Работа в экспериментальном режиме "Этнокультурная соотавляющая на занятиях "Хурээлел" "Влияние инновационной деятельности на эмоциональное состояние детей, родителей и педагогов"
Опубликовано 30.10.2013 - 7:06 - Хертек Лада Валерьевна
Я, педагог-психолог детского сада №34 Хертек Л.В. отслеживала в течение эксперимента влияние инновационной деятельности на эмоционально-личностное развитие детей и родителей воспитанников ДОУ.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, обучение, воспитание, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому, главной целью работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности МАДОУ № 34 является сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя:
• осознанность, осмысленность ребенком самого себя, своего места в мире;
• полнота переживания и проживания настоящего;
• способность сделать наилучший выбор в конкретных жизненных ситуациях и в жизни в целом;
• чувство свободы, жизнь в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам;
• ощущение собственной дееспособности «Я могу»;
• социальный интерес, постоянное внимание к людям;
• состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой.
Как следствие всех перечисленных качеств, мы выделили следующие характеристики психологически здоровой личности ребенка в условиях инновации в МАДОУ № 34:
• умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия.
• принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание возможностей.
• принятие других людей, осознание ценности каждого.
• стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.
Психологическая служба в течение пяти лет экспериментальной работы изучает эмоционально-личностную сферу детей, выявляет эмоциональный фон развития и состояние воспитанников, а также их родителей, в условиях эксперимента. Диагностика детей осуществлялась с помощью различных проективных методик: «Карта эмоционального состояния», «Мое настроение», «Нужен твой совет».
Данные методики дают возможность определить следующие параметры эмоционального состояния детей:
- преобладающее эмоциональное состояние (позитивное или негативное);
- определение комфортности и дискомфортности в детском саду (отсутствие позитивных состояний);
- определение эмоционального фона вокруг себя.
Анализ эмоционального состояния детей в детском саду за пять лет экспериментальной работы (рис. 3) показал, что эмоциональный фон развития детей в детском саду имеет позитивное направление, причем с каждым годом оно имеет увеличивающуюся положительную динамику. Это результат профилактики эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе в целом (детей и взрослых). Большинство детей испытывают в детском саду психологический комфорт и безопасность, связанный с экспериментальной деятельностью, у них преобладает позитивное эмоциональное состояние.
Рис. 1: Показатели эмоционального состоянии детей в течение 5 лет
Так, в старших и подготовительных группах при диагностике эмоционального состояния детей используется методика «Карта эмоционального состояния». Им с помощью этой методики предлагается изобразить свое настроение в детском саду, т.е. нарисовать соответствующую пиктограмму, которая показывает либо благоприятное, либо негативное, тревожное эмоциональное состояние.
Также, для изучения эмоционально-личностной сферы детей используется методика «Мое настроение». Детям предлагается нарисовать то явление природы, окружающего мира, которое соответствует его обычному внутреннему состоянию. Дети, у которых благоприятное эмоциональное состояние обычно рисуют ясную, солнечную погоду, солнышко, цветы, поляну с цветами, яркие шары. А дети, у которых негативное, тревожное состояние рисовали хмурую, дождливую погоду, ветер или деревья, которые чуть не падают от ветра, при этом используя темные цвета.
Хочется особо выделить то, что дети сумели сравнить свое настроение с явлением природы, окружающего мира и осознают свое эмоциональное состояние.
Таким образом, по результатам исследования эмоционального состояния на начало учебного года в детском саду были выявлены следующие результаты: 95% детей испытывают в детском саду психологический комфорт, у них преобладает позитивное эмоциональное состояние. Дети ощущают вокруг себя в детском саду благоприятный эмоциональный фон. А 5% детей, у которых выявлены отрицательные эмоции, зачислены в коррекционно-развивающую группу для дальнейшей работы с психологом. Проведены индивидуальные консультации родителей и воспитателей, для выявления причины у ребенка негативных эмоций в детском саду и давались рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка.
Результаты промежуточной диагностики эмоционального состояния в детском саду дали следующие результаты:
Все дети 100% ощущают психологический комфорт в детском саду, у всех преобладает позитивное эмоциональное состояние, дети ощущают вокруг себя благоприятный эмоциональный фон, что положительно способствует психологическому здоровью воспитанников.
В 2008 и 2013 году проводилось психолого-педагогическое обследование по определению толерантного отношения детей в поликультурной среде.
