ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ.
МОУ СОШ№2 Спирово. Тверская область.
учитель химии Денисова Нина Васильевна.
Решение вопроса о том, когда и какую самостоятельную работу проводить на уроках, определяется следующим моментами: цель урока, особенности учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
В целях подготовки учащихся к лучшему усвоению нового материала в начале урока можно организовать самостоятельную работу, задания которой должны включать такие вопросы и задачи, чтобы, решая их, учащиеся вспомнили те понятия и факты, без которых невозможно продуктивное усвоение.
Основная цель самостоятельной работы учащихся на заключительном этапе урока – совершенствование знаний, но тех, которые приобретаются на данном уроке.
Чем ближе к началу изучения темы, чем меньше знаний и умений имеют учащиеся по конкретным вопросам, которые изучаются в данной теме. Следовательно, на этом этапе им нужно приобрести определенный запас сведений и умений. С целью накопления знаний учащимися проводят самостоятельные работы репродуктивного характера. Чем дальше продвигаются учащиеся в изучении темы. Тем все больше возможностей проявляется для выполнения частично- поискового и исследовательских заданий на уроках. Так происходит циклическая смена усложняющихся по характеру учебной деятельности самостоятельных работ.
Задачи – это необходимый метод, который играет большую обучающую роль при осуществлении дидактических целей урока: восприятия знаний, применения, закрепления и их проверки. Задачи должны способствовать значительному расширению и углублению познавательной деятельности учащихся, формированию отвлеченного мышления, а оно в свою очередь обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ науки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игровая ситуация способствует быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Дидактическая задача игры – прочное усвоение знаний. Под влиянием увлеченности, трудоемкий материал усваивается легче и успешнее, так как присутствует в игре главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении задач.
Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения и мышления, что оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения целом.
Дидактическая игра – это методическое средство, позволяющее включить ученика в активную творческую учебную деятельность.
Элементы забавы служат средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в игре необходимо знание предмета.
ЭСТАФЕТА РАСЧЕТНЫХ ФОРМУЛ.
Цель игры. Совершенствовать память, внимание и закрепить умения записывать химические формулы, для решения задач по химии.
Описание игры. Каждая команда получает листочек-веер, на обороте каждой странице которого, написано название химической величины. По сигналу игроки, раскрывают первую страницу и напротив указанной величины пишут формулу. Побеждает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
РУКИ ВВЕРХ.
Цель игры. Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «физические и химические явления», развивать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.
Описание игры. Учитель перечисляет явления, учащиеся внимательно слушают. Если названо химическое явление, то учащиеся поднимают руки вверх, если физическое – руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку. Дает определение и приводит 2-3 примера явлений.
ЦЕПОЧКА.
Цель игры. Активизировать внимание учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.
Описание игры. Учащиеся, сидящие за первыми столами, по команде записывают на листе название химического элемента и передают листок следующему ученику, который должен написать рядом название другого элемента, начинающего на букву, которой кончается первое слово. Побеждает та команда, которая составит более длинную цепочку.
І. Игровые формы, используемые для проверки и закрепления знаний.
ДРЕВО ЖИЗНИ.
Каждый ученик пишет записку, в которой задается трудный на его взгляд вопрос по тексту учебника. Затем заворачивает записку, крепит его скрепкой к дереву. Дерево может быть нарисовано на бумаге с прорезями для скрепок. Можно использовать и крупное комнатное растение, к которому записки прикрепляются крючками из больших скрепок.
Двое учеников подходят к дереву, по очереди «срывают листья» и как можно более полно отвечают на вопрос. Остальные оценивают вопрос и ответ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН.
В течение определенного времени надо ответить на максимальное число вопросов ( по определениям, для закрепления или проверки усвоения материала).
1.Положительнозаряженные частицы - ...(катионы).
2.Отрицательнозаряженные частицы - .....(анионы).
3.Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -
7.Вещества, водные расплавы и растворы которых не проводят электрический ток - ....
8.Процесс распада электролита на ионы при растворении в воде и расплавлении -
ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ.
Это форма отличается от интеллектуального марафона тем, что нужно согласиться ( «да») или не согласиться ( «нет» ) с предложенным утверждением.
1.Д.И.Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации.
2.Азотную кислоту называют «царской водкой».
3.Азотная кислота образует кислые соли.
ІІ. Игровые формы, используемые при изучении нового материала.
ФЕХТОВАНИЕ.
Учащиеся разбиваются на пары научных противников. Учитель задает проблемный вопрос. Противник слева в каждой паре предлагает решение проблемы, а противник справа выдвигает контраргументы, пытаясь опровергнуть предложенное решение. В конце концов, противники могут придти к общему решению и остаться при своих мнениях. В последнем случае противники могут поменяться ролями. По завершении научного спора учитель определяет правильность ответов и пары, и наиболее активно обсуждавшие поставленные проблемы.
АРХИМЕД.
Эта форма используется при решение творческих задач.
Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи, которое стало законом Архимеда.
На работу с предлагаемыми творческими задачами отводится 10 минут. Сначала нужно предложить идею решения. Затем количество идей, самых разных, самых фантастических, вы предложите, тем лучше. На это дается 5 минут. Идеи фиксируются в тетрадях, а затем на доске. Затем надо предложить решения проблем (их кратко записывают в тетрадях), на что дается также 5 минут.
ФАНТАЗЕР.
Предлагаются творческие задачи, требующие определенной доли фантазии.
1.Придумайте несуществующий «супер…..»
2.Предложите проблему, решений которой обогатило бы человечество. Какие могли бы быть пути решения этой проблемы?
3.Придумайте прибор, необходимый в домашнем хозяйстве, но не существующий. Какими должны были бы быть его технические характеристики?
Оценку выполнения заданий можно провести, пустив листки по кругу. Каждый учащийся может оценить фантазию одноклассников.
Эту игровую технологию можно использовать и как домашнее задание.
ІІІ. Игровые формы, способствующие применению знаний на практике.
ТЫ - МНЕ, Я – ТЕБЕ.
Эту форму можно использовать при изучении темы «ПЗ и ПСХЭ»
Класс делится на две группы: сторонники ……………….
Известно, что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре. Объясните, с какой целью.
Представители обеих групп в споре отстаивают свои точки зрения. Необходимо следить, чтобы аргументы сторон были убедительными, т.е. достаточно обоснованными.
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ.
Учащимся предлагается сформулировать и записать три самых веских, на их взгляд, аргументы в пользу……………..
Работу можно провести в группах. Через определенное учителем время группы сравнивают и обсуждают свои результаты. Если приведенные аргументы совпадают, устанавливаются причины, по которым они выработаны. При несовпадении аргументов нужно разобраться в причинах несовпадения взглядов.
Эту форму можно использовать при изучении как в целом всей темы …………. , так и отдельных подтем:……………..