вкривь и вкось», как ступают ноги Собакевича и отдавливают другим ноги (приведите слова, описывающие портрет Собакевича).

8. Запишите тезис: И вот уже читаем мы замечание автора о Собакевиче (когда он совершает сделку с Чичиковым и заламывает баснословную цену мертвым душам): «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

9. Запишите тезис: Неуклюжая мощь облика Собакевича передаётся

  • и облику мебели в его доме (приведите описание мебели)
  • и размеру порций еды, которой угощают в его доме (чем угощает Чичикова Собакевич?)
  • и в деловой хватке Собакевича в продаже мёртвых душ, когда он заламывает за них баснословную стоимость (сколько попросил Собакевич за душу? А за сколько продал?- и то это самая дорогая цена, которую заплатил Чичиков за душу)

9. Запишите тезис: Смотрит на мир и на людей Собакевич с прагматической точки зрения логики, выгоды, не любит ни о ком хорошо отзываться – так и даёт оценки председателю, губернатору, полицеймейстеру (выпишите, что сказал об этих чиновниках Собакевич)

10. Запишите тезис: На картинах в гостиной Собакевича соседствуют сила и уродство в изображении греческих полководцев, как соседствуют сила и уродство в облике самого Собакевича. Герой победы над Наполеоном, Багратион показан на картине худеньким, тощеньким -  он теряется среди толстых ног и неслыханных усов греческих полководцев. В картинах неправильно расставлены акценты, как ошибочно определены приоритеты в жизни самого Собакевича (приведите часть текста, где дано описание картин).

11. Запишите тезис: Что-то отталкивающее мы видим и в облике жены Собакевича.

  • Вспомним, как (!) она подаёт свою ручку Чичикову (приведите слова об этом)
  • Вспомним, как она не двигается во время разговора Чичикова и Собакевича (выпишите это предложение)

12. На страницах этой главы Гоголь играет с читателем загадкой. Догадались ли вы, чьи это были лица, мелькнувшие в окне дома, к которому подъехал Чичиков – одно женское, длинное, как огурец; другое – круглое, широкое, как молдаванские тыквы?

13. Запишите тезис: Примечательна проницательность Собакевича в понимании незаконных последствий заключаемых Чичиковым сделок – он, похоже, угадывает афёру Чичикова (приведите высказывание Собакевича  о непозволительности таких сделок)

14. Запишите тезис: Интересна мысль, не высказанная, а лишь подуманная Чичиковым на это высказывание Собакевича – куда девалось его мастерство изящно вести беседу?!? (приведите эту мысль)

15. Запишите тезис: В 5 главе контрастом к мертвенному облику Собакевича и его жены, где сила уходит в пустое, звучат слова о силище, мастерстве (!) крестьян, мёртвые души которых продаёт Собакевич (приведите слова о мастерстве умерших крестьян)

16. Запишите тезис: Много раз слово «душа» звучит на страницах этой главы в обращениях Собакевича к своей жене, в его рассуждениях и рассуждениях автора - как бы указывая читателю, что важна душа в человеке (приведите 3-4 фразы со словом «душа»)

17. Запишите тезис: На страницах 5 главы продолжает звучать тема Вечности в речевых оборотах «боже!», «чёрт знает что», «чёрт его побери», «как душа требует», «бог знает», «бог с вами», «Эк наградил-то тебя бог!», «других даров бога».

Вопросы и задания к 5 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по  дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Кучер Селифан, человек из народа,  представляет на страницах поэмы правильную жизненную философию, верное чувствование жизни. Правильное понимание правды жизни (правда в добром движении души) звучит в решении кучера Селифана, что Ноздрёв – скверный барин (запишите, как определяет Селифан, что Ноздрёв – скверный барин)

2. Запишите тезис: Живая сила заключена в глубине народа на Руси. Именно в народе с большей силой выражено правильное понимание жизни, способное привести душу человеческую к жизни, а не к смерти (выпишите авторское размышление о народе из последнего абзаца 5 главы)

3. Запишите тезис: Сила, заключённая в народе передана, например, в такой художественной детали: Чичиков, уезжая от Собакевича, подзывает к себе первого попавшегося мужика, чтобы узнать о деревне Плюшкина, и мужик этот несёт ПРЕТОЛСТОЕ БРЕВНО  на плече (выпишите это предложение)

4. Запишите тезис:  В миропонимании русского человека что-то устроено как-то особенно: здесь логика и расчёт почему-то отказывают, а спасти может, напротив, несообразность, русский авось (а в этом заключено чувство присутствия Высшего Предопределения, с которым «а вдруг совпадёт» твоё действие – а если не совпадёт, значит не надо – такова Воля Божья) . Так расцепляются вдруг сами по себе, неизвестно отчего сцепившиеся на дороге тройка Чичикова и шестерня губернаторской дочки, и не могут им помочь в этом бестолковые усилия дяди Митяя и дяди Миняя (выпишите часть предложений, где рассказывается, как неожиданно сцепились тройки и часть предложений, где говорится, как кучер Селифан прогнал дядю Митяя и дядю Миняя, и повозки сами собой расцепились - вмешательство Селифана ли сказалось каким-то образом?).

5. Запишите тезис: Жизнь  в душе Чичикова могла пробудиться неожиданно зародившимся в ней тёплым чувством, которое вызвала в нём молоденькая незнакомка из сцепившейся шестёрки с бричкой Чичикова (выпишите предложения, где говорится об обыденных днях (как (!) об этом говорится!) и  чувстве зарождающейся любви в авторском рассуждении)

6. Запишите тезис: Но «осмотрительно-охлаждённый характер» Чичикова приводит его чувство к уродливо-меркантильным рассуждениям, где «молоденькая незнакомка», «видение» превращается в «блондинку», «бабёшку», «дрянь», «чёрт знает что», «очень лакомый кусочек» (приведите часть размышления Чичикова о молоденькой незнакомке, где просматривается переход чувства в чисто меркантильный интерес)

7. Запишите тезис: В образе помещика Собакевича чувствуется мощь, сила. Вся исполинская сила, данная Собакевичу, ушла в тело, в заботу о нём, о комфорте. Растрачена сила «вкривь и вкось», как ступают ноги Собакевича и отдавливают другим ноги (приведите слова, описывающие портрет Собакевича).

8. Запишите тезис: И вот уже читаем мы замечание автора о Собакевиче (когда он совершает сделку с Чичиковым и заламывает баснословную цену мертвым душам): «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

9. Запишите тезис: Неуклюжая мощь облика Собакевича передаётся

  • и облику мебели в его доме (приведите описание мебели)
  • и размеру порций еды, которой угощают в его доме (чем угощает Чичикова Собакевич?)
  • и в деловой хватке Собакевича в продаже мёртвых душ, когда он заламывает за них баснословную стоимость (сколько попросил Собакевич за душу? А за сколько продал?- и то это самая дорогая цена, которую заплатил Чичиков за душу)

9. Запишите тезис: Смотрит на мир и на людей Собакевич с прагматической точки зрения логики, выгоды, не любит ни о ком хорошо отзываться – так и даёт оценки председателю, губернатору, полицеймейстеру (выпишите, что сказал об этих чиновниках Собакевич)

10. Запишите тезис: На картинах в гостиной Собакевича соседствуют сила и уродство в изображении греческих полководцев, как соседствуют сила и уродство в облике самого Собакевича. Герой победы над Наполеоном, Багратион показан на картине худеньким, тощеньким -  он теряется среди толстых ног и неслыханных усов греческих полководцев. В картинах неправильно расставлены акценты, как ошибочно определены приоритеты в жизни самого Собакевича (приведите часть текста, где дано описание картин).

11. Запишите тезис: Что-то отталкивающее мы видим и в облике жены Собакевича.

  • Вспомним, как (!) она подаёт свою ручку Чичикову (приведите слова об этом)
  • Вспомним, как она не двигается во время разговора Чичикова и Собакевича (выпишите это предложение)

12. На страницах этой главы Гоголь играет с читателем загадкой. Догадались ли вы, чьи это были лица, мелькнувшие в окне дома, к которому подъехал Чичиков – одно женское, длинное, как огурец; другое – круглое, широкое, как молдаванские тыквы?

13. Запишите тезис: Примечательна проницательность Собакевича в понимании незаконных последствий заключаемых Чичиковым сделок – он, похоже, угадывает афёру Чичикова (приведите высказывание Собакевича  о непозволительности таких сделок)

14. Запишите тезис: Интересна мысль, не высказанная, а лишь подуманная Чичиковым на это высказывание Собакевича – куда девалось его мастерство изящно вести беседу?!? (приведите эту мысль)

15. Запишите тезис: В 5 главе контрастом к мертвенному облику Собакевича и его жены, где сила уходит в пустое, звучат слова о силище, мастерстве (!) крестьян, мёртвые души которых продаёт Собакевич (приведите слова о мастерстве умерших крестьян)

16. Запишите тезис: Много раз слово «душа» звучит на страницах этой главы в обращениях Собакевича к своей жене, в его рассуждениях и рассуждениях автора - как бы указывая читателю, что важна душа в человеке (приведите 3-4 фразы со словом «душа»)

17. Запишите тезис: На страницах 5 главы продолжает звучать тема Вечности в речевых оборотах «боже!», «чёрт знает что», «чёрт его побери»,  «как душа требует», «бог знает», «бог с вами», «Эк наградил-то тебя бог!», «других даров бога».