С целью изучения особенностей представлений детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности, способов налаживания дружеских отношений, определения своеобразия представления детей о национальных и культурных особенностей жизни сверстников другой национальности, проявления интереса дошкольников к этническим проблемам с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ № 34 проведено диагностическое обследование «Нужен твой совет» (индивидуальная беседа). В диагностической ситуации приняло участие 130 детей средних, старших и подготовительных групп. Детям предлагались ситуации, ответы фиксировались и оценивались в бальной системе с позиции проявления этнотолерантных установок.
При этом рассматривались содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях:
• Перцептивном - восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;
• Когнитивном – относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;
• Эмоционально-оценочном – эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социально-культурных групп;
• Поведенческом – стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и неопосредованные контакты с окружающими.
По результатам обследования на начало эксперимента на низком уровне этнотолерантности были 28% детей, на конец эксперимента снизился на 20%, стало 8%. 92% детей проявляют когнитивный компонент этнотолерантности: имеют представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям другой национальности, имеют знания начального уровня способов налаживания дружеских взаимоотношений с детьми других национальностей, при этом считают важным для этого не только игру, но и содержательное общение;
100% детей проявляют эмоциональный компонент этнотолерантности (интерес, к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми другой национальности, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения);
58% проявляют поведенческий компонент этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других национальностей).
В соответствии с уровнями проявления толерантности выявлены три группы этнотолерантности у дошкольников:
Рис. 2: Уровни этнотолерантности у детей
Низкий уровень этнотолерантности проявляется у 8% детей, преимущественно на перцептивном уровне;
Допустимый уровень этнотолерантности – у 42% детей, на перцептивном и когнитивном уровнях;
Оптимальный уровень этнотолерантности – у 50% детей, проявляют установку на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и элементах поведенческого компонента.
Успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между детским садом и основными законными представителями и социальными заказчиками – родителями детей. Педагогический коллектив совместно с родителями решает задачи по реализации творческого потенциала каждого ребенка. Одним из приоритетных направлений в работе ДОУ № 34 «Светлячок» является взаимодействие с семьей воспитанников.
В основу совместной деятельности семьи и детского сада заложены следующие принципы :
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основные задачи, стоящие перед детским садом в работе с родителями:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- повышения уровня родительской компетентности в создании оптимальных условий психического и психологического здоровья и развития ребенка;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей, укрепления авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
- использование разнообразных форм работы детского сода с семьей в их взаимосвязи: ознакомлении с родителями и другими членами семьи; консультации, лектории, родительские собрания, наглядные формы пропаганды;
- групповые и индивидуальные формы работы, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает больше возможности для индивидуальной работы, укрепления связи между семьей и детским садом;
- систематическую плановую связь детского сада и родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
- привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Для успешного и системного контакта с родителями в МАДОУ разработана система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей:
Схема 1: Система взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Психологическая служба детского сада в рамках инновационной деятельности отслеживала эмоционально-личностную сферу не только детей, но и родителей, проводила диагностическую и просветительско-коррекционную работу с семьями воспитанников. Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников и реализации программного материала были проведены следующие диагностические методики на начало, в промежутке и на конец эксперимента:
1.На начало эксперимента проведено изучение типов воспитания детей в семьях по опроснику для родителей «Типы воспитания детей» (А.И. Баркан);
Проанализировав результаты анкетирования родителей детей МАДОУ – детский сад №34 можно сделать вывод, что на начало эксперимента в семьях присутствовали различные типы воспитания. Из них: гиперопека – 4; "золушка" - 1; "ежовые рукавицы" - 1; противоречивое воспитание – 2; смена образцов воспитания – 1; "кумир семьи" - 4; "кронцпринц" - 1; гипоопека – 6.
Таблица 4
Результаты опроса родителей респондентов «Типы воспитания детей»
№ Название типа воспитания Результат в %
1 Смена образцов воспитания 5 %
2 Противоречивое воспитание 10 %
3
4 «Золушка»
«Ежовые рукавицы» 10 %
5 «Гиперопека» 20 %
6
7 «Кумир семьи»
«Кронпринц» 25 %
8 Гипоопека 30 %
20% родителей воспитывали своих детей по типу гиперопеки. Они не учитывали индивидуальные особенности детей, а воспитывали их по своему образу и подобию. При этом они не осознали, что таким образом препятствуют развитию в ребенке уверенности, самостоятельности, способности отвечать за свои поступки, способствуют развитию тревожности, скрытой агрессии, возникновению фрустрации потребностей ребенка, что приводит к отсутствию психологического комфорта и, соответственно, нарушениям в психологическом здоровье ребенка.
