Педагогические находка
Здесь размещены мои разработки НОД, тренингов для детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nahodka.docx | 20.36 КБ |
esse.doc | 33 КБ |
stsenariy_igrovogo_treninga_hertek_l.v.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №34 "Светлячок"
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ «ЗДРАВОЛЮБИЮ»
Хертек Л.В.
педагог-психолог
Кызыл – 2016
Тренинговое занятие предупреждения вредных привычек у детей.
Тема: «Путешествие в Волшебную страну Здраволюбию»
Цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы
Специфическая цель: формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.
Задачи:
1.развивать навык самоконтроля
2. развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения
3. сформировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Для решения поставленных задач используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные методики:
- сказкотерапия (анализ сказки)
- визуализация
- моделирование и анализ проблемных ситуаций
- беседа
- игровые методы
-соревнование
Условия проведения:
Занятие проводится в просторном помещении, стулья должны легко перемещаться и не соединяться друг с другом.
Предполагаемые результаты:
- способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих
- умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение
- безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка.
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход занятия:
- Ведущий. «Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия не нужны билеты, вещи, деньги, понадобится только желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но он всегда с нами - наш внутренний мир. Научимся справляться с неприятными случаями, контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и крепкими ».
- Разогрев:
А) Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Б) Давайте продолжим наше знакомство:
Игра «Найди пару» (2 мин.)
Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?
- Постановка целей занятия.
А) Сказка «Волшебный цветок» (музыка, презентация).
Далеко-далеко в одной сказочной стране живет добрый волшебник. У него есть чудесный сад, нигде такого нет, в котором растут самые разные цветы, собранные со всего мира. Среди цветов есть очень много волшебных, в том числе цветы, которые называются: Красота, Богатство, Здоровье, Сила, Ум.
Среди волшебных цветов есть самый главный. Он награждает человека качеством, от которого зависят все остальные. Что это за цветок? (Здоровье). Объясните, почему от того, здоров человек или нет зависят его красота, сила, богатство и т.д.
Представьте себе, что сегодня мы в саду у волшебника Волшебной страны Здраволюбии и добрый Волшебник дарит вам цветок Здоровья. Выбирайте того цвета цветок, который вам очень нравится.
Сажаем эти цветочки на поляну Волшебной страны Здраволюбии.
Б) Игра «Собери корзину здоровья»- Сейчас добрый Волшебник предлагает поиграть в игру «Собери корзину Здоровья». Для этого нам надо разбиться на 2 группы и попробовать собрать корзину полезных продуктов и предметов. Какая команда быстрее и правильно соберет, та команда победит. (2 корзины, фрукты, овощи, сигареты, жвачки, чипсы).
Молодцы!!
Мы поиграли с вами на лужайке в волшебной стране Здраволюбии, собрали продукты, которые нам дают здоровье.
В) Игра «Рыбак и рыбка».
Цель игры: Показать детям, что есть вещества, которые иногда предлагают попробовать бесплатно (чтобы испытать на себе их действие), но если человек их попробует, то за это ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры:
В центре круга стоят дети («рыбки»). Рыбак закидывает пустую удочку в центр круга и начинает ловить «рыбку». Но рыба не ловится.
- Почему рыба не клюет? – Нужна приманка.
- Что является приманкой для рыбы? – хлеб, червяк, жуки.
Рыбак насаживает на крючок приманку и начинает снова ловить рыбу. Дети (рыбки), стоящие в центре должны поймать и удержать наживку, «рыбак» тянет к себе и вытаскивает рыбу.
Игра заканчивается.
Г) Обсуждение игры:
- Как вы думаете, рыбаки дают приманку рыбе бесплатно или нет?
- Рыбе приманку предлагают бесплатно, но после этого ее зажарят и съедят.
- Что выиграла рыба, схватив приманку?
- Рыба не выигрывала, а проиграла. Если бы она не схватила приманку, то осталась бы живой.
Вывод: За «бесплатную» приманку рыба расплачивается жизнью.
Релаксация.
Дети садятся в круг. Глаза закрыты. Звучит тихая спокойная музыка. Ведущий предлагает представить Волшебную страну так, как будто они видят ее с высоты птичьего полета.
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Представьте себе, что вы превращаетесь в красивую бабочку и поднимаетесь к небу, летите. Вот вы видите лесную поляну, на которой много-много красивых цветов, среди них растет ваш цветок Здоровья, летите к нему и садитесь в самую ее середину, устройтесь удобно. Сложите крылышки, сейчас вы будете отдыхать. Цветок бережно укрывает вас своими лепесточками, гладит, и вы чувствуете, что становитесь здоровее и здоровее. Цветок нежно ласкает вас и дарит всю свою любовь. Вы чувствуете в себе легкость, бодрость. Поблагодарите цветок за то, что вы так хорошо отдохнули, расправьте крылышки, легко и свободно поднимитесь к небу, к солнышку, полетайте, попорхайте, вам так легко и радостно. А сейчас потихоньку спускайтесь на землю в садик. Вы вновь превращаетесь в себя. Потянитесь, откройте глаза.
