Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!») 2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту) Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень») 3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова) 4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду) Выпишите из текста о Маниловке - Описание погоды
- Головы и крыльев петуха
- Слова о расположении господского дома
- Слова об общем виде деревни
- Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)
5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова - О книге Манилова
- О мебели
- О подсвечнике
- О цвете стен комнаты
- Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)
6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту. Выпишите слова - Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
- Об образовании жены Манилова
- о дикции, произнесении слов
- О цвете её капота
7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение). 8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение) 9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы) 10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое». | Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!») 2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту) Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень») 3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова) 4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду) Выпишите из текста о Маниловке - Описание погоды
- Головы и крыльев петуха
- Слова о расположении господского дома
- Слова об общем виде деревни
- Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)
5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова - О книге Манилова
- О мебели
- О подсвечнике
- О цвете стен комнаты
- Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)
6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту. Выпишите слова - Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
- Об образовании жены Манилова
- о дикции, произнесении слов
- О цвете её капота
7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение). 8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение) 9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы) 10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое». |