В двух семьях (10% от общего числа респондентов) используются типы воспитания «золушка» и «ежовые рукавицы». В одной семье родители игнорируют потребности ребёнка, нередко жестко обращаются с ним. В другой, существует неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагирования, сочетаются с жестким контролем и равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.
В двух семьях (10% от общего числа респондентов) родители детей ведут себя непоследовательно в воспитании, плохо понимают своего ребенка, допускают много ошибок в воспитании. Родители этих семей воспитывают своих детей по типу «противоречивое воспитание». Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, противоречивы.
В одной семье (5% от общего числа респондентов) произошла смена образцов воспитания в связи с рождением второго ребёнка.
В пяти семьях (25% от общего числа респондентов) потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Родители не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Используемый родителями (30% от общего количества обследуемых) гипоопекающий тип воспитания приводит к нарушениям эмоционального развития детей вследствие того, что родители данной категории не задумываются над тем в какой обстановке растет ребенок, о его потребностях.
2. Определение представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка в 2011 году по методике «Анкета – опросник "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка".
С помощью анкеты – опросника, выявили представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка в 2010-2011 учебном году.
По результатам ответов на вопросы выявили позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов.
Таким образом, по результатам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство детей эмоционально развиты.
Количественный анализ полученных ответов позволил сделать вывод о том, что в исследуемой группе родителей – меньше половины принимают активное участие в эмоциональном развитии детей, 28 % родителей понимают важность эмоционального развития детей. Большинство родителей бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его делах и занятиях, а так же достижениях; вместе с тем — требовательны в воспитательных воздействиях. 40 % родителей могут дать оценку деятельности и поведения ребенка; 40% формируют личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; 20 % побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
3. Анкетирование на изучения опыта эмоционального взаимодействия в семье и характеристик эмоциональной сферы матери по методике Е.М.Листик.
Изучение опыта эмоционального взаимодействия в семье и характеристик эмоциональной сферы матери по методике Е.М.Листик в 2012-2013 учебном году участники анкетирования считают, что не целесообразно ярко проявлять свои эмоции и чувства, а правильно обучать детей их понимать. Также отмечают, что почти никогда не обозначают свои чувства словом, не рассказывают ребенку причины, например, недовольства его поведением, т.к. считают, что дети еще малы и не поймут, у них в одно ухо влетает, а из другого вылетает. По первой шкале из всех респондентов в общем 90% считают, что их ребенок находится в близких отношениях, чаще общается и стремится общаться со своей матерью.
По второй шкале эмоциональный фон взаимоотношений матери и ребенка, проявление определенных эмоций в семье: чаще всего наблюдают у своего ребенка в совместной с ними деятельности: радость – 100%, спокойствие – 78%. Рядом со своей матерью ребенок чаще всего испытывает радость – 84%, спокойствие – 68%.
По третьей шкале выявлено, что родители стараются не показывать проявления отрицательных эмоций в присутствии ребенка, делятся в основном только положительными чувствами.
По результатам обработки 4 шкалы видно, что интенсивность эмоциональных проявлений матери в основном зависит от ситуации и эмоциональной окрашенности того или иного чувства. Большинство респондентов эмоциональны и в присутствии ребенка испытывают восторг, радость.
Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3-7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать своего ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей его подготовки к систематическому обучению в школе.
Совместная работа педагогов с родителями необходима ребенку для обеспечения его эмоционального благополучия и развития, совершенствования детско-родительского взаимодействия в семье.
Кроме того, для родителей систематически организуются и проводятся отчетные мероприятия, на которых воспитанники демонстрируют свои достижения. Родители посещают открытые занятия, праздничные мероприятия и т.д.
Для формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста и выявления особенностей отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных национальностей, изучения знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет, проведено анкетирование родителей, в котором приняли участие 60 респондентов (20 родителей детей старшей группы, 40 родителей детей подготовительной группы). На 12 вопросов анкеты все родители дали положительные ответы. Родители к проблеме воспитания этнотолерантности детей относятся положительно и при этом осознают высокую степень влияния родительских установок к проявлениям этнотолерантности.
Вышесказанные результаты подтверждают положительную динамику в эмоционально-личностном развитии детей и родителей. Анализ пятилетней экспериментальной работы показывает, что у детей уходя в школу уже сформированы основы этнокультурной компетентности, и у родителей выработаны эти основы, и педагоги компетентны в вопросах этнокультуры в поликультурном обществе. Поэтому мы считаем, что эксперимент удался!!