ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Тема формирование систем понятий является одной из самых серьезных и наболевших проблем, несомненно, заслуживает особого внимания.
Обработано большое количество научного материала, проведено исследование проблемы на уроках химии в основной школе. Практическое воплощение этой задачи в обучении возможно лишь в том случае, если учебный материал, отражает ту или иную область химии, приведен в единую систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sistem_ponyatiy_pri_obuchenii_himii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Для организации формирования систем химических понятий важно исходить из целостного понимания этого процесса, в котором реализуются в единстве образования, воспитание и развитие учащихся. Осознание целостности данного процесса наиболее успешно достигается построение прогностической модели - целостного процесса формирования систем понятий.
Модель связывает воедино объективно существующие стороны процесса формирования систем понятий: содержательно-целевую, процессуально - деятельностную и результативно-оценочную.
Содержательно-целевая сторона формирования систем понятий направляет весь этот процесс. Цель- это предполагаемый результат формирования тех или иных понятий.
Процессуально - деятельностная сторона отражает процесс формирования систем химических понятий в обучении.
Существенной в формировании систем понятий является оценочно-результативная сторона этого процесса.
В оценке достижения целей обучения важным являются, показатели качества и уровней сформированности у учащихся систем понятий и умений раскрывает их содержание моделировать их структуру, реализовать их основные функции.
Анализ состава понятий курса химии показывает, что различны по содержанию и объему, по характеру отображаемых объектов, по способу образования и развития, по форме выражения, по уровню сформированности, обобщенности и абстрактности. Различна их дидактическая роль в обучении. Одни понятия фундаментальны, по сути и назначению, широки по охвату обобщаемых в них объектов (понятия о растворах, о химических соединениях). Другие узки по объему, выполняют частные цели (понятия об алюмотермии, о керамике, о взвесях). Одни из них фундаментальные, теоретические (химическая связь, механизм реакции), другие эмпирические (условия протекания)
Система первоначальных понятий о химической реакции.
Явления
_______________________________
Физические (изменения не приводят Химические(результатом является
к образованию новых веществ) образование новых веществ)
↓
Химические реакции Условия Исходные вещества(реагенты) Продукты реакции ↓ ↓ состав, свойства признаки состав, свойства Количество и качество атомов при реакции сохраняются. |
Типы реакций. ___________________________________________________________
1)разложения 2)соединении 3)замещения 4)обмена
АВ=А+В А+В=АВ С+АВ=А+СВ АВ+СД=АД+СВ
m (реагентов) =m (продуктов реакции)
Закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов)
Следствия
___________________________________
Уравнения реакции, коэффициенты Решение химических задач по уравнениям.