Подведение итога занятия:
-Чему вы научились на этом занятии?
- Какие продукты полезны для нашего организма?
- Что является «врагами» нашего организма?
- Спасибо за занятие ребята! Всем-всем, до свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ
Т. 5-24-54 факс (8 39422) 5-24-54
Педагог – психолог:
Хертек Лада Валерьевна
Эссе «Я - педагог»
Ребенок в первый раз сталкивается с внешним миром в детском саду. Здесь он начинает общаться с незнакомыми, чужими людьми. И самым главным человеком в его первом опыте познания внешнего мира является педагог.
Я – педагог. Не сразу и не вдруг я стала педагогом в полном смысле этого слова. Для формирования моих собственных убеждений и принципов потребовались годы. Воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Дети – это самые чувствительные индикаторы человеческих отношений.
Фундаментальным вопросом моей педагогической философии является связь между воспитателем и ребенком. Она состоит в том, чтобы отдавать энергию, душу и сердце детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними.
Каждый мыслящий человек задумывается: «Кто я такой?», «Для чего пришел в этот мир?», «Что я должен полезного сделать, чтобы отблагодарить Бога за Его великий дар – ЖИЗНЬ?»
А что же воспитатель? О чем он думает, глядя на тот хаос, который его окружает в повседневной жизни? Если воспитатель страдает от своей эмоциональной глухоты, то и детям приходится нелегко. Очень важно уметь понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывая, что: если ребенок живет во вражде – он учится агрессии, если ребенка постоянно критиковать - он учится ненависти, если ребенка хвалят – он учится быть благодарным, если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей, если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Эти тропы уже неотделимы. Наверное, это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение –
детский сад №34 "Светлячок" г. Кызыла
Сценарий
игрового тренинга для старших дошкольников
«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Педагог-психолог
Хертек Лада Валерьевна
К Ы З Ы Л -2 0 1 6
Сценарий игрового тренинга для старших дошкольников
«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Основная образовательная область: социально-коммуникативная.
Цель тренинга:
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками через обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепление знаний о понятиях «добро», «доброта», «добрый человек», «добрый поступок»
•Обучение взаимодействовать парами, коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Коррекционно- развивающие:
• Коррекция импульсивности, сосредоточения собственных действий.
• Развитие внимания, интереса, фантазии, умения эмоционально реагировать на поступки и события.
• Развитие коммуникативных навыков детей.
•Развитие тонких тактильных ощущений, мелкой моторики.
3. Воспитательные:
• Привитие любви к сказкам.
•Воспитание доброжелательных отношений между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу.
•Воспитание желания, готовности совершать добрые поступки.
•Воспитание желания прийти на помощь попавшему в беду, позаботиться о нем.
•Совершенствование навыков позитивной коммуникации.
• Воспитание чуткости, отзывчивости, умения сопереживать.
•Воспитание умения доставлять радость от совместной деятельности.
Методы:
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения.
Методы наглядные: демонстрация сказочных героев, демонстрация способов приклеивания цветных геометрических фигур на материале, использование ТСО.
Методы словесные: чтение послания сказочного героя педагогом-психологом, загадывание загадок.
Методы игровые: тренинг полностью проходит в форме игры и воображаемой ситуации.
Интеграция образовательных областей в виде путешествия, которые дают формирование предпосылок к УУД на данном тренинге:
Социально- коммуникативное развитие –
усвоение нравственной ценности доброты,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, совместная деятельность со сверстниками, саморегуляция собственных действий.
Познавательное развитие – развитие познавательной мотивации, воображения, творческой активности.
Речевое развитие – понимание на слух текстов, владение речью как средства общения и культуры, коммуникативное взаимодействие с педагогом.
Художественно-эстетическое–восприятие музыки, звуков природы, и их переживание
Физическое развитие–развитие крупной, мелкой моторики, саморегуляция в двигательной сфере, релаксация.
Коррекционно-развивающий игровой тренинг построен на партнерском взаимодействии: взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Форма организации – подгрупповая.
Необходимое оборудование: Телевизор, ноутбук, шнур, удлинитель, магнитофон с пультом управления, 2 колонки, 2 стола, 8 маленьких стульев. К каждой табличке прикреплено задание, письмо-карта, дуги – 2 штуки, бревна – 3 штуки, пластиковые стаканы – 4 штуки, 1 большой гелевый шар с длинным шнуром, 4 гелевые шары, зеркала маленькие – 6 штук, белое или голубое покрывало, сшитое по краям ватой, черная ткань размером 1x1 метр, самоклеющаяся цветная бумага, детали лица по 4 штук, фотографии отрицательных героев сказок.
Ход тренинга:
Организационная часть:
Дети стоят полукругом.
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята!
Приветствие. У вас есть тепло ваших сердец, которое можно почувствовать. Давайте, почувствуем. Теперь это тепло в ваших ладонях. И я предлагаю поздороваться друг с другом рукопожатием, по кругу.
В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.
- Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите – послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам! Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино! Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым ребятам. Меня и моих друзей заколдовал злой Волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того чтобы сделать такими же злыми как он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Мы не хотим быть злыми! Помогите! Спасите нас!»
- Ребята, как вы думаете, мы дружные и добрые? А мы сможем помочь Буратино и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им!
- Рассмотрим Карту. На карте показаны острова и указаны они цифрами. Давайте полетим на воздушном шаре от одного острова к другому. Нас ждут серьезные испытания! Держитесь за длинную веревку. Готовы, ребята? Полетели!!
Звучит аудиозапись «шум ветра».
Остров № 1 «Сиамские близнецы» (разогрев).
Цель: научить работать сотрудничать, работать в парах.
Психолог: Вот и первое испытание. Что это? (цифра 2). Как вы думаете, что он означает? Почему на острове все по два, парами? Два мальчика, две девочки. Прочитаем задание злого Волшебника.
Инструкция. Вы и ваш партнер – одно целое, вы как сиамские близнецы. И должны пройти все препятствия.
В качестве препятствий служат дуги (под ним надо пролезать) и бревна (через них надо перешагивать). Да, молодцы! Делимся на пары по желанию. Кто с кем дружит, с кем приятно вместе играть, выполнять задание.
Психолог: Молодцы, ребята! Мы преодолели первое задание.
Полетели дальше!
Звучит аудиозапись «шум ветра».
Остров №2 «Заколдованный остров»
Цель: научить ребят работать в парах. Развить умение выразительно выражать отдельные эмоциональные состояния.
Круглый стол. На столе прикрепленные пластиковым стаканам стоят воздушные шарики (1 шарик на двоих). Детали для аппликации, выражающие эмоциональные состояния.
Психолог: Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут сказочные герои, персонажи, но они заколдованные, если мы их не расколдуем, они останутся злыми навсегда! Что нам надо сделать? Нам надо их расколдовать, сделать их добрыми!
Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку.
Психолог: Посмотрите, ребята, получилось ли у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики). Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше.
Звучит шум ветра. Дети «летят» к острову Великанов.
Остров №3 «Остров Великанов».
Цель. Научить сосредоточению, коррекция импульсивности.
Психолог: Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Сейчас они спят. Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом, чтобы не разбудить их. Послушайте, на карточке задание – загадки.
Инструкция. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, я сосчитает до трех, и на счет
«три» вы должны будете все вместе прошептать ответ на загадку.
Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….. (Айболит).
- Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
- Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился, по дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).
Психолог: Сложно было держать ответ при себе? Кому хотелось прокричать отгадку? Здорово! Вы справились с этим заданием. Не разбудили Великанов и путь открыт!
(звучит шум ветра). Дети направляются к острову Волшебных зеркал.
Остров №4 «Волшебные зеркала»
Цель: Развить уверенность в себе.
Необходимо круглое зеркало с ручкой.
Психолог: Дети, мы попали на остров Волшебных зеркал, который не пропустит нас дальше, если мы не выполним задание.
Инструкция. Передавая друг другу зеркало, вам нужно по очереди громко похвалить себя каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах – о том, что любит или ценит в себе.
Психолог: Ура! Мы прошли еще одно испытание. А на следующий остров я предлагаю полететь на облаке. Согласны? Тогда вперед!
Релаксация
Цель. Снятие психомышечного напряжения.
Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.
- Ребята, каким вы представляете себе облако?
Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.
Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.
Психолог: Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…Еще раз…и еще раз…вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как, будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнца, которое касается вас теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышко на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь. Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за что оно нас так хорошо прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.
Психолог подводит детей к острову Злого Волшебника.
Психолог: И вот мы с вами попали на последний остров – это остров злого Волшебника. На
нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо помочь им улететь с этого острова. Вы помните письмо Буратино? Он боится стать злым, он хочет остаться добрым.
Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:
- Кого мы можем назвать добрым человеком?
- Какие поступки совершают добрые люди?
- Как мы можем определить, что человек добрый?
- Ребята! С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете.
Злой Волшебник заколдовал ковер-самолет черной краской, и теперь он не может лететь. Что же делать? Как вы думаете? Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.
На стене так, чтобы дети могли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.
Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер-самолет, чтобы глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он мог снова лететь?
Рефлексия «Ковер-самолет»
Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.
Психолог: Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого Волшебника. Мы с вами дошли до конца испытания и можем лететь обратно, вернуться в садик. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!». Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.
Якорение. Буратино благодарит всех вас и говорит «Спасибо!» и дарит на память о нашем Волшебном путешествии карту, возьмите их с собой в группу. До свидания!
Основная использованная литература:
- Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. «Подготовка ребенка к школе», М., 1991 г.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. Москва; Воронеж, 2014г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я Дошкольники.М., 2012г.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2013.