Курс по выбору: "За здоровый образ жизни". 7 классы
Курс по выбору: "За здоровый образ жизни". 7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pilipchuk_ia.poyasnitelnaya_zapiska.za_zozh.doc | 163 КБ |
ktp_zdorovyy_obraz_zhizni.xls | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья обучающихся, как наиболее массового контингента детей и подростков. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием-забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации. Эти факторы оказывают предпосылки для развития у обучающихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопление избыточной массы тела.
В связи с этим одной из приоритетных задач данного курса является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Основным средствами для решения этих задач являются: физическая культура, спорт, валеологизация школьного обучения, гигиеническое и медицинское просвещение, пропаганда ЗОЖ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст. 28
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427,от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39
Предложенная программа курса разработанна для учащихся 7 классов и призвана решать следующее:
Предметом обучения физической культуры в школе является двигательная детельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества , осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление творчество и самостоятельность.
Цель:
Создание благоприятных условий , сохранение и развитие здоровья обучающихся, на основе выработки и закрепление навыков здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
-Укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения гимнастическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.
Воспитательные задачи:
-Формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Развивающие задачи:
-Развивать у учащихся осознанное отношение к вопросам сохранения собственного здоровья;
-Развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формам активного отдыха и досуга.
Данный курс «За здоровый образ жизни» является межпредметным , практико-ориентированным. Программа рассчитана на 17.5 часа.
Отчетность по итогам проведения курса проводится в форме текущего контроля. Он организуется в виде подготовки учащимися сдачи тестов по теоретическом разделе курса, а также в форме практических нормативов ГТО, общей физической подготовки.
Важный аспект в работе по программе данного курса-подготовка к олимпиаде учащихся 7 классов.
2. Результаты освоения предмета (7 классы)
Учащийся научится:
•рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
•характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
•раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
•разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
•руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
•руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
•составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
•классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
•самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
•тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
•выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
•выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
•выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
•выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
•выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
•выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
•выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
•выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
•выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Учащийся получит возможность научиться:
•характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
•характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
•определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
•вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
•проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
•проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
•выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
•преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
•осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
•выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
•выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
•проплывать учебную дистанцию вольным стилем.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
- Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность[1]
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и правила. Плавание. Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна. Подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и скольжении. Плавание на груди и спине вольным стилем. Лыжные гонки:[2] передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, пере лазанье, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный план МБОУ СОШ №46 с УИОП предусматривает обязательное изучение физической культуры в 7- х классах в объеме 70 часов из расчета 2 часа в неделю
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз.
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Тематический план:
№ | Название раздела | Количество | |
По плану | По программе | ||
1 | Легкая атлетика | 18 | 18 |
2 | Гимнастика и элементы акробатики | 14 | 14 |
3 | Лыжная подготовка | 16 | 16 |
4 | Баскетбол | 10 | 10 |
5 | Волейбол | 12 | 12 |
Итого | 70 | 70 |
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
IV. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 13 до 15 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – виды испытаний (тесты) и нормативы)
№ | Виды испытаний (тесты) | Нормативы | |||||||||||||||
Мальчики | Девочки | ||||||||||||||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | ||||||||||||
Обязательные испытания (тесты) | |||||||||||||||||
1. | Бег на 60 м (с) | 10,0 | 9,7 | 8,7 | 10,9 | 10,6 | 9,6 | ||||||||||
2. | Бег на 2 км | 9.55 | 9.30 | 9.00 | 12.10 | 11.40 | 11.00 | ||||||||||
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | - | - | - | |||||||||||
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 4 | 6 | 10 | - | - | - | ||||||||||
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | - | - | - | 9 | 11 | 18 | |||||||||||
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | - | - | - | 7 | 9 | 15 | |||||||||||
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | ||||||||||
Испытания (тесты) по выбору | |||||||||||||||||
5. | Прыжок в длину с разбега (см) | 330 | 350 | 390 | 280 | 290 | 330 | ||||||||||
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 175 | 185 | 200 | 150 | 155 | 175 | |||||||||||
6. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | 30 | 36 | 47 | 25 | 30 | 40 | ||||||||||
7. | Метание мяча весом 150 г (м) | 30 | 35 | 40 | 18 | 21 | 26 | ||||||||||
8. | Бег на лыжах на 3 км (мин, с) | 18.45 | 17.45 | 16.30 | 22.30 | 21.30 | 19.30 | ||||||||||
или на 5 км (мин, с) | 28.00 | 27.15 | 26.00 | - | - | - | |||||||||||
или кросс на 3 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |||||||||||
9. | Плавание на 50 м (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | 0.43 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 | ||||||||||
10. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 | ||||||||||
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 | |||||||||||
11. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | Туристский поход с проверкой туристских навыков на дистанцию | |||||||||||||||
Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | |||||||||||
Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
* Для бесснежных районов страны.
** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим Требованиям.
2. Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Лист корректировки рабочей программы
по физической культуре
№ урока | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |