Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Денисова Нина Васильевна учитель химии МОУ СОШ№2 Спирово. Тверская область.
Для эффективного определения интересов и склонностей учащихся в процессе обучения уделяю достаточное количество времени для выполнения творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить. При этом уровень подготовленности каждого учащегося к самостоятельному выполнению исследуемых заданий определяю как с качественной, так и с количественной стороны
Главный акцент в своей работе делаю на развитии умения работать с информацией и формировать стиль мышления. Всё это необходимо учащимся для обработки любой информации и формулирования собственных выводов. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. В связи с этим методический аспект организации процесса обучения творческому мышлению является значимым, особенно в курсе химии.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Для проведения практикума и его применения в проектной деятельности неоценимую помощь оказывает оборудование кабинета химии МОУ СОШ №2.
В 2010-2011 учебном году были выполнены учащимися проектно-исследовательские работы:
- «Анализ воды из различных источников», работу выполнил Павлов Платон ученик 8 «А» класса,
- «История открытия Периодического закона» работу выполнили ученица 8 «А» Чехранова Алена и ученица 8 «Б» класса Чистякова Анастасия
В 2011-2012 учебном году:
Внеклассное занятие на тему: «Посвящение, в химики» в котором принимали участие учащиеся 8 «А». На занятии в игровой форме ребята получали представление о науке химии, о химических превращениях, о значении химии в жизни человека……….
В 8 «Б» классе было проведено внеклассное занятие «Проектно-исследовательские методы обучения учащихся» «Вода, которую мы пьем».
В 2012-2013 учебном году были выполнены учащимися проектно-исследовательские работы:
- «Определение витамина С во фруктах и соках промышленного производства».Лауп Виолетта 9 «А» класс
- «Анализ меда» работу выполнили ученица 9 «А» Магомедова Хадижат
Организация проектно-исследовательской деятельности у наших учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ проектно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.
Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет существенно повысить инициативу и активность учащихся в жизни школы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа « Вода которую мы пьем»
Цель: Химический анализ воды из природных источников.
Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками ,реагенты.
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
«Изучение внешнего вида образца воды: цвет, запах ,прозрачность, наличие твердых частичек или пятен.»
Опыт № 1 Определение прозрачности воды.
Цель .Определить прозрачность воды органолептическим методом.
Оборудование: Цилиндр, печатный текст.
Объект исследования: пробы води из природных водоемов.
Проведение исследования.
-Устанавливаем цилиндр на печатный текст и вливаем дистиллированную воду ,следя за тем ,чтобы можно было читать текст через воду.(Читабельность текста 20см.)
-Вновь устанавливаем цилиндр на печатный текст и вливаем исследуемую воду ,следя за тем ,чтобы можно было читать текст через воду .Измеряем высоту столбцов линейкой(Читабельность печатного текста 10см.)
Вывод .
Опыт № 2 Определение запаха.
Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом.
Оборудование: Коническая колба, пробка.
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
В коническую колбу с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии.
Открываем колбу и отмечаем характерный запах.
Вывод.
Опыт № 3 Определение мутности воды
Цель :Определить чистоту воды органолептическим методом.
Оборудование: Штатив с пробирками ,лист темной бумаги
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ.
Вывод
Опыт №4 Определение цветности воды
Цель :Определить цветность воды органолептическим методом.
Оборудование: Штатив с пробирками, лист белой бумаги
Объект исследования: вода из природных водоемов.
Проведение исследования.
Исследуемую воду наливаем в четыре пробирки в количестве 5-6 мл. и определяем ее цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечая наиболее подходящий оттенок.
Проводим визуальное наблюдение, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.
Вывод .
Опыт №5 Определение pH
Цель :Определить рН раствора
Оборудование: Штатив с пробирками, унтрерсальная индикаторная бумага.
Объект исследования: вода из природных водоемов.
Проведение исследования.
Сполоснули стакан исследуемой водой и налили в него немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками взяли одну полоску индикаторной бумаги и сравнили с цветом шкалы. Записали цифру, помещенную под наиболее подходящей к нашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное вами значение рН.
Вывод .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: определить качество питьевой воды . Задача: Изучение внешнего вида образца воды: цвет, запах ,прозрачность, наличие твердых частичек или пятен.
Предмет исследования: вода Объект исследования: водопроводная и фильтрованная вода.
Были использованы методы исследования: -метод эксперимента; - органолептический метод; -анкетирование.
Сравнение качества воды Вода из крана Фильтрованная вода
Опыт № 1 Определение прозрачности воды . Цель .Определить прозрачность воды органолептическим методом. Оборудование: Цилиндр, печатный текст. Объект исследования: пробы води из природных водоемов. Проведение исследования. -Устанавливаем цилиндр на печатный текст и вливаем дистиллированную воду ,следя за тем ,чтобы можно было читать текст через воду.(Читабельность текста 20см.) -Вновь устанавливаем цилиндр на печатный текст и вливаем исследуемую воду ,следя за тем ,чтобы можно было читать текст через воду .Измеряем высоту столбцов линейкой(Читабельность печатного текста 10см.) Вывод .Исследуемая вода не прозрачная. Текст читается на высоте столбца 20 см.Степень прозрачности исследуемой воды. W (прозрачности) 10/20 =50% Жирнова Ирина и Заикин Евгений Определить прозрачность воды
Опыт № 2 Определение запаха. Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом. Оборудование: Коническая колба, пробка. Объект исследования: пробы воды из природных водоемов. Проведение исследования. В коническую колбу с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии. Открываем колбу и отмечаем характерный запах. Вывод. Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья.
Опыт № 3 Определение мутности воды Цель :Определить чистоту воды органолептическим методом. Оборудование: Штатив с пробирками ,лист темной бумаги Объект исследования: пробы воды из природных водоемов. Проведение исследования. В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ. Вывод .Вода слабо мутная, осадок заметный. Высота осадка 2мм.
Опыт №4 Определение цветности воды Цель :Определить цветность воды органолептическим методом. Оборудование: Штатив с пробирками, лист белой бумаги Объект исследования: вода из природных водоемов. Проведение исследования. Исследуемую воду наливаем в четыре пробирки в количестве 5-6 мл. и определяем ее цветность, руководсвуясь ниже приведенной шкалой, отмечая наиболее подходящий оттенок. Проводим визуальное наблюдение, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении. Вывод .Вода водопроводная источника светло-желтая.
Анализ среды рН Сухими чистыми руками взяли одну полоску индикаторной бумаги и сравнили с цветом шкалы. Записали цифру, помещенную под наиболее подходящей к нашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное вами значение рН . Определение рН Васильев Данила определяет значение рН
Вывод: Прозрачность Запах Мутность Цветность Определение pH ВОДОРОВОДНАЯ ВОДА Читабельность текста 20см. Характерный запах Отсутствие взвешенных частиц светло-желтая рН=7 ФИЛЬТРОВАННАЯ ВОДА Читабельность текста 10см. Без запаха Наличие взвешенных веществ прозрачная рН=7
Опыт №4 Определение цветности воды Цель :Определить цветность воды органолептическим методом. Оборудование: Штатив с пробирками, лист белой бумаги Объект исследования: вода из природных водоемов. Проведение исследования. Исследуемую воду наливаем в четыре пробирки в количестве 5-6 мл. и определяем ее цветность, руководсвуясь ниже приведенной шкалой, отмечая наиболее подходящий оттенок. Проводим визуальное наблюдение, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении. Вывод .Вода из природного источника светло-желтая.
Прозрачность Запах Мутность Цветность Определение pH ВОДОРОВОДНАЯ ВОДА .Текст читается на высоте столбца 1 0 см.Степень =50% Характерный неприятный запах Вода слабо мутная, осадок заметный. Высота осадка 2мм. Вода светло-желтая. рН=7 ФИЛЬТРОВАННАЯ ВОДА Читабельность текста 2 0см . Отсутствие ощутимого запаха Отсутствие взвешенных частиц Вода бесцветная. рН=7 Вывод:
Выводы. В процессе работы мы: ознакомилась с видами, составом воды. провели исследование органолептических показателей воды; изучили и освоила экспресс – методы определения качества воды;
Литература. 1.Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. - М.: АПКиПРО , 2002. 2..Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.